и западноевроп. искусства кон. XII-XIII в. Появление визант. мозаичистов во 2-й пол. XI в. и затем снова в кон. XII в. в Сев. Адриатике дало импульс развитию мощной местной традиции, которая в кон. XIII в. привела к возникновению одного из вариантов искусства Проторенессанса. Христос Пантократор в окружении ангельских чинов. Мозаика купола Палатинской капеллы в Палермо. 1143–1146 гг. Христос Пантократор в окружении ангельских чинов. Мозаика купола Палатинской капеллы в Палермо. 1143–1146 гг. В силу исторических обстоятельств на Сицилии пересеклись и плодотворно воздействовали друг на друга разные художественные традиции: арабская, греческая и западноевропейская. Палермо, столица быстро возвысившегося Сицилийского королевства, в XII в.- центр рафинированной придворной культуры. В течение сравнительно краткого периода сюда были приглашены неск. греч. артелей мозаичистов, создавших 4 больших ансамбля, декорации Палатинской капеллы в Палермо, собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу, ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Два первых ансамбля были начаты в правление кор. Рожера II (1130-1154) и окончены, когда у власти был его сын, кор. Вильгельм I (1154-1166). К строительству дворцовой церкви в Палермо приступили в 1130 г., собор в Чефалу был заложен в 1131 г. Вероятно, визант. мозаичистов впервые пригласил на Сицилию Рожер II для украшения Палатинской капеллы: в основании ее купола имеется посвятительная надпись 1143 г. Как полагают исследователи, в соборе в Чефалу работала другая артель. Здесь также имеется посвятительная надпись в нижней зоне апсиды, относящаяся к 1148 г. В эти же годы еще одна группа мозаичистов украшала ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, построенную адмиралом Георгием Антиохийским, министром кор. Рожера II (мозаики окончены до смерти ктитора в 1151). Собор в Монреале был построен и украшен в правление кор. Вильгельма II (1166-1189), мозаики выполнены в 80-х гг. XII в. Статус заказчика и качество мозаик 4 ансамблей свидетельствуют о к-польском происхождении мастеров.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) С именем В. М. новгородская традиция связывает создание 2 важных для политической и церковной жизни Новгорода законодательных документов - Устава кн. Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных и Уставной грамоты кн. Всеволода церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание кн. Всеволода»), хотя многочисленные анахронизмы заставляют относить оба акта в их сохранившемся виде к более позднему времени. 1-й документ восходит в своей основе к документу нач. 80-х гг. XII в. (Б. Н. Флоря ) или 20-х гг. XIII в. (Янин, Я. Н. Щапов ), 2-й был создан с использованием первого на рубеже XIII-XIV вв.; вместе с тем есть исследователи, считающие возможным относить нек-рые установления как Устава, так и «Рукописания» ко времени В. М. (С. В. Юшков, А. А. Гиппиус и др.). Зато твердо засвидетельствованы др. факты деятельности В. М., связанной с Церковью. Помимо упомянутой дарственной Мстислава Владимировича и В. М. новгородскому Юрьеву мон-рю известны еще жалованные грамоты В. М. Юрьеву мон-рю на «рель» у Волхова и вол. Ляховичи (вероятно, 1134). Вместе с данной тогда же дарственной Изяслава Мстиславича, брата В. М., новгородскому Пантелеимонову мон-рю эти грамоты составляют корпус древнейших на Руси княжеских актов, связанных с земельными пожалованиями Церкви. В Новгороде В. М. построил ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (в честь рождения сына Иоанна, заложена в 1127) и храм Успения Пресв. Богородицы на Торгу (заложена в 1135), оба храма сохранились в перестройках 1453 и 1458 гг. соответственно, в Пскове - соборную ц. в честь Св. Троицы (деревянную?). В первые годы княжения В. М. в Новгороде и скорее всего при его дворе и по его заказу был составлен новгородский летописный свод, соединивший раннее новгородское летописание с киевским и легший в основу последующего новгородского владычного летописания. А . В . Назаренко Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона.

http://pravenc.ru/text/155468.html

(Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII в. по благословению свт. Игнатия , еп. Смоленского. Первым настоятелем обители, являвшейся ктитореей свт. Игнатия, был назначен прп. Авраамий Смоленский . В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Преемником прп. Авраамия был архим. Ефрем , автор жития преподобного. Первоначально мон-рь назывался Богородицким (первая церковь, построенная в обители, освящена в честь Положения ризы Пресв. Богородицы), в источниках XVII в. его называют Авраамиевым, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенской ц.- Спасо-Преображенским Авраамиевым. Сведения об обители с нач. XIII в. до возобновления ее в сер. XVII в. крайне скудны. Архим. Леонид (Кавелин) и В. С. Иконников предполагали, что автор описания паломничества в Иерусалим, совершенного из Смоленска в 70-х гг. XIV в., Агрефений, названный в тексте памятника архимандритом Богородицкого мон-ря, был настоятелем именно А. с. м. Возможно также, что обитель упоминается в донесении 1508 г., посланном гетманом кн. К. И. Острожским польск. кор. Сигизмунду I , где содержится просьба вернуть занятые гетманом во время смоленского похода деньги («У Аврама у Смоленску ж позычил есми тридцать коп грошей» - АЗР. СПб., 1848. Т. 2. 45). При строительстве Смоленской крепости, завершенном в 1602 г., обитель была включена в ее пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. мон-рь был разорен и обращен в католич. доминиканский училищный мон-рь, а в 1634 г.- упразднен. Воссоздан как правосл. обитель в 1654 г., после возвращения Смоленска в состав России. В 1658 г. А. с. м. стал архимандритией. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/62896.html

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1923 г., насчитывает в М. 30 общин и 25 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в М. с 1906 г., насчитывают 80 776 адептов в 1447 собраниях (2016). Также действует независимая орг-ция Китавала , отколовшаяся от иеговистов в нач. ХХ в. Распространены НАЦ, многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, гл. обр. из Замбии, Зимбабве и ЮАР. Подобные орг-ции разнотипны, испытывают влияние пятидесятничества, неохаризматии, традиц. культов и часто имеют синкретический и харизматический характер. Наиболее значительные из НАЦ: Церковь живых вод (Living Waters Church; более 100 общин, ок. 70 тыс. чел.); Библейские служения веры (Faith Bible Ministries; 35 общин, 8 тыс. чел.); Африканская апостольская Церковь Джохана Маранке (African Apostolic Church of Johane Maranke; 60 общин, ок. 15 тыс. чел.); Церковь Нового Иерусалима (New Jerusalem Church; 30 общин, 6 тыс. чел.) и др. Ислам Является второй по распространенности религией М. Мусульмане страны - гл. обр. сунниты шафиитского толка, в меньшинстве - шииты. Действует орден кадирийя. Основные мусульманские этнические группы: большинство яо (83%), частично чева и нгонде, немногочисленные суахили, а также выходцы из Индии и Пакистана. М. считается юж. барьером распространения ислама в Африке. Согласно офиц. статистике, в стране насчитывается 2,5 млн мусульман; мусульм. орг-ции оценивают данные цифры как заниженные, утверждая, что ислам исповедуют не менее 4,2 млн чел. (25% населения). В М. действуют ок. 800 мечетей, неск. ислам. школ и радиовещательный канал. В Мпембе создан мусульманский образовательный центр, финансируемый гл. обр. из Саудовской Аравии и Кувейта. Миссионерскую деятельность ведут также представители псевдоислам. секты ахмадийя, к-рая на территории Вост. Африки (в т. ч. и в М.) координируется из Найроби (Кения). Ислам получил распространение на территории совр. М. в XVI-XIX вв. благодаря арабам и суахили, привозившим в качестве товара слоновую кость, золото и торговавшим рабами. Предположительно первые контакты народов совр. М. с мусульманами произошли в эпоху расцвета султаната Килва (XIII - нач. XIV в.). После введения запрета на работорговлю (1840) начинается новая волна распространения ислама на территории совр. М. 70-е годы XX в. стали началом усиления ислама в М. В последние десятилетия Агентство африканских мусульман, центр к-рого расположен в Кувейте, ведет в М. активную миссионерскую и педагогическую работу. В 70-80-х гг. XX в. данная орг-ция перевела Коран на язык чичева. Индуизм

http://pravenc.ru/text/2561694.html

72 Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков; 1910–1990) – епископ Русской Православной Церкви. С 3 июня 1971 г. – Патриарх Московский и всея Руси. Участник Великой Отечественной войны, гвардии майор в отставке. В 1927 г. принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого . С 1957 г. – епископ, архиепископ, митрополит различных епархий. 2 июня 1971 г. единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. В годы его патриаршества состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси, отрывшего новую эру в жизни РПЦ и во взаимоотношениях Церкви и государства. Скончался на 80-м году жизни; погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. 73 Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов; 1914–1975), настоятель Псково-Печерского монастыря (1959–1975 гг.), иконописец, художник, коллекционер. С февраля 1942 г. по 25 сентября 1945 г. – на фронтах Великой Отечественной войны. В звании рядовой, в должности стрелок стрелковой роты 16-й Гвардейской механизированной колонны прошел боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. В годы настоятельства его усилиями были возвращены сокровища монастыря, вывезенные нацистами в годы войны. Он сохранил от закрытия и поругания Псково-Печерский монастырь. Богатая коллекция произведений живописи, собранная о. Алипием, была передана им за год до смерти в Русский музей. Умер 12 марта 1975 г. Был погребен в монастырском пещерном некрополе. 74 Основание Почаевского монастыря уходит в глубокую древность. Согласно церковному преданию, первыми насельниками на этом месте стали монахи Киево-Печерского монастыря, которые появились здесь, спасаясь от набегов татар, еще в начале XIII в. Тогда же иноки и местные пастухи сподобились лицезрения чуда: Матерь Божия явилась им на горе в пламени, с короной на голове и скипетром в руке; именно тогда Она и оставила на камне след Своей правой стопы, из которого забил целебный источник. Камень со следочком Пресвятой Богородицы стал главной святыней Почаевской лавры. Исцеления от святого источника и Стопы Пресвятой Божией Матери происходили в течение всех прошедших веков, происходят и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди лауреатов премии за 2012 год — Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Недавно Его Святейшество и Блаженство праздновал 35-летие Патриаршей интронизации и 80-летие со дня рождения. И сегодня Святейший Патриарх-Католикос Илия II является старшим по сроку Предстоятельского служения среди всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Илия осуществляет неустанное Первосвятительское служение в непростое для его страны и его паствы время, укрепляя духовное единство грузинского народа. Его Святейшество много сил прилагает для возрождения церковной жизни, развития национальной культуры, утверждения Евангельских начал в жизни общества, и пользуется глубоким уважением не только своего народа, но и всего православного мира. За многие годы своего Патриаршества Его Святейшество и Блаженство стяжал высокий духовный авторитет. Его мудрость и глубокий пастырский опыт помогли Русской и Грузинской Церквам даже в самые непростые годы для межгосударственных отношений сохранить в общении между собой теплоту Христовой любви и братскую искренность. Для меня большая радость вручить сегодня премию Международного фонда единства православных народов Его Превосходительству Президенту Ливанской Республики Мишелю Слейману. Русская Православная Церковь дорожит отношениями с Ливаном, его религиозными общинами, государственным руководством, общественными кругами. Особо хотелось бы отметить, что нашу Церковь связывают многовековые братские узы с Антиохийской Православной Церковью, духовно окормляющей православных христиан Ливана, Сирии и ряда соседних государств. Ливан являет замечательный пример мирного сосуществования и соработничества представителей разных религий. Ливанским обществом предпринята успешная попытка гармонизировать присутствие основных религиозных общин во всех областях жизни народа, в том числе в политической жизни и в руководстве страной. Сегодняшний лауреат по праву входит в число авторитетных государственных лидеров Ближнего Востока и хорошо известен на международном уровне. Это единственный президент-христианин в арабском мире. Хотел бы подчеркнуть одну важную деталь, характеризующую господина Президента: всю свою сознательную жизнь он посвятил служению своему народу, своей стране. Человек, отдавший себя военной службе, как никто чувствует ответственность перед страной и ее народом, понимает, как важно ставить интересы общества и государства выше собственных. Во многом именно поэтому в 2008 году, когда Ливан оказался ввергнут в пучину политического кризиса, различные политические силы призвали возглавить страну главнокомандующего армией — генерала Мишеля Слеймана. Уже пятый год Вы, Ваше Превосходительство, продолжаете служение своей Родине на посту Президента и в этом качестве внесли весомый вклад в укрепление ливанской государственности, различных сторон жизни общества, поддержание межрелигиозного мира, сохранение добрых отношений между христианами — православными и католиками — и мусульманами.

http://patriarchia.ru/db/text/2739983.ht...

Московское великокняжеское летописание середины – второй половины XV в. (имеющее в основе Софийскую I летопись) представлено памятниками конца этого столетия – Никаноровской 22 и Вологодско-Пермской 23 летописями и Московским сводом конца XV в. (дошел в двух редакциях – 1479 и начала 90-х гг.) 24 , а также сводами 1497 г. (Прилуцкая летопись) 25 и 1518 г. (Уваровская летопись) 26 . Великокняжеское летописание вошло также в Ермолинскую 27 и Типографскую 28 летописи конца XV в., но в первой отразился также особый (ростовский или белозерский) свод 70-х гг. (он лег в основу также Сокращенных сводов 1493 и 1495 гг. 29 ), а во второй – ростовский владычный свод. Ряд известий о московско-ордынских отношениях в конце XV в., восходящих к источнику 80-х гг., содержат Львовская 30 и Софийская II 31 летописи XVI в. Сведения о событиях 90-х годов XV и первых лет XVI в. дают также Софийская I летопись по списку Царского 32 и Иоасафовская летопись 33 . В некоторых летописных памятниках XVI и XVII вв. имеются уникальные известия об отношениях с Ордой в XIV-XV вв. Это известия (тверские), содержащиеся в Тверском сборнике 34 и так называемом Музейском фрагменте 35 , отдельные записи Никоновской 36 и Воскресенской 37 летописей, Устюжской летописи 38 , Новгородской летописи Дубровского 39 и Архивской, или так называемой Ростовской летописи 40 (две последние восходят к общему протографу – своду 1539 г.). Новгородское летописание конца XIII – первой половины XV в. представлено Новгородской I летописью старшего и младшего изводов 41 . Старший извод доводит изложение до 30-х годов XIV в. (с лакуной за 1273–1298 гг.), младший – до 40-х годов XV в. Новгородский свод начала XV в., отразившийся в HIЛ младшего извода, был использован также при составлении протографа Новгородской IV и Софийской I летописей. К исследуемой теме имеют также отношение ряд известий псковского 42 и волынского 43 летописаний. Прямые или косвенные данные об отношениях Москвы и Орды содержатся, помимо летописания, и в других памятниках русской средневековой литературы (некоторые из них дошли – полностью или частично – в составе летописей). Это «Повесть о Михаиле Тверском» (начало 20-х годов XVI в.) 44 , «Житие митрополита Петра» (1327) 45 , «Задонщина» (конец XIV в.) 46 , «Житие митрополита Алексея» (первая, краткая, редакция конца XIV в. 47 , вторая – середины XV в.) 48 , «Житие Сергия Радонежского» (1418) 49 , «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» (1461–1462) 50 , «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (начало 70-х годов XV в.) 51 , «Повесть о убиении Батыя» (70-е годы XVb.) 52 , Житие Ионы, архиепископа Новгородского (70-е годы XV в.) 53 , послания на Угру архиепископа Вассиана Рыло и других представителей духовенства (1480), «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XVI в.), послание Сильвестра Ивану IV (середина XVI в.), «Казанская история» (вторая половина XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все они писаны некрасивым полууставом на пергамине, а больше на бумаге. Годы означены только на пяти из них, именно: на стихираре, в котором пасхалия вперед начата с 1348 года, на триодях постной и цветной, пожертвованных в Синайский монастырь Иаковом митрополитом македонского города Серраса в 1360 году, на служебнике, писанном на Синае неким Стефаном в 1662 лето Господне, на малом часослове, писанном в Цареграде даскалом Тодуром в лето 1755, и на толковом Евангелии, переписанном из греческого извода монахом Никифором для Рыльской обители в лето 1770. Что касается прочих рукописей, коих годы неизвестны, то большая часть из них, и особенно пергаминные, принесены были на Синай, вероятно, в XII, XIII и XIV веках, потому что в этот круг времени процветала духовная словесность болгар и сербов. Замечательно, что богослужебные и учительные книги обоих этих народов славянских разнятся между собой правописанием и слогом. А гораздо замечательнее то, что для болгар переводил их с греческого языка некий старец Иоанн в Афонской лавре св.Афанасия 77 , для сербов же составлял их по разным изданиям поп Иоанн на Синае. Труды первого исчислены в конце октоиха, пожертвованного Синайскому монастырю Гюргом Логофетом. Там сказано: « Охтиху конецъ съ Богомъ. Труди же и изложена прподобнаго отца нашего старца, прложившаго изъ греческыхъ въ болгарскый нашъ языкъ. Са избравшу въ святой гор Афонстй, и лавр богоноснаго тца нашего Афанася: любов и желанемъ и благодат Святаго Духа прложи и исписа ихъ же имена зде: тетраеулъ 78 , праи 79 , апостолъ, литурга, типикъ, псалтирь, етокарь, минеа, богослова 80 , лствица, Исаака, Варлаама, Дорофеа, патерикъ, Антохъ, и ина многа и прдаде божественнымъ и святыимъ церквамъ блъгарскы земя, и украси ихъ якоже нкыми оутварми царскыми, и еще же и мирсти въси, елици быш троудолюбемъ симъ подражателе, оукрасишся духовн, яко чда церковнаа свтобразнаа. и того ради вчнаа память старцу, вторму творцу, паче же тезоимениту 81 , Θефану, Косм, ихъ же молитвами настави насъ на пть покаана, и помилуй ны Боже, яко благъ и человколюбецъ, молитвами Пречистыя Богородиц и всхъ святыхъ, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Каким был Саратов изначально? Об этом расскажут макет саратовской крепости архитектора Сергея Назарова; копия рисунка художника Адама Олеария, путешествовавшего по Волге в 1636 году, и чертеж окрестностей города с первым изображением Свято-Троицкого собора 1736 года. В музее собраны свидетельства церковной жизни епархии в разные исторические периоды. Самые древние экспонаты – тельные кресты XII–XIII веков, найденные в окрестностях Увека. Много веков назад здесь шумел золотоордынский Укек. Есть в музее и ровесники Саратова – изданные печатником Андроником Тимофеевым-Невежей в Москве Триодь постная 1589 года выпуска и Триодь цветная 1591 года. От крестов, раритетных книг и коллекции медного литья мы проходим к редким церковным документам, датированным XVII–XIX веками. Здесь храмозданные и ставленые грамоты, указ о создании Саратовской епархии. Вижу и особые экспонаты – документы за подписью Патриарха Московского и всея России Тихона и епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева), пострадавших в годы гонений и прославленных в лике святых. Этому периоду посвящена большая часть экспозиции. Вот фотография судебного процесса, проходившего над саратовским духовенством в 1918 году в зале Саратовской консерватории. На местах осужденных – епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, приговоренные к расстрелу. Они смотрят в объектив камеры, прямо тебе в глаза. Иерей Михаил говорил на процессе: – Я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор. Разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь. И я не верю в смерть. Если вы меня убьете, я буду жить. Имена новомучеников епископа Германа и иерея Михаила внесены в Собор саратовских святых. Икона саратовских подвижников тут же, в музее, – дар Свято-Алексиевского женского монастыря. Тетрадь с переписанными от руки молитвами; лампада, сделанная из подстаканника; печать для просфор – экспонаты раздела, посвященного жизни епархии в годы Великой Отечественной войны. По архивным документам были установлены фамилии более 80 саратовских священнослужителей, сражавшихся на фронте и открывавших храмы в прифронтовом Саратове.

http://pravmir.ru/kogda-istoriya-ozhivae...

В музее собраны свидетельства церковной жизни епархии в разные исторические периоды. Самые древние экспонаты - тельные кресты XII-XIII веков, найденные в окрестностях Увека. Много веков назад здесь шумел золотоордынский Укек. Есть в музее и ровесники Саратова - изданные печатником Андроником Тимофеевым-Невежей в Москве Триодь постная 1589 года выпуска и Триодь цветная 1591 года. От крестов, раритетных книг и коллекции медного литья мы проходим к редким церковным документам, дamupobahhымXVII-XIX веками. Здесь храмозданные и ставленые грамоты, указ о создании Саратовской епархии. Вижу и особые экспонаты - документы за подписью Патриарха Московского и всея России Тихона и епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева), пострадавших в годы гонений и прославленных в лике святых. Этому периоду посвящена большая часть экспозиции. Вот фотография судебного процесса, проходившего над саратовским духовенством в 1918 году в зале Саратовской консерватории. На местах осужденных - епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, приговоренные к расстрелу. Они смотрят в объектив камеры, прямо тебе в глаза. Иерей Михаил говорил на процессе: - Я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор. Разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь. И я не верю в смерть. Если вы меня убьете, я буду жить. Имена новомучеников епископа Германа и иерея Михаила внесены в Собор саратовских святых. Икона саратовских подвижников тут же, в музее, - дар Свято-Алексиевского женского монастыря. Тетрадь с переписанными от руки молитвами; лампада, сделанная из подстаканника; печать для просфор - экспонаты раздела, посвященного жизни епархии в годы Великой Отечественной войны. По архивным документам были установлены фамилии более 80 саратовских священнослужителей, сражавшихся на фронте и открывавших храмы в прифронтовом Саратове. Очень интересно выполнена часть экспозиции, посвященная архиепископу Пимену (Хмелевскому). Он дольше всех архиереев возглавлял саратовскую кафедру - почти три десятилетия.В музее воссоздан интерьер его кабинета: письменный стол, фотографии, книги, часть огромной фонотеки (владыка Пимен был большим знатоком музыки) и радиоприемник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010