1108 ...правяше люди своя во блазе, со всякою тихостию, и кийждому суд творяше праведный... – Но в списках I вида – правдивый. В лице Тита и Домициана представлена идеологически актуальная антитеза идеального монарха и царя-тирана, а главное – идея правдивого суда, на основе справедливости, закона и права, а не судейских пристрастий и произвола. В списках II вида все вернулось к традиционной формуле суд творяше праведный, а впоследствии – и ни к чему не обязывающему во бозе. 1109 Посем же от своих убиен бысть. – Дополнение переводчика. О смерти Домициана, убитого заговорщиками (в круг которых входила и его супруга Домиция), у Саделера и Вондела нет ни слова. 1110 В «Житии кесарей». – Т. е. в «Жизнеописании двенадцати цезарей» Светония («Божественный Тит», 8–9; «Домициан», 10–17). 1113 «...вас же веселих своими псньми. Ныне же дадите мне от жита вашего...» – Резоны сверчка, внесенные в списки II вида и лишившие фабулу прежней непреложности. 1116 ...всегда себе и ближним своим нечто потребное творити. – Дополнения списков II вида, с идеей более широкой социальной пользы, нежели лично-корыстные интересы. 1117 Ацилий – Атилий Бута, бывший претор; его всегдашнее времяпрепровождение в ночных пиршествах вошло в присловия. 1118 Целий – Целий Родиджин, итальянский гуманист Лудовико Риккиери (ок. 1450–1525), автор «Древних чтений в 30 книгах», насыщенных разнообразными сведениями из античных источников. Рассказ об Атилии Буте (IX. 13) заимствован Целием из «Нравственных писем к Луцилию» Сенеки 10–13). 1123 «...яко главу твою не оттерзал!» – В списках I вида не столь картинно: «...яко тя не умертвих!». 1124 ...оному вельможи… …той вельможа... – В «Театре» и «Саде» – «слуга» (Diener), но Виниус перенес конфликт на более высокий социальный ярус, и в издание 1712 г. басня не вошла; к тому же она дублировала ту же фабулу только что вышедших (в марте) «Эсоповых притчей», 1125 Василий, царь Греческий – Василий I Македонянин (ок. 810–886), византийский император в 867–886 гг.; погиб из-за несчастного случая на охоте. Согласно преданию, огромный олень зацепил Василия рогами за пояс и протащил царя полтора десятка миль, прежде чем одному из стражников удалось высвободить монарха, скончавшегося через несколько дней от ушибов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Но едва византийский флот скрылся за горизонтом, Пипин вторгся на территорию Венеции и после полугода боев заставил этот город признать свою власть. Затем молодой король задумал поход в Далмацию, но весной 810 г. вновь появился патриций Павел с византийским флотом, а затем, 8 июля 810 г., в Милане 32-летний Пипин внезапно умер 350 . Впрочем, не имея сил сопротивляться Карлу, император Никифор направил весной 810 г. своего спафария Арсафия в Ахен, где начались долгие переговоры о мире с франками. Через год, весной 811 г., Арсафий вернулся обратно в византийскую столицу с посланием к Никифору от Карла Великого, в котором франк недвусмысленно предлагал обменять Венецию, Истрию и Далмацию на официальное признание себя императором. Но когда посольство прибыло в Константинополь, императора Никифора I уже не было в живых 351 . И хотя Византии не удалось полностью восстановить свои владения в Италии, возврат Венеции и Далмации нужно признать крупным военным и политическим успехом императора. Глава 2. Заговоры, неудачные войны и смерть императоров Как издавна повелось в Римском государстве, личность царя оценивалась обществом во многом исходя из его отношения к Церкви, а также от того, насколько удачно его правление. Не стало исключением и царствование Никифора I Геника, многие события которого были предопределены его отношением к VII Вселенскому Собору и иноверцам. К началу царствия Никифора I в Римской империи сложилась патовая ситуация в части противостояния иконоборцев и иконопочитателей. Ни для кого не являлось секретом, что VII Вселенский Собор, отвергнутый в Риме и на Западе, держался на Востоке исключительно авторитетом императрицы св. Ирины, а также узкой группой епископата и монашеством, где выделялись фигуры преподобных Платона и Феодора Студитов . С другой стороны, иконоборцы, все еще многочисленные, особенно в армии и среди высших сановников Римского государства, не могли ничего противопоставить железной аргументации VII Собора, спешно выискивая новые доводы против «язычников» и «идолопоклонников».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Опубликовано в книге – «Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его, Льву Философу». – М., 1680 – в виде предисловия. Два фрагмента(л. 1–2 об.) «Увещания...» приводит А. С. Елеонская в своей книге «Русская публицистика второй половины XVII века». М., 1978. С. 167. Основное содержание «Тестамента» – поучение образцового отца Василия, царя греческого, своему сыну. Поучения отца к сыну – один из древнейших жанров христианской литературы, который восходит к I в. н. э. Василий I Македонянин (836–886) – византийский император с 867 по 886 г., основатель Македонской династии. Его сын Лев Мудрый правил с 886 по 907 г. Текст (по списку ГИМ, л. 435–436 об.) печатается в полном объеме. 1 Григорий рече… – имеется в виду Григорий Назианзин , Богослов (ок. 330–ок. 390 гг.), ранневизантийский церковный деятель и мыслитель, проповедник и поэт, живший в Каппадокии в Малой Азии. В православной традиции – один из первых вселенских христианских учителей и святых. В сборник своих проповедей «Вечеря душевная» Симеон Полоцкий включил «Слово 1 в день святаго Григория Богослова », содержащее немало ценных мыслей по проблемам воспитания. В «Слове 2...», также посвященном Григорию Богослову , Симеон Полоцкий одну из главных заслуг Григория видит в постижении святым «ветийских хитростей», он «написа пиитическим словопрением многия стихи пресладкия» («Вечеря душевная», л. 234). Френы, или Плачи всех санов и чинов православно Российского царства о смерти благоверный и христолюбивый государыни царицы и великия княгини Марии Ильиничны... (с. ...) Подносной, не дошедший до нас экземпляр «Френов» был вручен царю Алексею Михайловичу в 1669 г. Сборник «Рифмологион» содержит беловой список «Френов». «Книжица» открывается прозаическим предисловием, обращенным к царю. Поэт предлагает ему принять утешения, как прежде это сделали евангельские герои Марфа и Мария, скорбевшие о смерти брата Лазаря. Далее следуют 12 плачей. Здесь рядом с плачами реальных лиц (царя, царских детей и пр.) приводятся плачи аллегорических персонажей и слова самой умершей царицы Марии Ильиничны. Заметна ориентация Симеона на «Трены» Яна Кохановского (1580).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

131-й новеллой император св. Юстиниан I Великий (527–565) запретил еретикам получать имущество по наследству и законодательно определил, кого следует отнести к этому статусу. В XXXIX титуле «Прохирона» императоров Василия I Македонянина (867–886) и Льва VI Мудрого (886–912) содержится новелла, предусматривающая уголовные наказания («тягчайшие наказания») для лиц, удостоившихся святого крещения, а затем вновь перешедших в язычество. Помимо этого таковым персонам запрещалось завещать, дарить или получать по завещанию и в качестве дара имущество. В «Василиках» (титул XXXVII) говорится о том, что лиц, смесившихся с животными (скотоложников), следует наказывать путем отсечения члена. Разумеется, это наказание касалось не только христиан, но всех подданных Византийского царя. 123-я новелла императора св. Юстиниана Великого запрещает епископам оставлять свои епархии сверх установленного царем срока. Это же правило подтвердил в 1174 г. император Мануил I Комнин (1143–1180). Знаменитая 17-я новелла императора Льва VI Мудрого детально регулирует порядок причащения женщин после родов, определив сроки естественного очищения. Св. Юстиниан Великий своей 12й новеллой также установил порядок причащения Святых Даров и основания для отлучения от него епископами и пресвитерами. Никого в то время не смущало, что император самостоятельно определил иерархию церковных кафедр (130-я новелла св. Юстиниана Великого), предоставив преимущество чести Римскому папе. Самые амбициозные понтифики охотно повторяли легенду, что именно император святой равноапостольный Константин Великий (306–337) высказался в том духе, будто Римский епископ имеет во Вселенной власть, б ольшую царской. С другой стороны, мы видим множество патриарших или соборных актов, касающихся этих же вопросов, в частности брачных отношений. Так, 11-е правило Анкирского собора обязывает возвращать похищенных дев обрученным с ними мужчинам, даже если бы похититель лишил их девственности и насиловал. А в «Эпанагоге», авторство которой принадлежит патриарху св. Фотию (858–867; 877–886), содержится целый раздел, посвященный царям. В нем определяется его сакральный статус («царь есть законное начальство, общее благо всех подданных»), главные обязанности («забота царя — наличные силы охранять и утверждать, потерянные — мудростью и справедливыми средствами приобретать»), цель деятельности («благодетельствовать») и, наконец, главное требование к нему («царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностью к Богу»).

http://bogoslov.ru/article/5706489

Годы служения их. Константин был первый епископ Синайский. Он подписал определения четвертого Константинопольского Собора в Георгий, по свидетельству составителя Патерика Синайского, присутствовал при блаженной кончине преподобного Иоанна Лествичника , и спустя десять месяцов преставился к Господу. Феодосий вместе с тем же составителем Патерика, жившим в царствование Ираклия, напутствовал в вечность Синайского Авву Стефана. После Феодосия в седьмом и осьмом веках, вероятно, посвящаемы были Епископы в Синайский монастырь; но ни деяния, ни имена их неизвестны. В девятом, десятом и одиннадцатом столетиях там святительствовали: Епископы Соломон, во дни которого алтарное углубление в приделе неопалимой Купины украшено золотистою мозаикою, как это видно из надписи тут, показывающей год 820 или 850 Марк, которого имя Синайский архиепископ Иоасаф прочел в приписке к одному Арабскому евангелию под 6387 годом. Архиепископы. Иоанн, Григорий, Иоанн, Авраамий, Иоанн, Антоний, Онуфрий, Иоанн, Антоний, Симеон, Гавриил, Симеон, Макарий, Афанасий, Иоанн, Петр, Арсений. 886 по 1008 Все эти имена читаются в одном старинном Помяннике Синайского монастыря, писанном на пергамине. Он начинается так: πρ υσεβν βασιλων κα κτητρων μν ουστινιανο κα Θεοδρας, т. е. о благочестивых царях и ктиторах наших Иустиниане и Феодоре. Потом следует: ρχιεπσκπων πρ μνμης, νσεως κα ν Χρις ναπυσεως τν ψυχν τν σων πατρων μν Ιωννου, Γρηγορου, ωννου κ. τ. λ. Об архиепископах О памяти, оставлении и во Христе упокоении душ преподобных отцев наших Иоанна, Григория, Иоанна, и пр. Хотя в этом помяннике не означены годы служения и смерти сих архиепископов; но я полагаю, что они управляли Синайским монастырем с 886 года по 1008, и полагаю, основываясь на следующих соображениях: 1 ., При Греческом царе Льве мудром (886–912) составлен был список всех епархий подведомых патриархам, Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, и Иерусалимскому. В этом списке Синайская кафедра значится 24 в ряду архиепископий (а не епископий), подведомых патриарху Иерусалимскому. Стало быть, она возведена была на эту степень по смерти вышепомянутого епископа Марка, который жив был в 879 году. По случаю повышения ее, в Синайском монастыре начали писать новый помянник, и после Ктиторов вносить в оный имена архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010