Иер. 30 :17. Ибо Я обвяжу язву твою, и от ран твоих 711 исцелю тебя, говорит Господь, ибо разсеянным называли тебя, Сион 712 , это – „наша добыча, которой никто не ищетъ“ 713 . Иер. 30 :18. Так говорит Господь: вот Я возвращу переселенных Иакова и пленников его помилую, и построится город на высоте своей, и храм по чину своему устроится. Иер. 30 :19. И вознесутся из него 714 голоса поющих и веселящихся, и умножу их, и не умалятся. Иер. 30 :20. И войдут 715 сыновья их, как прежде, и собрания 716 их пред Лицем Моим будут правильно устрояться 717 , и накажу всех притеснителей их. Иер. 30 :21. И крепчайшие его 718 будут против них 719 , и Князь его выйдет из среды его 720 , и соберу их, и обратятся ко Мне, ибо кто отважится в сердце своем 721 обратиться ко Мне? говорит Господь. Иер. 30 :22. И будете Мне народом и Я буду вам Богом 722 . Иер. 30 :23. Ибо гнев Господень яростный вышел, гнев стремительный вышел, пойдет на нечестивых. Иер. 30 :24. Не возвратится гнев ярости Господней, пока Он не совершит и не исполнит помысла сердца Своего 723 . В последние дни уразумеете сие. Глава 31 Иер. 31 :1. В то время, говорит Господь, Я буду Богом роду Израилеву, а он будет Моим народом. Иер. 31 :2. Так говорит Господь: Я нашел теплоту в пустыни с погибшими от меча 724 , идите и не умерщвляйте Израиля 725 . Иер. 31 :3. Господь издали явится ему (говоря): любовию вечною Я возлюбил тебя, посему привлек на тебя благоволение 726 . Иер. 31 :4. Ибо 727 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, возьмешь тимпаны свои и выйдешь в собрании веселящихся. Иер. 31 :5. Снова насадите виноградники на горе 728 Самарийской, усердно насаждайте и хвалите 729 . Иер. 31 :6. Это – день воззвания стражей 730 на горах Ефремовых: „вставайте и идите в Сион к Господу Богу нашему“. Иер. 31 :7. Ибо так говорит Господь Иакову: радостно возвеселитесь, воскликните о главе народов 731 , сделайте известным и прославьте, скажите: спас Господь народ Свой, остаток Израиля. Иер. 31 :8. Вот Я веду их с севера и соберу их с концов 732 земли в праздник Пасхи, и произведут многочисленный народ, и возвратятся сюда.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 32 :8. Но есть дух в людях: дыхание Вседержителя научает (их). Иов. 32 :9. Не многолетние мудры и не старцы (только) разумеют (правый) судъ 699 Иов. 32 :10. Посему я сказал: послушайте меня, и я скажу вам, что знаю, внимайте словам моим. Иов. 32 :11. Ибо я буду говорить в слух вам, пока вы придумываете 700 слова, и ранее васъ 701 уразумею 702 . Иов. 32 :12. Ведь вот никто из васъ 703 не обличилъ 704 Иова, не дал ответа на слова его. Иов. 32 :13. Не говорите: „мы нашли мудрость, присоединившись к Господу“ 705 , Иов. 32 :14. А человека 706 допустили говорить такия слова 707 . Иов. 32 :15. Ужаснулись, более не отвечали, истощились 708 слова у них. Иов. 32 :16. Я терпел, не говорил, но так как они остановились, не отвечали, то и я хоть отчасти отвечу. Иов. 32 :17. И отвечал Елиус и сказал: Иов. 32 :18. Еще скажу 709 , ибо я наполнен речами и дух во внутренности моей теснитъ 710 меня. Иов. 32 :19. Утроба моя подобна меху, наполненному пенящимся виномъ 711 , или кузнечному растянутому меху 712 . Иов. 32 :20. Буду говорить, чтоб успокоиться, открыв уста мои 713 . Иов. 32 :21. Не постыжусь человека и бреннаго не усрамлюсь. Иов. 32 :22. Ибо не привык я лицеприятствовать, а если не такъ 714 , то и меня моль съестъ 715 . Глава 33 Иов. 33 :1. Но 716 послушай, Иов, слов моих и внемли беседе моей. Иов. 33 :2. Ибо вот, я открыл уста мои и язык мой заговорил. Иов. 33 :3. Сердце мое чисто в словах и разум уст моихъ ведает чистое 717 . Иов. 33 :4. Дух Божий, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя научает меня 718 . Иов. 33 :5. Если можешь, дай мне ответ на это, подожди, стань против меня, а я против тебя. Иов. 33 :6. Из брения ты сотворен, как и я, из одного и тогоже мы сотворены. Иов. 33 :7. (Поэтому) страх предо мною не смутит тебя и рука моя не будет тяжка для тебя 719 . Иов. 33 :8. Но ты сказалъ в уши мои и я услышал звук слов твоих, ибо ты говоришь: Иов. 33 :9. „Чист я, не согрешилъ 720 , непорочен, ибо не делал беззакония, Иов. 33 :10. А Он нашел обвинение 721 на меня и считает меня противником Себе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.10:7 . Но он не так подумает и не так по­мыслит сердце его; у него будет на сердце – разо­рить и истребить немало народов. Ассирияне не удовольствуются разорением Иудейского царства, опустошением его. Они захотят истребить, т. е. совершенно уничтожить и это царство и многие другие. Ис.10:8 . Ибо он скажет: «не все ли цари князья мо­и? Период времени от 900 до 650 г. до Р. Х. был самым цветущим периодом в истории Ассирийской монархии, и Исаия, живший в 8-м веке, был, конечно, свидетелем этого расцвета Ассирии. Цари ассирийские подчинили себе всю «западную страну», включая Финикию, Филистимскую землю, Едом и царство Израильское. Царь Асаргаддон завоевал весь Египет, а при Ассур-Банипале (668–626 г.) Ассирийское царство включало в свои пределы все страны от Мидии и Персии до Средиземного моря и от Армении до Аравийской пустыни. Иноземные страны, после их завоевания ассирийцами, оставлялись в том же положении, в каком существовали и раньше, но цари этих стран делались вассалами ассирийского царя и платили ему дань (на это и указывает выражение: князья мои). Поэтому ассирийские цари величали себя титулами: sarru rabbu (великий царь) и sar sarrani (царь царей). Ис.10:9 . Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Царь ассирийский не считает для себя невозможным взятие самой сильнейшей вражеской крепости. Халне, а по-евр. kalno – город неизвестный. Одни считают его тожественным с древним Ктезифоном, который находился на восточ. берегу Тигра к югу от Багдада, другие отожествляют его с г. Куллани, по-видимому, принадлежавшим к владениям Емафским. Этот последний город, действительно, в 738 г. был взят ассирийским царем Тиглат-Пилезером (в ассир. памятниках этот город назван Kunulua или Kinalua). «Кархемис» – город в земле Хеттеев на правом, западном, берегу Евфрата. Он был присоединен к Ассирии Саргоном (в 717 г.), – но еще раньше его мог взять во время своего похода на запад и Тиглат-Пилезер. «Емаф» – по-евр. Hamath – главный город северной Сирии, на р. Оронте. Невдалеке от него, к северу, находился г. Арпад (ныне Tell-Erfad), взятый в 740 г. Тиглат-Пилезером, тогда как Емаф был присоединен к Ассирии только в 720 г. при Саргоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Итак, что же? Ум ли только и душа были восхищены, а тело оставалось мертвым? Или и тело было восхищено? Этого нельзя определить. Если не знает сам Павел, который был восхищен, и удостоился столь многих и столь неизреченных откровений, то тем более не знаем мы. Что он был в раю, это знает; что был на третьем небе, и то ему небезызвестно; но как был восхищен, – того не знает ясно». 719 «Третье небо должно понимать следующим образом. Писание называет небом воздух, как, например, в выражениях: птицы небесные, роса небесная. Это первое небо. Оно называет далее небом также и твердь. Назвал, говорит, Бог твердь небом ( Быт.1:8 ). Это второе небо. Называет небом и то, что создано вместе с землею ( Быт.1:1 ). Вот третье небо». 720 Тело является сосудом для души ( 2Кор.4:7 ), хижиной ( 2Кор.5:1, 4 ), храминой ( 2Пет.1:14 ); тело без духа мертво ( Иак.2:26 ). «Душа владеет, – замечает святой Ириней Лионский , – и управляет телом… Тело подобно орудию, а душа занимает место художника. Как художник сам по себе быстро создает мысль произведения, но медленнее исполняет его посредством инструмента из-за неподвижности материала, и быстрота его ума, связанная медленностью орудия, производит умеренное действие, – так и душа, будучи в соединении с телом, в некоторой мере задерживается, вследствие того, что быстрота ее связывается медленностью тела, но не теряет совершенно сил своих и, сообщая жизнь телу, сама не перестает жить». 721 Бессмертие души Сам Господь, сказав Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ), – определил, что смерть, к которой присуждается Им человек, должна заключаться не в чем ином, как только в разрушении и обращении в землю из состава его природы того, что в ней есть взятого из земли ( Быт.2:7 ), т.е. тела. Смерть не должна, очевидно, касаться богоподобной души, так как она не от земли взята, а произошла от творческого дуновения Божия и, следовательно, по разрушении тела должна остаться целою, неизменною, бессмертною. 722

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Как резко выражается учение Корана о Иисусе Христе в приведенных местах, очевидно само собою. Мухаммед восстает здесь на христиан с особенною силой и преимущественно в тех стихах Корана, где выдает за учение самого Богочеловека свое вымышленное учение. Приведенное Кораном исповедание Иисуса Христа о себе самом находится в самой решительной противоположности со словами св. евангелиста Иоанна: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. Если Я и сам свидетельствую о Себе, свидетельство мое истинно. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца... Я знаю Его и соблюдаю слово Его... Ибо Я говорил не от себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить... А заповедь Его та, чтобы вы веровали во имя Сына его, Иисуса Христа... Я и Отец – одно» 715 . Но не в этом только проявляется враждебное отношение Корана к христианскому догмату. Коран идет дальше: «А кто скажет из них (из ангелов, или из народа, из людей), – говорится в Коране, – подлинно я – божество, кроме его (Аллаха), такового мы (т. е. Аллах) наградил геенной...» 716 . И в другом месте: «Подлинно, Аллах лишит рая того, кто присоединяет к Богу (другое божество), и поселит его в адском огне» 717 . Таким образом, по смыслу учения Корана, Иисус Христос осуждается на мучение в геенне за то, что Он признавал Себя Богом, как учит об этом Евангелие. Представляя Иисуса Христа таким образом, как пророка вообще, Коран указывает вместе с этим некоторые частные черты Его; определяет отношение Его учения к учению прежде бывших пророков; указывает значение Его учения в целой системе Божественного откровения; говорит ο его отношении к Мухаммеду и, наконец, по-своему представляет всю историю Его земной жизни. Во многих местах Корана Иисус Христос называется посланником Аллаха, т. е. пророком, подобно другим посланникам: «Мессия, сын Марии, был только посланник; другие посланники предшествовали ему» 718 . Сам о себе он сказал, что Аллах назначил его пророком 719 . Подобно другим пророкам, он творил чудеса: «Мы даровали, – говорит Коран от лица Аллаха, – Иисусу, Сыну Марии, явные знамения (чудеса) 720 , о чем предсказал еще ангел, благовествовавший пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Как сказал Бог: «Буду обитать среди них и ходить среди них; и буду их Богом, а они будут моим народом» 713 . Апостол представляет обещание Бога пребывать с людьми и сделать их своим народом как уже достигшее своего исполнения; он говорит о нем, не как о чем–то, ожидаемом в будущем, но как об уже установленных отношениях. Другой апостол, Петр, ясно утверждает: «Некогда вы не были народом, а теперь народ Бога » 714 . Благодаря жертве Христа и ставшему через нее возможным примирению с его Отцом в первом веке «шатер Бога» фактически был с людьми, и Он стал тогда пребывать среди них, и они стали Его народом – именно так, как это описано в Откровении 715 . В четвертом стихе обсуждавшегося фрагмента книги Откровение описывается, как Бог «отрёт… всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет , ни скорби , ни вопля , ни боли уже не будет». Первая часть этого стиха, касающася того, что Бог отрет всякую слезу и не будет смерти, соответствует словам из Исаии 25:8. Апостол Павел цитировал эту часть пророчества Исаии в 1 Коринфянам 15:54, указывая не на земные райские условия (как это постоянно делает Общество Сторожевой башни в своих изданиях), а на воскресение христиан и их переход от смертного состояния к бессмертному. Они уже одержали победу над смертью, и ее «жало» оказалось сломлено. Хотя христиане физически все еще были подвержены смерти, в более важном смысле они оказались вне пределов ее досягаемости, и могли остаться незатронутыми ей, укрепляя веру в высшую искупительную силу Христа. Они знали, что их, «прежде мёртвых в своих проступках и грехах» Бог «оживил» 716 . Поскольку они умерли для греха и были возрождены «в обновлении жизни», для них «царствование смерти» уже прекратилось; благодаря правящему положению Христа они больше не находились под властью и законом царствующей смерти 717 . По этой причине апостол Иоанн мог сказать: «Мы знаем, что перешли [а не перейдем ] из смерти в жизнь , потому что любим братьев» 718 . Сказав это, он лишь повторил то, что в аналогичных выражениях говорил Иисус о людях, которые благодаря своей вере в него уже имеет вечную жизнь 719 . Совершенно очевидно, почему Иисус мог сказать не только, что «кто проявляет в меня веру, даже если и умрёт, оживёт», но также и то, что «каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрёт никогда» 720 . Все эти высказывания столь же сильны, как и слова Откровения, о том, что «смерти уже не будет»; и все они показывают, что выкуп Христа уже возымел свое действие среди его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Люди всех времен и народов знали нестерпимую боль сердца земного отчаяния, не ведая жизни вечной, когда они сосредоточивали все свое внимание, всю свою мысль на себе самом. Но и в ветхозаветном мире немногие страдали болезнью Екклезиаста: все оставшиеся чистыми пред Богом и благодеявшие братьям своим и в смирении сердца своего повергавшие к подножью престола Божия скорби свои, подымались обновленные новым мужеством и силою: «И что еще скажу, не достанет мне времени», – как говорит Апостол, – перечислить всех верующих ветхозаветных святых, которых сердце не поколебалось и которые с верою и надеждою отошли от мира сего. Даже вне тесного круга церкви Иудейской были – как указывают нам новозаветные книги, – язычники, творившие добро, как Корнилий сотник и тот сотник, у которого Господь исцелил слугу за веру его. Таков был и Самарянин притчи Господней о помощи ближнему; таковы были многие язычники и язычницы, просвещенные Апостолами и отдавшие душу свою Христу и жизнь свою за Христа. Эти люди во всех племенах и народах и во всех слоях общества со смирением покланявшиеся Богу, -которого чувствовало сердце их, хотя не просвещенное откровением, – и творившие добро, потому что они сохраняли в себе образ и подобие Божие, 719 сознавали, что добро, творимое в простоте сердца, есть счастье. Жизнь течет быстро для тех, кои, забывая себя, думают о других; собственные скорби и страдания переносятся без отчаяния теми, которые соболезнуют скорбям и страданиям других. С другой стороны невыносимо тяжела ноша собственных страданий и горьких дум для тех, которые несут на плечах своих бремя одного только своего Я. Эти только люди обыкновенной падают под этим бременем. На все вопросы Екклезиаста отвечает душе человеческой одно только Евангелие и в особенности главы V-VII Матфея. 720 Только в словах Господа Иисуса целебное средство против философа отчаяния. В главе III Екклезиаста Соломон указывает на порядок физический и нравственный, существующий в мире: «все соделал Бог прекрасным в свое время» (ст. 11). Эта мысль является как успокоение души человеческой, думающей, что труды ее безплодны (выше II, 18–23). «Познал я, что нет для них (сынов человеческих) ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей» (III, 12). «И познал я, что все, что делает Бог, пребывает во век» (id. 14). Затем (ст. 16–17) Екклезиаст говорит: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и (суд) над всяким делом там» (Ср. Еккл. XII, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Несомненно, данный аспект присутствует и в видении пятой печати: «…и когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Дальнейшее повествование Апокалипсиса может мыслиться как ответ на этот вопрос. 3.3.4. Дискуссия о доступности содержания книги Откр 5прежде снятия всех печатей Как уже было подробно изложено в пункте 4.3 главы II, согласно практически единодушному мнению ученых, книга Откр 5: 1 ( βιβλον) по форме представляет собой свиток, запечатанный семью печатями. В античном мире свитки запечатывались для сохранения содержимого в тайне, и прочесть их можно было только после снятия всех печатей. В связи с этим среди исследователей ведется серьезная дискуссия: насколько свойства реального свитка приложимы к свитку символическому – книге Откр 5:1 ? Многие замечают, что образ запечатанной книги нужно понимать обобщенно, в духе присущего видениям Апокалипсиса символизма 720 . Действительно, не предусматривают буквального понимания фразы, что святые «убелили одежды кровью Агнца» (7: 14), Агнец с семью очами берет книгу (5: 7) и пр. 721 Однако для достаточно большого числа исследователей формальный аргумент о соответствии «земному» свитку является весомым. Они придают первостепенное значение тому, что непосредственные адресаты Апокалипсиса на основе своего опыта ожидали бы раскрытия содержания книги только после снятия всех печатей. Исключение из этого правила, по мнению Гэрроу, могло бы стать причиной путаницы в восприятии читателями видений Апокалипсиса 722 . Также предполагается, что автор последователен в своем изложении: «Если бы со снятием с книги каждой печати раскрывалась какая-либо часть ее содержания, то автор бы явно нарушил рамки избранного им образа свитка» 723 . Итак, определенное число исследователей считает, что, в соответствии с образностью обычного свитка (содержание которого могло быть прочитано после удаления всех печатей), видения 6-й главы служат только подготовкой к раскрытию содержания книги 724 . 3.4. Версия 2: содержание книги начинает раскрываться после снятия седьмой печати (Откр 8: 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Низвержение Ассура есть только один из моментов Суда Божия, который, несомненно, прострется на все народы мира. Ис.14:28–32 Пророчество о судьбе земли Филистимской. При Ахазе, который был стеснен союзными царями сирийским и израильским, филистимляне свергли с себя иго, которое возложил на них иудейский царь Озия ( 2Пар.26:6 ) и даже сами завладели несколькими иудейскими городами ( 2Пар.28 и сл.). Но затем они потерпели большое поражение от ассирийского царя Тиглат-Пилезера II. Теперь, – говорит Исаия, – филистимляне рады, что этот страшный враг их – умер (в 727 г., почти одновременно с Ахазом), но их радость будет недолговременна. За Тиглат-Пилезером явятся в Филистимлянскую землю его преемники (Салманассар, Саргон, Сеннахирим) и вся земля Филистимская распадется. Ис.14:28 . В год смерти царя Ахаза было такое про­роческое слово: «Пророческое слово» – по евр. massa, т.е. пророчество печального содержания, см. Ис.13:1 . Ис.14:29 . не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который по­ражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. «Жезл» – это не Ахаз, который не мог сам воспротивиться филистимлянам, когда они отняли у него несколько городов, а царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, только что умерший. «Из корня змеиного». Пророк держит здесь образную речь, но образы его очень понятны. «Корень змеиный» – это только что умерший Тиглат-Пилезер II. «Аспид» – вероятно, Саргон, который два раза разбил филистимлян (721 и 720 г.), относительно которых ему было донесено, что они составляли против него заговор с соседними народами (Schrader. Die Keilinschuften и das А. Т. 2 Auf, 1883, с. 398). «Летучий дракон» – это название как нельзя лучше подходит к Сеннахириму, который за непокорство предал казни многих филистимских аристократов и много филистимлян выселил из их страны. Под именем «летучего дракона» (saraph meophel) пророк разумеет, вероятно, крылатую ящерицу, водящуюся в Восточной Индии и Африке. Ис.14:30 . Тогда бедней­шие будут накормлены, и нищие будут по­ко­иться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Одна только Православная Церковь сохранила догмат о личных свойствах Божьих, как и все другие, во всей его перво­бытной чистоте и целости, и учит: “В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущ­ный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, еди­носущный Отцу и Сыну” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). “Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе” (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: “различие между Лицами Святой Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца” (Простр. Катих. о чл. 1). 720 § 39. Личное свойство Бога Отца. Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относят­ся: а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Иоан. 5:26 ), от­куда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Матф. 11:27 ); дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Иоан. 5:23 ); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Иоан. 15:26 ); мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010