ξομολογομενοι τς μαρτας ατν ‘исповедуя грехи свои’. Принятие крещения было само по себе исповеданием грехов. Возможно, что крещение предварялось устным исповеданием грехов. 6. τρχας καμλου ‘верблюжьего волоса’. Описание внешнего вида Иоанна вне всякого сомнения подразумевает отождествление его с пророком Илией (ср. 4 Цар 1:8). 7. Эсхатологическая мотивация иоаннова крещения, уже проявившаяся в ст. 4, становится очевидной в этом и следующем стихе. Ничего не сказано прямо о приближающемся суде, только то, что за Иоанном следует Сильнейший его (то есть Мессия). Иоанн призывает своих соплеменников покаяться и креститься, имея в виду приближающийся Суд и спасение истинного Израиля. ο οκ εμ… ατο ‘недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его’. Нести за кем-то его обувь или снимать ее — работа раба. Раб-еврей не обязан этого делать. Существует цитата, приписываемая раввину Йошуа бен Леви: “Ученик должен выполнять для своего учителя всякую работу, которую выполняет раб для своего господина, за исключением развязывания его обуви”. 8. Свидетельство Иоанна о неизмеримом превосходстве над ним Грядущего за ним. Иоанн совершает эсхатологическое таинство крещения, Грядущий же за ним принесет эсхатологический дар Духа. Апостол Марк мог подразумевать Пятидесятницу. 2. Крещение Иисуса Христа (1:9–11) (Мф 3:1–12; Лк 3:1–18) 9. Ναζαρθ ‘Назарет’. То, что Иисус должен был провести большую часть жизни в малоизвестном городе, не имевшем славной истории и ни разу не упомянутом в ВЗ (и ни разу — у Иосифа Флавия) согласуется с мотивом сокрытия мессианской тайны, о котором см. в комментарии к 4:11. βαπτσθη ‘крестился’. Эпизод Крещения должен быть соотнесен с Ис 42:1 и далее с Ис 52:13–53:12, где говорится об Отроке Господнем и описывается Его служение. Принятие Иисусом Иоаннова крещения есть отождествление Себя с грешниками во всем кроме греха. Это отождествление ведет к смерти на кресте, которую Иисус также называет крещением (Мк 10:38; Лк 12:50). 10. υθς  ‘тотчас’ — излюбленное наречие апостола Марка, которое он употребляет в своем Евангелии более 40 раз. Здесь оно выступает в своем основном значении: ‘сразу’, ‘немедленно’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

56.1. Начало сборника пророчеств, относящихся к периоду после возвращения из Плена первых групп переселенцев (53.8). Переселенцы с трудом обосновываются в разоренной стране; цель проповедей пророка — наставить их и укрепить в вере. Он говорит о близости «откровения правды» Божией, но эту «близость» следует понимать в широком историческом масштабе. Большинство прозорливцев Ветхого Завета, созерцая грядущее, сокращали хронологическую перспективу. Они говорили об отдаленных временах как о грядущих «вскоре» (ср. Откр 1.1–3). 56.2. Пророк излагает основные принципы жизни и веры: соблюдение а) субботы, б) ритуальной чистоты, в) нравственных заповедей. 56.3–7. Соседние племена (главным образом самаряне) хотели принять участие в восстановлении Храма. Вожди народа, Зоровавель и первосвященник Иисус, опасаясь нарушения чистоты веры, отказали им (см. выше). Однако в связи с этим пророк объявляет, что в ветхозаветную Церковь может войти любой человек, присоединившийся к Господу. 2. Недостоинство вождей народа (Ис 56.9—57.2) 9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. 10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; 12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. 1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. 2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. 56.9–12. Обличение иудейской знати, которая в трудные годы не желала заботиться о нуждах народа. 3. Присутствие Божие (Ис 57.14–21) 14 И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. 15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

3:8 Букв.: в ветре дня. 38 3:10 Букв.: Твой голос/ звук/ шум. 39 3:14 «Есть прах» – образное выражение, говорящее о высшей степени проклятия; ср. Пс 72 (71):9; Ис 49:23; Мих 7:17. 40 3:15 Букв.: между семенем твоим и ее семенем. В речи о семени/ потомке здесь и далее в этом стихе используется единственное число собирательного существительного, как указание на две борющиеся группы, во главе которых стоят конкретные личности, о коих читатель узнает из всего последующего повествования. 41 3:16 Смысл этого предложения в подлиннике не совсем ясен; друг. возм. пер.: вожделеть ты будешь мужа своего. 42 а 3:20 Или: человек. 43 б 3:20 Имя «Ева» ( Хавва) в евр. созвучно слову «жизнь» ( хайим). 44 4:1 В силу многозначности евр. предлога, переведенного здесь как от, и евр. глагола, переведенного здесь словом обрела, возможны и другие переводы: сотворила я человека, как и Господь ( это сделал); обрела я человека с ( помощью) Господа; обрела я человека – Господа. 45 4:4 Букв.: от тука их. 46 4:7 Друг. возм. пер.: ты должен. 47 4:8 Так в LXX и в друг. древн. пер.; слова выйдем в поле отсутствуют в масоретском тексте. 48 а 4:15 Символическое число «семь» указывает здесь на особую суровость наказания для виновного. 49 б 4:15 В слове «знак» можно видеть указание на Божественную защиту в том городе–убежище, который должен был построить Каин, чтобы предотвращать продолжение кровопролития; см. ст. 17. 50 а 4:16 Букв.: ушел от лица/ присутствия Господня. 51 б 4:16 Или: в земле изгнания/ скитания. 52 а 4:25 Имя Шет (Син. пер.: Сиф) в евр. созвучно слову шат – «положил», здесь означает «дарованный». 53 б 4:25 Букв.: семя. 54 а 5:1 С м. примеч. «а» к 2:4. 55 б 5:1 И ли: Адама; см. примеч. «а» к 1:26. 56 а 5:2 Букв.: их. 57 б 5:2 Е вр.: Адам. 58 5:18 Евр.: Ханох; ср. 4:17. 59 5:21 Е вр.: Метушелах. 60 5:22 И ли: постоянно ходил; то же в ст. 24. Автор использует фразу «ходил с Богом», чтобы представить Еноха (а позже Ноя, см. 6:9) как человека, живущего непорочно среди своих современников. Среди всех остальных патриархов, включая и Адама, Енох был исключением: он благодаря общению с Богом оказался тем, кто, по словам автора Послания к евреям, «был взят (Богом на небо) не познавшим смерти» (Евр 11:5). 61

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Констанция, сестра Константина Великого , прося Евсевия, епископа Кесарийского, достать ей изображение Христа, руководилась тем же непосредственным желанием, что и другие набожные люди, хотевшие во что бы то не стало отыскать и иметь у себя подлинный образ Спасителя. Резко осудив вполне естественное желание Констанции, Евсевий однако же и в письме к ней, 124 и в своей церковной истории, 125 констатирует и существование в тогдашнем языческом быту обычая изображать замечательных в том или ином отношении лиц для домашнего, так сказать, употребления, и нахождение у христиан его времени живописных изображений апостолов Петра и Павла и Самого Христа. Дело в том, что уже со второго века, со времен, самых близких к преданиям о жизни и деятельности Спасителя, в церковной литературе возник спор о характере лица Христова, – спор, сводившийся к следующему простому вопросу: каков был Христос по Своему внешнему виду – красив или невзрачен? Трактуя с догматической точки зрения, руководясь отвлеченными богословскими соображениями, последний решали тогда различно. Одни из учителей церкви, исходя из мысли об уничижении, принятом Искупителем, опираясь на слова пророка Исайи: Несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих ( Ис.53:2–3 ; ср. Ис.52:14 ), и на основании буквального понимания слов ап. Павла: Себе умалил, зрак раба приим ( Флп.2:7–8 ), – высказывали ту мысль, что Христос имел не только непредставительную, но положительно некрасивую наружность. Мнение это держалось в течение первых трех – четырех столетий и имело на своей стороне видных представителей богословской мысли того времени. Иустин Мученик в Разговоре с Трифоном 126 неоднократно говорит, что Христос благоволил сделаться человеком без вида и славы, являлся, по словам Писаний, без красоты и, когда приходил на Иордан, «был принимаем за плотника». Сказав о божественном происхождении Спасителя, Ириней замечает, что Он был некрасив, подвержен страданию (indecorus et passibilis) и презираем в народе. 127 «Если плоть есть нечто рабское, как свидетельствует о сем св. Павел, то кто станет украшать рабыню подобно продавцу невольников? – спрашивает Климент Александрийский . – А что Сам Господь имел вид вовсе не прекрасный, говорит о том Дух Св. устами пророка Исайи…» 128 Господь же «принял на Себя тело невзрачное и презренное», по словам Климента Александрийского , потому что опасался, как бы красота Его внешнего вида не отвлекла внимания слушателей от Его учения; истинная красота Сына Божия заключалась, по нему, не в красивой плоти, представляющейся глазам, а в Его душе и духовных совершенствах. 129

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Говоря кто жаждет, Иисус, возможно, вспоминал Ис. 55:1 , но более вероятно, что Он предлагал альтернативу водному обряду. Понятию «жажда» придается духовный смысл, как это часто происходит в учении Иисуса. Ст. 38 поясняет, что живая вода доступна только верующим. Некоторую проблему представляет здесь ссылка на Писание, поскольку никакой определенный отрывок не удовлетворяет данному контексту, хотя, возможно, это указание на Ис. 58:11 , Иез. 47:1 , Зах. 14:8 . Выражение из чрева требует уяснения, относится ли оно к Христу или к верующему. Учитывая, что вода живая отождествляется с Духом, в каком смысле можно говорить о том, что верующий изливает Дух? Сомнительно, что значение этого выражения таково; правильнее истолковывать его как относящееся к Христу, что подчеркнуто во второй части ст. 39. Параллель представлению о воде, вытекающей из человека, можно обнаружить в образе камня (т. е. Христа) в 1Кор. 10:4 . Ст. 39 связывает появление Духа с периодом, который наступит после смерти, воскресения и вознесения Иисуса (описанного Иоанном как прославление). Какой бы смысл ни имела водная жертва для проницательного ума, совершенно исключено, чтобы слушатели могли понять значение слов Иисуса, пока их не просветит Дух. Непосредственным результатом этой речи Иисуса стала дискуссия о Его личности. Было высказано три предположения: пророк, Христос и не Христос. Сторонники последней точки зрения заявляли, что она подтверждается Писанием, но иудеи, по–видимому, не знали, что Иисус родился в Вифлееме (ср.: Мих. 5:2 ). Третий раз описывается в этой главе попытка схватить Иисуса, заканчивающаяся неудачей. 7:45–53 Неверие иудейских лидеров. Здесь Иоанн сообщает о возвращении служителей храма. Итак в ст. 45 не передает истинного смысла греческого слова, указывая только на последствие действий, описанных в предыдущем стихе. Распоряжение об аресте уже существовало. Служители были образованными левитами, и это объясняет их реакцию на учение Иисуса. Они, несомненно, были думающими людьми. Возможно, за словами служителей в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

20 См.: св.Лионский Ириней. Против ересей, I,7,25,26; Александрийский Климент. Строматы, VII,17. 21 Ин 1, 1 сл. В последней фразе — отголосок арамейской аллитерации: «убба» (лоно) и «Абба» (отец). 22 Мф 20, 28; Мк 10, 45. 23 См.: Исх 19, 5; Ис 63, 9. 24 1 Петр 2, 9—10; ср.:Гал 1, 4; Тит 2, 14. 25 Рим 8, 19 сл. 26 Евр 12, 1—2. 27 Ис 53, 1—7. 28 Ин 8, 13—18. Говоря о свидетельстве двух, Иисус, вероятно, намекал на старый принцип иудейского права, которое требовало минимум двух свидетелей при разбирательстве дела (см.:Втор 19, 15; Талмуд, Песахим, 11в). 29 Ин 1, 10—12. 30 «Врата ада» (Мф 16, 18) означают могущество зла. В семитических языках слово «врата» было синонимом силы. Этот образ был взят из строительной терминологии; крепкие врата считались залогом неприступности города. 31 Здесь не место обсуждать вопрос о «первенстве» ап. Петра, отметим только, что именно в этом смысле понимали его роль многие Отцы Церкви. Напр., у св. Исидора Пелусиота (Ирону, письмо, 142) он назван «первенствующим среди апостолов». «Господь избрал Петра быть началовождем Своих учеников» (Епифаний. Панарион, 51). Петр — «глава в лике апостольском» ( св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII, с.553). «Петр стал преемником Моисеевым, когда вверены ему были новая Церковь Христова и истинное священство» ( св. Макарий Египетский. Беседа 26). «Из Двенадцати избирается один для того, чтобы, поставив главу, уничтожить повод к расколу» (бл. Иероним. Против Иовиниана. Кн.1). 32 Мф 16, 21—23. 33 Мф 15, 24—28; Мк 8, 34—38; 9, 1; Лк 9, 23—27. Некоторые толкователи предполагают, что в действительности Христос сказал не «крест», а «иго». Однако иудеям той эпохи крест как символ страдания был уже хорошо известен. И местные, и римские власти много раз практиковали этот вид казни (см.: Флавий И. Арх. XVII, 10; Иудейская война, II, 5). 34 Мф 17, 1—13; Мк 9, 2—13; Лк 9, 28—36. Восточное предание считало горой преображения Фавор. В древнем «Евангелии евреев» говорилось, что Иисус был перенесен на эту гору Духом Святым ( Ориген. На Иоанна, II, 6). Однако современные экзегеты ставят это предание под сомнение. Фавор отнюдь не «высокая» гора (ок. 300 м). В евангельские времена там был расположен укрепленный поселок, и поэтому Фавор не был удобным местом для уединения ( Флавий И. Иудейская война, IV,1,8). Кроме того, гора расположена в Галилее, а не в области Филиппа. Полагают, что евангелисты имели в виду один из отрогов Ермона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Итак, брат Иоанн, еще раз привожу тебе это на память, чтобы ты понял и твердо знал, что самой высокой добродетелью, украсившей жизнь Пресвятой и Пречистой Девы Марии, было смирение. Ради Ее превеликого смирения воззрел на Нее Преблагий Бог и избрал Ее стать Матерью Сына Своего, единосущного и единославного Ему. Воистину, где обрелась великая глубина смирения, там преизбыточествовала и всеславная высота благодати. Ибо насколько сердце Пречистой и Пресвятой Девы было более преисполнено смирением, настолько более превознеслась в Ней благодать Божия, чтобы исполнить слово о том, что в сердце глубоком возвысится Бог (ср.: Пс.63:7–8 ). Вот, брат Иоанн, доселе я привел тебе несколько свидетельств, дабы ты знал, что все святые и праведники Божий, как и Царица всех святых Пресвятая и Пречистая Матерь Божия, помимо всех прочих своих добродетелей, украсились, словно бесценным венцом, смирением высочайшим и честнейшим и благодаря ему стяжали от Бога благодать и милость в жизни сей и в бесконечной. Брат: Преподобный отче, а о смирении Господа нашего Иисуса Христа вы ничего не хотите мне сказать? Старец: О безмерном смирении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, брат Иоанн, ни у кого недостанет слов говорить, потому что Его смирение превзошло многократно смирение всех святых. Но при всем том, что мы, грешные, не можем постичь глубину этого смирения, ибо оно превосходит всякий ум, все же приведу несколько свидетельств из Божественного Писания об этом и скажу лишь немногое из того, что надлежало бы сказать. Прежде всего послушаем, что говорит великий апостол Павел о снисхождении Бога до человеческой природы: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены Девы и подчинился закону (ср.: Гал.4:4 ). О смирении же Господа говорит Писание, что Он сделался причастным естеству нашему (см.: Евр.2:14 ); что Он взял на Себя немощи наши (см.: Ис.53:4 ; Мф.8:17 ), естественные и непорочные, каковы голод, жажда, утомление, боль, слезы, тление 35 , страх смерти, боязнь, предсмертная мука, пот, капли крови, помощь Ангелов ради немощи естества 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Тогда новое небо и новая земля, похожие и не похожие на нынешние, восстанут в нас, как мы восстанем во Христе. И снова, спустя, кто знает, сколько веков тишины и мрака, запоют птицы и потекут реки, на холмах заиграют свет и тени, и лица наших друзей будут знакомо улыбаться нам. Догадки, конечно, одни догадки. Если они не верны, будет еще лучше. Ибо « знаем, что будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»  . Спасибо Бетти за приглашение. Я приеду поздним поездом, в 3:40. Скажи ей, чтобы не беспокоилась, комнату на первом этаже мне готовить не обязательно. Лестницу я осилю. До встречи в субботу. notes Примечания 1 У. Шекспир «Троил и Кресида», II, 52, Пер. Т. Гнедич. 2 ср. Ис. 53:6. 3 Имеется в виду «Книга общественного богослужения», официальный служебник Англиканской Церкви. Первый ее вариант был опубликован в 1549 году. Затем был ряд переизданий, из которых закрепилось издание 1662 года, практически не менявшееся до ввода в обращение Альтернативного Служебника в 1980 году. В 1955 году была учреждена Комиссия по литургике, которая собиралась санкционировать экспериментальное использование новых текстов служб. 4 Томас Кранмер (1489–1556) — английский священник и теолог, архиепископ Кентерберийский (1533–1556). Играл ведущую роль в составлении первого англиканского Служебника. 5 Кавалерственная дама Роза Маколей (1881–1958), англ, писательница, автор тончайших и смешных романов и замечательных писем. 6 Произведения искусства (франц.). 7 Ср. 3 Цар. 8:38. 8 1 Тим 1:10. 9 Иуд. 1:3. 10 Откр. 1:17. 11 В англиканстве выделяют «высокую церковь» (тяготеющую к католическим обычаям) и «низкую церковь» (более протестантскую по складу). 12 Льюис имеет в виду Джона Робинсона (1919–1983), англиканского епископа и богослова. В 1960 году он получил громкую известность, выступив на суде с защитой романа Д. Г. Лоренса «Любовник леди Чаттерлей», который обвиняли в «непристойности». В 1963 году Д. Робинсон выпустил нашумевшую книгу «Честен перед Богом», где пытался по–новому осмыслить некоторые теологические концепции (книга переведена на русский язык).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Из крупного скота это были тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. В одних случаях приносились животные исключительно мужского пола ( Лев.1:3, 10, 4:3,14,23, 5:15–16, 18; 6:6 ), в других – женского ( Лев.6:28,32, 6:6 ), в третьих – пол был безразличен ( Лев.3:2,6 ). Кровавые жертвы часто соединялись с хлебными пресными приношениями, елеем и ладаном ( Лев.2 ). Кроме того, жертвы солились ( Лев.2:13 ) и соединялись с возлиянием вина ( Числ.15:5 ). Приносящий жертву возлагал свои руки на голову поставленного перед скинией жертвенного животного. Поставление жертвенного животного перед скинией в символическом смысле являлось представлением со стороны человека дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и, по иудейскому преданию, исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов человека на жертвенное животное. После заклания кровью животного кропился жертвенник всесожжений. При всесожжении на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при частичных жертвах только тучные части и почки. Заклание животного, кропление его кровью и сожжение его частей указывало, что божественное правосудие по неизреченной милости Господа удовлетворяется не смертью грешника, а кровью жертвенного животного. При принесении мирной жертвы часть мяса доставалась священникам, а часть отдавалась приносившему жертву, который устраивал из него жертвенный пир. Кровь некоторых жертв вносилась во второе отделение скинии (т. е. Святилище), причем мясо животного сжигалось вне стана. Жертва за грех носила покаянный характер и приносилась для очищения от грехов, совершенных человеком по ошибке, т. е. грехов слабости и неведения. Видом этой жертвы являлась жертва повинности, приносившаяся за грехи сознательные, но тайные. Мирная жертва являлась жертвою благодарности за полученные от Господа благодеяния. Она могла быть по обету или по усердию приношением. Многочисленные места Писания ясно показывают, что все ветхозаветные жертвы имели прообразовательное значение, указывая на великую искупительную жертву Христа Спасителя ( Евр.9:13–14,26, 10:12 ; Еф.5:2 ). Поэтому, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды ветхозаветных жертв имели прообразовательной смысл. Например, поставление жертвы пред скинией предъизображало преданность воле Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий ( Евр.10:5–11 ; ср. Пс.39:7–8 ). Возложение рук на главу жертвы в прообразовательном смысле предсказывало, что Искупитель возьмёт на Себя грехи человечества ( Ис.53:4 ; Ин.1:29 ). Заклание жертвенного животного, окропление его кровью и сожжение прообразовало умилостивительную крестную смерть Христа Спасителя за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010