Здесь были названы основные известные в мусульманском мире мазхабы, которых, конечно же, было больше. К настоящему времени в суннитском исламе, как уже было сказано, осталось только четыре из них: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (Аш – Шафии) и ханбалитский (Ахмад ибн Ханбал), хотя незначительное количество представителей некоторых других мазхабов остается и сейчас. Основатели этих четырех мазхабов относятся к разряду абсолютных муджтахидов (муджтахид мутлак), т.е. ученых, способных самостоятельно выносить суждения, опираясь на собственные знания и методы, не обращаясь при этом к имаму. Исламские ученые пришли к выводу, что после четырех столетий существования ислама никто из ученых не достигал уровня мутлак муджтахидов, основателей мазхабов. Хотя выдающихся муджтахидов, внесших свой вклад в исламское правообразование, было много. Вот только самые известные из них: Ибнуль – Джаузи (510 – 597 гг.), Ибн Таймия аль – Харрани (661 – 728 гг), Ибну – Къаййимиль – Джаузия (691 – 751 гг.), Абу Йусуф (731798 гг.), Мухаммад Аш – Шайбани (749 – 804 гг.), Абу Хамид Мухаммад аль – Газали (1058 – 1111 гг.), Такъиййуддин ас – Субки (1284 – 1355 гг.), Абдульуаххаб аш – Ша " рани (1493 – 1565 гг.), Ибн Хаджар аль – Макки (1494 – 1566 гг.), Абд уль – Гани ан – Наблуси (?), Ибн Абидин (1784 – 1836 гг.), Ибн Хаджар аль – Аскъалани (?), Ан – Науауи (631 – 676 гг.) Исламских ученых волнует проблема разобщенности уммы, ее фракционности. Фанатичная приверженность одному из четырех мазхабов существенно мешает преодолению этого раскола. Для того чтобы нейтрализовать фанатичные настроения и подвигнуть мусульман к объединению, строго запрещается возвышать один мазхаб перед другим. Признаются истинными все четыре мазхаба. Имам Малик по этому поводу говорил: «Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов ахль ус – Сунны валь – Джама " а, так как все они верны и ведут к спасению» 44 . Каждый мусульманин имеет право по своему желанию избирать для себя мазхаб и даже менять его, если на то есть веские причины. Например, если он увидел, что в отношении некоторых вопросов другой мазхаб является более сильным. Перемена мазхаба в этом случае не только не предосудительный, но даже похвальный поступок. Однако запрещается, придерживаясь одного мазхаба и имея силы для исполнения сложных предписаний, использовать методы другого, ища более легкого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Таким образом, мы отметим, что споры между несторианами и монофизитами не ушли бесследно. Мухаммад возражает против христиан в суре 4:169, подчеркивая больше человеческую природу Иисуса Христа: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово”. Представление Корана о распятии Исы На основании Корана (сура 4: 157), Иисус не умер и не был распят. “Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им) и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, – наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик и мудр!” Этот текст рассматривается как учение докетов, не гностиков-докетов, а именно Мани 65 . Толкователь Аль-Фахри эль-Рази говорит следующее: “Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два: а) значение слов “Я вознесу тебя” – Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим Иисуса”; б) толкование слов “вознесу тебя ко Мне”- означает, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме Аллаха” 66 . С точки зрения мусульман, Бог не мог допустить распятие праведного пророка Иисуса. Позднее мусульманские комментаторы скажут о распятии Иисуса так: “Ведь такая ужасная смерть должна символизировать уничтожение лжепророка”. У мусульман распятие – позорная казнь, которой подвергались разбойники, грабители, насильники и прочие опасные преступники. Об этом написано в “Китаб ал-харадж” Абу Йусуфом Йакуб бен Ибрахимом ал-Куфи (731–798 гг.). Мухаммад понимал, что Иса-ал-Масих не был распят, но взят живым на небо. Позже, в хадисе ал-Бухари Саид бен ал-Мусайабб, было написано: “Посланник Божий сказал: Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам как судья справедливый. Он разобьет кресты , убьет свиней, отменит налог с иноверцев” 67 . “Иисус, разбивающий кресты”, – крайне показательный и весьма частый в мусульманской литературе образ. Как отмечает А.В. Журавский, позорная смерть на кресте Божьего избранника, наделенной особой Божьей милостью пророка, сама мысль представлялась мусульманам кощунственной и расценивалось ими как глубочайшее заблуждение христиан. Докетизм

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Все это было на самом деле лишь предпосылками для серьезного церковно-политического противостояния. Император Лев издал свой печально известный эдикт, запрещающий почитание икон и священных изображений 17 января 730 года. Патриарх Герман сразу же отказался от своих полномочий и был заменен более лояльным Анастасием. В восточной части империи началось уничтожение священных изображений и преследование их почитателей. Папа Григорий II не признал нового патриарха. Вскоре, 11 февраля 731 года, он скончался, прежде чем конфликт достиг вершины своего развития. Папа Григорий III (731–741) «Когда скончался Григорий II, то среди клириков, совершавших его погребение, находился один пресвитер сирийского происхождения по имени Григорий, который пользовался большим уважением среди римлян. Торжествующая толпа схватила его, принесла в Латеран и бурными аккламациями провозгласила новым папой» 83 . По оценкам историков, новоизбранному папе предстоял один из самых сложных понтификатов за всю историю папства. Григорий III начал свое правление с попытки убедить императора в пагубности принятого им лжеучения, но эти благие намерения не привели ни к чему. Тогда в 731 году папа созвал в Риме Собор, осудивший иконоборчество и предавший его последователей отлучению от Церкви. Хотя император и отказался от насильственных мер по отношению к Римской Церкви и самому папе, но предпринял ответные действия, которые имели поистине всемирно-исторические последствия. Во-первых, он обложил принадлежавшие Римской Церкви земли такими высокими налогами, что тем самым отчуждались даже патримонии 84 . Во-вторых, император изъял из юрисдикции Римской Церкви провинции Южной Италии, Иллирика и Греции и подчинил их Константинопольскому патриарху. Это решение потрясло самые основы Римской империи: «Здесь мы сталкиваемся с одним из немногих случаев, в которых совершался переход от Античности к Средневековью в важной сфере жизни через определенный акт – отсечение. Таким шагом разрушилась организационная структура Древней Церкви и установилось новое, средневековое соотношение политических и церковных сил, когда все области, над которыми действительно сохранялась власть императора, объединились в Византийский Патриархат. Сама мысль о реставрации империи была оставлена, и тем самым папа полностью оттеснялся из имперской Церкви и оставался лишь «свадебным генералом», командовавшим теряющими значение бастионами в Средней Италии» 85 . Только в XI веке, когда греческое господство над этими территориями упразднилось в результате нашествия норманнов, Южная Италия снова отошла Римской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Московской синодального правления Канцелярии пребывающих в Москве в Николаевском греческом монастыре архимандрите Вениамине с братиею, которые-де доношением объявляя, что в прошлом 730-м году, когда в верной Её Императорскому Величеству службе присяга состоялась, тогда-де он, архимандрит, с братиею в России не были, а были во святой горе Афонской, а в Россию прибыли 1735 года декабря 24 дня, и про оную-де присягу, яко иностранные и языка русского не умеющие, доныне не ведали, просят, дабы повелено было его, архимандрита, с братиею, как иностранных людей и в то время в России не бывших и про присяжную должность не ведавших, ныне в верной службе Её Императорскому Величеству и Её Императорского Величества Высоким Наследникам к присяге привесть, понеже-де они всегда Её Императорского Величества верные подданные быть желают; а понеже по подписанной в Кабинете Её Императорского Величества на подаванном из Синода сообщении с представлением синодального мнения о не бывших Киевской епархии священно и церковнослужительских детях и других чинов людях у состоявшихся в 730-м и 731-м годах присяг резолюции между прочим определено: которые священного и прочего духовного чина люди польской и литовской нации ради гонения от униатов за благочестие вышли оттуда в Россию после того времени, как о присягах состоялись указы, и которые впредь выходить будут, со оных всех штрафа брать не надлежит, понеже они тогда в России не жили и за подданных не почитались, однако ж их всех ныне к присяге немедленно привесть и впредь вышедших приводить, а без того не токмо к места мне определять, но и жить в Украйне не допускать, и по синодальному сего генваря 12-го дня определению о приводе к присяге священного и прочего духовного чина людей (ежели где ныне таковые имеются, которые польской и литовской нации ради гонения от униатов за благочестие вышли в Россию после того времени, как о присягах состоялись указы) повелено к преосвященным Киевскому, Черниговскому и Переяславскому архиереям и в ставропигиальные монастыри ко властям и в прочие места, куда надлежит, послать указы, того ради приказали : и помянутого Николаевского греческого монастыря архимандрита Вениамина с братиею, ежели они подлинно во время состоявшихся в 730-м и в 731-м годах были за границею и в Москву прибыли в 735-м году декабря 24 дня, то по достоверном о том свидетельстве к присягам, состоявшимся в 730-м в верной службе Её Императорскому Величеству, також и 731 годов в верности ж Её Императорскому Величеству и по ней Её Императорского Величества Высоким Наследникам, буде и ко оной они не приведены, привесть и на присяжных листах велеть им подписаться, и что учинено будет, Святейшему Синоду рапортовать, и о том из Святейшего Правительствующего Синода во оную Московскую синодального правления Канцелярию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

цев (иконокластов). Под флаг защиты святых изображений встали все враждебные императору круги, по стране (особенно на Западе, где иконы и мощи святых, да и вообще обрядовая сторона христианского вероучения были для народа более значимы, нежели на Востоке) прокатились восстания. В 726 г. поднялось население Греции и островов Эгейского моря. Императором был провозглашен некий Косьма, но 18 апреля 727 г. его флот был разбит под столицей, начальник флота мятежников бросился в доспехах в море, а сам узурпатор был схвачен и обезглавлен. Годом позже восстала Равенна, экзарх Павел погиб, соседи-лангобарды, использовав сумятицу, овладели городской гаванью. Новый экзарх Евтихий подчинил себе город, но брожение в Италии не прекращалось. Придворный, посланный уничтожить скульптурную икону Христа в центре Константинополя, в Халкопратиях, был растерзан толпой фанатично настроенных горожан, в основном женщин и монахов. Император распорядился произвести расследование и сурово наказать виновных. Папа Григорий II (715 – 731) выступил против нововведений василевса. Между Константинополем и Римом состоялся обмен язвительными посланиями. «По этим изображениям, – писал папа, – люди [необразованные] составляют понятия о существе изображаемых предметов. Мужи и жены, держа на руках новокрещенных малых детей, поучая юношей или иноземцев, указывают пальцами на иконы и так образуют их ум и сердце и направляют к Богу. Ты же, лишив этого бедный народ, стал занимать его празднословием, баснями, музыкальными инструментами, играми и скоморохами!» т. II, с. 33] В ответ император безапелляционно заявлял: «Я василевс и вместе с тем иерей!» [там же] С военной прямотой Лев напоминал папе о событиях времен Константа II u hecчacmhoй судьбе Мартина I. Однако до полного разрыва престола св.Петра с Константинополем не дошло. Григорий II, интриган не менее хитрый, чем византийский император, вовсе не стремился лишить апостольскую столицу покровительства Востока, ибо стенам Вечного Города угрожал воинственный Лиутпранд, король лангобардов. Сменивший Григория II Григорий III (731 – 741) действовал менее осторожно. В ноябре 731 г. собор в Латеране безоговорочно осудил иконоборчество. Реакция Льва III была моментальной: флот грозного императора появился у берегов Италии, привилегии владений папы на части полуострова были ликвидированы, налоги с этих земель стали поступать в византийскую казну. Римские епархии в Греции, Далмации, Калаврии и на Сицилии эдиктом василевса оказались переведены под юрисдикцию константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

In Rome too, at the beginning of the seventh century, a large and significant community of “Greeks” (those fleeing from different parts of the Eastern Roman Empire), immigrating from several areas of the Mediterranean, began to form. These immigrants built numerous churches and basilicas. This was similar to what was occurring in Ravenna and elsewhere during the Byzantine Exarchate. At the Roman Synod of 649, convoked against monothelitism by St. Martin, pope of Rome, Eastern monks played an important role in the proceedings. Furthermore, during this historical period the Church of Rome began to elect Greek popes. Between 642 and 772, almost uninterruptedly, thirteen of the Roman popes were of Eastern origin, and many had lived in Sicily before moving to Rome. During this period there took place the Byzantinization of Sicilian culture and of the administrative and economic framework of Southern Italy, as well as of the liturgy. 3. The Iconoclast Period During the eighth century two events occurred which greatly affected the life and development of the Italo-Greek Church in Southern Italy and Sicily: the iconoclast controversy and the shift of the ecclesiastical jurisdiction of Southern Italy and Sicily from Rome to Constantinople. In about the year 730 the Byzantine Emperor Leo III (the Isaurian) issued an edict forbidding the veneration of icons throughout the empire. A fierce persecution of iconophiles ensued, especially of the monastics, the primary defenders of the veneration of icons, whose monasteries were destroyed and who were banished, tortured, and put to death. The Roman popes, however, remained adamant in their opposition to iconoclasm. Popes Gregory II (715–731) and Gregory III (731–741) refused to accept Leo’s edict, and at a local synod in 731 excommunicated the iconoclasts. Leo responded by severely taxing papal property holdings in Sicily and Calabria, eventually seizing them. Finally, between the years 732 and 757, the emperor attached the hellenized territories of Sicily and Southern Italy to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. Besides the iconoclast controversy, another compelling reason for this move was the alliance of the Roman popes with the Frankish kings, beginning in 754, in order to forestall attacks by the Lombards. From this time on, until the late eleventh century, Sicily and Calabria were entirely Byzantine, both ecclesiastically and culturally. The Italo-Greek bishops no longer participated in synods of Rome, but became quite active in synods in the East, particularly at the Seventh Ecumenical Council (of Nicea) in 787, which condemned the iconoclastic heresy. It was after this council that Bishop Gregory of Syracuse was sent back to Southern Italy to reintroduce the veneration of icons.

http://pravoslavie.ru/7354.html

Творения В своей автобиографии Б. Д. перечислил 40 сочинений, большая часть к-рых сохранилась. Все сочинения можно разделить на неск. групп: 1) экзегетические; 2) риторико-грамматические и натурфилософские; 3) исторические и агиографические; 4) поэтические сочинения и молитвы; 5) письма. Экзегетические В эту группу входят комментарии и гомилии. К комментариям на ВЗ относятся: «Hexaemeron sive In principium Genesis» (Шестоднев, или На начало книги Бытия; в 4 кн., между 725 и 731 - CCSL. 118А. P. VI-X), охватывает время до рождения Исаака и изгнания Измаила ; «De Tabernaculo» (О скинии; в 3 кн., после 729? - датировка, кроме указанной по др. источникам, по: Plummer С. On the Chronology of Bede " s Writings// Baedae Opera Historica. Vol. 1. P. CXLV-CLIX); «In primam partem Samuhelis Prophetae» (На первую книгу пророка Самуила; аллегорическое толкование, в 3 кн., 716); «In libros Regum quaestiones XXX» (30 вопросов на книги Царств; ок. 725); «De Templo Salomonis» (О Храме Соломоновом; в 2 кн., 716); «In Ezram et Neemiam prophetas» (На книги пророков Ездры и Неемии; аллегорическое толкование, в 3 кн., 725-731); «In librum Tobiae» (На книгу Товита); «In Parabolas Salomonis» (На Притчи Соломоновы; в 3 кн.); «In Cantica canticorum» (На Песнь Песней; аллегорическое толкование, в 7 кн.). В прологе кн. 1 Б. Д. опровергает пелагианские заблуждения оппонента блж. Августина Юлиана Экланского (V в.), также составившего комментарий к Песни Песней, в кн. 7 приводит собрание высказываний свт. Григория Великого относительно Песни Песней; «Super Canticum Habacum» (На песнь Аввакума). Отдельные вопросы ВЗ Б. Д. обсуждает в письмах 5, 6, 14 (об остановках сынов Израилевых в кн. Чисел) и 15 (на слова Ис 24. 22). Из комментариев на НЗ Б. Д. принадлежат толкования на Евангелия от Марка (в 6 кн., до 716) и Луки (в 6 кн., между 709 и 716; комментарии на Евангелия от Матфея и Иоанна считаются неподлинными); на кн. Деяний (в 2 кн., между 708 и 716). К ним присоединяется «Liber retractationes in Actus Apostolorum» (Пересмотренное толкование Деяний Апостольских; между 725 и 731?).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Когда в 731 г. на престол вступил папа Григорий III (731–741), казалось, что конфликт если и не будет окончательно устранен, то по крайней мере смягчится. Император благосклонно признал нового понтифика, всячески демонстрируя ему свое уважение, но папа направил Льву III такое гневное письмо, что кардинал, которого апостолик направил с посланием в Константинополь, отказался доставить его даже под угрозой низвержения из сана 88 . Чтобы укрепить свои позиции, Григорий III собрал 1 ноября 731 г. Собор в Риме из 93 итальянских епископов, который анафематствовал иконоборцев. Хотя сам император не был отлучен от Церкви, этот факт означал отделение Италии от Римской империи и отказ признать власть Византийского царя. Правда, посланник с соборными актами не доехал до Константинополя: его, как и всех других ходатаев за иконы, император распорядился арестовывать по дороге в Сицилию и отказался вообще читать послания с непокорного Запада. Двусмысленность политического статуса Рима и Италии хорошо подчеркивает факт приобретения папой Григорием III в 733 г. замка Галлезе в Тусции, выкупленного понтификом у лангобардов. Это владение было присоединено к Римской империи как неотъемлемая часть ее территории, но папа смотрел на него как на свою вотчину. Как тонко заметил один исследователь, «папы оставляли неприкосновенными установления Римской империи, проявляя в этом величайшую мудрость; свою нарастающую власть в Риме папы маскировали искусными дипломатическими приемами» 89 . Как ни старался Лев III, ему не удалось ни получить вселенского одобрения иконоборчества, ни умиротворить своих противников. Постепенно военные операции и повседневные заботы государственной жизни заняли его внимание, и до конца дней царь не решился более пытаться навязать новые запреты на почитание святых икон. Скончался великий император, законодатель и полководец 18 июня 741 г. от водянки 90 . Сказать откровенно, с учетом всех обстоятельств, личность императора Льва III не может не вызывать сочувствия. Безусловно, иконоборчество являлось ошибкой и тяжелым грехом царя. Но, во-первых, он столько сделал для спасения православной империи, «христианского государства», дни которого, казалось, уже были сочтены, что заслуживает большого снисхождения. При всем блеске императорских династий Империи немного найдется царей, способных стать с ним в ряд по тем заслугам, которыми ему обязана Византия. Грандиозность его побед, острый ум, преданность войска и симпатии населения являются лучшими характеристиками личности императора Льва Исавра 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1249 В отличие от летописи, здесь назван только один царь, а не два, реально правившие в то время, Василий II и Константин VIII. Имя их сестры, Анна, также не упоминается. О соотношении с летописью см.: Гл. 3. 3; 4. 3. 1252 Это указание есть только в ПрЖ, причем в ПрЖ-2 говорится о церкви Петра, подробнее см.: Гл. 4. 4. 1254 О строительстве церкви Богородицы сказано в летописной статье 6499 (991) г., а об освящении и даровании ей десятины говорится в летописной статье 6504 (996) г. 1255 Перечисление земель, где благовестили апостолы, заимствовано из «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Текст был переделан в соответствии с идеей пентархии, т. е. пяти патриархатов – Рима, Александрии Египетской, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Последний заменен Малой Азией и митрополией Ефеса. 1256 Свв. Борис и Глеб, сыновья св. Владимира, после его смерти убитые своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем в 1015 г. 1257 Здесь: снопы. Ср.: Пс . 128:7: « (травой) сплъни ркы жьни, ни лона събира рковти » (по Синайской глаголической Псалтири XI в.). 1258 Издано по списку РНБ, ОР, F. п. 1. 47 (Пролог 1-й редакции архаической традиции, сер. XIV в., А) с разночтениями по Прологам 1-й редакции: РГАДА, Тип. 173 (368) (перв. пол. XIV в., Т1); Тип. 171 (366) (архаической традиции, сер. XIV в., Т2); ГИМ, Син. 240 (1400 г., С). 1299 По сравнению с летописной статьей 6496 (988) г., из которой взята эта молитва, и ПрЖ-1 в этом тексте пропущена первая фраза. 1304 Обычное житие издано по списку РНБ, ОР, Пог. 805 (сер. XV в.) с разночтениями по спискам Пог. 798 (перв. пол. XVI в., 798), Пог. 800 (сер. XVI в., 800). В Пог. 805 передается через наклонное вправо с крышечкой. 1305 Памть кнзь Господи, благослови, 805, Слово кнз на самодръжца Рскои въ свто Василь 798; 1310 От этих слов и до слов «Володимеръ же посланнымъ рече...» текст почти дословно совпадает со статьей 6495 (987) г. Начального свода (сохранился в Новгородской 1 летописи младшего извода) и «Повести временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 . Поучение Давида к Соломону, сыну его, об образе церкви и как он царствовал 40 лет (И137) 43 . О царствовании Соломона, и еще об образе удивительной церкви, и как он царствовал 40 лет (965–928) (И139) 44 . О и о принесении ею даров (И145) 45(44). О Моисее боговидце и Соломоне премудром, как оба они сподобились такой великой славы и премудрости, под конец же первый от обетования отпал, а второй все доблестные труды погубил, а впридачу к ним и душу погубил (И149) И7 46(45). Как после Соломона царствовал Ровоам, 17 лет (928–911) (И153) 47(46). Как после Ровоама царствовал Авия, сын его, 6 лет (911–908) (И153) 48(47). Как после Авии царствовал Аса, сын его, 16 лет (908–873) (И153) 49(48). Как после Асы царствовал Иосафат, сын его, 25 лет (873–849) (И153) 50(49). Как после Иосафата царствовал Иорам, сын его, 8 лет (849–843) (И154) 51(50). Как после Иорама царствовал Охозия, сын его, один год (843–842) (И155)/2в 52(51). Как после Охозии царствовала Гофолия, мать его, 6 лет (842–836) (И155) 53(52). Как после Гофолии царствовал Иоас, сын Охозии, 40 лет (836–798). Он убил Захарию пророка (И155) 54(53). О немилостивом и богатом (человеке) и о многоценном камне (И155) 55(54). Как после Иоаса царствовал Амесия, сын его, 29 лет (798–769) (И156) 56(55). Как после Амесии царствовал Озия, он же Азария, сын его, который был поражен проказой, 52 года (785–742) (И157) 57(56). Как после Озии царствовал Иофам, сын его, 16 лет (742–735) (И158) 58(57). Как после Иофама царствовал Ахаз, сын его, 16 лет (735–715) (И158) 59(58). Как после Ахаза царствовал Езекия, сын его, 29 лет (715–687), при котором был медный змей (И158) 60(59). О Сеннахириме (704–681), как Ангел Господень избил в один день 185 тысяч ассирийских воинов (И159) 61(60). О Товите пленнике и о Рафаиле ангеле (И159) 62(61). Как ангелов, хранителей для нас и стражей, поставил Бог во всех странах и/2г народах, как ко всякому человеку приставлен ангел (И160) 63(62). Как после Езекии царствовал Манассия, 55 лет (686–642), который уничтожил пророка Исаию, ибо превзошел злобой всех (И167)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010