Таким образом, борьба с немцами и дело паннонское, оживляя в Святополке сознание тождества политических интересов его государства с интересами славянской церкви, представителем которых был Мефодий, должны были повлиять на скрепление добрых отношений между моравским государем и архиепископом. Признаки большего сближения между ними некоторые исследователи не без основания видят в том обстоятельстве, что 29 июня 884 года Святополк присутствовал на торжестве освящения церкви св. ап. Петра и Павла в городе Брне, совершенного Мефодием при несметном собрании народа, что Святополк бывал даже жертвователем на храмы, созидаемые и освящаемые Мефодием. 240 Большинство исследователей заподозривает или совсем отвергает достоверность этого рассказа жития. Указывают на хронологическую несообразность рассказываемого события. Говорят, что первое появление угров у Дуная и притом еще только у нижнего Дуная относится к 885 году, а дальнейшее движение их в придунайские страны – к пределам Болгарии, Паннонии и Моравии относится еще к более позднему времени, а именно к периоду с 889 по 907 год, в котором они окончательно завоевали последние две страны. Таким образом, при жизни Мефодия, скончавшегося 6 апреля 885 года, угров еще не бывало в той придунайской и близкой к Моравии стране, куда будто бы ходил Мефодий по приглашению угорского короля, пожелавшего видеть его. Да и не было и не могло быть во время Мефодия никакого короля у угров, каким стал у них уже только христианский князь Стефан, живший веком позже. Невероятным представляется изображаемое в рассказе христианское обращение угорского короля с Мефодием в такое время, когда угры были еще дикой, языческой ордой. По этим и другим соображениям в рассказе жития видят легенду позднейшего происхождения, вставочность которой изобличается самим местом ее в житии. Легендарный рассказ этот стоит к концу, отрывочно и без связи с другими рассказами жития. 241 Но были и есть исследователи, считавшие рассказ жития правдоподобным и даже достоверным, причем некоторые старались и защитить его от возражений, выяснить кажущиеся несообразности в нем, но изменяя в том или другом характерные черты его. 242 Со своей стороны, мы здесь, как и в других случаях, стоим за полную достоверность жития в данном рассказе его и полагаем, что, при надлежащем освещении, рассказ этот откроет нам очень интересное и характерное явление в жизни Мефодия, имевшее место незадолго до его кончины. В разъяснениях по этому предмету необходимо коснуться, хотя в общих чертах, и самой истории угров, их расселений и передвижений до того момента, когда последовало рассказываемое житием событие, приурочиваемое им к концу жизни Мефодия, т.е. к одному из последних годов или месяцев его жизни. 243

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Закрыть За глобальными размышлениями важно не упустить человека 03.06.2009 885 Время на чтение 4 минуты На вопросы редакции экспертно-аналитического портала " Фонд имени Питирима Сорокина " отвечает главный специалист Центра по разработке и реализации межархивных программ документальных публикаций федеральных архивов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), доктор исторических наук Александр Репников Александр Витальевич, в последнее время часто говорят о переформатировании мироустройства. Как на Ваш взгляд, изменится ли формат глобализации, сложившийся на рубеже тысячелетий? Какую роль будут играть в сознании общества и политиков понятия «суверенитет» и «национальные интересы»? Если кризис запускают, то это кому-нибудь нужно. Сейчас говорить о его последствиях пока еще рано, хотя прогнозами на тему «куда это может привести мир» в последнее время не занимался только ленивый. Мне же кажется, что в первую очередь нужно задуматься о том, куда этот кризис может привести НАС. Мир, разумеется, меняется. С одной стороны, можно говорить о том, что все страны находятся «в одной лодке», и что надо сообща бороться с последствиями кризиса, искать общий выход и т.д. Но с другой-то стороны, каждое государство в этих условиях беспокоится в первую очередь именно о своем будущем и стремится, грубо говоря, не оказаться в числе проигравших. Поэтому «национальные интересы», конечно, играют очень важную роль. Кризис как раз и высветил константные межгосударственные противоречия, смахнув политкорректный глянец и грим. А насколько глубинными, на Ваш взгляд, являются современные глобальные экономические изменения? Является ли мировой финансовый кризис ключевой причиной потенциальных (или реальных) геополитических сдвигов, или же глобальные экономические процессы - лишь следствие уже начавшихся геополитических изменений? Я не экономист, а историк, но, глядя «со своей колокольни», могу сказать, что выяснять, что же первично - экономические изменения или геополитические сдвиги, - это все равно, что спорить о первичности курицы и яйца. Геополитика и экономика тесно связаны между собой и здесь я, пожалуй, отошлю вас к вышедшей на днях книге экономиста Г.Д. Гловели «Геополитическая экономия в России: от дискуссий о самобытности к глобальным моделям (XIX в. - первая треть ХХ в.)». Автор, в частности, очень интересно разбирает политэкономическую концепцию евразийства, уделяя много места взглядам П.Н. Савицкого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть НАТО раскалывает Украину и Грузию 28.01.2008 248 Время на чтение 3 минуты Политические страсти вокруг вступления в НАТО республик бывшего СССР накаляются. Сегодняшнее заседание Верховной рады Украины было заблокировано депутатами оппозиционной Партии регионов. Зал завешен плакатами с надписями " НАТО не пройдёт " , " НАТО? Никогда!!! " , " Луценко - позор Украины! " , " Закон один для всех??? " . Депутаты от оппозиции предупреждали о своих планах на 25 января заранее. Захвачена парламентская трибуна, а также президиум и легендарная дверь, через которую глава парламента попадает на своё рабочее место. В украинских традициях политической борьбы проходит и крупномасштабный митинг в Крыму. Его проведение было синхронно инициировано левыми политическими партиями. Впрочем, особо стараться для того, чтобы вывести на улицы население полуострова, украинским социалистам не пришлось. Ведь по итогам проведенного в Крыму народного референдума, который состоялся в минувшую субботу 885 тысяч 387 крымчан (что составляет 98,7 % от числа проголосовавших) высказались против вступления Украины в НАТО. Но, к сожалению, результаты референдума не будут иметь юридической силы. Еще ранее оппозиция собрала 4,5 миллиона подписей с требованиями проведения общенационального референдума по вступлению в НАТО. Однако прозападные власти Украины этот факт игнорируют и называют фальсификацией. Кроме того, в верхах украинской Рады уже прижилась идея о том, что волеизъявления народа по этому поводу можно и не спрашивать, либо спросить выборочно. Представитель США, сенатор Лугар на пресс-конференции в Киеве вообще выразил мнение, что для принятия решения о членстве Украины в НАТО народный референдум проводить необязательно, " поскольку существуют и другие способы высказывания гражданами своих позиций " . Главным слоганом сегодняшнего крымского митинга стало высказывание депутата от КПУ Вячеслава Захарова: " Преступная тройка написала подлое мазеповское письмо дяде Бушу с просьбой о вступлении в НАТО " . Напомним, что в очередной раз высочайшее согласие на вступление в Североатлантический альянс президент Украины Виктор Ющенко испросил два дня назад на конференции в Давосе, встретившись в кулуарах с Кондолизой Райс. Впрочем, ответ Госсекретаря США, как и сама эта кулуарная беседа, был довольно пространным: " НАТО должна оставить открытой дверь для тех европейских демократических государств, которые отвечают требованиям членства в этой организации " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Преп. Максим не был настолько слабым умом, чтобы безраздельно подчиниться какому-либо постороннему влиянию. Сознавая это, даже немецкие ученые, которые так любят говорить об увлечении христианских мыслителей языческой философией, доходящем будто бы до забвения чисто христианского содержания или до полного искажения наиболее характерных для него элементов (что, например, они видят у Дионисия Ареопагита ), отдают все же дань справедливости преп. Максиму, утверждая, что он вполне выдержал церковную точку зрения в обработке своей системы и причудливую философскую мистику Ареопагита примирил с церковной догмой 885 . Действительно, в системе преп. Максима и самые чисто-философские построения, например учение о «причастии» твари Богу, о возвращении ее к Нему, носят печать религиозного христианского духа. Вопрос о «причастии», об отношении Бога и мира, может послужить в данном случае лучшим пробным камнем. Не может быть спора относительно общего смысла системы неоплатонизма в отношении к этому вопросу. Это – система пантеистическая. Все бытие есть для неоплатоников процесс необходимого развития Божества, Его выхождения из Себя и возвращения к Себе. Для различения твари от Бога, и еще более для различения Бога от твари, для момента личной воли и намерения здесь нет места. Иное дело у преп. Максима. Идея воли, основанной на намерении, составляет один из важнейших интегралов его системы. Миротворение, промышление (не говорим уже об искуплении) есть свободный акт Божественной воли. Теодицея и учение о человеке и целях его бытия не имеют другого столь важного опорного пункта, как свобода воли. Вся жизнь мира представляет собой не сцепление механических процессов, совершающихся с роковой необходимостью, а жизненное сочетание разумных целей и свободно-личных усилий. Все это проводит черту принципиального различия между системой преп. Максима и неоплатонизмом. – Еще ощутительнее обозначается это различие и еще очевиднее выступает христианский характер системы преп. Максима в учении о возвращении тварного бытия к Богу как высшей его цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Следует отметить особую роль монастыря св. Саввы в деле перевода и распространения трудов св. Исаака. Там появились первые три перевода «Аскетических Слов» на греческом, арабском и грузинском языках. Они были выполнены в относительно близкие периоды времени: – греческий перевод был сделан в конце VIII в. Древнейшая рукопись, содержащая этот перевод, – Parisinus Suppl. gr. 693 – происходит из монастыря св. Саввы; – древнейшая рукопись, содержащая арабский перевод творений Исаака Сирина , – Strasbourg arab. 151 (Strasbourg 4226) – была скопирована в 885–886 гг. в монастыре св. Саввы. В ней «Аскетические Слова» представлены в виде подборки цитат из Слов 1-го собрания; – как уже было сказано, древнейшая рукопись, содержащая грузинский перевод Слов Исаака Сирина (Sinai geo. 35, 906 г.), тоже происходит из монастыря св. Саввы. Представленный в ней текст, как и в случае с рукописью Strasbourg 4226, представляет собой компиляцию из избранных отрывков различных Слов 1-го собрания Исаака Сирина . Западносирийская редакция и ее соотношение с грузинским и арабским переводами Перед тем как перейти к обзору переводов Исаака Сирина , имевших обращение в Лавре св. Саввы, следует вспомнить, как была представлена в том же монастыре сирийская версия творений Исаака. Как известно, эта версия существует в двух редакциях: первая – восточная, более ранняя, с текстом, более близким к авторскому; вторая – западная, происходящая от первой и представленная в двух ветвях: сирийско-ортодоксальной и сирийско-мелькитской. В общей сложности западная редакция претерпела значительно большее число изменений в тексте по сравнению с восточной 8 . Благодаря исследованиям С. Брока, П. Жеина, Г. Кесселя и других ученых в настоящий момент идентифицирована по меньшей мере одна рукопись сирийско-мелькитской ветви, которая происходит из монастыря св. Саввы, – Sinai syr. 24 9 (датируемая VIII–X вв. по палеографическим критериям). В парижском фрагменте этой рукописи содержится запись о том, что рукопись была скопирована в Лавре св. Саввы 10 . Дополнительные аргументы в пользу мелькитского происхождения этой рукописи привел Г. М. Кессель 11 . Из сказанного, в частности, следует, что в момент появления всех переводов, перечисленных выше, рукописи западной редакции сирийской версии творений св. Исаака все еще имели обращение в монастыре св. Саввы. Зависимость греческого перевода от западносирийской редакции Слов (к которой принадлежит и эта рукопись) наглядно доказана в критическом издании греческого перевода, выполненном М. Пираром, который систематически отмечал в критическом аппарате своего издания расхождения между чтениями восточных и западных редакций, показав в то же время близость греческого перевода с западной редакцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/is...

883. Старец никогда не дремал во время духовных бесед, но тотчас погружался в сон, если начиналось пустословие См. также: Беседа душеспасительная . Авва Кассиан рассказывал о неком старце, живущем в пустыне, что он умолил Бога даровать ему, чтобы никогда не дремать, когда идет духовная беседа, но тотчас погружаться в сон, если кто станет злословить или пустословить, чтоб это не доходило до его слуха. Он говорил: “Диавол старается о пустословии (между людьми), и оно есть враг всякого духовного назидания,” – указывая при этом на свой пример. “Когда я, – говорил он, – беседовал с некоторыми братиями о пользе, на них нападал такой глубокий сон, что они не могли двигать веждами. Желая обнаружить действие демона, я заговорил о пустом предмете. Они обрадовались, и сон тотчас прошел. И сказал я: “Пока мы рассуждали о духовных делах, очи у всех вас отягчены были сном. Когда же вышло (от меня) праздное слово, все вы с охотой проснулись. Поэтому прошу вас, примечайте действие лукавого демона, внимайте самим себе, берегитесь дремоты, когда делаете или слушаете что духовное.” (Древний патерик. 1914. С. 36. 4). 884. Старец, сопровождавший иноков, ехавших к авве Антонию Великому , не одобрил их многословия Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Войдя на корабль, чтобы отплыть к нему, встретили они одного старца, отправлявшегося в ту же сторону. Братия не знали его. Сидя на корабле, говорили об изречениях отцов и из Писания, рассказывали также и о своих рукоделиях. Старец все молчал. Только на берегу они узнали, что и старец направляется к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он сказал им: “Доброго спутника нашли вы в этом старце.” Сказал и старцу: “Добрых братии и ты нашел, авва.” – “Они хороши, – отвечал старец, – но у них двор не имеет ворот: кто хочет подходит к стойлу и отвязывает осла.” Это сказал он потому, что они говорили обо всем, что только приходило им на ум. (Древний патерик. 1874. С. 55. 1; Достопамятные сказания. С. 7. 18). 885. Сторож храма сподобился видения, что инокиня, проводившая честную жизнь, но невоздержанная на язык, похороненная в этом храме, была наполовину опалена огнем

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Мефодий же изначально делал типичную карьеру византийского чиновника. В то время военная и административная служба, в принципе, не различались. Он был назначен управляющим неким округом, который был населен славянами. Очевидно, он показал себя хорошим администратором. Однако, после потери своей семьи, он принял монашеский постриг и поселился в Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря. В дальнейшем именно оттуда он начинает сопровождать своего брата. Таким образом, такое сочетание ученого-филолога и администратора было очень удачным и приводило к хорошим результатам. Стоит также сказать о том, что братья были удачными воспитателями и учителями— они смогли оставить после себя целое поколение учеников. Деятельность учеников, в данном случае, такая же важная составляющая как и деятельностьсамих братьев. Большой круг переводов, новых литературных текстов был создан уже именно учениками святых братьев, перешедшими в 885 г. в Болгарию. Можно сказать, что без этого поколения учеников их миссия не дала бы тех результатов, которые в итоге были достигнуты. - Насколько достоверная информация о святых до нас дошла? Что исторически верно, а что из области легенд? - Исторические сведения в этом вопросе достаточно ограничены. За пределами житий других сведений очень мало и почти все они являются латинскими. С одной стороны, до нас мало дошло информации именно из Византии. Судя по сохранившимся сведениям миссия особенно никого не интересовала. К примеру, Кирилл был учеником Патриарха Фотия, но никаких упоминаний ни о самом Кирилле, ни о миссии нет ни в посланиях Фотия, ни в его проповедях. Поэтому именно здесь информация ограничена. С другой стороны, с момента, когда началось изучение житий, практически все исследователи отмечали высокую достоверность сообщаемых сведений. Конечно же, здесь могут возникать и некоторые сомнения. Так, например, в житии Кирилла уделено много места его полемике с иноверцами и еретиками. Достоверность того, что это происходило именно так, может вызывать сомнения. Скорее всего, в житии использовались отдельные полемические трактаты Кирилла, но он не выступал именно как устный оратор.

http://pravoslavie.ru/53764.html

Что касается христианского апологета Арновия, то он вовсе отвергает бессмертие души человеческой 884 . Учение о бессмертии души, опирающееся на свойствах природы самой души. всегда было принадлежностью разума и философии современной святым отцам. Так древнегреческий философ Платон несомненность означенной истины всецело выводил из свойств ее природы – простоты и самодвижности. Вслед за ним и в связи с его учением о душе и святые отцы церкви, как мы видели, заимствовали данные для раскрытия и уяснения истины бессмертия души из ее же природы. Но следует при этом заметить, что, разделяя философские убеждения современников, святые отцы воздерживались от решительных суждений о том, чтобы душа человеческая сама в себе могла иметь конечную причину своего бессмертия и вечной жизни. В виду платонического учения о бессмертии души, Св. Иустин Философ , между прочим, замечает, что хотя душа человеческая и бессмертна, но бессмертием своим обязана больше Богу, нежели своей природе; самая природа ее, как дарованная Богом, находится в полной зависимости от его воли 885 . Исходя из ложного воззрения на тело человека, как незаменимое орудие деятельности для души, без которой она становится неспособной к активной и самостоятельной жизни, некоторые в Аравии еще во времена Оригена высказывали недостойное человека мнение, будто бы душа, по разлучении с телом, переходит в состояние бессознательного усыпления и полной бездеятельности. Современные Иоанну Златоусту «саддукеи и самаряне, как называл святитель людей, отвергавших воскресение мертвых, также не признавали истинного и действительного бессмертия души. Мнение о бессознательном состоянии душ за гробом (υχοπαντιχα) поддерживалось несторианами 886 , а также некоторыми последователями анабаптизма и социализма 887 . Подобного рода еретические учения о загробном состоянии душ совершенно противоречат святоотеческому учению о нем. Истинное и действительное бессмертие души человеческой, по воззрению отцов церкви, состоит в том, что она и по смерти тела не лишается своей личности, а продолжает свое существование за гробом как существо самосознательное с теми же духовными способностями разума, чувства и свободы, какие действуют в ней в соединении с телесным организмом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Обращаясь к своему ученику, Апостол называет его γνησ τκν ν πστει, – таким именем, каким он называет лиц, им самим обращенных ко Христу, или рожденных им по вере 880 . Кроме того, этим названием св. Павел желает указать на постоянство и твердость в вере Тимофея. Γνησ происходит от корпя γεν, γν 881 . Качество γνησς в приложении к известному предмету указывает на то, что он доподлинно узнан, решен, испытан и стоит, вне всякого сомнения, относительно твердости, достоинства и истинности своего положения. Следовательно, и Тимофей есть, испытанный и доподлинно узнанный в вере, сын. Об этом достоинстве Тимофея с великой похвалой отзывается св. Апостол в послании к Филиппийцам. Немногими, но сильными чертами он изображает ревность и самоотвержение Тимофея в следующих словах: я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что (угодно) Христу Иисусу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служит мне в благовествовании 882 . Апостол горячо любил Тимофея за его постоянство и твердость в вере, за ревностное отношение к своим обязанностям и не скрывал от него своей привязанности и любви к нему. Назвав Тимофея γνησ τκν, во 2Тим. он называет его γαπητ τκν, что служит выражением самой теплой любви учителя к своему ученику 883 . При объяснении слов χρις, λεος, ειρνη, обращаем внимание на значение каждого из них и на совокупное их значение. Все эти три слова весьма часто употребляются в священных книгах Ветхого Завета 884 и имеют между собой близкое отношение. По этой причине считаем необходимым выяснить значение этих слов, по употреблению их в Ветхом Завете. Через χρις переведено еврейское (от , быть склонным, расположенным, миловать, жаловать, это последнее сродно с ворочать, откликаться, отзываться), что значит милость, благосклонность, отзывчивость. Через обозначается влечение, стремление к предмету, оказываемое ему внимание, благосклонность 885 . Вследствие, полного любви, отношения к предмету, последний необходимо представляется исполненным прекрасных качеств; поэтому через часто обозначаются внутренние и внешние качества предмета, напр., благонравие женщины, прелесть женщины-блудницы 886 , миловидность животных, красота камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

8 . Такой весьма по-человечески мыслит об этих быстрых и легких естествах, которым не препятствуют тела или действия по причине быстроты и просветленности умов их. Не устают они от перемены деятельности своей 884 и не переутомляются; и во всем, что они делают, не нуждаются они во времени и месте, которые могли бы воспрепятствовать им в служении их. Ибо все совершают они быстро и мгновенно в соответствии с той силой и изумительной способностью, дарованной естеству их. В них подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие – Творец, Который превыше всего. 9 . Но оставим духовных естеств и вернемся к нашей теме 885 – к мира сего; и продолжим рассуждение 886 наше с того, на чем мы отклонились. 10 . Итак, в тот миг, когда человек поднялся выше душевного служения в мысли и знании своем, которое состоит в действенной добродетели, 887 и сознание его возвышается к духовному образу жизни, насколько это достижимо здесь для человеческого естества, тотчас изумление Богом прилепляется к нему, и от движений прежних помыслов успокаивается он и утихает, и этими духовными движениями любви возбуждается весь разум его. Вместе с этим знанием страх отнимается от человека, и свободой от помыслов, 888 которая превыше всякого страха и мысленного страдания, бывает движимо мышление по образу нового века: и это удостоился он, по благодати Христовой, образу жизни нового человека, тех движений, которые возникают в естестве там, в Царстве Небесном. 11 . И когда, опять же, удаляется он от них, 889 он душевную радость, и в мысли своей и в помыслах своих он не таков, как чада мира сего, ибо с этого возрос он в свободе от помыслов, 890 наполненной движениями знания и изумления Богом. И поскольку он живет в знании, которое превыше души, и поднялся над страхом, пребывает он в радости о Боге в движении помыслов своих на всякий миг, как свойственно детям. 891 12 . Таковы движения помыслов на этих трех уровнях и знание этих движений. 13 . Итак, кто телесен в знании своем, тому невозможно быть превыше страха смерти в помыслах своих, но постоянно ужасается он при воспоминании о ней. Будучи телесным, он и думает о телесном, а потому живет в нём постоянно и сомнение в воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010