Супруги должны делить все между собой. А для этого требуется полная откровенность в отношениях их друг к другу. Недостаток откровенности свидетельствует о неполной любви. Супруги должны принимать взаимное участие в своих занятиях. Муж должен интересоваться занятиями жены, а жена занятиями мужа. Любя мужа, жена должна любить и его должность. По возможности, супруги должны помогать друг другу в своих занятиях, делить как все скорби, так и все радости, и прежде всего семейные, в которых никогда не бывает недостатка. Так как сочетавшиеся браком, как и все люди, греховны, со многими недостатками и слабостями, то они обязаны иметь взаимное терпение и снисхождение, также и заботу об устранении недостатков, в особенности пороков. Кто искренне любит, тот непременно будет стараться о нравственном усовершенствовании супруга и об устранении своих собственных недостатков, которые неприятны другому супружескому лицу. У супругов будет множество благоприятных случаев для взаимного благотворного влияния. Сила мужа по отношению к жене заключается в его умственном и волевом превосходстве; а сила жены по отношению к мужу заключается в ее преданности, просьбах, грусти, слезах. По учению Свящ. Писания, муж есть глава жены и семьи; а жена должна находиться в повиновении у мужа. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви ( Еф. 5:22–33 ; Быт. 3:16 ). Это не значит, что жена ниже мужа по нравственному или личному достоинству, в этом отношении они совершенно равны: мужеский и женский пол едино есть во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ; 1Пет. 3:7 ); главенство мужа есть естественное следствие свойств природы мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Еще Аристотель заметил, что каждый семейный дом должен быть монархией, а не республикой. То, что главенство мужа, отнюдь, не деспотического характера, это видно из ясной заповеди Свящ. Писания: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф. 5:25 ); и еще: Мужья, любите своих жен и не будьте с ними суровы ( Кол. 3:19 ). Как глава жены и семьи, муж должен оберегать жену и щадить ее, как немощнейший сосуд, по выражению апостола ( 1Пет. 3:7 ), заботиться о содержании семьи ( 1Тим. 5:8 ), править домом ( 1Тим. 3:4 ) и быть представителем и блюстителем его в обществе. А жена должна быть душою дома, должна благоустроять дом, поддерживать в нем порядок, сберегать и разумно употреблять приобретаемое мужем имущество на нужды семьи ( 1Тим. 2:5 ). Прекрасный образец домохозяйки рисует Соломон в книге Притчей, 30:10–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Итак, что предстоит решающему свершать свое спасение и начать жить по-христиански? Воспринять воцерковление, если не имел его, оживить, если имел и потерял, и затем хранить его всей душой и пребывать в нем. И жизнь его будет поддерживаться, созревать и восходить к совершенству в Господе Иисусе Христе. Это непреложные условия христианской жизни. Такое требование само собою вытекает из теснейшего союза Господа с Церковью и Церкви с Господом. В слове Божием этот союз представлен образом союза Главы с Телом. Оно говорит, что Христос есть «глава Церкви» ( Еф. 5, 23 ), «глава тела Церкви» ( Кол. 1, 18 ), а Церковь есть «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» во всех ( Еф. 1, 22, 23 ), что, по святому Иоанну Златоусту , значит, что Церковь полна Христом и что Он все члены ее наполняет, так что в ней все и во всех Христос ( Кол. 3, 11 ). Как глава Он есть и «Спаситель тела» Церкви ( Еф. 5, 23 ); «питает и греет» ее, как сущую от «плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5, 29–30 ). Он любит ее и «предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Церковь же во всем «повинуется Христу» ( Еф. 5, 24 ). Тело по существу своему «не из одного члена, но из многих», «и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор. 12, 14, 12 ), или так и Тело Церкви, глава которой Христос. Христос Господь дал Церкви Своей «одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11–12 ). Это главнейшие члены (заправители), но и все другие назначаются на служение всему Телу Церкви, чтобы никого не было праздного, как и в живом теле нет ни малейшей частички без дела. Для этого всякий получает дар: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания... иному вера, ...иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор. 12, 8–10 ). Потому и положено было, чтобы служили друг другу «каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» ( 1Пет. 4, 10–11 ). Имеет ли кто пророчество, пророчествуй по мере веры; имеет ли кто служение, пребывай в служении; учитель ли кто, пребывай в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли... благотвори с радушием, и прочее, и прочее ( Рим. 12, 6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ст. 5. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: Ст. 6. Пойдем на Иудею, и возмутим её, и овладеем ею, и поставим в ней царем сына Тавеилова. Кто этот сын Тавеилов, неизвестно. Вероятно, что это был какой-нибудь Сирийский вельможа, так как Рецин в замышляемой войне был главным, сильнейшим союзником. 2) Пояснение предложения Ст. 7. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. Ст. 8. Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пят лет Ефрем перестанет быт народом. Ст. 9. И глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите; то потому, что вы не удостоверены. Замышляемое возведение Сирского вельможи на престол Давидов было противно непреложному обетованию Божию о продолжении царского скипетра в колене Иудином до пришествия Мессии ( Быт. 49:10 ). Потому, не смотря на нечестие Ахаза, злоумышление Рецина и Факея осталось тщетным. Но главою Сирии, говорит Пророк, будет Дамаск, т. е. Дамаск будет столицею одной Сирии, а не Иудеи: и главою Дамаска Рецин, т. е. Рецин останется царем одного Дамаска, а не Иерусалима. Чрез 65 лет царство Ефремово будет сокрушено так, что не будет считаться в числе царств земных. А до того времени Самария будет столицею только Израильского царства, и Факей будет царем только Самарии, а не Иерусалима, пока наконец не погибнет сам и его царство. Царство Ефремово или Израильское разрушено Салманассаром в 6 год царствования Езекии, как видно из 4Цар.17, 1–6 , т. е. оно разрушено чрез 21 год после произнесения этого пророчества. А пророчество произнесено в первый год царствования Ахаза. Как же согласить это пророчество с историей? Началом 65 годов здесь некоторые полагают не год произнесения этого пророчества, а другое время; думают, что Пророк Исаия имеет здесь в виду пророчество Амоса (5:27, 7:11, 17), которое произнесено было за 65 лет до разрушения этого царства. Но свидетельству Бл. Иеронима так объясняли это и современники его Иудеи. Иные думают, что число 65 здесь по ошибке написано вместо 21. А иные конец 65 года относят к 21 году Манассии, когда Ассаргаддон, царь Ассирийский вывел остальных Израильтян из обетованной земли, а на место их поселил другие народы; в это время и Манассию, царя Иудейского, взял в плен в Вавилон (Хр. чт. 1831 г. Июнь XLII. стр. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Теперь о самом главном: вспомним установленные Иисусом Христом для всех нас две Евангельские Заповеди, выше и значительнее которых Он считал, что ничего нет. Первая заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей». Вдумайтесь: возлюбить Бога надо не только всем сердцем, всей душой, но и всем разумением, причем возлюбить не просто, а крепчайшим образом! Вторая заповедь, по важности подобная первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эти 2 заповеди совершенно одинаково сформулированы первыми тремя Евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой. Как сказано в Евангелии: на этих двух заповедях, важнее которых ничего нет, утверждается весь закон. Поэтому всем нам эти две заповеди всегда надо помнить и любые возникающие у нас вопросы или сомнения именно с помощью них разрешать. Из первой заповеди совершенно очевидно следует, что вера не должна быть слепой, а всегда надо заботитыя о все более и более глубоком ее уразумении. Подтвердить это можно многими поучениями в апостолыких посланиях: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» — см. Послание апостола Павла к римлянам (глава 1, зачало 81, стих 28). «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» — см. Первое послание апостола Павла к коринфянам (глава 14, зачало 155, стих 15). «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» — см. Послание апостола Павла к ефесянам (глава 4, зачало 229, стих 17). « .то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» — см. Второе соборное послание святого апостола Петра (глава 1, зачало 64, стихи 5 — 8). В главе 12, зачало 108, стих 1 святой апостол Павел призывает к разумному служению Богу.

http://pravmir.ru/nauka-i-religiya/

26-я глава 57-й стих: «А взявшие Иисуса [стражи, читай,] от Анны; – отвели его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь Синедрион [а это было верховное судилище], искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. [Ну, действительно: на вопрос в 8-й главе от Иоанна: кто из вас обличит Меня в неправде? (см. Ин 8:46 ) – ведь этого вопроса никто из людей в не мог задать – за каждым найдётся что-то. Хоть однажды, да человек был несправедлив. И все молчат. Кто из вас обличит Меня в неправде? – полное молчание. Действительно, потому что в Нём не было не только греха – но и тени греха (см. 1Ин. 3:5 ): никаких коллизий, никакого покаянного в Нём чувства не было – никакого сожаления: ах, почему Он так поступил или ошибся? Всё исключительно, свято, боголепно, правдиво – во всей истине. И поэтому молчали. Хорошо. И не находили]. Но наконец пришли два лжесвидетеля [и вот заметьте, есть правдоподобие и есть истина. Вот правдоподобие хуже лжи. Смотрите на это правдоподобие: Наконец пришли два лжесвидетеля] и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. [Да не говорил Он таких слов! Он говорил, но немножко не так: Могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его. В Евангелии от Иоанна 2 -я глава (см. Ин. 2:19 ). Достаточно изменить только окончание, и вот вам будет уже не истина, а правдоподобие, которое хуже лжи.] 2-я глава, 13-й стих: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в Храме продавали волов для жертв, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал их из храма всех, также и овец и волов: и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

4. И оттуда Он придет на гору Синай, и явится с Своими воинствами, и в силе Своего могущества явится с неба. 5. И все устрашатся, и стражи содрогнутся, и великий страх и трепет обоймет их до пределов земли. 6. Поколеблются возвышенные горы, и высокие холмы опустятся, и растают как сотовый мед от пламени. 7. Земля погрузится, и все, что на земле, погибнет, и совершится суд над всем и над всеми праведными. 8. Но праведным Он уготовит мир, и будет охранять избранных, и милость будет господствовать над ними; они все будут Божьи и хорошо им будет, и они будут благословлены и свет Божий будет светить им. 9. И вот Он идет с мириадами святых, чтобы совершить суд над ними, и Он уничтожит нечестивых, и будет судиться со всякою плотью относительно всего, что грешники и нечестивые сделали и совершили против Него. Глава 2 1. Я наблюдал все, что происходит на небе, – как светила, которые на небе, не изменяют своих путей, как все они восходят и заходят по порядку, каждое в свое время, не преступая своих законов. 2. Взгляните на землю и обратите внимание на вещи, которые на ней, от первой до последней, как каждое произведение Божие правильно обнаруживает себя! 3. Взгляните на лето и зиму, как тогда (зимою) вся земля изобилует водою, и тучи, и роса, и дождь стелются над нею! Глава 3 1. Я наблюдал и видел, как зимою все деревья кажутся, будто они высохли, и все листья их опали, кроме четырнадцати деревьев, которые не обнажаются, но ожидают, оставаясь со старой листвой, появления новой в течение двух-трех лет. Глава 4 1. И опять я наблюдал дни летние, как тогда солнце стоит над нею (землею), прямо против нее, а вы ищете прохладных мест и тени от солнечного жара, и как тогда даже земля горит от зноя, а вы не можете ступить ни на землю, ни на скалу (камень) вследствие их жара. Глава 5 1. Я наблюдал, как деревья покрываются зеленью листьев и приносят плоды; и вы обратите (imperat.) внимание на все и узнайте, что все это для вас сотворил Тот, Который живет вечно; 2. посмотрите, как Его произведения существуют пред Ним в каждом новом году, и все Его произведения служат Ему и не изменяются, но как установил Бог , так все и происходит! 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Завет Гада, девятого сына иакова и Зелфы. О ненависти Глава 1 Список завета Гада, что говорил он сыновьям своим на сто двадцать пятом году жизни своей. 2. «Послушайте, дети мои: я родился девятым сыном у Иакова и был мужественным при стадах. 3. Я стерег ночью стадо, и когда приходил лев, или волк, или барс, или медведь, или всякий зверь к стаду, я гнался за ним и, догнав, удерживал его за ногу своею рукою, и бросал его как метательный камень, и убивал его. 4. Итак, Иосиф, брат мой, пас с нами около тридцати дней, и, будучи юным, ослабел от зноя. 5. И он возвратился в Хеврон к отцу нашему; и он оставил его около себя, ибо любил его чрезвычайно. 6. И сказал Иосиф отцу нашему, что сымовья Зелфы и Баллы закалывают выкормков лучших и поедают их без ведома Рувима и Иуды. 7 . Ибо он знал, что я вырывал ягненка из пасти медведя, и сего умерщвлял, а ягненка закалывал, – о нем я скорбел, что он не мог жить, – и мы съедали его. 8. И за это я гневался на Иосифа до дня продажи его. 9. И дух ненависти был во мне, и я не хотел ни слышать, ни видеть Иосифа; ибо в лицо он обличал нас, говоря, что отдельно от Иуды мы едя выкормков; а во всем, что говорил он отцу, он верил ему. Глава 2 Посему исповедую грех мой, дети, что я много раз хотел убить его, ибо ненавидел его душою. 2. И за сновидения я приложил к нему ненависть и хотел вырвать его из земли живых, как вырывает теленок зелень равнины. 3. Посему я и Симеон продали его измаильтянам за тридцать златниц, и десять скрыв, двадцать показали братьям нашим. 4. И таким образом любостяжанием мы были удовольствованы за его гибель. 5. И Бог отцов наших исхитил его из рук моих, чтобы я не совершил беззакония во Израиле. Глава 3 И ныне выслушайте, дети мои, слова истины, чтобы совершать правду и весь закон Всевышнего; и не прельщайтесь духом ненависти, потому что (это) есть зло во всех делах человеческих. 2. Все, что бы ни сделал ненавидящий, омерзительно; если кто исполняет закон Господень, сего он не похваляет; если кто боится Господа или желает справедливого, сего не любит. 3. Истину он порицает, имеющему успех завидует, клевету приветствует, гордость любит, потому что ненависть ослепляет душу его, как и я тогда взирал на Иосифа. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Глава 8 1–3. Служащие Христу женщины. – 4–8. Притча о сеятеле. – 9–18. Толкование притчи. – 19–21. Истинные родственники Христа. – 22–39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. – 40–56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. «Мария Магдалина» (см. Мф.27:56 ). «Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф.12:45 ). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» ( τεθεραπευμναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. «Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф.20:8 ). Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк.24:10 ). «Сусанна» – личность неизвестная. Лк.8:4 .  Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: Лк.8:5 .  вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; Лк.8:6 .  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–3. Продолжение речи о наказании идолослужителей. 4–6. Иудеи упорны в своем отступничестве от Иеговы. 7–12. Их расчеты не сбудутся. 13–17. Мститель близко. 18–22. Скорбь пророка. Иер.8:1–3 . Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен. h5 Иер.8:1 .  В то время, говорит Го­с­по­дь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священ­ников, и кости про­роков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства мести. h5 Иер.8:2 .  и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем во­ин­ством небесным , которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым по­кло­нялись; не уберут их и не по­хоронят: они будут навозом на земле. «Пред солнцем и луною». Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения останки своих почитателей. Иер.8:4 .  И скажи им: так говорит Го­с­по­дь: раз­ве, упав, не встают и, совратив­шись с дороги, не воз­вращают­ся? Иер.8:5 .  Для чего этот народ, Иерусалим, находит­ся в упорном отступниче­с­т­ве? они крепко держат­ся обмана и не хотят обратиться. Иер.8:6 .  Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивает­ся в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращает­ся на свой путь, как конь, броса­ю­щийся в сраже­ние. Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти путем беззакония. Иер.8:7–12 . Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель. h5 Иер.8:7 .  И аист под небом знает свои определен­ные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им при­лететь; а народ Мой не знает определе­ния Го­с­по­дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010