Смиреннейшее и с земным поклонением прошу милостивого прощения Вашего Высокопреосвященства в моём долговременном молчании. Господа ради простите. Это происходит от множества суеты и дела. Не знаю, столько ли было дела первому Можайскому епископу, сколько четвёртому 797 ; но последнему очень много. Впрочем, неуменье его управляться с делами, может быть, происходит от того, что он старее, чем был 1-й Можайский Епископ 798 . Свободного времени почти совсем не вижу и в особенности летом, когда в Москве много служений и крестных ходов. Ваше Высокопреосвященство изволили спрашивать меня, пишет ли ко мне преосвящ. Игнатий 799 . Нет не пишет. Никому даже из родных своих не пишет. Но сведениям здоровье его обычно, но силы слабы, пищи принимает очень мало и то всё малопитательную, напр., кашицу на миндальном молоке, а не на коровьем. Порадуйтесь, Высокопреосвященнейший Владыко, театры в великий пост и под праздники запрещены. Высочайшее повеление об этом последовало 20-го числа. Почему не появляется в газетах, неизвестно“. 2-го ч. получил я письмо из Киева от профессора духовной академии А. Д. Воронова, который от 27 сентября писал мне: „В радостный для Вас день тезоименитства Вашего усерднейше прошу принять и от меня долг любви и почитания – искреннейший привет Вашему Высокопреосвященству со днём ангела. —512— 1881 г. Что сказать Вам нового из нашей академической жизни? Завтра у нас будет годичный акт. Торжество будет не беспечальное. В летописи академии за прошлый год будет занесена скорбная кончина в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, и нашу Академию озарившего многими лучами царственной благости. Со скорбью будем видеть и отсутствие на нашем празднике болящего Архипастыря нашего Высокопреосвящ. Филофея, столь высоко-милостивого к Академии. Состояние здоровья его, к сожалению, не внушает твёрдой надежды на выздоровление. Нервная болезнь его по-видимому оставила его и умственные силы его достаточно свежи, но он весьма слаб физически.... В академию в нынешнем году принято и у нас небывалое количество студентов – 71 человек. И в помещениях становится тесновато, и работы профессорам больше. Зато через несколько времени все училища наполнятся преподавателями с академическим образованием. О их достоинствах, впрочем, сравнительно с учителями – семинаристами, судят разно: многие говорят, будто академисты, высоко о себе мудрствуя, манкируют преподаванием какой-нибудь грамматики. Правда ли это – ближе судить Вам.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ни одно из характерных предостережений, какие делал тогда пророк, не прошло без «сбытия» в царствование Ирода. Не оставалось такого заветного воззрения, такого – действительного или воображаемого только права и достояния народного, которых бы не коснулся Ирод своим политическим скептицизмом и попыткой нарушить их. Поистине, такой царь не мог быть «родным» 798 своих подданных, как не мог быть царем «по сердцу Божьему» тот, кто самым храмом Богу воздвигал в сущности храм своему ненасытному славолюбию и ради угождения ненавидевшим его подданным. Изнемогая под непосильным бременем его правления, народ неустанно роптал, и мог только терпеть владычество, полное блеска с внешней стороны и преисполненное неистовства и гнета с внутренней, встреченное энергичным отказом в присяге в самом начале 799 , рядом заговоров в средине 800 и брезгливо-презрительным, до ужаса, отвращением в конце. Не менее характерную картину представлял и царь в отношении к народу. Странное, редкое зрелище! Царь вооружается против своих подданных, как против жесточайших своих врагов; воюет с ними, как с опаснейшими неприятелями; окапывается от них непроходимыми рвами и укреплениями; воздвигает целые ряды грозных и неприступных крепостей 801 и военных колоний 802 ; постоянно держит наготове наемные дружины Фракийцев, Германцев, Галлов и т.п. 803 , готовых по единому мановению взбалмошного деспота кровью тысяч народа затушить всякий пожар; окружает себя тайной полицией и шпионством 804 , выслеживая и истребляя всякую попытку к мятежу в зародыше. Какой жалкий жребий народа Иеговы! Какая ирония над его, освященным Словом Божьим, понятиями о помазаннике Божьем! Да и «лоскливым " -то оно было разве лишь по внешней политике. И, во всяком случае, недостаточно данных на усвоение Ироду «неоспоримого величия», даже в том, что, благодаря умению подделаться под благосклонность Кесаря, Ирод почти вдвое расширил пределы своей земли. Среди вводимого тогда в моду Римской монархией привилегированного класса «царей союзных» (rex socius) 806 , Ирод примернее всех сумел сделать из своего положения поприще, на котором развернул все свои силы и усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

–798 – становлений оставляет далеко позади себя сравниваемые образцы и представляет блестящий опыт этой системы амплификации. Проследим для этой цели содержание названной нами молитвы. В ответ на восклицание народа: «достойно и праведно благодарить Господа» священник исчисляет побуждения, руководящие человеком при совершении этого благодарственного акта. Но прежде, чем перейти к главной мысли молитвы, составитель ее останавливается на исчислении различных черт или свойств Божьих и влагает в свою речь множество догматических сентенций, выясняющих идею о Боге. Вот, наприм., некоторые из этих эпитетов: безначальное, вечное ведение, нерожденный отец, непостижимая мудрость и т.п. Исчисляя затем предметы Божьих благодеяний, побуждающих человека к благодарности, он останавливается на самых первых актах Божественной деятельности – на сотворении мира, и, так как это дело было совершено через Сына, то изображаются особые свойства Сына, как лица Божественного, и Его отношение к Отцу. Далее говорится о создании через Сына ангельских чинов и различных предметов царства природы. Перечисление этих предметов отличается крайней дробностью, сухостью и представляет по местам какую-то номенклатуру. Затем молитва переходит к созданию человека и описывает подробно сам акт сотворения, состав человека, его душевные и телесные совершенства; изображает рай, грехопадение первых людей, историю семейства и потомства Адамова; повествует главные события из жизни патриархов, судьбу народа Божия в Египте и благодеяния во время исхода оттуда. Указав затем на хваление Бога различными ангельскими чинами, составитель молитвы переходит к истории искупления, причем, представляет Христа, хотя и единородным Сыном Божьим, рожденным прежде всех веков, но в чертах подчиненного, низшего, служебного лица (ministrantis) 4738 и без тех определительных черт, в каких изображается отношение Сына к Отцу по смыслу определения I Никейского собора и отцов IV в. Это воззрение, сходное с –799 – полуарианским, представляет еще неразвитое учение о лице Христовом и составляет один из признаков раннего происхождения нашей редакции литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 7 об. Откровение св. Ефрема о просвире соблазнившемуся брату. См. 804 л. 114. л. 10. Два отрывка: кто врази человеку домовити и толк слов: верую во единаго Бога Отца Вседержителя. л. 11 об. Чин, како подобает кадило держати. Нач. Кадило именуетца утроба преч. Владычицы, углие в кадиле горящее Христос Бог нашь. л. 14. Поучение душеполезно о вере и о добродетелех, иже подобает творити всякому християнину, прикладно убо есть иноком имети сие. Нач. Первое убо веровати в Отца, Творца суща небу и земли. л. 20 об. О покаянии. Нач. Покаяние есть возвращение крещения и залог к Богу втораго закона. Срав. 807 л. 110. л. 23 об. Предисловие о пострижении и о начале иноческаго жития зело полезно, како достойно воспоминати своей совести иноку о отречении мирскаго жития. Старчество или правила монашеской жизни с выписками из Отцев-аскетиков, состав отличный от 798 л. 7–96. См. Оп. рукоп. Царск. 295, 582. л. 156. Исповедание иноческое. л. 169. Прокимны вскресныи утреннии 8 гласов. л. 170. Последование о причащении св. воды великаго освящения на Богоявление (почерк уставный). л. 176. Последование ко св. причащению. См. 267 л. 255. л. 223–233. Два отрывка из Устава церковного. л. 234. Устав о прилучившихся искушении и о соблажнении бесовстем. л. 240 об. Последование о избавлении блуда, егда от врага найдет помышление скверно или разгорится уд на похоть, и проч. Две молитвы. л. 243. Блаженны, апостолы и евангелия на всю седмицу. л. 263. Таблица на весь год часов московских дня и ночи. л. 265. Сказание и начертание епистолиям от божественных писаний своим любезнейшим братиям или сродником, такоже и ко всякому человеку. Нач. Всякая убо вещь от действа именуема называется, яко же от сладости мед глаголется, или якоже от света день наречен бысть; тако же и сия книга, от коея главы взяты, небезделие сиречь Бисер или Жемчуг нарицается. Писем и надписаний 29. Послание 12-е к нéдругу (л. 281 об.) написано в таком тоне: Господину, имрк, имрк челом бьет. И еще тебе господине добро доспею, ехати к тебе не смею, живеши ты господине вскупе, а толчеши в ступе, и то завернется у тобя в пупе, потому что ты добре опалчив вкруте, и яз твоего величества не боюся и впредь тебе пригожуся; да велел ты господине взяти ржи, и ты господине не учини в ней лжи и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Баур, например, полагает, что Аполлинарий высказал это учение только для доказательства безгрешности Христа по Его человечеству 797 . Но выше было уже сказано, что Аполлинарий устранил в воплощении Христа преемство греха первородного рождением от непорочной Девы наитием Св. Духа и силою Вышнего, а способность греха самопроизвольного уничтожил в Нем вместе с умом человеческим. Следовательно, ему нечего было говорить о безгрешности Богочеловека, когда эта безгрешность, с его точки зрения, вполне выяснена и доказана. Да и к чему тут изменять человеческую плоть, когда, по Аполлинарию, она сама по себе не может произвести никакого движения ко греху? Ясно, что это учение стояло вне всякой зависимости от учения его о безгрешности Христа. В таком случае какой же смысл имело оно? В виду очевидной неудовлетворительности мнения Баура, необходимо представить другое понимание этого учения, которое было бы более сообразно с доктриной Аполлинария, или по крайней мере не противоречило бы ей, как это. Улльман и Дорнер, опираясь на собственное разъяснение Аполлинария понимают его учение о небесной плоти Христа в том смысле, что эта плоть была соединена с небесным, божественным умом, и, по Аполлинарию, есть плоть собственная ( ιδιον) этому уму 798 . Правда, сам Аполлинарий высказал такое объяснение своего учения, когда его стали обвинять в докетизме; но сам же он вполне ясно и определенно и притом неоднократно говорит, что плоть Христа от вечности, что человек-Христос существовал прежде воплощения. Это видимое противоречие Аполлинария себе самому необходимо требует объяснения, которое может быть дано лишь в том единственном смысле, что Аполлинарий различал во Христе плоть небесную и плоть земную, и понимал первую, как от вечности присущую Сыну Божию, а вторую, как явившуюся во времени чрез рождение от Девы, как такую именно, которая может быть названа небесною только потому, что она соединена с небесным умом. Но при таком объяснении, понимание Улльмана и Дорнера должно быть устранено, как отвечающее не на вопрос, а потому необходимо представить еще новое понимание учения о небесной плоти Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Стоики, действительно, не останавливаются и перед тем, чтобы в известных случаях рекомендовать и этот последний шаг 796 , сделать который человеку, притупившему в себе всякий интерес к жизни, порвавшему с внешним миром всякого рода живые душевные связи, – не трудно. Весьма характерным для стоицизма и психологически совершенно понятным является тот факт, что поводом для самоубийства, по мнению стоиков, могут быть самые ничтожные жизненные невзгоды: не говоря уже о том, что такого рода случаи, как напр., большая скорбь, тяжкая болезнь, увечья тела и т. п., по взгляду стоиков, дают право человеку покончить с собою, – можно лишить себя жизни, например, даже вследствие сильной зубной боли, как это говорит Клеант 797 , или же вследствие потери пальца, по совету Зенона 798 . Позабывший о том, что на свете, помимо мертвенного спокойствия, есть еще и жизненные неприятности, – стоический мудрец, как тепличное растение, естественно должен обнаруживать болезненную впечатлительность к самым ничтожным жизненным невзгодам, не чувствовать которых, как, например, физической боли, невозможно даже стоическому мудрецу, – подобно тому, как для изнеженного, слабого организма, не приученного к неблагоприятным физическим влияниям, опасным оказывается даже слабое дуновение свежего ветра. Употребляя выражение Лактанция о стоиках, рекомендующих самоубийство, мы можем сказать, что они бросаются в море во время тихой погоды, страшась кораблекрушения во время бури. Их кажущаяся сила происходит от болезни, а не от мужества. Они уподобляются людям, которые убивают себя, чтобы не быть убитыми неприятелями, и которые не находят иного средства избежать смерти, как лишив сами себя жизни 799 . Столь же глубоко Лактанций проникает в самый дух стоического учения о самоубийстве, когда один из источников этого учения усматривает в космическом характере их общего миросозерцания (ibid.): не приходил бы стоический мудрец в такое полное отчаяние от невзгод этой земной жизни, если бы у него была надежда на блага, стоящие выше его земного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Пред даровитым и образованным воспитанником царской дочери открывалось, конечно, блестящее поприще высоких должностей и почестей в египетском государстве; но он в душе своей чувствует другое призвание и имеет столько высоты и ясности духовной, чтобы не заглушать его обычными внушениями самолюбия и честолюбия; его внимание привлекают к себе не почетные государственные должности, а бедствия его соплеменников. Попытка облегчить их тяжелое положение своими силами и советами не встречает, однако, между ними сочувствия; братья его, которых он думал защитить от притеснений египтян и взаимных обид, не поняли, что Бог рукой его дает им спасение ( Деян.7:25 ), да и сам он не был еще надлежащим образом приготовлен к этому. Хотя и под влиянием справедливого гнева на угнетение своих собратьев, но тем не менее самоуправством и насилием ( Исх.2:11:12 ) он начинает свое дело 798 , а насилие и несправедливость никогда не ведут к достижению действительного блага; его любовь к своему народу была искренна и не чужда самоотвержения ( Евр.11:24:25 ) 799 , но и не настолько сильна и полна, чтобы он мог стать в совершенно равные отношения к соплеменникам, забыть о преимуществах своего положения и выступить на защиту своего народа открыто, без всякой мысли о своей безопасности ( Исх.11:12 ); его стремление облегчить бедствия своего народа выходило из доброго источника и было законно, но при избытке своих собственных сил 800 и при высоком своем положении, он надеялся, может быть, осуществить это собственными средствами и усилиями своего народа 801 ; он мог думать, что достаточно было обнаружения его искреннего и горячего расположения к нуждам своих соплеменников, чтобы стать во главе их и затем направить общие усилия к освобождению от рабства. Ход событий ясно, однако, показал Моисею неосуществимость подобных надежд: в лице того еврея, от обид которого он хотел защитить другого своего ближнего, народ не признал его своим начальником и судьей ( Исх.2:14 ). Видя в своем народе несочувствие к своему начинанию и в тоже время будучи преследуем фараоном за убийство египтянина, Моисей не пришел в отчаяние 802 и в поспешном бегстве искал своей безопасности 803 , которую он нашел у мадиамскаго священника Иофора-Рагуила 804 , в земле родственного 805 племени, жившего в северной Аравии около Эланитского залива, и, как вероятно 806 , на восточной его стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Виновник этой унии, Сигизмунд II Август был последним из Ягеллонов. Надо отдать справедливость правлению этой (литовской) династии, ознаменованному многими прекрасными качествами. Оно было чуждо религиозного фанатизма. Последние государи литовской династии отличались веротерпимостью, не стесняя религиозных убеждений своих подданных. Известно также покровительство их просвещению. Это было лучшее время Польши, богатое умственной деятельностью и памятниками письменности. Увядший прежде времени Сигизмунд Август был женат три раза, но умер, не оставив наследников. Оставшаяся одна из его сестер, королевна Анна Ягеллонка, уже не молодая дева, но не терявшая надежды дать наследника престолу Ягеллонов, употребляла все усилия, чтобы достигнуть престола. История припоминала ей Ядвигу, знаменитую родоначальницу фамилии. Но судьба не вывела ее в королевы и, хотя потом дала ей супруга, но не доставила радостей. Избирательное правление. – Корона польская сделалась избирательной. Избрание каждого короля сопровождалось борьбой партий, предводительствуемых богатыми и могущественными магнатами, которые являлись на выборы с вооруженной силой, располагались военным станом под Варшавой и готовы были при первом столкновении взяться за оружие. Каждый новый король должен был подписывать договорные статьи (pacta conventa), которые при каждом новом избрании расширялись в пользу шляхты и, наконец, до такой степени ограничили права королевского достоинства; что оно сделалось пустой почестью и одним лишь призраком. Вся власть перешла к нескольким могущественным магнатам, владевшим огромными имениями. Короли, заискивая в них и привлекая их на свою сторону, раздавали им еще новые богатые имения и увеличивали их исполинские вотчины. Сарчинский в одном доме Радзивилов насчитывал 45 городов вотчинных и 16 старостинских, 798 деревень вотчинных и 583 старостинских. Чтобы сделать вотчины неотчуждаемыми из рода, магнаты устроили для них ординации, для обеспечения своих поместий за одним наследником их имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мир Господа со всеми! „Община поет: „Аминь”. После этого раздается причастие. Подавая хлеб, пастор говорит: „Примите и ешьте, это-Тело нашего Господа, Иисуса Христа, отданное за вас на смерть. Да укрепит и сохранит оно вас в истинной вере к вечной жизни! „Подавая чашу, он говорит: „приимите и пейте, это-Кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролитая за вас во оставление грехов. Да укрепит и сохранит она вас в истинной вере к вечной жизни”. Во время причащения подходящих община поет Agnus Deï „Христе, Агнче Божий, понесший грехи мира, помилуй нас! Христе, Агнче Божий, понесший грехи мира, помилуй нас! Христе, Агнче Божий, понесший грехи мира, дай нам Твой мир!” Когда иного причастников, община поет и другие песни, относящиеся к причащению (по молитвеннику). Каждого причастившегося пастор отпускает со словами „идите в мире” и осеняет крестным знамением. Если вместе с другими желает причаститься и сам пастор, а другого пастора, который бы причастил его, в кирке на лицо нет, то он и сам может причастить себя. Это он делает обыкновенно раньше, чем станет причащать других. Пастору прилично предварительно исповедоваться у какого либо другого пастора и получит от него разрешение грехов. 2. Лютеранское богослужение в частных домах. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. 1 ст. 267–268; 798–799 2 ). Лютеране признают семейное или домашнее богослужение одним из действительнейших средств к сохранению и утверждению в обществе благочестия; поэтому каждому отцу семейства и хозяину дома в России издавна было предоставляемо право, по его усмотрению, учреждать для себя и своего семейства домашнее богослужение, если только оно не препятствует им присутствовать при богослужении общественном. Русский законодатель вменяет консисториям в обязанность тщательно наблюдать за этим чрез подчиненное им духовенство. И в случае каких либо злоупотреблений, сначала приходские проповедники (пасторы), а потом и самые консистории обязаны, посредством увещаний, склонять хозяина дома к прекращению замеченных беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И так я – в Пруссии. На таможне осмотрели несколько мой чемодан; на почтовой станции дали мне лошадей до Тильзита. Пока закладывали, я написал маленькую записочку к моим милым родителям. „Der Wagen ist fertig“, – сказал мне почтмейстер. Я вышел на крыльцо, отдав ему письмо мое, чтобы отправить. Телега была совсем другого устройства, – покойнее, если хотите; но это мне все равно. Однако, опрятность упряжи, чистый мундир почтальона, – все это произвело на меня приятное впечатление, – и когда почтальон заиграл в свой рожок, то мне стало весело, и я улыбался, как дитя. Скоро, однако, мой почтальон начал дремать; лошади шли тихо; с шоссе своротили мы на песок, – и скоро прошло мое первое веселое впечатление. Странное дело! если немец и шибко едет, то все у него это так регулярно, так правильно, как по масштабу; ни разу лошади его не помчатся, как стрела; ни разу он не прикрикнет, как русский ямщик, с которым ехать иногда, точно, наслаждение. Характер народов высказывается всюду. Посмотрите, сколько жизни в русском ямщике. Она выражается у него всюду, подберет ли он вожжи и прикрикнет: „Эх, вы!“ запоет ли он песню, протяжную и грустную, везде видно одушевление, везде виден человек, Богом отмеченный. Есть вещи, которых —97— не дает никакое просвещение: это мог я заметить в мое еще краткое пребывание в Германии. От первой станции до Тильзита – три мили с ¼, т. е. 22¾ наших верст. На станции взяли с меня 3 талера, да почтальону должен я был заплатить 25 зильбер-грошей, итого 16 р. 80 к. Каково! Увидя такую дороговизну, я решился взять фурмана. Новая беда! Кто приехал с почтой, тот не имеет права брать фурмана прежде суток. Итак, я должен был остаться до утра. В это время писал я письма своим в Москву. На другой день, проснувшись в 4 часа утра, сел я с фурманом, которого нанял до Кенигсберга (16 миль) за 10½ талеров. Мы ехали довольно скоро и приятно; проехали несколько деревень: везде чистота, везде и во всем опрятность. Немцы и немки бодро работают на своих грядках с картофелем; довольство, трудолюбие – все это я видел в этих маленьких деревнях. Одно меня сердило – это произношение: „Ich hobe gesogt“, „jo“, „assen“ 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010