773. Р.Б. 48, 53. 774. прим. 171. 775. Р.Б. 71, 214; о пр. Богородице выражения сильнее: Р.Б. 72, 281; прим. 200, 27. 55. 56. Жертва усиливается в ценности от непорочности жертвовательницы. 776. отчего жертва еще ценнее. 777. усиление «данную»; Р.Б. 80, 276. 778. соотв. «жертву» и «непорочная». 779. ценность жертвы. 780. Р.Б. 49, 59. 781. σεμννω – возвеличивать, превозносить. 782. Р.Б. 51, 99. 783. " προ ανων« – «прежде веков (существовавший)». 784. Изображается великое достоинство «Дочери» – «жертвы» с человеческой и Божеской точки зрения, временной и вечной. 746а) греческ.: приносится. 746б) Р.Б. 53, 120. 785. Иез. 44, 2; Дан. 2, 25; Быт. 28, 19. Сравнения связаны между собою и с идеей храма. 786. Развивается мысль предыд. тропаря о высоком достоинстве Богоматери в тех же целях и с тех же точек зрения. 787. как жертва. 788. прим. 614. 789. В.К. 74, 416. 790. γνς – примеч. 277. Усиление соотв. выражения пред. тропаря; «действительно – Деву». 791. Самим Богом, не только священниками, как в предыд. тропаре. 792. В.К. 91, 630. Усиление «Бога» предыд. тропаря. В этом тропаре т. о. развиваются еще далее мысли о достоинстве «Девы» – «жертвы» – измеряется это достоинство по широте (признание его всеми разрядами существ), как там – по глубине. 793. греч.: «храму». 794. προσφερω – приносить, приводить, предлагать; обычное выражение о жертвах. 795. прим 200. Усиление «Чистая» пред. и этого тропаря. 796. По обетованию Божию, по непосредственному действию Божию (чудесно), что обусловливает особенную чистоту и святость рождения. 797. καθαρς – прим. 200. 798. θμα прим. 479а, а в 1 тропаре θυσα; здесь точнее, ограничительно; др.-слав. здесь; «возложение», а там: «жертву». 799. прим. 453. 800. αλζομαι (от αλη – двор) – поместиться во дворе, стоять на бивуаках вообщ. – иметь стоянку. Выражение имеет в виду дворы храма, в которых и жили храмовые Девы. 801. κατοικα – поселение, колония, жилище; поздн. сл.; почти ­­ прим. 83. 802. Раскрытие «Матерь Божия» пред. тропарей. 803. Р.Б. 83, 298.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Книга сия возвещает то, что по спасительной воле 780 Сам наш Владыка свершил, по земле сей ногами ступая. Платье Его золотое все светится, в нем потому что Тонко просверленное обвивается злато вкруг нити: Трубочке формой оно или дудочке некой подобно Связанным сверху лежит на ткани, чарующей взоры, 785 Самою острой иглою пришито и шелковой нитью 661 . По сторонам же стоят проповедники Божии двое: Павел – тот муж, что исполнен премудрости, поданной Богом 662 , С ним же ключарь многомощный небесных ворот – тот, который Повелевает замками небесными равно с земными 663 . 790 Книгу возносит один, заветов всю полную чистых, Образ креста же другой на жезле золотом поднимает 664 . Их облекает обоих серебряно-блещущим платьем Пестрокудельная пряжа. А над головою бессмертной Храм изогнулся златой, тройные над ними вздымая 795 Своды, блестящие ярко. Покоится он, опираясь На золотые колонны четыре 665 . У самого ж края Золотом вышитой ткани рисует волшебно искусство Грады держащих царей полезные людям деянья: Где можно видеть дома для лечения разных болезней, 800 Где – и священные храмы 666 , а там чудеса воссияли Неба Владыки Христа, и по ткани красоты разлиты. А на покровах иных 667 императоров ты обнаружишь, Что прикасаются здесь к рукам Богоносной Марии, Там же – к Божественной длани Христовой 668 . И все эти ткани 805 Нитей тех золотовитых блистают сиянием пестрым. Здесь ты постигнешь очами, как всё облекается блеском, [Подвесные Всё в изумленье приводит; но слово поведать бессильно светильники] Об освещенье вечернем. Поистине мог бы сказать ты, Будто ночной Фаэтон озаряет святилище храма. 810 Ибо премудрою мыслью моих государей 669 к лежащим Против друг друга крюкам изогнутым здесь привязали Длинные цепи витые из кованой меди, с карниза Каменного кругового их вниз протянули, на нем же Храм, высоко вознесенный, главы основанья поставил 670 . 815 Цепи, стекаясь все вниз отовсюду путем протяженным, Вместе к земле устремились, однако, еще не достигнув Пола, идущее сверху движенье свое прерывают

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

768. Слав. очень неясно: яко не на мужа положит еще. 770. Слав. предъ Ним соотв. ναντον Ατο — ват., а в алекс. ναντον χθρν. 771. Κατ — слав. на, пользуемся рус. словосочетанием. 772. Т. е. кто заставит Его отменить Свой гнев на народ или отдельнаго человека? Олимпиодор. Переставляем, для ясности речи, предложения. 773. Гр. δυσκολας — каприз, дурное расположение духа, вспыльчивость; оставляем слав. строптивость. 774. νευ μαυτο ψομαι — букв. без меня увижу, т. е. невольно и насильственно принужден буду узнать правду. 775. Слав. покажи соотв. δεξον — ват., а в алекс. δδαξον — научи. 776. Очевидно, Елиус иронически излагает какъ бы слова Господа к человеку о вразумлении Его относительнаго правосудия. 777. Т. е. правду. 778. Опущено: как бы так говоря. 779. В 31 – 33 ст. Елиус выражает ту мысль, что Господь Сам поступает, как Ему угодно, не спрашивает совета и руководства людей, а потому не следует людям и Иову осуждать Его действия. 780. Вполне подтвердят мои слова. 781. Букв. много говорящим на Господа, т. е. продолжительныя, не всегда спокойныя и благоговейныя, разсуждения о Божией правде могут быть вменены во грех. 782. Слав. еще соотв. τι — 110, 137, 139, 147, 255—59, альд., в др. нет. 783. „Что это пришло тебе на ум желать суда Божия“? Олимпиодор. 784. Букв. кто ты, что… 785. Гр. τ ποισω — букв. что я сделаю, чего достигну, какая будет мне польза или вред? при отсутствии веры в Божию правду, грех и добродетель останутся без воздаяния. 786. Оскобл. дополняем по синод. пер., вульг., евр. т. и толкованиям Оригена и Полихрония. 787. См. пред. прим. 788. Т. е. твои добродетели и пороки проявляются на людях, зависимых от тебя, а также и на тебе самом, а не на Боге. 789. Т. е. к Богу. Олимпиодор. 790. Дополняем по синод. переводу. 791. Определивший путь светиламъ небесным. Златоуст и Ориген. 792. На земле, где обычно живут. 793. Переставляем предложения для ясности речи. 794. Т. е. Иова. 795. Своего и тяжести его. 796. Гр. βαρνει — слав. отягчает, делает тяжкими для слуха. „Горькия и неприличныя слова говоритъ“, в защиту своей праведности и в оскорбление Божия правосудия. Олимпиодор.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

776 Другим монахам схиархимандрит Илиодор, указывая на о. Архиппа, не раз говорил: «Это один из древних старцев живет в наше время». 777 О них будет сказано ниже. 778 14-е поучение аввы Дорофея. 779 Камень был давно принесен в келлию по просьбе о. Архиппа. 780 Что за польза, скажут, если праведник узнает имена. Этим он привлекает внимание к себе и тех, кто сами для себя не ищут пользы душевной; но он, желая им спасения, ищет его для них. Привлеченные им из любопытства, часто уходят с пользой. Его слово при содействующей благодати Божией рано или поздно даст какой-либо плод. Во всяком случае само по себе слово человеческое не умирает. Оно так или иначе воспринимается слушающими, в уме или в сердце перерабатывается и снова является на свет, падает опять на сердца слышащих, рождается у них и т.д. 781 Есть основание думать, что о. Архипп не велел келейникам рассказывать о нем, и потому многое из жизни его для нас сокрыто. 782 Св. Марк подвижник говорит: «Невозможно ходить по духу, возлюбив похвалу человеческую и послабление телу. В таких без их хотения прозябают лукавые помыслы (1-й том Русского Добротолюбия. С. 554). 783 Христианский Паломник. М., 1863. 784 Ефрем Сирин в ст. «В подражание притчам» говорит, что бесполезное убранство келлии не дает монаху терпения. 785 Читали о. Архиппу приходящие братия, а в последние годы келейник. 786 Делающий добро и ищущий воздаяния, утверждает Марк подвижник, не по Богу работает, а по своему хотению (1-й том Русского Добротолюбия. С. 565. § 57). В оный страшный день ему скажут: «восприял вси благая в животе своем» (Лк.16:25). Но иное дело принимать самовольно и прилагать к принимаемому свое сердце, иное дело принимать за послушание не лично для себя, а на обитель и братство. 787 См. II главу. 788 1Пет.4:1. 789 Авва Фаласия § 21 третьей страницы. 790 у Феофана в книге «О молитве и трезвении». М., 1889. С. 13. 791 См. ниже XXII главу. 792 Кто не начинал еще молиться молитвой неразвлеченной, сердечной, тот может думать о легкости молитвенного подвига. Святые уверяют, что нет ничего труднее молитвы, конечно, молитвы внимательной, горячей, без примеси пространных помыслов, когда дух ум и сердце сливаются воедино и со страхом предстоят Творцу всяческих. Для такой молитвы требуется большая сосредоточенность, долготерпение, сила воли, а главное, любовь ко Господу и ревность о спасении, при которых и длинная молитва кажется короткой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

677. Слово 5. 678. Слово 5. 679. Слово 5. 680. Слово 5. 681. Слово 5. 682. Слово 5. 683. Слово 5. 684. Слово 5. 685. Слово 5. 686. Слово 5. 687. Слово 5. 688. Слово 5. 689. Слово 5. 690. Слово 5. 691. Слово 5. 692. Слово 5. 693. Слово 5. 694. Слово 5. 695. Слово 5. 696. Слово 5. 697. Слово 5. 698. Слово 5. 699. Слово 5. 700. Слово 5. 701. Слово 5. 702. Слово 5. 703. Слово 5. 704. Слово 5. 705. Слово 5. 706. Слово 5. 707. Мф. 6. 14, 18. 708. Слово 5. 709. Слово 5. 710. Слово 5. 711. Слово 5. 712. Слово 5. 713. Слово 5. 714. Слово 6. 715. Слово 6. 716. Слово 6. 717. Слово 6. 718. Слово 6. 719. Слово 6. 721. Слово 6. 722. Слово 6. 723. Слово 6. 724. Слово 6. 725. Слово 6. 726. Слово 6. 727. Слово 6. 728. Слово 6. 729. Слово 6. 730. Слово 6. 731. Слово 6. 732. Слово 7. 733. Слово 7. 734. Слово 7. 735. Слово 7. 736. Слово 7. 737. Слово 7. 738. Слово 7. 739. Слово 7. 740. Слово 7. 741. Слово 9. 742. Слово 9. 743. Слово 9. 744. Слово 9. 745. Слово 9. 746. Слово 9. 747. Слово 9. 748. Слово 9. 749. Слово 9. 750. Слово 9. 751. Слово 9. 752. Слово 9. 753. Слово 9. 754. Слово 9. 755. Слово 9. 756. Слово 9. 757. Слово 9. 758. Слово 9. 759. Слово 9. 760. Слово 9. 761. Слово 10. 762. Слово 12. 763. Слово 12. 764. Слово 12. 765. Слово12. 766. Слово 12. 767. Слово 12. 768. Слово 12. 769. Слово 12. 770. Слово 12. 771. Слово 12. 772. Слово 13. 773. Слово 13. 774. Слово 13. 775. Слово 13. 776. Слово 13. 777. Слово 13. 778. Слово 13. 779. Слово 13. 780. Слово 13. 781. Слово 13. 782. Слово 13. 783.  …познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3. 10, 11). Слово 13. 784. Слово 13. 785. Слово 13. 786. Слово 13. 787. Слово 13. 788. Слово 13. 789.  …расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10. 34). 790. Слово 13. 791. Слово 13. 792. Слово 13. 793. Слово 13. 794. Слово 13. 795. Слово 15. 796. Слово 15. 797. Слово 15. 798. Слово 15. 799. Слово 15.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

771 Подобное Афенагор в Legat. и Климент Рим. в Becogn. 3:52. Рожденность здесь разумеется вечная, по коей, как такой, Сын Божий – само собою понятно – превосходить всех Ангелов и людей, которые все сотворены во времени. 778 Т. е. менее совершенное всем сообщено, а более совершенное, святейшее и гносис – лишь немногим. 780 Говорится это и дальнейшее с отношением к учению Стоиков, которые от своего мудреца требовали бесстрастия. Срав. Педаг. 1, 2 и 13. 786 В древности было очень распространено мнение, что числа не только во взаимоотношении вещей, но и в событиях жизни людской имеют великое значение; отчасти такое мнение существует еще и поныне. 787 Потому что геометрия имеет дело с мерою тел отрешенно от них. Отсюда чрез рассмотрение природы пространства, неколебимой и неизменной, можно восходить к созерцанию природы Божественной. 789 В дальнейшем писатель следовал говоримому св. Варнавою в 9-й гл. его послания. Из древних и другие многие следовали сей аллегории 790 Крест был несомненно древнейшим из всех символов. У древнейших египетских статуй он уже в руках; под именем «Нильского ключа» в их руках он быль символом плодородия и спасения. Он изображался то со всеми четырьмя его разветвлениями, в виде , то с тремя только, в виде Т. Тертуллиан в своем творении «De oratione» говорит, что во всей природе есть некоторая склонность образовывать крест как бы для того, чтобы почтить Творца или возблагодарить. Даже птицы и те, распростирая свои крылья, образуют крест. Св. Иустин мученик замечает, что нет ни одного предмета на земле, на коем не были бы напечатлено креста; не встречается ни одного рабочего, который не имел бы образа креста на своих инструментах; поднимая руки, человек уже собственным своим телом изображает крест. Обращаясь к Государям, Минуций Феликс восклицает: «Триумфальные ваши колонны изображают орудие нашего спасения, а вооружение, вами на них вешаемое, есть образ Распятого. Даже корабль, с надутыми парусами море переплывающий, изображает собою крест и его на помощь призывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Большинство будничных стихир и седальнов жанрового О. обретается в изданном О., причем эти стихиры ныне поются на вечерних и утренних стиховнах. Блок воскресных седальнов, как правило, содержит воскресный тропарь (как седален на «Бог Господь») и ипакои и завершается «троичными» гимнами. Основу стихир воскресенья составляют «воскресные» стихиры на «Господи, воззвах», вечерней стиховне, хвалитех и утренней стиховне. Наличие стихиры (ныне это 4-я хвалитная «воскресная» стихира) или стихир на стиховне воскресной утрени является особенностью жанрового О., отличающей его от древнего и Нового Тропологиев, сборников раннего иерусалимского богослужения (впрочем, иерусалимский Часослов Sinait. gr. 864 уже содержит деление воскресных утренних стихир на 3 хвалитные и 1 стиховную). Большинство рукописей жанрового О. отражают богослужебную традицию, еще не знакомую с корпусами «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир изданных О.; тем не менее это не является доказательством их более позднего происхождения: как показано выше, часть «анатолиевых» стихир обретается в Тропологии, нек-рые из них содержатся и в жанровых О. (см. рукописи Sinait. gr. 824, 780 и 784), а полные корпусы «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир уже содержатся в рукописях X (Crypt. Е. α. VII и Sinait. gr. 794) и XI (Ath. Laur. Г. 4; Ath. Vatop. 1488; Sinait. gr. 790 и Hieros. Sab. 610) вв. Наряду с известными стихирами изданного воскресного О. древние рукописи О. содержат ряд воскресных стихир (нам известно более 30 таких гимнов), ныне вышедших из богослужебного употребления, причем нек-рые из них обнаруживаются и в Тропологии. Часть этих стихир входила в корпус «анатолиевых» стихир (в дополнение к известным по печатным О. 4 стихирам вечера субботы и 4 - утра воскресенья), включавший в себя также по 3 стихиры на каждый глас, исполняемые в воскресенье вечером (см., напр., Стихирари: Crypt. Е. α. VII и Hieros. Sab. 610 и жанровые О.: Sinait. gr. 795 и 817), т. е. состоящий из 88 стихир, чем и объясняется распространенное когда-то название этого корпуса как «80 стихир» (греч.

http://pravenc.ru/text/2578269.html

760 В сердце своем веселятся Киприда и Феб, подстрекая К брани безумца сего, справедливости чуждого всякой. Зевс, наш отец! на меня раздражишься ли, если Арея Брань я принужу оставить ударом, быть может, жестоким?” Гере немедля ответствовал туч воздыматель Кронион: 765 “Шествуй, восставь на Арея богиню победы, Палладу; Больше обыкла она повергать его в тяжкие скорби”. Рек, – и ему покорилась лилейнораменная Гера; Коней хлестнула бичом; полетели покорные кони, Между землею паря и звездами усеянным небом. 770 Сколько пространства воздушного муж обымает очами, Сидя на холме подзорном и смотря на мрачное море, — Столько прядают разом богов гордовыйные кони. К Трое принесшимся им и к рекам совокупно текущим, Где Симоис и Скамандр быстрокатные воды сливают, 775 Там коней удержала лилейнораменная Гера И, отрешив от ярма, окружила облаком темным; Им Симоис разостлал амброзию сладкую в паству. Сами богини спешат, голубицам подобные робким, Поступью легкой, горя поборать за данаев любезных. 780 И, лишь достигли туда, где и многих мужей и храбрейших Вкруг Диомеда вождя, укротителя мощного коней, Сонмы густые стояли, как львы, пожиратели крови, Или как вепри, которых мощь не легко одолима, — Там, пред аргивцами став, возопила великая Гера, 785 В образе Стентора , мощного, медноголосого мужа, Так вопиющего, как пятьдесят совокупно другие: “Стыд, аргивяне, презренные, дивные только по виду! Прежде, как в грозные битвы вступал Ахиллес благородный, Трои сыны никогда из Дардановых врат не дерзали 790 Выступить: все трепетали его сокрушительной пики! Ныне ж далеко от стен, пред судами, трояне воюют!” Так говоря, возбудила и силу и мужество в каждом. Тою порой к Диомеду подходит Паллада Афина: Видит Царя у своей колесницы; близ коней он стоя, 795 Рану свою прохлаждал, нанесенную Пандара медью. Храброго пот изнурял под ремнем широким, держащим Выпуклый щит: изнурялся он им, и рука цепенела; Но, подымая ремень, отирал он кровавую рану. Зевсова дочь, преклоняся на конский ярем, возгласила:

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

В Трою меня, недостойную! Что не погибла я прежде! 765 Ныне двадцатый год круговратных времен протекает С оной поры, как пришла в Илион я, отечество бросив; Но от тебя не слыхала я злого, обидного слова. Даже, когда и другой кто меня укорял из домашних, Деверь ли гордый, своячина, или золовка младая, 770 Или свекровь (а свекор всегда, как отец, мне приветен), Ты вразумлял их советом и каждого делал добрее Кроткой твоею душой и твоим убеждением кротким. Вот почему о тебе и себе я, несчастнейшей, плачу! Нет для меня, ни единого нет в Илионе обширном 775 Друга или утешителя: всем я равно ненавистна!” Так вопияла она, – и стенал весь народ неисчетный. Старец Приам наконец обращает слово к народу: “Ныне, трояне, свозите вы лес в Илион; не страшитесь Войска ахейского тайных засад: Ахиллес знаменитый 780 Сам обещал, отпуская меня от судов мирмидонских, Нас не тревожить, доколе двенадцатый день не свершится”. Так говорил, – и они лошаков и волов подъяремных Скоро в возы запрягли и пред градом немедля собрались. Девять дней они в Трою множество леса возили; 785 В день же десятый, лишь, свет разливая, Денница возникла, Вынесли храброго Гектора с горестным плачем трояне; Сверху костра мертвеца положили и бросили пламень. Рано, едва розоперстая вестница утра явилась, К срубу великого Гектора начал народ собираться. 790 И, лишь собралися все (неисчетное множество было), Сруб угасили, багряным вином оросивши пространство Всё, где огонь разливался пылающий; после на пепле Белые кости героя собрали и братья и други, Горько рыдая, обильные слезы струя по ланитам. 795 Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили, Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим. Так опустили в могилу глубокую и, заложивши, Сверху огромными частыми камнями плотно устлали; После курган насыпали; а около стражи сидели, 800 Смотря, дабы не ударила рать меднолатных данаев. Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок Все собралися вновь и блистательный пир пировали В доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

772 Ibid. 182: Socho dicuntur autem samaritani, qui de Babylone sunt profecti, hunc viculum condidisse. 774 Ibid. 107: Est autem usque hodie villa in sinistra parteviae de Neapoli pergentibus Aeliam. Luza haec altera est juxta Sichem in tertio lapide Neapoleos. 780 Древн. XII, 1,1. Птоломей Лаг, по И. Флавию, выселил в Египет „множество народа из окрестностей Иерусалима, из Самарии и с горы Гаризима“. 782 Гельдерен (Gelderen, Samaritaner und Judt n in Elephantine-Syene. Oriental. Lit. Zeit. 1912. 8) полагает, что самарянский элемент был и в элефантинской колонии, хотя она называла себя иудейской. Этот элемент в Элефантине, по мнению Гельдерена, древнее иудейского. Самаряне первоначально появились в Элефантине во время походов в Египет Ассаргадона и Ассурбанипала, войдя в состав войск этих царей и оставленных ими в Египте гарнизонов. Но с течением времени в Элефантине получил преобладание элемент иудейский, почему колонисты в персидский период называли себя иудейским войском“. Признак самарянского элемента в Элефантине у Гельдерена, впрочем, основывается только на том факте, что в элефантинских текстах постоянно употребляется имя Божие и (а не ), каковое имя указывает, по мнению названного автора, на происхождение колонистов из северной Палестины. 784 Juynboll , Comment, p. 45. Что самаряне в Египте были многочисленны еще в XIV в., об этом можно заключать из указа, изданного султаном Аль-Малеком, о том, чтобы самаряне носили красные тюрбаны. Ibid. р. 44. 787 Neubauer, p. 80. В той же хронике (р. 76) упоминается о другом богатом самарянине в Египте – Соломоне. 790 Сар. VII и VIII. Nemo illic archisynagogus Judaeorum, nemo samarites, nemo christianorum presbyter, non mathematicus, non aruspex, non aliptes... 792 Cp. Древн. XIII, 3, 4 и epist. samar. ad Scaligerum (Repertorium fur biblische und morgenland. Literatur В. XIII. S. 275–276). 793 О соборе против самарян упоминается в приводимой Фотием речи Евлогия ρος χφωνηθες τος Σαμαραταις (Biblioth. cod. 230. Migne, ser. gr. t. CIII col. 1084). Фотий разумеет под этим Евлоием именно Евлогия Александрийского, епископа конца VI в. Но вместе с этим о соборе говорится, что он был в 7-м году императора Маркиана (450–457). Очевидно, нужно читать с Фабрицием вместо Маркиана Маврикия (582–602).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010