809 Историки, не указывая года, говорят только, что он произошел в праздник великомученика Георгия. Но поскольку они помещают рассказ о заговоре в самом начале царствования Дуки, то основательнее относить его к 1060, а не к 1061 г.. как это делает Муралып (II, 6). 813 Attal., 92 (Scyl., 659; Ioel, 64–65; Zonar., IV, 202; Glyc., 604, 606; Manass., 274 и Georg., 885 – 7 лет, круглая цифра; Ephr., 142 – 12 лет, без сомнения, по ошибке переписчика); Psell., IV, 260 – 7 лет, круглая цифра. В каталоге Продолжателя Георгия (920) ошибочно 8 лет и 3 месяца, в каталоге Кодина (157) -лет и 6 месяцев. Из западных писателей верно определяют время его смерти (в мае 1067) Lup., 59; Chron. Brev., 278; Dandolo, 246; Anon. Bar., 333 (в 1068 г. no пизанскому летосчислению). Неправильно: Rom. Sal., 171 (в 1066 г. на 6-м году правления), Michel le Grand, 291 (9 лет царствования). 815 Psell., IV, 269: Scyl.. 659 (Zon., IV, 201). Старший сын, Михаил, предназначен был царствовать единодержавно (Psell., IV, 273), поэтому Пселл (270–271) говорит только о нем и еще о Константине, во внимание, вероятно, к его порфирородности: Андроник совсем не упомянут. То же делают Вриенний (123) и Вильгельм Апулийский (265). У Лупа (59) и Матвея Эдесского (159) сделано еще последовательнее – назван преемником Дуки один его сын Михаил. 820 Так, Manass., 273 (Georg., 885) говорит, что Дука боялся за молодость жены, чтобы она, выйдя замуж за другого, не имела детей, которые устранили бы собственных его детей. 821 Scyl., 659: кшсара 5е tov аитоО абг.Лфоу " icoavvr v 7tpo7_eipiau i£voc koivcdvov РоЛеицатсоу jiimripicoSfov Kai окещхатюу еибето (Пожаловав его брату Иоанну титул кесаря, он посвящал его в свои тайные решения и помыслы). Гфрёрер (III, 675–679) по поводу этой фразы, неясной, может быть, и для самого автора, пишет целый трактат, сущность которого та, что в византийском государстве немногие только знали формы устройства, что это устройство определялось пунктами секретного договора, заключенного во время переворота 1059 г.; пункты, по мнению Гфрёрера, были следующие: а) право сената избирать императора,б) разделение императорской власти между многими лицами и в) положение патриарха как судьи между аристократией и императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУСТА ИБН ЛУКА [Араб.       - Константин, сын Луки; лат. Costa ben Luca] (между 820 и 840, Баальбек, совр. Ливан - ок. 912, Армения), христ. философ, математик, астроном, врач, переводчик, знаток античной науки. Потомок выходцев из Византии (румов), православного вероисповедания (мелькит). Сыграл ключевую роль в приобщении арабо-мусульм. цивилизации к эллинистической мысли, к-рое началось при халифах из династии Аббасидов в кон. VIII - нач. IX в. Арабский перевод соч. Кусты ибн Луки «О жилищах» Феодосия из Вифинии. 1605 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 23570. Fol. 77v) Арабский перевод соч. Кусты ибн Луки «О жилищах» Феодосия из Вифинии. 1605 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 23570. Fol. 77v) Об образовании К. и. Л. ничего не известно. Он владел древнегреч., сир. и араб. языками; свою деятельность начал с поездок по визант. М. Азии, откуда вывозил ценные греч. рукописи, к-рые переводил на сир. и араб. языки. Получив известность, переехал в Багдад и стал переводчиком при учрежденном халифом аль-Мамуном (813-833) «Доме мудрости» (Бейт аль-хикма), куда перевез свою греч. б-ку. Здесь предположительно познакомился с выдающимися араб. учеными Абу Юсуфом Якубом аль-Кинди и Сабитом ибн Куррой. Пользовался покровительством Аббасидов: аль-Мустаина (862-866), при котором состоял личным врачом и для которого переводил сочинения Феодосия Триполийского и Герона, аль-Мутамида (870-892), аль-Муктадира (908-932); был близок с дядей аль-Мустаина и аль-Мутамида - Абу-ль-Аббасом Ахмадом ибн аль-Мутасимом, учеником аль-Кинди. Продолжил путешествия по различным провинциям Византии, откуда привозил в «Дом мудрости» сочинения, предназначенные для перевода им самим или его сотрудниками. Ок. 864-865 гг. по приглашению кн. Синахериба из Васпуракана, с к-рым познакомился, когда тот приезжал изъявить почтение халифу, переехал в Армению. Впосл. жил при дворе арм. царя Смбата I (890-914) из династии Багратуни, где пользовался большим уважением; был похоронен в особой гробнице, к-рая почиталась так же, как и могилы государей и выдающихся мужей.

http://pravenc.ru/text/2462331.html

(Седикова A.B. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф. дисс .... канд. ист. наук. – М., 1997. – С. 15; Седикова A.B. К вопросу о времени появления византийской поливной посуды в Херсонесе//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 648–649, тип II; ср.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 197). Между тем А.Л. Якобсон полагал, что искусство поливной керамики появилось в Константинополе «не ранее второй половины IX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 68). Однако надо заметить, что за последнее время представления о времени начала производства и использования такой посуды значительно «помолодели». Самые ранние поливные белоглиняные сосуды с врезным (гравированным) орнаментом (группа Glazed Wnite Ware I) Дж. Хейс, основываясь на материалах из р аскопок в константинопольском квартале Сарахан, относил к VII в., а более поздние – с растительным, геометрическим орнаментом, изображением рыб – к VIII – первой половине IX в. (Hayes J. Excavations at Sarachane in Istanbul//Journal of Roman Archaeology. – 1994. – Vol. 7. – P. 512–519). Таким образом, поливная керамика археологически зафиксирована в Константинополе без каких-либо лакун в слоях так называемой раннеисаврийской стадии с монетами от Фоки (602–610) до Константина IV (668–685), позднеисаврийской – с монетами Юстиниана II (685–695,705–711), Константина V (741–775), Льва IV (775–780); раннемакедонской – с монетами Никифора I (802–811), Льва V (813–820), Феофила (829–842), Василия I (867–886). Мало того, новейшие результаты раскопок в Югославии позволили установить существование византийской поливной керамики в период между V и VIII вв. (Spieser J. – M.La ceramique byzantine medievale 11 Hommes et rechesses dans l’Empire byzantin. T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrisson. – Paris, 1991. – P. 250). Причем пока необъяснимо, почему ранние образцы такой керамики встречаются во внутренних районах и буквально единичны в находках вдоль далматинского побережья и в местных портовых центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единственным источником апостольского учения будет авторитетная традиция. Библейские оправдания при ней излишни, поскольку они не давали искомого события, и генетические авторы напрасно трубят, яко бы Апостол опирался на филоновских интерпретациях двойственного рассказа Моисея о происхождении людей на земле 810 и отсюда извлек всю свою христологию. 811 В этом не было надобности для изображения исторической личности Спасителя. Посему суетно стремление комментаторов свести апостольские слова о «втором Адаме» к утраченному греческому варианту, который подвергся искусственным экзегетическим операциям, в роде каббалистических. 812 За этими изъятиями, – для мысли о двояком творении человека 813 не будет самых слабых намеков в апостольском тексте, 814 и сходство по данному пункту оказывается тем более призрачным, чем усерднее его защищают. 815 Таким путем устраняются все побуждения и материалы для различения в самом человечестве моментов домирного и земного, коль скоро речь касается лишь двух исторических субъектов. Значит, идея небесного человека не содержится у благовестника 816 и навязывается ему по тенденциозному перетолкованию. 817 Чуждая всему Свящ. Писанию, 818 – она не исповедывалась Апостолом языков 819 и даже отрицалась им с догматической неумолимостью. 820 Поэтому и ученые, симпатизирующие генетическим стремлениям, соглашаются, 821 что филоническими сближениями влагаются в апостольскую систему новые элементы, не заключающиеся в ней, 822 и присутствие их считают не аргументированным 823 по существенному различию. 824 Само собой ясно, что критические гипотезы будут субъективными фантазиями, 825 которые не пригодны для исследуемого предмета и своей бесплодностью скорее убеждают в независимости великого проповедника благодати спасения. 826 Но этим разрешается только часть вопроса. Мы нашли, что в разобранном отрывке Христос характеризуется по Своему соответствию и адверсативности земному праотцу или в искупительном достоинстве исторического Избавителя. Таковым Господь стал по причине превосходства Своей природы, которая торжествует в самых космических стеснениях и имеет небесный источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

813 Цистерны 30–33, 52, 55, 56, 68, 69,72, 73, 76, 92, 97, 98, 99, 100, 101 – см.: Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 94–95, 97–101. 814 См.: Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X веках по Р. Хр.//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1908. – Вып. 3. – С. 30. 815 Ср.: Кадеев В.И. История и археология Причерноморья. – Харьков, 2000. – С. 69–70, 74–75. Примечательно, что во время весенней миграции анчоус сосредоточивался именно в северо-западной часть Черного моря, а район Херсонеса проходил редкими косяками. 816 Кадеев B.I. Соляний промисел в niзhьoahmuчhoмy Xepcoheci (I–IV ст. н.е.)//Кадеев В.И. История и археология Причерноморья. – Харьков, 2000. – С. 55–59; Кутайсов В.А. Соляной промысел в Юго-Западном Крыму//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 152–154. 819 Браунинг Р. Византийская Фессалоника: уникальный город?//TENNADIOC: К 70-летию академика Г.Г. Литаврина. – М., 1999. – С. 24. 820 Бородин O.P. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма (ст., пер., коммент.)//Причерноморье в средние века. – М., 1991. – Письмо XVII, С. 179, коммент. 7. 821 Романчук А.И. Море как фактор развития экономики и культуры византийского Херсона//Византия и Крым: Междунар. конф. 6–11 июня 1997 г., Севастополь: Тезисы докл. – Симферополь, 1997. – С. 71; Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 89–101. 3 Федака С.Д. Noлimuчha icmopiя Ykpaihu – Pyci доби mpahcфopмaцii iмnepii Pюpukobuчib (XII cmoлimmя). – Ужгород, 2000. – С.6–7. 823 Кадеев B.I. Риболовний промисел у Xepcoheci в перших bikax н.е.//Кадеев В.И. История и археология Причерноморья. – Харьков, 2000. – С. 84. Оборачиваемость промысла могла быть еще больше, поскольку, по мнению Ю.Л. Марти, рыбозасолочная цистерна использовалась в течение года до восьми раз: Марти Ю.Ю. Рыбозасолочные ванны Тиритаки//МИА. – 1941. – С. 94. 824 Полученные цифры не намного отличаются от подсчетов А.И. Романчук, полагавшей, что в в VI в. в городе одновременно действовало 10–11 цистерн, вмещавших приблизительно 9900 цн рыбы, а в VII в. их число достигало не менее 16 (см.: Романчук А.И. Херсонес VI – первой половины IX в. – Свердловск, 1976. – С. 16–18). По другой методике подсчета, исходящей из срока службы одной цистерны примерно в 50 лет, выходит, что каждый 50-летний цикл в VI-IX вв. в городе могло действовать по четыре цистерны, продукция которых составляла в среднем 1600–1920 цн (Романчук А.И. Очерки истории и археологии... – С. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тексте exsufflans, т.е., буквально, “сдувая”. Чаще же всего для обозначения понятия “изгнание беса” употреблялась калька с греческого exorcizo (от e x o r k i z w=e x o r k w ), что в новозаветных текстах имеет значение “заклинать” (Мф. 26:63; Деян. 19:13). Поэтому, учитывая описанную Галлом ситуацию, латинское слово здесь действительно уместнее. 809 Амбианы - племя в Северной Галлии, проживавшее на реке Самара (ныне Сомма). Главный город - Самарабрива (ныне Амьен). 810 В Веронском кодексе эта часть предложения, между скобками, отсутствует. 811 Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-29; Лк. 8:43-48. 812 См.: “Житие Мартина”. X. 4-5. 813 Стаций. Фиваида. VIII. 751. 814 Максим - См. прим. 779 815 См.: “Хроника”. II. XLI-LI. 816 Официалы - мелкие административные чиновники. 817 Принципалы - старшие должностные лица в провинциальном городе. 818 Презид - в эпоху поздней Римской империи - глава провинциальной администрации. 819 Принцепс - в данном случае, это синоним к слову “император”. 820 Возможно, речь идет об оглашенном. См. прим. 776. 821 Эта часть предложения, между запятыми, испорчена, а потому в разных кодексах мы встречаем разные варианты: в Веронском: “обещая долгой молитвой вернуть [все] обратно”, в Брешианском: “трудно [это] дело поправить молитвой”, в Августанском: “молился, чтобы это трудное дело было исправлено”, мы же за основу берем тот вариант, который содержится во Фризингенском кодексе. 822 Эта и следующие главы отсутствуют в Веронском кодексе, во Фризингенском они перенесены в конец диалога. 823 См.: Житие Мартина. II. 5-6 и далее. 824 Фаларис - тиран г. Акрагант (VI в. до н.э.). Согласно преданию он приказал отлить огромного пустотелого бронзового быка и там имел обыкновение заживо сжигать своих врагов. 825 Кампания - область в средней Италии на западном побережье. 826 См. прим. 764. 827 Феликс из Нолы - исповедник во времена гонения Деция. Его жизнь была воспета Паулином в большой поэме из шестнадцати песен. 828 См. прим. 740. 829 В данном случае имеется в виду римская провинция, включавшая в себя весь Пелопоннес и часть средней Греции. 830

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

809 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 142. 810 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 11. 811 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 285. 812 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 306. 813 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 402. 814 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 26. 815 Блаватская Е. П. Письма. – М., 1995, с. 71. 816 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. – М., 1995, с. 85. 817 Рерих Е. И. Огненный опыт.//Рерих Е. И. У порога нового мира. с. 71. 818 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1. – Рига, 1990, с. 129. 819 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. с. 460. 820 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. с. 461. 821 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. – СПб., 1993, с. 25. 822 Пример: «Вы знаете, – говорит „Известиям“ Илюмжинов, – независимо от того, что я говорю народу, я даю специальную установку на подсознательном уровне, код. То же самое и когда я общаюсь с россиянами из других регионов – вокруг республики мною создается доброе экстрасенсорное поле, и это очень помогает нам во всех начинаниях!.. (Ротарь И. Астральные опыты калмыцкого президента.//Известия. 11.11.1995). 823 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 140. 824 см. Блаватская Е. П. Загадочные племена в голубых горах. – М., 1994, сс. 119-120. 825 Блаватская Е. П. Загадочные племена в голубых горах. с. 134. 826 Блаватская Е. П. Письма. с. 287. 827 Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета. с. 202. 828 там же. 829 см. Сборник Теософии. Вып. 2, с. 31. 830 см. Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета. сс. 206-207. 831 Книга Алкиона (Кришнамурти) «У ног Учителя» цитируется Кудрявцевым (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое общество. – СПб., 1914, с. 31). Он обращает внимание на то, что в русском переводе этой книги теософы изъяли эту фразу (восстановленную им по французскому изданию). Вслед за первым изданием книги Кудрявцева вышло второе русское издание книги Кришнамурти. В нем эта фраза появилась, но в существенно ином и искаженном переводе: «Если же ты увидишь иное нарушение закона страны, предоставь дело властям». Французский текст: «Si tu vois quelqu " un contrevenir aux lois de paix, tu dois informer les autorites». Желание теософов спрятать эту заповедь «Учителя» понятно: в России доносительство всегда считалось мерзостью. В отличие от Америки, где собирается «шестая раса»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Переходя затем к знаменитейшим Отцам и Пастырям Церкви четвертого века, мы у каждого из них, кто ни касался вопроса об общей греховности людей, находим вполне и одинаково ясное и определенное учение о наследственной греховной порче, в чем легко можно убедиться из следующих существеннейших и характерических черт их учения. Означенные Учителя прежде всего единогласно учат о всеобщей греховности людей с исключением из общего ее закона одного только Иисуса Христа, сверхъестественно родившегося от Пр. Девы, каковое исключение всегда ими необходимо предполагается, а иногда и прямо высказывается 812 . Далее, эту всеобщую греховность людей они поставляют во внутреннюю и зависимую связь с грехопадением Адамовым, утверждая, что «заблуждение одного Адама заблудило весь род человеческий 813 , что грех, пришедши к людям от прародителя 814 , через одного перешел во всех 815 , или что все мы согрешили в Адаме, будучи в нем, равно как и он есть в каждом из нас, с поврежденным естеством человеческим 816 . Точнее же определяя мысль свою, они прямо указывали на зачатие и рождение, как на общий для всех проводник прародительской греховной порчи, поясняя при сем, что мы по тому самому уже, что через зачатие и рождение становимся преемниками Адамова естества, делаемся вместе с сим преемниками и его греха 817 , так как зачинаемся и рождаемся во грехе 818 , а зачинаемся и рождаемся во грехе потому, что по закону природы рожденное бывает то же с родившим, от подверженного страстям рождается страстный, от грешника – грешник 819 , равно как от раба – раб же 820 . Наконец, Учителя четвертого века, признавая в людях наследственную греховную порчу, как на ее несомненный признак, указывали на обнаруживающееся в каждом человеке болезненное состояние сил его души, а именно на слабость ума, особенно в разумении Божественных предметов, на немощность воли в ее стремлениях к добру и даже большую преклонность ко злу чем к добру 821 , а также на нераздельное с сим омрачение существующего в духе человеческом образа Божия 822 , хотя в то же время они совершенно далеки были от того, чтобы отрицать в падшем человеке всякую возможность знать Бога, при данных ему способах Богопознания 823 , или же возможность желать и делать доброе, при остающейся в нем ненарушимой свободе выбора между добром и злом 824 , равно как и сохранение в нем некоторых остатков образа Божия, при оставшейся в нем способности к Богоподобию 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Рис. 446а. Моливдул анонимного чиновника IX в. Коллекция К. Д. Смычкова С властями Херсона имели дела не только главные логофеты, коммеркиарии, комит Иерона – крупного таможенного поста и ярмарочного центра на северной оконечности пролива Босфор, но даже стратиг далекой Сицилии, патрикий и императорский протоспафарий Епифаний, печати которых датируются первой половиной, второй четвертью, серединой – третьей четвертью IX в. 1727 . Не исключено, что накануне или в момент организации здесь фемы для поддержки гарнизона Херсона был перебазирован с Сицилии какой-то контингент ромейских войск с одним или несколькими кораблями, о чем, кроме моливдула, свидетельствуют медные монеты сицилийского чекана времени правления Льва V Армянина (813–820 гг.) 1728 . На то же может указывать датирующаяся 30–40-и гг. IX в. печать императорского спафария и стратига Арменика (см.: рис. 167) 1729 . Поэтому представление А. И. Романчук о том, что город превратился в это время исключительно в местный, почти полностью замкнутый региональный экономический центр, не соответствует действительности 1730 . Его связи с округой ослабли, но они не ограничивались только Юго-Западной Таврикой. Сопоставление их заморской сферы с тем, что мы имеем для позднеантичной эпохи, приводит к парадоксальному на первый взгляд заключению, что они существенно не изменились по широте охвата. Находки золотых монет достаточно случайны, но тем не менее их число увеличивается именно для второй половины IX в. После правления Юстиниана I (527–565) можно назвать солид Тиверия I Константина (578–582), солид Маврикия (582–602), два солида Фоки (602–610), солид Константина III (641), солид Тиверия III (698–705), два солида Константина V(741–775), солид Феодоры (842–856), три солида Михаила III (842–867), четыре солида Василия I (867–886) и еще три совместно Василия I и его сына – соимператора Константина (869–879) 1731 . Таким образом, набирается 11 золотых за полстолетия против восьми почти за три предыдущих века. В обращении оставались монеты предыдущих, подчас весьма ранних выпусков, в том числе императоров-иконоборцев, позже изъятых и переплавленных, что заставляет с осторожностью относится к заявлениям о незначительном количестве находок монет, приходящихся на правление того или иного василевса VII–IX вв. 1732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы раз навсегда оградиться от русских влияний, проект предлагал открыть в Польше, на средства польского правительства, под ведением эдукационной комиссии 811 , православную духовную семинарию для подготовления кандидатов в священники. Мысль проекта, не смотря на сильную оппозицию римскокатолического духовенства, была принята на сейме огромным большинством 812 и сейм постановил, чтобы для выработки нового положения о православном духовенстве в Польше состоялись провинциальные соборы православных в Слуцке, в Бресте и на Украине 813 . От имени «православных великого княжества литовского» была составлена какая-то подозрительная «делегация», которая и действовала за этот проект в Варшаве 814 . Выработанные делегацией некоторые предварительные подробности нового положения были приняты сеймом очень сочувственно. Для окончательного решения этого дела сейм постановил созвать в Пинске генеральную «конгрегацию» православных. А между тем, чтобы не оставлять православных в настоящем без всякого центрального управления, так как архиерей и действительная консистория в полном составе были в заточении, а все способы сношения с российскими духовными властями были преграждены, сейм постановил созвать в Слуцк православное духовенство «литовской провинции» для выбора нового состава консистории. Разосланные универсалы созывали духовенство на 9 февраля с. с. 1791 года 815 . В назначенный день никто в Слуцк не явился 816 и срок съезда был перенесён на 1 мая 817 . Но съезду не суждено было состояться и на этот раз. 31 марта вышли уже универсалы, созывавшие всё православное духовенство на генеральную конгрегацию в Пинск 818 . Пинск избран был, вероятно, вследствие удобств его сообщения с Полесьем и Украиной. Сроком съезда сначала назначено было 15 мая, но потом, «за отдаленностью монастырей и протопопий украинских», для сборов дан был ещё месяц. Съезд в Слуцке оказывался излишним и потому был отменён 819 . Универсалы сразу шли и от членов «делегации», приглашавших духовенство совершить молебствие о благополучном окончании их работы, и от сейма, который на себя не принимал инициативы в этом деле и заявлял, что он действует на основании заявленного ему «делегацией» от имени православного духовенства, в Польше желания, чтобы «церковное управление не подлежало чужестранному влиянию и стояло в зависимости от туземной власти» 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010