Блохин В. С. Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском Необходимо указать на то, что современная Сербская Православная Церковь сложилась из трех, исторически возникших, ветвей: 1) Церкви в королевстве Сербия; 2) Патриархата в Австро-Венгрии и 3) Черногорской митрополии. Рассмотрим, как возникли и развивались эти три ветви Сербской Церкви. Первую проповедь Святого Евангелия Балканский полуостров услышал от святых апостолов Андрея Первозванного (мученически скончавшийся в Ахаии), Павел (прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова) и Тита (проповедовавшего в Далмации). В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная – Дравой и Савой). До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где жили сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826 – 869) и Мефодий (820885), создавшие славянскую азбуку. Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 6. Сербская Православная Церковь 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII в. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Вторгшиеся в VI в. на Дунай авары уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII в. по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые много сербов обратили в христианство. До 732 г. сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В этом году император Лев Исаврянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в XI в., когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 г. послал к сербам греческих священников. Окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Возникло монашество, была основана первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии стал св. Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

820-ок. 893) 881 ; он же пытался приложить аттикистские лексические критерии к одному месту из I послания апостола Петра 882 . В «Эклоге» Фомы Магистра – поздневизантийской коллекции древнеаттических речений (первая половина XIV века) – несколько раз разбираются примеры библейского словоупотребления, причем одни раз констатируется его варварский, риторически некорректный характер 883 . Что касается «отцов Церкви», то два критических эссе Михаила Пселла , ориентирующихся на образец анализа манеры древних афинских ораторов у позднеэллинистического ритора Дионисия Галикарнасского и ближе всего подходящих к тому, что мы назвали бы литературной критикой, специально посвящены стилистическому разбору сочинений Григория Богослова , а также двух других «великих святителей» византийской Церкви – Василия Великого и Иоанна Златоуста , и еще Григория Нисского . Григорий Богослов был предметом гораздо большего церковного почитания, чем Роман Сладкопевец ; это отнюдь не мешало применять к нему сугубо профессиональные критерии и технические термины риторической теории: «Связывает ли он речь, расслабляет ли ее или разрушает соединение, собирает ли ее в периоды или растягивает дыхательными тактами, заканчивает ли ритмы анапестами, придает ли речи размеренность ионийскими сопряжениями, втискивает ли свою мысль в тетраметр, растягивает ли ее до гексаметра…» 884 При таком рассмотрении Григорий оказывается в одной ряду с мастерами аттического красноречия – Лисием и Демосфеном, Исократом и Платоном 885 , и подход критика к нему точно такой же, как к тем. В сокращенной стихотворной парафразе позднеантичного руководства по риторике (конец II века) тот же Пселл заменяет примеры из речей Демосфена примерами из проповедей Григория Богослова и Иоанна Златоуста , выполняющими совершенно идентичную функцию 886 . Ответ на этот вопрос, во-первых, почти до обидного прост и, во всяком случае, не имеет отношения к противоположностям «языческое – христианское», «мирское – сакральное» и прочим глубокомысленным антитезам истории идей; во-вторых, он чрезвычайно поучителен для уяснения самой сути того взгляда на литературу, который вырабатывался в Византии школьной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Колокольня при церкви каменная, построена в 1809 году, одновременно с холодной церковию. Из священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: серебряный крест с частицами св. мощей угодников Божиих: прор. Даниила, безсребр. Козьмы и Дамиана, великомуч. Параскевы, муч. Иульянеи и Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; Евангелие печати 1717 года и икона Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость», почитаемая народом за чудотворную. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1890 г. и хранится в церкви. При церкви земли: усадебной одна десятина 1,987 кв. саж., пахотной 64 десятины 122 квадр. саж., сенокосной 4 десятины 190 кв. саж., под рекой Вязьмой 1,820 кв. саж. и дровяного леса 11 десятин 1,710 квадр. саж. План и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает ежегодного дохода: 99 руб. процентов с церковного капитала, от земли 130 р., от сбора хлебом 25 руб. и за требоисправления 700 руб., а всего 954 руб. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход составляют: село и деревни: Бураково, Таковец, Сосновеж, Ивково, Пшенисково, Репцово, Губачево, Июткино, Собольцево, Желтиково, Гришкино, Воронково, Подвязново и Крапивник. Расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 248, душ мужеского пола 763 и женского пола 885 душ. С 1862 г. в селе существует земская народная школа и помещается в доме, построенном Степаном Васильевичем Каретниковым. Биликино Село Биликино расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 50 верст., а от Владимира во 100 верстах. Исторических известий о сем селе не имеется. Существующая в селе каменная церковь построена средствами прихожан в 1845 году, вместо бывшей деревянной церкви. Колокольня и ограда при церкви каменные же. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Всех Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Мы же попытаемся вскрыть только предысторию понятия ноосфера и сопряженного с нею понятия пневматосфера до того, как это слово провозгласил 26 июля 1937 года В.И. Вернадский на XVII сессии Геологического Конгресса. Мы попытаемся раскрыть очень и не очень древние мысли классических философов и современных богословов о зарождении и исходном смысле этих понятий, чтобы хотя бы оценить разделяющую их пропасть от оказавшихся рядом с ними терминов коммунизм, ноосферный социализм, устойчивое развитие, глобализм или «золотой миллиард». Обратимся к лежащему в корне термина ноосфера понятию «нус», который проистекает от логоса. II. Нус до ноосферы Кратко повторим эволюцию понятия «Нус», опираясь на статью Алексея Федоровича Лосева (Философская энциклопедия, М., 1967, т.4, сс. 104-105), нашего учителя, позволившего нам считать себя его учениками. Рассмотрим эволюцию понятия НУС в классической древнегреческой философии (начиная с VI в. до Р.Х.), сопоставляя его с речениями о Духе Святом в тексте Символа веры. Философские, вернее, богословские поиски христианства сконцентрированы в Никейском Символе веры на Первом Всемирном Соборе 325 года и завершены в Никейско-Цареградском Символе веры на Втором Всемирном Соборе 381 года, который перевели около 863 года на славянский язык равноапостольные «учители словенские» Кирилл (827-869) и Мефодий (820-885). Нус проистекает от созидающего Логоса (λγος «бог, слово, мысль»), который древние греки понимали как самую глубинную, устойчивую, основополагающую закономерность мира. Это конкретная протосила, которая созидает Космос. (Сравним в Символе Веры о Духе Святом: «иже от Отца исходящаго», но подчеркнем, что в Православном Символе веры сказано только «от Отца», тогда как в католическом говорится «иже от Отца и Сына исходящего», что стало одной из причин разделения церквей. Продолжим. «Нус – движущий принцип мирового порядка» (Символ Веры о Духе Святом: «Господа животворящаго»). Нус у Платона (428-348 г. до н.э.) – рациональная часть бессмертной души (в Символе веры заключительные слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» . В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай — Дравой и Савой — и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее — Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610 — 641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Меурсий , голландский византинист – 41 Мефодий (ок. 820–885), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82 Мехмед II Завоеватель , турецкий султан в 1451–1481 гг. – 262 Мина , патриарх Константинопольский в 536–552 гг. – 217 Михаил I Рангаве , византийский император в 811–813 гг. – 359, 364, 375, 378,389 Михаил II Травл (Косноязычный), византийский император в 820–829 гг. – 341, 364, 367, 368, 372, 380–382 Михаил III Пьяница, византийский император в 842–867 гг. – 365, 371, 373, 383, 384, 387, 388, 394, 395, 400, 417, 433 Михаил IV Пафлагонец , византийский император в 1034–1041 гг. – 401, 433,434 Михаил V Калафат , византийский император в 1041–1042 гг. – 401 Михаил VI Стратиотик , византийский император в 1056–1057 гг. – 402, 462,484 Михаил VII Дука Парапинак , византийский император в 1071–1078 гг. – 464,470,471,473 Михаил Атталиат (XI в.), византийский историк – 487 Михаил Керуларий (Кирулларий), патриарх Константинопольский в 1043–1058 гг. – 443, 444. Михаил Пселл (XI в.), византийский государственный деятель и писатель – 463,481–484,487 Мишель A. (Michel), французский историк византийского искусства – 91 Моавия I (Мавия, Муавия, Муавия ибн Абу Суфйан), арабский халиф в 661–680 гг., основатель династии Омейядов – 290, 292, 293 Монтелатичи Г. (Montelatici), итальянский византинист – 76 Монтескье Шарль Луи (Montesquieu, 1689–1755), французский философ, писатель и историк, представитель французского Просвещения – 44, 45, 65 Монфокон Бернар де (Montfaucon, 1655–1741), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Про – 44 Морис Ж. (Maurice), французский нумизмат – 99, 100 Мортрейль Ж.-А.-Б. (Мортрёль, Mortreuil), французский правовед (цивилист и канонист), марсельский адвокат – 91 Муральт Эдуард Гаспарович (Eduard von Muralt, de Muralt, 1808–1895), археограф, историк, реформатский богослов и священник, родом швейцарец, жил в С.-Петербурге с 1833 по 1864, где в течение 26 лет работал библиотекарем Имп. Публичной библиотеки (составил первые каталоги греческих рукописей ИПБ) – 92

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1460) 10. Никому не отпущены грехи, если он не верит, что они отпущены, когда священник их отпускает; более того, грех останется, если не верить, что он отпущен; так как отпущения грехов и дарования благодати недостаточно, нужно еще верить, что грех отпущен. 1461) 11. Тебе следует верить в отпущение твоих грехов совершенно не из-за твоего сокрушения, но благодаря слову Христа: «Что свяжете....» [ Мф 16, 19 ]. Вот почему говорю я тебе – доверяй, если ты получил отпущение священника, и твердо верь, что тебе отпущено, и тебе будет истинно отпущено, каким бы ни было сокрушение. 1462) 12. Если, против ожидания, кающийся не был сокрушен или если священник не отпустил ему с должной серьезностью, а в шутку, но если кающийся считает, что ему отпущено, то так оно и есть на самом деле. 1463) 13. В Таинстве Покаяния и в отпущении грехов папа или епископ не совершают более, чем последний из священников; там, где нет священника, любой христианин, даже женщина или ребенок, могут совершить то же самое. 1464) 14. Никто не обязан уверять священника, что он сокрушен, и священник не должен об этом спрашивать. Тридентский Собор (XIX Вселенский) 412 14-я сессия (25 ноября 1551 г.) После определения учения о Евхаристии [ХВ 734–755] Собор посвятил свою 14-ю сессию Таинствам Покаяния [ХВ 814–850] и Елеопомазания больных [ХВ 878–885]. Уже в 1547 г., когда речь шла об оправдании, Таинство Покаяния было рассмотрено как второе средство спасения [ХВ 576–577]. В этом документе уточняется учение против всех заблуждений, распространившихся среди реформаторов и изложенных в общих чертах в 12 разделах, представленных на рассмотрение Отцов Собора и богословов. Текст документов содержит 9 глав и 15 канонов согласно следующему плану: 1. Покаяние есть истинное Таинство [ХВ 815–817, 836–838]. 2. Оно отличается от Крещения вопреки учению реформаторов, для которых прощение грехов есть только возрождение через веру благодати Крещения [ХВ 818–819, 837]. 3. Его основные элементы рассматриваются по схеме, принятой в Декрете для армян 1439 г. [ХВ 803]. Мнение Лютера о том, что угрызения совести и вера являются основанием для прощения грехов, Собором отвергается [ХВ 820–822, 839].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

454 ...къ Пимину, тогда сущу митрополиту... – Пимен, поставленный на митрополичью кафедру без ведома великого князя, занимал ее недолго: в 1380–1381, 1382–1383 и 1388–1389 гг. 459 Над всми людми поставленъ бысть святитель... – Одно из значений слова «святитель» – епископ. 460 Поставленъ же бысть по Тактамышеве рати на другую зиму... – Стефан был поставлен епископом Перми в 1383 г., через год после нашествия на Москву хана Золотой Орды Тохтамыша (1382 г.). 464 ...и манастыри наряжаше... – Стефаном Пермским основан ряд монастырей: два Архангельских – в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский – близ Усть-Сысольска. 465 ...и обдню, заутреню же и вечерню... – Обедня (литургия) – основное христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня, во время которой совершается таинство причащения. Заутреня – утренняя церковная служба. Вечерня – вечерняя церковная служба. 466 Канонарх (греч. – руководитель канона) – начинатель песнопений, монах-регент, произносящий громогласно речитативом текст песнопений, фразу за фразой, каждая из которых по мере произнесения пропевается хором. 519 ...еже новую грамоту сложи, еже незнаемую азбуку пермъскую счини... – Стефан создал пермскую азбуку, положив в ее основу, как допускают исследователи, особые существовавшие ранее у зырян знаки, которые вырезались ими на узких деревянных палочках – «пасах», использовавшихся в качестве знаков собственности, денег, календарей и т. п. 521 То бысть Костянтинъ нарицаем и Кирил Философ, иже сотворилъ грамоту словеньскую... – Кирилл (до принятия монашества – Константин) Философ (827–869) и его старший брат Мефодий (820–885) – выдающиеся болгарские просветители и проповедники христианства у славян, создатели славянской азбуки и переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Здесь и далее текст содержит реминисценции из «Сказания о письменех» Черноризца Храбра. 522 Преже же всх грамот бысть жидовская грамота. – Об истории возникновения и развития алфавитного письма см.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 375–379.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 . Василий (Гролимунд), иером. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» – новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие Крещения Руси. Междунар. науч. церк. конференция «Богословие и духовность Русской Церкви», Москва 11–18 мая 1987 г. М. 1989. 318–322. 817 . Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. 137–166. 818 . Пентковский А. М. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника?//Символ. 1994. 32. 259–278. 819 . Рошко Владимир, свящ. Неизвестный фрагмент «Откровенных рассказов Странника»//Символ. 1986. 15. 201–208. 820 . Хризостом, архим. «Откровенные рассказы странника»//Символ. 1981. 5. 112–117. 821 . Hausherr I. Un pèlerin russe de la prière intérieure//ОС 1926. 6. 174–176. et prière 2 .132). 1–3. 822 . Ipatova S. I «Racconti sinceri di un pellegrino» e il contesto storico-letterario//GV 9 .670). 339–347. 823 . Panichas G. A. J. D. Salinger and the Russian pilgrims//GOTR 1962–63. 8. 111–126. [В одной из гл. вещей Дж. Сэлинджера, «Franny and Zooey» (1961), ключевой мотив повести – обсуждения «Откровенных рассказов» и Молитвы Иисусовой, в частности, в сопоставлении с буддизмом]. 824 . Rochcau V. Étude analytique des «Récits du pèlerin russe»//Plamia. Meudon. 1976. 45. 825 . Solignac A. Pèlerin russe (Récits de)//DS 1984. 12(1). 885–887. Валаам 826 . Авалиани C. Л. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция//БВ 1909. 1–3. 368–383. 827 . Валаам Христовой Руси. М. 2000. 800, ил. 828 . Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. СПб. 1872. Валаамские подвижники. СПб. 1997. 142. 829 . [Валаамский иером.] Валаамские подвижники. Биографический очерк/Сост. Валаамский иеромонах. СПб. 1872. 105. 2 СПб. 1891. 830 . [Валаамский иером.] Валаамское слово о Валаамском монастыре/По благословлению валаамского настоятеля о. игумена Дамаскина составил валаамский иеромонах//Север. Петрозаводск 1991. 9. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010