18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины " проходили пред градом, простирая свои мечи " . Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. " Город едва не был поднят на копье " , - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля. Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора " любви и мира " . В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии. Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской " Хроники Феофана " говорит, что " посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено " . Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий , учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Ночь 23 на г. Убийство Императора Михаила III кесарем (соправителем), бывшим его конюхом Василием Македонянином. 867–886 гг. Император Василий I Македонянин. Македонская династия. г. Низвержение св. Патриарха Фотия. 867–877 гг. Второе патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 867 г. Римские клирики Епископ Формоза Портуенский и пресвитер Павел Популонский в Болгарии. Болгарским посольством в Рим (во второй половине 867 г.) св. Царь Борис выразил желание, чтобы Формоза стал бы болгарским Архиепископом. Папа Николай I из-за ненависти к Формозе, так как считал, что он домогается папского престола, отказал св. Царю Борису и отозвал Формозу. [Епископ Формоза был ярым папистом, т. е. приверженцем господства папской власти над всей вселенской Церковью, придерживающийся к filioque, триязычник, т. е. радетель совершения богослужения только на трех языках, антиконстантинополец, т. е. противник Восточной Православной Церкви в лице Вселенской Патриархии в Константинополе, аскет (а аскетизм плюс еретизм приводит к беснованию). Позднее – римский папа. После смерти вытащен из могилы, судим и поруган папой Стефаном в 896/7 гг. Его труп с отрезанными пальцами сбросили в р. Тибр.] 13.XI.867 г. Смерть папы Николая I. 14.XII.867–14.XII.872 г. Время папства папы Адриана II. Он был противником Формозы, осудил Константинопольский собор 867 г. и признал filioque. 867/8 г. Папское посольство в Болгарии, сопровождаемое болгарскими послами в Рим. Февраль 868 г. Св. Царь Борис выгнал интригантствующего против Формозы пресвитера Павла Популонского и отослал его вместе с Формозой. Формоза должен был покинуть Болгарию, так как его отозвали. Февраль 868 г. Болгарское посольство в Риме во главе с кавканом Петром. В составе делегации были Епископы Формоза Портуенский и Павел Популонский. С ними был греческий монах Власий Аморейский, возможно как переводчик. Св. Царь Борис просил, чтобы Архиепископом для Болгарской Церкви был бы рукоположен и назначен диакон Марин, дипломат, друг Формозы, позднее – папа римский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обвинительные материалы 1195 против папы рассылались не только но всему Западу, но были посланы и на Восток, и патриарх Фотий решил воспользоваться эгими документами 1196 несмотря на то, что к 867 г. конфликт между папой и германскими епископами был давно улажен 1197 . На Константинопольском соборе 867 г. было рассмотрено дело папы Николая по обвинению западных клириков, в результате чего папа был анафематстъован. С точки зрения канонического права разбор дела папы не только в его отсутствие, но даже без его извещения делал это осуждение совершенно незаконным. После осуждения папы византийский император Михаил III и Фотий сразу же направили письмо западному императору Людовику II, в котором они просили силой сместигь папу Николая с престола 1198 . Однако вместо этого спустя несколько дней после собора 867 г. сам патриарх Фотий был смещен новым императором Василием Македонянином и отправлен в ссылку. На патриарший престол был возвращен Игнатий, а послы, которые везли Людовику II документы собора 867 г., были возвращены с половины пути. Вместо них в Рим были направлены другие послы с просьбой прислать в Константинополь папских легатов для водворения мира в Восточной Церкви. Папа Николай умер в ноябре 867 г., видимо так никогда и не узнав о своем мимолетном осуждении и о немедленном восстановлении своего имени в диптихах Константинополя в течение бурного 867 г. Папа Адриан II (867–872 гг.) прислал легатов, и в 869 г. Константинопольский собор отменил решения соборов 859 и 861 гг., вынесенные против патриарха Игнатия, а также сжег акты собора 867 г. Фотий и его сторонники были анафематствованы. Однако в скором времени Фотий вернулся из ссылки и примирился с патриархом Игнатием. После смерти последнего Фотий, по желанию императора, снова занял патриарший престол и немедленно приступил к торжественной реабилитации своей прежней деятельност и. Созванный Фотием огромный собор 879–880 гг., куда были приглашены и легаты от Римского папы Uoahha VIII (872–882 гг.), признал Фотия совершенно правым во всем, отменил и осудил все решения, когда-либо принятые против него 1199 , и анафематствовал всех его непримиримых противников 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

В 831 году он повторно женился на Феодоре, родом пафлогонянке, наполовину армянке. С ней в императорсий дворец вошло иконопочитание. В 833 году он поставил патриархом своего бывшего воспитателя, давшего ему блестястещее образование – Иоанна Грамматика (833–842 гг.), такого же фанатичного иконоборца. § 24. Торжество Православия. Патриархи Мефодий (842–847 гг.) и Игнатий (847–857, 867–877 гг.) Как и 70 лет назад, заслуга восстановления иконопочитания принадлжала женщине. После смерти в 842 году императора Феофила у власти в качестве ргентши при его трехлетнем сыне Михаиле III встала его супруга Феодора (842–856 гг.), восстановшая иконопочитание с согласия братьев ее покойного супруга. Однако ее собственный брат, Мануил поначалу опасался противодействия иконоборческой партии, но и он согласился после того, как выздоровел от тяжелой болезни, во время которой, по убеждению монахов, дал обещание восстановить иконопочитание. Иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик был низложен и на его место поставлен ревностный иконопочитатель святитель Мефодий (842–847 гг). В начале 842 года он собрал собор, на котором была подтверждена святость VII Вселенского Собора, и иконопочитание было восстановлено. Затем, 11 марта 843 года в воскресенье на первой неделе Великого поста устроена была торжественная процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда днем торжества Церкви над всеми ересями, днем Православия. После этого иконоборческие епископы были низложены и место их заступили православные. Теперь из того уже обессилевшая и отжившая свое иконоборческая партия окончательно потеряла свою силу. Середина IX столетия в истории Византии стала временем культурного подъема, чему энергично способствовало правительство Варды. В императорском Магнабрском дворце он основал высшую школу, где изучали все отрасли науки того времени. Его ректором стал видный ученый Лев Математик; одним из самых блестящих профессоров этого учебного заведения был Фотий, будущий Константинопольский патрирах; из этого же университета вышел и Константин Философ – святой Кирилл, создатель славянской азбуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 47. Георгий Монах (Амартол). Георгий Монах, часто определяемый ближе и при помощи прозвища Амартол, составил в царствование Михаила III (842–867) труд, обнимающий четыре книги и озаглавленный: Χρονικν σντομον κ διαφρων χρονογρφων τε κα ξηγητν συλλεγν κα συντεθν π Γεωργου μαρτωλο. О личности составителя мы знаем лишь то, что он был монах, что, впрочем, и помимо его прямых определений вроде μοναχς и μαρτωλς, ясно видно уже из монашеской тенденции труда, фанатической нетерпимости к иконоборцам и пристрастия к богословским отступлениям. Время жизни Георгия определяется из его вступления, где он называет Михаила III последним императором; кроме того, та необычная горячность, с которой он обращается против иконоборцев, показывает, что иконоборческое движение было еще свежо в его памяти. Закончена была его работа, как можно судить по одному месту, говорящему о продолжительности правления Михаила III, лишь незадолго до смерти этого императора, т. е. в 866 или 867 г. Всемирная хроника Геория Монаха обнимает всю историю мира от Адама до смерти императора Феофила в 842 г., момента чрезвычайной важности во внутренней истории Византии, прекращения иконоборчества. С течением времени к этому основному ядру различными авторами для частного употребления и по частным поводам присоединялись добавления, которые в некоторых рукописях доходят до 948 г., в других еще далее. Что это лишь добавления различных авторов, ясно из предисловия труда, где вполне определенно сказано, что последняя книга будет излагать историю императоров до Феофила (842). Кроме того, некоторые рукописи и к тому же старейшие (Cod. Coisl. 310. X века) заканчиваются, действительно, 842 г. и имеют выразительную приписку: τλος νταϑα το χρονιχο βιβλου; наконец, некоторые рукописи, захватывающие больший период времени, сохранили в этом месте (под 842 г.) замечание. Далее в изданном Muralt тексте, в конце продолжения под событиями 948 г., стоит такая заметка: τλος νταθα το χρονικο βιβλου    Δξα τ θε πντων νεκα. Τετλεσται κα το Λογοθτου ως δε τ χρονικ Γεωργου π τν δε μνον το λογοθτου.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

21 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (t 830; память совершается 26 января), брат преподобного Феодора Студита , с которым вместе подвизался под руководством преподобного Платона. За строгую подвижническую жизнь святой Иосиф был единогласно избран архиепископом города Со луни. Вместе с братом святитель Иосиф обличал незаконное бракосочетание императора Константина VI Порфирородного, за что был приведен в Константинополь, мучим голодом, а затем заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил I Рангав (811–813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине святитель Иосиф вновь вместе с братом, преподобным Феодором, пострадал за почитание святых икон. Святые братья были подвергнуты пыткам и заключены в темницу, из которой они были освобождены при императоре Михаиле Косноязычном вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание. Последние годы жизни святитель Иосиф провел в Студийском монастыре. Святые братья, преподобный Феодор и святитель Иосиф, известны как духовные песнописцы. 23 Святитель Георгий Никомидийский (IX век; память совершается 29 декабря) – митрополит греческого города Никомидия, проповедник, друг патриарха Фотия. По свидетельству патриарха Фотия, жизнь для святителя Георгия была высшим училищем, где он приобрел христианские добродетели – терпение и смирение. Святитель Георгий оставил после себя довольно много сочинений. Им написано множество слов, в основном на Богородичные праздники. Он также является творцом канонов на предпразднство Благовещения Богородицы, на Введение Ее во храм, на предпразднство Богоявления, в Неделю мытаря и фарисея, пророку Илие, честному животворящему Кресту, и множества других богослужебных песнопений. 24 Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (t 877 – 878; память совершается 23 октября), происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I, был свергнут с престола Львом Армянином, пятнадцатилетнего юношу заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила Игнатия в вере и благочестии. Впоследствии он стал игуменом монастыря, а в 846 г. избран патриархом Константинопольским и оставался на патриаршем престоле одиннадцать лет. В 857 г. он был свергнут с патриаршего престола за обличение Варды, дяди императора Михаила III (855867), правившего за малолетством племянника. Святитель Игнатий увещал Варду оставить греховную жизнь и обличал его беззакония. А когда Варда принуждал святителя постричь в монахини мать Михаила III, святую царицу Феодору (842855), чтобы удалить ее от управления государством, то патриарх Игнатий всенародно отлучил Варду от причастия. Святителя Игнатия подвергли мучениям, заставляя его отречься от сана, а затем отправили в ссылку. Вместо него на патриарший престол был возведен святитель Фотий. После изгнания Фотия в 867 г. императором Василием I Македонянином (867 – 886) святитель Игнатий был вызван из ссылки и патриаршествовал еще десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Конец 866 г. Письма папы Николая I Императору Михаилу III и Патриарху Фотию. Требует, чтобы бывший Патриарх Игнатий и Патриарх Фотий предстали перед ним для его суда (!), лишает Фотия сана и угрожает ему анафемой. Громы и молнии римского ересиарха не дошли до Патриарха Фотия, так как Император Михаил III запретил папским легатам ступать в империю. Зима 866/7 гг. Изгнание греческого духовенства из Болгарии. Начало 867 г. Немецкая миссия в Болгарии на короткое время, возглавляемая Епископом Ерменрихом (или Германриком) Пассауским. Зима (ноябрь) 867 – до лета 870 г. Период пребывания латинского духовенства в Болгарии, окончившееся определением Константинопольского Софийского церковного собора 28. II. 870 г. о принадлежности Болгарии как церковного диоцеза юрисдикции Вселенской Константинопольской Патриархии. 866/867 гг. Возвращение обратно в Болгарию изгнанных из Рима еретиков – левкианов (новацияне ?), изгнанных ранее из Болгарии св. Царем Борисом по настоянию св. Патриарха Фотия. (ГИБИ, т. VI, с. 71–72.) Начало 867 г. Послание св. Патриарха Фотия восточным Патриархам в связи с болгарским церковным вопросом. (ГИБИ, т. IV, с. 99–100; Сборник от Посланията на Цариградския Патриарх Фотий и Отговорите на nana Николай I по допитванията на българите, C., 1994.) Великий пост – май-сентябрь 867 г. Собор в Константинополе восточных Патриархов, созванный св. Патриархом Фотием по болгарскому вопросу. Чтобы польстить и привлечь на сторону Византии немецкого императора Людвига, его удостоили титулом Imperator Romanorum (!). Анафема против папы Николая I, католики провозглашены отступниками, еретиками и антихристами. Лето 867 г. Письмо Императора Михаила III св. Царю Борису против латынян. (Письмо не сохранилось. Царь Борис переслал его папе Николаю I и о нем известно из Ответов папы Николая на вопросы Царя Бориса. Nicolaus papa, Epistolae, p. 293; ЛИБИ, т. с. 64–65.) Между 860–867 гг. Первое крещение россов. Назначение греческого Епископа для них. (Окружное послание св. Патриарха Фотия, 35; ГИБИ, т. IV, с. 102.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010