Инициатором радикальной перестройки базилики был папский канцлер кард. Ченчо, впосл. избранный на Папский престол и принявший имя Гонорий III (1216-1227). Датировка и последовательность строительных работ остаются предметом дискуссии. В 90-х гг. XII в. на средства кард. Ченчо была сооружена небольшая крипта (confessio) с массивной гробницей мученика. Краутхаймер полагал, что эта крипта в перестроенном виде сохранилась до наст. времени, но, по мнению др. исследователей, от нее уцелела только одна стена, т. к. при перестройке базилики гробницу Л. перенесли на др. место (см.: Pollio. 1999. P. 146-147; Serra. 2007. P. 364-365). К базилике папы Пелагия с западной стороны пристроили новую 3-нефную базилику, т. о. увеличив площадь храма более чем в 2 раза (общая длина церкви достигла 80 м). В центре храма, где соединялись обе базилики, на возвышении находился главный алтарь, а под ним, в крипте,- гробница Л. и Стефана (о крипте см.: Claussen et al. 2010. S. 429-451). Поскольку 9 апр. 1217 г. в базилике состоялась коронация Пьера II де Куртене как латинского императора К-поля, строительство либо было завершено к этому времени, либо было начато после коронации. Краутхаймер придерживался 2-й т. зр., но совр. исследователи полагают, что работы начались в 90-х гг. XII в. (см.: Ibid. S. 343-350). Завершение строительства скорее всего относится к понтификату Иннокентия IV (1243-1254): по его указанию были отделаны мрамором крипта и пресвитерий базилики (на папской кафедре вырезана дата окончания работ - 1254). К этому времени относится также мраморный пол нефа в стиле косматеско. На средства кард. Гульельмо Фьески († 1256), племянника Иннокентия IV, зап. стена нефа была украшена росписями со сценами мученичества Л. Росписи в нартексе храма, иллюстрирующие предания о святых Стефане и Л., скорее всего были выполнены при папе Бонифации VIII (1294-1303). Начиная с XV в. базилика и монастырские здания, включая колокольню и клуатр, неоднократно подвергались реконструкции. Наиболее значительные работы были проведены в 1855-1865 гг. по указанию папы Римского Пия IX под рук. В. Веспиньяни, к-рый пользовался консультациями Дж. Б. Де Росси . В это время были ликвидированы почти все следы перестроек и реставраций XV-XVII вв., восстановлены средневек. архитектурные формы. В вост. нартексе была устроена усыпальница папы Пия IX. Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура была серьезно повреждена во время бомбардировки 19 июля 1943 г. Одновременно с реконструкцией храма (архит. А. Теренцио) проводились археологические раскопки, во время к-рых были найдены остатки Большой базилики имп. Константина.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Аминь. Лта 89. 862 821 ...еже перве дръзнувшу ми... глаголати твоему величеству... – Вассиан имеет в виду, очевидно, разговор, происходившин между ним и Иваном III во время поездки великого князя в Москву в конце сентября–начале октября 1480 г. 822 ...митрополиту со всм боголюбивым собором тебя... благословившу и знаменавшу... – Согласно «Повести ο стоянии на Угре» митрополит Геронтий также был в числе лиц, «моливших» в Москве Ивана III стоять «за православное христианство». 826 ...теб же пред ними смиряющуся и ο мир молящуся... – Переговоры с Ахматом происходили, очевидно, во время стояния на Угре во второй половине октября 1480 г., чем и определяется время написания «Послания...». 829 ...прежнии твои развратници не престают... и совещают ти не противитися сопостатом... – Ο «духах лстивых», шепчуших «во ухо твоей держав, еже предати христьянство», Вассиан говорил и в начале послания. Имена этих «развратников» и «духов лстивых» могут быть раскрыты благодаря летописным рассказам (Независимый свод 80-х гг. и Московский свод), где упоминаются противники войны среди советников Ивана III – боярин Иван Васильевич Ощера, представитель рода Сорокоумовых-Глебовых, служивших московским князьям еще с XIV в., и Григорий Андреевич Мамон из рода Нетши, находившегося до Ивана III на службе у удельных князей. 841 ...что глаголет Димокрит, философом первый... привт сладок». – Слова античного философа Демокрита (V в. до н. э.) заимствованы Вассианом из «Пчелы», греческого сборника изречений XI в., переведенного уже в XII–XIII вв. Характеристика Демокрита, как первого (возможно, в смысле – наиболее древнего) из философов, в «Пчеле» отсутствует – она принадлежит Вассиану. 844 ...Игоря, и Святослава, и Владимера... – Речь идет о киевских князьях X в. Игоре, его сыне Святославе и ο Владимире Святославиче Святом. 845 ...великый князь Дмитрие, прадд твой, каково мужьство и храбьство показа за Доном... – Ссылка Вассиана на Дмитрия Донского (к этому же примеру он обращается и далее), очевидно, имела особое значение; его оппоненты, «лстивые духи» и «развратники», отговаривавшие Ивана III от сражения с ханом (Ощера и Мамон), ссылались, судя по рассказу Независимого свода 80-х гг., в поддержку своей позиции на пример Дмитрия Донского, не оказавшего сопротивления Тохтамышу. Β противовес этому сторонники решительной борьбы с ханом вспоминали ο роли Дмитрия Ивановича в Куликовской битве. Характерно, что и известный нам текст «Задонщины» (краткий вариант) был переписан кирилло-белозерским писцом Ефросином в 1479–80 гг. к столетию Куликовской битвы; к близкому времени некоторые исследователи (Β. Α. Кучкин, А. И. Плигузов и др.) относят и создание «Сказания ο Мамаевом побоище».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киева; вероятно, в XII в. появились земельные владения и у митрополичьей кафедры, но никакими сведениями на этот счет исследователи не располагают. Территория К. е. Формирование особой митрополичьей области завершилось не позднее 70-80-х гг. XI в., когда сложилась основная сеть епископств (епархии XII в. выделялись из состава уже существовавших диоцезов). Костяк епархиальной структуры Киевской митрополии должен был сформироваться в течение полувека после Крещения Руси. Поскольку кафедры основывались в таких удаленных от Киева центрах, как Новгород, Полоцк, Владимир-Волынский и Ростов, это свидетельствует, что первые епископии открывались с целью обеспечить архиерейское окормление более или менее равномерно всем областям огромной державы. К моменту организации Киевской кафедры должно быть приурочено создание не только Новгородской и Белгородской, но, как минимум, также Черниговской и, вероятно, Полоцкой епископий. Наличие под властью Киевского митрополита архиепископов (Новгородского, позднее Ростовского, Суздальского) - специфическая черта древнерус. Церкви по сравнению с др. митрополиями К-польского Патриархата, в котором архиепископства существовали, но были автокефальными, т. е. отличались именно тем, что были изъяты из системы митрополичьих округов, подчиняясь непосредственно патриархии. Причины появления в Киевской митрополии такого рода архиепископов не совсем понятны. Наиболее ранние древнерус. кафедры располагались в тех городских центрах, где уже со времен Владимира или Ярослава имелись княжеские столы, замещавшиеся сыновьями киевского князя (исключениями являются Белгород и Юрьев, к-рые до сер. XII в. собственных столов не имели, находясь под управлением непосредственно Киева, но были центрами епархий). Следов., на Руси, как и в Византии, с самого начала имело место совпадение границ епархий с политико-адм. пределами городских волостей, как то и предполагалось 17-м прав. IV Вселенского (Халкидонского) Собора. На территории Киевской волости помещались 3 епархии - митрополичья К. е., Белгородская и прибавившаяся к ним позднее, но еще в XI в., видимо, в миссионерских целях Юрьевская (Каневская). Юрьевское еп-ство охватывало территорию бассейна р. Рось, территория Белгородского еп-ства не определяется. Исследователи справедливо отметили отличие этих 2 кафедр от др. епархий, территория к-рых совпадала, как правило, с территорией волости. Отсюда предположения о каком-то особом статусе их кафедр, их подчинении митрополиту, не раз высказывалась мысль об особом положении Белгородских епископов как викарных, помогавших митрополитам в управлении митрополичьей областью и замещавших их во время их отсутствия. Такое положение Белгородской кафедры среди древнерус. епископий могло объясняться ее географической близостью к Киеву. Данная гипотеза вполне вероятна, хотя прямых указаний на это в источниках нет.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Истоки этой архитектуры и вариации ее развития прослеживаются по др. пизанским постройкам и храмам соседних городов Тосканы: базилике Сан-Пьетро-Апостоло в Сан-Пьеро-а-Градо близ Пизы (2-я четв. XI в., ок. 1100, ок. 1190), базилике Сан-Паоло-а-Рипа-д " Арно в Пизе (ок. 1131 - ок. 1148, фасад - 80-е гг. XII в.), соседнему баптистерию Сант-Агата (2-я четв. XII в.) и собору Сан-Мартино в Лукке (кон. XII в.- 1320). Характерными для пизанской школы были арки с чередованием клиньев разных оттенков. На фасадах в аркатуру вписывались не только высокие арочные окна, но и круглые окулюсы, устроенные в круглых или в диагонально ориентированных квадратных рамах. Аркатура часто присутствует и на боковых стенах выступающего центрального нефа. На зап. фасаде верхние ряды выдвинутых от стены аркад ограничивают пространства галерей, а во многих постройках без галерей аркады, расположенные близко к стенам, визуально их имитируют. Памятникам Тосканы и итал. романики в целом свойственны присутствие профилированного цоколя вдоль внешнего периметра стен, орнаментированных карнизов, акцентированных порталов и оконных обрамлений, щедрое применение инкрустации, резьбы и рельефов. Наиболее характерный образец флорентийской романики - ц. Сан-Миниато-аль-Монте (крипта - между 1038 и 1057, храм - после 1077, фасад - ок. 1130 - до 1176), посвященная св. Мине, согласно традиции - арм. царю. Это 3-нефная базилика, деревянные стропильные перекрытия которой поддерживаются продольными стенами и 2 рядами легких мраморных аркад. Через каждые 3 пролета поставлен крестообразный столб, сформированный из мраморных полуколонн и несущий поперечно направленные арки. Под значительно приподнятой алтарной частью расположена обширная крипта. Единственный, обращенный к зрителю западный фасад украшен мраморной аркадой и облицован инкрустированными и резными панелями. Основной ярус здания занимает 5-пролетная аркатура. Стройные колонны и профилированные архивольты выложены из темно-зеленого, а базы и капители - из белого мрамора. Контрастное сочетание этих 2 цветов украшает все остальные части фасада, а под щипцом среднего нефа помещена мозаика. Др. примерами развития флорентийского геометрического полихромного декора служат западные фасады ц. Сант-Андреа в Эмполи (ок. 1140) и церкви в мон-ре Сан-Бартоломео близ Фьезоле (Бадия-Фьезолана, ок. 1150,- упрощенный по сравнению с фасадом Сан-Миниато с более узкими колоннами аркатуры), а также баптистерий Сан-Джованни во Флоренции (ок. 1113 - ок. 1128). Внешние стороны октагона баптистерия в нижнем ярусе членятся парой колонн, а в верхнем украшены 3-пролетными аркатурами. Окна в полях этой аркатуры обрамлены ордерными композициями, античными по характеру.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

книг XI-XII вв. изображения евангелистов, очинивающих перо ( Buchtal H. Toward the History of Palaeologan Illumination// Idem. Art of the Mediterrantan World, A. D. 100 to 1400. Wash., 1983. P. 157-170). Так чаще всего изображается ап. Марк, встречается и образ Л. (напр., на миниатюре в Евангелии патриарха Саввы - Ath. Chil. Cod. 13. Fol. 155, 1354-1375 гг.). В рус. миниатюре эта иконография известна с 1-й трети XIII в. (миниатюры из Галицко-Волынского Евангелия - ГТГ ОР. К-5348, см.: Попова и др. 2012. Ил. 139)). Ап. Лука и Св. София Премудрость Божия. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. XIV — нач. XV в. (МГУ НБ. 2. Bd 42. Л. 81 об.) Ап. Лука и Св. София Премудрость Божия. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. XIV — нач. XV в. (МГУ НБ. 2. Bd 42. Л. 81 об.) Стоящим Л. изображается редко. На миниатюре из НЗ из Британской б-ки (Lond. Brit. Lib. Add. 28815. Fol. 162v, сер. X в.) Л.- автор кн. Деяния св. апостолов - стоит рядом со столиком и пишет в свитке, держа левой рукой футляр с письменными принадлежностями и придерживая свиток, разворачивающийся на поверхности стола причудливой волной. В Четвероевангелии 70-80-х гг. XI в. (Vat. gr. 756. Fol. 11v) 4 евангелиста изображены в рост с кодексами в руках. Фигуры расположены на листе, крестообразно разделенном орнаментальными полосами на 4 части, все - в повороте вправо, в движении к стоящему и благословляющему Христу, изображенному на правой стороне разворота (Fol. 12). На миниатюре в Остромировом Евангелии (РНБ. F. n. I. 5, 1056-1057 гг.) Л. стоит на фоне башенки, перед столом, рядом табурет, его руки воздеты в молении в направлении к небесному сегменту; из сегмента наполовину выступает телец, держащий развернутый свиток, на фоне рядом с ним надпись: «Сим образом тельчем Дух святый явися Луце». Такая же композиция повторена в Мстиславовом Евангелии (ГИМ. Син. 1203, нач. XII в.). В рост изображены евангелисты на листовых миниатюрах в новгородской рукописи Евангельских чтений (РГБ. Рум. 105, 1270 г.) - все в одинаковых позах, в повороте вправо, в руках держат полуоткрытые кодексы с характерной петлей гиматия, к-рым они придерживают книги у корешка; они представлены на цветных фонах, под подковообразными арками, поверхность которых заполнена тонким растительным орнаментом, и только Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Кроме того, называются митрополии «Великой Росии» 13.759; 15. (60) и 17.81, 83 и 157) в списках конца XII – первой четверти XIV вв., «Малой Росии» 17.148, 157 и 20.46) в списках первой четверти XIV в. – второй половины XV в., а также «Новой Росии – Маврокастрона» 11.74) в списке 80-х гг. XI в. Митрополия Переяславля («Преславы») Русского называется в списках 1080–1180-х гг. 11.80–81; 12.78), а также XIII в. (15.78). Среди епархий «Великороссии» в конце XII в. перечислены Белгород, Новгород, Чернигов, Полоцк, Владимир, Переяславль, Суздаль, Туров, Канев, Смоленск и Галич 13. р. 367, 759–770). В конце XIII в. – первой четверти XIV в. список дополнен епископом Литвы 17. р. 399, 83; 18. арр. 1. 150.6–10). Там же перечисление епископий, находящихся в подчинении у владыки «Киева Росии», расширено: называются Великий Новгород, Чернигов, Суздаль, Ростов, Великий Владимир, Переяславль Русский, Аспрокастрон (т. е. Белгород) у Киева, «св. Георгий» (т. е. Угровен на Буге), Полоцк, Рязань, Тверь, Сарай. В составе «Малой Росии» – Галич, Владимир, Перемышль, Луцк, Туров, Холм, Смоленск и Аспрокастрон/Белгород 17. Арр. 2. 136–156: р. 403; Арр. 3, 157). Издание: Darrouzès J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Литература: Gelzer 1892. S. 246–281; Кулаковский 1898. 315. Февр. С. 173–202; Соколов 1913; Dvornik 1926. P. 143–146; Мошин 1929 С. 149–156; Gerland 1931; Honigmann 1935; Vasiliev 1936. P. 97–102: Laurent 1937. P. 5–30; Laurent 1939 P. 279–295; Vernadsky 1940–1941. P. 67–76; Honigmann 1944–1945. P. 130–142; Obolensky 1953. P. 437– 438; Poppe 1968; Poppe 1970. P. 165–217; Oikonomidès 1972; Beck 1977. S. 148–199; Щапов 1989; Цыпин 1996. Список епископий константинопольской церкви N 10; N 17. Доп. 2 136. Киеву Росии подчинены следующие епископии: 137. 1. Великий Новоградий 138. 2. Чернигов 139. 3. Соуздали 140. 4. Ростов 141. 5. Великий Владимир 142. 6. Перияслава Руская 143. 7. Великий Аспрокастрон [Белгород] близ Киева 144. 8. Св. Георгий 872 на реке Рось 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итал. политика кор. Вильгельма II до 80-х гг. XII в. имела традиционный для норманнских правителей характер: король заключил союз с Ломбардской лигой, оказал поддержку папам Римским в период борьбы с имп. Фридрихом I Барбароссой. После подписания Констанцского договора (1183) отношения между королем Сицилии и императором улучшились: вероятно, Вильгельм II надеялся на помощь Фридриха I в войне с Византией, рассчитывая скрепить союз Сицилийского королевства и Свящ. Римской империи браком своей тети Констанции (после смерти бездетного Вильгельма II она могла претендовать на королевский престол) с сыном и наследником Фридриха I Барбароссы, герм. кор. Генрихом VI (1169-1197, император с 1191). Но вслед. мятежа сицилийской знати после смерти Вильгельма II королем стал Танкред из Лечче (1190-1194), к-рый смог на короткое время консолидировать власть в королевстве, подавив мятежи на Сицилии, и закрепить свои права на престол, получив признание от пап Целестина III (1191-1198) и Климента III, а также отразить угрозу со стороны Свящ. Римской империи (1191). Его наследник Вильгельм III был разбит имп. Генрихом VI в 1194 г. при помощи генуэзцев и пизанцев. Имп. Констанция была признана законной наследницей сицилийского престола; Генрих VI был коронован в Палермо (на Рождество 1194), а на следующий день родился наследник - кор. и буд. имп. Фридрих II . Коронация Генриха VI. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 105) Коронация Генриха VI. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 105) В XII в. в Сев. и Центр. Италии большое влияние на церковную организацию оказало развитие морских республик и превращение их в важные церковные центры. В 1092 г. папа Урбан II придал Пизанскому диоцезу статус архиеп-ства (до этого, как и др. еп-ства в Тоскане, Пиза была подчинена непосредственно Папскому престолу), включив в юрисдикцию нового архиеп-ства о-в Корсику и часть о-ва Сардинии. В 1105 г. патриарх Градо Джованни III Градениго перенес резиденцию в Венецию. В 1133 г. архиеп-ством стала Генуя (ранее входившая в церковную провинцию Милана); к архиеп-ству Генуя была отнесена часть о-ва Сардинии. На севере И. главенствовали Милан, Аквилея и Градо (в 1180, после острых споров и военных конфликтов, папа Александр III окончательно определил границы митрополий). В центральной части полуострова кафедры традиционно подчинялись архиепископу Равенны или папе Римскому. В Апулии и Калабрии на рубеже XI и XII вв. латинизации подверглись большинство правосл. греч. епархий (Реджо, Козенца, Отранто, Никастро, Турси). Нек-рые еп-ства в Юж. Италии остались православными (Кротоне и Сан-Северино (ныне Сан-Северино-Лукано)).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Публичное признание «обычаев» англ. прелатами должно было состояться на Соборе в янв. следующего года в Кларендоне. На нем Генрих II неожиданно потребовал не просто принести устную присягу, но заверить печатями письменный документ с изложением «обычаев». Архиепископ Кентерберийский пытался сопротивляться такой процедуре, но под давлением баронов, угрожавших ему, вынужден был дать согласие. Текст «обычаев» был подготовлен королевскими писцами при участии старейших баронов; позднее главными «зачинщиками» составления «К. п.» архиеп. Ф. Бекет называл королевского юстициария Ричарда де Люси и некоего рыцаря Джоселина де Балиоля. Документ был составлен в форме хирографа из 3 частей, к-рые должны были храниться у архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также у должностных лиц королевского казначейства. Архиеп. Ф. Бекет отказался скреплять документ своей печатью, но устно согласился с «обычаями» и принял свою часть хирографа. Такая двойственная позиция вызвала недовольство короля, а некоторые епископы посчитали архиепископа Кентерберийского предавшим интересы Церкви. Оригинал «К. п.» не сохранился, однако их текст приводится у ряда английских агиографов и хронистов 2-й пол. XII в. Наиболее полный текст (включая пролог и заключение) сохранился в собрании писем архиеп. Ф. Бекета, составленном в 70-80-х гг. XII в. Аланом († 1202), приором собора Кентербери и с 1186 г. аббатом мон-ря Тьюксбери ( Duggan. 1980. P. 85-145; Councils and Synods. 1981. P. 871-876). Представляет интерес также сокращенная версия «К. п.» (статьи 1-7), сохранившаяся в англ. рукописи кон. XII в. среди писем архиеп. Ф. Бекета (Bodl. Rawl. Q.f.8). По мнению некоторых исследователей, это может быть первоначальный, черновой вариант «К. п.», подготовленный перед собранием в Кларендоне ( Saltman. 1949; Duggan. 1980. P. 39-40). Важное место в «К. п.» занимает вопрос об ответственности клириков за совершенные преступления и шире - о соотношении светской и церковной юрисдикций. Наибольший резонанс вызвала ст. 3, согласно к-рой обвинения против клириков должны были рассматриваться не только в церковной, но и в королевской курии (итоговый вариант текста статьи, возможно сознательно, был сформулирован не вполне ясно - Hudson. 2012). Кроме того, в королевской курии предписывалось рассматривать все дела с участием архиепископов, епископов и непосредственных вассалов короля (ст. 11), а также тяжбы, касающиеся долговых операций (ст. 15). Согласно ст. 9, в королевский суд должны были передаваться имущественные тяжбы между клириками и мирянами, если было невозможно точно установить юридический статус спорного имения. Ст. 13 требовала от церковных судебных должностных лиц осуждения тех, кто ущемляли права короля. В свою очередь король обязался наказывать магнатов, чьи действия причиняли урон церковной юрисдикции. Кроме того, Церкви запрещалось удерживать у себя имущество лиц, подвергнутых конфискации в пользу короны (ст. 14).

http://pravenc.ru/text/1841263.html

Процедура принятия в орден зависела от того, намерен ли кандидат стать киновитом (общежительный монах) или отшельником. Те, кто намеревались принять монашеский постриг, год были послушниками, затем 7 лет - облатами , потом их ожидал еще год послушания, после чего они имели право принести «первые», или «простые», обеты. Еще через 3 года стремившиеся стать монахами приносили «окончательные», или «вечные», обеты. Желавшим стать К.-отшельниками в течение 2 лет надлежало быть послушниками, затем они приносили «простые» обеты, от к-рых в течение 3 лет можно было отказаться; по окончании этого срока кандидаты получали право принести «окончательные» обеты. В новых редакциях устава К.- «Constitutiones novae» (1188), «Consuetudines camaldulensis ordinis» (1253), «Constitutiones prioris Bonaventurae» (1328) - прослеживалась тенденция к смягчению правил, однако, несмотря на это, К. оставались одним из наиболее строгих и аскетичных ответвлений бенедиктинского ордена. Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г. Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г. Начавшееся в 80-х гг. XI в. увеличение количества членов ордена К. продолжилось в 1-й пол. XII в. В 1086 г. появилась жен. обитель К. в Муджелло (под Флоренцией). Камальдульские мон-ри были основаны в Юж. Италии. В нач. XII в. в Тоскане под контроль Камальдоли перешло ок. 15 мон-рей. Влияние ордена распространилось на Сардинию (большую роль в этом сыграло открытие обители Сан-Микеле-ин-Борго в Пизе) и Центр. Италию (Эмилия, Романья, Анконская марка); в нач. XIII в. мон-ри К. появились в Венеции (Сан-Микеле-ди-Мурано). Новые обители располагались гл. обр. близ основных паломнических путей (напр., близ Виа-Франчиджена - из Кентербери в Рим). Постепенно основной функцией К. стала помощь паломникам и странникам, а также забота о бедных. Рост ордена стал причиной столкновений с местной церковной властью. Так, во 2-й пол. XII в. разгорелся конфликт между К. и епископами Ареццо из-за обширных владений, которые орден получил благодаря дарениям и пожертвованиям. В этом споре К. смогли опереться на поддержку Римских понтификов и императоров Свящ. Римской империи. В 1187 г. папа Римский Климент III подтвердил права собственности ордена на подаренное имущество и лишил епископов Ареццо права отлучать К. от Церкви или отрешать их от богослужений без папского разрешения. В 1191 г. имп. Генрих VI передал ордену К. множество пожертвований и предоставил обители Камальдоли широкие привилегии. Несмотря на покровительство папы и императора, споры между орденом и епископом продолжались; К. для подтверждения своих прав прибегали в т. ч. и к фальсификации документов. Одним из эпизодов этого длительного конфликта стали захват и разграбление Камальдоли в 1260 г. еп. Гульельмо дельи Убертини.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Святослава Ярославича, изгнанный из Чернигова племянником кн. Всеволодом Ольговичем. В потомстве Ярослава Святославича Муром продолжал оставаться старшим столом, но в 3-й четв. XII в., когда рязанский стол занимал наиболее деятельный из внуков Ярослава Глеб Ростиславич, Рязань стала, видимо, главным городом земли. Глеб, женатый на внучке Юрия Долгорукого, активно вмешался в наследственную борьбу во Владимиро-Суздальском княжестве после смерти Андрея Боголюбского, в результате чего в 1177 г. попал в плен к Всеволоду Большое Гнездо и через год умер в заключении. Рязанский кн. Роман Глебович был вынужден присягнуть на верность Всеволоду, и с тех пор владимирские князья обладали верховной властью над Муромо-Рязанской землей, к-рую не могли поколебать эпизодические попытки союза с др. могущественным соседом - Черниговом. Так, в 80-х гг. XII в. Всеволод Большое Гнездо выступал третейским судьей в столкновениях Романа с младшими Глебовичами, имевшими княжение в Пронске, а в 1207 г., заподозрив Романа и Святослава Глебовичей в сношениях с Черниговом, велел схватить их и судить. Благодаря деятельности местных князей, поддерживаемых Всеволодом Большое Гнездо, в кон. XII в. в Муромо-Рязанской земле была учреждена самостоятельная епархия (см. Рязанская и Касимовская епархия ), началось интенсивное каменное строительство. Турово-Пинское и Городенское княжества Статус Муромо-Рязанской земли в политической системе Древнерусского гос-ва сходен с положением др. относительно небольших княжеств, к-рые, с одной стороны, закрепились за собственными отдельными династиями, а с другой - не располагали достаточным военным и экономическим потенциалом, чтобы вести самостоятельную политику, и оказывались под верховной властью более сильных князей. К числу таких политических образований принадлежали Турово-Пинское и Городенское княжества. Стол в Городне (совр. Гродно) в В. Понеманье был создан еще киевским кн. Владимиром Мономахом, вероятно ок. 1117 г., когда упоминается 1-й городенский кн. Всеволодко, которого едва ли справедливо принято считать сыном Давида Игоревича, внука Ярослава Мудрого.

http://pravenc.ru/text/180439.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010