С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование Ирины совместно с сыном Константином VI (780-790 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Ирина была провозглашена регентшей при сыне Константине VI. Это было вызовом иконоборческой партии, и партия решила вновь путем переворота воцарить Никифора. Но Ирина открыла заговор, сослала заговорщиков, a Никифора и братьев постригла в монашество, посвятила в сан диаконов и священников и заставила их в ближайшее Рождество того же 780 г. служить в Св. Софии напоказ народу, чтобы впредь расстались с мыслию выдвигать в императоры этих сыновей Константина Копронима от третьей жены. Но никогда в Византии не прекращавшаяся серия дворцовых и армейских заговоров и впредь не давала покоя постриженным лицам. B 792 г. новый заговор выдвинул иеромонаха принца Никифора в претенденты. За это Константин VI ослепил своего дядю и вырезал языки двум другим его братьям черноризцам-кесарям. «Если не будет созван вселенский собор и не будет искоренено господствующее заблуждение, то не надейтесь получить спасение.» Когда ему заметили посланные: «Зачем же ты при поставлении дал письменное клятвенное обещание, что никогда не будешь почитать икон?» — на это патриарх ответил: «Это-то и есть настоящая причина моих слез, это-то и побудило меня наложить на себя покаяние и молить Бога ο прощении.» Павел вскоре умер. С этих пор, говорит летописец, все начали открыто обсуждать вопрос ο почитании святых икон. Ирина, одержав эту победу, начала смелее выявлять свое расположение к «древнему благочестию.» Было устроено торжественное возвращение из скрытого места на острове Лемносе «изгнанных» Константином Копронимом мощей святой мученицы Евфимии на их прежнее место в Халкидон. Монахи стали возвращаться из ссылок. Частные люди стали открыто почитать иконы. Этот ощутимый поворот к ликвидации иконоборчества Ирина вела пока осторожно, ибо шли войны с арабами и славянами. Опасно было раздражать большинство военных «копронимовского» духа. Ирина ускорила очень неславный мир с арабами, правда, уравновесив его победой над славянами. Β эти же годы Ирина своего еще несовершеннолетнего (13 лет) сына Константина VI обручила с еще более малолетней (8 лет) дочерью Карла Великого Ротрудой. По-гречески созвучно называли ее Еритро. Ирине нужен был ввиду этого религиозный мир и со всем Западом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435398/

215 Св. патриарх Константинопольский Никифор I (806–815, ум. в 829 г., память 14 июня) сыграл выдающуюся роль в борьбе за укрепление позиций патриаршего престола и против второго иконоборчества. С самого начала своего патриаршества Никифор проводил политику централизации Церкви, с тем чтобы создать реальный противовес вмешательству государства в церковные дела. Его попытки ликвидировать внутрицерковную оппозицию не были вполне успешны, однако они заложили основание для возвышения патриаршей власти в будущем. Крупнейшим успехом патриарха можно считать то, что при возобновлении иконоборчества в 814–815 г. императору Льву V и его сторонникам не удалось внести раскол в православную оппозицию, а это в конечном счете и обрекло на неудачу все предприятие. До самого избрания Мефодия в 843 г. православные никогда не признавали иного законного патриарха, кроме Никифора, и после воцарения Михаила II в конце 820 г. возвращение Никифора на престол было одним из непременных условий церковного примирения, выдвинутых иконопочитателями. Такое же условие поставил перед Михаилом и папа Пасхалий. С политической точки зрения Никифор принадлежал к той же группировке, что и патриархи Тарасий (784–806), Мефодий и Фотий. В 847 г. Мефодий организовал торжественное перенесение мощей Никифора из места его ссылки в столицу, сознательно подчеркивая параллель между ним и свт. Иоанном Златоустом – также Константинопольским патриархом, пострадавшим от неправедных действий императоров. 216 Прп. Феодор Студит (759–826, память 11 ноября) происходил из знатного константинопольского рода. В 780 г. он принял монашество в семейном монастыре Саккудион, игуменом которого был его дядя Платон. В 794 г. он сменил Платона на посту игумена, а в 799 г. монахи под предводительством Феодора восстановили древний Студийский монастырь в Константинополе, который вскоре превратился в один из крупнейших центров византийского монашества. Феодор и его семейство были сторонниками императрицы Ирины (780–803), которую они поддерживали против ее сына Константина VI (правил самостоятельно в 790–797 г.), однако только игумен зашел настолько далеко, что разорвал общение с патриархом Тарасием под тем предлогом, что последний разрешил Константину развестись с женой Марией и обвенчаться с Феодотой (двоюродной сестрой Феодора и фрейлиной Ирины).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 632 г. начали свои завоевания арабы-мусульмане. В течение нескольких лет ими были завоеваны Иерусалим, Антиохия, Дамаск и Александрия. Таким образом, Византия навсегда лишилась своих восточных провинций. Затем была покорена вся Северная Африка, завоеваны Испания и часть Галлии. Также были захвачены острова Кипр и Родос. Несколько раз военная угроза нависала над Константинополем. Арабы исповедовали ислам (что значит преданность Богу). Основателем этой новой религии был Мухаммад (570–632), уроженец аравийского города Мекки, объявивший в 612 г., что он получил через архангела Гавриила откровение от Бога восстановить истинную религию. В основу этой религии Мухаммад взял иудейскую веру в единственного Бога, в бессмертие души, в Страшный Суд, рай и ад. Сам Мухаммад требовал только борьбы с отрицателями Бога, но его преемники начали завоевание мира и священную войну со всеми, кто не считался мусульманином (правоверным), то есть последователем Мухаммада, ими почитавшегося как последнего из Пророков, в ряду которых они также признавали Моисея и Иисуса Христа. При этом мусульмане считали, что нельзя изображать ничего святого – ни Бога, ни прославленных святых, и строго держались этого правила. Следует сказать, что и в Византии, постоянно испытывавшей исламскую угрозу, в VIII в. императорами стала проводиться политика, получившая название иконоборчества. Краткая история иконоборчества выглядит так. Первый закон против почитания святых икон в 726 г. издал император Лев Исавр (царствовал в 717–741 гг.), его политику с еще большей ревностью продолжил его сын Константин Копроним (царствовал в 741–770 гг.), а его внук Лев Хазар (царствовал в 775–780 гг.) также не стал ее отменять. Но вдова последнего императрица Ирина (правила в 780–790 гг.) была почитательницей святых изображений, и при ней в Никее в 787 г. был проведен Седьмой Вселенский Собор , догматически утвердивший иконопочитание как учение Церкви. Однако гонение на святые иконы и их почитателей вновь воздвиг император Лев Армянин (царствовал в 813–820 гг.) и продолжили его преемники Михаил II (царствовал в 820–829 гг.) и Феофил (царствовал в 829– 842 гг.). И лишь вдова последнего императрица Феодора (правила в 842–855 гг.) окончательно утвердила иконопочитание в 843 году. Это событие получило название Торжества православия и ежегодно празднуется Церковью в первое воскресенье Великого Поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Имп. Лев IV с сыном Константином VI. Солид. Имп. Лев IV с сыном Константином VI. Солид. Константин V первым среди визант. императоров последовательно проводил политику военного давления на болгар. В 60-70-х гг. VIII в. он совершил ряд походов и морских экспедиций на север Балканского п-ова, одержав ряд крупных побед над болгарами (755 у Длинных стен во Фракии, 773 в Лифосории), и стремился поддерживать на болг. престоле сторонников сближения с Византией. Политика Константина позволила приостановить продвижение болгар и установить твердую границу империи в юж. предгорьях Балканского хребта. Однако в то же время происходило постепенное подчинение болг. ханами «склавиний» в зап. и юго-зап. частях полуострова. III. Восстановление иконопочитания (кон. VIII - нач. IX в.). Сын и преемник Константина V имп. Лев IV Хазарин (775-780) формально продолжал иконоборческую политику отца и деда, однако интенсивность гонений существенно сократилась. После кончины имп. Льва IV в 780 г. начался 20-летний период правления св. Ирины и ее сына Константина VI (сначала Ирина была регентшей при малолетнем сыне, а затем стала его политической соперницей). Главной заслугой св. Ирины стало проведение VII Вселенского Собора в Никее (787; годом ранее попытка созыва Собора в к-польском храме св. Апостолов была сорвана военными) под председательством Патриарха св. Тарасия, на к-ром было осуждено иконоборчество, но это отнюдь не означало единодушного признания иконопочитания обществом. Лев III, Константин V и Лев IV (реверс). Номисма Лев III, Константин V и Лев IV (реверс). Номисма В 790 г. возмужавший Константин VI предпринял попытку освободиться от опеки матери, потерпел неудачу и был отстранен от власти; армия, выступив в его поддержку, заставила св. Ирину отказаться от власти; позже Константин примирился с матерью и вновь сделал ее соправительницей (792). В 795 г. неканонический брак Константина с Феодотой после насильственного пострижения его первой жены Марии вызвал новый конфликт в правящей семье, ставший причиной внутрицерковного раскола (михианская схизма) . В 797 г. по приказу императрицы Константин VI был схвачен и ослеплен в Порфировом покое Большого дворца.

http://pravenc.ru/text/372674.html

5 . послушницы из русских девушек «поднимают чувашек на смех за плохое знание русского языка, насмехаются над ними за совершение молитв на родном языке, называя последний «тарабарским», «поганым» и проч.» с. 780]; Из фактов и наблюдений делается неутешительный вывод: «монастыри наши в том виде, в каком они устроились и существуют в настоящее время, не могут удовлетворять задачам и целям миссионерского служения среди инородцев» с. 790]; Для устранения отмеченных выше и других, приведенных в цитируемой статье недостатков, свящ. Даниил Филимонов вносит следующий широкий круг предложений, названных им «мыслями и соображениями»: 1 . Устраивать современные монастыри по образцу древних благочестивых обителей Святой Руси. При внешней бедности они были богаты «внутренними духовно-нравственными силами, добродетелями благочестивых и смиренных иноков, их молитвой, трудолюбием и деятельной любовью к ближним Были главными рассадниками истинного христианского просвещения в народе и имели великое религиозно-нравственное влияние на современное грубое общество; такое же влияние должны иметь и теперь обители на окружающих тёмных наших инородцев» с. 790–791]; 2 . Заблуждающихся язычников, инородцев, склонных к мусульманству, необходимо возможно скорее утвердить в православной вере, дать знание христианского учения, обогатить православными традициями (обычаями). Особенно это важно для охранения инородцев от активно пропагандирующих ислам соседствующих татар-мусульман. Следовательно, необходимо «чтобы иноческие обители среди инородцев были твёрдыми опорными точками в борьбе с мусульманством, где инородцы могли бы найти себе нравственную поддержку и защиту против грозной всепоглощающей силы ислама» с. 791]; 3 . Все монастыри должны быть истинными образцами христианской жизни, благочестия и «светом миру» (см. Мф. 5:14,16 и 20). Насельники инородческих монастырей, в пример инородцам, должны всецело устремляться к исполнению заповедей Христовых. 4 . Для просвещения и образования инородцев монастырям следует устраивать школы, включая миссионерские. Главным предметом в школах должен быть определен Закон Божий. «Монастырь же должен проповедовать христианскую веру не словом только, как в школе, но по преимуществу делом и жизнью. Здесь все правила христианской жизни должны проявляться во всей полноте и силе живым, видимым и понятным образом» с. 792];

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В. А. Никитин Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Метехский храм). XIII в. Тбилиси. По благословению Католикоса Картли Самуила VII (780 - после 790) Иоанн Сабанисдзе, свидетель мученической кончины А. Т., написал его житие «Мученичество Або Тбилели» (786-790), признанное одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения офиц. истории Грузии ( Картлис Цховреба ), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы Картлис Цховреба сведения относительно соседних с Картли стран - Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части («Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або», «Похвала святому Або»), предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего И. Сабанисдзе описать мучение А. Т., и ответом автора Католикосу. По мнению исследователя К. Кекелидзе , автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях араб. оккупации. Мученический подвиг А. Т., араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». В «Мученичестве» отмечается ряд заимствований: оформление текста - у свт. Василия Великого («О Святых сорока мучениках, которые пострадали в г. Севастии»), учение об именах Божих - из сочинений «Об именах Божих» Ареопагитик ; композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика». Автор также использовал груз. жития «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского» (V в.). «Мученичество Або Тбилели» было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, к-рые неоднократно издавались. На месте сожжения А. Т. был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона А. Т. Позже, С. В. Сафонов, получивший исцеление от иконы святого, устроил в каменной скале часовню. В 1868 г. она была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, в нач. XX в. разобрана, в наст. время возведена заново.

http://pravenc.ru/text/62468.html

Однако еще меньше оснований утверждать, что выступление во главе с Иоанном Готским специально инспирировали константинопольские власти, чтобы подкупом, золотом вызвать антихазарское восстание в Готфии и ее переход под протекторат Византии 1937 , либо спровоцировали некие иконоборческие столичные круги, чтобы заранее, до созыва Вселенского собора по вопросу икон, вывести из политической игры отважного иконопочитателя, рвавшегося в бой 1938 . Крутая, властолюбивая, энергичная Ирина, по сути дела, правившая с 780 до 790 г. вместо подраставшего сына Льва Хазара, пылкого, но непоследовательного Константина VI (780–797), была вольна практически вмешаться в это восстание, иконодульское по своей сути, следовательно, импонировавшее настроениям регентши, уже несколько лет занятой назначением на епископские кафедры противников иконоборства. Поэтому лозунги восстания Иоанна нельзя однозначно расценивать как «антиправительственные» 1939 , хотя формально на тот момент они действительно не соответствовали старому, еще окончательно не отвергнутому государственному курсу икономахии. Значит, кроме этого двойственного обстоятельства и фактора времени, быстротечности случившегося, для ромейских властей должны были быть еще и другие существенные причины, чтобы «не успеть» воспользоваться инициативой Иоанна Исповедника и последующими крымскими событиями, точная датировка, причины и характер которых остаются в области дискуссий. Поэтому следует задаться целью еще раз проанализировать их с тем, чтобы продвинуться в решении этого непростого вопроса, уже давно рождающего противоречивые выводы исследователей, поскольку они опираются на субъективные, не всегда внимательные толкования единственного письменного. источника – Жития Иоанна Готского, созданного во второй период иконоборства. Вероятно, главная из причин пассивности византийской стороны – нежелание идти на окончательный разрыв с хазарами и, как следствие, немедленный развал отношений кондоминиума, ставших и без того ненадежными. В столице Империи по-прежнему боялись мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см.: Ibid. Col. 1485A–D). 779 Таким образом понимал учение свт. Кирилла, например, А. Гарнак (см.: Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte... T. 2. S. 351). 780 Прп. Иоанн Дамаскин , утверждает, что во Христе произошло не сочетание двух ипостасей – божественной и человеческой, но соединение всей полноты божественной сущности со всей человеческой природой, и ссылается при этом именно на авторитет «блаженного Кирилла» (см.: Ioannes Damascenus. Expositio fidei 3. 6… S. 122). 783 Severus of Antioch. Letter 2. To Oecumenius the count, about properties and operations//PO. Vol. 12. Fasc. 2. P. 16. Эту особенность севирианского учения и его отличие от дифизитского понимания ипостасного соединения в полной мере осознавали последующие халкидонитские полемисты. Прп. Анастасий Синаит в частности писал: «Севир сказал, что Христос есть единая природа, составившаяся из двух частных сущностей и половинных ипостасей (κ δο μερικν οσιν κα ποστσεων τιτμων επεν ποτελεσθαι μαν φσιν τν Χριστν)» (Viae dux VI. 2. P. 100). 785 См.: Contra impium Grammaticum. Oratio 2. 23... P. 149. В этом с Севиром полностью согласны и современные нехалкидониты. Например, В.Ч. Самуэль говорит о «собственном ипостасном или личном статусе» (own hypostatic or personal status) человечества Христа, о его «личном принципе» (personal principle). Для него человечество Христа также представляет собой только частную реальность, а Сам Христос как человек есть лишь «один из членов человеческого рода» (one member of the human race) (см.: Further Studies in the Christology of Severus of Antioch. P. 290–291). 786 Тринитарное учение Севира до настоящего времени почти не исследованно. Единственная посвященная этому вопросу статья Л. Р. Уикхэма (см.: Wickham L. R. Severus of Antioch on the Trinity//SP. Vol. 24. P. 360–372) для решения рассматриваемой проблемы дает немного. 790 См.: Ibid. Oratio 2. 18... P. 133: «одна есть сущность [божества], высшая всех единосущных ипостасей ( ; d h usiy: hy d-al kulhon qnme šwyay b-ens; una est supra omnes homogeneas hypostases substantia)»; Сир. текст см.: Р. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ [лат. Paschasius Radbertus] († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби , католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии . Жизнь Хронология жизни П. Р. устанавливается приблизительно. Считается, что он род. в Суасоне между 785 и 795 гг. (как правило, указывают среднюю дату - ок. 790). Вероятно, он рано осиротел или был брошен (expositus) родителями, а потому отдан на воспитание в женский мон-рь Пресв. Девы Марии в Суасоне (Нотр-Дам-де-Суасон) ( Engelmodus. Ad Radbertum abbatem. 69-71//MGH. АА. Poet. T. 3. P. 64). Нек-рые исследователи полагают, что П. Р. был облатом и попал в эту обитель из-за тесной связи аббатства с королевской семьей (аббатиса Гизела (ок. 780-810) была дочерью франк. кор. Пипина Короткого (751-768) и сестрой франк. кор. Карла Великого (768-814; император с 800)), что открывало П. Р. возможности для дальнейшей карьеры. Вспоминая о том, как он был пострижен в мон-ре, П. Р. писал, что он был тогда еще «ребеночком» (puerulus), а при совершении чина присутствовали монахини из аббатства Пресв. Девы Марии, что, возможно, указывает на принятие им тонзуры в Суасоне ( Paschas. Radb. Expositio in Psalmum 44. III 53-57/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. P. 74. (CCCM; 94)). П. Р. находился в этом мон-ре до 803/4 г., когда имп. Карл Великий запретил воспитание мальчиков при жен. обителях (Capitula ecclesiastica ad Salz data. 7//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 119). После этого нек-рое время П. Р. жил в миру (exulatus longdiu in saeculo), вероятно, при имп. дворе в Ахене , поскольку был хорошо осведомлен о жизни в этот период Валы († 836), буд. аббата Корби. Ок. 812 г. П. Р. стал монахом аббатства Корби. Некоторые исследователи указывают 814 г. как дату его поступления в Корби, но это представляется сомнительным, поскольку после прихода к власти имп. Людовика Благочестивого (814-840) аббат Адальхард I († 826), учитель П. Р., был отправлен в ссылку. Однако поскольку в 814 г. Вала, тоже входивший в состав ближайшего окружения имп. Карла Великого, был насильно пострижен и стал препозитом в аббатстве Корби, он мог привести с собой из Ахена и П. Р.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010