—137— Из юридических предпосылок сотериологии Тертуллиана логически вытекала необходимость мыслить реальность (против докетизма) и полноту (из души и тела) человеческой природы Христа, как истинного заместителя человека. Поэтому еретики, отрицавшие истинность плоти и страданий Христа, разрушали „надежду всего мира“ 827 . Но воплотившийся Логос должен быть мыслим и совершенным Богом, ибо „Божественная природа не терпит превращения“. Таким образом, в Иисусе Христе мы видим filium Dei et filium hominis, причем substantia и Божества и человечества in statu quaeque distincte agebant 828 . Но в каком отношении Божественное „я“ в Христе стояло к человеческому, ограниченному существу, – этого вопроса Тертуллиан не уясняет. Равным образом, почти совсем не интересуется идеей об обожествлении человеческой природы во Христе, так что „мистическая концепция спасения людей во Христе – у него „на втором плане“ 829 . Переходя к учению Иринея Лионского , мы отметим основная черты его антропологических воззрений. В учении о составе человеческой природы Ириней, подобно Тертуллиану , держится дихотомического взгляда: собственно природа человеческая состоит из души и тела, а её тройственный состав является идеальным, совершенным её типом, осуществляемым лишь постепенно, под условием свободного религиозно-нравственного развития человека 830 . Тело человеческое есть plasma, а душа – afflatus Dei. Если 1-е по природе смертно, то вторая – бессмертна по природе, ибо ет a natura adest vivere 831 . Сотворивши человека из души и тела, Бог даровал ему в качестве залога и причастие Своего Духа, чтобы человек, свободно укрепляясь в общении с этим Духом, „возрос“ из „душевного (animalis) человека в духов- —138— ного 832 . Что этот Дух есть именно Spiritus Patris 833 , – это Ириней высказывает с полною ясностью. Правда, Ириней иногда говорит о многих духах (δια πνεματα) в людях 834 , но эти выражения означают лишь формы явления Божественного Духа в его единении со множеством человеческих индивидуальностей, как оно представляется с человеческой точки зрения 835 “.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

принимает, а другое, столь же соответствующее явлению, отвергает, тот, напротив, с очевидностью соскальзывает из области науки о природе в область баснословия. 88 Указаниями на то, что происходит при небесных явлениях, служат нам явления земные, которые доступны рассмотрению, тогда как небесные недоступны и могут происходить по многим причинам. Каждую видимость следует наблюдать и выделить в ней такие приметы, многообразное протекание которых не противоречит тому, что происходит у нас на земле. 89,90 Мир есть область неба, заключающая в себе светила, землю и все небесные явления; если он разрушится, все придет в смешение. Он отделен от бесконечности и заканчивается границей, которая может быть как плотной, так и редкой, как вращающейся, так и неподвижной, как круглой, так и треугольной или каких угодно очертаний; все это одинаково приемлемо, потому что одинаково не противоречит ничему в этом мире, граница которого для нас недоступна. Нетрудно понять, что таких миров может быть бесконечное количество и что такой мир может возникнуть как внутри другого мира, так и в междумирии (так мы называем промежуток между мирами), в месте, где пустоты много, но не «в большом пространстве, совершенно пустом», как утверждают некоторые 827 . Возникновение совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия, или нескольких миров, постепенно прибывая, расчленяясь, размещаясь при случае и орошаясь из нужных для этого источников, пока не наступит такая законченность и устойчивость, что заложенное основание не сможет уже более ничего принимать. Ибо не достаточно только того, чтобы в пустоте, где может возникнуть мир, явилось скопление атомов или вихрь (как принимается по мнениям о необходимости 828 ) и чтобы он разрастался до тех пор, пока не столкнется с другим миром (как уверяет один из так называемых физиков 829 ): это противоречит видимым явлениям. 91 Солнце, луна и остальные светила не возникли сами по себе и не вошли в состав мира лишь впоследствии 830 , – нет, они стали образовываться и разрастаться одновременно с ним, посредством приращений и вихрей более легких пород, схожих с ветром, с огнем или

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Неясное понятие „портика“ (133 и др.) оставлено автором без всякого объяснения. „Нарфикс“ ошибочно и в противоречии со сказанным на стр. 138 называется на стр. 133 „притвором внешним“. Название средних врат нарфикса „царскими“ на том основании, что „цари, при входе во храм, слагали с себя в них знаки царского достоинства“ (133), представляется двусмысленным 827 . О „влиянии устройства ветхозаветного храма на устроение храмов христианских“ (133–134) сказано пожалуй недостаточно. —538— Само по себе несколько неясно, что именно имеет в виду автор, когда говорит о делении базилики на части соответственно, между прочим, „различию... состояний“ и „соответственно потребностям христианского богослужения“ (135). Объяснение, как соединялись в новом типе базилико-образный и центрический типы христианских храмов (135–136), не отличается достаточной ясностью и полнотой 828 . Описывая устройство храма св. Софии, г. Нестеровский, между прочим, замечает: „В центре креста стояли... четыре столпа...“ (136). Недоумеваем, как следует понимать это замечание. Филология слова „паперть“ (примеч. на стр. 139) едва ли из удачных 829 ; тоже, кстати, следует сказать и о филологии слов „антиминс“ (149) 830 и „фелонь“ (215) 831 . Сообщения о лицах, имеющих право восходить на церковный амвон (142), нельзя назвать точными и соответствующими 15 правилу Лаодикийского собора и параллельным ему правилам 33-му VI вс. собора и 14-му VII вс. собора. Не совсем точны данные учебника о солее (142–143) 832 . Случайные признаки алтарных престолов, что они были иногда мраморными и снабжаемы были надписями (148), не следовало бы и упоминать. Киворий „знаменует гробницу“ (154). Но чью? Едва ли уместны в семинарском учебнике сообщения, что „крест такой формы (в виде греческой буквы тау) был сходен с египетским иероглифом, служившим знаком Нильского ключа и считавшегося (считавшимся?) символом жизни и бессмертия“ и что „эта форма креста —539— была особенно пригодна для мистических богословских толкований“ (167). „...Орудием спасения“, – читаем на 168 стр., – „был крест четырёхконечный, как наиболее целесообразный“. В каком, именно, отношении?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это значение велико. Один славянофильствующий русский ученый, знаток Востока, несколько иронически относится к мнению восточных епископов, считающих себя пал­ладиумом православия: «Греческое духовенство – заявляет он – не на шутку думает, что как только болгары вы­бьются из-под его власти, так и кинутся кто в па­пство, кто в протестантство»; не охранителями славян он считает греческое духовенство, а просто «волками» по отношению к ним 828 . Мы однако ж думаем, что греки, несмотря на явное тщеславие, были ближе к истине, когда рассуждали так, как они рассуждают, чем наш автор, скептически относящийся к их деятельности. Нео­бычайная власть, которой обладали греческие архиереи, благодаря турецким поблажкам и попустительству, давала им все способы охранять вверенные их попечению пра­вославные паствы от увлечений иноземными лжеучениями. Отчасти имея в виду это-то косвенное содействие турец­кого режима прочности православных устоев народной жизни, известный Леонтьев, будучи сам грекофилом, —238— однако ж заявляет: «увы! Живя в Турции, я понял истинно ужасающую вещь: я понял с ужасом и горем, что благодаря туркам и держится еще многое истинно-православное на Востоке» 829 . Нельзя не признать и того, что греческие иерархи, сделавшись тем, чем они есть в турецких владениях, помогли поддержанию националь­ных интересов греков. Относительно этого справедливо говорят: «если греческая нация сохраняла самостоятель­ность своей жизни, и соединила членов ее теснее, чем как это было во времена византийских императоров, то этим она обязана главным образом церкви, которая спасла для греков национальное будущее» 830 . Благодаря прямому содействию турецкой власти, как это ясно видно из текста патриаршего берата, константи­нопольская патриархия широко раздвинула пределы принадлежащей ей церковной компетенции. Говорим о, приобрет­шем в то время силу закона, подчинении указанной па­триархии, как православных патриархов прочих восточ­ных кафедр, так и митрополитов с епископами сла­вянских народов, за исключением Черногории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. S. Если придётся продать дом, эта поправка не умалит его ценности. Мудрено, чтобы продать и купить сошлось в одно время… но присматривайтесь! 1 июня 1887 года.» 828 Письмо от 9 июля 1887 года: «Милость Божия буди с Вами! Писал я Вам о поновлении дома сирот Елецких Ольги и Серафимы… и все ждал Вашего уведомления, сколько потребуется денег, Имея теперь в руках деньги… и боясь промотать их посылаю Вам для означенной цели сто руб Если недостаточно, пишите и ещё пришлю. Если соберётесь обложить дом кирпичем, что очень желательно, то надо присмотреть за работами, потому что мастера без надзора могут так смастерить, что эта обложка будет хуже обивки дома тесом. Как работа эта наружная, то она может производиться и по прекращении каникул… хоть и сентября захватит. … Благослови Вас Господи Ваш доброхот Е. Феофан. 9 июля 1887 года.» 829 Но не только состояния дома беспокоило преосвященного, не отпускала забота о том, как сложится жизнь этих девушек. Епископ настойчиво им пишет, посылает деньги, даёт профессиональные советы по вопросам преподавания, обсуждает варианты будущей жизни. «… Ольга Петровна отказалась от замужества, а Серафима как думает не хочет ли она в диаконицы, как другия, чтобы потом и попадьею быть. Если хочет, так Вы там… и Ольга Петровна распространили бы слух, что у ней приданое есть… Спасайтесь! Е. Феофан. P. S. Впрочем, если и Серафима не хочет замуж, то это лучше. Думаю, что если выходить, то лучше за духовного… хорошего» 830 . Письмо от 12 января 1893 г. «Милость Божия буди с Вами! Очень рад, что Серафима поднялась. … Вот ещё что желаю знать, как Серафима думает устроить свою жизнь. Вы остаётесь безбрачною… И это очень хорошо, когда здоровья мало. А Серафима как? Если она желает семейно, то как? Желает ли за духовного выйти. Для нас эта жизнь знакомая. Если да, то надо бы подыскать какого-либо из хороших студентов семинарии, … чтобы достоин был священнического места, послужить немного диаконом… или как у Вас там это бывает. Пусть Серафима выскажет откровенно свою мысль. Мне её жаль… Там в школе духота её задушит. Помоги ей Господи! Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан» 831 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Тогда мы смело можем отвечать следующее: автор нашел нужным внести исправления в свой труд. У нас имеются исправленные экземпляры, в которых эти страницы ничего сомнительного не представляют» 825 . Уже окончив письмо (в конце), он делает добавление, предлагая выслать Глубоковскому свою редакцию 42-й страницы: «Конечно, эта редакция не обязательна для Вас, а просто послужила бы указанием того, что нужно переделать и опустить, как смущающее» 826 . Глубоковский получил это письмо одновременно с первым, 25 октября. На этом их переписка по поводу с. 38–42, по-видимому, прерывается. А. П. Лебедев также советовал Глубоковскому «рассечь узел перепечаткой инкриминационных страниц», как в свое время сделали профессора Η. Ф. Каптерев (МДА) и И. Е. Троицкий (СПбДА) 827 . «Не только Синод, но и Совет задумается, если пальцем прямо будет указано на неправославную мысль. Конечно, Вам будет неприятна процедура перепечатки, но что делать с нашим [нрзб.]. Не гневайтесь на меня за то, что я являюсь в роли советчика: я делаю так из благожелательности» 828 . Обвинение в неправославии (=протестантизме) было нередким в академической среде. Лебедев признавал, что «маленькие грешки в подобном же роде (против святого Православия)» встречались и в магистерском сочинении Глубоковского; однако он старался тогда все подобное оговорить в рецензии в интересах своего ученика 829 . «Сделают ли это теперешние Ваши рецензенты? – спрашивал Лебедев Глубоковского. – На Муретова не надейтесь. Я даже думаю, что в душе он радуется закавычке, найденной Г[олубин]ским. Он стал разыгрывать из себя такого консерватора, что тошно становится. Возьмешь хотя бы его «речь». Это перл узколобого консерватизма. Одни его рассуждения о протестантизме (и оному досталось от оратора) – вверх бестактности известного пошиба» 830 . Во избежание осложнений М. Д. Муретов , окончивший в последних числах октября чтение диссертации, поддержал фактически требование Голубинского о перепечатке части страниц. Внеся исправления, Глубоковский в корректуре направил третий лист Голубинскому, оставшемуся вполне довольным внесенными уточнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И сотвори Господь преславная тогда. И нератницы охрабришяся, и невежди, 818 и никогда же обычай ратных видевшей, и ти убо исполинскою крепостию препоясашася. От них же един некто даточных людей, села Молокова крестьянин, Суетою зовом, велик возрастом 819 и силен вельми, подсмеваем же всегда неумениа ради в боех, и рече: «Се умру днесь или славу получю от всех!» В руках оружие держаше бердышь. И укрепи Господь Бог того Суету, и даде ему безстрашие и храбрость; и нудяше 820 православных христиан стати от бегства и глаголя: «Не убоимся, братие, врагов божиих, но вооружимся крепце на них!» И сечаше бердышем своим на обе страны врагов и удержеваа полк Лисовского Александра; и никто же против его стати не возможе. Скоро же скакаше, яко рысь, и многых тогда вооруженых и во бронях уязви. 821 Мнози же крепцыи оружницы сташя на него за срамоту и жестоце на него наступающе. Суета же сечаше на обе страны; не подающе 822 же его пешие люди, иже от бегства своего укрепившийся о надолобах. 823 Беззаконный же Лисовской совашеся сюду и сюду, како бы что зло сотворити. И поворотився окааньный от того места вдоль по горе Красной х Косому Глиняному врагу 824 на заводных 825 троицких людей. Тогда же с слугою с Пимином с Тененевым сущии людие сташя крепко против врагов на пригорке у рву, бьющеся с литвою и с казаки. Видев же мало троицкаго воинства, злонравный лютор 826 Лисовской устремися жестоко на них, и смесившеся вси людие вместо 827 литовские и троицкие, и бысть бой велик близ врага Глиняново. Врази же, боящеся подсады, 828 начяшя отбегати. Троицкое же воинство помалу отходяще от литовских людей и скрывшеся в Косой Глиняной враг. Александр же Лисовской хотя во отводе 829 жива взяти слугу Пимина Тененева. Пимин же обратився на Александра и устрели его из лука в лице по левой скрании. 830 Свирепый же Александр свалися с коня своего. Полчане же его ухвативше и отвезошя в Сопегин полк. Троицкое же воинство ударишя изо множества оружия по них и ту побишя много литвы и казаков. Литва же видевше и скоро на бегство устремишяся врознь по Клемянтеевскому полю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Господь Спаситель указывает, что для убеждения в спасительности Его учения, для принятия животворной истины Его опытное религиозное познание имеет большое значение 827 . Его истина не страшится за свое достоинство – если человек придет и испытает эту истину. И эта проверяемая религиозным опытом истина Его, действительно, сказалась во всей силе своей, – как всеобъемлющая, мироспасительная. Чтобы подойти к ней, принять участие в блаженном состоянии, ею обусловленном, человек сам должен испытать ее действенность 828 . Он должен «упражняться» в своем религиозном усовершенствовании. Тогда он будет более и более возрастать, и Бог будет приближаться к нему все более и более. Подвижники православной церкви были во всем подобны нам. Своим аскетизмом они достигали горних высот религиозного озарения и тем указывали и каждому путь этого восхождения в чудесное вышеестественное, спасительное состояние. Они развивали свою духовную организацию настолько чувствительной ко всему духовному, что всякий их личный порыв к Богу, искание Его заканчивались чудесными последствиями 829 . Они получали сверхъестественные откровения и все те дары, которые определяли их превосходство над всем ограниченным, плотским, мирским; они были чудесными сосудами неисчерпаемых чудес. Вот религиозное состояние христианских мучеников. Святое настолько преобладало в них, что они способны были с улыбкой и благодарностью Богу переносить самые тяжкие муки, которые приближали их к Источнику жизни – Господу Спасителю. Вот эта-то бьющая ключом полнота духовной жизни, несравненная мощь ее, превосходящая все обычное подвижническая жизнь – насильственно заключается узким догматизмом медицинского материализма в рамки психопатологических явлений 830 . Все внутреннее озарение, единение с Богом и другие подобные формы превысшего состояния – все это без обсуждения и доказательств ставится по ту сторону здоровой, нормальной жизни. Подобное странное, ненаучное отношение к религиозному опыту покоится на отрицании всей вообще области сверхъестественного, нематериального. Отрицая общее, нельзя признавать частности. Отрицание бытия Божия, конечно, не допускает реальности единения верующей души с Ним. Вот действительная причина того, что люди, не имеющие веры в Бога, стараются факты религиозного опыта выдать за болезненные явления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Хотя грамота от 27 августа скреплена подписями и печатями епископов, трудно не признать ее подлогом. Вероятность такого подлога доказывается и тем, что и летом 1595 г., и позднее в документах по истории Брестской унии часто всплывал вопрос о «мамранах» 827 . Такие заявления сами по себе никак не могут служить убедительным аргументом в пользу подложности грамоты от 27 августа. Но в архиве униатских митрополитов сохранилась по крайней мере одна незаполненная грамота, скрепленная епископскими подписями и печатями 828 . Значит, «бланкеты» доподлинно существовали. Кроме того, есть две другие практически невероятные вещи, которые заставляют сомневаться в подлинности грамоты от 27 августа. Во-первых, в ней отсутствует подпись Потея, который вместе с Терлецким подготавливал унию летом 1595 г. и 23 августа писал Константину Острожскому о своем якобы вынужденном отъезде в Краков и затем в Рим. Во-вторых, если и можно объяснить появление подписи Балабана тем, что он предположительно переменил свою позицию после владимирской протестации 1 июля 829 , то после публикации Прохазкой протестации Копыстенского совершенно невозможно поверить в его участие в новой проунионной декларации. Ознакомление с оригиналом грамоты 830  усиливает убеждение в ее подложности. В грамоте среди подписей есть строка: «Гедион Болобан, епископь лвовский, власною рукою», но подписи как таковой нет. Такая же запись на грамоте Львовского духовенства от 28 января 1595 г. 831  несколько отличается по почерку от записи в нашей грамоте и сопровождается подписью Балабана. Перо самого текста грамоты таково же, каково перо подписи Збируйского, но совсем не таково, каково перо подписи Терлецкого; по графике подписи Копыстенского и Терлецкого странно схожи; печати поставлены очень близко к тексту, словно бы текст не помещался в пространстве, оставленном уже после того, как печати были поставлены; для слова «дня» в строке места не хватило, оно вынесено под последнюю строку в самый крайний правый угол, а это тоже наводит на мысль, что текст писался тогда, когда печати были к нему уже приложены; наконец, печать Копыстенского стоит настолько близко к нижней строке текста, что нижние выносные черты букв «у» и «д» в слове «подписуемо» попали на прикрытый бумагой воск края печати Копыстенского – так, словно печать была приложена прежде, чем было написано слово, и, соответственно, перо задело образовавшиеся неровности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Другая этимология ставит слово seraphim в связь с сирским theraphim, причем древние защитники этой этимологии 825 признавали оригинальным еврейское слово, а в сирском видели изменение начального в , новые же 826 – или допускают обратное отношение или производят их от одного общего корня. Гофман (1. с.), считая возможным, по законам благозвучия, отожествить имя серафимов с именем theraphim ( Быт. 31:19 ; 1Цар. 19:13 ; Иез. 21:26 ) дает последнему не значение «истуканов» 827 или «оракулов» 828 , а – «богов», elohim, подтверждение чего видит в названии серафимов богами в Быт. 31:30, 35:2 . Имея при этом в виду аналогичное арабское слово, Гофман признает имя seraphim за родовое имя ангелов, подобное именам ангелов: abirim ( Пс. 77:25 ), elim, elohim, kedoschim, и, таким образом, видит в этом имени общее или родовое имя небесных существ, указывающее на их духовность, без ближайшего их определения 829 . Объяснение это, если не иметь в виду его сомнительной филологической состоятельности 830  и принимать только предполагаемое им значение имени seraphim (в смысле синонима elohim, гиснот и под.), принадлежало бы к лучшим попыткам этого рода. Кроме того, им предполагается, что имя, или, по крайней мере, идея серафимов, по своему происхождению, восходить к патриархальным или первобытным временам человечества 831 . Наконец, Кнобель, кроме мнения о подобии серафимов сфинксам (это мнение с ним разделял некоторое время Гезениус), по вопросу о значении имени их высказал, что оно есть только неправильное чтение слова – служители. Но, невероятная уже сама по себе, как основанная на произвольной поправке текста, гипотеза эта опровергается еще тем, что предлагаемое им слово не употребляется в еврейском языке (Делич, Смит). Более данных представляет текст для суждения о существе серафимов. Серафимы говорят, поют хвалебную песнь Богу, исполняя ее поочередно (антифонное или ипофонное пение), исполняют повеления Божии, следовательно, являются высшими, одаренными разумностью, духовными существами – ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010