Глава 1-я обыкновенно не возбуждает у исследователей книги сомнений в подлинности. Действительно, в ней прямо выражена основная мысль пророка Исаии: «Сион спасется правдою» (27 ст.); некоторые выражения 1-й главы составляют характерную особенность всей книги пр. Исаии, напр.: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка»; затем изображение «опустошения земли», образ «дуба, которого лист опал», «сада, в котором нет воды» весьма сильно напоминают конец VI главы, – место в книге пророка Исаии, столь важное при суждении об ее единстве. Помещение главы в начале книги вполне понятно, если признается вводный характер главы. Наконец, изображение бедствий страны в 7–8 ст., религиозно-нравственного состояния народа иудейского вполне соответствуют времени Езекии, к которому глава относится, судя по 1 стиху ее. Однако дать более обстоятельное суждение о первой главе удобнее уже по ознакомлении со всею книгой, так как эта глава не могла быть первою по времени происхождения и приближается по характеру своему к отделам позднейшим, с которыми и должна быть сравниваема. Главы 2–4 Действительное начало пророчества Исаии, а также, по всей вероятности, и первое по времени явление книжного свитка, заключавшего запись устной проповеди Исаии, относится еще к царствованию Озии (1:1): в это именно время, вероятно, написаны отделы 2–4 гл., 5 глава; 6 глава (см. 1-й стих 6-й главы). – «Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и об Иерусалиме» (2:1), – так начал впервые Исаия запись своих пророчеств в книгу. «И будет в последние дни, гора дома Господня», т. е. Церковь , которая во дни Исаии сосредоточивалась на «горе» Сион, имевшей на себе храм, – «будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами» (ср. Пс.67:16–20 ). ее величие будет состоять в том, что «от Сиона выйдет закон, и из Иерусалима – слово Господне», и в том, что к горе дома Господня «потекут все народы», чтобы «научиться путям Господним». «И будет Господь судить народы», и они «не будут более учиться воевать», но «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы» (2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Всякий,... кто не признает, что Иисус Христос пришел в плоти,... есть антихрист» ( 1Ин.4:3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем «бодрствовать в молитвах» ( 1Пет.4:7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящего Бога «не ввести нас во искушение " ( Мф.6:13 ), как сказал Господь: «дух бодр, но плоть... немощна» ( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Глава 8. Пребывайте в надежде и терпении. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Который «грехи наши... вознес на Своем теле на древо " . Который «не сделал... греха» и в устах у Которого не было лжи ( 1Пет.2:22, 24 ), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. Глава 9. Оказывайте терпение по примеру Игнатия и других. Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас, и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом. Глава 10. Увещание к добродетелям. Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов.4:10, 12:9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников ( 1Пет.2:12 ), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете. Глава 11. Скорблю за Валента; остерегайтесь любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirn...

3 . Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам. Глава 7. Крещение 1 . А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2 . Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3 . Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4 . А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня. Глава 8. Богослужение 1 . Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. 2 . И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш , сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3 . Трижды в день молитесь так. Глава 9. Причастие 1 . Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2 . Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш , за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3 . О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш , за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4 . Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5 . И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. Глава 10. Действие благодати 1 . По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe...

12. Итак, Христос изображается в Писании иногда, как Слово, равное Отцу, иногда – как посредник, когда говорится, что «Слово стало плотью, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ), или когда говорится, что Единородный Сын Божий «не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Иногда же изображается Иисус Христос так, что мы видим главу и тело, когда апостол объясняет, например, слова, сказанные о муже и жене в книге Бытия: «и будут... одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Вникните в объяснение апостола. «Будут, – говорит, – двое одна плоть» , и далее прибавляет: «Тайна сия велика». И чтобы кто не подумал тут о плотском соединении мужеского и женского пола, апостол добавляет: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Сообразно с этим нужно понимать и слова Евангелия: «И будут два одною плотию, так что они уже не двое, а одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). И что жених и невеста, то глава и тело, потому что муж есть глава жены. Итак, скажу ли я: глава и тело, или: жених и невеста, считайте это за одно. И потому тот же апостол, когда был еще Савлом, услышал такие слова: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ), так как тело одно с главою. И когда, будучи уже апостолом Христовым, он стал терпеть от других то, что сам причинял, будучи гонителем, он говорит: «Ныне... восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» ( Кол.1:24 ), тем показывая, что к страданиям Самого Христа относится то, что претерпевал он. Этого нельзя относить к главе, которая на небе и уже ничего такого не терпит, но к телу, т.е. к Церкви, которая, будучи соединена со своею главою, есть единый Христос. 13. Итак, постарайтесь представить из себя достойное тело для такой главы, достойную невесту для такого жениха. Не может иметь глава та иного тела, как только достойного себя, ни муж столь великий не может иметь иной, кроме как только достойной жены, «чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Церковь – эта невеста Христова, не имеющая пятна или порока. Не хочешь иметь пятна? – Исполняй, что написано: «Омойтесь, очиститесь, удалите нечистоту из сердец ваших» ( Ис.1:16 ) [ «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих»]. Не хочешь иметь порока? – Распинай себя; не только нужно, чтобы ты омывался, но чтобы старался быть без пятна и порока. Чрез баню омовения очищаются грехи, чрез распятие является желание будущего блаженства (спасения), ради коего и Христос пострадал. Слушай самого апостола, которого, по его словам, спас Господь «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения» ( Тит.3:5 ). Слушай его, сораспявшегося Христу: «Я, – говорит он, – забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В главе XIII тот же пророк обещает источник дому Давидова для омытая грехов, которым Господь истребит идолов ( Зах. 13:2 ). Затем речь об избиении Пастыря, рассеянии овец и выражающемся в этих событиях суде над землею. Итак, общая тема – вселенскость Церкви и гибель язычества и жидовства. ГЛАВА VI IV глава представляет собою возвращение от изображения будущего царства мира к увещанию современного Израиля. Пророк снова напоминает ему его грехи, но уже не столько для обличения, сколько для обращения его к правде. Глава а. Слышите, же гла гдь: востани, судис съ горами, и да слышатъ холми гласъ твой. Глава 6. 1. Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой! Стих 1. Вновь вводится образ схождения Бога на землю и призвание природы в свидетели над Израилем, подобно Моисею, Асафу и Малахии. «Встань», т. е. собери свои силы и свои мысли, чтобы отвечать Богу; ср. подобное же обращение к Иову ( Иов 38:3 ). Горы, как самый устойчивый предмет природы ( Пс. 89:2 ), присутствовавшие при ниже изложенных событиях древности, должны быть свидетелями против вероломного народа, как бы в качестве неизменных носителей церковного предания (ср. Иез. 36:1 ). в. Слышите, горы, судъ гдень, и земл, к судъ гдень къ людемъ и со имать. 2. Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Стих 2. «Основы земли» – именно разумеются самые устойчивые элементы внешней природы, если люди сами все забыли. г. мо­, что сотворихъ вамъ, ил чимъ скорбихъ васъ, ил чимъ стужихъ вамъ; м. 3. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Стих 3. Отсюда до 6-го приводятся исторические основания для верности народа Господу, а далее говорится о том, в чем бы должна заключаться эта верность и как ошибочно думали ее выражать иудеи. Господь признал народ Своим ненавистником, врагом (ср. Мих. 4:8 ) и спросил, за что же он Его огорчает беззакониями? «Чем отягощал тебя?», т. е. разве религиозные обязанности ваши были так тяжки, что вы променяли истинную религию на ложные? д. Зан изведохъ васъ из земл и из дому работы избавихъ васъ, и послахъ пред вами мсеа и аарна и 4. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Стих 4. Напротив, Господь осыпал Свой народ незаслуженными благодеяниями. Библейский эпитет Египта – дом рабства. Имена Моисея и других для живости воспоминаний о чудесном шествии, воспетом во многих псалмах. мо­, помните бо, что на вы валакъ царь и что валаамъ сынъ веровъ, ­ до галгалъ; к да познает­с правда гдн.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ибо те истинные и непорочные девственники Христа и считаются удивительными, отличными евнухами, которые не только боятся, но и не хотят блудодействовать, которые не только обуздывают сладострастие, но победили даже самое малейшее страстное услаждение сердца и слабое возбуждение похоти и до того утончили чувство плоти, что не возмущаются не только никаким услаждением от разжигания ее, но и малым щекотанием 21 . Глава 7. Никто не должен считать себя достойным святого причащения А сердце свое мы должны охранять смирением и постоянно держаться того убеждения, что мы никак не можем сами достигнуть совершенной чистоты, хотя бы мы, при помощи благодати Божией, и сделали все вышесказанное; однако должны считать себя недостойными причащения Тела Христова 22 , во-первых, потому, что величие этой небесной манны таково, что никто, обложенный этою бренной плотью, не принимает эту святую пишу по своей заслуге, а только по незаслуженной милости Господней; во-вторых, потому, что никто в борьбе с этим миром не может быть так осмотрителен, чтобы не уязвляли его хоть редкие или легкие стрелы грехов, ибо невозможно, чтобы человек не согрешил или по неведению, или по нерадивости, или по легкомыслию, или по увлечению, или по рассеянности помыслов, или по нужде какой-либо, или по забвению. Если бы кто и взошел на самый верх добродетелей, так что нехвастливо мог бы взывать с апостолом: «для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор.4:3–4 ); однако должен знать, что он не может быть без греха. И не напрасно тот же учитель прибавил: но тем не оправдываюсь, т. е. хотя я и признаю себя правым, но не получу тотчас истинную славу, или поскольку совесть моя не обличает меня ни в каком грехе, то будто поэтому я не имею в себе нечистоты. Ибо многое скрывается от моей совести, и хоть для меня неведомо, но Богу известно и открыто. Потому апостол присовокупляет: судия же мне Господь, т. е. Он один, зная тайны сердца, произведет верный суд. Глава 8. Возражение аввы Германа касательно сказанного о святом причастии Герман . Выше было сказано, что только святые должны быть причастниками небесных таинств, а теперь прибавляется, что невозможно человеку быть совершенно свободным от греха. Если нет никого свободного от греха, то нет никого и святого; следовательно, человек, которому недостает святости, не может быть причастником таинств Христовых, также не должен и ожидать Царства Небесного, которое Господь обещает одним святым. Глава 9. Ответ: многие могут быть святыми, но нет никого без греха, кроме Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

20. всегда и за все принося благодарение, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу; 21. покоряясь друг другу в страхе Божьем. 22. Жены, покоряйтеся мужьям своим, как Господу, 23. потому что муж есть глава жены, так же как Христос глава Церкви; он же и спаситель тела. 24. А так же как Церковь во всем покорствует Христу, так и жены мужьям своим во всем. 25. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и Себя Самого предал за нее, 26. да освятит ее, омыв водною банею, в глаголе Своем, 27. Да поставит ее перед собою преславною, Церковью, не имеющею ни пятна, ни морщины, ни чего-либо подобного, но да будет свята и непорочна. 28. Так и мужья должны любить жен своих, как собственные тела. Любящий жену свою себя самого любит; 29. ибо никто собственного тела не ненавидел, но питает и греет оное, так же как и Господь Церковь , 30. Поскольку мы члены тела Его от плоти Его и от костей его. 31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину 700 . 32. Сие таинство велико: так говорю я о Христе и о Церкви. 33. Но и вы, каждый особо, люби жену свою как самого себя; жена же да боится мужа. Глава VI 1. Чада, слушайтесь родителей своих о Господе, ибо сие справедливо. 2. «Почитай отца своего и мать (сия есть первая заповедь с обетованием), 3. да благо тебе будет, и будешь долголетен на земле» 701 . 4. И вы, отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в навыке и учении Господа. 5. Рабы, слушайтесь господ своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердец ваших, как Христа, 6. служа не только наглазно, как человекоугодники, но как рабы Христовы, творящие волю Божию от души, 7. с доброжелательством служа Господу, а не людям; 8. зная, что каждый, что бы доброго ни сделал, то и получил от Господа, будь он раб, будь он свободен. 9. И вы, господа, делайте то же в отношении к ним, отлагая угрозу, зная, что и вам самим есть Господин на небесах, и что нет лицеприятия у Него. 10. Впрочем, братья мои, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Наконец, четвертый термин из разбираемых: «душа живая». … и стал человек душею живою. «Живая душа» ( нефеш хайах ) просто означает «живой человек». Как мы показали выше, нефеш не является особым обозначением души, как это отождествили переводчики Библии на греческий язык, а просто указывает на живого человека. Итак, ввиду всего вышесказанного, сделаем подробный пересказ вот этого библейского текста: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). И слепил Господь Бог человека из глины, как искусный мастер. И дунул в него, как вдыхает Бог в любое живое существо жизнь. И дал ему особое человеческое измерение – «дыхание жизни»: сознание, способность различать добро и зло, тягу к высшему и к Творцу. И стал после всего этого человек – живым, настоящим человеком. Мы разобрали ключевой текст для понимания того, что же такое человек и есть ли у него душа. Но у нас есть еще один текст, который тоже говорит о создании человека. Это 1-я глава книги Бытие. Эта глава была создана позднее той, которую мы только что разбирали. Дело в том, что 2-я глава относится к древней традиции библейской мысли, она уходит корнями в 8-й или даже в 10-й век до Рождества Христова. А 1-я глава принадлежит традиции, называемой в библеистике «священнической», и эта традиция возникла во время переселения евреев в Вавилон в 6-м веке. После Вавилонского плена шла работа над объединением всех традиций в одну, и так возникла книга Бытие в своем нынешнем виде. Вот интересующий нас текст: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Здесь говорится, что человек имеет в себе нечто, что отличает его от животных. Это нечто связывает его с Богом. Это образ и подобие Божии в человеке. Что это такое? Если говорить, самым простым языком, это похожесть человека на Бога. В Быт. 5:3 читаем: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Глава 7 Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это  70 , крестите в живой воде  71 во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой  72 . А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два. Глава 8 Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров  73 ; ибо они постятся во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний)  74 . Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в своем Евангелии, так и молитесь  75 : Отче наш, сущий на небе  76 , да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе: хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш  77 , как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избави нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки  78 . Молитесь так трижды в день. Глава 11 Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть (т. е. разрушить) ваше учение, такого не слушайте  96 . Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его, как самого Господа  97 . Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу  98 Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк  99 . Уходя  100 , апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится  101 . Если же потребует денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте  102 ; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится  103 . Но не всякий говорящий в духе есть пророк, а только кто имеет нрав Господень  104 , ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк  105 . И никакой пророк, назначая в духе трапезу  106 , не станет есть с неё, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк  107 . Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно с всемирною тайною церкви  108 , но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег или чего-нибудь другого, не слушайте его  109 ; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его. Глава 12

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe...

Павел. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем; жена да боится своего мужа» ( Еф.5:23–24 ; Еф.5:33 ). И еще: «всякому мужу глава Христос; жене глава муж» ( 1Кор.11:3 ). И ап. Петр пишет: «жены, повинуйтесь своим мужьям» ( 1Петр.3:1 ). «Хотя жене, – говорит св. Иоанн Златоуст , – принадлежит также власть в доме, именно – вторая, хотя она имеет начальство и равночестна мужу, – но при всем том, муж имеет нечто большее» 416 . И эта подчиненность жены мужу, обеспечивающая мир и счастье брачной жизни, не Христом введена впервые, но проистекает из того изначального отношения, в какое Сам Творец поставил супругов между собою для порядка в настоящей жизни. «Прежде создан Адам, а потом Ева», – говорит ап. Павел ( 1Тим.2:13 ); «не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8–9 ), – и на этом порядке создания брачной четы основывает естественное главенство мужа над женой 417 . Новое основание подчиненности жены мужу апостол усматривает в той роли её в истории грехопадения, вследствие которой ей волею Творца суждено было иметь «обращение» к мужу, получившему права «обладания» ею ( Быт.3:16 ): «не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим.2:14 ). «Для чего, – спрашивает св. Иоанн Златоуст , – он говорит это? Для того, чтобы на основании многих причин предоставить первенство мужу» 418 . Эту мысль яснее выражает св. отец в следующих словах: «Так как ты, – говорит Господь жене, – оставив равночестного (мужа) и имеющего общую с тобою природу, того, для кого ты создана, решилась вступить в беседу с лукавым животным – змеем, и принять от него совет, то затем я уже подчиняю тебя ему и объявляю его твоим господином, чтобы ты признавала власть его; так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчиненною» 419 . Итак, христианство, соединяя в отношении нравственного равенства мужа и жену в самое тесное и любящее общение, не изменило и того взаимного между ними отношения главенства и соподчинения, какое в самом начале было установлено Богом, но подтвердило и глубже обосновало такое отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010