Иконопочитателям, однако, пришлось торжествовать недолго, меньше 30-ти лет. Иконоборческие настроения все еще были сильны в обществе, как при дворе и в армии, особенно в войсках мало-азийских провинций – именно стратиг Анатолийской фемы Лев, взойдя на престол, возобновил иконоборчество, не без влияния некоторых придворных чиновников и клириков, – так и среди людей образованных: главным идеологом и богословом второго иконоборчества стал Иоанн Грамматик, один из самых ученых людей IX в., вместе со Львом Математиком стоявший у истоков «Македонского ренессанса» 711 . Иконоборческие настроения заметно усилились в империи еще при Михаиле I (811–813 гг.): в 812 г. императору даже пришлось покарать отрезанием языка некоего пустынника Николая, который «расколол и поносил нечестиво икону Пресвятой Богородицы» 712 . Причиной усиления таких настроений были постоянные военные поражения византийцев, особенно в войнах с болгарами, в которых когда-то отличался победами император-иконоборец Константин V. Во время последнего военного похода Михаила летом 813 г. иконоборцы устроили в столице скандал во время патриаршего богослужения – ворвавшись в императорскую гробницу в храме Святых Апостолов, они призывали Константина V: «Восстань и помоги погибающему государству!» 713 . Многие из разжалованных за иконоборческие симпатии военных считали, что византийцы при Ирине, Никифоре и Михаиле I терпели военные поражения из-за иконо-почитания и обвиняли «не собственные грехи, но православную и от отцов переданную веру и святой монашеский образ – училище божественной философии» 714 . Поражение византийцев в сражении с болгарами при Версиникии привело к отречению Михаила I от престола и воцарению Льва V Армянина (813–820 гг.), который, сумев отразить вражескую угрозу и заключить с болгарами мир, не только вернулся к иконоборчеству, но и начал жестокие гонения на иконопочитателей и сочувствовавших им, что в конце концов стоило ему жизни: он был убит прямо в алтаре храма во время Рождественской службы и вместо него воцарился гораздо более умеренный Михаил II Амориец (820–829 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

«История царей» создавалась в период единоличного правления Константина VII (945-959) и содержит стихотворное посвящение императору. Цель исторических сочинений, написанных под патронатом Константина, состояла в том, чтобы заполнить период от 813 г. (окончание «Хронографии» Феофана Исповедника) до современности (сер. X в.), поскольку, как сказано в прологе Г., собственно историческое изложение событий для этой эпохи отсутствовало. «Хроника» Георгия Монаха из-за малой информативности не принималась в расчет, однако послужила для Г. и Продолжателя Феофана одним из источников. Др. важнейшей задачей придворных писателей было прославление визант. императоров Македонской династии, в особенности имп. Василия I (867-886). Труд Г. охватывает период 813-886 гг. Повествование разбито на «книги» по правлениям имп. Льва V (813-820), Михаила II (820-829), Феофила (829-842), Михаила III и Василия I (842-886), так что последние 2 царствования составляют 1 книгу. Г. пытается писать в изысканном аттикизирующем стиле, что, несомненно, должно было удовлетворять утонченному вкусу придворного кружка. Той же цели служат многочисленные цитаты и реминисценции из античных писателей, особенно Гомера. На практике, однако, это приводит к тому, что синтаксис Г. становится запутанным, иногда до полной невнятности. Наряду с классицистическими элементами «История царей» содержит много слов и оборотов, отражающих современное автору состояние греч. языка, что, как и обильное цитирование Библии, ставит вопрос о том, не было ли такого рода смешение сознательной эстетической установкой автора. И все же с лит. т. зр. Г. в совр. науке практически единодушно оценивается негативно. Высказывались даже предположения, что именно стилистическое несовершенство «Истории царей» побудило имп. Константина заказать др. сочинение, повествующее о том же времени и известное как Продолжатель Феофана. Др. т. зр. состоит в том, что причиной этого явилась недостаточная искусность Г. в прославлении Василия I и очернении Михаила III (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/162032.html

418 Игнатий родился в Константинополе, от отца Михаила и матери Прокопии, благочестивых царей. – По Гергенретеру (I. 355), это случилось в 798 году. – Михаил был сын патрикия Феофилакта, а Прокопия – дочь благочестивого (εσεβος) Никифора. Когда Никифор перешел в царство небесное и умер сын его Ставракий, очень не долго царствовавший, Михаил, как зять по дочери Никифора, игравший первую роль во дворце в сане куропалата, занял престол по жребию Божию и по жребию всего сената. О вере его в Бога и добродетели мы предоставим рассказывать по частям историкам. Но не прошло и двух лет его царствования, как он добровольно уступил престол Льву Армянину, сначала стратигу Анатоликов, потом главнокомандующему в войне с Болгарами, задумавшему здесь восстание. Блаженный удалился от власти, мирской кичливости, междоусобных войн и зависти, считая более полезным для себя и для государства (τ κοιν) добровольный уход и мир. Он удалился из столицы со всем своим семейством на острова Принцевы (πρς τς Πριγκιπεους νσους), где избрал с женою и детьми уединенную жизнь (§ 2). По смерти его, говорят (λγουσι), у него осталось пять детей: две дочери, старшая Георго и самая младшая Феофана, которые окончили жизнь в девстве и монашестве, и три сына: Феофилакт, Ставракий и Никита. Первенцем был Феофилакт, который со Ставракием были венчаны на царство, но последний еще совершенно юным умер перед удалением имп. Михаила с престола (813 г.). Затем Феофилакт вместе с родителями (в 813 г.) постригся и во иночестве принял имя Евстратия. Никита же, которому исполнилось 10 лет (ок. 808 г.) был, говорят (φασ), сделан дедом своим Никифором – доместиком иканатов (τν λεγομνων καντων), – должность, впервые учрежденная ради Никиты. На 14 году возраста (в 813 г.) он, покинув дворец с родителями, также постригся – с именем Игнатия (§ 3). Явившись преемником царских детей, Лев сослал их по островам каждого особо, под крепкую стражу, лишил детей их детородных членов, осудив их на евнушество, захватил власть, но восприял и достойный её конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Достигнув вершин карьерного роста, Н. осознал, что мирская суета больше не привлекает его, и решил уйти в мон-рь. Однако императоры Никифор I (802-811) и его сын и соправитель Ставракий (803-811) не разрешили ему принять постриг. При имп. Михаиле I Рангаве (811-813) Н. принял постриг ок. 812 г., в возрасте почти 50 лет. Позволив стать монахом, император, однако, не разрешил Н. покинуть столицу и поселил его в мон-ре Хрисоника близ Золотых ворот. Там Н. прожил до воцарения имп. Льва V (813-820), к-рый возобновил гонения на иконопочитателей (815). Н. покинул К-поль и поступил простым монахом в один из пригородных монастырей. Иконоборцы узнали, что у него есть ценная икона Спасителя, приобретенная в Риме, и донесли об этом императору. Тот послал к Н. слуг с приказом отобрать образ Спасителя. Н. отказался отдать икону, однако некий инок выдал императорским слугам местонахождение образа. Те забрали его из одного монастырского храма и надругались над ним, а Н. запретили покидать обитель. О жизни Н. при имп. Михаиле II Травле (820-829), сменившем Льва V, ничего не известно. При имп. Феофиле к Н. вновь пришел посланец из дворца с требованием признать иконоборческого патриарха Антония I Кассимату (821-837?). Но Н. отказался сделать это и гневно обличил ересь иконоборчества. По приказу императора он был изгнан из обители. Взяв с собой 3 иноков, он отправился странствовать. В уединенном месте на берегу Мраморного м. они построили ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила, позже на этом месте возник мон-рь. В ссылке, пережив множество бед и лишений, получив откровение о смертном часе, Н. скончался. От его мощей происходили многочисленные чудеса. Житие Н. было составлено, вероятно, вскоре после его смерти одним из монахов основанного им мон-ря во имя св. Архангелов. Память Н. со сказанием вошла в славяно-рус. Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 41-43). Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 444-450; SynCP. Col. 115-116; Papachryssanthou D. Un confesseur du second iconoclasme: La vie du patrice Nicétas (†836)//TM. 1968. T. 3. P. 309-351; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 340-343; ЖСв. Окт. С. 327-329.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Многочисленности существовавших монастырей соответствует и многочисленность закрытых из них. В период от начала 18 в. до учреждения екатерининских штатов из 1201 монастыря закрыто 175: 141 муж. и 34 дев. В течение 1702–1744 гг., по „Ист. иер. “ (VI, 1114–1147 с.), открыто 33 монастыря 99 муж. и 4 дев.; по „И. с. св. о мон“. Ратшина (19, 130–133.), во второй половине 18 в. еще открыто в Киевской и Астраханской губ. 6 муж. и 3 дев.; всего: 39 муж. и 7 дев. Из них 2 муж. монастыря закрыты также до учреждения штатов. Таким образом ко времени учреждения штатов в Великороссии и Малороссии оставалось монастырей 803 муж. и 209 дев., об. п. 1072. При учреждении штатов закрыто 471 муж., 118 дев., и тех и других вместе 569 монастырей. Сложенные с закрытыми до учреждения штатов они дают сумму 704 монастыря, именно 612 муж.. и 152 дев. Поименный перечень их, хотя в разбросанном виде (в азбучном порядке) и не всегда с прямым указанием года закрытая 100 некоторых монастырей, содержит „История иер.” Не все они однако ж упомянуты в ней, иные вовсе опущены, как будто никогда не существовали. К сумме 764 нужно прибавить 35 муж. и 8 дев. монастырей, закрытых в разные времена после учреждения штатов: тогда мы получим цифру всех монастырей, закрытых в течение целого 18 в.: она простирается до 807. Из них муж. монастырей 647, дев. 160. К ним нужно еще прибавить 2 муж. и 1 дев. м. Минской губернии; 1 муж. и 1 дев. Терской области и 1 дев. монастырь Волынской губ., – закрытые 1792–1799 гг. Итого монастырей, закрытых в 18 в. 650 муж. и 163 д., об. п. 813. В наше время впрочем это число монастырей, закрытых в 18 в., должно быть уменьшено несколько. Именно 33 монастыря муж. и 6 дев. из закрытых при учреждении штатов или ранее, – впоследствии, частию в 18 же в., частию в 19 в., восстановлены. Все количество закрытых монастырей (813) распределяется в 37 нынешних нижепоименованных епархиях весьма неравномерно. Средним числом приходится на каждую епархию по 22 монастыря. Действительное же число закрытых монастырей в каждой епархии покажет ведомость, сообщаемая в приложении. Монастыри, закрытые в 19 веке

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Как человек с глубоким чувством достоинства и любви к отечеству, 24 июня 813 г., сразу же по возвращении в Константинополь, Михаил опять заявил о сложении с себя императорской мантии. Царица Прокопия резко воспротивилась этому, ее поддержали и некоторые другие сановники, пообещав царю с оружием в руках защищать его право на престол. Императрица, в отличие от мужа обладавшая большим честолюбием, воскликнула: «Страшно, если корону на голову водрузит Барка!», имея в виду супругу стратига Льва Феодосию. При множестве потенциальных претендентов на царство только Лев Армянин обладал не только необходимыми способностями, но и, главное, вооруженной силой для обеспечения своих прав, и Прокопия прекрасно это понимала. На крики царицы император Михаил Рангаве кротко заметил, что покоряться Божественной воле – благо и что он не желает видеть Римской державы, истекающей братской кровью 388 . Конечно, это был благородный и жертвенный поступок, характерный для кроткого и благочестивого царя. Патриарх св. Никифор неожиданно поддержал царя, пообещав тому, что гарантирует ему жизнь в случае добровольного оставления трона. Между тем единственный боеспособный отряд римской армии – полки фемы Анатолики, провозгласил царем своего стратига Льва V Армянина . Поняв, что не принять воли армии невозможно, Лев согласился, вошел в Константинополь через Золотые ворота и занял место в царском дворце. Узнав об этом, Михаил Рангаве вместе с супругой и детьми прошли в храм и там 10 июля 813 г. приняли монашеский постриг. Император Лев V Армянин отправил Михаила в обитель на остров Плат, где при нем находились два сына – Никита и Евстратий, которых оскопили сразу после пострига. Но бывшая царица Прокопия была отделена от мужчин, несмотря на просьбы Михаила Рангаве, и отправлена в дальнюю обитель. По приказу нового императора царственные иноки получили большое ежегодное содержание, чтобы ни в чем не нуждаться. Как говорят, Михаил прожил еще долгую жизнь, пробыв в постриге более 30 лет, и умер только в 845 г. или даже в 850 г. Но, как ни странно, мы вскоре еще увидим прекрасную ветвь от ствола Рангаве: в назначенный Богом час его малолетний сын Никита, пристрастившийся к иноческой жизни, станет Константинопольским патриархом святым Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никифор восхитил императорское достоинство 30 октября 802 года, а умер 25 июня 811 года. На изображениях двух сохранившихся от него монет кресты — вида четвероконечного. Михаил Рангаби провозглашен императором в октябре 811 года; 22 июня 813 года он удалился в монастырь и постригся в монахи. На его державе, которую держит в руке представленное на монете изображение его, крест четвероконечный. Михаил Бальба сделался императором по убиении императора Льва Армянина, в 813 году, и умер в октябре 829 года. На диадемах и под буквою М, встречающейся несколько раз на монетах, сохранившихся от этого императора, — кресты четвероконечные. На одной державе встречается и шестиконечный крест; в руках также видны на трех кружках кресты шестиконечные опять по той же причине, как и на монетах Льва Исаврянина. Василий Македонянин провозглашен императором и коронован 26 мая 866 года, умер 1 марта 886 года. На снимках с его монет — кресты все четвероконечные. На одной из них, например, представлен император Василий с окладистой бородою, в шапочке с крестом; в правой руке он держит книгу, а в левой — державу с крестом; кругом монеты надпись: DN Basilius PF PERPETUUS. Длинные четвероконечные кресты видны в руках у двух императоров; виден здесь в трех монетах и шестиконечный, или двойной, крест; на одной из них держат двойной крест Константин Порфирородный и мать его императрица Зоя; это на одной стороне монеты, а на другой — надпись, перед которою стоит четвероконечный крестик.   Об изображениях креста на монетах императора Иоанна Цимисхия Иоанн Цимисхий вступил на престол в 969 году, а умер 4 декабря 975 года. На 7-й фигуре, изображающей одну сторону монеты этого императора, представлен шестиконечный крест такого вида:   На 10-й фигуре, на одной стороне монеты, представлен четвероконечный крест с надписью: IC ХС HIKA; на другой стороне той же монеты — Иисус Христос в венце, в котором виден четвероконечный крест; кругом надпись: EMMANOYHL. 16-я фигура представляет также изображение четвероконечного креста с надписью: IC ХС NIKA.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Первое предсказание преподобного Григория вскоре исполнилось. Исаак и жена его отпустили своих слуг и раздали все свое богатство. Жена стала монахиней в Пригипповой обители на одном из Принцевых островов в Мраморном море. В иночестве Ирина угодила Богу и получила дар исцелять болезни, о чем впоследствии поведал святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847; память 14 июня), писатель житий их обоих. Исаак же отправился к старцу Григорию Стратигию и был пострижен им в иноческий образ с именем Феофан (являющий Бога). Инок Феофан жил при старце довольно продолжительное время. Впоследствии преподобный Феофан, по благословению старца Григория, основал монастырь на острове Колонимос, где затворился в келлии и занимался переписыванием книг, достигнув в этом деле большого искусства. Через некоторое время он устроил еще одну обитель в Сигрианских горах, в 30-ти верстах от Кизика, назвал ее Мегагрит (Великое Село) и был в ней игуменом 27 лет. Преподобный Феофан, игумен Великого Села в Сигриане, присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году. Там, где многие красовались прекрасными одеждами, колесницами и конями, он появился на плохом осле и в заплатанном рубище. Все, кто знал его прежнюю жизнь, когда он был богат, знатен и близок к императору, умилялись, видя его в таком смирении и нищете. За благочестивую добродетельную жизнь дана была ему от Господа благодать чудотворения. Он исцелял болезни и изгонял бесов. Однажды, плывя на корабле, преподобный Феофан утишил бурю. Достигнув возраста более пятидесяти лет, он заболел каменной болезнью и жестоко страдал. Хотя молитвой своей он исцелял других от болезни, но об исцелении своего недуга не просил, а все принимал от Господа с благодарением. В этой болезни и настало время исповеднической кончины по пророчеству прозорливого старца Григория, сказавшего некогда Ирине, что жених ее удостоится мученического венца. В 813 году императором стал иконоборец Лев Армянин (813–820). Он изгнал с престола святого Патриарха Никифора (806–815), отправил в заточение преподобного Феодора Студита († 826: память 11 ноября) с его учениками. Церковный историк Георгий Кедрин пишет, что, когда святой Патриарх Константинопольский Никифор ехал морем в заточение и на корабле проезжал мимо той местности, где находилась обитель преподобного Феофана, они, узнав об этом прозорливыми духовными очами, поклонились друг другу, ибо обоим им предстояло пострадать за почитание святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ок. 790.       Стефан Савваит, творец канонов. 28 окт. 796.             Иоанн, Сергий, Патрикий и др. препп. Савваиты, убиенные Сарацинами. 20 марта. 9 век Григорий, архиеп. Александрийский. 5 ноября. Анна, преп. Вифинская. 29 окт. Иоанн, еп. Готфский. 19 мая. Епископы Катанские: Савин преп. 15 окт. Лев. 20 февр. Феодора, Кесарийская дева, преп. 30 дек. Андрей, архиеп. Критский. 4 июля. Косма, еп. Маиумский. 12 окт. Иоанн Исихаит, исповедник. 26 мая. Иларион новый, игумен Пелекитский, исповедник. 28 марта. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители. 11 янв. Каллиник, патриарх Цареградский. 23 авг. Филарет милостивый. 1 дек. 806.             Тарасий, патриарх Цареградский. 25 февр. Ок. 806.       Перенесение мощей Ферапонта, еп. и муч. Кипрского, в Царьград. 25 мая. 813.             Платон, игумен Студийский. 5 апр. 816.             Георгий, митрополит митилинский, исповедник. 7 апр. 811–817.       Мануил, еп. Адрианопол. Георгий, еп. Девольтский, п пр. более 377, мучч. Болгарские. 22 янв. 818.             Феофан исповедник, инок Сигрианский. 12 марта. 820.             Михаил, еп. Синадский, испов. 23 мая.       Иаков исповедник, преп. Студийский. 24 марта. Лука преп., из Тавромены. 6 ноября. 813–820.       Григорий, еп. Антиохии Писидийской, исповедник при Льве Армянине. 10 апр. Никита, архиеп. Аполлониадский, испов. 20 марта. Емилиан, еп. Кизический, испов. 8 авг. Афанасий, преп. Павлопетрийский. 22 февр. Стефан, игумен триглийский, испов. 28 марта. Халкидонские епп. и исповедники: Косма 18 апр. Никита. 28 мая. Феодосия девица, преподобномуч. Цареград. 20 мая. Прокопий Декаполит, инок и испов. 27 февр. Василий преп., спостник Прокопия и испов. 28 февр. 824.            Никита преп., игумен Мидикийской обители, исповедник. 3 апр. 825.            Иосиф, еп. Солунский, брат Феодора Студита . 26 янв. 826.             Феодор, преп. Студийский. 11 ноября. 829.            Никифор, патриарх Цареградский. 2 июня. 830.            Макарий, игумен Пеликитской обители. 1 апр. 840.             Евфимий, еп. Сардийский, исповедник. 26 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010