789 . Далее, с развитием императорского законодательства и процедуры extra ordinem (при которой судебные функции осуществляют непосредственно магистраты или иные должностные лица), большое значение приобретает беспристрастность судей (aequitas) 790 и их законопослушность. 791 В Поздней Империи, как это можно видеть на примере Кодекса Феодосия, слово iudex обозначает как судью в узком смысле слова, так и любое должностное лицо, наделенное судебной властью, чаще наместника провинции. Эти должностные лица фигурируют в конституциях расходующими государственные средства, 792 решающими вопросы, связанные с почетными титулами, 793 передающими податные списки наместникам провинций 794 и т.д. Причем коннотация суда совершенно отсутствует, что не мешает законодателю называть должностных лиц iudices. Однако все же чаще всего под этим словом подразумевался судья в привычном нам смысле. Так, отдельные титулы первой книги Кодекса Феодосия посвящены обязанностям военных, 795 гражданских 796 и всех категорий судей, 797 также епископского суда. 798 В Толедском королевстве отдельными полномочиями в сфере судопроизводства был наделен целый ряд должностных лиц: собственно судьи (iudices), a также сайоны, тиуфады, нумерарии, комиты и др. Об их деятельности мы знаем в основном из Книги приговоров короля Рецесвинта, изданной в 654 г. Но, насколько нам известно, за семнадцать лет, разделявшие Исидора и время провозглашения Liber Iudiciorum, не произошло событий, кардинально изменивших судебную систему королевства. Поэтому представляется, что данные судебника можно с известными оговорками распространить и на эпоху Исидора. Итак, по закону короля Рецесвинта (653 – 672) каждый, кто получил право вершить суд, должен называться iudex. 799 Согласно другому его постановлению, index должен разбирать как гражданские, так и уголовные дела. 800 Он может быть избран с общего согласия комитов и других судей или назначен королем. 801 Вероятно, чаще имело место именно назначение сверху, так как Исидор в «Сентенциях» писал, что за судей ответственность несет правитель. 802 Здесь мы видим продолжение римских принципов судебной практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Толкователь Свя- . —798— щенного Писания должен иметь «язык степенный и ясный, а сердце благочестивое и благоговейное» 1396 . Толкование Слова Божия есть искусство. Необходимость толкования Священного Писания вытекает уже из того, что в нем есть неудобопонятные места. В этом обстоятельстве Исидор видит устроение мудрого попечения Божия. Наличность непостижимых мест в Писании – дело мудрости Божией, ибо если бы в Писании все было ясно, то этим устранялась бы естественная надобность и стремление к какому-нибудь исследованию и человеку не к чему было бы приложить свое размышление. В Писании нужны ясность и темность. Ясным объясняется темное, а когда некоторые места кажутся темными, то это полезно, ибо оно смиряет гордость ума человеческого 1397 . Нужно различать, кроме того, постоянное неудопостижимое и совершенно непостижимое. Различие между ними то, что постижимое легко уловляется, а неудопостижимое требует многих усилий для своего уловления; совершенно же непостижимое, как вовсе неуловимое, причиняет только труд пытающемуся проникнуть в его глубину 1398 . К таким непостижимым местам Писания относится тайна, о которой «таинник Павел» писал: «велия благочестия тайна». Но эта тайна неудопостижима, замечает Исидор, «не потому, что она совершенно незнаема, но потому, что для всякого непостижима, так как превыше всякого слова и разума» 1399 . Толкование необходимо еще и потому, что оно «все сказуемое нам представляет в выражениях более ясных и слушатели овладеваются им, как звуками лиры». Для привлечения внимания слушателей необходимо вести «исследование не о чем-нибудь обыкновенном и коротко сознанном, но о неизвестном для многих, и когда очевидна мудрость ведущего речь, то этим возбуждается в слушателях вожделение, потому что не слишком обыкновенное привлекательно» 1400 . Исидор указывает некоторые правила толкования Священного Писания. Прежде всего экзегет должен заботиться —799— о том, чтобы свой способ мышления и чувствования не навязывает священным писателям – апостолам и пророкам. Он должен сам «следовать за Писаниями, а не указывать им путь, и не по собственному изволению навязывать им смысл Этого требует правильность толкования. Неправильно же толкующий Священное Писание подвергает опасности свою душу 1401 . Грех осмеливающихся перетолковывать Св. Писание по-своему выше всякого оправдания и извинения, потому, что извращающие Слово Божие соблазняют слушателей и отступают от воли Законодателя 1402 . Священное Писание, говорит Исидор, очень часто перетолковывается и искажается, однако же истина, заключающаяся в нем, препобеждала, препобеждает и будет препобеждать ложь 1403 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал типа С, предложенный Мовинкелем, также вызвал много споров. Оказалось, что он написан в стиле, очень напоминающем стиль исторических книг (от Иисуса Навина до 4 книги Царств) и стиль Второзакония. Чем можно объяснить этот феномен? В соответствии с одной из точек зрения, книга Второзаконие оказала влияние на группу книжников, которые в годы пленения создали окончательный вариант иудейской истории, в том числе конечную версию книги Иеремии. 797 Благодаря этому появилось сходство в стиле и тематике обеих книг. В этом случае цель девтерономических авторов/редакторов, названных «проповедниками в плену», была двоякой. Они пытались объяснить, почему избранный парод Божий – Израиль и Иуда – прошел через катастрофу 722 и 587 годов, и возродить надежду в сердцах плененных иудеев. 798 Но, с другой стороны, почему Иеремия в юные годы, живя в Анатоте, не мог развить собственный стиль письма под влиянием той же книги Второзаконие. Джон Брайт попытался доказать, что сходство между стилем прозы книги Иеремии и девтерономических материалов исторических книг начиная с книги Иисуса Навина и до 4 книги Царств – не столь очевидно, как кажется на первый взгляд. Иеремия пользуется большим числом уникальных слов и выражений, кроме того, многие из них также встречаются в поэтической части книги. 799 Уильям Холладей утверждал, что многие так называемые девтерономические фразы Иеремии имеют прототипы в поэзии Иеремии. 800 X. Уиперт поддержала выводы Холладея. Она показала, что язык речей типичен для прозы шестого века, что особенности языка типичны для времени Иеремии, а то, что пророк мог вполне читать проповеди и стихами и прозой. 801 К тому же МакКонвилл показал, что Иеремия и 3 и 4 книга Царств смотрят по-разному на будущее нации. В книгах Царств не слышно надежды на будущее, единственная их цель – объяснить, почему народ Божий пал (что противоречит выводам Николсопа). В словах Иеремии, с другой стороны, звучит надежда на великое будущее. Израиль ожидает возвращение из плена и новый завет с Богом. 802

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

1. Суббота 792 : (Ст. 1–4. Срав. Чис.28:9–10 ) Законом о субботе, во-первых предписывалось под страхом смерти соблюдать самый строжайший покой от дел житейских 793 . Воспрещалось даже возжигать огонь в сей день 794 ; а ходьба дозволялась только на самое близкое расстояние 795 . Но, без всякого сомнения, дела благочестия или же необходимости, подобно тому, как и богослужебные дела при скинии, вполне были согласны с духом ветхозаветного субботствования, как неоднократно внушал Спаситель фарисеям 796 . Что касается жертв, то в субботу предписывалось удвоять ежедневную утреннюю и вечернюю жертву всесожжения 797 , состоявшую обыкновенно из агнца, муки, елея, вина и фимиама 798 . Наконец, к субботним обрядам относилось то, что священники еженедельно переменяли в субботний день хлебы на трапезе предложения 799 . Что касается значения и цели установления субботы, то они состояли в том, во-первых, чтобы люди благоговейно вспоминали сотворение мира и прославляли Создателя, почившего в день седьмой от всех дел своих, за Его щедроты, рассыпанные во вселенной, – как-то видно из книги Бытия 800 . Во-вторых, покой субботний должен был напоминать благодарным израильтянам о чудесном избавлении их от рабства египетского, как то видно из Втор.5:15 . В третьих, заповедав сынам израильским хранить и праздновать субботу в роды свои, как завет вечный (т. е. навсегда), Господь положил сей праздник таинственным знамением или прообразом вечного покоя и блаженного субботствования в будущей жизни, назначенного истинным сынам израилевым, – как говорится в книге Исход 801 . Наконец, субботний покой установлен был для отдыха от недельных трудов не только людям, но и рабочим животным, – как говорится во Второзаконии 802 . 2. Пасха (5–14. Срав. Чис.28:16–25 ) Начинаясь с вечера 14-го дня первого весеннего месяца нисана, праздник пасхи продолжался и следующие затем семь дней; но собственно в первый и седьмой пасхальные дни был праздничный покой от всяких работ и собирались священные собрания в скинии. Ежедневно, в продолжении всего праздника, сжигались великолепные жертвы 803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Духа. Иначе же, чтобы человек ни делал, как бы ни старался исправлять свою жизнь и украшать ее добрыми делами, если все это будет происходить от нас самих, от нашего ума, от нашей воли, будет походить на новый плат, пришиваемый к ветхой одежде, по слову Христа Спасителя, после чего только горшая дира будет 794 . Или же на вино новое, вливаемое в мехи ветхи, или же на прекрасные плоды, привешанные на нитке к бесплодному дереву, а не выросшие из его корня. Священное писание несомненно предписывает самоотвержение во всем строгом смысле этого слова. Иисус Христос учит: «аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе» 795 и далее указывает погубление души, как непременное условие к обретению или спасению её. В другом месте Христос говорит, что пред любовью к Нему должна уступать всякая естественная привязанность к чему бы то ни было 796 И еще: «аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшенично, пад на землю, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод принесет. Любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю» 797 . Также и собственным Своим примером Иисус Христос показал, что надлежит непременно умереть, чтобы воскреснуть. Св. апостол Павел говорит, что Христос за всех умре для того, да живущий не к тому себе живут, но умершему за нас и воскресшему 798 , и о себе утверждает, что он не сам живет, но живет в нем Христос 799 ; что внутренний человек обновляется в нем по мере истления внешнего 800 ; что он вменил тщету и уметы быти не только все свои приобретения и преимущества, но и самую непорочность по правде законной, и всем отщетился, да Христа приобрящет 801 . В других местах своих посланий жизнь христианскую он называет подобием и приобщением страданий Христовых, сраспятием с Иисусом Христом, крещением в смерть Его, спогребением Ему, и такое распятие и смерть с Спасителем поставляет непременным признаком христианства: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми 802 . Само собою разумеется, что самоотвержение в таком смысле не вдруг приобретается и мы знаем, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По поручению пророка, записал и прочел народу эти речи ученик Иеремии – Варух. Он воспользовался большим стечением народа по случаю назначенного в девятый месяц 5-го года Иоакима общенародного поста и прочел свой свиток сначала народу, потом особо князьям; те ужаснулись, что такие грозные предсказания были прочтены публично, так как за это на Иеремию и Варуха царь мог воздвигнуть сильное гонение. Действительно, когда потом и царю читали тот же свиток, он отрезывал от него по куску и бросал в огонь, пока не сжег всего свитка; Иеремию же и Варуха велел схватить, но они скрылись. Тогда пророк Иеремия, по повелению Господа, пишет другой свиток, где повторяет прежние речи и присоединяет еще новые; Иоакиму же предсказывает наказание ему лично и те бедствия, какими угрожает Бог Иерусалиму и всему царству 794 . По-видимому, эти обстоятельства говорят, что в то время (в 5-ый год Иоакима) Иудея еще не испытала нашествия Навуходоносора 795 , так как все здесь (пост, речи пророка Иеремии) было направлено именно к тому, чтобы побудить народ, так сказать, отвратить наступающее бедствие. Но вот вопрос, – по какому случаю в девятый месяц пятого года Иоакима был назначен этот пост? В книге Иеремииной об этом не говорится ни слова; нет даже данных сделать по этому поводу какие-либо определенные выводы; здесь только передается, что был назначен пост и что Варух, воспользовавшись большим стечением народа, прочитал публично речи Иеремии. Во всяком случае, думать, будто этим постом народ хотел умолить Господа и тем отвратить нашествие Навуходоносора 796 , – едва ли возможно. Довольно обратить внимание на характер Иоакима и повеление его в то время, чтобы понять это. Иоаким был особенно нечестивым царем 797 ; не в его духе было назначать пост с религиозною целью и умолять Господа о прощении; если даже не он лично назначил пост, то, во всяком случае, без его разрешения и ведома не могло быть ни самого поста, ни такого стечения народа в Иерусалиме, какое имело место при этом случае 798 . Если бы, в самом деле, пост был назначен с целью раскаяния и молитвы к Богу, – разве Иоаким велел бы схватить Иеремию и Варуха, разве он пришел бы в такой гнев, что изрезал весь свиток пророка Иеремии только потому, что в нем было написано о нашествии Навуходоносора? Тогда, кажется, нужно было не только не раздражаться и не преследовать пророка, а напротив усугубить свои молитвы и просить самого Иеремию умолять Господа о прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Таково понятие о творении в древнейших частях Авесты. Премудрый и всемогущий творец мира есть единственно Ормузд, который изводит его из небытия своим словом и мудростью. С развитием дуализма, творцом вселенной, наряду с Ормуздом, является и Ариман. Тот и другой дух одинаково – творцы мира 798 . Оба они создают вселенную, внося в нее каждый – свой, ему свойственный, элемент. Еще позднее – творческая деятельность их ставится в зависимость от Заруана-акарана. Ормузд творит видимый мир из своего блеска или света, по благословению «бесконечного времени», при посредстве своих амшаспандов, точно так же, как и мир духов он сотворил, по соизволению беспредельного времени. В позднейшей литературе, вместе с этим, мы находим и более подробную мифологическую историю творения мира и участия в ней обоих богов. Она ставится в связь с историей взаимных отношений между Ормуздом и Ариманом и есть продукт их личных целей и взаимной деятельности. Мир небесный создан Ормуздом еще до времени заключения договора между ним и Ариманом, точно также, как и мир дэвов сотворен Ариманом прежде явления видимого мира. Спокойное время, наставшее вместе с заключением договора, Ормузд захотел употребить на создание видимого мира. Это было, с его стороны, как бы новое приготовление к борьбе с Ариманом; мир земной, чувственный был как бы больверком, заложенным в том пустом пространстве, какое отделяло его от Аримана. Он нудился, таким образом, к созданию вселенной целями своей борьбы с духом злобы, видел в ней средство для этой борьбы, подобно тому, как находил его и в своих небесных созданиях. Сначала он создает небо, потом воду, землю, и затем, на ней – дерева, животных и человека. Совершается это не вдруг, а постепенно, – в продолжение шести периодов, обнимающих собой пространство времени в 365 дней, т. е. в продолжение года. Год, таким образом, в своем течении служит периодом и первоначального возникновения видимого мира 799 . Указываем кратко и самые моменты творения мира, как они передаются в позднейших мифологических рассказах, в основе которых, впрочем, лежат понятия, встречающиеся и в самой Авесте.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

798 1Кор.13:1–3 . Само собою разумеется, апостол Павел не говорит того, будто бы, не имея любви к людям, мы можем обладать истинной верою в Бога и получить от Него разные чудесные дары. Апостол приведенными словами лишь указывает великую важность и существенную необходимость любви к людям в жизни христианина. Равным образом, когда в другом месте этот же Апостол объявляет любовь, большею чем вера, он отнюдь не унижает последней на счет первой. Мысль апостола состоит собственно в том, что любовь есть цвет или плод, возникший на почве веры, и как таковой очевиднее украшает собою жизнь христианина. 799 Стр. 98–107 в сочинении «Царствие Божие внутри вас». Благотворное влияние веры на нравственность и зависимость последней от религии вообще раскрывается и доказывается с разных сторон во 2-м издании моего сочинения «Религиозность как основа нравственности» (против автономистов и, в частности, против Л. Толстого) 810 Рекомендуем вниманию читателей брошюру Н. И. Черняева под заглавием «О русском самодержавии» (Москва; 1895 г.) основательно доказывающую естественность и плодотворность этого образа правления в России. 811 Стр. 25–69 в сочинении «Tagesfragen» (Leipzig, 1896). За самодержавие энергически высказываются также К. Франц, Леруа-Болье, Крижанич и многие другие. 812 Так именно происходило в нашей периодической печати обсуждение вопроса об университетской реформе даже профессорами университетов… 815 См. также путевые заметки о Швеции и шведах в 9 выпуске 3-го тома Сочинений С. Ф. Шарапова за 1901 г. Этот выпуск вышел под заглавием «Сенокос». 834 Духовная жизнь человека, по истинно-христианскому учению, есть жизнь, между прочим, в любви и ради любви, тогда как «плотская» жизнь есть жизнь в эгоизме и для эгоизма. Толстой же учит совершенно противоположному. Читать далее Источник: О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого/Проф. А.Ф. Гусев. - 2-е вновь перераб. и значит. доп. изд. - Казань: кн. маг. А.А. Дубровина, 1902. - 620 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010