Храмы 2-й пол. XI в. имеют много общего с церквами Византии: так, фундаменты ц. Богородицы Влахернской Кловского мон-ря в Киеве позволяют реконструировать ее по типу кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде; остатки Михайловской ц. в Переяславле (кон. 80-х гг. XI в.), самой ранней среди городских построек, позволяют представить ее композицию близкой храмам Гюль-джами или Календерхане-джами в К-поле (обе построены в 50-х гг. XI - кон. XII в.). При всей очевидности самостоятельного пути развития до XII в. зодчество Др. Руси представляет собой явление в рамках визант. художественной культуры. В последующее время самобытная рус. архитектура оставалась открытой в т. ч. и визант. влиянию. Визант. зодчество в X-XI вв. оказывало влияние на архитектурные школы Италии, напр. Рима и сев. областей, где иногда появлялись храмы с композицией вписанного креста (напр., ок. Казино, близ Милана), применялись галереи, тройные аркады, многогранные апсиды, импостные блоки. В Юж. Италии после отвоевания в 970 г. Апулии и Калабрии и учреждения резиденции визант. катепана в Бари вплоть до норманнского вторжения 1071 г. было построено много церквей визант. типа, напр. ц. Каттолика в Стило (X-XI вв., Калабрия) типа вписанного креста с 4 куполами в углах, выступающими над кровлями; пропорциями и упрощенностью пространства они похожи на пещерные церкви Каппадокии и, возможно, строились под влиянием зодчества Пелопоннеса ( Krautheimer. 1987. P. 402-403). Иная ветвь многокупольных композиций с дополнительными главами над рукавами креста представлена собором в Каносе (X-XI вв.), облик к-рого, вероятно, непосредственно восходит к ц. св. Апостолов в К-поле ( Epstein A. W. The Date and Significance of the Cathedral of Canosa in Apulia, South Italy//DOP. 1983. Vol. 37. P. 79-90). Визант. влияние продолжалось и после 1071 г.: церковь-усыпальница гр. Боэмунда в Каносе (1101) имеет структуру вписанного креста, собор в Мольфетте (XIII в.) - базилики с 3 куполами по оси среднего нефа, ближайшей параллелью к-рой являются композиции церквей Кипра. Материалом для южноитал. построек служил гл. обр. грубо обработанный камень, техника кладки и декор близки памятникам горных провинций Греции. На Сицилии и ближайших островах построек визант. образца сохранилось мало: Сан-Костанцо на Капри (кон. X - нач. XI в.) и ц. Марторана в Палермо (1143) имеют структуру вписанного креста, простота внешнего декора контрастирует с богатым внутренним убранством.

http://pravenc.ru/text/383977.html

каморы на хорах точных сведений нет, тогда как южная предназначалась для протоевангельского цикла, к-рый обычно размещался в жертвеннике. Деяниям арх. Михаила посвящены росписи диаконника, в связи с чем традиционный для этого компартимента цикл св. Иоанна Предтечи был перенесен в жертвенник. Под влиянием аскетических идей в псковском фресковом ансамбле происходит усиление линейной трактовки формы. В числе др. стилистических особенностей следует отметить богатый колорит с красочностью изысканных цветовых сочетаний. Формирование личного письма за счет белильных высветлений, символизирующих Божественный свет, станет отличительной чертой памятников 2-й пол.- кон. XII в., относящихся к экспрессивному направлению, именуемому также динамичным, или маньеристическим, стилем. Экспрессивное направление принято соотносить с провинциальной художественной средой восточнохрист. региона и противопоставлять классической к-польской традиции. Данное направление представлено в Н. р. фресковыми ансамблями церквей во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге, в честь Благовещения Пресв. Богородицы на Мячине и Спаса-Преображения на Нередице. Вмч. Георгий. Фреска ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. 1167 г. Вмч. Георгий. Фреска ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. 1167 г. Относительно точного времени создания росписей Георгиевского храма в Ст. Ладоге письменных источников нет, на основании стилистического анализа живописи Сарабьянов датирует ее 80-90-ми гг. XII в. В скуфье купола находится сцена «Вознесение Господне», монументальная декорация каждой из 3 апсид посвящена отдельной теме: согласно общей византийской традиции, в конхе центральной апсиды находились изображения Богоматери с архангелами, «Причащение апостолов» и «Служба святых отцов», в жертвеннике - протоевангельский цикл. Диаконник имел необычное для Новгорода посвящение вмч. Георгию и был украшен сценами жития святого, из к-рых лучше всего сохранилась композиция «Чудо Георгия о змие» в нижнем регистре. Привычное изображение евангельских событий на стенах наоса дополнено размещением регистра с пророками (сохр.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

209 Таранова И. А. Некоторые аспекты восприятия женщины в народной культуре Италии XV в. (по проповедям Бернардино Сиенского)//Эпоха Средневековья: Проблемы истории и культуры. СПб., 1999. С. 80–81. 218 Буланин Д. М. Комментарии... С. 275; ср.: Ерёмин И. П. О византийском влиянии в болгарской и древнерусской литературах IX–XII вв.//Его же. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.; Л., 1966; а также труды R. Picchio, Fr. Thomson и др.. 219 Грицевская И. М. Патристика в репертуаре Московского Печатного двора дореформенного периода//Древнерусская книжная традиция и современная народная литература. Нижний Новгород, 1998; Морозова Т. Я. О якобы «утраченном» сборнике слов, сказаний и посланий Максима Грека 1584 г.//ТОДРЛ. 1996. Т. 50 (посвящен 90-летию Д. С. Лихачева); Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) (здесь обстоятельная библиография); Творогов О. В. Древнерусская переводная гомилетика как предмет исследования//ТОДРЛ. Т. 50 (программная статья); Его же. Древнерусские четьи сборники XII–XIV вв.//Там же. 1988. Т. 41 ; 1993. Т. 47; 1999. Т. 51; Ханник К. (=Hannick Chr.). Неизвестная гомилия Петра, пресвитера Антиохийского, на Пятидесятницу в славянской традиции//ТОДРЛ. Т. 50; и др. 221 Акентьев К. К. Мозаики киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С. 75–94 (очень важная работа); Алексеев А . А. О времени произнесения Слова о законе и благодати митрополита Илариона//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 289–291; Сендерович С. Слово о законе и благодати как экзегетический текст. Иларион Киевский и павлианская теология//Там же. С. 43–57; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. С. 259–340. 225 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 3 1979. С. 270–276; Трубецкой H. C. Vorlesungen Uber die altrussische Literatur//Его же. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 523–530; Курзина (Клочкова) Е. С. Пятидесятный Златоуст в Нижегородском сборнике: особенности состава//Древнерусская книжная традиция и современная народная литература; Гардзанити М. Евангелие в Slavia Orthodoxa//Монастырская культура: Восток и Запад. С. 25–26, 29–30; и др..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1659 См.: Кабанец Е. П. Восточные славяне и византийские христианские миссии в Таврике и Северном Причерноморье на рубеже IX–X вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 92–93, 95–96. 1660 См.: Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства//Apxeoлoriя. – 2003. – – С. 83, прим. 17, 55. 1661 Photii epistulae. – Lipsiae, 1983. – Vol. 1. – P. 50, 293–296; Theoph. Cont. – P. 196. 6–15; Продолжатель Феофана. – C. 84; Dvornik F. Les legendes de Constantin et de Methode vues de Byzance. – Prague, 1933. – P.172–180; Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988. – С. 78–79; ср.: Шрайнер П. Miscellanea Byzantino-Russica//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 151–153 (дата нападения указана при перечислении императоров в рукописи 1280–1300 гг. из Брюссельской библиотеки); Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и Славянах. – СПб., 1878. – Ч. 1. – С. 172–174; Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М., 1956. – С. 60–61; Сорочан С. Б. Византия в IV–IX века: этюды рынка. 2-е изд., испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 247; Цукерман К. Два этапа ... – С. 80–81; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. – М., 2001. – С. 51–52 (там же указание на источники и литературу вопроса); Бибиков М. В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. – М., 2004. – С. 44–45, 58. 1662 Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала X века. – СПб., 1881. – С. 244; Baлarypi Е. А., Алешкевич Я. А. Noлimuчhi контакти мiж угорцями та славянами Cxiдhoi i Цehmpaльhoi Европи в IX–X cmoлimmяx//Mamepiaлu i дocлiджehhя з археолога Прикарпатья i Boлihi. – Лbib, 2002. – Вип.8. – С. 148. 1663 Науменко В. Е. Церковно-политические контакты Византийской империи и Хазарского каганата в середине IX в.//Хазары. Второй Международ. коллоквиум. Тезисы. – М., 2002. – С. 75–76. 1664 Петров К. Делото на Кирил и Методи во обновуването и распространеъто на култот на Климент Римски во уметности//Годишен зборник на Филозофски факултет. – Скопие, 1978–1980. – Т. 5/6. – С. 269; Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237)/Изд. 2-е, исправл. и доп. для рус. перев. – СПб., 1996. – С. 22–23; Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства. – С. 82, 90–92. Впрочем, путь ромейской миссии к моравам через болгарские земли относится к числу гипотез (ср.: Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX–XV веков. – Иваново, 2000. – С. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ Г. в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546, фрески ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295), так и в иконописи (икона 80-90-х гг. XII в., ГТГ). На повторениях этой иконографии в кон. XVI-XVII в. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII в. из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)). С VI в. известны ростовые изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг.; мозаика в конхе апсиды ц. Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я пол.- кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Г. на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. IX в., на иконах XI и XII вв., напр. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и на др. Полуфигуры архангелов Г. и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто - «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Визант. музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках - сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Г. в медальоне рядом с Богоматерью известно на рус. иконах, связанных с почитанием рус. преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского мон-ря (нач. XV в., ГИМ), где изображен Г., молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению мон-ря, основанного учеником прп. Сергия - прп. Стефаном Махрищским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ († 10-е гг. XIV в. (?), Новгород), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородский, игум. В кон. XIII - нач. XIV в. источники указывают в Новгороде только одного игум. Кирилла - это новгородский архимандрит и игумен Юрьева муж. мон-ря , неск. раз упомянутый в Новгородской владычной летописи. В 1297 г. в качестве игумена Юрьева мон-ря К. поставил каменную ц. в честь Преображения Господня на воротах новгородского Детинца «от Людина конца». В 1299 г., уже будучи архимандритом, К. участвовал в погребении Новгородского архиеп. Климента ; в 1310 г. в Колмове в мон-ре в честь Успения Пресв. Богородицы (в 3 км от города) он поставил каменную церковь. С Колмовским мон-рем был связан и преемник К. новгородский архим. Моисей , в 1325 г. хиротонисанный на Новгородскую кафедру; он оставил должность архимандрита за неопределенное время до избрания на кафедру. Все это позволяет отнести кончину К. ко времени между 1310 г. и нач. 20-х гг. XIV в. К. был в числе первых новгородских архимандритов. Архимандрития , в ведении к-рой состояло монашество Новгородской епархии, была учреждена, согласно обоснованному мнению В. Л. Янина , в кон. XII в. ( Янин В. Л. Монастыри средневек. Новгорода в структуре гос. ин-тов// Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 237-244) или в 1226 г. Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, при подготовке к изданию богослужебных Миней РПЦ в 70-80-х гг. XX в. Имя К. вошло в Собор Новгородских святых (празд. установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). Ист.: НПЛ. С. 90, 93, 328, 330, 333; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 249-250, 254, 601. Лит.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 366, 456. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/1840269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель. В. Л. Янин, сопоставив результаты близких по датировке новгородских археологических находок, сведения НПЛ и другие данные, отождествил неск. лиц, носивших имя Олисей и прозвище Гречин. Вероятно, О. Г. был сыном новгородского боярина Петра (Петрока) Михалковича, княжеского представителя в сместном (совместном - городском и княжеском) суде, усадьба к-рого была обнаружена в Людином конце на Троицком раскопе (усадьба Е); с ней соседствовала усадьба самого художника (усадьба А). В 80-90-х гг. XII в. О. Г. имел сан священника, был членом сместного суда, занимался иконописью. Выставлял свою кандидатуру на выборах архиепископа Новгорода и Пскова в 1193 г. (избран не был). После пожара 1209 г. переселился в Загородский конец, где в нач. 20-х гг. XIII в. был иереем ц. равноапостольных Константина и Елены на Росткине ул., для этой церкви переписал стихирарь (РНБ. Соф. 85). С 1226 г.- игумен Юрьева мон-ря (2 марта принял монашество с именем Савва, 8 марта был возведен во игумена). В 1229 г. повторно принимал участие в выборах архиепископа и снова не был избран. В 1230 г. был лишен игуменства. В том же году преставился после 6-недельной болезни. Гипотеза Янина вызывает сомнения у ряда исследователей, в первую очередь по причине разнообразия социальных ролей, приписываемых одному человеку ( Гиппиус. 2005). Во время археологических работ на Троицком раскопе в Новгороде в 1973-1977 гг. обнаружена усадьба, владелец к-рой держал мастерскую и занимался иконописью. С ней связаны 40 берестяных грамот, в 5 из них присутствует имя О. Г. В одной из грамот содержится именование вмч. Меркурия на греч. языке как св. воина - видимо, заготовка для иконной надписи; на др. грамоте сохранилась разметка композиции с изображением Христа с предстоящими; известна также грамота с просьбой дописать 2 иконы шестикрылых серафимов «на верх Деисусу» (выше деисусного ряда иконостаса в церкви).

http://pravenc.ru/text/2578341.html

в. м. в Сирии, Палестине и Заиорданье было потеряно им после изгнания крестоносцев с Ближ. Востока во 2-й пол. XIII в. В эпоху крестовых походов Е. в. м. посетили неск. паломников, оставивших подробные описания обители. К кон. XII в. относится сочинение копт. автора Абу-ль-Макарима о церквах и мон-рях Египта (ранее ошибочно приписывавшееся Абу Салиху Армянину), где немалое место отведено Е. в. м. Помимо информации, заимствованной у патриарха Евтихия Александрийского, аш-Шабушти и др. авторов, Абу-ль-Макарим приводит наблюдения современников или, возможно, собственные. По его словам, в 1180/81 г. в мон-ре насчитывалось 60 иноков, хотя не исключено, что эта цифра заимствована у автора Х в. Ахмеда ибн аль-Касса ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 30). В труде Абу-ль-Макарима впервые встречается ряд синайских преданий, в т. ч. о чуде Богородицы Экономиссы. Эти же легенды повторены в описании Е. в. м. нем. путешественником магистром Титмаром (1217). К 1234-1235 гг. относится 1-е правосл. паломничество на Синай, описанное в лит-ре,- путешествие свт. Саввы , архиеп. Сербского, одарившего обитель богатой милостыней. Мамлюкская эпоха (1250-1517) В правление мамлюкских султанов Е. в. м. сохранял многие свои привилегии. Известно ок. 70 султанских грамот XIII-XVI вв., подтверждающих традиц. права мон-ря и ограждающих его от притеснений бедуинов. Мн. мамлюкские властители поддерживали широкие торговые и дипломатические связи с Европой и благосклонно относились к христ. паломничеству на Синай. Кадило. Вклад Роксандры, вдовы молдав. господоря Александру Лэпушняну. 1569 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Кадило. Вклад Роксандры, вдовы молдав. господоря Александру Лэпушняну. 1569 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Начиная с XIV в. число паломников, посещавших Е. в. м., значительно возросло. В городах Египта и Палестины складывалась соответствующая инфраструктура - постоялые дворы для паломников, курировавшиеся европ. консулами, система договоров с бедуинами-проводниками и т. д. Соответственно увеличился объем источников, паломнической лит-ры с описаниями Е. в. м. В 1331-1346 гг. на Синае побывало не менее 8 паломников-писателей, в т. ч. Лудольф из Зудхайма. Эпидемия «черной смерти» в Европе и крестовый поход кипрского кор. Петра I Лузиньяна на Александрию (1365) на время прервали движение паломников, однако к 80-90-м гг. XIV в. паломничество возобновилось, благодаря чему появилось еще 6 описаний мон-ря (в т. ч. Л. Фрескобальди, Дж. Гуччи, Н. Мартони). После нек-рого спада паломничества в нач. XV в. его новая активизация произошла во 2-й пол. XV в. (Б. фон Брейденбах (1483), Ф. Фабер (1483), А. фон Харф (1497), М. Баумгартен (1507) и др.). К этому же времени относится 1-е описание Е. в. м. в древнерус. лит-ре, составленное священноиноком Варсонофием (1461-1462), а также ряд греч. «Проскинитариев».

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Маврикия , память к-рого отмечалась 22 сент., на следующий день после монашеского пострига О. В. В аббатстве Сент-Эвруль О. В. был рукоположен во диакона (26 марта 1093) и пресвитера (21 дек. 1108). Примерно с 20-х гг. XII в. он скорее всего был архикантором (регентом монастырского хора), библиотекарем и главой скриптория. Он неоднократно путешествовал, посещал мон-ри и церкви Нормандии, а также Камбре (в 1105), где познакомился с «Хроникой» Сигеберта из Жамблу, вероятно, присутствовал на Реймсском Соборе (1119) и генеральном капитуле Клюнийской конгрегации (1132). Он ездил в Англию, побывал в мон-рях Кроуленд (написал там агиографические тексты о местных святых Гутлаке и Валтиофе, а также краткую историю мон-ря; эти сочинения О. В. частично сохр. в составе позднейших компиляций: Watkins C. S. The Cult of Earl Waltheof at Crowland//Hagiographica. P. etc., 1996. Vol. 3. P. 95-111) и Торни в Вост. Мидленде, а также в Вустере, где познакомился с хронистом Иоанном, от к-рого узнал о хронологической теории Мариана Скотта . С 90-х гг. XI в. О. В. работал над отредактированной и дополненной версией «Деяний нормандских герцогов» (Gesta Normannorum Ducum) мон. Вильгельма Жюмьежского (завершена к 1109-1113), затем начал писать историю мон-ря Сент-Эвруль. Результатом этой работы стало создание масштабного исторического сочинения о Нормандии, нормандских завоеваний в Англии и Юж. Италии (книги 3-5, завершены к 1127), а также о современных О. В. событиях в Зап. Европе (с 80-х гг. XI в. по 1141; книги 6-13). Рассказ о 1-м крестовом походе (кн. 9) основан на «Иерусалимской истории» Балдрика Бургейского, дополненной устными рассказами очевидцев. Ок. 1135 г. О. В. добавил в начало еще 2 книги, посвященные земной жизни Иисуса Христа, деяниям апостолов и краткому изложению истории христ. Церкви до времени правления папы Римского Иннокентия II (1130-1143). Получившийся огромный труд (в 13 книгах, разделенных на 4 кодекса) О. В., подражая Беде Достопочтенному , которого высоко ценил, озаглавил «Церковная история».

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010