Сортировать по Исключить новости Окружное послание патриарха Фотия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 От переводчика. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг. — одна из крупнейших фигур в истории Византийской империи. Видный церковный и политический деятель, образованнейший человек, прекрасный знаток классической литературы, он проявил себя как разносторонний ученый, богослов и писатель. Рождение Фотия относят к периоду от 800 до 827 г. (современные ученые склоняются к 810 г.). Семья его отличалась знатностью, благочестием, образованностью и богатством: отец, спафарий (меченосец; придворный офицерский чин) Сергий, приходился племянником знаменитому патриарху Тарасию (784–806), восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе (787), а мать, Ирина, была в родстве с августой Феодорой, при которой состоялось окончательное торжество Православия (843). Во время гонений иконоборца императора Феофила (829–842) родители Фотия как ревностные иконопочитатели были подвергнуты анафеме и отправлены в ссылку (ок. 832/33 гг.), где и умерли. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры Фотий начинает преподавательскую деятельность в Константинополе; среди его учеников были Арефа Патрский и равноапостольный просветитель славян Константин-Кирилл. Вскоре Фотий и его братья удостаиваются высших придворных чинов: Тарасий становится патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занимает важную должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 845 (или 855) г. Фотий участвует в посольстве к халифу, отправляясь в которое он составляет знаменитое послание брату Тарасию (известное как “Мириовивлион” или “Библиотека”) —  более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. В 855–856 гг. во главе правительства, оттеснив Феодору, встает ее брат Варда (с апреля 862 г. — кесарь). Выдающийся государственный и военный деятель, покровитель наук и устроитель высшей школы в Магнавре, он не слишком считался с церковными канонами.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ [греч. Ιωσφ μνογρφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.). Житие И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к-польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем-гимнографом Феофаном в наст. время признано неверным. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что Житие было составлено ок. 900 г., Ж. да Коста Луйе - ок. 898 г., Д. Стьернон - чуть позже, в нач. X в. Др. Житие И. П. было написано Иоанном Диаконом на основе предыдущего Жития с привлечением дополнительных источников. По мнению да Коста Луйе, оно было создано в X-XI вв.; В. Грюмель датировал его 2-й пол. XI в. Данное Житие содержит анахронизмы (напр., прибытие И. П. в К-поль отнесено ко времени правления Льва V Армянина (813-820), а не Феофила (829-842) (PG. 105. Col. 953)). В сер. XIV в. Феодор Педиасим составил Похвальное слово в честь И. П. И. П. род. на о-ве Сицилия (по мнению О. Каетана, в Сиракузах, по мнению Е. Томадакиса, в Палермо) между 810 и 818 гг., наиболее часто в качестве даты рождения святого указывается 816 г. Его родители, Плотин и Агафия, были богаты и благочестивы. С детства И. П. любил пост и воздержание, уклонялся от развлечений и прилежно изучал Свящ. Писание. Во время завоевания арабами Сицилии (в 827 началось араб. вторжение на остров, в 831 был взят Палермо) семья переселилась на Пелопоннес. В возрасте 15 лет И. П. отправился в Фессалонику, принял там постриг в одном из мон-рей и вел строгую подвижническую жизнь, занимаясь в числе прочих послушаний переписыванием книг. В Житии, составленном Феофаном, название мон-ря не уточняется. В Житии авторства Иоанна Диакона сказано, что И. П. подвизался в мон-ре Латому (ныне Осиос Давид ) (PG. 105. Col. 945). Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/673697.html

1108 ...правяше люди своя во блазе, со всякою тихостию, и кийждому суд творяше праведный... – Но в списках I вида – правдивый. В лице Тита и Домициана представлена идеологически актуальная антитеза идеального монарха и царя-тирана, а главное – идея правдивого суда, на основе справедливости, закона и права, а не судейских пристрастий и произвола. В списках II вида все вернулось к традиционной формуле суд творяше праведный, а впоследствии – и ни к чему не обязывающему во бозе. 1109 Посем же от своих убиен бысть. – Дополнение переводчика. О смерти Домициана, убитого заговорщиками (в круг которых входила и его супруга Домиция), у Саделера и Вондела нет ни слова. 1110 В «Житии кесарей». – Т. е. в «Жизнеописании двенадцати цезарей» Светония («Божественный Тит», 8–9; «Домициан», 10–17). 1113 «...вас же веселих своими псньми. Ныне же дадите мне от жита вашего...» – Резоны сверчка, внесенные в списки II вида и лишившие фабулу прежней непреложности. 1116 ...всегда себе и ближним своим нечто потребное творити. – Дополнения списков II вида, с идеей более широкой социальной пользы, нежели лично-корыстные интересы. 1117 Ацилий – Атилий Бута, бывший претор; его всегдашнее времяпрепровождение в ночных пиршествах вошло в присловия. 1118 Целий – Целий Родиджин, итальянский гуманист Лудовико Риккиери (ок. 1450–1525), автор «Древних чтений в 30 книгах», насыщенных разнообразными сведениями из античных источников. Рассказ об Атилии Буте (IX. 13) заимствован Целием из «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки 10–13). 1123 «...яко главу твою не оттерзал!» – В списках I вида не столь картинно: «...яко тя не умертвих!». 1124 ...оному вельможи… …той вельможа... – В «Театре» и «Саде» – «слуга» (Diener), но Виниус перенес конфликт на более высокий социальный ярус, и в издание 1712 г. басня не вошла; к тому же она дублировала ту же фабулу только что вышедших (в марте) «Эсоповых притчей», 1125 Василий, царь Греческий – Василий I Македонянин (ок. 810–886), византийский император в 867–886 гг.; погиб из-за несчастного случая на охоте. Согласно преданию, огромный олень зацепил Василия рогами за пояс и протащил царя полтора десятка миль, прежде чем одному из стражников удалось высвободить монарха, скончавшегося через несколько дней от ушибов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил (кон. III – нач. IV в.), готский епископ, бывший участником Никейского I Вселенского собора (325 г.) – 141 Феофил , византийский император в 829–842 гг. – 365, 369, 370, 374, 380, 382, 383, 390, 394, 396, 397 Феофил († ок. 536), византийский юрист, комит священного консистория, профессор высшей школы в Константинополе, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов, Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого , автор Парафразы к Институциям – 207, 208 Феофилакт Болгарский († ок. 1107), блаженный, архиепископ Охридский, византийский экзегет – 428 Феофилакт Симокатта (Симокатт, VII в.), византийский историк – 168, 253 Фидий (V в. до н. э.), знаменитый древнегреческий скульптор – 139 Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), македонский царь в 359–336 гг., отец Александра Македонского – 110 Филокалес , знатный землевладелец в Каппадокии – 458 Филосторгий (кон. IV- нач. V в.), церковный историк арианского направления- 133, 181 Филофей (кон. IX – нач. Х в.), автор сочинения «Клиторологий» – 460 Финлей Георг (Джордж, George Finlay, 1799–1875), английский византинист – 53–57, 72, 335 Фока, византийский император в 602–610 гг. – 192, 238, 242–245, 259, 267, 268, 312 Фома Аквинский (Thomas Aqinas, ок. 1225–1274), итальянский теолог и философ, систематизатор схоластики, доминиканец, католический святой – 391 Фома Славянин , глава одноименного восстания в Малой Азии – 367–369 Фотий (между 810 и 828 – ок. 893), патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг., церковный и политический деятель, ученый и писатель – 253, 372, 387, 388, 395–397, 399, 433, 434 Фравитта (кон. IV – нач. V в.), готский вождь на службе Империи – 151, 152 Франциск I (1494–1547), французский король в 1515–1547 гг. (из династии Валу а) – 41 Фримэн Эдуард A. (Freeman, 1823–1892), английский историк – 49, 56, 57 Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из классиков аттической прозы – 48, 172, 230, 251 Фурд Эдуард (Foord), английский византинист – 73

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

m.. Св. Косьма, епископ Маиумский (700-760 гг.), друг преп. Иоанна Дамаскина и его соученик, приемный брат. Они подвизались в обители преп. Саввы. Св. Косма составил многие каноны на дни праздничные и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы, песнь «Честнейшую херувим» и принимал с Дамаскиным участие в составлении песнопений Октоиха. Им также составлены каноны: на Успение Пресвятой Богородицы , Рождество Христово , Богоявление , Сретение , Пятидесятницу , Преображение , Воздвижение и на Вход Господень во Иерусалим . n.. Преподобные Феодор (759-826 гг). и его брат Иосиф (+ 825-30 гг.), архиепископ Солунский, Студиты, оба исповедника за святые иконы. Они собрали все существовавшие до них песнопения Великого Поста и, добавив составленные ими трипеснцы, четверопеснцы, стихиры и тропари, таким образом составили целую книгу, получившую название Триоди постной. Преп. Феодор, кроме того, написал особый богослужебный Устав для своей обители, перешедший в русские церкви и монастыри и получивший столь же широкую известность и употребление как Иерусалимский Устав преп. Саввы Освященного. o.. Преп. Феофан Начертанный (+ 843 г.), исповедник, митрополит Никейский. Был назван «начертанным» потому, что иконоборцы выжгли на его лице богохульные слова за его стойкость по защите иконопочитания. Ему принадлежит свыше 100 канонов, из коих наиболее известны: Канон на отпевание, на Преполовение Пятидесятницы, в честь Св. Духа на второй день Троицы, в неделю Православия, часть канона на Лазареву субботу и многие другие каноны и стихиры в честь разных святых. p.. Преп. Иосиф Песнописец (810-886 гг). может считаться одним из самых плодовитых песнописцев. Им составлены каноны на будние дни седмицы в Октоихе и на другие дни памяти святых. Всего ему приписывается 175 канонов, 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев, итого 211 церковных песнопений. Трудами преподобных Иосифа и Феофана Начертанного составлено множество канонов, дополнивших Октоих Дамаскина и он доведен до современного состояния. q.. Св. Иоанн, епископ Евхаитский (+1100 г). составил многие каноны, в числе коих известный канон Иисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю, и дополнил Минеи.

http://pravmir.ru/o-bogosluzhenii/

258 Имеется в виду чудесное спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами царем Дарием в результате заговора придворных; Ангел, посланный Богом, заградил пасть львам, Даниил вышел невредимый из рва и был возвеличен Дарием ( Дан. 6 ). 259 Имеются в виду три юноши-иудея, которые не пожелали отказаться от своей веры и поклониться «золотому истукану», и по приказу Навуходоноссора были брошены в печь, откуда вышли невредимыми по воле Бога ( Дан. 3:1–29 ). 263 Иустиниан – церковное имя провозглашенного святым византийского императора Юстиниана I (482 или 483–565); император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 264 Константин I Великий (Constantinus) (ок. 285–337) – римский император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь , сохраняя также языческие культы. В 324–330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий. 265 Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407) – один из главных отцов Церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного красноречия. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью. Фотий (ок. 810 или ок. 820–890-е гг.) – патриарх Константинополя в 858–867, 877–886 гг. Способствовал распространению влияния византийской Церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством. Знаток античной литературы, составитель известного собрания античных фрагментов «Мириобиблион», автор богословских сочинений, писем. Булгаков считал, что деятельность Фотия в значительной степени повлияла на возникновение глубокого раскола между восточной и западной Церквями (см. публикуемое ниже письмо С. Н. Булгакова к П. А. Флоренскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Сопротивление восставших было сломлено взятием крепости Масада (73). 568 Павел (евр. Саул, Савл) – в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Таре (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). По наущению иудеев, в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 г. (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии, Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. 570 Иустин Философ и Мученик (ок. 100 – ок. 166) – один из первых христианских писателей-апологетов, отец Церкви; казнен в Риме, где руководил христианской школой. Автор двух апологий в защиту христиан (150 и 162) и философско-богословского «Разговора с Трифоном иудеем»; попытался использовать наследие греческой философии для раскрытия христианского вероучения. 572 Синоптики (от греч. συνοπτικς – способный все обозреть) – авторы трех первых Евангелий (ап. Матфей, Марк и Лука), просто фиксирующие происходящие события, в отличие от Евангелия от Иоанна, где сделана попытка выразить духовный смысл истории Иисуса Христа. 573 Иосиф Флавий (Josephus Flavius) (37 – после 100) – древнееврейский историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против Рима. Автор «Иудейской войны» (с проримских позиций), «Иудейских древностей» (апологетика иудеев), «Жизни» (автобиография с попыткой самооправдания в измене) и др. 575 Фотий (ок. 810 или ок. 820 – 890-е гг.) – патриарх Константинополя в 858–867 гг., 877–886 гг.; способствовал распространению влияния византийской Церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством; знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений, писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Первым известным правосл. автором, к-рый начал писать на арабском, был уроженец Эдессы Феодор Абу Курра , монах лавры св. Саввы и впосл. епископ Харрана (Сирия). Ему принадлежит ключевая роль в оформлении новой арабо-христ. идентичности. Он написал неск. десятков богословских трактатов на сир., греч. и араб. языках, в к-рых излагал и отстаивал основы правосл. вероучения, в т. ч. актуальную тогда тему почитания икон. Мн. труды Феодора Абу Курры в средние века переводились на греч. и груз. языки. Среди переводчиков Феодора был Михаил (761-846), также монах лавры св. Саввы и синкелл Иерусалимского патриарха Фомы (807-821). Ок. 810 г. Михаил составил пособие по греч. грамматике и синтаксису, предназначенное для палестинских монахов, изучающих греч. язык как иностранный, что было частью общей работы по переложению на араб. язык христ. духовного наследия (Ibid. P. 124-128). Среди др. правосл. книжников IX в. известны монах лавры св. Харитона Стефан из Рамлы, переписчик апологетического трактата, впосл. названного учеными «Summa Theologiae Arabicae» (877); монах лавры св. Саввы Антоний Давид Багдадский, переписавший в 885-886 гг. ряд житийных текстов по заказу синайских монахов, которые тоже целенаправленно пополняли свою б-ку араб. книгами (Ibid. P. 123-124; Chap. XI. P. 7-19). В IX-XI вв. продолжались интенсивные контакты между правосл. Церквами мусульм. мира. В палестинских монастырях встречались выходцы из Сирии, Месопотамии, Заиорданья. Ярким примером межцерковных связей может служить поставление в Иерусалиме в 907 г. выходца из Халеба Христодула на Патриарший престол Александрии ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 75; Медников. 1897. Т. 2. С. 288-289). Иерусалимский патриарх Фома провел реконструкцию храма Гроба Господня на средства богатого егип. христианина Макария, возможно монофизита по исповеданию ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 55; Медников. 1897. Т. 2. С. 280). На Ближ. Востоке продолжалось присутствие груз. монахов; мн. произведения сир. и араб. лит-ры раннего средневековья сохранились только в груз. переводах ( Griffith. 1988. P. 15-17; I dem. 1992. Chap. VIII. P. 125).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Там преподавалась «древняя греческая грамматика и риторика» и обучались люди, «способные служить в императорской администрации и на высших ступенях церковной иерархии», но «культура их была недоступна более широким кругам, потому что она выражалась на мертвом языке и предполагала сумму тайного познания (arcane knowledge)» 66 . За исключением патриарха Фотия (ок. 810–895, патриарх с 858 по 867 и 877–886 гг.), церковная деятельность и энциклопедическая ученость которого повлияли на богословское мышление, никто из интеллигентов, связанных с университетом, не вошел в число влиятельных богословов. Подобно Михаилу Пселлу (1018–1078), они ограничивались в своих писаниях исключительно философскими или риторическими темами. Если же они дерзали высказывать свои философские убеждения в богословских выражениях, им грозило церковное осуждение. Так, «накануне периода, когда Запад посвятит свое мышление философии древности и вступит в великую эпоху схоластики, византийская Церковь торжественно откажется от всякого синтеза между эллинским духом и христианством, оставаясь верной только тому синтезу, который был достигнут в святоотеческий период» 67 . Но были ли творческие успехи в богословии, которые мы не находим в императорском университете, в патриаршем училище Константинополя? По-видимому, нет. Единственный период, по которому мы располагаем историческими данными, показывающими активную роль «патриарших» преподавателей в богословских спорах, – это XII век. Но споры, которые велись на высоком научном уровне, касались лишь ересей и борьбы с ними 68 . Богословское творчество, как мы увидим позже, жило не здесь. Эта малая изученность сведений о связи между богословием и ученостью в Византии объясняет ту резкую противоречивость во мнениях, что высказывают историки о византийской христианской цивилизации. Историки века просвещения (Вольтер, Гиббон) презирали «средневековое варварство» Византии, но все же ставили ей в заслугу (очень ограниченную) сохранение рукописных текстов древних греческих авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

ФЛЕРИ , Клод, аббат (1640–1723) – католический церковный историк, родился и учился в иезуитском колледже в Париже. Был близок с Боссюэ, Бурдалу, Фенелоном. В 1696 г. избран в члены Академии. После смерти Людовика XIV был избран духовным отцом Людовика XV как католический авторитет, не принадлежащий ни к янсенистам, ни к молинистам, ни к ультрамонтанам. Известен потомкам главным образом благодаря яркой «Истории Церкви» (20 т., 1691–1720), которую он сам довел до 1441 г.; продолжил работу Дж. Фабр и др. Среди прочих сочинений: история французского права, Церковное право, Большой исторический катехизис, Христианские нравы. Некоторые из его сочинений, в том числе Церковная история, из-за галликанской позиции автора были включены в Индекс. В 1687 г. он перевел на латинский язык трактат Боссюэ «Изложение кафолической веры». ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1937) – священник, богослов, ученый, редактор журнала «Богословский вестник» (1912–1917), автор многочисленных работ по религии, философии, искусству, литературе, математике, техническим наукам. Репрессирован и расстрелян. См. о нем Примечание и комментарии к двум статьям, помещенным в настоящем издании. ФЛОРОВСКИЙ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1893–1979) – протоиерей, богослов, философ, историк русской религиозной мысли. Одно время примыкал к евразийству. В эмиграции с 1920 г. С 1926 г. преподавал в Православном Богословском институте в Париже. Принял священство в 1932 г. Автор книг: «Достоевский и Европа» (1922), «Жил ли Христос. Исторические свидетельства о Христе» (1929), «Восточные Отцы IV века» (1931), «Восточные Отцы V–VIII веков» (1933), «Пути русского богословия» (1937). С 1948 г. преподавал в США. См. о нем Примечание и комментарии к статье, помещенной в настоящем издании. ФОТИЙ , св. (Φτιος) (ок. 810 или ок. 820–890-е гг.) – Константинопольский патриарх с 858 по 867 г. и с 878 по 886 г. (был избран патриархом, после того как светская власть вмешалась и сместила патриарха Игнатия, добиваясь от него добровольного отречения); знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений: «Амфилохий», «О тайноводстве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010