Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Тита чудотворца Память 2 апреля Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в киновии 2360 . Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистой путь жития иноческого. За свою великую добродетель смирение и послушание, в которой преподобный Тит превосходил всех братий той киновии, он был возведен в сан пресвитера, – пастыря словесных овец. Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. За свою добродетельную жизнь преподобный Тит был удостоен от Бога дара чудотворения. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в то же время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев 2361 . Пожив достаточно и указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического, преподобный Тит с миром отошел ко Господу 2362 . 2360 Киновиею («киновион» от «кинос» – общий и «виос» – жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия пользуются полным содержанием от монастыря, но взамен того не имеют своей собственности, предоставляя свой труд и его результаты на общую потребу монастыря. 2361 Иконоборческая ересь возникла в VIII в. и была основана Константином, епископом наколийским, во Фригии. Неразумно смешивая иконопочитание с идолопоклонством, иконоборцы настойчивым и жестоким преследованием иконопочитания хотели уничтожить его в православной Церкви. Самыми ревностными защитниками иконоборства были императоры Лев Исаврянин (с 717 г. по 741 г.) и Константин Копроним (с 741 г. по 775 г.). Эта ересь была осуждена на седьмом Вселенском соборе, бывшем в 787 г. в Никее. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Михаил Синадский (Фригийский), свт. Описания иконы Михаил Синадский (Фригийский), свт. - житие Святитель Михаил исповедник с юных лет стремился к монашеской жизни и был направлен святейшим патриархом Тарасием (784 - 806) в монастырь, расположенный на берегу Черного моря. С ним вместе поступил в обитель и святой Феофилакт (память 8 марта), будущий епископ Никомидийский. Оба инока с усердием проходили в обители подвиги спасения и вскоре были прославлены благодатными дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду. Святейший патриарх Тарасий рукоположил святого Михаила в епископы города Синад. За свою святую жизнь и мудрость святитель Михаил снискал глубокую любовь у верующего народа и особое внимание императоров Никифора I (802 - 811) и Михаила I Рангава (811 - 813). В 787 году святитель Михаил присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее. Когда на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин (813 - 820), он стал изгонять православных архиереев с их кафедр, назначая на их место св[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Михаил. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8471.jpg:   Размер: 506x1200, 0.61 MPix, 99 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Михаил. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8472.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 56 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (108) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 23 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8473.jpg:   Размер: 347x1200, 0.42 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (119) , (1) . Описание: Фреска.Михаил еп. Синадский (Фригийский), исп. Юго-восточный купол; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Купол, Барабан Файл 21466.jpg:   Размер: 541x1773, 0.96 MPix, 313 Kb. Дата: 2013-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (95) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2468

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Иринопольский (пам. греч. 4 февр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) сообщается только то, что И. был участником Никейского Собора. При этом неясно, какой из состоявшихся в Никее Соборов имеется в виду: Первый Никейский (I Вселенский) 325 г. или Второй Никейский (VII Вселенский) 787 г. Неизвестно также, являлся ли И. епископом г. Иринополь в Киликии (М. Азия), или же он только происходил из этого города. Маловероятно, что он был епископом Иринопольским, т. к. на Соборе 325 г. от Иринополя присутствовал еп.-арианин Наркисс ( Mansi. T. 2. Р. 699), а единственный известный епископ Иринопольский с именем Иоанн, живший в нач. VI в., был монофизитом ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 765) и не мог принимать участие ни в одном из Никейских Соборов. Что касается Иринопольской епархии, подчиненной Сардской митрополии, то она известна с VIII в. и на VII Вселенском Соборе присутствовал возглавлявший ее еп. Феопист ( Mansi. T. 13. P. 389; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 184). Как утверждают нек-рые исследователи (напр., Р. Обер и Д. Стьернон), И. может являться одним лицом с прп. Иоанном , игум. Кафарского монастыря, происходившим из Иринополя и присутствовавшим на Втором Никейском Соборе вместе со своим духовным наставником, ставшим впосл. игуменом Далмата монастыря . Память И. и посвященное ему двустишие вошли в греч. стишные синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г., и Paris. gr. 1582, XIV в.) и оттуда были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . При переводе в XIV в. юж. славянами стишных синаксарей сведения об И. были включены в стишной Пролог и оттуда впосл. попали в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446-447 (1-я паг.)). В совр. календаре РПЦ имя И. не указано. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 471-472; Владимир (Филантропов). Описание. С. 536; SynCP. Col. 444; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 220. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 33; Ιωννης: Ο πσκοπος Ερηνουπλεως//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1167; Janin R. Giovanni, vescovo di Irenopoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 815-816; Aubert R. Jean d " Irénopolis//DHGE. T. 27. P. 153-154; Stiernon D. Jean de Kathara//Ibid. P. 181-184; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233. Т. А. Артюхова Гимнография По рукописям известен анонимный канон И., без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Τας ρετας παστρψας (Добродетелями воссияв) (Ταμεον. Σ. 162. N 477). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/468995.html

Безусловно, понятое в этом смысле выражение «a Patre Filioque procedere» является вполне православным. Однако сама Римская церковь догматизировала совершенно иную трактовку Filioque, которая прямо противоречит учению прп. Максима и Анастасия Библиотекаря, о чем мы будем говорить далее. Вопрос III. Если сказанное прибавление (появившееся в западных церквах с VI-ro века, а около половины VII-ro века ставшее известным на Востоке) заключает в себе ересь, то каким образом бывшие после сего два Вселенские собора — Шестой в 680 г. и Седьмой в 787 г. — не осудили эту ересь и не отлучили принявших ее, но пребывали с ними в церковном общении? Ответ. Здесь ответ требует от нас предварительно опровергнуть несколько ложных мнений, заключенных в вопросе. Уже упоминавшийся нами выше Е. Сьециенски пишет: « Веками Толедский собор использовался для датировки первого использования Filioque в Западной версии Никео-Цареградского Символа. Тогда на соборе в Толедо под председательством Леандра (старшего брата Исидора Севильского ) король Реккаред и вестготы приняли кафолическую веру и отвергли как арианство, так и присциллианизм, пообещав принимать древние соборы в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. Так как деяния этих соборов были оглашены, собравшиеся в Толедо должны были серьёзно отнестись к запрету Эфесского собора, касающегося “составления, издания или составления иной веры, чем та, которая была изложена Святыми Отцами, собравшимися в Никее со Святым Духом”. Для того, чтобы обеспечить преемственность вере этих соборов, король Реккаред постановил, что Символ веры Константинопольского Собора (“150 отцов”) должен быть произносим при всяком совершении Евхаристии во всех церквях Испании и Галисии, “согласно образцу Восточной Церкви”. Следовательно, ясно, что Толедский собор не имел намерения добавлять что-либо в Символ, ни осознания, что они делают что-то новаторское… Мы должны предположить, что собор имел в своем распоряжении Символ, уже включавший вставку… или же что акты собора были искажены, а слова “и от Сына” — внесены в них рукой позднейшего справщика. Эта последняя (и более вероятная) теория была впервые выдвинута А. Е. Бёрном, который указал, что во многих ранних списках соборных постановлений эти слова либо отсутствуют, либо вписаны очевидно иной рукой » 14 .

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

В. Где особенно высказано было вселенское Священное Предание? О. На вселенских Соборах. § 46. III. О Вселенских Соборах В. Что называется Вселенским Собором? О. Вселенским Собором называется чрезвычайное собрание и по возможности отовсюду православных пастырей, которые состоят представителями своих паств, хранителями Христова учения и первобытного церковного предания. В. Для чего они собирались? О. Пастыри собирались для того, во-первых, чтобы под влиянием Духа Святого навеки утвердить главные истины учения христианского, как-то учение о Св. Троице, Боге Отце, Сыне и Св. Духе, о Божией Матери, святых угодниках Божиих и о нашем спасении; а во-вторых, чтобы установить, и подтвердить правила благочестия и благочиния, обязательные для всех. Соборы эти созывались по поводу крайне вредных учений и беззаконий в некоторых христианах. В. Сколько было таких соборов? О. Семь. В. В течении какого времени они созывались? О, В течении пяти столетий с 4-го по 8-е. В. Какие Вселенские Соборы? О. Первый: НикейскийНикее), в 325 году. Второй: Константинопольский (в Константинополе – в Царьграде), в 381 году. Третий: Ефесский (в г. Ефесе, в Малой Азии), в 431 году. Четвертый: Халкидонский (в Малоазийском городе Халкидоне), в 451 году. Пятый: Константинопольский II (в другой раз в Константинополе), в 553 году. Шестой: Константинопольский III (в третий раз в Константинополе), в 680 г. На этом Соборе постановлено, между прочим: христианам приобщаться святых даров прежде вкушения пищи. Прав. 29. Не чертить, изображения Честного Креста на земле, на полу, прав. 73. Мирянин, не бывший в своей церкви без уважительной причины в течении трех недель, должен быть удален от общения с церквию, прав. 80. Священные книги Ветхого и Нового Завета не следует рвать или изрезывать, или продавать их кому либо для истребления, прав. 58. Во всю светлую седмицу христиане должны упражняться в Богослужении, домашней молитве, добром чтении и в усиленных благодеяниях, прав. 66. Седьмой: Никейский II (в другой раз в Никее) в 787 году, против иконоборцев, т. е. отвергавших почитание икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

в Никее, что было весьма символичным. Присутствовало до 350 епископов и множество монахов. Всего было 8 заседаний Собора; первое происходило в Никее, в церкви Св. Софии, 24 сентября 787 г., а последнее - в присутствии императоров в Константинополе 23 октября. Таким образом, Собор был сравнительно кратким. Два легата Римского папы заседали и подписывались первыми; но фактическим председателем, руководящим ходом дела, был патриарх Тарасий. Императрица лично не присутствовала: ее представляли на Соборе два сановника, не имевшие заметного влияния на внешнюю процедуру заседаний. Посреди храма было положено Евангелие. Лишь на 5-м заседании, по предложению римских легатов, постановлено было принести икону и поклониться ей. Этот эпизод весьма характерен и показывал, насколько за годы гонений все отвыкли от присутствия икон в церквах. Особенностью Собора было еще и присутствие на нем нескольких нареченных, но не рукоположенных еще епископов в звании местоблюстителей своих кафедр, а также активное участие в нем игуменов или их представителей: они подписали заключительный орос Собора наряду с епископами. Это иллюстрирует ту важную роль, которую на Соборе играли монашествующие. На Соборе встал весьма важный с канонической точки зрения вопрос о принятии в общение епископов, высказывавших еретические взгляды или рукоположенных еретиками. Это единственный случай, когда вопрос такого рода был поставлен и подробно расследован на Вселенском Соборе. Замешанных в иконоборческой смуте епископов разделили на три категории. Епископы первой категории были, по всей видимости, так мало замешаны в иконоборчестве, что принятие их не вызвало никаких затруднений. Они лишь принесли свое искреннее раскаяние, исповедовали православную веру и немедленно были приняты в общение. Принятие второй категории обсуждалось довольно долго. Было проведено тщательное расследование. В конце концов Собор пришел к следующему мнению: иконоборцев-епископов, которые не были «учителями ереси» в строгом смысле, принять в общение в сущем сане ввиду их раскаяния; если же их обращение в Православие - обман, то да судит их Бог.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

1999. – С. 104), слово кандофор могло означать «кандилоносец», служка в церкви. Но в сочетании с фемой наиболее подходит предложение читать kontophoros – «копьеносный. То же самое слово оказывается в новелле Иоанна Цимисхия (972–975) в значении «копьеносец» (ei tis ek ton stratioton droungarios eite kandophoros eite komes...) (Novellae constitutiones imperatorum post Iustinianum, quae supersunt//lus graeco-romanum/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. – Lipsiae,1857. – Vol. 3. – P. 302). Kandophoros то же, что и kon dophoros; следовательно – «копьеносец». Отсюда же новогреч. kondare=kontarion. Впрочем, В. Г. Васильевский отметил, что данное предложение должно быть признано только удачным объяснением, а вовсе не необходимым исправлением текста. Х.-Ф. Байер, со ссылкой на Густава Карлсона, утверждает, что «дед прославляемого был кавалеристом в Малой Азии» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 47, прим. 121). В. Н. Даниленко, предложивший иное истолкование, явно путает деда Иоанна с его отцом Львом: последний действительно мог родится в юго-восточном Причерноморье еще до переселения «кандофора» в Таврику, но приписывать ему занятие «довольно заметного поста в церковной иерархии области Армениаков» нет основания (ср.: Иоанн Готский//Греки в истории Крыма. Краткий биографический справочник. – Симферополь, 2000. – С. 158). 511 В греческом тексте – to themati ton Armeniakon. Фема Армениаки, одна из важнейших военных и территориально-административных областей на северо-востоке Малой Азии, была образована, очевидно, при василевсе Ираклии (610–641) или в 667 г. из так называемой Третьей Каппадокии, прилегавшей к морю, и, согласно составленному в 933–944 гг. трактату «О фемах» Константина Багрянородного, включала семь городов: Амасию, Ивору, Залих, Андрапу, Амине (Амис), Неокесарию и Синопу (Consmanminus Porphyrogenitus de Thematibus et de Administrando imperio accedit Hieroclis Synecdemus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1840. – P. 17–21; Ostrogorsky G. Sur la date de la composition du Livre des themes et sur l’epoque de la constitution des premiers themes d ’Asie Mineure//Byzantion. – 1953. – T.23. – Fasc.l. – P. 30–60). Свое название получила из-за соседства с Арменией. Хотя здесь город Полемоний не упомянут, нет сомнений, что его территория входила в фему Армениаков, а так как до сих пор существуют его остатки в местечке Поламана, то и сам город все еще был на лицо в византийские времена. Во всяком случае, епископ Полемония (tou Polemoniou) подписывался в 787 г. под актами Вселенского синода в Никее. Можно предположить, что именно город, а не вся провинция

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий был младшим современником Николая Мирликийского (286-365). Николай был епископом пастырского типа, поэтому научная история сохранила о нем чрезвычайно мало. Его посмертная чудотворящая биография несопоставимо обширнее, чем дошедшие до нас исторические сведения, богата подробностями и в основных своих чертах известна, пожалуй, каждому. Предание говорит о том, что епископ Мир Ликийских Николай был среди участников Первого Вселенского Собора, где противостоял Арию. Другим знаменитым современником и собратом Афанасия по епископской святости был кипрский епископ Спиридон Тримифунский (270-348). Согласно преданию, Спиридон, подобно Николаю, также выступил в поддержку Никейской ортодоксии на Вселенском Соборе, где произнес ключевую по силе аргументации и по сиянию личной святости речь. К сожалению, научная история не сохранила доказательств того, что оба епископа были там. Скорее всего, просто потому что, в отличие от Бессмертного Египтянина – а Афанасий переводится как «бессмертный», – в случае с Антонием их историю просто оказалось некому записать. В нашем церковном сознании Никейский Собор был Первым Вселенским, то есть началом долгой, многовековой серии Вселенских Соборов. Но если Православная Церковь признает Семь Вселенских Соборов: от Первого Никейского до Седьмого, состоявшегося также в Никее в 787 году, то Римско-Католическая признает в общей сложности 21 вселенский собор, последним из которых считается Второй Ватиканский (1962-1965); а протестантские церкви вообще возвели принцип синодальности-соборности в ключевой механизм принятия решений на общинном и общецерковном уровне. «Верую в Соборную Церковь». Парадоксально, но Церковь, сделавшая понятие «соборность» настоящей «поправкой к конституции» Вселенского Православия, за всю историю своего самостоятельного плавания так и не смогла собрать полноценный и общепризнанный Вселенский Собор. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6028505

«Божественная клеща, Богородице, неизреченно приимшая угль Божий! раскалённые угли страстей моих погаси, Пречистая, росою молитв Твоих и славных Апостолов». «Слово Безначального Отца! Ты утвердил словами Твоими через учеников Твоих концы земли; их мольбами помилуй и меня, безумно впадшего в страсти и лестью демонов обманутого». «Душа моя – пленница страстей! возноси мольбы к Пострадавшему за нас, да избавит тебя страстей при посредстве молитв учеников священных, которые уподобились Ему страданиями телесными». «Ученики Христа Господа! когда сядете вместе с Ним судить повинных суду, как благие предстатели мои, как заступники мира, спасите, не осудите душу мою, осквернённую безобразными делами!» 152 Святой Зинаиды Из пространного сказания о Зинаиде, помещённого в Деяниях святых (Oct. V, 502), известно, что «она подвизалась близ Деметриады, места, названного по имени богини Деметры, на севере от Тарса, а не в Фессалии; советами её пользовались три благочестивые мужа – Паппас, Филотерас и Филокирис, которые вместе с ней совершали чудотворения и распространяли Евангелие, но восставшие на них язычники заставили их удалиться из этого места. Зинаида возвратилась в дом (пещеру) и, вышедши однажды из дома, пронзила ногу терновником – в то время, как передаёт другое сказание, когда она собирала травы для лечения больных, – и тут же скончалась; один благочестивый человек положил тело её в новом гробе». «В новейшие времена, – говорит жизнеописатель, – случилось чудо: мальчик пастух сел на её могилу, заснул и подвергся болезни, но, по обращении отца его с молитвой к святой, получил исцеление» 153 . Св. Зинаиду и сестру её – Филониду почитают родственницами св. Апостола Павла, раздавшими всё своё имущество и отрёкшимися от мира, когда они были просвещены верой в Иисуса Христа. Воспоминание Седмого Вселенского собора. Происходил в г. Никее в 787 году, против иконоборцев, в царствование Ирины и Константина. На нём присутствовали 367 отцов, которые, на основании священного Писания и свидетельства отцов Церкви, подтвердили почитание св. икон и мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 15-ой главе Деяний Апостолов рассказывается о соборе апостолов, о результате которого они сообщали так: " Изволися Святому Духу и нам " . В течение первого тысячелетия таких сборов, на которые собирались последователи апостолов, все епископы Церкви, проводилось несколько. На этих соборах определялись догматы и решались актуальные для того времени проблемы церковной жизни. Семь таких церковных соборов Церковь назвала вселенскими, и их решения относятся ко всей Церкви и являются для нее обязующими. Первый из этих соборов состоялся в Никее в 325 году, а седьмой - в Константинополе, в 787 году. Кроме вселенских соборов в течение первого и второго тысячелетий было несколько поместных церковных соборов, которые имели значение и для всей Церкви. Примером может послужить Константинопольский собор 1351 года, который утвердил практику исихазма или т.н. непрестанной сердечной молитвы. Собор также утвердил учение святого Григория Паламы о несотворенном свете Святого Духа. С 1961 года православные поместные Церкви общий собор, т.е. т.н. Святой и Великий Собор, имеет целью найти решения новых проблем, перед Церковью сегодня. История показывает, что первые соборы, которые получили авторитет вселенских соборов, всегда созывались перед лицом опасности, угрожающей единству и истине Церкви. Такой угрозой были, например, христологические ереси, извращавшие понимание природы Христа. В наше время проблемой, ослабляющей свидетельство православия в мире и остро ожидающей общего решения, является т.н. диаспора. В наше столетие Церковь как бы выросла из своей исторической одежды, распространилась на новые части света, она уже более не является Церковью только Востока, но и Запада. Это положение требует признания независимости новых поместных Церквей, тех, которые недавно возникли, особенно в Америке и на других континентах, чтобы они могли полностью принимать участие в общей работе Церкви. Православная Церковь не имеет общего административного центра, как Римско-Католическая Церковь, и каждая признанная поместной Церковь имеет свой независимый голос в общих вопросах Церкви. По историческим причинам Константинопольский патриарх все же имеет почетное место среди равных, но он не имеет власти над прочими поместными, т.е. автокефальными Церквами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010