«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Как уже сообщала «Вода Живая», в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленобласти создано областное отделение епархиальных Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов. На курсы уже записалось около 50 человек, проживающих в Прибалтийской зоне. В течение трех лет учащиеся будут изучать богословие, Священное Писание, историю, культурологию и ряд других предметов. Среди преподавателей – выпускники Духовной Академии и Семинарии, многие имеют степень кандидата богословия. Каждый преподаватель – специалист в своей области, и это залог того, что полученные знания будут достаточно глубоки. Епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы существуют в Петербурге уже более 17 лет. Число обучающихся ежегодно растет, но не у всех желающих есть возможность посещать курсы в Александро-Невской Лавре. В связи с этим возникла потребность создавать дополнительные областные филиалы. Инициатива создания Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов в Лебяжьем исходила от прихожан храма святителя Николая Чудотворца, на базе которого и будет проходить обучение. Одна из основных задач Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов состоит в подготовке педагогов воскресных школ. Тем не менее, первоочередной задачей, по словам преподавателя курсов иерея Александра Михеева, является повышение уровня богословского образования у простых прихожан. «Очень важно подготовить не просто учителей, а рядовых православных, способных грамотно рассказать о своей вере, о церковных праздниках и обычаях», – сказал отец Александр. Пока в планах областного филиала лишь один трехлетний курс. Если спустя три года опять появится достаточное количество желающих обучаться богословию, курсы продолжат свою деятельность.   Справки и запись: иерей Александр Михеев, тел. +7 911 935 2280, e-mail: st.nicola@mail.ru . Телефон храма свт. Николая - 8-(813)-76-75-578. Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Лебяжье, ул. Лоцманская, д. 36. «Вода живая», 16.09.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-16/1...

Если Церковь в Ирландии изначально следовала галликанскому или какому-то своему обряду, замена его рим. обрядом могла проходить параллельно с принятием рим. пасхалии. Большинство церковных общин на юге Ирландии приняли рим. пасхалию в 30-х гг. VII в.; на севере это произошло скорее всего в кон. VII в., а в монастыре Иона - в 716 г. В Уэльсе же рим. миссия не имела успеха при жизни Беды ( Beda. Hist. eccl. 2. 4). Согласно бриттским источникам, принятие рим. обычаев в Уэльсе произошло в 768 или 770 г. Так же долго прежние традиции сохранялись в Корнуолле. Бретань стала переходить на рим. обряд при имп. Людовике Благочестивом (мон-рь Ландевеннек принял Устав прп. Венедикта в 818 - Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 2. Pt. 1. P. 79; Vita S. Winwaloei. 2. 13//Cartulaire de l " abbaye de Landevenec. Rennes, 1888. P. 75-76). На франк. землях и в Англии были приняты меры канонического характера, воспрепятствовавшие дальнейшему распространению К. о. В частности, 43-й канон Собора в Шалон-сюр-Сон (813) обвинял ирландских епископов в грехе симонии и многочисленных заблуждениях и не признавал их ординации (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 282). Также и 5-й канон Собора в Челси (816), проводившегося под председательством Вульфреда, архиеп. Кентерберийского, предписывал не допускать ирл. клириков (de genere Scottorum) к совершению таинств в связи с сомнениями в том, что они правильно рукоположены ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 581). В Шотландии остатки прежней кельт. литургической традиции (ritus barbarus) были уничтожены при кор. Малькольме III (1057/58-1093) по настоянию его жены кор. Маргариты (ок. 1045 - ок. 1093) ( Theodoric. Vita S. Margaritae. 3// Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 2. Pt. 1. P. 158). Виндрих в Житии св. Герхарда, еп. Туля ( 994), упоминает о множестве ирл. клириков в Лотарингии, к-рые служили отдельно по своему обычаю (more patrio) ( Widric. Vita S. Gerardi. 19//MGH. SS. T. 4. P. 501). В ирл. источниках процесс перехода на рим. обряд представлен как инициатива самих ирландцев: сообщается, что св. Альбе специально послал 2 своих учеников в Рим, чтобы они принесли оттуда новый чин мессы (ut novum ordinem celebrandi a Roma deducerent - Vita S. Albei. 45//Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 128; похожее сообщение: Vita III S. Brigidae. 91//Triadis Thaumaturgae... Acta/Ed. J. Colgan. Louvain, 1647. P. 527a).

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

— В чём различие понятий «гортанобесие» и «чревоугодие»? — Чревоугодие — это когда мы угождаем своему ненасытному чреву, поглощая неимоверное количество пищи, даже не будучи голодными. А гортанобесие — понятие более тонкое, это наша любовь смаковать изысканные блюда, желание лакомиться. — В пост можно картошку отварить, а можно вареников с картошкой налепить. Один батюшка спросил меня, что я люблю больше. «Вареники». — «Тогда ешь просто варёную картошку, без изысков». — Да ешьте вареники на здоровье. Пост вы этим не нарушите, а сожалеющих вздохов и уныния избежите. Вспомните из «Домостроя», что едали в посты наши предки, — они не боялись готовить вкусные постные блюда. Так меньше соблазна нарушить пост. — Душа тоже имеет свою вредную пищу. Как правильно поститься духовно? — В первый день Великого поста поётся стихира: «пост истинный, благоприятный…» Истинный пост — это пост не только телесный, но пост духовный. Чтобы почувствовать душой истинность поста — постарайтесь в первый день поста попасть на утреннее богослужение, почитайте канон св.Андрея Критского и соблюдайте полную меру поста с первого дня, если здоровье позволяет. Проводить пост надо в молитвах, в покаянии, в делах милосердия и любви и не унывать — пост должен быть радостным. А если пост тяжело даётся, ни в коем случае не срывать своё раздражение на близких людях — лучше отойти в сторонку, помолиться и попросить прощения, чтобы вернуть себе благодать. Но пост не бросать. Адрес: 188684, Ленобласть, пос.Невская Дубровка, Советская ул., 18. Тел.8(813-70)76-036. Записала Ирина РУБЦОВА http://pravpiter.ru/pspb/n218/ta001.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Отдельной строкой скажем о положении сельских пастырей, которые относились к разряду зажиточных людей, использовавших при этом наём-ный труд. Для иллюстрации приведём слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Священники имели и доход немалый, и 16,5 десятины зем-ли… На каждый приходской храм при учреждении его нарезалось по за-кону 33 десятины для духовенства, по расчету: три части священнику, две дьякону и одна дьячку. Конечно, при том же еще и дом, и большой ого-род. Обычно духовенство не само работало, а нанимало рабочих или име-ло постоянного работника и свой земледельческий инвентарь, а иные сда-вали «исполу» крестьянам, как и помещики». Приглашали попы для обу-чения своих детей и учителей из города . 36. Ответ на 33, Русский Иван: Массы трудящегося населения царской России находились в состоя-нии постоянной «народной болезни» – недоедания: 17-20 пудов хлеба в год на душу при норме в 25 при крайне недостаточном употреблении мяса – 51 фунт в год на человека (в Англии – 118, в США – 150, в Австралии – 276). Академик князь Тарханов составил красноречивую таблицу потреб-ления пищевых веществ крестьянами разных стран по состоянию на 1906 г. (в руб.): русские – 20,44, немцы – 70,05, французы – 76,90, северо-американцы – 77,14, англичане – 101,25, канадцы – 116,02, ирландцы – 97,00 . Малейший неурожай обращал эту несытость в бескормицу. Напри-мер, в 1901-1910 гг. количество страдавших от недорода губерний коле-балось от 19 до 49, а в 1911-1912 гг. голод охватил 60 губерний. В 1908 г. даже царское министерство внутренних дел вынуждено было в одном из своих отчётов признать, что угроза умереть «голодною смертью является ежегодно весьма возможной участью значительного числа земледельцев России». Нехватка продовольствия пагубно отражалась на здоровье насе-ления. По данным за 1892-1913 гг., заболеваемость тифом и цингой вслед-ствие этого повышалась в 3-4 раза . В зиму 1900-1901 гг. голодало 42 млн. чел., умерло же из них 2 млн. 813 тыс. православных душ. А в 1911 г. (уже после столь расхваленных столыпинских реформ) голодало 32 млн., потери составили 1 млн. 613 тыс. чел.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/27/v_...

11 069–50 2 900–95 4 684–41 средний доход 325–57 414–42 137–78 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Усть- Медведицкое благочиние количество духовенства общий доход 10 077–80 4 157–23 3 999–55 средний доход 458–08 593–89 181–79 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Благочиния Священник Диакон Псаломщик Александровск- Грушевское благочиние количество духовенства общий доход 13 767–14 4 135–98 5 925–77 средний доход 509–89 590–85 227–91 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Ровенецкое благочиние количество духовенства общий доход 12 473–91 1 695–36 5 813–07 средний доход 479–76 565–12 223–57 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Сальское благочиние количество духовенства общий доход 21 114–83 1 265–44 5 607–77 средний доход 550–67 421–81 254–89 количество причтов, имеющих доход более 1000 руб. Приложение 3. Материальное обеспечение духовенства Донской епархии на примере наиболее показательных благочиний Донской епархии 1908–1916 гг. Храм Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) АКСАЙСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ 1910 Старочеркасская станица Воскресенская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 427–96 43 дес.(3 казачьих пая) Старочеркасская станица Петропавловская ц. 1 свящ.1 псал. 1 602–02 30 7/8 дес. (2 казачьих пая) Старочеркасская станица Преображенская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 849–32 42 3/8 дес. (3 казачьих пая) Арапчан- ский хутор Богородицкая ц. 1 свящ.1 псал. 1 434–16 30 7/8 дес. (2 казачьих пая) Манычская станица Пятницкая ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 807–24 30 дес.(3 казачьих пая) Ольгинская станица Успенская ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 3 268–89 на 125 р. 47 дес.(5 казачьих паев) Аксайская станица Троицкая ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 4 659–02 85 дес.(5 казачьих паев по 17 дес.) Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Не перестану никогда поклоняться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, но прелюбодеем и преступником... Ты же делай, что хочешь. За сей мужественный подвиг веры, святой Никита был тотчас же изгнан из обители. Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и сию обитель. После многих скитаний и невзгод, он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил свою жизнь на 76-м году от рождения 6655 . Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес. 6644 Исповедниками назывались в древней христианской Церкви те лица, которые во время гонений на христианство, открыто объявив себя христианами и претерпев мучения, были пощажены мучителями и остались в живых. Такие лица пользовались особенным уважением в христианском обществе: так им было предоставлено право воссоединения с церковью падших. 6645 Святой Никита родился около 763 года. – Пафлагония – суровая горная область в северной части Малой Азии, пограничная с Понтом и Вифинией. 6646 Лев IV Хазар царствовал с 775 по 780 г. Жена его, Ирина, управляла государством в царствование малолетнего сына Константина VI Порфирородного и потом после него царствовала с 797 по 802 г. 6647 Остров Сицилия в то время находился под Византийским владычеством, продолжавшимся от половины VI века до 827 года, когда остров завоеван арабами. 6648 Византийский император Никифор I царствовал с 802 по 811 год. Сын его Ставракий царствовал после него всего лишь 2 месяца и шесть дней. 6650 Пострижение святого Никиты в монашество полагают около 813 года. В это время ему было уже 50 лет от роду. 6651 В Азиатской части Константинополя, на месте древнего города Вифинии Хризополя, которое составляло как бы пригород Константинополя. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Верховский, адмирал – 105 Вершинин Александр Иванович – 536 Веселкин Михаил Михайлович – 345, 353 Виктория, английская королева – 396, 398–400, 402 Вильгельм, император – 913 Вильм А. К. – 204, 269, 270, 311, 711, 758 Вильямс, епископ – см. Williams Виноградов Александр Иванович – 112 Витте С. Ю. – 80 Владимир, свящ. – 469 Властов – 466 Вогак Константин Ипполитович – 358, 382, 818 Волков, генерал – 80 Волков Николай Гаврилович, ротмистр – 435 Волошин, врач – 590, 591, 595 Воронов Павел Павлович – 117, 119, 886 Воронова Евдокия Алексеевна – 886 Вруцевич – 669 Вудворт – см. Woodworth Гагарин, князь, консул – 386, 487, 557, 561, 596, 618, 623, 754, 772, 786, 798, 799, 811, 813, 851, 871, 893, 898 Гагарина, княгиня – 616 Гагарина Екатерина Александровна, княжна – 623 Гарисс – см. Гаррис, мистик Гаррис, мистик – 125, 783 Гаррис, миссионер – см. Harris Геденштрем – см. Геденштром Геденштром Матфей Матфеевич – 270, 347, 348, 357, 387, 425, 487, 559, 614, 695, 906 Гейден, граф – 818 Георгий, великомученик – 898 Георгий Александрович, цесаревич – 104, 106 Гермоген, иерусалимский патриарх – 103 Гильтебрандт – 139, 173, 898 Гильченко Николай Васильевич – 434 Гинцбург – 487, 527, 591 Гире Константин Михайлович – 339, 343 Гире Михаил Николаевич – 325, 219, 339, 526, 527 Гиулис Константин – 629 Глебов Сергий – 19, 51, 67, 71, 72, 76, 104, 161, 193, 195, 196, 233, 268–270, 279, 341, 471, 560, 580, 630, 725, 744, 792, 795, 826, 891 Гоголь Н. В. – 761,908, 915 Голиаф – 648 Голицына Александра Николаевна, княгиня – 889 Головнин Василий Михайлович – 682 Головнин Давид Николаевич – 682 Голубцев Николай Захарович – 76, 77, 80 Гондо, журналист – 414 Гото Петр – 76 Гото Яков – 244, 252 Горталов Николай Константинович – 562, 563, 833, 836 Горшкевич (Гошкевич) Осип Антонович – 105 Грант – см. Grant Греве – 581 Грибский – 322, 327, 361, 363 Григорий Богослов , св. – 102, 592 Грингмут Владимир Андреевич – 595, 508, 565 Гундзи, лейтенант – 79, 327, 338, 541 Гундзи Иов – 391 Гундзи Николай – 257, 258

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

110 . С Дуная (о старообрядцах в Рени и Галацах). 1894,т. I, стр. 638. 111 . Раскол в Ковернинской волости Костром. губ. (письмо в редакцию). Н. Федорова. 1894, т. II, стр. 241. 112 . Т. С. Морозов и газетные известия по поводу его кончины. 1889, т. II, стр. 205. 113 . Несколько слов о г. Зыкове. 1894, т. I, стр. 496. 114 . Страшное наказание за хулы на св. церковь . 1886, т. II, отд. I, стр. 407. 115 . Известные мне примеры Божия наказаниях раскольникам за глумление над православною святынею. Ив. Храмова. 1894, т. II, стр. 505. 116 . Примеры раскольнического фанатизма. 1895, т. I, стр. 285. 117 . О злоупотреблениях правительственными льготами расколу. Е. Холостова. 1895, т. II, стр. 747. 118 . Летопись происходящих в расколе событий. 1875, отд. III, стр. 61, кн. II, стр. 149, стр. 251, стр. 332. 1876, отд. III, стр. 71, 196, 231. 1884: т. I, отд. I, стр. 37, 88, 221, 267, 369, 424, 474; т. II, отд. I, стр. 25, 76, 331, 397, 445, 502, 571. 1885: т. I, отд. I, стр. 52, 164, 315, 410, 466, 663; т. II, отд. I, стр. 28, 150, 303, 387, 463, 532, 615, 698. 1886: т. I, отд. I, стр. 153, 215, 309, 392, 555, 707, 784; т. II, отд. I, стр. 191, 343, 504, 601, 667, 768. 1887: т. I, отд. I, стр. 281, 373, 468, 598, 685; т. II, отд. I, стр. 126, 278, 377, 454, 630, 718. 1888: т. I, отд. I, стр. 93, 209, 287, 370, 447, 518, 695, 769, 839; т. II, отд. I, стр. 230, 307, 388, 538, 609, 697, 792. 1889: т. I, стр. 226, 378, 541, 645, 739, 814; т. II, стр. 63, 152, 308, 465, 543, .635, 718, 791. 1890; т. I, стр. 67, 618, 692; т. II, стр. 483, 555, 641, 725, 813. 1891 т. I, стр. 63, 149, 199, 453, 701; т. II, стр. 68, 148, 696, 764. 1892: т. I, стр. 36, 139, 376, 447, 615, 720, 796; т. II, стр. 61, 153, 398, 565, 808. 1893: т. I, стр. 62, 146, 227, 403, 806; т. II, стр. 72, 153, 646, 806. 1894: т. I, стр. 395, 565, 655; т. II, стр. 144, 530, 697. 1895: т. I, стр. 201, 358; т. II, стр. 49, 146, 217, 359, 429. 119 . О пашковской секте и способах противодействия ей. Свящ. И. А. 1893, т. I, стр. 482.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

65 . Rosser J. Theophilos (829–842): Popular Sovereign, Hated Persecutor//Byzantiaka, 3, 1983, p. 37–56. 66 . Sansterre J.-M. Les moins grecs et orientaux a Rome aux epoques byzantine et carolingienne (milieu du VIe fin du IXe s.). Bruxelles, 1983. 67 . Schreiner P. Der Byzantinischer Bilderstreit: kritische Analyse der zeitgenossischen Meinungen und das Urteil der Nachwelt bis heute//Bizancio, Roma e Г Italia nell» alto Medioevo (Settimane di studio del Centra Italiano di studi sull» alto Medioevo, 34). Spoleto, 1988, p. 319–407. 68 . Schwarzlose K. Der Bilderstreit, ein Kampf der griechischen Kirche um ihre Eigenart und ihre Freiheit. Gotha, 1890. 69 . Sevcenko I. The Anti-Iconoclast Poem in the Pantocrator Psalter//Cahiers Archeologiques, XV, 1965, p. 39–60. 70 . Sevcenko I. Hagiography of the Iconoclast period//Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1977, p. 113–131. 71 . Sevcenko I. Was There Totalitarianism in Byzantium? Constantinoplés Control over Its Asiatic Hinterland in the Early Ninth Century//Constantinople and Its Hinterland/ed. C. Mango and G. Dagron. Aldershot, 1995, p. 91–105. 72 . Signes Codofier J. El periodo del segundo Iconoclasmo en Theophanes Continuatus. Amsterdam, 1995. 73 . Speck P. Iconoclasmus und die Anfange der Makedonischen Renaissance//Varia I (Poikila Byzantina 4). Bonn, 1984, p. 175–241. 74 . Stiernon D. Methode//Dictionnaire de Spiritualite et Mystique X, s.v. 75 . Stiernon D. La vision d " Isaie de Nicomedie//REB, 35, 1977, p. 5–42. 76 . Treadgold W. T. The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothete for the years 813–845//OOP, 33, 1979, p.159–197. 77 . Treadgold W. T. The Byzantine Revival 780–842. Stanford, 1988. 78 . Treadgold W.T. The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilus//Greek, Roman and Byzantine Studies, 16, 1975, p. 325–341. 79 . Turner D. The Origins and Accession of Leo V (813–820)//JOB, 40, 1990, p. 171–203. 80 . Vinson M. The terms egkolpion and tenantion and the Conversion of Theophilus in the Life of Theodora (BHG 1731)//Greek, Roman, and Byzantine Studies, 36,1995, P. 89–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились письма 72 , посланные от них к Карлу, в которых высказываются такие их к нему чувства. С королем Аароном Персидским 73 , который за исключением Индии владел почти всем востоком, Карл имел в дружбе такое согласие, что тот предпочитал его благосклонность дружбе всех королей и правителей, какие только есть в целом круге земном. Только одному Карлу он считал необходимым уделять почести и щедрые дары. И поэтому, когда послы Карла, которых тот послал с дарами к святому гробу и месту воскресения Господа, нашего Спасителя, пришли к Аарону и сообщили ему о желании своего господина, Аарон не только позволил им сделать то, о чем они просили, но даже разрешил записать это место нашего спасения под власть Карла 74 . Присоединив к возвращающимся послам своих, он направил Карлу замечательные дары вместе с одеждой, пряностями и другими богатствами из восточных земель (807 г.) 75 . А ведь несколькими годами ранее Аарон послал ему единственного 76 имевшегося у него слона, ибо Карл попросил об этом (802 г.) 77 . И императоры Константинополя Никифор (802 – 811 г.), Михаил (811–813 г.) и Лев (813 – 820 г.), добровольно искавшие с ним дружбы и союза, слали к нему многочисленных послов. Однако когда Карл принял титул императора, у них появилось опасение будто бы он хочет исторгнуть у них императорскую власть. Тогда Карл заключил с ними очень крепкий союз, чтобы у сторон не осталось никакого повода для возмущения 78 . Ибо могущество франков всегда внушало опасение римлянам и грекам. Отсюда и существующая греческая поговорка: имей франка другом, но не соседом 79 . 17. Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и покорению чужих народов и постоянно был занят такого рода деяниями, в различных местах он начал множество работ, относящихся к украшению и благоустройству королевства, а некоторые даже завершил 80 . Среди них, по всей справедливости, выдающимися можно назвать базилику [basilica] Святой Богоматери в Аахене, строение удивительной работы, и мост у Могонтиака 81 через Рейн, длиной в пятьсот шагов, ибо такова ширина реки в том [месте].

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010