804 Более подробно об этом см.: Росов В. А. Николай Рерих – Вестник Звенигоро­да. Кн. 2. С. 157–160. 806 См.: Юзефович Л. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р. Ф.Унгерна-Штернберга. М., 1993. С. 132–133; Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. Сост. и редактор С. Л. Кузьмин. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. С. 28–30. 807 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 643. Д. 5. Л. 5–6. Пись­мо А. Доржиева в Наркоминдел РСФСР от 28 октября 1921. 810 С. 235. Письма Е. И. Рерих к президенту Рузвельту опубликованы в русском переводе в кн.: Росов В. А. Николай Рерих – Вестник Звенигорода. Кн. 2. М., 2004. С. 230–237. Местонахождение писем Рузвельта к Рерихам неизвестно. 814 Программа деятельности корпорации Ур приводится в книге В. А. Росова, см.: Николай Рерих – Вестник Звенигорода. Кн. 1. С. 236–241. 818 Williams Robert С. Russian Art and American Money, 1900–1940. Harvard Uni­versity Press, 1980. P. 140. 820 О финансировании Л. Хоршем художественно-просветительской и иной деятельности Н. К. Рериха см.: Williams Robert С. Russian Art and American Money. 117–125. По сведениям P. Вилльямса, Хорш оплачивал обучение Ю. Рериха в Кем­бридже, финансировал работу рериховских учреждений в Нью-Йорке и многолет­ние путешествия Рерихов по Центральной Азии. К началу 1933 г. его «вложе­ния в Рерихов» составили более 1 миллиона долларов, огромная по тому времени сумма. 824 Мнение А. Н. Бенуа приводится в книгах: Дубаев М. Л. Рерих. С. 370–371; Беликов П., Князева В. Рерих. М., 1973. С. 236, 237. 825 Sangaraksita. Facing Mount Kanchenjunga. An English Buddhist in the Eastern Himalayas. Glasgow, 1991. P. 52–53. 828 См. лекцию Ю.Н. Рериха «Экспедиции академика Рериха в Центральную Азию»//Рерих Ю. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Са­мара, 1999. 829 «Всё зависит только от нас. Бангалорские встречи со Святославом Рерихом»//Вестник Ариаварты. 2201. С. 59–60. 830 Фосдик 3. Г. Индийский дневник (1961)//Вестник Ариаварты. 2004. С. 112. Запись от 17 апреля 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Великое чудо вознесения святых на небо не ограничилось только страхом 820 нечестивых; за вознесением в тот же час последовало великое землетрясение. Подобное же 821 землетрясение было и при смерти Спасителя; но сила и значение того и другого были неодинаковы 822 . Здесь землетрясение сопровождается падением десятой части города и смертию семи тысяч жителей. Под городом нужно разуметь город 2 и 8 ст., т.е. город будущего антихристова царства, а разрушение его десятой части и смерть семи тысяч людей указывают не на «сравнительную легкость и снисходительность наказания жителей иудейского города» 823 , но начало тех страшных бедствий, которые должны последовать вскоре: числа 10 и 7 – обычная числа свящ. Писания. Выражение имен человеческих – νματα νθππον, подобно 3:4, употреблено в смысле указания на человеческие личности 824 , как на отдельные человеческие индивидуумы. Совершилось начало Бож. суда над нечестивым антихристовым царством. Какая цель этого предварительного наказания? Та ли, чтобы призвать людей к покаянию? Если и это было целью, то не единственною 825 и даже не главною. Призыв к покаянию заключался в проповеди двух свидетелей; а разрушение десятой части города и смерть семи тысяч людей были уже тогда, когда этот призыв оказался совершенно напрасным 826 : проповедники были умерщвлены, землетрясение и его последствия можно считать наказанием нечестивых, как справедливым возмездием за их беззакония и нераскаянность. Наказание было столь очевидно, что прочие люди были объяты страхом и воздали славу Богу. Обыкновенно, толкователи 827 , основываясь на сравнении 14:7; 16:9; Лк. 17:18 ; Иер. 13:16 , видят в этом выражении указание на раскаяние, и под прочими (ι λοιπο) подразумевают или лучшую 828 часть жителей города 829 , которые, видя пораженных казнью, раскаялись, или же благочестивых, не принадлежащих к царству антихриста 830 . Но Апокалипсис говорит нам лишь о наказаниях и о призыве к покаянию и умалчивает о покаявшихся; кроме того, к благочестивым не удобоприложимо выражение: «объяты страхом». Поэтому в 13 ст. лучше видеть указание не на раскаяние и обращение к Богу для служения Ему 831 , но на простой страх (18:10, 15; Лк. 21:26 ), на простое признание Бож. всемогущества 832 , страх и признание, которые, будучи невольными впечатлениями, не шли далее временного прекращения греховной деятельности и не обещали изменения ее в будущем. Следовательно, эти прочие 13 ст. суть те нечестивые жители города, которые остались в живых среди трупов и развалин города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Существительное πρεσβτης – старец 827 – указывает на старческий возраст, но не на церковную должность: для названия священника есть другое выражение – πρεσβτερος. Поэтому, и следующие названия: старицы [ πρεσβτιδες ст. 3], юные [ ναι ст. 4] и юноши [ νετεροι ст. 6] определяют возраст и пол христиан. Νφαλ ους – трезвенный 828 – собственно значит трезвый, воздержимый. Но несомненно, Апостол говорит здесь о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям, и когда, напротив, руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость приобретается опытом и продолжительной жизнью и есть наилучшее украшение старости. Благодаря трезвости пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни. Что-бы было со всеми государственными уставами, общественными учреждениями и семейными порядками, если-бы искусная рука трезвых пожилых людей не оберегала их? Пламенная, подвижная юность, способная увлекаться всякими новыми порядками и несбыточными теориями, давно-бы наложила на них свою разрушительную руку, не умея создать ничего лучшего: малые дети не созидают, а только разрушают! Правда, старцы иногда бывают упорны и неразумно настойчивы. Но не о таковых речь у Апостола. По нему, они целомудренны – σφρονες, относятся ко всему с благоразумием, следовательно, благоразумно отвергают все непригодное старое, с благоразумием же принимают и все лучшее новое. Затем честны – σεμνο 829 – полны достоинства; мысли и стремления которых обращены к действительным интересам человечества – к истине, правде, добру, к вечности. Далее, чего еще можно требовать от старших возрастом, Апостол соединяет в одном выражении: здравствующим верою, любовию, терпением, что означает полноту нравственных свойств и качеств, которую более всего ищут в пожилых людях. Вместо λπς 830 , стоит здесь πομον, что значит постоянство в жизни, терпение в страданиях и испытаниях с полной надеждой, что Господь не оставит Своею помощью и не умедлит наградить за верность Ему 831 . „Хорошо сказал он (Апостол): терпением; это особенно прилично старцам“ 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Мы уже замечали, что Spitta видит в 10 главе соединение редактором двух рассказов из разных источников. Точно так же и Joh. Weiss (S. 41–44) признает, что в ней заметна рука редактора, хотя самая основа взята из письменного источника. Мы проходим мимо его указания на отсутствие ритма в Откр.10:6 , так как это очень ненадежный аргумент. Однако и другие доказательства мало убедительны. Так, основания для своей мысли Joh. Weiss ищет в сцене поглощения книги, которую он приписывает издателю, так как в дальнейшем ходе рассказа о книге нет вовсе речи. Но ведь, это и естественно: поглощение книги имеет символическое исключительно значение и странно бы было, если бы о ней еще была речь. Неожиданное объяснение дает критик также и выражению δε σε πλιν προ­φητεσαι в ст. 11. Πλιν, думает он, указывает на то, что содержание поглощенной Апокалиптиком книжки уже раз было возвещено, как пророчество. Таково же и указание Joh. Weiss’a на значение замалчивания созерцателем того, что было сказано ангелом (ст. 3), а также и семью громами. Апокалиптик особенно в последнем случае оправдывал себя пред читателями по поводу опущения части использованного им источника. Все эти доказательства не только не убедительны, но прямо, пожалуй, несколько курьезны 828 . Гораздо проще и понятнее видеть в πλιν отношение к предшествующему пророчеству Апокалипсиса в гл. 4–9; точно так же и на оправдание себя писателем перед читателями по поводу опущения части источника текст не содержит никаких указаний, не говоря уже о странности такого представления дела. Что касается Откр.10:11 , то здесь имеется в виду дальнейшее содержание Апокалипсиса, и не только содержание одной главы 11, но и пророчества гл. 12 и далее. Содержание одной главы 11 вовсе не исчерпывает предметов пророчества, перечисление которых имеется в Откр.10:11 829 . В Откр.11:1–13 мы имеем пророчество о судьбе иудейства. Отрывок этот подробно разобран нами со стороны его происхождения и смысла в предыдущем отделе 830 , а поэтому здесь мы должны ограничиться только указанием тех интерполяций, какие находит в этом пассаже критика, отрицающая единство Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

826 Таким образом, пр.Василий в июне–августе обревизовал церкви в восьми благочиниях и, кроме того, побеседовал о делах с 16 благочинными. Оставалось, следовательно, в епархии всего семь благочиний 827 , которые не были им осмотрены или благочинные которых к нему не вызывались. С 25-го октября по 2-е ноября пр.Василий осматривал церкви Дриссенского уезда 828 . Ревизия эта не много радости доставила пр.Василию. Дриссенские униаты неблагосклонно относились к переустройству униатских церквей, называя его «вымыслом противным вере», и питали ненависть к гр.-восточным обрядам; помещики, сплошь католики, больше ставили препятствий к переустройству церквей, чем оказывали содействия; священники были пропитаны католическими симпатиями и не прилагали усердия и забот, чтобы преобразовать свои церкви. Положение осмотренных церквей, поэтому, было самое печальное: некоторые из них еще совсем не имели иконостасов 829 , а где и были иконостасы, – они представляли ширмы или решетки без икон, без царских, северных и южных дверей; в Освейской же церкви со вкусом устроенный иконостас был приставлен к стене, а царские врата, северные и южные двери с хорошими образами валялись на хорах, дискосов, звездиц и копий не было; не было дьячков, знавших чтение и пение: все священники, кроме Прудинковской ц. Ольшевского, служили по старым служебникам. Вслед за ревизией, по предложению пр.Василия, последовало распоряжение консистории, чтобы священники запаслись дискосами, звездицами, копьями, просфорными знаменниками, чтобы иконостасы не устраивались в виде решеток, чтобы литургии совершались по новым служебникам, на пяти просфорах, с переносом Св.Даров и пр. Священники Дриссенского уезда обязывались через каждые две недели доносить консистории о сделанном ими по части преобразования церквей. Священник Кохановичской церкви Стульчинский, не воспользовавшиеся для переустройства своей церкви пожертвованными на этот предмет помещ. Храповицким 50 p.cep. и хранившимися в церковной кассе 300 руб.асс., был низведен в дьячки к Полоцкому кафедральному собору; благочинный Плещинский, не оказавший влияния на духовенство, не отобравший мшалов и не позаботившийся даже об устройстве своей церкви, был отрешен от должности и вызван на послушание в Полоцк; новому благочинному поручено было отобрать в церквях мшалы и представить отчет о недостающих в церквях богослужебных предметах 830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Исследователи не обратили внимание на очевидный факт: эту «восточную часть» без труда помогает локализовать ясно выраженная в первые века н.э. ортогональная конфигурация городской планировки, отчего anatolikoteron tes poleos meros четко соответствовала тому городскому региону (одному из четырех), который образовывало пересечение главной продольной и главной поперечной улиц, унаследованное еще от римской эпохи (cardo maximus и decumanus maximus) 828 . Эта meros включала участок от южных, так называемых «Мертвых ворот», поблизости от которых, у перекрестка, находилась малая агора и крупные общественные, потестарные многокамерные постройки, в том числе, «здание Г», а затем имела своей северной границей значительный, почти 600-метровый отрезок главной продольной улицы, оканчивавшейся у Восточной площади на берегу моря. Примечательно и очень важно, что место, где стоял христианский храм, сохранило и в начале раннесредневекового периода («доныне» – mechri tes deyro источника) старый агороним – «Парфенон», недвусмысленно указывающий на то, что прежде здесь могло находится языческое «капище» богини Девы – Афины Спасительницы, защищавшей и приносившей удачу, или Артемиды Ортии (она же Партенос), а может быть, и обоих вместе. Во всяком случае, херсонеситы всегда видели в своей Партенос Артемиду, дочь верховного олимпийского бога Зевса и Латоны, сестру и паредру Аполлона 829 . По мнению Б. Н. Федорова, в северном конце вымощенной каменными плитами приморской площади, образовывавшей удлиненный прямоугольник размерами около 30 х 9 м, существовал монументальный храм, возможно, Афродиты, покровительницы моряков и мореплавателей, а перед ним по сторонам находились две небольшие постройки, которые, вероятно, были сокровищницами и фланкировали теменос с запада и востока 830 . Результаты исследований М. И. Золотарева и А. И. Буйских, признанные другими исследователями, подтверждают, что священный участок – теменос города с храмами, алтарями и уникальной для Северного Причерноморья монументальной бронзовой статуей Афины Сотейры работы афинского скульптора Поликрата IV в до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

827       Hinschius P. System des katholischen Kirchenrechts mit besonderer Rüchsicht auf Deutschland: 6 Bde. B., 1869–1897 (repr: Graz, 1959). 828       Wernz F.X. Jus Decretalium. 6 Bde. Rome, 1899–1904; Wernz F., Vidal P. Ius Canonicum. 8 vol. Rome, 1934. 830       Sägmüller J.B. Lehrbuch des katholischen Kirchenrechts. 3 Tie. Freiburg i. Br., 1900–1904; 2. Aufl. – 1909; 3. Aufl. – 1913–1914; 1/1–4 – 1925–1934). См. также его: Die Papstwahlen und die Staaten von 1447 bis 1555: Eine kirchenrechtlich-historische Untersuchung über den Anfang des staatlichen Rechtes der Exklusive in der Papstwahl. Tüb., 1890 (repr.: Aalen. 1967); Die Papstwahlbullen und das staatliche Recht der Exklusive. Tüb., 1892; Das Recht der Exklusive in der Papstwahl. Mainz, 1895; Die Tätigkeit und Stellung der Cardinäle bis Papst Bonifaz VIII: Historisch-canonistisch untersucht und dargestellt. Freiburg i. Br., 1896; Die Trennung von Kirche und Staat: Eine kanonistisch-dogmatische Studie. Mit 13 Beilagen, enth. offizielle Aktenstücke über die Trennung von Kirche und Staat in Frankreich. Mainz, 1907; Der Rechtsanspruch der katholischen Kirche in Deutschland auf finanzielle Leistungen seitens des Staates. Freiburg i. Br., 1913 (2. Aufl. – 1919). 831       Funk F.X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. 3 Bde. Paderborn, 1897–1907. Bd. I. S. 39 sqq., 87 sqq., 498 sqq.; Bd. III. S. 143 sqq., 406 sqq.; см. также: Kneller C.A., SJ. Prof. F.X. von Funks letzter Aufsatz//Zeitschrift für katholische Theologie. 1908. Bd. 32. 832       Phillips G. Kirchenrecht. 7 Bde. Ratisbon, 1845–1872; работа была продолжена (Bd. VIII. Ratisbon, 1889) Фридрихом Генрихом Верингом (1833–1896), экстраординарным профессором римского и канонического права Гейдельбергского университета, известным своим учебником Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts (Freiburg, 1876; 3. Aufl. – 1893). Из других работ Филлипса см.: Die Diözesansynode. Freiburg, 1849; Lehrbuch des Kirchenrechts. Ratisbon, 1859–1862 (3. Aufl., которое осуществил Moufang: 1881); Vermischte Schriften. 3 Bde. Ratisbon, 1856–1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тесная связь русского севера с Уралом и Сибирью, население которых в большинстве пришло из бывших новгородских восточных областей и с которыми оно в XVII веке сохраняло тесные экономические связи 826 , сказалась и на распространении раскола в этих новых русских землях. Конечно, корни старообрядчества начали разрастаться в Сибири еще в 50-х и 60-х годах, когда сосланные туда патриархом Никоном протопоп Аввакум, поп Лазарь, подьяк Феодор Тимофеев и другие противники новых обрядов и книг начали там борьбу за " старую веру». Их усилия дали богатые плоды, и в 70-х годах значительная часть населения этого края была уже в рядах последователей старого обряда. 6 января 1679 года друг Аввакума поп Дометиан, принявший иночество под именем Данилы, организовал недалеко от Тюмени на берегах речки Тоболы первую сибирскую гарь, в которой он сам сгорел с 300 или даже, судя по другим сведениям, 1700 своих последователей 827 . Стоит указать, что, хотя во главе сгоревших стоял этот священноинок Данила, идеологом движения в этой части Сибири был один из редких невеликороссов в старообрядчестве некий Оська Истомин, или же, правильнее, Иосиф Астомен, казанский армянин, привыкший, как и русские, с детства креститься принятым и у армян двуперстием. Он был сослан в Сибирь еще в 1660 году и там за долгие годы жизни побывал почти во всем крае от Енисейска до Верхотурья, где повсюду с успехом вел свою пропаганду двуперстия и старых обрядов 828 . Немногим меньше чем через месяц после первой сибирской гари, 4 февраля того же, 1679 года, недалеко от Тюмени крестьяне, драгуны и казаки собрались на дворе драгуна Константина Аврамова и, несмотря на уговоры местного приказчика,»послушались дьячка Ивана Феодорова, и все сожглись«. Сожжения продолжались до поимки властями этого фанатичного армянина-старообрядца 829 . Как уже упоминалось раньше в главе об Аввакуме, около 1681 года до 2500 приверженцев этих эсхатологических проповедников хотели сжечься в том же районе Сибири, и только случайное недоразумение с советами пустозерских учителей избавило их от огненной смерти 830 . Протопоп не колеблясь писал им, что те православные,»иже сами себя сожигают, тому же прилично; яко и с поста умирают, добре творят« и даже подыскал соответствующие примеры из жизни ранних мучеников и из русской истории. К счастью, эти сибиряки, кандидаты в самосжигатели, заколебались и еще раз запросили Пустозерск, где к этому времени Аввакум и его товарищи были уже казнены. Тогда вопрос об их самосжигании отпал сам по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Эти названия звезд, по нашему мнению, служат, также выражением взгляда арабов на звезды, под покровом этих названий можно видеть религиозно-мифическую подкладку, именно взгляд на звезды как на места, обитаемые тем или другим божеством, места, где проявляют боги свое могущество, как царь, восседая на троне. Конечно, называя их троном, арабы разумели трон Божий. Эти названия имеют для нас еще другое значение, они, по нашему мнению, могут пролить свет на учение Корана о престоле Божием. В Коране во многих местах встречается название этого престола, именно . Они здесь описываются как предметы великие 828 и славные 829 , особенно, замечательно выражение Корана, в котором представляется, что ангелы носят этот престол Божий. 830 Если мы с этим сравним слова Шахрастани, который говорит подобное же о Сабеях, 831 но что, по всей вероятности, можно отнести ко всем арабам, чтившим небесные светила, то для нас делается весьма вероятным, с одной стороны, то, что арабы смотрели на звезды не как на божества сами по себе, а только как на жилища божеств, на места их особенного присутствия и проявления их могущества, а, с другой стороны, мы можем допустить, что этот языческий взгляд арабов вошел в Коран с некоторым лишь только новым оттенком сообразно началам новой веры, но все же достаточно сохранил еще в себе следов прежнего религиозного мировоззрения звездопоклонников арабов. Подобное отличие звезд, как звезд, от самих звездных божеств, мы находим и в евфрато-халдейских религиях. Здесь звезды являются то как представители божеств, то как места их жилищ, так, например, в одной клинообразной надписи значится: «Венера при восходе солнца – Истар между звездами, Венера при закате солнца – Баалтис между богами». 832 Из этого стиха, очевидно, вытекает, что сам заезда отличалась от того божества, какое она представляла. Таким образом, мы можем полагать, что звездные божества арабов отличались от самых звезд. Если мы и будем говорить дальше, что те или другие арабские колена чтили ту или другую звезду, то такой способ выражения мы употребляем просто для краткости, при этом всегда нужно разуметь божество этой звезды. Сделав эту оговорку, приступим теперь к частному рассмотрению звездного культа арабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

О левитской нечистоте. В книге Левит 827 излагаются законы о левитской нечистоте, которая делает человека нечистым в религиозном отношении. Эти законы до чрезвычайности оразнообразились и умножились в предании старцев позднейшего иудаизма. Современные Христу иудеи, держась предания старцев, не ели, не умыв тщательно рук; омывались, придя с торга; наблюдали омовение чаш, кружек, котлов, скамей. В обществе учеников Христа это предание старцев не соблюдалось, «преступалось», за что Он и был укоряем фарисеями и книжниками. В ответ им Христос и изложил Свое учение по вопросу о ритуальной нечистоте 828 . Он уяснил прежде всего вредные последствия, которые неминуемо влечет за собою соблюдение предания старцев, соблюдение религиозных законов о внешней чистоте. Оно устремляет внимание человека на внешнее и отвлекает его от внутреннего; оно успокаивает совесть видимостью и заглушает нравственную энергию; предания старцев являются для злого человека средством прикрытия и оправдания злого сердца. Кратко сказать, религиозная оценка внешней чистоты порождает лицемерие. Такими лицемерами и были иудеи. Под предлогом непосредственной жертвы Богу они отказывали в проявлениях любви людям, внешне-религиозным делом они прикрывали нарушение основных требований нравственности. Раскрыв несостоятельность книжническо-фарисейской практики, Христос затем положительно изложил Свое учение о нечистоте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища; но оскверняет человека то, что выходит из его сердца, оскверняют его всякие злые помыслы. Мыть руки, различать роды пищи, это полезно, естественно, но не свято: святость – принадлежность сердца. Добро порождается добрым сердцем, а из злого сердца выходит зло 829 . Фарисеи внешнею чистотой хотели создать религиозную святость; но они, очищая внешность и по наружности представляясь людям праведными, внутри были исполнены хищения и неправды, лицемерия и беззакония. Они были подобны окрашенным гробам 830 . Нужно поступать обратно, идти не от внешнего к внутреннему, а от внутреннего к внешнему. Доброе дело, напр. милостыня, делает человека религиозно-чистым, во всех отношениях 831 . Апостол Павел называет этот христианский принцип свободою от немощных и бедных стихий 832 . Царство Божие не в пище и в питии, но в святой духовности, в правде, мире и радости. Этим путем нужно служить Богу 833 . В христианстве не имеет значения никакое внешнее религиозное дело, но вера, действующая любовью 834 . Эту свободу апостол признает великим даром христианства. Наблюдение дней, месяцев, времен и годов он называет возвратом в стихийное рабство 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010