На новом соборе, состоявшем из 383 епископов (с ноября 879 по март 880 г.), Ф. не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты собора, в опровержение решения собора 869 г., восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о главенстве римского престола, и в болгарском вопросе. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Ф.; папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви. Даже воцарение миролюбивого Льва VI Мудрого (886–911), заставившего Ф. покинуть патриарший престол в пользу шестнадцатилетнего брата императора, Стефана, внесло лишь весьма призрачный мир. Вторично низложенный, но сопровождаемый общим сочувствием, Ф. удалился в монастырь, где и скончался. Считается, что он умер в 891 г.; сведения о последних годах его жизни крайне скудны. Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Ф. через внесение его имени в синодик православия произошла сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Ф., его почитатель и ученик Николай Мистик , сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г., наряду со святоотеческими, приводились места из сочинений Ф. Вторичное низложение Ф. отнюдь не привело к отречению Греческой церкви от своих притязаний; его церковно-политическая программа через несколько поколений была восстановлена. О втором периоде размолвки с Римом при Ф. существует чрезвычайно важный труд католического византиниста о. Франтишека Дворника, в котором он пересматривает традиционную оценку римских церковных историков. Почти все сочинения Ф., кроме «Словаря», изданы у Migne («Patrol, gr.», 101–104:1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Ф. см. у Крумбахера («Gesch. der Byzantin. L itteratur». 2-е изд. 1897. C. 77 сл.; 722 сл.). Лучшая книга о Ф. принадлежит католическому писателю Гергенретеру (Hergenrother J. Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вот в другой серии свидетельств, начиная с другой группы Церковного Устава кн. Владимира, на том же месте, при том же анахронизме, выступает имя митр. Михаила. Имя митр. Михаила повторяется в поздних летописных московских компиляциях XVI в.: в «Никоновской Летописи» и «Степенной Книге»: «Володимер посла в греки к преосвященному Фотию патриарху цареградскому и взят от него перваго митрополита Михаила Киеву». Чем объяснить этот грубый, явно искусственный анахронизм и затем раздвоение имен – то Льва, то Михаила? О таком важном вопросе, как начало христианства на Руси, существовали, помимо летописных упоминаний, еще и специальные сказания, обобщавшие картину христианизации русской земли по данным греческих хронографов – Зонары, Куропалата, Скилицы. Среди них отчетливо выделяется особое сказание о крещении Руси при императоре Василие Македонянине и патриархе Фотии (861 г.). Такое сказание включено в юго-западную Густинскую Летопись и помещено там под 886 г. (по недоразумению): «В лето 886 прииде Михаил митрополит в Русь, послан от Василия Македона, царя греческаго и Фотия патриарха, иже, уверяя Русь, вверже Евангелие в огнь, и не изгоре, и сим чудом ужаси Русь и многия крести» (Собр. Летп. II т. стр. 239). Эта подробность повторяется и в других сообщениях «о пяти крещениях русского народа»: при апостоле Андрее, при Кирилле и Мефодии, при патр. Фотии, при княгине Ольге, при кн. Владимире. Это мы читаем а) в предисловии к печатному Патерику Печерскому, б) в Синопсисе, в) в Палинодии Захарии Копыстенского, г) из нее в Книге о Вере, д) в Никоновской Кормчей. В этих, как бы точных каталогах исторических фактов, ясно разумеется и говорится, что митр. Михаил был послан к русским от патр. Фотия, конечно, не при Владимире, а в IX веке. Захария Копыстенский в своей Палинодии (Киев 1621 г.) совершенно точно сообщает нам, откуда он почерпнул имя Михаила. Оказывается, по византийским свидетельствам, епископ-миссионер, посланный к русским патр. Фотием, носил имя – Михаил: «Иоанн Зонарос в томе третьем пишет: царь, мовит, Василий с народом Росским примирье ученивши справил, абы он в признание веры христианской пришол. И гды ся крестити обецовали, архиерея им послал Михаила митрополита» («Палин». ч. III, розд. 1, арт. 1. «Рус. Ист. Биб». т. IV, кн. 1, стр. 975).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Израиль (Ефрем) 913-911 910-909 Надва — убит Ваасой 911-870 Аса. Союз с Сирией 909-886 против Ваасы. Борьба с язычеством 886-885 Ила. Замврий правит 7 дней 870-848 Иосафат. Покорение Едома. Союз с Ахавом. Борьба с язычеством 885-874 Омри (Амврий). Основа ние Самарии. Покорение Моава 848-841 Иорам. Брак с дочерью Омри Гофолией. Культ 874-853 Ахав и Иезавель. Храм Мелькарта в Самарии. Борьба с ассирийцами Ваала. Отпадение Едома 853-852 Охозия Охозия. Убит Иегу (Ииуем) 852-841 Иорам (его брат). Убит Иегу 841-835 Гофолия — единовластная царица 841-814 Иегу (Ииуй). Израиль — данник Ассирии. Хазаэль (Азаил) захватывает Галаад 835-796 814-798 Иохаз. Борьба с Бенхададом III 2. Пророк Илия — защитник угнетенных (3 Цар 21). Библейские сказания о пророке Илии являются частью более обширного цикла рассказов о нем. Они включены в Книги Царств, чтобы показать, что истинная вера не погибла даже в годы двоеверия. О происхождении и юности пророка в Писании ничего не сказано. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Образ его овеян почти сверхъестественным ореолом. Само его имя (евр. Элиягу) означает «Ягве — мой Бог». Возможно, оно было принято пророком как знак его призвания и миссии. Как бы в противовес разлагающему влиянию финикийско-ханаанской цивилизации, Илия одевается как житель пустыни. На нем из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи. Пустыня — излюбленное место его жизни. Поэтому преп. Антоний Великий называл его образцом для подвижников (свт. Афанасий. Жизнь св. Антония, 7). Один из рассказов об Илии повествует, как он открыто выступил против Ахава. Царь желал приобрести виноградник, который примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей (евр. Набот), отказался продать «наследие отцов своих». Царь огорчился, однако у него не хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных. Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как преступник, «хуливший Бога и царя». Сразу же после его казни Ахав завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия. «Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?» Пророк гневно обличил преступление царя и предрек гибель его дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Они были в некоторой степени универсальны, одинаково удобны и для питья, и для весьма распространенного традиционного индивидуального причастия, поэтому их можно было использовать и в быту, и в культовых целях, в качестве потира. Лишь с конца VIII в. в Византии стала распространяться новая публичная форма причастия, когда священник лжицей вливал причащающемуся в рот Св. Кровь (вино) из общего потира 879 . Но отдельные экземпляры «рюмок», несомненно, служили также в качестве лампад, на что указывают небольшие петлевидные ручки для подвешивания и находки обломков таких сосудов во время раскопок общественных зданий, базилик, где они не могли бы быть использованы в качестве столовой посуды 880 . Уже К.К. Косцюшко-Валюжинич отметил, что рюмковидные сосудики встречались во множестве при раскопках херсонесских христианских храмов и со свойственной ему прозорливостью предположил, что они «служили лампочками, которые зажигались богомольцами в храмах и заменяли наши свечи» 881 . Во второй половине VI – VII в. «рюмки» являлись преобладающей формой стеклянных сосудов и доминирующим типом практически во всех византийских центрах 882 . В Херсоне они представляют самую значительную группу находок (25–83% от общего количества содержащихся в комплексах фрагментов стеклянных изделий) 883 . В VII в. изготовление подобных сосудов вышло за пределы города, они распространились в Юго-Западной Таврике, что говорит не только об экономическом развитии края, но и о первых заметных успехах в его христианизации 884 . Таким образом, «рюмки», как в свое время светильники, становятся. культурным маркером ромейской цивилизации. Есть основания полагать, что только с IX в. Церковь стала преследовать обычай использования ритуальной утвари из стекла (запреты Реймсского собора 803 г. и папы Льва IV (847–856)) 885 , и это должно было отразиться на сокращении ее количества, в том числе потиров и светильников из стекла как предметов, имеющих духовно-символическое значение. Тем не менее подобные изделия продолжали играть роль осветительных приборов и позже, как можно понять со слов Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886), упоминавшего в одном из своих писем о вечернем времени, «...когда уже лампады зажигают» 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Martyr. I Apol. 66. 3; 67. 3). Вместе с тем именно мч. Иустин впервые употребляет термин εαγγλιον во мн. ч. (Ibid. 66. 3), т. е. понимает Евангелие как особый лит. жанр. Текст т. н. Канона Муратори поврежден в том месте, где речь идет о Евангелиях: сохранилось лишь упоминание о Евангелиях от Луки и от Иоанна ( Мецгер. 1998. С. 300-303). Благовествование Матфея, очевидно, входило в этот канонический список, поскольку наличествующий текст содержит указание на корпус именно 4 Евангелий (Евангелия от Луки и от Иоанна названы «третьим» и «четвертым» соответственно). Первым эксплицитным свидетельством канонического статуса Евангелия от Матфея при совр. состоянии источников служит рассуждение сщмч. Иринея Лионского в 3-й кн. «Против ересей». Сщмч. Ириней приводит здесь (опираясь, в частности, на тексты ВЗ) богословское обоснование четверичного числа Евангелий и располагает их в том порядке, как они известны из последующей рукописной традиции ( Iren. Adv. haer. 3, 11, 8). Само наличие подобного обоснования говорит о том, что сщмч. Ириней воспринимал корпус Евангелий как канонический. К III в. относится появление 1-го систематического комментария на Евангелие от Матфея ( Orig. Comm. in Matth.), что также свидетельствует о его каноническом статусе в древней Церкви. Официально место Евангелия от Матфея в каноне книг Свящ. Писания было определено 60-м прав. Лаодикийского Собора (сер. IV в.) и подтверждено на IV Вселенском Соборе. М. Г. Калинин Время и место написания Отослание апостолов на проповедь. Апостолы крестят народы. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Назианзина. 880–886 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 426v) Отослание апостолов на проповедь. Апостолы крестят народы. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Назианзина. 880–886 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 426v) Как и др. книги НЗ, Евангелие от Матфея не содержит прямых сообщений о времени и месте создания текста. Исследователи вынуждены полагаться на имплицитные свидетельства, встречающиеся в тексте, а также на теоретические предпосылки и общие соображения.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН СИНАДСКИЙ [греч. Κωνσταντνος π τν Συνδων] (IX в.), прп. (пам. 26 дек.), называемый также Константин «из иудеев» ( ξ Ιουδαων). Житие прп. К. С. сохранилось в единственной рукописи - Laurent. IX 14 (нач. XI в.), хранящейся в б-ке Медичи во Флоренции, текст издан И. Делеэ (De S. Constantio quondam Iudaeo, monacho in Bithynia/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; рус. пер.: Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского/Пер., сост.: Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 7-96). Из текста следует, что автор писал его при имп. Льве VI Мудром (886-912), а К. С. подвизался при императорах Михаиле III (842-867) и Василии I Македонянине (867-886). Согласно Житию, К. С. род. в г. Синада (Фригия, М. Азия) в евр. семье. Его мирское имя неизвестно; очевидно, что Константин - христ. имя, данное при крещении. Повитуха, принимавшая роды у матери К. С., сообщила, что ребенок будет особенным. В детстве К. С. усердно изучал ВЗ и чувствовал интерес к христианству. Вскоре родители К. С. умерли; во время похорон матери он горячо оплакивал ее. Когда гроб проносили мимо храма мч. Трофима, из церкви вышел сам Трофим, подошел к юноше и утешил его, после чего скорбь рассеялась. Родственники стали убеждать К. С. жениться, но он, понимая, что его ничего не связывает с родным домом, ночью бежал в Никею. По пути он увидел мон-рь, в Житии названный Флувута. К. С. попросил настоятеля о крещении. Настоятель велел принести крест и попросил К. С. поцеловать его. Когда тот исполнил просьбу, крест вдруг опустился на его голову и оставил отпечаток в месте прикосновения. В обители К. С. начал постигать иноческий образ жизни, будучи особо усерден в посте и молитве. Он также шил обувь для братии. После 6 лет пребывания в мон-ре он решил удалиться в пустыню и, с трудом получив разрешение настоятеля, поселился на горе Олимп Вифинский, т. н. «горе монахов», где находилось неск. десятков монастырей. Вскоре после его ухода игумен монастыря Флувута был переведен в К-поль, а новый настоятель, который завидовал добродетелям и славе К. С., велел вернуть его и наказать как беглеца, заковав в кандалы. К. С. принял это испытание с такой кротостью и смирением, что игумен со слезами просил прощения у святого. К. С. остался во Флувуте на неск. лет. Однажды во время молитвы свт. Спиридон Тримифунтский повелел К. С. отправиться на Кипр. В тот же час К. С. вышел из своей кельи, покинул обитель и отправился в путь.

http://pravenc.ru/text/2057104.html

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

875 г.). Когда в октябре 877 г. умер святитель Игнатий, примирившийся к тому времени с ним Фотий вновь стал патриархом; в 879 г. он был признан Римом и утвержден в сане Константинопольским собором 879–880 гг. Но сразу после смерти Василия I Фотий по настоянию нового императора Льва VI (886–912), с которым он был не в ладах при жизни Василия, был вынужден отречься от престола, и патриархом стал 18-летний брат Льва, воспитанник и синкелл (клирик, представляющий патриарха при дворе) Фотия Стефан (886–893). Умер Фотий в опале между 893 и 897 г., похоронен в монастыре святого Иеремии. Вскоре могила его прославилась чудесами, и он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля). Несколько произведений патриарха Фотия служат ценнейшим материалом для русской истории. Открытые владыкой Порфирием Успенским в 1858 г. две гомилии Фотия, посвященные нападению руси на Константинополь, представляют собой уникальные по ценности свидетельства очевидца (Fwt…ou ka€ scTlia ШрХ B. LaoЪrda . Qessalon…kh, 1959. — S.29–52; Две беседы Фотия/Пер. Е. Ловягина //Христианское Чтение. 1882. ¹ 9–10. — С. 430 сл.; The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople/English Transl., Introd. and Commentary by C. Mango . Cambridge (Mass.), 1958. — P. 74–110). Это первое датируемое упоминание “народа рос” (русь) в греческих источниках. Другим произведением Фотия, упоминающим о руси, является “Окружное послание” восточным патриархам (ОП). Послание посвящено в основном вопросу о догматических расхождениях в вероучении Римской и Православной Церкви и является важнейшим церковно-политическим памятником. ОП сохранилось в собрании писем Фотия. Основные манускрипты: A — Barocc. gr. 217 (ок. 875 г.); Q — Paris. gr. 1228 (XI в.); P — Marc. App. gr. III 2 (XII в.); Q — Londiensis, Brit. Lib. Addit. 28822 (XIII в.); R — Bonon. Univ. 2412 (XIII в.); S — Valli­cellianus B 53 (XIII в.); D — Paris. gr. 1335 (XIV в.); Кодексы А, Q, R близки друг другу; среди прочих P ближе к Q, чем к S и D. Издавалось ОП вместе с письмами Фотия.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010