Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье. Как правило, L. d. открывается типовыми формулами, к-рые использовались в папских посланиях визант. императору и должностным лицам, королю, патриарху и т. д. Далее помещены образцы документов, связанных с рукоположением епископов в Риме (акты избрания клиром и народом, ходатайства о рукоположении, различные справки, исповедание веры, обязательства перед понтификом); формуляры прошений о разрешении на строительство, восстановление и освящение церквей и баптистериев, перенесение мощей святых (с текстами папских ответов); образцы папских привилегий и распоряжений, связанных с управлением Патримонием св. Петра, в т. ч. о назначении на должности и о передаче в управление мон-рей и благотворительных учреждений. Особый блок документов связан с избранием папы Римского (среди этих текстов - извещения для императора, экзарха, архиепископа и должностных лиц Равеннского экзархата; исповедание веры; окружные послания всем христианам и т. д.). Состав L. d. в рукописях различается (в среднем ок. 100 документов). Вероятно, сборник подвергался правке: менялась последовательность текстов, исключались устаревшие и вносились новые формуляры. Ни одна из сохранившихся редакций не является «сборником формуляров папской канцелярии», но все они состоят из аутентичных рим. документов ( Santifaller. 1976). Трудно установить, когда были созданы отдельные формуляры, включенные в L. d. По мнению В. М. Пайца, первоначальная редакция сборника была составлена в VI в. (это предположение разделял Л. К. Мольберг), а нек-рые формуляры восходят к V в. Т. фон Зиккель пришел к выводу, что самые ранние тексты относятся к понтификату Гонория I (625-638), самые поздние были включены в сборник при Льве III (795-816). Согласно Л. Дюшену , основная часть L. d. была создана после Вселенского VI Собора (680-681), дополнения внесены при папе Адриане I (772-795). Образцом для сборника мог послужить регистр папы Григория I Великого (590-604). Выдержки из L. d. приведены в «Собрании канонов» кард. Деусдедита (завершено в 1087) (Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 233, 331, 602).

http://pravenc.ru/text/2463641.html

96. ЛЕВ III Римские Папы. Список 96. ЛЕВ III. 795816. Римлянин. Занимал высокий пост казначея и кардинала церкви св. Сюзанны. После своего избрания на папский престол переслал Карлу Великому ключи св. Петра и папское знамя в знак признания власти короля как римского патриция. В Латеранском дворце была помещена мозаика с изображением фигуры св. Петра, вручающего палий папе Льву III и знамя — Карлу Великому. Спустя четыре года после начала правления Льва III в Риме вспыхнуло восстание против папы и сторонников его профранкской политики. 25 апреля 799 г. во время религиозной процессии вооруженные заговорщики, среди которых были родственники папы Адриана, похитили Льва III и заточили его в соборе св. Сильвестра, где палачам было приказано ослепить его и вырвать ему язык. Однако полностью искалечить папу заговорщикам не удалось. С помощью друзей Лев III бежал и укрылся в Риме, затем перебрался в Сполето и оттуда — в Падерборн (Вестфалия), где находился Карл Великий. Под охраной королевских войск Лев III вернулся в Рим. Вслед за ним туда прибыл и Карл Великий. Король потребовал от папы очиститься от обвинений в разврате и нарушении клятв, которые выдвигались против него. 23 декабря 800 г. папа торжественно поклялся на Евангелии, что он невиновен. Двумя днями позднее, в рождество, во время богослужения в Ватиканском соборе папа возложил на голову Карла императорскую корону, а собравшиеся толпы провозгласили его римским императором, Августом. Церковные хронисты рассказывают, что Карл был потрясен этим жестом папы. Думается, однако, что все это было заранее оговорено. С этого времени над христианским миром властвовали два императора: восточный и западный. В 812 г. Византия признала Карла императором и согласилась на равноценное существование двух империй. Империя Карла стала зародышем того, что в средние века получило название Священной Римской империи. В феодальной иерархии император находился на самом верху, над всеми королями. Он считался также защитником церкви и покровителем папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/442124/

18) В храме Св. Стефана (S. Stefano Rotondo) в Риме, 642–649 г., мозаика, замечательная для истории креста, на своде алтаря, посвященного Св. Приму и Фелициану. В середине между этими святыми изображен водруженный в землю четвероконечный крест, украшенный драгоценными каменьями, а на верхней конечности его в медальоне изображение Спасителя по грудь. См. рис. 20. 20 . Алтарная мозаика в ц. Св. Стефана «Круглого» в Риме 19) В храме Св. Нерея и Ахилла в Риме, 795–816 г., мозаика представляет дальнейшее развитие в представлении Преображения против Равеннской начала VI в., в храме Св. Аполлинария, но все еще не достигшее установленной нормы, принятой нашей иконописью. Это изображение распределено по арке, отлогая округлость которой соответствует Фаворской горе. Посреди в ореоле Христос в полный рост, по сторонам Моисей и Илия, а трое Апостолов расположены позади Моисея и Илии, с одной стороны один, а с другой двое; они падают на колени, прикрывая лицо одеянием. 20) В храме Св. Марии Ладьи (S-ta Maria-della-Navicella, иначе S-ta Maria-in-Domnica) в Риме, 817–824 г., одно из древнейших мозаических изображений торжественно восседающей на престоле Богородицы с Христом Младенцем, который сидит на коленях своей Матери, будто на престоле и благословляет десницей. По сторонам стоят чины ангельские. Папа Пасхалий, возобновивший этот храм, преклонив колена, берет обеими руками правую ступню Богородицы. 21) В базилике Св. Амвросия в Милане, относящаяся к XII веку, мозаика в абсиде изображает Спасителя, восседающего во славе своей на престоле, в левой руке держит открытое Евангелие, а правой благословляет. На воздухе по сторонам по ангелу, в белых ризах; по сторонам престола стоит Гервасий и Протасий. За ними направо и налево по зданию, в византийском стиле, с изображением двух сцен из одного эпизода в житии Св. Амвросия, как он однажды во время совершения литургии воздремал, и в сне присутствовал в Туре при погребении Турского епископа Св. Мартина. Над зданием направо от зрителя надписано Mediolanum, и внутри изображен в храме воздремавший Св. Амвросий между духовенством: налево под зданием надписано Toronica (Тур), и внутри изображено погребение Св. Мартина. Эта мозаика, замечательная по своему изяществу между современными ей, для нас особенно важна потому, что вместе с латинскими надписями предлагает и греческую, указывающую на непрекращавшуюся еще в Милане связь искусства с Византией, тогда как в Риме с древнейших времен надписи на мозаиках по большей части латинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   Феодор определенно не был новатором в своем отношении к государству. Ибо его подход совпадал с позицией Афанасия, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, да и значительная часть византийского духовенства держалась того же в последующие столетия: это лишь свидетельствует о том, что в византийском обществе не было той «гармонии» между двумя властями (светской и духовной), о которой говорил Юстиниан в своей «Шестой новелле». Деятельность и свидетельство монахов были всегда налицо в Византии, показывая, что истинная гармония между Царством Божиим и «миром» возможна только parousia .    Идеология и убеждения Феодора обыкновенно уводили его от константиновского параллелизма между политическим строем империи и устроением Церкви, того самого параллелизма, что был одобрен в Никее, и лучшим примером которого стало постепенное возвышение епископа Константинопольского, ставшего, в конечном счете, «вселенским патриархом». Феодор, разумеется, никогда формально не отвергал канонические тексты, закреплявшие этот параллелизм, но на деле предпочитал ссылаться на принцип апостольства, как на критерий авторитета в Церкви, а не на политические преимущества тех или иных городов. Поддержка, полученная Православной партией от Церкви Рима во времена иконоборчества, дружеская переписка, которую сумел наладить Феодор с папами Львом III (795—816) и Пасхалием I (817—824), очень уж отличались от того, что испытывал Феодор на родине, непрестанно не ладя со своими патриархами, и с иконоборцами, и с православными. Эти факторы объясняют то весьма высокое почтение, которое он неустанно подчеркивал, говоря об «апостольском престоле» ветхого Рима. Например, он обращается к папе Пасхалию как к «камню веры, на котором зиждется Кафолическая Церковь». «Ты — Петр, — пишет он, — украсивший престол Петра». Многочисленные цитаты такого рода, тщательно собранные новейшими апологетами папства, все же недостаточны для доказательства тождественности взгляда Феодора на Рим воззрениям Первого Ватиканского собора. В его посланиях, рядом со ссылками на Петра и на Папу как на лидеров Церкви, можно найти и слова о «пятиглавом теле Церкви, что отсылает к византийской концепции пентархии патриархов. А обращаясь к патриарху Иерусалимскому, Феодор именует его тоже «первым среди патриархов», ибо месту, на котором пострадал Господь, подобает «честь, превыше всяческих».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

104 Лев III (795–816), римлянин по происхождению. С момента своего избрания ощущал явное пренебрежение со стороны римской аристократии. После своего избрания на папский престол он переслал Карлу ключи св. Петра и папское знамя в знак признания его власти. Спустя четыре года после начала правления Льва III, в Риме вспыхнуло восстание против папы и сторонников его профранкской политики. 25 апреля 799 года во время религиозной процессии вооруженные заговорщики похитили папу и заточили его в соборе св. Сильвестра, где палачам было приказано ослепить его и вырвать ему язык. Однако с помощью друзей Лев III бежал и укрылся в Риме, затем в Сполетто и Падерборне (Вестфалия), где находился Карл Великий и где, по всей видимости, была достигнута договоренность о выдвижении Карла на роль главы империи. Под охраной королевских войск Лев III вернулся в Рим. Вслед за ним туда прибыл и Карл, который потребовал от папыочиститься от обвинений в разврате и нарушении клятв, которые выдвигались против него. 23 декабря 800 года папа торжественно поклялся на Евангелии, что он невиновен. Двумя днями позже, в рождество, во время богослужения в Ватиканском соборе, папа возложил на голову Карла императорскую корону, а собравшиеся толпы провозгласили его римским императором и Августом. 105 Это было заранее оговорено в Падерборне с папой Львом III, которому провозглашение Карла императором было выгодно, поскольку с его помощью он рассчитывал восстановить свой авторитет (см. прим. 104). 121 Перевод названий ветров достаточно сложен и вызывает затруднения у авторов. На наш взгляд, при переводе таких названий, помогает представленный ниже рисунок. 122 Неточность. Карл отправился на охоту в 813 году в Арденны (Ardennes), там почувствовал себя больным и по этой причине короновал своего сына Людовика. 123 Это позволяет предположить, что Карл родился в 742 году. В эпитафии же (см. ниже в гл. 31) написано «septuagmarius» (семидесяти лет). Если согласиться с надписью эпитафии, то датой рождения Карла следует считать 744 год.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Л. был погребен в Ватиканской базилике св. Петра. День его памяти внесен в Римский мартиролог. В Liber Pontificalis папа представлен как чудотворец. С помощью крестного знамения он остановил пожар, начавшийся в англосакс. квартале в «городе Льва». Л. приписывается также изгнание василиска, обитавшего в пещерах близ ц. св. Луции в Орфее (ныне Санта-Лучия-ин-Сельчи), который убивал людей и скот смертоносным дыханием. В день Вознесения Пресв. Богородицы Л. прибыл к логову чудовища в сопровождении клириков, которые исполняли священные песнопения и несли изображения Христа. После молитвы Л. василиск исчез и более не появлялся в Риме. Сходная легенда была связана с папой Римским Сильвестром I (314-335), который якобы уничтожил дракона, обитавшего в пещерах Тарпейской скалы. Возможно, предание об изгнании василиска было связано с учреждением процессии к ц. св. Луции по указанию Л. (в годы его понтификата Вознесение Пресв. Богородицы в Риме стали праздновать с октавой; на связь Л. с этим установлением указывает фреска в базилике Сан-Клементе: на ней папа изображен вместе со св. Витом перед пещерой, где была погребена Пресв. Богородица; фреска выполнена по указанию пресв. Льва, к-рого можно отождествить с Л.). Понтифик установил обычай совершать вечерню в базилике св. Павла 30 июня в присутствии всего рим. духовенства. Он уделял внимание распространению рим. (григорианского) пения, в пренебрежении которым он упрекал Гонората, аббата Фарфы. Автор жизнеописания папы также подчеркивал проповеднический талант Л. Однако приписываемые ему гомилии принадлежат Ратгеру Веронскому; из гомилетического наследия Л. ничего не сохранилось. При папе Пасхалии II (1099-1118) мощи Л. вместе с мощами Римских пап Льва II (682-683) и Льва III (795-816) были перенесены в ораторий при базилике св. Петра. Согласно распространенной в средние века легенде, мифическая Иоанна Папесса была преемницей Л., который якобы и приблизил ее к себе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 302-326; Mansi. T. 14. Col. 853-1052; LP. T. 2. P. 106-139, 148; MGH. Epist. T. 3. P. 585-612; MartRom. Comment. P. 292-293.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Закончив строительство укреплений «города Льва», Л. велел восстановить укрепления Остии (работы начались еще при папе Римском Григории IV) и Порто. В Папской области при Л. были восстановлены укрепления Орты и Амелии, заново отстроена на новом месте Чивитавеккья, разоренная сарацинами в 812 г. (согласно Liber Pontificalis, место было указано папе ап. Петром, явившимся в одеянии военачальника; строительство укреплений завершено в 854). Из церковного строительства в Риме следует упомянуть восстановление Ватиканской базилики св. ап. Петра. В жизнеописании подчеркивается, что Л. сделал ее еще величественнее, чем она была, установив в ней золотые светильники и серебряные ворота. На небольшой ц. св. Андрея, примыкавшей к базилике, были установлены новые колокола. Также Л. отстроил Латеранский дворец. При Пасхалии I (817-824) из дворца украли подаренный Карлом Великим папе Римскому Льву III (795-816) золотой крест, украшенный драгоценными камнями, к-рый использовался в папских процессиях; Л. распорядился изготовить копию этого креста. Папа покровительствовал мон-рям и делал щедрые дары обителям в Ср. Италии, прежде всего мон-рю Субиако близ Ананьи, основанному свт. Венедиктом Нурсийским ; в Субиако Л. возглавил освящение монастырского храма. Взаимоотношения с правителями из династии Каролингов у папы складывались по-разному. Если отношения с имп. Лотарем I были хорошими, то с его сыном Людовиком II Итальянским они были натянутыми, хотя сторонам всегда удавалось достичь согласия. В 850 г. Л. помазал в Риме Людовика II императором и соправителем отца, Лотаря I. Также понтифик совершил помазание малолетнего Альфреда Великого (король Уэссекса в 871-899/901), посланного в Рим в 853 г. своим отцом кор. Этельвульфом. В сохранившемся фрагменте послания, адресованного Этельвульфу, Л. упоминал, что нарек Альфреда своим духовным чадом, предоставил ему титул и даровал почетное одеяние рим. консула.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Душеполезные поучения 12, 136–137; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 15, 74. – Ред. 200 В ряде из списков название иное: «В Великий Чеверг», «В святой и Великий Чеверг великой недели». – Ред. 202 Император Михаил II Травл («Заика») правил Византией в 820–829 гг. Стремясь восстановить мир в империи, он прекратил преследование иконопочитателей, благоволил к изгнанным студитам, но терпимо относился и к иконоборцам. Второй брак Михаила Травла с дочерью императора Константина VI – Феклой, которую Михаил вернул из монастыря, вызвал неприятие преп. Феодора и его монахов, поэтому они предпочли остаться в изгнании (см.: TSPC. P. 167). – Ред. 203 Здесь преп. Феодор напоминает события 795 г. ввиду событий новых – расстрижения императором Михаилом II Травлом из монахинь дочери Константина VI (около 821 г.). О Константине VI и михианской схизме см.: Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 1. С. 27–46. – Ред. 206 Приблизительно 818 г. (см Theod. Stud. Parva Cat. P. 648). Следовательно, еще до тех суровых наказаний – тюремного заключения, бичевания и т. п., поставивших преп. Феодора на грань жизни и смерти. Хотя возможен и 824 г. – 4-й год после освобождения преп. Феодора. – Ред. 209 Свидетельство о пребывании преп. Феодора и его монахов в рассеянии – скорее всего в Крескентиевых местах после освобождения из тюремного заключе­ния после 820 г. – Ред. 210 Оглашение датируется приблизительно 825–826 гг. (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 649). – Ред. 217 Речь идет о настоятелях монастырей Гераклеи и Кафаров («Чистых»). Первый вначале одобрил прелюбодейный брак императора Константина, а затем вступил в общение с еретиками-иконоборцами (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). То же стоит предполагать и о втором. Об этом см. Письмо 222 (лето – осень 816 г.).– Ред. 220 Память этого святого в Древней Церкви праздновалась 29 декабря по старо­му стилю (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). – Ред. 221 Картерий – монах-студит, наказанный за неизвестную провинность; в конце концов покинул монастырь, чем причинил огорчение преп. Феодору (см.: TSPC. Р. 209). – Ред. 223 Речь идет о восстании Фомы Славянина в 821–823 гг., провозгласившего себя императором. Несмотря на то что восставшие в течение года осаждали Константинополь, восстание было подавлено. Император Михаил Травл, опасаясь, что преп. Феодор Студит выступит на стороне Фомы, провозглашавшего иконопочитание, потребовал Феодора в столицу, где тот и пребывал некоторое время до разгрома восстания в 823 г., после чего вернулся в Малую Азию на мыс св. Трифона, где и окончил свою жизнь в 826 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

году во Франкфурте соборе бывшей Западной империи папа обеспечил представительство своими послами. На этом соборе председательствовал король; на нём были осуждены решения восточного собора, с чем выразили согласие и папские легаты. Папе был преподан урок: дела христианского сообщества вершат уже не папа и Византия, а Карл при содействии папы. Папа Адриан скончался в то время, когда рушились его мечты о папском суверенитете. Об избрании его преемника Льва III (795–816) Карл был извещён посольством. Начиная с Павла I , таким образом в качестве простого акта вежливости патриция ставили в известность о результатах выборов. В своё время Византия, а также экзарх требовали, чтобы к ним обращались с просьбой об утверждении ещё до посвящения. Однако Лев не только вместе с римскими избирателями дал клятву верности франкскому королю, но и одновременно признавал Карла своим сюзереном. Лев прекратил датировать свои грамоты только годом своего понтификата и стал проставлять также год правления Карла. . Следует учитывать, что папы в Италии для противостояния вновь появившимся арабским (сарацинским) завоевателям и всё заметнее наглеющей феодальной аристократии нуждались ещё более, чем прежде, в вооружённой защите со стороны франков. Но это можно было обеспечить лишь за счёт полного политического подчинения франкскому королю. В 799 году, во времена понтификата папы Льва, мы встречаемся с новым явлением: под руководством племянника папы Адриана (скончавшегося предшественника Льва) против папы, избранного в соответствии с канонами, подняла мятеж византийская партия. Против папы Льва, как выяснилось, не без основания, был выдвинут целый ряд обвинений (клятвопреступление, предательство, нарушение брака и т. д.). Во время церковного шествия на Льва III было совершено нападение, с него было сорвано одеяние иерарха, его стащили с осла и заключили в монастырь. Льву удалось, обманув бдительность стражей, спуститься по верёвочной лестнице и бежать сначала в Сполето, а оттуда к своему господину – Карлу. Эти события интересны во многих отношениях: прежде всего мятеж был поднят против избранного на законном основании и уже правящего папы, таким образом, была нарушена неприкосновенность папы. Достойно внимания и то, что здесь открыто проявилась и позднее отчётливо просматриваемая неустойчивость, нашедшая выражение в чередовании пап, противостоящих друг другу в силу своих политических ориентаций. За понтификатом про византийского Адриана последовала откровенно профранкская позиция Льва. И наконец, на сцене появляется папский племянник, представляющий сторонников предшествующего папы и проводящий политику,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В ризнице картина Юлия Романо Бичевание Христа двумя палачами не понравилась мне, потому что слишком красны и мясисты эти палачи. Живописец хотел щегольнуть естественностью и знанием анатомии человеческого тела. Лучше этой картины в приделе Олгиати Христос под крестом, кисти Цуккера и картины Арпина († 1640). Была в Риме христианка Флавия Домитилла, родственница императора Домициана. Два евнуха ее, Нерей и Ахиллий, крещенные апостолом Петром, замучены были в царствование Траяна, и в честь и память их скоро построена была церковь . Когда же сильно повредило ее наводнение Тибра, тогда папа Лев III (795–816 гг.) построил новую церковь в честь оных мучеников на возвышенном месте и украсил ее мозаикой (800 г.). Я видел эту мозаику сквозь оконце западной двери церковной и описал ее в моей путевой книге. Над предалтарной аркой видно Преображение Господне. Иисус Христос стоит над самым ключом арки в овальном кружке и правой рукой благословляет как Вседержитель, а в левой держит свиток. Обе одежды на Нем, хитон и иматий, белы. Пред Ним справа и слева стоят Моисей и Илия, оба с таким же перстосложением, какое и у Преобразившегося. Моисей со свитком в шуйце гораздо моложе седого Илии. Позади обоих их помещены три апостола в белых одеяниях, Петр с буквой Р на верхней одежде его, направо от Христа, и молодой и безбородый Иоанн и Иаков налево от Него, все три склонившиеся к земле от блеска славы Господа, Моисей и Илия без венцов, а апостолы в венцах. Далее в углах арки, направо от Христа, изображено Благовещение, а налево Богоматерь с Младенцем у персей Ее и с ангелом, как бы хранителем Ее. Все эти изображения незавидны 229 . Гораздо лучше их мозаики в церкви св. Сабины, пострадавшей за Христа во время гонения Адриана (117–138 гг.) Эта церковь наибольшая в Риме, разделенная внутри на 3 части 24 колоннами из алого паросского мрамора, построена папой Целестином I в годы 422–432, а обновлена была Сикстом V в 1587 г. Над главной дверью ее мозаическая латинская надпись гласит: Culmen apostolicum cum Caelestinus haberet Primus et in toto fulgeret episcopus orbe, haec quae miraris fundavit presbyter Urbis Illyrica de gente Petrus, vir nomine tanto dignus, ab exortu Christi nutritus in aula, pauperibus locuples, sibi pauper, qui bona vitae praesentis fugiens meruit sperare futuram, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010