Вот и все. Вот и все «позитивные» теории прогресса, которые оказались удостоенными внимания метафизической критики. Не нужно быть слишком преданным делу позитивизма человеком, чтобы иметь право обидеться за такое несправедливое отношение к этому делу. Куда делись Бокль и Гизо, Тард 775 и Лестер Уорд и многие другие мыслители, имя же им легион? Где русские представители теории «борьбы за индивидуальность»? Пусть отдельные попытки, в свете критической мысли, и должны быть признаны неудовлетворительными; пусть далеко не всегда в них выдержана почва строго позитивизма. Но неужели все это не заслуживает решительно никакого внимания как идея, ждущая развития, как начало, как намек на возможную теорию прогресса в позитивном духе? И разве, кроме позитивных, с одной стороны, и метафизически-идеалистических теорий прогресса, с другой стороны, невозможны и иные учения? Раз существует, как мы видели в предыдущей главе, система не метафизического идеализма, то невозможны ли и идеалистические теории прогресса, не закутанные в облако метафизического обоснования. Ведь все это было, есть и, вероятно, будет в истории человеческой мысли, представленной не только теми, которые, еще башмаков марксизма не износивши, превратились в идеалистов самого крайнего, метафизического оттенка. Для примера могу напомнить известного Виндельбанда 776 , ярого кантианца, для которого «Критика чистого разума» представляет «основную книгу немецкой философии» и который говорит, что «до сих пор есть только две философские системы: греческая и немецкая, Сократа и Канта» 777 , и этот Виндельбанд, кстати, относящийся отрицательно к позитивизму 778 и прямо третирующий утилизиризм 779 , – тем не менее, полагает, что «метафизика религиозной веры, как и метафизика вообще, не допускает научного обоснования»; что «теоретическое познание не может общеобязательным образом определить цель и задачу общества ни ниже (unterhalb), ни выше (oberhalb) его», а только «в существе самого общества». И, исходя из такого принципа, он набрасывает теорию, в которой постепенное усвоение отдельными индивидуумами сознания общности интересов и планомерное стремление граждан к созданию «культурной системы» (Cultursystem) – выставляется как конечная цель общежития и как масштаб для измерения моральной ценности данного общественного организма 780 . Какая заманчивая теория прогресса, на каких здоровых идеалистических началах она построена, и как в то же время все это построение бесконечно далеко от метафизического взгляда с его мистическою верою в то невидимое, гадательное, туманное, что должно заменить изучение реальных нужд и кровных интересов живущего на земле человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Рек, – и немедленно встал Оилеев Аякс быстроногий; 755 Встал Одиссей многоумный, и Несторов сын знаменитый Встал Антилох: побеждал он юношей всех быстротою. Стали порядком; Пелид указал им далекую мету. Бег их сперва от черты начинался; и первый всех дальше Быстрый умчался Аякс; но за ним Одиссей знаменитый 760 Близко бежал, как у женщины ткущей с пряжею ходит Цевка у персей, которую ловко руками бросает, Нить за уток пропуская, и близко пред персями держит, — Так Одиссей за Аяксом близко бежал; беспрестанно Следом в следы ударял он, прежде чем прах с них ссыпался, 765 И дыханье свое изливал на главу Оилида, Быстро и ровно бежа; восклицали кругом аргивяне, Жажду его победить в ревновавшем еще умножая. Но когда приближались к концу уже бега, взмолился В сердце герой Одиссей светлоокой Палладе богине: 770 “Дочь Эгиоха , услышь! убыстри, милосердая, ноги!” Так он, молясь, произнес, – и услышала дочь Эгиоха; Члены ему сотворила легкими, ноги и руки. И уже добегали, чтоб только им прянуть к награде, — Вдруг на бегу поскользнулся Аякс: повредила Афина — 775 В влажный ступил он помет, из волов убиенных разлитый, Коих Патроклу в честь закалал Пелейон благородный; Тельчим пометом наполнились ноздри и рот у Аякса. Чашу, награду свою, подхватил Одиссей терпеливый, Первый примчась; а вола захватил Оилид знаменитый; 780 Стал и, рукою держася за роги вола полевого, Он выплевывал кал и так говорил аргивянам: “Дочь громовержца, друзья, повредила мне ноги, Афина! Вечно, как матерь, она Одиссею на помощь приходит!” Так произнес он, – и смех по собранью веселый раздался. 785 Несторов сын получил последнюю бега награду; Взял и к ахейским мужам, улыбаяся, так говорил он: “Знающим всем говорю вам, друзья, что всегда, как и ныне, Боги бессмертные чествуют смертных, старейших летами, Сын Оилеев меня годами немногими старше; 790 Сей же из прежнего рода, от прежнего племени отрасль; Но зелена, говорят, Одиссеева старость ; и трудно В беге с ним спорить ахейским героям, кроме Ахиллеса”. Так говорил, прославляя Пелеева быстрого сына.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Мужем отличнейшим слыл Аякс Теламонид, доколе Гневом Пелид сокрушался; но он был могучее всех их, 770 Также и кони, носящие в битвах Пелида героя. Но бездействовал он при своих кораблях мореходных, Пламенный гнев на владыку народов, Атреева сына, В сердце питая; дружины его на береге моря Дисков и сулиц и стрел забавлялися праздным метаньем. 775 Рьяные кони вождей при своих колесницах стояли, Праздные, лотос один и селину болотную щипля. Все колесницы и сбруя, заботно покрыты, лежали В сенях владык; а они, предводителя храброго алча, Праздные, с края на край по широкому стану бродили. 780 Двинулась рать, и как будто огнем вся земля запылала; Дол застонал, как под яростью бога, метателя грома Зевса, когда над Тифеем сечет он перунами землю, Горы в Аримах, в которых, повествуют, ложе Тифея; Так застонала глубоко земля под стопами народов, 785 Вдруг устремившихся: быстро они проходили долиной. Тою порою троянам, подобная вихрям Ирида , Вестница Зевса Кронида, явилася с вестию грозной. Те ж совещали совет у дверей Приамова дома, Все на дворе воедино столпясь, и младые и старцы. 790 Став посреди, провещала посланница Зевса, Ирида, Голос заявши Полита , Приамова сына, который Стражем троянским сидел, уповая на быстрые ноги, В поле, на высшей могиле старца троян Эзиета, Вкруг соглядая, когда от судов нападут аргивяне. 795 В виде его провещала посланница Зевса Ирида: “Старец почтенный! и ныне ты любишь обильные речи, Так же, как в мирные дни: неизбежная брань угрожает! Часто я, часто бывал на кровавых бранях народов, Но вовек таковых и толиких я ратей не видел! 800 Как листы на древах, как пески при морях, неисчетны Воинства мчатся долиною, ратовать около града. Гектор, тебе предлагаю совет мой полезный исполнить: Много народов союзных в Приамовом граде великом, Разных своим языком, по земле рассеянных смертных. 805 Каждым из оных да властвует муж, повелитель народа; Он и вождем на боях, и строителем граждан да будет”. Так прорекла; и богиню вещавшую Гектор постигнул: Сонм распустил, и к оружию бросились граждане Трои.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Как он, будучи на поле, быстро нырнул с колесницы! 750 Есть, как я вижу теперь, и меж храбрых троян водолазы!” Так издеваясь, на тело напал Кебриона героя, Бурен, как лев разъяренный, который, загон истребляя, В грудь прободен и бесстрашием собственным сам себя губит, — Так на убитого ты, мирмидонянин, пламенный прянул. 755 Гектор навстречу ему соскочил с колесницы на землю; Оба они за возницу, как сильные львы, состязались, Кои на горном хребте, за единую мертвую серну, Оба, гладом яримые, с гордым сражаются гневом, — Так за труп Кебриона искусные два браноносца, 760 Храбрый Патрокл Менетид и блистательный Гектор, сражаясь, Жаждут единый другого пронзить беспощадною медью. Гектор, схватив за главу, из рук не пускал, безотбойный; Сын же Менетиев за ногу влек; и кругом их другие, Трои сыны и данаи, смесилися в страшную сечу. 765 Словно два ветра, восточный и южный, свирепые спорят, В горной долине сшибаясь, и борют густую дубраву; Крепкие буки, высокие ясени, дерен користый Зыблются, древо об древо широкими ветвями бьются С шумом ужасным; кругом от крушащихся треск раздается, — Так аргивяне, трояне, свирепо друг с другом сшибаясь, 770 Падали в битве; никто о презрительном бегстве не думал. Множество вкруг Кебриона метаемых копий великих, Множество стрел окрыленных, слетавших с тетив, водружалось; Множество камней огромных щиты разбивали у воев Окрест его; но величествен он, на пространстве великом, 775 В вихре праха лежал, позабывший искусство возницы. Долго, доколе светило средину небес протекало, Стрелы летали с обеих сторон и народ поражали. Но лишь достигнуло солнце годины распряжки воловой, 780 Храбрость ахеян, судьбе вопреки, одолела противных: Труп Кебриона они увлекли из-под стрел, из-под криков Ярых троян и оружия пышные сорвали с персей. Но Патрокл на троян, умышляющий грозное, грянул. 785 Трижды влетал он в средину их, бурному равный Арею. С криком ужасным; и трижды сражал девяти браноносцев. Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился, Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/16...

775. Как разделяется добродетель? Добродетель разделяется на Божескую и благонравную. 776. Какая добродетель Божеская? К Божьей добродетели относятся: вера, надежда и любовь. 777. Почему вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями? Вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями потому, что они направляют нашу душу к Богу и являются основанием для всех остальных добродетелей. 778. Что есть Божеская добродетель веры? Божеская добродетель веры есть твердое убеждение, что существует Бог и все мы должны соблюдать Его святой закон. 779. Что есть Божеская добродетель надежды? Божеская добродетель надежды есть упование на Бога и уверенность, что Бог по Своему бесконечному милосердию неустанно о нас заботится и печется о нашем спасении. 780. Что такое Божеская добродетель любви? Божеская добродетель любви есть сила внутри нас, которая нас притягивает к Богу, чтобы мы Его больше всего любили и были готовы пожертвовать за Него всем. Пояснение: Апостол Павел говорит: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор.13:13 ). 781. Какие добродетели благонравные? Благонравные добродетели суть: 1) покорность перед Богом и скромность перед людьми; 2) щедрость; 3) чистота душевная и телесная; 4) доброжелательный образ мыслей о своих ближних; 5) воздержание; 6) смирение; 7) усердие в работе и молитве. Пояснения: I. Добродетель ведет к Богу, грех же отвращает от Бога. II. Добродетель ведет к согласию и братству людей, грех сеет неприязнь и неустройство. III. Без покорности перед Богом и смирения не может человек преуспевать духовно. Спаситель сказал, что гордый фарисей вышел из храма неоправданным, тогда как смиренный мытарь был оправдан ( Лк.18:10–14 ). 782. Какие главные добрые дела? Главные добрые дела – молитва , пост и милостыня. 783. Необходимы ли добрые дела? Добрые дела необходимы; апостол Иаков в своем Послании говорит, что «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). 784. Как мы должны творить добрые дела? Добрые дела мы должны творить:

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Итак, Дahiйэл переименован в , Белтесаццар. По изъяснению ономастиков, Δανιλ κρσις ατο σχυρ 771 ; Δανιλ κρσις θεο 772 ; Danihel iudicium dei uel indicat me deus 773 . Что же касается до имени Белтесаццар, то его толкуют так: Βαλτσαρ ματαιτης μακαρισμ, συνειλημμνη 774 ; Baltasar Capillus capitis 775 . Но нужно думать, что и первое, и второе толкование неправильны, потому что оба они θеофорны и носят в своем составе (по крайней мере, первое) название родового языческого божества (Дан). Что же касается до имени Белтесаццар Belscha’ar, то это имя – вавилонское Balaschuuur и значит «Sein Leben schirme» 776 . Может быть, Спиноза прав, утверждая, что был двуименен и Неемия, который то называется , Нехемйя, Nchèmja 777 – Утешение Божие, Gottestrost 778 , то , по Лютеру Hathrsatha, по русскому переводу венского издания – Тиршаθа 779 , то, наконец, двойным именем , Нехемйа Хаттиршаθа 780 . Судя по тому, что в отношении к своей новой должности, как начальник над иудеями 781 («Landpleger für die judische Provinz» 782 ), Неемия именуется , Пеха, Pecha – «областеначальником» 783 , а в отношении своей старой должности виночерпия при персидском царе Артарксексе 784 – , машке, виночерпий, кравчий, чашник, можно полагать вместе со Спинозою, что Тиршаθа (если считать это слово с членом – ) или, вернее, Ха-тиршаθа есть имя собственное (Слово Тиршаθа – персидское 785 ), полученное Неемией при персидском дворе. Другой, во всяком случае, более достоверный случай двуименности представляет Зоровавель, 786 Зеруббабел, Zerubbabel, греч. Zοροβαβελ 787 , вождь возвратившихся иудеев и начальник иудейской области ( ) 788 . Он именуется в Библии также , Шешбаццар 789 , Sesbazzar, греч. Σασαβασσαρ, в 3 Ездр. также Sanabassar, а у Иосифа сокращенно Abassar 790 . К нему же, по-видимому, прилагается имя Тиршаθа 791 . По воззрению некоторых раввинов, «имя: Зоровавеля толкуется в значении: «посеян» (низра от зара сеять) или рожден в Вавилоне, и настоящее его имя было Неемия, сын Хахалии ( Неем.1:1 )» 792 . Так или иначе, но, действительно, имя Зоруббабел, по Риму 793 , имеет значение «Babelspross», «отпрыск Вавилона».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

774 Giiterbock.RSmisch-Armenien und die r6mischen Satrapien im vierten bis sechsten Jahrhundert. K6ningsberg, 1900; Baynes Norman. Rome and Armenia in the Forth Century//Hist. Rev. 1910. 625–648. 775 Nov. Just. 31, cp. Cod. Just. (1,29, 5), где даны шесть имен: Анзитена, Ингилена, Астианена, Софена, Софенена, Балабитена. 776 Аммиан Марцеллин сохранил свидетельство о живых связях местной знати тех областей с империей. См.: 1, 230 (18, 6, 20). 780 Jord.Get. 180. Attila patre genitus Mundzuco, cuius fuere germani Octar et Roa Roas – ‘Ρογας у Сократа, ‘Ρωλα – у Феодорита, ‘Ροας – у Приска. Сократ (3, 30) сохранил свидетельство о набеге Уптара на бургундов, который окончился него весьма неудачно: он потерял 10 тыс. человек. Вероятно, имя Οπταρος то же, что Octar. 781 Таково свидетельство Notitia dignitatum (Occidens, с. 31). Если та редакция памятника, которая дошла до нас, относится ко времени не раньше 425 года, то свидетельство это имеет важность для времени уступки Паннонии гуннам. Точных сведений о судьбе этих городов нет в наших источниках. Но известно, что Сирмий попал в руки Аттилы, и в это время случилось одно мелкое обстоятельство, которое повело к продолжительным сношениям Аттилы с Римом; и дело не было закончено еще в 448 году. Взятие Сирмия, вероятно, относится к 443 году, оно случилось еще при жизни Бледы. Интересно отметить, что император Юстиниан в своей 11 новелле дает одну историческую справку, по-видимому, не точную. По его словам, вследствие опустошений Аттилы префект Иллирика Апремий оставил Сирмий и перенес свою резиденцию в Фессалонику. Это обстоятельство и повело за собой возвышение значения епископа этого города в положение митрополита. Но, во-первых, Сирмий в пору Аттилы принадлежал Западной империи, во-вторых, епископ Фессалоники имел положение митрополита еще в 20-х годах пятого века, когда патриарх Аттик хотел подчинить Иллирик своей юрисдикции. 782 Cassiod.Var. 11, 1, 9; (Placidia) nurum sibi amissione Illyrici comparavit factaque est coniunctio regnantis divisio dolenda provinciis. Повторяет это сведение и Иордан (Rom. § 329): datamque pro munere soceri sui totam Illyricum.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

750 Племя мужей, водворившихся окрест Додоны холодной, Земли пахавших, по коим шумит Титаресий веселый, Быстро в Пеней устремляющий пышно катящиесь воды, Коих нигде не сливает с Пенеем сребристопучинным, Но всплывает наверх и подобно елею струится: 755 Он из ужасного Стикса , из вод заклинаний исходит. Профоой, сын Тендредонов, начальствовал ратью магнетов. Окрест Пенея и вкруг Пелиона шумного лесом Жили они; предводил их в сражение Профоой быстрый: Сорок за ним кораблей, под дружиною, черных примчалось. 760 Се и вожди и властители меднодоспешных данаев. Кто же из них знаменитейший был, поведай мне, Муза, Доблестью или конями, из всех за Атридом притекших? Коней извел превосходнейших славный Эвмел Феретиад; Он устремлял кобылиц на бегу, как пернатые, быстрых, 765 Масти одной, одинаковых лет и хребтом как под меру. Сам Аполлон воспитал на зеленых лугах пиерийских Сих кобылиц, разносящих в сражениях ужас Арея. Мужем отличнейшим слыл Аякс Теламонид, доколе Гневом Пелид сокрушался; но он был могучее всех их, 770 Также и кони, носящие в битвах Пелида героя. Но бездействовал он при своих кораблях мореходных, Пламенный гнев на владыку народов, Атреева сына, В сердце питая; дружины его на береге моря Дисков и сулиц и стрел забавлялися праздным метаньем. 775 Рьяные кони вождей при своих колесницах стояли, Праздные, лотос один и селину болотную щипля. Все колесницы и сбруя, заботно покрыты, лежали В сенях владык; а они, предводителя храброго алча, Праздные, с края на край по широкому стану бродили. 780 Двинулась рать, и как будто огнем вся земля запылала; Дол застонал, как под яростью бога, метателя грома Зевса, когда над Тифеем сечет он перунами землю, Горы в Аримах, в которых, повествуют, ложе Тифея; Так застонала глубоко земля под стопами народов, 785 Вдруг устремившихся: быстро они проходили долиной. Тою порою троянам, подобная вихрям Ирида , Вестница Зевса Кронида, явилася с вестию грозной. Те ж совещали совет у дверей Приамова дома, Все на дворе воедино столпясь, и младые и старцы.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/2

Чрез это семя зла не погибло и распространилось по всему миру, заполнило его и овладело им. В непосредственно следующих за сим заключительных строках идет речь о Христе. «О Христе же они,– говорит Ипполит I,– думают так, что считают его только за Сифа и (говорят, что) вместо Сифа явился он сам“ 754 . 25. В приведенном трехстишии мы, прежде всего, видим ясно выраженный монизм и эманатизм. Хаос представляется излившимся из первородного (Πρωτοτκου), след., неимеющим самостоятельного бытия. Ψυχ, душа, произошла от того и другого [(νθ´)] – от нуса и хаоса. В этой двойственности для нее источник страданий.– Значит, первоначальный монизм путем эманации переходит в три принципа: нус, хаос, психи, или даже – четыре, ибо, очевидно, πρτιστος Νος не есть тот Πρωττοκος, из которого излился Хаос. Πρωτοτκος – это есть Иисус, как назван он дальше,– сын, происходящий от «πρτιστος Νος“. Он – демиург, творец хаоса.– Но, очевидно, учение наассенов пережило много всяких изменений и получило не мало наслоений. Мы встречаем у них различные наименования для высшего божественного мира. Они особенно чтили двух верховных существ – человека и сына человека 764 , признавая их единство 765 . Первочеловек представлялся муже-женским существом (ρσενθυλης) 766 – первоотцом и первоматерью 767 . Первоматерь есть дух 768 . След., выступают три высших существа: отец, сын и дух-мать 769 . Первоотец, с одной стороны, является чуждым всякого определения – χαρακτριστος, ητος (Jneffabils), νεννητος, μορφος, νεξεικνιστος (ineffigiatus) 770 . По отношению к остальному бытию отец является πρων и отец всякого отечества 771 , он вместе с матерью источник эонов 772 , хотя учение об эонах не излагается у наассенов.– На ряду с этим у наассенов почитается источником всего сущего под небом змея (, наас). Она есть – γρ οσα Фалеса 773 . Однако предикаты, прилагаемые к наасу, указывают на его связь с первосуществом. Так Наас называется ,,γατς“ 774 ; между тем у наассенов только бог именуется единственно благим 775 ; потом наас есть «сложная субстанция“, между тем и божество имеет в себе хвонические элементы 776 . Затем наас называется источником всего духовного 777 , значит, наас нельзя отождествлять с хаосом. Наас есть, очевидно, в этом ином представлении демиург. В таком случае наас совпадает с тем πρωττοκος, о котором говорит гимн.– Разсуждая о происхождении души, наассены приходили к таким предположениям, свидетельствующим об их верованиях: или душа происходит от первосущего (πρων), или от саморожденного (ατογενς), или излившегося хаоса 778 . Здесь ατογενς занимает посредствующее место между первосуществом и хаосом, след., ему усвояется роль демиурга. Кроме того, в учении наассенов упоминается об «Ησαλδαιος’е 779 , огненном боге, по числу четвертом; он именуется «демиургом и отцом специальнаго мира, единым, имеющим власть над жизнию и смертию... Он есть Христос... среди всех рожденных сын человека, описуемый от неописаннаго слова“ 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Восточные апологеты, особенно александрийской школы, не только приводят из них подтверждения в доказательство истины христианства и в опровержение многобожия, но и относятся к содержанию их с большим уважением, а иногда даже приравнивают их к священным еврейским книгам. По словам св. Иустина, демоны отвращали людей от чтения Сивилл или пророков 773 . В «Увещании к Еллинам», которое приписывается также Иустину, не только приводятся свидетельства о единобожии из Сивиллы 774 , которую Платон считал богодухновенной, но и объясняется, почему предсказания сивиллиных книг дошли до нас только в отрывках и не все сохранились. Когда вдохновение Сивиллы прекращалось, она забывала сказанное ею и не имела возможности, как поэты, по написании стихов, исправлять их и очищать. К тому же записывавшие ее прорицания по невежеству погрешали относительно правильности размера. Но это ничего не значит для истины. «Обратитесь», – говорит писатель, «к изречениям Сивиллы и смотрите, сколько благ доставляет она вам, ибо ясно и открыто предсказывает пришествие Спасителя нашего, воспринявшего на себя спасение созданного по образу Божию человека» 775 . Те же свидетельства из Сивиллы о единобожии и о неразумии идолопоклонства приводит и Феофил Антиохийский 776 . Климент Александрийский прямо называет Сивиллу пророчицей, древнейшей Орфея 777 . Но ученик его, Ориген , рассуждая по поводу мнений Цельса о христианских сектах и о том, что некоторых из христиан он называет сивиллистами, не распространяется о достоинстве и авторитете сивиллиных книг, а только замечает, что вероятно Дельс слышал, что некоторые из христиан признают Сивиллу пророчицей, очевидно, не придавая никакого значения этому мнению 778 . А Тертуллиан и Августин прямо высказывают свой скептический взгляд на эти мнимо–пророческие книги. Тертуллиан говорил, что и сивиллины пророчества так же ложно носят это имя, как и сами боги язычества свое название богов 779 . Августин также недоверчиво относился к Сивиллам и языческим пророчествам о Христе, не выделяя их из общего понятия оракулов 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010