Во всех основных редакциях Студийского устава - таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества посл. трети XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144),- Б. г. находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Б. г. заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т. е. комментарием к самим Б. г.) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают нек-рые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии (см. ст. Благовещение Пресвятой Богородицы ). К Мессинскому Типикону близки Б. г. в Георгия Мтацминдели Типиконе (отражает афонскую практику сер. XI в.; фрагменты текста см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитал. (точнее, отрантскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830) и в Типиконе мон-ря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитал. Типиконов; в последних двух Типиконах Б. г. помещены не в месяцесловной, а в триодной части ( Пентковский. Типикон. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/Благовещенские ...

Книга восьмая Сохранившиеся отрывки Ин.12:3 .  Мария же вземши литру [фунт] мира нарда пистика [чистаго] многоценна, помаза нозе Иисуса и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони мира 826 В то время как Марфа служила, Мария, помазав Господа миром, совершила (до конца) любовь к Нему, и чрез двух (Марфу и Марию) конечный предел любви совершился. [Можно 827 направить рассуждение и к (духовному) созерцанию, так что Марфою назовем деятельную добродетель, а Мариею – духовное созерцание, которое идет позади деятельной добродетели, чрез которых полнейшую любовь ко Христу проявляем. Другие принимают Марфу, служащую Христу, в смысле образа ветхозаветного Писания, ибо история, преобразуемая в духовное созерцание, благоустрояет трапезу Спасителя, так как мы пользуемся многими (ветхозаветными) свидетельствами для доказательства догматов о Христе, а Марию – в смысле евангельского учения, наподобие мира намащающего ноги Господа, то есть Его бывшее на земле Домостроение, наполнившее благовонием всю землю, которая есть дом всего человечества. Другие Марфою называют иудейскую синагогу, желающую служить Богу чрез плотяные обряды, а Мариею – Церковь из язычников, приносящую Христу духовные жертвы и благоуханную веру и запечатлевающую Евхаристию из святой Его Плоти посредством таинственного причастия. Литру (фунт) приносит, что есть совершенный вес для совершенной веры, «дом же наполнился запахом мира». В качестве благовония знание о Христе должно было наполнить мир. Когда дом наполнился благовонием мира, то символически этим указан был тот (дом), который чрез непродолжительное время должен был совершиться духовно, ибо тотчас после страдания вся вселенная, как бы великий дом, наполнилась благовонием мира Христова. Таким образом, чувственным (миром благовонным) она предуказала духовное, ибо тело Его, подобно алавастру пронзенное (разбитое), наполнило весь мир благовонием знания. Ин.12:4–8 .  Глагола Иуда Искариот, един [от] учеников Его, хотяй Его предати 828 : чесо ради сие миро не продано бысть на триех стех динарий и дано бысть нищим 829 ? Рече же сие, не яко о нищих печашеся [ему], но яко тать бе и ковчежец имеяше и вметаемое ношаше 830 . Рече же Иисус: остави ю, в [на] день погребения Моего соблюде е 831 : нищыя бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате 832

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 5. История источников церковного права на востоке после разделения восточной и западной церквей § 80. Императорские законы, как источник церковного права 828 Теократический первосвященнический характер императорской власти, задатки которого обнаружились уже при первых христианских императорах, с течением времени проявился весьма наглядно в усвоении императором внешних знаков и принадлежностей архиерейского сана. В религиозных процессиях, который совершались императорами по большим праздникам, при царских выходах в софийский храм, императоры имели на себе облачение, подобное архиерейскому (митра, саккос, омофор), благословляли народ в качестве наместников Бога на земле и принимали даже некоторое активное участие в богослужении 829 . По свидетельству Никиты Акомината, императоры считали для себя невыносимой обидой, если их не признавали людьми богоподобными по образу, героями по силе, богомудрыми как Соломон, богодухновенными руководителями, вернейшим правилом из правил, одним словом непогрешимыми судьями дел божеских и человеческих, установителями догматов и судьями, наказывающими тех, кто не соглашается с ними 830 . По свидетельству других византийских писателей 831 , император Никифор Фока обратился к епископам с указом, которым определялось, что все церковные дела подлежат императорскому одобрению или неодобрению. Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, исключая из компетенции царской власти область священнодействия, говорит, что, за исключением этой области, все остальные прерогативы церковной власти представляет собою император, причем предполагается, что император действует законно и канонически 832 . Это последнее предположение, как необходимое, высказывалось и самими императорами, даже такими, которыми на самом деле издавались законы, в большей или меньшей степени, отступавшие от канонов 833 . Однако с другой стороны, высказывалось и то, что цари, по данной им власти свыше (κατ τν δεδομνην τος βασιλεσιν νωθεν κυριτητα), могут допускать исключения из всякого правила, гражданского или церковного, ибо тот, кому поручено Богом управление миром, стоит выше законов своих подданных 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

М.В. Лодыженский Приложения Приложение I. Теософская теория психофизической организации человека и аналогичные воззрения на тот же предмет подвижника VII века св. Максима Исповедника В главе первой нашей книги мы сказали, что теософия расчленяет душу человеческую на три субстанции (или плана, или тела) астральную, ментальную и духовную, и что планам этим или телам, по понятиям теософии, присущи три среды нефизического мира – мир астральный, мир ментальный и мир духовный. Означенное сообщение наше о расчленении души человеческой, по теософскому воззрению, на три субстанции – есть изложение не вполне точное, а лишь в общих чертах. При ближайшем ознакомлении с теософской теорией психофизической организации человека – она представляется более детальною. Скажем о ней теперь более подробно. Во-первых, теософия имеет свое особое представление о физическом теле человека. По теософскому пониманию, физическое тело заключает в себе следующие главные элементы: 1) собственно плотное тело – видимую и осязаемую форму, состоящую из различных тканей; 2) эфирный двойник – эфирную часть тела, состоящую из физических эфиров, и 3) прану – жизненную силу, созидательную энергию, которая координирует физические моменты и соединяет их в определенный организм. 828 Все эти три элемента физического тела суть начала смертные. Эфирный двойник умирает вскоре после смерти плотного тела. А. Безант говорит, что, когда наступает смерть, эфирное тело извлекается из своего физического двойника (плотного тела) удаляющимся сознанием. Магнетическая связь, существовавшая между обоими телами при жизни, обрывается, и в течение нескольких часов сознание остается как бы окутанное в эту эфирную одежду. 829 Засим эта эфирная одежда распадается. После смерти физической, душа человека, лишенная физического тела, остается в трех своих субстанциях, о которых мы упоминали выше – в субстанциях астральной, 830 ментальной и духовной. Из этих субстанций – астральная субстанция, или, как называют ее теософы – астральное тело, тело эмоции, и затем ментальная субстанция, тело интеллекта (рассудка), или, как говорят теософы, низший манас, суть начала смертные; они так же подлежат смерти, но смерть их следует значительно позже физической смерти человека (астральное тело умирает раньше, ментальное позже).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество 824 получает божественное знание, и что встречается ему 825 на этом пути. 826 1 . Каждое разумное 827 естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти суть желание, раздражение и разумение. 828 Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая . 829 2 . К первой части принадлежат: горячее стремление 830 ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему. Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать , когда она действует в нас. 831 И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти 832 появляются в разумном естестве. 3 . Ко второй части принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно ради достижения божественных благ; 833 а также решительность, 834 крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему – будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия. 835 4 . К третьей части принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений, надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией. 5 . Те первые части вместе называются деятельной частью души, а эта – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением 836 той познающей части, которая есть мышление. 6 . И когда в той деятельной части мы усердствуем, то есть в постоянном раздумье 837 о добродетели, воспринимаемой посредством тела, эта созерцательная часть, которая есть добродетель, принадлежащая к разумности, к совершенному слиянию с Богом 838 приводит мысль, заставляя ее всматриваться в светозарные и надмирные божественные тайны. 839

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСГАР [Анскарий, Ансгарий; лат. Ansgar, Anskarius, Ansgarius] (8.09.801, ок. Амьена, Пикардия - 3.02.865, Бремен), св. (пам. зап. 3 и 4 февр.), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель. Получил образование и принял монашество в мон-ре Корби , затем преподавал в школе мон-ря Новый Корвей . По поручению франк. имп. Людовика Благочестивого и папы Пасхалия I А. совершил миссионерские поездки в Скандинавию. Сначала он посетил Данию (827-828), к-рая рассматривалась миссионерами как плацдарм для христианизации язычников европ. Севера, жил там при дворе кор. Харальда, уже принявшего христианство (в Майнце, 826), и основал христ. миссию. Затем, испросив разрешение у франк. императора, А. направился в Швецию (829-830), где также основал христ. миссию в г. Бирка, одном из крупнейших торговых центров Севера. В 831 г. А., вызванный имп. Людовиком в Германию, был рукоположен и занял кафедру Гамбургского архиеп-ства (831-858), созданного специально для миссионерской деятельности. Тогда же А. отправился в Рим, где папа Григорий IV назначил его (вместе с архиеп. Эбоном Реймсским ) своим легатом в сканд. странах. Впосл. А. возглавлял объединенное Гамбургское и Бременское архиеп-ство (858-865). В 852 или 853 г. А. снова поехал в Швецию, посетил Бирку, где обнаружил провал своей первой миссии и торжество язычества (как было и в Дании). Успехи второго визита А. в Швецию также были непрочными. Массовая и устойчивая христианизация Севера началась только с образованием там объединенных гос-в, при активной поддержке королевской власти. Тем не менее А. нередко называют «апостолом Севера» - скорее всего потому, что о его миссиях известно более, чем о к.-л. других вплоть до 2-й пол. XI в. Памятником его подвижничества стало «Житие Ансгария» (Vita sancti Anskarii), написанное его учеником, спутником и преемником архиеп. Римбертом († 888). Ист.: Vita Anskarii auctore Rimberto//MGH. Script. Rer. Germ. Lpz., 19253. T. 2. P. 683-725; Ansgaris levnad/Översätt av G. Rudberg. Stockholm, 1965; Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 19902; Ansgar und Rimbert: Die beiden ersten Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und Nordalbingen//Die frühmittelalterlichen Lebensbeschreibungen in deutscher Übersetzung/Hrsg. v. H. Rieper. Hamburg, 1995. S. 26-95; Житие Святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария/Пер. с лат., предисл. и примеч. В. В. Рыбакова//Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. М., 1999. С. 21-55.

http://pravenc.ru/text/115678.html

Феодорит (Воробьев), архимандрит ЦИА ПСТГУ Будущий архимандрит Феодорит (в миру Федор Иванович Воробьев) родился 15 декабря 1899 г. в Москве, в семье торговца скобяными товарами. Окончил московское Коммерческое училище, по окончании которого в 1918 г. был призван в Красную армию, нес службу в нестроевых частях. В 1920 г. был демобилизован, поступил в Коммерческий институт им. К. Маркса, где проучился два года. В 1932 г. был осужден по ст. 58–10 УК, приговорен к 3 годам заключения и отправлен в Белбалтлаг. Через год и 11 месяцев освобожден. Проживал в д. Борщевня Петушинского р-на Московской обл. Работал в совхозе в с. Петушки, затем в Петушинском отделении Госбанка. 9 декабря 1937 г. Был осужден по ложному обвинению, находился в заключении в лагере на Дальнем Востоке. 4 декабря 1947 г. освобожден 825 . По благословению епископа Афанасия поступил в Троице-Сергиеву лавру, принял монашеский постриг и прожил в лавре 17 лет, был благочинным 826 . Возведен в сан архимандрита. Скончался 23 января 1973 г. 1. 22 июня 1956 г. Здравствуйте, дорогой о Господе владыка. Сообщаю Вам, что в день Вознесения Господня в трапезном храме была хиротония архимандрита Доната 827 во епископа гор. Бийска, викария Новосибирской епархии, который до этого был священнослужителем в Елоховском соборе в течение нескольких лет. Наречение было накануне праздника. Хиротонию совершал Святейший в сослужении епископов: Иеронима 828 Орловского и Брянского, Митрофана 829 Куйбышевского и Сызранского и Гермогена 830 Ташкентского. За Патриаршими службами мне было поручено читать паремии, кафизмы и часы. О[тцу] Наместнику сообщил свое согласие поступить так, как он найдет нужным в отношении меня, чем он был весьма доволен. О хиротонии вновь постриженного иеромонаха пока ничего неизвестно, да он уже и уехал из Лавры, так что, может быть, хиротония будет где-то в другом месте. Более никаких новостей нет. Прошу Ваших молитв и святительского благословения. Многогрешный послушник Феодор. Д. 16. Л. 13–13 об. Подлинник. Автограф. 2. 31 августа 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРИН [лат. Warinus, Guarinus] († 856), прп. (в католич. Церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.), аббат монастыря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия). Из знатного франк. рода: сын гр. Эгберта и св. Иды Херцфельдской , брат гр. Гоббона, родственник святых Адальгарда и Валы . В юности служил при дворе Карла Великого , впосл. вступил в мон-рь Корби в период настоятельства св. Адальгарда. В. находился в числе близких учеников Пасхазия Радберта , с к-рым позднее разошелся, не одобрив его учения о Евхаристии, изложенного в соч. «О Плоти и Крови Господа» (De corpore et sanguine Domini). После основания в 822 г. Адальгардом и Валой Нового Корвея сюда были переведены монахи из Корби, в т. ч. и В. В 826 г. по совету св. Адальгарда В. избран аббатом Нового Корвея и оставался на этом посту до своей смерти. В. основал при мон-ре обширную б-ку и школу, введя в ней, по образцу Корби, преподавание классического средневекового тривиума и квадривиума. Он уговорил своего друга Хильдуина, настоятеля мон-ря св. Дионисия (аббатство Сен-Дени под Парижем), передать в Корвей мощи св. Вита . Торжественный перенос мощей в Новый Корвей проходил с 19 марта по 13 июля 836 г. В. много способствовал миссионерской деятельности на севере Германии и в Скандинавских странах, в частности, в 834 г. была учреждена община монахов-миссионеров в Меппене; благословил монаха Нового Корвея Ансгара на путешествия в Данию (827-828) и Швецию (829-830). В 833 г. В. добился от имп. Людовика Благочестивого привилегии для Корвея чеканить монету и вести торговлю (привилегия подобного рода впервые была дана мон-рю в Германии). Ист.: Acta SS. Sept. T. 7. P. 173; Die Translatio s. Viti/Hrsg. v. F. Stentrup//Abhandl. z. Corveyer Geschichtsschreibung. Münster, 1906. Bd. 1. S. 49-100; Philippi Fr. Der Liber Vitae des Klosters Corvey. Münster, 1916. S. 45-170. Лит.: Wiesemeyer H. Corbie und die Entwicklung der Corveyer Klosterschule vom 9. bis 12. Jh.//Westfalische Zschr. 1963. Bd. 113. S. 271-282; Semmler J. Corvey und Herford in der benediktinischen Reformbewegung//Frühmittelalter-Stud. 1970. Bd. 4. S. 298-309; Krüger R.-H. Zur Nachfolgeregelung von 826 in den Klöstern Corbie und Corvey//Tradition als hist. Kraft/Hrsg. N. Kamp, J. Wollasch. B.; N. Y., 1982. S. 181-196; Sandmann M. Warin als primus abbas in Corvey//Der Liber Vitae der Abtei Corvey: Stud. z. Corveyer Gedenküberlieferung u. z. Erschliessung des Liber Vitae/Hrsg. v. K. Schmid u. J. Wollasch. Wiesbaden, 1989. Bd. 2. S. 53-55. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГВИДОН ( 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)

http://pravenc.ru/text/154141.html

Письмо 130. Н.С. Фуделю 11 I Усмань] 825 Дорогой мой Николаша. Спасибо за 100 р., за большое письмо раньше и посылку Муне, за сегодняшнюю записочку в Мунином письме. Очень радуюсь, что между нами дружба не ослабевает. А черные кошки всегда и везде бегают и пробегают между всеми. Впрочем, они избегают бегать там, где их встречают по футбольному. Как ни закрывай глаза на это, а жизнь все-таки подвиг, который надо честно совершить, узкий путь, который надо смиренно пройти, иго Христово, которое надо с любовью принять. И только при таком сознании жизни, в сердце неугасимой лампадой зажигается радость. А на эпикуреизме далеко не уедешь, не дальше первой зубной боли или ссоры с другом. Сегодня три года твоей дочке 826 . Плохо ли, хорошо ли, но твой семейный корабль идет своим курсом. Поздравляю его с этим юбилеем. Вчера Муня вдруг опять заговорила о поездке в Москву. «Поеду в начале февраля, поживу до весны, а там опять приеду». «Тамару жалко, весь день одна». В причинах этого поворота курса, впрочем, трудно разобраться. Может, здесь и лукавство и страх насчет пенсии, а может, просто пушкинское – «тяга к перемене мест» 827 . Состояние ее временами очень бодрое, но лишь внутри дома, около стола или эл плитки, на которой она себе все готовит (кстати, ей, если поедет, надо ее купить). Говорит – «раньше июля не умру». Я с ней говорил о смерти довольно откровенно (после того, как она первая мне сказала как-то: «С Ос ! – ведь кончается моя жизнь»). В связи с переписью 828 я ее прописал здесь на 1 месяц (с 101). В вашем бланке она пойдет по 2-й графе (или второму вопросу), а в нашем по третьему, как «временно проживающая» или «временно выбывшая» – «меньше месяца». Уж не знаю, что это будет для вас, если она поедет и если ей станет хуже, чем теперь. Она говорит о Бухарине 829 , о возможности лечь в больницу. Но о фистуле и слышать не хочет. Мама замучилась, устала, – есть состояние то ли труда, то ли беспокойства, свыше сил или меры человека. Сейчас ждем Вареньку 830 . Машенькин квартирный вопрос еще не разрешен. Может быть, удалось бы втиснуть ее на Механ завод 831 чертежницей, но куда девать Люшку?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

10) Св. Кирилл Туровский , живший в одно время с Никитою Переяславским; но он не может быть назван столпником в том смысле, в каком называются остальные. Св. Кирилл имел обыкновение только по временам заключаться в узкую башню и стоять в ней по несколько дней. 11) Св. Савва Вишерский (1 окт.), сын боярина Ивана Васильевича Борозды (из Твери), родился в 1381 г. в г. Кашине. По сказанию краткой летописи монастырской 826 , он сам построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению Симеона, архиепископа Новгородского в 1417 г., «при великом князе Василии Димитриевиче. Толстой, основываясь на новгородской летописи, где над 6926 г. записано: «поставили четыре церкви древянных... Вознесения Христова в Савине пустыне у Саввы Вишерского», утверждает, что воздвигнут храм был в 1418 г.: он вероятно имеет в виду окончание храма – освящение его 827 . Св. Савва в некотором отдалении от церкви 828 создал для себя столп, на котором имел обыкновение стоять всю неделю, сходя с него в субботу к братии. Житие св. Саввы писано Пахомием Логофетом и не в 1460 – 1461 годах, когда Пахомий жил у архиепископа Ионы в Новгороде, а в 1464 году 829 . Год смерти св. Саввы Вишерского падает на 1460 г. 12) Св. Симеон, третий столпник (26 июля). По известию месяцеслова преосв. Сергия он упоминается в минеях XI в. и ему имеется канон с акростихом: « τος αταδλφους», т. е. и его брату Георгию. Преосвящ. Сергий полагает, что здесь имеется в виду киликийский столпник, убиенный молнией в VI веке, хотя некоторые желают видеть в воспоминании «св. Симеона в пещере, в ограде», 1-го столпника 830 . Имя этого столпника упоминается в песнопениях сырной субботы 831 . На Западе, сколько известно, «столпничество» не привилось. Григорий Турский в своей истории франков повествует: когда один отшельник, вероятно, Вульфляйх, по примеру восточных столпников, устроил себе столп близ Трира, в Арденских горах, то Галльские епископы взглянули на это не благосклонно и приказали столп разрушить 832 . На востоке же подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010