(От. 788 Св. Зак. Учр. Орд. изд. 1876 г.) 62. Выслужившим в должности церковного старосты три трехлетия с усердием и пользою для церкви предоставляется право носить, по оставлении должности, присвоенные оной мундир и кафтан 51 . (§ 56 Инст. цер. стар. Цир. ук. Св. Син. 14 Сент. 1873 г. 43.) 63. Епархиальные начальства, до внесения представления о награждении медалями церковных старост, (788 ст.) должны сноситься с губернским начальством, нет ли законных препятствий к награждению представляемых, и о полученных отзывах прописывать в представлении (ст. 820 Учр. Орд.) Примечание. Епархиальные Преосвященные, делая свои сношения по ст. 820 учр. орд. с гражданскими начальствами, в то же время должны в предупреждение возможности вторичного пожалования одного и того же ордена церков. старостам спрашивать их, не представлены ли те лица, коим испрашивается награда по духовному ведомству, к каким-либо наградам по гражданскому ведомству. (Опр. Св. Син. 1877 г. Ц. В. 12.) 64. Епархиальному Архиерею предоставляется входить установленным порядком с представлениями о награждении как церковных старост, так и представителей приложат при ежемесячном свидетельстве прихода и расхода церковных сумм, за особые труды и попечение о приращении церковных доходов, а равно за содействие к благоустройству приходского храма и к изысканию средств для обеспечения местного причта помещением и содержанием. (§ 57 Там. ср. Ук. Св. Син. 11 Февр. 1870 г. п. 3 по Высот. 31 Декабря 1869 г. жур. прис. по дел. прав, духов. И. С. 3. 47860.). Примечание. Представления о награждены представителей прихожан составляются по прилож. форме 9, а о порядке представлены к наградам и представителей сх. §§ 37 и 39, а также и дополн. правила о наградах отдел III, изложенный в XV главе сего сборника. Отделение 2. О награждении учителей церковно-приходских школ 65. К обязанности Епархиального Архиерея относится поощрение наиболее ревностных учителей церковно-приходских школ (§ 20 Выс. утв. 13 Июня 1884 г. прав, о церковно-приходских школах X.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

778 Урбанский. Религиозный быт хлыстов Казанской губернии (Известия по Казанской епархии, 1903, 13, с. 541; ср. ibid. 1891, 13, с. 407). 779 Головкин, Очерки Оренбургской хлыстовщины, Оренбург, 1899, с. 83. (Оттиск из Оренбург. Е. В. за 1897–1899 гг·). 782 Надеждин, Исследование о скопческой ереси, 1845 (Кельсиев, Сборник правительственных сведений о раскольниках, вып. 3, Лондон. 1862) с. 66, Приложения. 783 Показание хлыстовки Влазневой: «на беседках... невольно плачешь. слезы катятся градом» (Дело Оренб. окруж, суда об Утицких, т. 1. л. 133). 786 Мельников, Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей (Чтения в обществе истории и древностей российских, 1873, кн. 1, с. 97–98, – скопческая песня). 788 Братское Слово, 1893, ч. I. с. 774 (Из архива С. Д. Нечаева. Донесение В. П. Клюквина о скопцах). 789 Недетовский, Василий Фёдоров Мокшин. Эпизод из истории сектантства в Воронежской губернии (Труды Воронежской учёной архивной комиссии, 1902, в. I, с. 81). 793 Sainte Thérèse, Vie, écrite par elle – même (Oeuyres très – complètes de sainte Thérèse, publiées par M. l’Abbé M., t. I, Paris, 1840, p. 225); Rouby L’hystèrie de sainte Thérèse (Archives de neurologie, 1902, octobre, p. 320). Ср. анонимную заметку «Hypersécrétion des larmes chez les mystiques» (Archives de neurologie, ibid,, p. 397). Упомянув о даре слёз у св. Доминика и короля Людовика Святого, автор делает общее замечание: «Cette hypersécrétion s’observe chez ce genre de malades, à peu près pour toutes les glandes (железы). A rapprocher de la sialorrhèe (слюнотечение)». 800 Преосвященный митрополит Московский Иоанникий, постригая моих товарищей, не спрашивал сего обета, говоря, что ученому монаху невольно иногда приходится нарушать его по болезненности. Примечание автора Хроники. 814 Хиротония ректора Кишиневской семинарии, архимандрита Афанасия во епископа Новгород-Северского, викария Черниговского. 816 По вопросу о судебной реформе в духовном ведомстве бывшим профессором А.Ф. Лавровым-Платоновым (ныне архиепископом Литовским Алексием) напечатано несколько капитальных сочинений, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—788— Вне связи с секреторными явлениями, экстатические изменения в сфере дыхания у наших сектантов состоят, главным образом, из ряда спазмов, наступающих вследствие судорожного сокращения дыхательных мускулов. Их можно свести к нескольким группам. 1 . Простые дыхательные спазмы – вдыхательные и выдыхательные Икота а) Из вдыхательных спазмов засвидетельствована наличность в сектантском экстазе икоты (следствие клонической судороги диафрагмы) По словам Преображенцева, некоторые хлысты, во время радельной экзальтации, «диким голосом икают» 1095 . Описывая одно радение хлыстов, он, между прочим, говорит: «фанатическая сила подействовала на них, – кто бил себя в грудь, кто стал икать, кто дрожал и кривлялся всем телом, что и принимается ими за действие св. Духа» 1096 . В аналогичных условиях обнаруживается судорожная икота и у малеванцев. «Бешеная пляска полураздетых, а иногда и совсем голых сектантов (Палеостровских малеванцев, Херсон. г.), сопровождается неистовыми движениями, скрежетанием зубов, иканием, выкрикиванием отдельных фраз и даже звуков» 1097 . Икота появляется иногда и в последний период экстаза. Так, Херсонские штундохлысты, после радельных телодвижений, «падают, как 6ы в параличном состоянии, и начинают нервно икать» 1098 . В виду обнаружения икоты в экстазе хлыстов, их иногда называют «кликушами, икотниками и икотницами» 1099 . Шаман —789— в начале экстаза «по временам нервно и искусственно икает, от чего все его тело странно содрогается», затем «икота его делается все громче, дрожь, производимая ею, все трепетнее» 1100 . Фырканье б) К выдыхательным спазмам следует, по-видимому, отнести некоторые случаи наблюдавшегося у радеющих сектантов «фырканья». Оренбургский хлыст Ив. Утицкий «во время беседок (в с. Рогачевке, Воронеж. г.), вскрикивая «ой дух, дух, дух», громко, сильно во все стороны наклоняя свою голову, гукал (местное, т. е. Воронежс кое слово, означающее, по Далю, – издавать глухой или отрывистый звук, крик...), фыркал, как бы испуская из себя на беседующих дух» 1101 . Рогачевские последователи Утицкого «изредка сильно фыркали, дули», во время пения и кругового беганья 1102 . To же самое происходило с Утицким и его единоверцами еще раньше, на радениях в Оренбургской г. «На беседках, по словам участницы, Оренб. хлыстовки Влазневой, то и дело слышишь, как братья фыркают, дуют из себя, чем явственно и дают знать, что испускают из себя дух, – так делали часто и Иван, и Се-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1929 г. Н. Рерих издал в США по-русски и по-английски две книги о своём большом путешествии: «Сердце Азии» и «Altai-Himalaya. А Travel Diary» (первую в издательстве Г. Д. Гребенщикова «Алатас»). А в следующем году была опубликована его знаменитая «Shambhala», после чего за Рерихом окончательно упрочилась репутация мистика. (Эту книгу, как уже говорилось, Н. К. впоследствии отправит в СССР на адрес Академии Наук.) Летом того же года Рерих получил официальное уведомление из Москвы об утрате своих концессионных прав на Алтае. Н. К. эта новость не слишком огорчила, ибо к проекту «Белуха» он уже охладел. («Н. К. говорит: всё равно нам её не уместить, даже если бы и были деньги, – людей нет вести её. Раз у нас её нет, лишь говорить об Азии – это даром давать идеи другим» 787 .) Иное дело – возвращение в Тибет Панчен-ламы во исполнение пророчества о Шамбале, тема, продолжавшая волновать Рерихов. Так, вскоре после получения письма из Москвы, Н. К. сообщает сотрудникам об «очень важном плане» – Юрий должен поехать к Панчен-ламе в Монголию, до возвращения в Кулу 788 . Но зачем – нам остаётся только гадать. Вообще к Советской России Рерих вновь стал испытывать большую неприязнь – никаких дел с большевиками он больше иметь не хочет. В то же время он обращается в Госдепартамент с прошением о принятии его, вместе с сыновьями, в американское гражданство и несколько раз посещает с этой целью Вашингтон, о чём 3. Лихтман не преминула упомянуть в своём дневнике. Но стать гражданином США Рериху не суждено. Обучавшаяся скульптуре в одном из классов Мастер-Института балерина и горячая поклонница творчества Рериха Л. Я. Нелидова-Фивейская 789 оставила нам интересные воспоминания об этой школе и о своих встречах с Н. К. во время его девятимесячного пребывания в Нью-Йорке в 1929–1930 гг.: «... Я решила исполнить данное мужу и нашим друзьям обещание серьёзнее заняться скульптурой и некоторое время возилась с глиной в Музее Рериха, где окончательно возненавидела скульптуру, несмотря на одобрительные замечания Рериха, изредка заходившего в скульптурную студию с заезжими из Европы знаменитостями, чтобы показать им наши работы. Скульптурой занимался с учениками в Музее Рериха итальянский скульптор. Особенную скуку наводила маленькая, сухая англичанка, всегда молча сидевшая в углу и, как мышь, упорно скребущая большой серый мрамор. Это была известная миллионерша, и Николай Константинович останавливался около её камня дольше и глубокомысленнее, чем перед остальными работами студентов, которые даже не могли понять, что такое скребёт миллионерша из своего камня, впоследствии удостоившегося высокой чести красоваться в садике здания Музея Рериха.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Чадо Тите, верно слово: и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны. Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самуосужден. 1:13. еяже ради вины обличай их нещадно, да здрави будут в вере, δι ν ατ αν λεγχε ατος ποτ μως να για νωσιν ν τ π στει Что явились лжеучители в критской церкви и так нагло и бессовестно рассевали там вредное учение, – это зависало от национального характера критян: „потому обличай их, говорит Апостол, что они имеют нрав дерзкий, коварный и бесстыдный; они преданы бесчисленным порокам“, замечает св. Златоуст 782 . Апостол повелевает обличать их. Кого же их? Т. е. лжеучителей и их последователей: „здесь он (Апостол) говорит не о чужих, но о своих“ 783 . Последних нужно было обличать особенно за то, что они не ограждали себя должным образом от лжеучителей, допуская их в свои домы и легковерно слушая их бредни. Как обличать? Нещадно, по Исихию – „твердо“ 784 , по Экумению – „с силою“ 785 . по Феодориту – „не кротко, не с робостью или малодушием, но прямо и открыто“ 786 , по Златоусту – „сильным словом“ 787 . Обыкновенное правило проповедников – действовать на противников силой убеждения с кротостью и воздержностью в слове 788 . Но это правило не без исключения. Там, где приходится иметь дело проповеднику истины с людьми грубыми, с сердцами жесткими и „лбами каменными“, очень уместно употребить сильное обличительное слово, которое бы, подобно иголке или стреле, пронизывало их душу 789 и, подобно молоту, разбивало грубость сердца 790 . Но само собою разумеется, сильное обличительное слово должно быть растворено любовью, как слово Спасителя 791 , и направлено единственно к спасению людей или, как замечает Апостол в другом месте: „к созиданию, а не к разорению“ 792 . Эту мысль выражает Апостол и в рассматриваемом месте наречием: нещадно ( ποτ μως) 793 и указывает в дальнейших словах: да здрави будут в вере. Т. е. вразумляй так, чтобы оставили заблуждение, твердо держались веры Христовой и жили по Евангелию. „Здоровье состоит в том“, замечает Златоуст, „чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого“ 794 . Указав способ, как привести критян к здравию в вере, Апостол описывает далее самую болезнь, которой страдали критские христиане и которую нужно было удалить от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Сначала он напоминает милость Божию Аврааму, Исааку и Иакову, с которыми Бог заключил вечный завет (ст.8–10) 782 , обещая семени его обладание Ханаанскою землею и в то именно время, когда это семя совершенно было еще незначительно (11–12) 783 , и странствовало 784 по Ханаану. Затем псалмопевец указывает, как Бог защищал этих патриархов с их семействами во время их странствования 785 (ст.13–15) 786 и как мудро Он пролагал путь исполнению данного обетования. Чтобы семя Авраама под охранительным влиянием Египта возросло в великий самостоятельный народ, Он привел его в Египет, где Он уже чрез Иосифа, который приобрел величайшее влияние в египетских делах, приготовил для целей исполнения обетования весьма благоприятную почву (ст.16–23) 787 . Вследствие особого благословения Божия семя Авраамово в сравнительно короткое время возросло в Египте (земля Хамова) в великий народ (ст.24), который должен был переселиться из Египта, чтобы вступить в обладание обещанною землею. Но чтобы народ охотнее оставил землю египетскую и лучше оценил оказанные ему Богом милости, Бог допустил, чтобы египтяне жестоко угнетали их (ст.25). Затем Он послал Моисея и Аарона (ст.26), чтобы они чудесною силою освободили семя Авраамово от угнетения египтян, что им и удалось после многих казней над египтянами (ст.27-Зб) 788 . Обогатившись золотом и сребром египтян (ст.37) и к радости последних (ст.38), Израиль вышел из Египта, и под защитою (ст.39) и чудесным покровительством Божиим (ст.40–41), которое последнее свое основание имело в обетовании Аврааму (ст.42), достиг Ханаана, где задача его – из благодарности к милосердному Богу, верно исполнять закон Его (ст.45). Этот псалом первый из числа так называемых аллилуйных псалмов, т.е. таких, в надписании которых стоит аллилуйя (хвалите Господа); таких псалмов двадцать (104, 105, 106, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 134, 135, 145, 146, 147, 148, 149, 150). Псалом 105. Исповедание грехов народа и молитва о прощении и помощи. Стихи 47–48 этого псалма (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

—788— менты эпикуреизма, правда, относительно умеренного. Равным образом, сближает Юма с эпикурейцами и его, по-видимому, отрицательное отношение к общественной деятельности, поскольку в последней выражается активное служение общему благу. Правда, Юм занимал много разнообразных постов, но вся его служебная деятельность, по-видимому, вытекала скорее из мотивов эгоистического характера и была направлена, главным образом, на достижение той же внешней независимости. Но как истинный эпикуреец, Юм умел производить и расценку удовольствиям и никогда не становился рабом их. На этой почве выработалась та уравновешенность его характера, которая приближает его скорее к типу стоического мудреца. Самые жестокие литературные неудачи не могли искоренить в нём веры в свои духовные силы и надломить его энергии. Эта жизнерадостность опять напоминает оптимизм стоических философов, столь чуждый, по своей сущности, защитникам доктрины наслаждения. Но, как бы то ни было, Юм является типичным представителем английской нации. Личная, практическая жизнь в Англии чаще, чем где либо, принимает характер довольно далекий от тех теоретических интересов, которые, по-видимому, являются преобладающими у известного лица. Конечно, про таких лиц не всегда можно сказать, что их девиз – primum deinde philosophari; тем менее это можно утверждать относительно Юма, который создал свою систему, можно сказать, на дороге жизни (в сравнительно молодые годы); и однако он, по-видимому, не видел смысла своего существования только в философско-литературной деятельности, оставаясь, таким образом, верным завету, данному им исследователю так называемой „отвлеченной и глубокой философии“: „будь философом, но и погрузившись в философию, оставайся человеком“ (стр. 22–23). II глава первого отдела (стр. 24–34) дает насколько предварительных замечаний по поводу философских сочинений Юма, – именно касается вопроса об отношении между главными сочинениями Юма в области теоретической философии и сообщает сведения об изданиях и главнейших переводах его философских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

785 Дела были разные... – Ежедневно прослушивалось одно дело – до того часа, когда наступало время бани. Если Траян вставал так же рано, как Веспасиан, то «рабочий день» длился шесть-семь часов. 786 Клавдий Аристон. – Эфесские надписи неоднократно упоминают Аристона. Он был председателем Провинциального Совета в 90–95 гг. и опять в 110 г. и главным магистратом Эфеса. Его семья, как многие видные греческие семьи в М. Азии, получила римское гражданство от Клавдия или Нерона. О раздорах и интригах в малоазиатских городах см. X. 58; 81; 110 и речи Диона Хризостома. 787 ...военным трибуном, намеривавшимся искать магистратур... – Он принадлежал, следовательно, к сенаторскому сословию, почему наместник и направил жалобу оскорбленного мужа к принцепсу. 788 Цезарь... центуриона разжаловал и даже выслал. – Обычным наказанием за прелюбодеяние, совершенное солдатом, было разжалование. Плиний был, видимо, удивлен высылкой виновного: «даже выслал». 789 ...после явного прелюбодеяния держал ее дома, словно довольствуясь тем, что соперник убран. – Если муж, уличив жену в прелюбодеянии, не обращался в суд, то он сам подлежал обвинению в сводничестве. Если обвинение не было доказано, дело прекращалось. Тут муж вынужден был, подняв дело, довести его до конца. 790 ...она осуждена и наказана по Юлиеву закону. – Жена лишалась половины своего приданого, одной трети своего имущества и была высылаема на «остров». Высылка могла быть не пожизненной, но вторично выходить замуж было запрещено. 791 Юлий Тирон и Семпроний Сенецион – лица неизвестные. Тацит (Диал. 7, 1) пишет, что обвинения против императорских отпущенников и прокураторов рассматривал сам император. 793 ...они требовали принудительной явки всех наследников... или разрешения себе бросить это дело. – Они боятся встречного обвинения в calumnia (клевете), т. е. в бездоказательной, ни на чем не основанной жалобе. 794 Очень красивая вилла...– Систематические раскопки этой виллы произведены не были, хотя место ее было установлено уже в начале XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Эта сколько блестящая, столько и научная задача могла повергнуть нашего автора в целое море научных так называемых психологических гипотез и под этими гипотезами похоронить всю действительную историю „Уставных Чтений“. Психология и весьма известных писателей своими заманчивыми перспективами завлекала в дебри чистой фантазии. Но наш автор забаррикадировался от этой опасности массою подлинного, отовсюду им собранного и еще тщательнее изученного обширного материала. Читая сочинение г. Виноградова, положительно поражаешься той массой первоисточников, по преимуществу ценнейших рукописей, которые он собрал отовсюду для своей работы. Желая обеспечить свои выводы со стороны их неприкосновенности, он даже лично посещал многие ценнейшие наши книгохранилища, когда ему не высылали нужной рукописи или когда ему нужно было проверить то или другое отдельное сомнительное место. Свои научные построения он сопровождает такими красноречивыми параллелями, которые уже не оставляют никаких сомнений в душе читателя относительно верности его научных построений. Прекрасное знание греческого языка дает ему возможность расширять и углублять эти параллели, устанавливать связь даже с различными греческими произведениями. Эти параллели иногда занимают у него целый длинный ряд страниц (474–535). Такое тщательное изучение текста „Уставных Чтений“ дает возможность нашему автору делать существенные —248— поправки научных положений различных выдающихся русских ученых (64. 68. 85–86. 253. 285. 356. 443. 447. 457. 611. 641. 788 и др.), то, что высказывалось некоторыми учеными лишь только гипотетически, объявлять непреложной истиной (537 и др.), наконец дает возможность делать чисто научные открытия, когда, наприм., историю учительной деятельности Кирилла Туровского он излагает совершенно в новых очертаниях, как со стороны отношений Кирилла Туровского к различным источникам (зависимости), так и со стороны круга „новых“ поучений, несомненно ему принадлежащих, но таковыми до всего времени не считавшихся (537–555 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Опровержение на это. Приступающему к изучению божественных Писании, прежде всего, подобает обращать внимание на время, в которое говорится то или иное речение, и на лицо, которым или ради которого, или о котором говорится, ибо [только] таким образом хотящим право мыслить возможно безошибочно удержать смысл [сказанного]. Итак, мы узнаем пользу от [наблюдения] времени, услышав св. апостолов, говорящих Христу: «Когда будутъ, и что есть Твоего 788 От незнания времени потерпели вред сущие с Именеем и Александром 789 , думавшие, будто воскресение уже было, и это говорившие. А что необходимо и полезно знание лиц – увидим, в свою очередь, когда евнух говорит Филиппу: «Молю тя, о комъ пророкъ глаголетъ о себ ли, или о инмъ нкоемъ?» 790 Или когда блаженный Павел, желая ввести [в свое повествование] лицо Спасителя, говорит: «О Немже бо глаголются колну иному причастися, отъ негоже никтоже приступи ко олтарю: яв бо, яко отъ колена Господь» 791 . А что и обстоятельствами (πργμα) нужно не пренебрегать, будет очевидно из следующего. Ибо, когда пророки предвозвещают об относящемся к Спасителю, и один из них говорит: «Се, Два во чрев 792 ; и в другом месте снова: «Яко овча на ведеся» 793 , и если не в собственном смысле таковые [речения] будут пониматься применительно ко Христу, то ум уйдет куда-то далеко [в сторону] от истины и отлетит от благочестивых мыслей. Итак, необходимо внимательное рассмотрение (πιτρησις) сказанного. Итак, при тщательном рассмотрении времени, лица и обстоятельств обнаружится, что Павел сказал то, что ради нас вочеловечилось Божие Слово, [и] когда, совершив очищение наших грехов, сде одесную на высокихъ, тогда стало лучшим ангелов, не природу изменив во что-то иное, или став впоследствии тем, чем не являлось прежде, ибо не о природе Сына речь у Павла, но об обстоятельствах, случившихся во время вочеловечения (περ πργματος γενομνου ν καιρ τς νανθρωπσεως). Стало быть, не с природой ангелов желая сравнивать природу Сына, [Павел] говорит, что Он стал лучшим ангелов, но производит сравнение обстоятельств и в этом смысле говорит, что Сын стал лучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010