773 . Рус. пер.://ЕвагТвор. 4 .857). 113–119. (Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения) [главы, сохранившиеся только на сир., переведены с франц.]. Исследования 774 . Guillaumont A. Une nouvelle version syriaque du Gnostique d’Évagre le Pontique//Muséon. 1987. 100. 161–169. Apophthegmata (CPG 2402; TLG 4110/X07, 2742/1) 775 . Apophthegmata (из Apophthegmata patrum, см. 4 .220): PG 65. 173–176. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 636–638. [Фрагм.] Исследования 776 . Bousset W. Apophthegmata Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tubingen 1923. 777 . Brague R. L’Image et l’Acédie. Remarques sur le premier «Apophtègmes//RThom 1985. 85. 197–228. 778 . Bunge G. Le «lieu de la limpidité». A propos d’un apophtégme énigmatiquë Budge II, 494//Irénikon. 1982. 55. 7–18. Sententiae ad monachos (CPGS 2435; TLG 4110/7) 779 . Sententiae ad monachos//Nonnenspiegel und Monchsspiegel des Evagrios Pontikos/Ed. Gressmann H. Leipzig 1913. 153–165. [(TU 394)]. [=TLG] пер.: 1) Добротолюбие. Μ. 3 1895. 1. 608–614 (по лат. переводу в PG 40. 1277–82.=PL 20. 1181–1186) (Наставления братиям...); 2)//ЕвагТвор. 4 .857). 129–137 (Зерцало иноков и инокинь). 780 . Driscoll J. The Ad monachos of Evagrius Ponticus. Its structure and a select commentary. Roma 1991. XV, 432. 3 ind. (Studia Anselmiana. 104). [Греч. текст без аппарата и англ. пер.]. Winden J. С. М. van//ViC 1993. 47:4. 410–411; Gould G.//JThS 1993. 44. 718–20; Halleux A. de//EThL 1993. 69:4. 448–49; Id.//Revue théologique de Louvain. 1994. 25:1. 87; Pelland G.//Gregorianum. 1994. 75:3. 573; Blum G. G.//ZKG 1995. 106(1). 124–126. Исследования 781 . Driscoll J. Listlessness in the Mirror for Monks of Evagrius Ponticus//CistSt 1989. 24. 206–214. 782 . Driscoll J. Gentleness in the «Ad Monachos» of Evagrius Ponticus//StMon 1990. 32. 295–321. [Анализ гл. 12, 31, 53, 107]. 783 . Driscoll J. A key for reading the «Ad monachos» of Evagrius Ponticus//Augustinianum 1990. 30. 361–392. 784 . Driscoll J. The Mind’s long journey to the Holy Trinity: the Ad Monachos of Evagrius Ponticus. Collegeville, Minn. 1993. Blum G.G.//ZKG 1995. 106:1. 124–126; Elvira J. С.//St Mon 1999. 41 (1). 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Этому отвечает в Зороастровой религии высшее понятие о Заруана акарана, т. е. «бесконечном пространстве и бесконечном времени», из которого родились, и которым созданы сами Ормузд и Ариман, – понятие отвлеченное, подобно индийскому понятию о Браме. В этом Заруана-акарана иранский дуализм также исчезал, как политеизм Вед в браминском учении о Перво-браме. Есть перворождающее существо, из которого произошли оба равные боги: и Ормузд и Ариман. С таким же понятием о «перво-божестве» известна нам Зороастрова религия и у греческих писателей. Новейшая критика, в самое последнее время, в лице некоторых авторитетных представителей своих, находит, что понятие о Заруана или Зрвана-акарана (Zrvana akarana) не существенно принадлежит к воззрению Зороастровой религии, составляет элемент, привзошедший в нее из других религий, и притом – совершенно лишний и ненужный. Шпигель, вместе с некоторыми другими филологами 775 , полагает, что оно – позднейшего происхождения, и притом не иранского, а семитического, и что, наконец, оно привносит разлад в Зороастрово учение, misston, лишает его цельности. По его мнению, оно всего более отвечает вавилонскому божеству, известному под именем Bel, Belitan – Ваал, которое в образе старца представлялось роком, господствующим над вселенной, и привзошло в Зороастрову религию из халдейско-вавилонской религии. Он находит даже, что имя Zerovanes встречается в отрывочных остатках вавилонской мифологии 776 . В самых же древних частях Зенд-авесты имя Заруана-акарана встречается очень редко, а между греческими писателями – только у позднейших. На этих основаниях, равно как и на том, что культ Заруана-акарана не был развит, Шпигель считает это божество чуждым иранскому воззрению, малоизвестным, и составлявшим предмет поклонения только одной из сект, известных под названием Зерванитов 777 . Но уже в древних частях Авесты, даже в Ясне, Ормузд представляется не единственным самобытным существом. Вместе с ним упоминается и «несозданный свет» 778 . Этот «самосущий и безначальный» 779 свет различается от света или светил, созданных для видимого мира 780 , – свет невидимых, небесных сфер – от света видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Что же касается до оснований этой веры, то последняя не только не исключает, но, напротив, непременно предполагает, между прочим, и полное доверие прежде всего к свидетельствованию Христа о Боге, о Себе Самом и о всем, на бытие или на исполнение чего Он указывал, а затем и к свидетельствованию о Христе и о всех других предметах нашей веры со стороны тех, кому Сам Он поручил свидетельствовать об этом. Что под верою, служащей необходимым условием истинно-христианской жизни, нужно разуметь полную уверенность в истинности того, чему учил Богочеловек, это видно из тех Его слов, в коих Он приписывает верующим в Бога способность к самым великом и необычайным делам. 775 Но совершать их можно только под условием самой живой и непоколебимой уверенности в близости к нам Бога и в Его готовности всегда и во всем оказать нам Свою благодатную помощь. Необходимость разуметь под верою полную преданность с нашей стороны Христу и Его делу видна из собственных же Его слов. Он требовал, чтобы ради Него люди отрекались, в случае особой нужды, не только от самых кровных родственных связей, 776 но и от всего, что имеют. 777 Наконец, что основою веры в то, чему учил Богочеловек, действительно должно быть и доверие к авторитетности Его свидетельствования, и это оправдывается Его же словами: если Я и Сам о Себе свидетельствую, говорит Он, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду. 778 Многие из современников Спасителя основывались, согласно этому, в своей вере в Него именно на доверии к Его свидетельству. Так, например, самаряне говорили своей соотечественнице, с которою пред этим беседовал Богочеловек, что они веруют в Него, как в истинного Спасителя, не в следствие её речей о Нем, а по причине Его собственных слов о Себе. 779 Христос всегда одобрял такое доверие к Своим словам, а недоверие к ним порицал. 780 Доверие, как одно из оснований христианской веры, требуемое Христом, предполагается и самым существом Его отношений к людям. Он наш Спаситель, совершивший и совершающий Свое великое дело для нас из любви к нам, из-за желания нам истинного блага, по доверию к нашей восприимчивости или отзывчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Oxf., 1958; Textus byzantinos ad iconomachiam pertinentes/Ed. H. Hennephof. Leiden, 1969. P. 52-57; Gero S. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its Sources//BZ. 1975. Bd. 68. S. 4-22; idem. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V. Louvain, 1977. P. 37-52. (CSCO; 384. Subs.; 52); idem. The Legend of Constantine V as Dragon-Slayer//GRBS. 1978. Vol. 19. P. 155-159; Brock S. P. Iconoclasm and the Monophysites//Iconoclasm: Papers Presented at the 9th Spring Symp. of Byzantine Studies, Univ. of Birmingham, March 1975/Ed. A. Bryer, J. Herrin. Birmingham, 1977. P. 53-57; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuch. zur Revolte des Artabasdos und ihrer Darstellung in der byzant. Historiographie. Bonn, 1981. S. 245-266; Mango C. St. Anthusa of Mantineon and the Family of Constantine V//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 401-409; Treadgold W. T. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988. P. 60-126; idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 349, 354-382, 388-402, 405, 412, 417-423, 430, 907, 941, 943; Zuckerman C. The Reign of Constantine V in the Miracle of St. Theodore the Recruit (BHG 1764)//REB. 1988. Vol. 46. P. 191-210; Hollingsworth P. A. Constantine V//ODB. Vol. 1. P. 501; Rochow I. Kaiser Konstantine V. (741-775): Materialen zu seinem Leben und Nachleben. Fr./M., 1994. S. 177-188; Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. С. 11-14; idem ( Afinogenov D.). A Lost 8th Century Pamphlet against Leo III and Constantine V?//Eranos. 2002. Vol. 100. P. 1-17; idem. The story of the Patriarch Constantine II of Constantinople in Theophanes and George the Monk: Transformations of a Narrative//History as Literature in Byzantium. Farnham, 2010. P. 205-212; Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680-850): The Sources. Aldershot, 2001. (BBOM; 7); eidem. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680-850: A History.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

P. 247-249). Однако такое решение, противоречащее традиции выбора папы Римского только кардиналами, принято не было. Апостольской конституцией «Romano Pontifici eligendo» от 1 окт. 1975 г. П. подтвердил право кардиналов быть единственными выборщиками папы Римского и закрепил максимально возможное число кардиналов-выборщиков - 120 чел. вместо традиционных 70 (AAS. 1975. Vol. 67. P. 622). В самом начале понтификата П. отменил многовековую традицию, идущую от католич. св. Франциска Ассизского , назначать кардиналов-протекторов монашеских орденов и религ. конгрегаций. Это решение было оформлено указанием Гос. секретариата от 28 апр. 1964 г. Синод епископов 15 сент. 1965 г. П. учредил Синод епископов для вселенской Церкви (Synodus Episcoporum pro universa Ecclesia) (motu proprio «Apostolica Sollicitudo» - AAS. 1965. Vol. 57. P. 775-780). 29 сент.- 29 окт. 1967 г. в Ватикане состоялась 1-я генеральная ассамблея Синода. Тема ассамблеи - «Сохранение и укрепление католической веры». Обсуждалась необходимость создания Международной богословской комиссии и реформирования Кодекса канонического права. 11 апр. 1969 г. П. учредил Международную богословскую комиссию, действующую в рамках Конгрегации вероучения (AAS. 1969. Vol. 61. P. 540-541). На 1-й генеральной ассамблее был рассмотрен проект введения нового обряда мессы. В понтификат П. генеральные ассамблеи Синода епископов собирались еще 4 раза. 11-28 окт. 1969 г. была созвана 1-я чрезвычайная генеральная ассамблея Синода епископов, на к-рой рассматривался вопрос о взаимодействии между Папским престолом и национальными епископскими конференциями. Тема 2-й генеральной ассамблеи (30 сент.- 6 нояб. 1971) - «Священническое служение и справедливость в мире». Участники ассамблеи поддержали традиц. католич. учение о целибате, на соблюдении к-рого настаивал П. в энциклике «Sacerdotalis coelibatus» и к-рое было поставлено под сомнение епископатом Нидерландов. Тема 3-й генеральной ассамблеи (27 сент.- 26 окт. 1974) - «Евангелизация в современном мире».

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Главная опасность сочинения Юлиана состояла в том, что он, казалось, знал христианство изнутри (хотя именно внутреннее понимание сути религии Христовой у него абсолютно отсутствовало) и обладал, по видимости, солидным знанием Священного Писания 774 . Естественно, что вся реформаторская деятельность Юлиана по восстановлению язычества вызвала резкую реакцию христиан. Одними из первых дали отпор ему святые каппадокийские отцы 775 . Активно выступает против Отступника св. Василий Великий (хотя три его письма к Юлиану вызывают сомнения в своей подлинности) 776 , а св. Григорий Богослов пишет два «Слова» против своего бывшего однокашника по Афинскому университету 777 . На сирийском Востоке св. Ефрем Сирин также создает четыре «мидраша», в которых он с болью отзывается на трагедию отступничества Юлиана, имевшего печальные последствия для христианской империи 778 . Выступали против Юлиана и его сочинения также и другие древнецерковные писатели, в том числе и Феодор Мопсуестийский 779 . Таким образом, приступая к написанию своего апологетического труда, св. Кирилл, с одной стороны, опирался на уже устойчивую традицию христианской полемики с Отступником, но с другой – он во многом шел еще малопроторенной тропой, ибо никто из церковных писателей до него не дал стройного и систематического опровержения антихристианского сочинения Юлиана 1 . Необходимость же подобного опровержения, вне всякого сомнения, существовала в первой половине V века, когда язычество еще было достаточно сильным и идеи Юлиана находили отклик во многих частях империи, в том числе и в Египте. Возражая Отступнику, св. Кирилл продолжал предшествующую ему традицию христианской апологетики ( Климента Александрийского , Оригена , Евсевия Кесарийского , Дидима Слепца  и др.), развивая аргументы своих предшественников; использовал он и произведения языческих авторов (особенно «Философскую историю» Порфирия и «Герметический корпус») 780 . Сочинение святителя, по характеристике А. Вишнякова, «представляет собою плод долгой и добросовестной работы; автор обнаруживает в нем большую ученость, обставляя каждое свое положение разнообразными тщательно собранными доказательствами; он не оставляет без разбора ни одного из возражений противника, предусматривает новые, которые можно сделать, вообще старается, чтобы у его христианских читателей, для которых он пишет, не оставалось никакого сомнения в истинности и превосходстве их религии» 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Так помолилась она, и не втуне осталась молитва. Тою порой женихи в потемневшей палате шумели. Так говорили иные из них, безрассудно надменных: 770 “Верно, теперь многославная наша царица готовит Свадьбу, не мысля о том, что от нас приготовлено сыну”. Так говорили они, не предвидя того, что и всем им Было готово. Созвав их, сказал Антиной, негодуя: “Буйные люди, советую вам от таких неразумных 775 Слов воздержаться, чтоб кто-нибудь здесь разгласить их не вздумал. Лучше, отсель удаляся в молчанье, исполним на деле То, что теперь на совете согласном своем положили”. Выбрав отважнейших двадцать мужей из народа, поспешно С ними пошел к кораблям он, стоявшим на бреге песчаном. 780 Сдвинув с песчаного брега корабль на глубокое море, Мачту они утвердили на нем, все уладили снасти, В крепкоременные петли просунули длинные весла, Должным порядком потом паруса натянули. Когда же Смелые слуги с оружием их собралися, все вместе, 785 Сев на корабль и его отведя на открытое взморье, Ужинать стали они в ожиданье пришествия ночи. Той порою в высоком покое своем Пенелопа Грустно лежала одна, ни еды, ни питья не вкушавши, Мыслью о том лишь тревожась, спасется ли сын беспорочный 790 Или погибнет, сраженный рукою убийц вероломных? Словно как лев, окружаемый мало-помалу стрелками, С трепетом видит, что скоро их цепью он будет обхвачен, Так от своих размышлений она трепетала. Но мирный Сон прилетел и ее улелеял, и все в ней утихло. 795 Добрая мысль пробудилась тогда в благосклонной Палладе: Призрак она сотворила, имевший наружность прекрасной Дочери старца Икария, светлой Ифтимы, с которой Царь фессалийския Феры, могучий Евмел, сочетался. В дом Одиссеев послала тот призрак Афина, дабы он 800 Там, подошед к погруженной в печаль Пенелопе, ей слезы Легкой рукою отер и ее утолил сокрушенье. В спальню проникнул, ремня у задвижки не тронув, бесплотный Призрак, подкрался и, став над ее головою, промолвил: “Спишь ли, сестра Пенелопа? Тоскует ли милое сердце? 805 Боги, живущие легкою жизнью, тебе запрещают

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Девство ( παρθενα), по учению преп. Феодора, есть величайшая добродетель и достигает своей высотой самой вершины неба. Человеческая жизнь разделяется на два рода состояния – брачное и безбрачное, причём брак составляет низший мир, а безбрачие – высший, первый подлежит тлению, а второе сподобляется блистать нетлением. Подвижники, хранящие девство, представляют удивительное зрелище: они – во плоти и выше плоти, в мире и выше мира, они ведут жизнь премирную. Но дар безбрачия для многих невместим и уделён только тем, кто распинает себя своей жизнью. 775 Нет столь высокой добродетели, как девство, говорит в одном из оглашений св. Феодор, – ибо девство есть та добродетель, которая первее всего воссияла в раю, девство сподобилось быть матерью Христа, девство делает людей ангелами, ибо возводит мир к нетлению. 776 Девство соприкасается с ангельским образом жизни, вводит человека в первоначальное райское состояние. 777 Но девство приобретается бесчисленными трудами и усилиями. Чем выше и чудеснее эта добродетель, тем сильнее и упорнее губитель нашей жизни старается победить нас противоположной страстью. 778 Поэтому преп. Феодор в своих оглашениях о девстве внушал монахам всеми мерами избегать встреч с женщинами, не посещать без необходимости и женских монастырей, быть вообще вдали от мирского общества. Наконец, нестяжательность ( κτημοσνη) состояла, по воззрению преп. Феодора, в оставлении всякого имущества, в отказе приобретать его, в совершенном равнодушии к предметам житейского удобства и даже необходимости. Монах должен быть выше ничтожности видимых вещей, возлюбить скудость и всякие лишения, освободиться от мирской заботы о личном материальном благополучии. Для монаха признается сокровищем, если он приобретёт себе больше трёх монет и притом – с мыслью о бедных, потому что строгий монах, господствующий над миром нестяжательностью, не имеет и одного сребреника. Такой есть христоносец и истинный христианин, ангел на земле и богоподобный муж, наследник Богу и сонаследник Христу. 779 А кто приобретёт личную собственность, тот всецело губит свою ангельскую жизнь. В частности, иметь монаху в монастыре раба так же странно, как и иметь жену. 780 Равным образом, несогласно с принципом отречения от мира и всякое иное личное приобретение монаха, которое и навлекает на него строгое осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Записи 771-780 В злобе своей на нас, в коварстве против нас и в оскорблениях, наносимых нам различным образом, люди достойны особенного сожаления и любви нашей, как больные и погибающие, сделавшиеся орудием всезлобного врага нашего, диавола, который учит нас всякому злу, который ищет чрез подобных нам сделать нам какое-либо огорчение и беду. Но эти огорчения и беды бывают для нас же очень, очень полезны, открывая нам наши язвы сердечные, которых мы не видели и не чувствовали. Запись 772 Когда смущение и какое-то бессилие сердца препятствуют тебе произносить во время Богослужения слова молитв, тогда сочти это смущение и бессилие за мечту вражию (демонскую), отбрось уныние, малодушие и робость и о имени Господни говори не торопясь, спокойно и намеренно громче, и ты одолеешь смущение и бессилие и получишь бодрость и силу. Верующему и уповающему все возможно. Надо бороться и побеждать. Запись 773 Люби ближнего, как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и ненавидя ближнего, прежде всего делаешь вред себе, прежде всего ненавидишь свою душу. Ты это по опыту знаешь. О, премудрые, зиждительные и животворные законы Господни! Как благо исполнять их, хотя лесть греховная и делает трудным исполнение их. Как благо для души иго Господне и легко бремя Его, т.е. Его повелений! Запись 774 Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же. Запись 775 Вы, земнородные, не имеющие чистоты, торжествуйте о том, что недостижимая для вас чистота души и тела совершенно и с преизбытком достигнута Пресвятою Девою Мариею, Материю Господа нашего Иисуса Христа, торжествуйте и молитесь Ей, да научит Она вас и чад ваших чисто проводить житие в этом тлетворном, полном соблазнов веке. За Ее чистоту, смирение и все добродетели и зато, что Она сподобилась быть Материю Бога Слова, мы приносим Отцу Небесному благодарность, принося бескровную жертву, и говорим: изрядно о Пресвятей... Богородице... [возгл. на лит.], т.е. приносим Тебе словесную службу, славу, благодарение. Запись 776

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

771.  М.Е. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста. — ЧОЛДП, 1874, 772.  Меламед С. Психология еврейского духа. Пер. с нем. М., 1914, 228 с. 773.  Мелиоранский Б. Еврейство в эпоху Христа и евангельская проповедь. — Ст, 1909, с. 825-839. 774.  Мелихов В. Иудеи в Римской империи по исследованиям Ренана. Харьков, 1912, с. 21. 775.  Мещерский Н. Екатей Абдерский и его отношение к иудеям. Язык и литература, 1927, т. II, в. 2, с. 44-53. 776.  Его же. К вопросу об источниках славянской книги Еноха. — Краткие сообщения Института народов Азии. В. 86. История и филология Ближнего Востока, 1965. 777. Мессия. Пер. с англ. — ЕЭ, т. X, с. 900-910. 778.  Мибихов М. История еврейского народа от вавилонского пленения до эпохи первых Таннаев. СПб., 1901, 222 с. 779. Мидраш. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 124-137. 780.  Миролюбов А. История еврейского языка. — ПС, 1899, с. 1-35. 781. Михаил Архангел. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 109-112. 782. Мишна. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XI, с. 124-137. 783.  Неусыхин Н. Очерки талмудического учения. Ч. I. Пг., 1917, 48 с. 784.  Никитин А. Фарисеи и саддукеи и их отношение к христианам веков апостольских. — ДЧ, 1890, с. 390-424. 785.  Его же. Синагоги иудейские как место общественного богослужения. Киев, 1891, V + 347 с. 786.  Н. К. К вопросу об отношении греческого перевода LXX к еврейскому тексту Ветхого Завета. — ХЧ, 1894. 787.  Никифор, архим. Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе. Вып. I. Политическое состояние Иудеи в I b. по Р. X. 788.  Никольский Н. Иудеи при Маккавеях и Асмонеях. — В кн.: Помощь евреям, пострадавшим от неурожая. СПб., 1901. 789.  Его же. Иудея в I b. нашей эры. — Научное слово, 1903, кн. VI, с. 50-79. 790. Об устройстве второго храма иерусалимского и о превосходстве его над первым — ХЧ, 1866, с. 295. 791.  Олесницкий А. Из талмудической мифологии. — ТКДА, 1870, с. 149-209; с. 402-444; с. 201-244; с. 273-327. 792.  Его же. Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в части Ветхого Завета. — ТКДА, 1879, с. 3-54.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010