Сравнение Католическая догматика рассматривает несколько случаев, которые считает проявлением верховной власти – примата Апостола Петра: Руководство выборами апостола вместо Иуды. 797 Речь перед народом в День Пятидесятницы. 798 Речь перед синедрионом. 799 Принятие в Церковь первого язычника Корнилия. 800 Первый, кто говорит на Апостольском Соборе в Иерусалиме. 801 Павел идет в Иерусалим «видеть Петра». 802 Приведенные моменты не являются аргументами в пользу примата, так как они только указывают на характер Апостола, большее рвение в проповеди и особенности более пылкого характера. Утверждение о том, что Петр первый говорил на Соборе в Иерусалиме, противоречит контексту: «по долгом рассуждении, Петр встав, сказал им: ...». 803 Сначала было много выступлений, а Апостол Петр засвидетельствовал о своей проповеди среди язычников. Решающее значение имела речь Апостола Иакова. 804 Причину, по которой Апостол Павел ходил видеться с Петром, мы не знаем, но принципиального значения эта встреча не могла иметь, так как произошла спустя три года после начала проповеди Павлом. Нужно обратить снимание на контекст, подтверждающий это: «я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл и него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова брата Господня». 805 Для выяснения отношений между Апостолами необходимо обратиться к следующему месту из Деяний: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна». 806 Цитата говорит о равных отношениях в среде Апостолов, которые посылают Петра и Иоанна – наиболее близких Христу учеников в Самарию. Достаточно яркое свидетельство против идеи примата. События, используемые католиками в качестве юридических прецедентов, подтверждающих примат, либо указывают на пылкий характер Апостола Петра, либо имеют совершенно иное значение, когда взяты в контексте, и не могут служить аргументами в подтверждение идеи примата. Разногласие с Ап. Павлом. Католическое учение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Сравни же это изречение с тем, что записано в книге Царств: «Если совершит грех муж против мужа, найдутся ему защитники; если же против Бога согрешит, кто станет молить за него?» 791 Следовательно, если злословить о Духе Святом и грешить против Бога – одно и то же, то есть ничем не искупимая вина, тогда каждому открыто, сколь велик Святой Дух. (III, 15) О том, что Бог вездесущ и все собой наполняет» мы узнаем из уст Исайи: «Я, – говорит он, – Бог приближающийся и не из далека. Если скроется человек в потаенных местах, разве я не увижу его? Не я ли наполняю и небо и землю?» 792 Какие же слова в Евангелии убеждают нас в вездесущности Спасителя? «Где соберутся, – говорит он, – двое или трое во имя мое, там и я буду среди них» 793 . Равным образом о Духе Святом, о том, что он вездесущ, нам сообщает пророк от лица Бога: «Я в вас и дух мой пребывает среди вас» 794 . И Соломон говорит: «Дух Господень наполняет собою круг земель, и он, который заключает в себе все сущее, обладает знанием слова» 795 . Также Давид возвещает: «Куда спрячусь я от Духа твоего и где скроюсь я от лика твоего? Вознесусь ли на небо, ты там пребываешь; спущусь ли в недра земли, и там ты; если же обрету рыбьи плавники и окажусь прямо в глубине морской, то и туда ведь протянется рука твоя и возьмет меня десница твоя» 796 . (III, 16) Бог обитает в тех, кто его почитает, согласно обещанию, которое он дал, сказав: «Пребуду в них» 797 . Истинно Господь Иисус так говорит в Евангелии: «Пребудьте во мне и я в вас» 798 . И Павел признает это, вопрошая: «Не знаете ли, что Иисус Христос в вас самих?» 799 Но, с другой стороны, все находится во власти духа, как вспоминает Иоанн: «Из этого, – говорит он, – мы заключаем, что он в нас, ибо от духа своего он дал нам» 800 . Так же точно и Павел свидетельствует: «Разве не знаете, что вы и есть храм Божий и дух Божий жив в вас?» 801 И еще говорит: «Славьте и имейте Бога в образе вашем» 802 . Какого Бога? Как бы то ни было, Духа Святого, который, как это очевидно для нас, и есть храм сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Karl der Große. München, 1999; на итал. яз.: Carlo Magno. Il Mulino. Bologna, 2000. 82 ss.; 2) Costantino il Grande, l’ incoronazione imperiale nell’ 816 e le relazioni tra papato e Franchi dopo la prima meta del secolo VIII//Costantino il Grande tra medioevo ed età moderna, cit. (сн. 3). P. 33. 1384 Libri Carolini 14, 13. 73, 32: «Libro igitur actuum beati Silvestri, ubi de imaginibus Constantino imperatori delatis scribitur, ideo obniti potest, quia, quamquam a pluribus catholicis legatur, non tarnen ad ea, quae in quaestionem veniunt, adfirmanda plene idoneus perhibetur. Quod in libro beati Gelasii (...) apertius demonstratur». Эта позиция не привела к кризису отношений Адриана I с франками, от которых он мог получить то, чего Византия дать ему была не в силах; в свою очередь его преемник (с 795 г.) Лев III в борьбе с римской аристократией находил в отношениях с Карлом Великим поддержку и причину для легитимации своей власти. По его прибытии в Рим он короновал его как императора, единого императора римлян и христиан (25 декабря 800 г.). «Constitutum Sylvestri» упоминается ещё в одном документе Карла Великого первого десятилетия IX в.; ср.: Aimone P.V. Gli autori delle falsificazioni simmachiane, cit. (сн. 116). P. 59. 1385 Becher M. 1) Karl der Große und Papst Leo III: Die Ereignisse der Jahre 799 und 800 aus der Sicht der Zeitgenossen//799 – Kunst und Kultur der Karolingerzeit. Karl der Große und Papst Leo III. in Paderborn: Katalog der Ausstellung Paderborn/Hrsg. von С Stegemann, M. Wemhoff. Mainz, 1999. Bd. 1. S. 22−36; 2) Die Kaiserkrönung im Jahr 800: Eine Streitfrage zwischen Karl dem Großen und Papst Leo III//Rheinische Vierteljahrsblätter. 2002. Bd. 66. S. 1−38; Zug Tucci H. Le incoronazioni imperiali nel Medioevo. Per me reges regnant: La regalità sacra nell’Europa médiévale. Bologna, 2002. P. 119−136; Becher. Costantino il Grande, cit. (сн. 164). 34s. 1386 Becher. Costantino il Grande, cit. (сн. 164). P. 9−44; in partie. 9 ss. (здесь ссылка на сочинение: Ermoldus Nigellius. In honorem Hludowici. 2. 423 ss//Monumenta Germanie Historica. Poetae. Hanover, 1884. Vol. 2. P. 36: «...Tum iubet adferri gemmis auroque coronam//Quae Constantini Caesaris ante fuit» (и замечание, что «Liber pontiflealis» не зафиксировала этого эпизода); 39 ss. (о сложности политической ситуации и о постоянной подозрительности франкских императоров).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ИЕГУ, СЫН АНАНИИ Наддав 907–906. Вааса 906–883. Падение дома Иеровоама. Элла 883–882. (Замврий 882). Амврий 882–871, воздвиг Самарию. Ахав 871–851, женился на Иезавели, дочери царя Тира Евфаала Усиление Ассирии. Ашшур-банипал 883–859 Иосафат 867–851 ЕЛИСЕЙ Храм Ваала; победа в Афеке над Венададом II, смерть побежденного; битва при Рамофе Охозия 851. Иорам 850–842. Камень Меши, царя Моава 840. Борьба за власть и царствование Иегу 842–814 Венадад II Салманасар III 858–824. 853 – битва при Каркаре Иорам 851–843, женится на Гофолии, дочери Амврия Иоахаз 814–800, освобождается от арамеев Дамаска 841 Салманасар III: достигает моря; побеждает Азаила, получает дань от Иегу, правителей Тира и Сидона; побеждает Венадада III. Ададирари III 810–783; дань Венадада III; дань Израиля Охозия 843. Гофолия 842–836. Иоас 836–799 Слабость Египта Амасия 799–769 Иоас 800–785 Слабость Ассирии Озия 785–740 Иеровоам 785–749 (берет власть в Самарии, изгнав Ровоама) XIV династия Иотам 740–734 750 АМОС Захария 749 Расон, царь Дамаска Тиглатпаласар III 745–727 завоевывает Вавилон; налагает дань на Дамаск, восточных царей, Менахема 744 ОСИЯ Шаллум 748 7 40 видение ИСАЙИ Менахем 748–737 царей, Дань Тиглатпаласару III Падение Дамаска Ахаз 733–727 Осада Иерусалима Расоном из Дамаска и Пекахом из Израиля; союз с Ассирией 722 МИХЕЙ Формирование псалмопевческой литературы от конца X до V в. Пекахия 737–735 Пеках 735–736 Гибель Расона; Сальманасар V 726–722 Саргон II 721–705 721 – осада и взятие Самарии Осия 731–721 Платит дань Ассирии, но является союзником Египта Осия взят под стражу; взятие Самарии 721 (?); депортации; приток в Самарию иноземцев. XXV нубийская династия Иезекия 727–687; Силоамский водопровод; экспедиция Синаххериба, добивающегося выплаты дани Притчи (XXV) Конец царства Самарии 711 Саргон подавляет восстание в Азоте; Синаххериб 704–681. 701 под Элтеком разбиты союзные войска египтян и эфиопов; падение Экрона; кампания в Аравии и взятие Лакиша; между 721 и 701 восстания Вавилона против Ассирии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

франки впервые столкнулись со сканд. племенами. В 808 г. король данов Готфрид опустошил земли ободритов и принудил их к выплате дани. Во время похода был разрушен важнейший центр балт. торговли в регионе, г. Рерик. После этого король данов приказал выстроить линию укреплений вдоль р. Айдер - от Северного до Балтийского м. (т. н. вал Ковирке). Франки возвели неск. крепостей в Нордальбингии. Так было положено начало созданию Датской марки. В 810 г. Готфрид совершил набег на Фризию, но вскоре был убит. Новый король данов Хемминг не стал обострять отношения с франками. В 811 г. он заключил с К. В. мирный договор, подтвердивший границы по р. Айдер. С кон. 799 г. постоянными стали грабительские набеги норманнов на Фризию и Бретань. По приказу К. В. в Сев. Галлии и Сев. Германии начали строить боевые корабли, к-рые на время смогли отсрочить нападения. Однако уже в следующие десятилетия норманнская угроза станет важным фактором не только внешней, но и внутренней политики франк. правителей. Создание на границах Франкской державы марок и военных округов к нач. IX в. свидетельствовало о постепенном исчерпании внутренних ресурсов и возможностей для значительного расширения территории королевства. Преемникам К. В. пришлось решать уже др. задачи, в числе важнейших были защита границ и удержание под своей властью огромных территорий, завоеванных в ходе войн 2-й пол. VIII - нач. IX в. В 799 г. в Риме сложился заговор против папы Льва III. В Страстную седмицу папа был арестован во время традиц. шествия через город и, вероятно, низложен в ц. святых Стефана и Сильвестра ( Mohr. 1960). Льву III удалось бежать из города в Падерборн, где находился К. В. Король пообещал папе помощь и летом 800 г. отправился в Рим во главе войска. В течение неск. месяцев он улаживал споры между папой и рим. аристократией, судил заговорщиков, а также заставил Льва III принести публичную клятву в том, что он неповинен в приписываемых ему преступлениях. Договоренность с папой об имп. коронации К. В. была достигнута скорее всего еще в Падерборне.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Употребив на описание наружных стен харама 210 страниц, на остальных 80 страницах автор описывает всё, что заключается на площади, внутри стен. Здесь он пытается, прежде всего, разрешить весьма интересный вопрос; на каком именно месте нынешней площади харам эш-шериф должен был стоять корпус ветхозаветного храма? Автор излагает решения этого вопроса, представленные Вильямсом, Шеротти, Варреном и др., и отвергает их. Сам он принимает мнение Вогюэ, Штаде и Шика, что скала мечети Омара, место нынешнего поклонения мусульман, была не под святым святых храма, а под жертвенником всесожжений и отстаивает это мнение (стр. 790–800). Выше уже сказано было, что здесь автор утверждает совсем противное тому, что говорил при описании храма Соломонова и Иродова (стр. 229, 231, 513–14). Порешив на основании условий местного грунта, что храм должен был стоять к западу от скалы в мечети Омара, автор собирает доказательства того, что скала эта есть место ветхозаветного жертвенника пред притвором. «Невозможно, – говорит он, – допустить, чтобы мусульмане, наследовавшие площадь ветхозаветного храма, избрали для своего поклонения в так называемой священной скале второстепенный пункт по плану древнего храма» (стр. 792). Какой был первостепенный и какой второстепенный пункт в ветхозаветном храме – это большой вопрос, требующий нарочитого исследования. Автор не задумывается над ним, и для своей цели здесь прямо считает первостепенным пунктом жертвенник. Но ранее он усердно и с полным доверием высчитывал по мишне степени святости разных частей храма (пользуясь этим как аргументом в свою пользу и против других – стр. 464), и на высшей степени являлось у него Святое святых (стр. 489–90). Что касается дальнейших доказательств на основании исследования подземных камер и каналов в скале, в которых сам автор предполагает позднейшие переделки, и относительно значения которых не все исследователи согласны, то они (доказательства) представляют археологическую паутину, сотканную на ненадёжной основе иудейского предания (стр. 793–799). Определив по своему разумению вообще место храма на нынешней площади харам эш-шериф, автор отказывается от каких-либо дальнейших указаний на основании существующих данных. Создать не воображаемый, а действительный план храма, по его словам, можно было бы только тогда, когда представилась бы возможность раскопать площадь по всем направлениям и осмотреть сохранившиеся следы древних построек (стр. 800–801). Однако же существуют модели, воспроизводящие храмовые постройки во всех подробностях. Как бы для удовлетворения любопытства читателей автор приложил к книге фотографические снимки с этих моделей и описывает их. Но описание их кратко и темно, ещё более затемнено критическими поправками и тем, что снимки только односторонние, а не двухсторонние, как бы следовало для ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Известно, что позже численность состава византийской воинской фемы составляла в среднем 2–4 тыс. человек 793 . В действительности она могла быть еще меньше. Скажем, во время военной экспедиции на Крит в 949 г. войско Фракисийской фемы насчитывало 950 человек (600 армян-стратиотов и 150 офицеров и профессиональных солдат), а фемы Харпезикий и того меньше – 704 человека, из которых 428 были армяне-стратиоты, причем командный состав составлял 251 человека, не считая 25 человек, входивших в штаб стратига 794 . Даже такая большая военно-административная область, как Пелопоннес, если исходить из подсчета, проделанного Н. Икономидесом, располагала примерно 1500–2000 стратиотов 795 . К тому же надо учесть, что херсонесские военные силы ни в ранневизантийское время, ни тем более позже не предназначались для осуществления крупномасштабных наступательных операций. Около 716 г. будущий Лев III Исавр, ведший рейдовую войну с арабами силами небольшого отряда, отступив в Писидию, организовал оборону осажденного города силами всего лишь 800 человек 796 . Пределы размерам воинских контингентов, собираемых для военных действий, клала прежде всего проблема снабжения этих войск на марше, поскольку это снабжение зависело в значительной степени от реквизиций, которые удавалось сделать по пути 797 . Поэтому византийская тактика, унаследованная от Маврикия с его «Стратегиконом», учитывала, что военные действия лучше вести небольшими, но дисциплинированными отрядами – фемами 798 . Кроме того, концентрация большого количества вооруженных людей в одном месте даже ради смотра или устройства военного лагеря сулила опасность по политическим соображениям и поэтому допускалась на очень короткий срок, после которого шло разделение собранных войск на более мелкие, легче управляемые и проще снабжаемые отряды 799 . Памятуя тактические наставления, дошедшие от вв., Лев VI Мудрый тоже советовал избегать скоплений войск в городах, мягко относиться к воинам-ополченцам и побыстрее переводить собранную армию на вражескую территорию, чтобы она снабжалась не за счет собственного, а за счет чужого продовольствия 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальные 224 прихода несли на себе долг, о количестве которого можно судить по следующей статистической таблице: . Церкви Собственность Римско-католическая 3.042,814 11.176,500 Протест.-епископальная 1.341,300 24.175,000 Голландско-реформатская 1.098,800 4.381,000 Пресвитерианская 543,600 5.802,000 Методистско-епископ. 480,850 2.799,100 Еврейские синагоги 380,500 1.861,000 Баптистская 223,300 1.446,500 Лютеранская 183,900 1.095,000 Конгрегационалисткие 181,000 607,000 Унитарианские 82,000 475,000 Универсалистские 75,000 466,500 Цветные приходы 72,350 360,000 Соединено-пресвитер. 23,500 190,000 Реформиров.-пресвитер. 20,000 310,000 Община друзей 585,000 7.770,314 дол. 56.191,600 дол. 691 См. выше стр. 313 4-е прим. Финансовый крах иногда достигает огромных размеров. Весной текущего года объявил свою несостоятельность банк в г. Цинциннати, основанный и заведуемый архиепископом Пурцелем. Кредиторы предъявили притязания на сумму в 3.800,000 долларов. «Если дело, говорит корреспондент «N. Y. Times», будет, решено утвердительно (в пользу кредиторов), то будет необходимою продажа половины католических церквей и школ в Цинциннати» N. Y. Times, от 8 мая 1831 года. Дело еще не решено и наверно затянется надолго. 692 Сравни с одной стороны Mattison, Romanism, p. 74 и Barnum, Romanism as it is, pp. 670; с другой Hecker, Catholic Church in the U. S. p. 7; Catholic World, Vol. I, p. 14. 702 Brownson, Life, p. 107. Факту этому католические историки придают очень важное значение и подробное описание его можно читать в различных курсах церковной истории. См. Murray, History, pp. 209–215; White, Sketch of History of Catholic Church in the U. S. pp. 600 – 605 и др. 720 Подробнее смотри об этом в наших письмах из Нью-Йорка, в осенних «Берега» за 1880 год, под заглавием: «Среди Янки». 721 North American Review, январь 1876 года, art. «Religion in America 1776–1876». См. также выше во введении. 723 Мысль о цезаризме серьезно волновала страну во время президентских выборов прошлого года, особенно когда кандидатом выступил генерал Грант на «третий срок» президентства. Победу республиканцев демократы провозгласили также победой цезаризма. См. наши очерки президентской кампании в письмах их Нью-Йорка «Среди Янки», а осенних «Берега» за 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

796 Parenti S. Preghiere delle «Costituzioni Apostoliche» in alcuni eucologi italo-greci del medioevo//Ephemerides Liturgicae. R., 1999. Vol. 113. P. 47–52. 797 Jacob A. Fragments liturgiques byzantins de Terre d’Otrante//Bulletin de l’Institut Historique Belge de Rome. Bruxelles, 1973. Vol. 43. P. 370–373. 798 Cecaumeno. Raccomandazioni e consigli di un gentiluomo (Στρατηγικν)/Testo critico, traduzione e note a cura di M. D. Spadaro. Alessandria, 1998. P. 136–139. 799 Rocchi A. Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae... Tusculani [=Grottaferrata], 1883. P. 262–263; также Parenti S. La celebrazione delle Ore del Venerdi Santo nell’eucologio Γ. β. X di Grottaferrata (X–XI sec.)//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1990. Vol. 44 (n. s.) P. 81–125. 800 См. сделанное M. Д’Агостино новое описание рукописи в кн.: Gentile S. (ed.) Oriente Cristiano e Santità: Figure e storie di santi fra Bisanzio e l’Occidente. Venezia, 1998. P. 210–212 [здесь же приведена и библиография]. 802 κα γνεται χοροστασιμος· δο χορο, κα ρχεται δεξιν χορς ντιφωνον α υποψαλμα λληλοα τριπλον (Fol. 79 v ). 805 Parenti S. Mesedi – Mesodion//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler. R., 2000. (Orientalia Christiana Analecta; 260). P. 543–555. 808 Vogel C., Elze R. Le pontifical romano-germanique du dixième siècle, 2. Città del Vaticano, 1963. (Studi e Testi; 227). P. 300. 61; P. 302. 69. 809 Ср.: Strittmatter A. The Latin Prayer «Ad infantes Consignandos» in the Byzantine Rite of Confirmation//Orientalia Christiana Periodica. R., 1955. Vol. 21. P. 308–320. 811 Winkler G. Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungsgeschichtliche und liturgievergleichende Untersuchung der Quellen des 3. Bis 10. Jahrhunderts. R., 1982. (Orientalia Christiana Analecta; 217). 812 Примеры приведены в работах: Wawryk M. Initiatio monastica in liturgia byzantina: Officiorum schematis magni et parvi necnon rasophoratus exordia et evolutio. R., 1968. (Orientalia Christiana Analecta; 180); Bruni. I funerali di un sacerdote. P. 43–79, passim.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

798 См. Seagraves. Op. cit. P. 60–66; Herrmann E. Ecclesia in Re Publica. Frankfurt am M.–Bern–Cirencesmer, 1980. P. 42–52. 799 Под этим выражением свт. Киприан подразумевает, что Бог непосредственно избирает (eligit) и утверждает (facit, constituit, ordinat) каждого нового епископа в его должности: Dei judicium, qui episcopum fecit (Ep. 52.8–9; cp. Ep. 44.4; 65.1:3; 69.1–2:4:9). Это Божественное решение и избрание затем выражается через посредников – клир и народ, а также епископов соседних епархий. См. об этом Seagraves. Op. cit. P. 53–55, n. 56–60. 800 Термин suffragium populi у Киприана разные исследователи истолковывают по-разному. Одни полагают, что это было действительное избирательное право лаиков (J. Straub); другие видят в нем указание на формальное право провозглашения/назначения (acclamatio/nominatio, С. Andersen); третьи – на полное право назначения (М. Meslin). См. Seagraves. Op. cit. P. 62, n. 94–97. Как отмечает Herrmann (op. cit. P. 48), во времена Киприана suffragium populi «избрание народа» могло играть важную роль в соединении с suffragium cleri «избранием клира» (Ер. 67.2; 68). В целом термин suffragium «избрание», «избирательное право», «голосование» у Киприана означает участие церковной общины в избрании и назначении своего епископа; это участие проявляется, во-первых, в провозглашении общиной того или иного кандидата во епископы (acclamatio) и, во-вторых, в его поддержке и одобрении. См. Seagraves. Op. cit.P. 63–64. 801 Термин testimonium «свидетельство» у Киприана означает положительное свидетельство или поддержку, оказываемую кандидату в епископы, которая может исходить от епископов, клириков или непосредственно от Бога, но никогда – от церковного народа местной общины. Термин consensus «согласие» в связи с выборами епископа является дополнительным и означает признание новоизбранного кандидата в качестве епископа. За этот акт признания отвечает собрание соседних епископов. Такое согласие выражалось в возложении рук, что и означало посвящение нового епископа (ordinatio). См. Seagraves. Op. cit. Р. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010