Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

454 ...къ Пимину, тогда сущу митрополиту... – Пимен, поставленный на митрополичью кафедру без ведома великого князя, занимал ее недолго: в 1380–1381, 1382–1383 и 1388–1389 гг. 459 Над всми людми поставленъ бысть святитель... – Одно из значений слова «святитель» – епископ. 460 Поставленъ же бысть по Тактамышеве рати на другую зиму... – Стефан был поставлен епископом Перми в 1383 г., через год после нашествия на Москву хана Золотой Орды Тохтамыша (1382 г.). 464 ...и манастыри наряжаше... – Стефаном Пермским основан ряд монастырей: два Архангельских – в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский – близ Усть-Сысольска. 465 ...и обдню, заутреню же и вечерню... – Обедня (литургия) – основное христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня, во время которой совершается таинство причащения. Заутреня – утренняя церковная служба. Вечерня – вечерняя церковная служба. 466 Канонарх (греч. – руководитель канона) – начинатель песнопений, монах-регент, произносящий громогласно речитативом текст песнопений, фразу за фразой, каждая из которых по мере произнесения пропевается хором. 519 ...еже новую грамоту сложи, еже незнаемую азбуку пермъскую счини... – Стефан создал пермскую азбуку, положив в ее основу, как допускают исследователи, особые существовавшие ранее у зырян знаки, которые вырезались ими на узких деревянных палочках – «пасах», использовавшихся в качестве знаков собственности, денег, календарей и т. п. 521 То бысть Костянтинъ нарицаем и Кирил Философ, иже сотворилъ грамоту словеньскую... – Кирилл (до принятия монашества – Константин) Философ (827–869) и его старший брат Мефодий (820–885) – выдающиеся болгарские просветители и проповедники христианства у славян, создатели славянской азбуки и переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Здесь и далее текст содержит реминисценции из «Сказания о письменех» Черноризца Храбра. 522 Преже же всх грамот бысть жидовская грамота. – Об истории возникновения и развития алфавитного письма см.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 375–379.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокольня при церкви каменная, построена в 1809 году, одновременно с холодной церковию. Из священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: серебряный крест с частицами св. мощей угодников Божиих: прор. Даниила, безсребр. Козьмы и Дамиана, великомуч. Параскевы, муч. Иульянеи и Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; Евангелие печати 1717 года и икона Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость», почитаемая народом за чудотворную. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1890 г. и хранится в церкви. При церкви земли: усадебной одна десятина 1,987 кв. саж., пахотной 64 десятины 122 квадр. саж., сенокосной 4 десятины 190 кв. саж., под рекой Вязьмой 1,820 кв. саж. и дровяного леса 11 десятин 1,710 квадр. саж. План и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает ежегодного дохода: 99 руб. процентов с церковного капитала, от земли 130 р., от сбора хлебом 25 руб. и за требоисправления 700 руб., а всего 954 руб. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход составляют: село и деревни: Бураково, Таковец, Сосновеж, Ивково, Пшенисково, Репцово, Губачево, Июткино, Собольцево, Желтиково, Гришкино, Воронково, Подвязново и Крапивник. Расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 248, душ мужеского пола 763 и женского пола 885 душ. С 1862 г. в селе существует земская народная школа и помещается в доме, построенном Степаном Васильевичем Каретниковым. Биликино Село Биликино расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 50 верст., а от Владимира во 100 верстах. Исторических известий о сем селе не имеется. Существующая в селе каменная церковь построена средствами прихожан в 1845 году, вместо бывшей деревянной церкви. Колокольня и ограда при церкви каменные же. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Всех Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

817 Девриз Келли, Дикки Йен, Догерти Мартин, Джестайс Филлис, Йоргенсен Крис, Павкович Майкл. Великие сражения крестоносцев (1097–1444). С. 214, 216. 820 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). СПб., 2010. Часть 2, главы 5–8. С. 25–28. 821 Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439)//Византийский временник. 1994. 80. 828 Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. С. 34. 833 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть IV, глава 32. С. 104. 839 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть IV, глава 40. С. 112. 841 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть V, глава 16. С. 129. 847 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть V, главы 19–21. С. 131–132. 849 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть VII, глава 25. С. 201, 202. 855 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть VIII, главы 28–30. С. 228–230. 860 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть X, глава 4. С. 271, 272. 866 Сиропул Сильвестр. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе (1438–1439). Часть XII, глава 20. С. 314. 873 Рансимен С. Восточная схизма//Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 62, 63. 882 Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439)//Византийский временник. 1994. 80. 885 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 8. С. 355. 889 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 191, 192. 891 Катанский А. История попыток к соединению церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. С. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 . Василий (Гролимунд), иером. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» – новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие Крещения Руси. Междунар. науч. церк. конференция «Богословие и духовность Русской Церкви», Москва 11–18 мая 1987 г. М. 1989. 318–322. 817 . Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. 137–166. 818 . Пентковский А. М. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника?//Символ. 1994. 32. 259–278. 819 . Рошко Владимир, свящ. Неизвестный фрагмент «Откровенных рассказов Странника»//Символ. 1986. 15. 201–208. 820 . Хризостом, архим. «Откровенные рассказы странника»//Символ. 1981. 5. 112–117. 821 . Hausherr I. Un pèlerin russe de la prière intérieure//ОС 1926. 6. 174–176. et prière 2 .132). 1–3. 822 . Ipatova S. I «Racconti sinceri di un pellegrino» e il contesto storico-letterario//GV 9 .670). 339–347. 823 . Panichas G. A. J. D. Salinger and the Russian pilgrims//GOTR 1962–63. 8. 111–126. [В одной из гл. вещей Дж. Сэлинджера, «Franny and Zooey» (1961), ключевой мотив повести – обсуждения «Откровенных рассказов» и Молитвы Иисусовой, в частности, в сопоставлении с буддизмом]. 824 . Rochcau V. Étude analytique des «Récits du pèlerin russe»//Plamia. Meudon. 1976. 45. 825 . Solignac A. Pèlerin russe (Récits de)//DS 1984. 12(1). 885–887. Валаам 826 . Авалиани C. Л. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник. Пробная лекция//БВ 1909. 1–3. 368–383. 827 . Валаам Христовой Руси. М. 2000. 800, ил. 828 . Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. СПб. 1872. Валаамские подвижники. СПб. 1997. 142. 829 . [Валаамский иером.] Валаамские подвижники. Биографический очерк/Сост. Валаамский иеромонах. СПб. 1872. 105. 2 СПб. 1891. 830 . [Валаамский иером.] Валаамское слово о Валаамском монастыре/По благословлению валаамского настоятеля о. игумена Дамаскина составил валаамский иеромонах//Север. Петрозаводск 1991. 9. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мы же попытаемся вскрыть только предысторию понятия ноосфера и сопряженного с нею понятия пневматосфера до того, как это слово провозгласил 26 июля 1937 года В.И. Вернадский на XVII сессии Геологического Конгресса. Мы попытаемся раскрыть очень и не очень древние мысли классических философов и современных богословов о зарождении и исходном смысле этих понятий, чтобы хотя бы оценить разделяющую их пропасть от оказавшихся рядом с ними терминов коммунизм, ноосферный социализм, устойчивое развитие, глобализм или «золотой миллиард». Обратимся к лежащему в корне термина ноосфера понятию «нус», который проистекает от логоса. II. Нус до ноосферы Кратко повторим эволюцию понятия «Нус», опираясь на статью Алексея Федоровича Лосева (Философская энциклопедия, М., 1967, т.4, сс. 104-105), нашего учителя, позволившего нам считать себя его учениками. Рассмотрим эволюцию понятия НУС в классической древнегреческой философии (начиная с VI в. до Р.Х.), сопоставляя его с речениями о Духе Святом в тексте Символа веры. Философские, вернее, богословские поиски христианства сконцентрированы в Никейском Символе веры на Первом Всемирном Соборе 325 года и завершены в Никейско-Цареградском Символе веры на Втором Всемирном Соборе 381 года, который перевели около 863 года на славянский язык равноапостольные «учители словенские» Кирилл (827-869) и Мефодий (820-885). Нус проистекает от созидающего Логоса (λγος «бог, слово, мысль»), который древние греки понимали как самую глубинную, устойчивую, основополагающую закономерность мира. Это конкретная протосила, которая созидает Космос. (Сравним в Символе Веры о Духе Святом: «иже от Отца исходящаго», но подчеркнем, что в Православном Символе веры сказано только «от Отца», тогда как в католическом говорится «иже от Отца и Сына исходящего», что стало одной из причин разделения церквей. Продолжим. «Нус – движущий принцип мирового порядка» (Символ Веры о Духе Святом: «Господа животворящаго»). Нус у Платона (428-348 г. до н.э.) – рациональная часть бессмертной души (в Символе веры заключительные слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Катков Петр Михайлович (? –1895) — выпускник университетских курсов Императорского лицея в память цесаревича Николая (1877); позже — штаб–ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка; старший сын С. П. и М. Н. Катковых — 271 Каткова Наталья Михайловна, дочь С. П. и М. Н. Катковых — 271 Каткова Софья Михайловна, дочь С. П. и М. Н. Катковых — 269, 271, 293 Каткова Софья Петровна — жена М. Н. Каткова; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 247, 254, 264, 269, 271, 293 Катя, дочь Г. И. и Е. И. Вениаминовых — 288 Катя, племянница А. А. Ставиской — 90 Катя, племянница отца Николая — 121 Кауфман Юлия Николаевна — инспектриса Императорского Николаевского сиротского института в Москве — 273 Каченовский Афанасий, отец — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1853) — 301 Кикуци, семинарист — 215 Киреев Александр Алексеевич (1833–1910) — генерал–лейтенант, состоял при великом князе Александре Иосифовиче — 145 Кирилл, диакон Александро–Невской лавры — 115 Кирилл (826 или 827 — 869) и Мефодий (до 820885) — братья, создатели славянской азбуки, просветители и проповедники христианства — 268 Ключарев — см. Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович) Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — доцент (с 1875 г.) и профессор (с 1880 г.) Московской Духовной академии; историк, академик — 293 Кнопп — петербургский фабрикант — 108 Ковалько Авдотья Дмитриевна, практикантка в петербургском Училище слепых воинов — 135, 141, 142, 159, 237 Кованько — см. Ковалько Ковригин Николай, священник из Сан–Франциско — 123, 129, 132, 133, 135, 187, 239, 241 Кожевников В. О. — см. Кожевников В. Ф. Кожевников Василий Федорович — генеральный консул в Иерусалиме (в 1880 г.) — 178 Козлов Александр Александрович — обер–полицмейстер Москвы; состоял в свите его императорского величества, генерал–майор — 276, 279 Колесова Александра Филипповна — жена почетного гражданина А. Н. Колесова, члена Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 291 Колоколов Алексей Петрович — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1857); священник церкви петербургской Георгиевской общины сестер милосердия (с 1872 г.), протоиерей этой же церкви (с 1876 г.); член Санкт–Петербургского епархиального попечительства (с 1876 г.); известен как общественный благотворитель — 133, 153, 219

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Из перечисленных статей 2-я, 5-я и 6-я помещаются и в старопечатных изданиях Апостола. В списке 3 читаются те-же статьи, но частью под другими заглавиями и в другом порядке, именно ст. 1. (только 3 строки) 6. 4. 5. 7. 3. Сверх того, в том же л. 768 помещена статья: книги сты аплъ е написа лка елистъ гнь к ефил. к нем перве. и хво написа. съдржа в себ главъ, кн. за. на. нихъ сицево. Повелваетъ хс апл иерлима не лчати. Показывается содержание глав (по нынешнему разделению) всех книг, находящихся в Апостоле, с краткими сведениями о самих книгах. Это самое (отличное от оглавления Библии, помещённого в конце списков) пишется в сём подстрочно при каждой главе. Л. 785 в 1, 862 в 2, 774 в 3. сты аплъ. списано сты апло лкою. Л. 807 в 1, 885 в 2. (чит. събрнымъ Малы мала смющимь небознено. На Греч. в Маттеевом издании соборных посланий (Rig. 1782 р. 1). В 3 л. 798 об. сия статья читается по другому переводу и под таким заглавием: прологъ каолическы епистолиа. Там же в 1, 885 об. в 2, 799 в 3. събнаго Понже самь пишеть. – Помещено и в Острожском издании; на Греч. у Маттея р. 3. Л. 807 об. в 1, 885 об. в 2, 799 об. в 3. Глав первые (т.е. между соборными). Всех глав 6 с своими подразделениями. Разделение и оглавление Ефоалиево, на Греч. у Маттея р. 4., с тем же замечанием на конце: стихвъ ке, а на конце послания показано: стихвъ смь. Таким же точно образом перед каждым из соборных посланий помещено сперва сказание, потом главы, отпечатанные на Греч. у Маттся. Л. 819 в 1, 898 в 2, 816 в 3. иже к римлнмъ стго апла павла. посылаетъ не у еще видвъ слыш ни. Л. 820 в 1, 898 об. в 2, 816 об. в 3. коликожо главъ има, и свтеаь и граиесь. В крисц чтенеи, и. гл в а свтельствъ. мн. гране. цк. (потом в частности) а. главъ д. а. д. (т.е. от 1-го до 4-го в общем счёте) свтель. . а. . (от 1 до 9) гранесъ смв. и т.д. о каждом чтении. далее выписываются свидетельства, с означением книг Ветхозаветных, из коих они заимствованы: ситеаьствъ. м. аввакма. пррка правеныи вры живъ бдеть. пррк. им ва ради хлитс въ зыц и т.д. См. ниже описание ркп. 35. л. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРЕБОЛЬД Геребольд [Гербольд; лат. Gerboldus; франц. Gerbaud] († 885/6), свт. (пам. зап. 12 июня), еп. г. Шалон-сюр-Сон (Франция). Имя Г. фигурирует в неск. дипломах франк. королей с 864 по 885 г. До принятия епископского сана он был членом придворного клира. На кафедру назначен скорее всего после 862 г., когда в документах в последний раз упоминается имя его предшественника по кафедре Годельсада. Подпись Г. стоит в изданном в июне 864 г. дипломе кор. Карла Лысого, подтверждающем привилегии в пользу аббатства св. Германа в Осере. В том же году Г. провел реформы в аббатстве св. Петра в Шалон-сюр-Сон, введя в нем бенедиктинский устав. Участвовал в Соборах в Суасоне в 866 г., Шалон-сюр-Сон в 873 г., Труа в 878 г., в гос. ассамблее в Понтьё в 876 г. Незадолго до смерти добился от имп. Карла Толстого подписания диплома (12 июня 885), дающего клирикам право свободного выбора епископа. По инициативе Г. было произведено открытие и перенесение мощей его предшественников - епископов Кабиллона (древнее лат. название Шалон-сюр-Сон): в 877 г. св. Лупа (ок. 601), в 878 г. Сильвестра (ок. 532) и Агриколы (ок. 580). Имя его преемника Стефана появляется в документах в 886 г. Ист.: Francorum regum, imperatorum, diviso imperio, capitularia ап. 840-921//PL. 138. Col. 525-820. Лит.: Gras P. Chalon sur Saône//DHGE. T. 12. Col. 291-298, 301-302; Viard P. Gereboldo di Chalon//BiblSS. Vol. 6. Col. 202-203. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164679.html

Иессей I: 342. Иисуса Навина I, 5 (II: 171,363). I, 8 (II: 830). XIII, 1 (II.494). Иисуса с. Сирахова книга (I: 818. 820,417 853,530. II: 17,87. 163,330 414,1248. 442. 444. 445. 446. 453). XXXIII, 13 (II: 747 и пр. 1005. 753). XXXVIII, 25 (II: 414,1248)· XLI, 1.(I: 804,1246). XLIV, 16 (II: 414,1248). XLVII, 17 (II: 444). XLVII, 19 (II: 446). XLVIII 14 (I. 27). Imraunitas II: 885,386. Иоаким ц. иуд. II: 373,1061. Иоанн Ап. I: 148. 768,299. 790,339.341. II: 18,93. 35. 36. 45,94. 269. 349 и пр. 968–9. 355,996. 988,37. 1189. 1282. Иоанна Ап. Евангелие (II: 256,662. 640,800. 955,882) и его пролог по соотношению с Филоном (II: 407,1216. 448. 586,522). I, 1 (II, 269,718). I, 1–2 (II: 313). I, 10 (II: 665). I, 12 (I. 725,215). I, 14 (II: 370). I, 18 (II: 273). II, 22 (I: 628,504). III, 13–17 (II: 256). III, 27 (I: 269). IV, 25. 29, 42 (I: 254,94). V, 45 (I: 230). VI (II: 1172). VI, 15 (I: 54). VI, 42 (II: 256). VI, 49 (II: 1098). VI, 61. 62 (II: 739,991). VII, 20 (I: 13–14). VII, 38 (II: 988,37). VII, 39 (I: 727,215). VII, 49 (I: 37. 151. 824). VII, 51 (I: 178). VIII, 33 (I: 299). VIII, 44 (I: 319).VIII, 48. 52 (I: 14). X (II: 1170). X, 20 (I: 14). X, 24 сл. (I: 54. II: 80). X, 33 (I: 14). XI, 24(I: 24). XII, 1. 17 (I: 629,504). XII, 1. 9. 17 (I: 629,504). XII, 19 (I: 13). XII, 24 (I: 645,552.) 1179). XII, 31 (I: 808). XII, 34 (I: 409. II: 988,37). XIII, 27 (I: 363). XIV, 9 (II: 271). XIV, 11 (I: 808). XVII, 5 (II: 433,5). XX, 2 (II: 623). XX, 9 (I: 628,504). XX, 22 (I: 224,215). XX, 29 (II: 1303). XXI, 14 (I: 628,504)· Иоанна Ап. 1-ое послание II, 1 (II: 215,528). II, 19 (I: 151. II: 879). III, 8 (I: 362). IV, 7–8 (I: 427). Иоанн Гискальский I: 89. Иоанн Златоуст I: 214. 592,365. 630,506. Иоанн Mapk II: 889 . Иов (I: 276. 751) и книга Иова (I: 562,266). 1, 7 (I: 808). I, 25 (II: 1069). II, 2 (I: 808). V. 13 (I: 224,123). IX, 12 (II: 747). XIX, 25 сл. (I: 458–9). XXXVIII, 26 (II: 285,764). XLI, 3 (2) (I: 224,123). Иона пр., его книга I, 6 (I: 841). Ионафан первосвящ. I: 152.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010