Апостол поселился там после того, когда, подобно прочим, пронес он свет евангельский различным народам, 718 преимущественно же пребывал он в Ефесе, где также жил в Керинфе. Однажды вошел Иоанн в этом городе, в баню, 719 но увидав там Керинфа немедленно вышел сказать: «Боюсь, чтобы не разрушился дом, потому что в нем находится Керинф, враг истины». Ефес имел своего епископа Тимофея, ученика св. Пасла; 720 не менее того Апостол пребывал в этом городе, управляя всеми Церквами Малой Азии, 721 потому что ни один из апостолов епископом, то есть надзирателем какой – либо местной Церкви, не был, но высшая их власть распространялась на всю Церковь вообще. Все епископы Азии сосредоточивались около Апостола, которого Иисус Христос любил преимущественно, чтобы слышать из уст его о святом учении и обстоятельствах земной жизни Спасителя. Знаменитейшим между ними был св. Поликарп, самими апостолами поставленный епископом в Смирну. Иоанн часто оставлял Ефес и посещал смежные провинции то для поставления епископов, то для устройства Церквей или для принятия в число духовенства таких людей, на которых Дух Святой указывал ему как на достойнейших. Окружавшие его ученики просили его пополнить те три Евангелия, которые Церковь уже имела. Апостолу были они известны, он одобрил их и написал свое только для того, чтобы их пополнить: Таково предание, сохраненное Церквами азийскими. 722 Нельзя сказать определительно, в котором году обнародовал св. Иоанн свое Евангелие; достоверно лишь то, что он писал его до гонения Домициана, то есть до 96 года эры христианской. Во время гонения этого Апостол был заточен на острове Патмос, где написал Апокалипсис – последнее из его творений. После изгнания он снова возвратился в Ефес, откуда как и прежде управлял Церквами Азии. Иоанн Богослов в защиту христианства от нововводителей, лже-христов и пр. ересей. Предполагаем, что три послания, которые имеем от св. Иоанна, были написаны, также как Евангелие, до его заточения на Патнос. В первом послании он предупреждает верующих против нововводителей, что ясно из слов: 723 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» Св, Иоанн ясно обозначает здесь Симона и Менандра, которые принадлежали христианству. Иисус Христос предрек, что лже-христы появятся в последние дни Ветхого Завета. Последние дни эти, следовательно, уже наступили, – говорит св. Иоанн; это служит доказательством, что он писал послание свое незадолго до разрушения Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Беседа 16. Его же. Об «осенении». 1 . Хотя раньше мы уже говорили об этом в другом месте, когда представился подходящий случай, не будет утомительным для нас осветить эту тему дополнительно. 2 . Осенение есть имя, указывающее на помощь и заступничество, а также на получение небесного дара; например: Дух Святой сойдет и сила Всевышнего осенит Тебя. 715 Другой в  Десница Твоя, Господи, осенит меня, 716 что является просьбой о помощи; так же, как Я осеню этот город и избавлю его. 717 3 . Итак, мы понимаем, что есть два вида действия в осенении, которое приходит к людям от Бога: одно – таинственно и умственно, другое – действенно. Первое есть освящение, принимаемое посредством божественной благодати; то есть, когда, по действию Духа Святого, освящается человек телом и душой, как было с Елисаветой, Иоанном и блаженной Марией, благословенной между женами – хотя последнее не сравнимо с другими и выше чину тварных . 4 . Но обратимся к частичному , которое случается с прочими святыми, словно с членами тела. 5 . Таинственный вид осенения, который происходит с некоторыми святыми, есть действенный вид, осеняющий ум; и когда этого осенения удостаивается человек, ум бывает охвачен изумлением и расширен неким божественным откровением. Пока это действие осеняет ум, человек поднят над движением душевных помыслов благодаря причастию Духа Святого. Это то, о чем говорит Апостол Ефесянам в форме молитвы; ибо он хотел научить их этой тайне, когда говорил: Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего. 718 А для чего это? Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих. 719 6 . Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека, удостаивается он славы нового века через откровение – и это удел, выпавший на долю святых света, о которых говорил блаженный Павел; 720 его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа благодаря их святому и добродетельному образу жизни. 7 . Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие: это умственная сила, защищающая человека и носящаяся над ним 721 постоянно и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться к его телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен и обладает знанием 722 посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано: Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их, 723 и Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 724 Читать далее Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты/Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

В единении воли человеческой с волею Божиею лежит единственное доступное человеку на земле счастие, и единственный путь к счастию вечному. Это путь узкий и врата тесные, не потому однако, чтобы они были тяжелы для человека: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» 716 , – а потому, что на пути этом человек должен отказаться от самоволия, более всего ему любезного в духовной жизни его. Человек необычайно способен величаться духом своим и знанием своим, а между тем даже великий языческий философ додумался до мысли, что высшее знание есть сознание своего невежества, ибо человеку весьма мало открыто в материальном мире; все окружающее его есть тайна; когда же человеку Господь глаголет: «ищите же прежде царствия Божия и правды его и это все приложится вам 717 », то человек и в виду этого обещания еще медлит верить и приити к Господу! «Иго Мое благо, бремя Мое легко», говорит Господь, и таково оно в действительности для того, который отвергнув свое кичливое я, возлагает свое упование единственно на милосердие Божие: «сим отвергнувшимся себя» и дается от Отца приити к Сыну, а пришедших Сын воскрешает в последний день» 718 . Ин.6:66 . От сего мнози от ученик его идоша вспять и ктому не хождаху с ним. «Идоша вспять», то есть не только не ходили более за Господом, отказавшись от слушания Слова Божия, но еще возвратились к первоначальному своему нравственному и умственному состоянию, утратив все, что они приобрели, по слову Господню: «Кто не приобретает со Мною, тот расточает» 719 и «Кто не со Мною, тот против Меня» 720 . Ин.6:67 . Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити; Ин.6:68 . Отвеща убо ему Симон Петр: Господи, к кому идем; глаголы живота вечного имаши, Ин.6:69 . И мы веровахом и познахом, яко ты еси Христос, Сын Бога живаго. Вопрос, обращенный Господом к двенадцати Апостолам должен был глубоко тронуть верующие сердца и поразить неверующего. Верные устами Петра произносят исповедание веры, ибо «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» 721 . «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах», сказал Господь Симону Петру ( Мф. 16:17 ), ибо из человек «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вопрос 719. Когда в церкви возглашается Трисвятое, и я близ нее сижу с отцами или мирянами, — то встать ли мне и напомнить ли о сем другим, сидящим со мною, или нет? Ответ. Если это будут отцы, то как они сделают, так и ты сделай; если же мирские будут, старшие тебя, и ты знаешь, что (когда напомнишь им) они соблазнятся, то хорошо сохранить совесть их и поступить так, как они поступят. Впрочем, ты можешь и сидя с ними сказать Трисвятое в сердце своем; а когда что-либо препятствует тебе, то и память о сем может заменить самое действие. Если же сидящие с тобою не старше тебя, то встань и произнеси Трисвятое, и чрез сие поощрить их к тому же не будет неуместно, а они пусть поступят как хотят. Вопрос 720. Если буду я в то время один, и имею у себя в руках что-либо препятствующее мне встать, то как мне поступить тогда? Ответ. Когда не можешь встать, не скорби о том, потому что все можно совершить мысленно, с рассуждением. Вопрос 721. Если в то время, как я прихожу к отцам, они усиливаются удержать меня у себя, между тем как меня отзывает необходимое занятие, то как поступить мне? Ответ. Если они таковы, что могут по Богу рассуждать о делах, то скажи им со смирением: «Простите, мне предлежит необходимое занятие», и как они скажут тебе, так и поступи, не затрудняясь и веруя, что во всяком случае сие будет тебе на пользу. Если же они не таковы, а занятие твое необходимо, то прекрати спор и сделай поклон, с тем чтобы уйти. А когда и после поклона будут продолжать удерживать тебя, то скажи им: «Простите, мне невозможно у вас остаться». Вопрос 722. Когда я обедаю с некоторыми из отцов и кто-либо из них благословит предлежащую пищу, должен ли я, намереваясь вкушать, говорить ему: «Благослови», и дожидаться, пока он снова благословит мне (пищу), или довольствоваться первым благословением? Случается, что в то время (когда я прошу его о сем) ум его бывает занят чем-либо иным, и он медлит отвечать мне, а я всегда скорблю о сем. Хорошо ли также, прежде чем прикоснусь к пище, запечатлеть ее крестным знамением?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Выслушав в заключение всего утешительный для себя приговор божественного суда, Каин, по словам бытописателя «пошел от лица Господня и поселился в земле Нод, на Востоке от Эдема» ( Быт.4:16 ). Покоряясь божественному повелению, Каин оставляет ту землю, где Бог благоволил обнаруживать Свое присутствие наиболее осязательным образом и удаляется на Восток от неё. Страна или земля нового поселения Каина, в подлиннике обозначена словами , что в переводе на русский язык означает «земля изгнания», «страна бедствия» 715 . Топография этой местности, до известной степени, определяется последующим указанием на то, что она лежала на Восток от Эдема 716 . Но и это указание слишком обще и широко для построения каких бы то ни было определенных догадок. Посему, мы не находим ничего лучшего, как согласиться с Кейлем, который говорит, что «земля Нод географически неопределима, филологически же, в качестве, «Страны изгнания», она противоположна «Эдему», стране благословенного жилища» 717 . «Вероятно, Каин сам назвал этим именем место своего нового поселения» 718 . Дальнейшее изложение четвертой главы представляет краткую историю новой, обособившейся ветви первобытного человечества или, точнее, родословие допотопных потомков Каина. «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» ( Быт.4:17 ). Невольно рождается вопрос, кто же была женою Каина? Очевидно, одна из сестер, «так как это было в начале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах», – разъясняет св. Иоанн Златоуст 719 . Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась связать свою судьбу с заведомым братоубийцей 720 . «Позднейшее предание приписывает Каину в качестве жены одновременно с ним рожденную сестру, называя ее то Азурой, то Савой» 721 . Краткость священного текста не позволяет нам судить о том, как скоро, по изгнании Каина, родился у него сын и он построил город, но она же не дает права категорически утверждать, что все ото случилось очень скоро, наоборот, здравая логика требует, чтобы построение города, предполагающее уже значительный прирост населения, было разделено значительным промежутком от момента изгнания Каина. Рассмотренный нами стих начинает собой первую допотопную генеалогию, т.е. исчисление представителей потомства старшего сына Адама, известных, по имени своего родоначальника, под названием «Каинитов». Здесь мы впервые встречаемся с целой серией первобытных, патриархальных имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Достойные преемники Илии являются только столетие спустя. Это, во-первых, Амос, предсказавший падение Израильского царства, и в особенности Исайя (около 720 года). Под его давлением царь Езекия уничтожил языческие жертвенники и символы язычества в самом храме, в том числе и медного змея Моисея. При Манасии снова восторжествовало язычество. Манасия «снова устроил высоты, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, и поклонился всему воинству небесному», «и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников», «и поставил истукан Астарты». В седьмом веке, при царе Иосии пророческая партия победила. В 621 году при уборке храма была найдена книга закона (Второзаконие), давно забытая всеми. Ее прочли царю. «Когда царь услышал слова закона, то разодрал одежды свои» и решил очистить страну от языческой мерзости и восстановить во всей чистоте культ единого Бога. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрона и истер ее в прахъ, и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты», «и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу перед входом в дом Господень», «и изломал статуи, срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими», «и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках и сжег кости человеческие на них». Впервые после долгого перерыва народ отпраздновал в полном соответствии с законом Пасху. Это восстановление имело огромное религиозное, но отнюдь не политическое значение. Реставрация не могла поддержать политического существования Иудеи. После нескольких ударов Иерусалим был взят, храм сожжен, и стены разрушены, а народ уведен в Вавилон (586 г.). В эту эпоху действовал пророк Иеремия. «Он чувствовал, что гибель храма и царства есть неизбежность, требуемая Божеством, он задолго до катастрофы видел это, и его не могли сбить с этой точки зрения ни события, которые, казалось, противоречили его зловещим предсказаниям, ни всеобщая ненависть и насмешки». Израиль не принимал его пророчеств, он был гоним и одинок, а откровения его превратились в постоянную беседу с Богом, в интимное с ним общение, в котором Иеремия утешал свою наболевшую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Дух Господень подает блага всем, почему и разделяется в пророчестве Исаиином на семь дарований. " И почиет на нем,- говорится там,-Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господ ним исполнится " (Ис. 11, 2-3). Благодеяния Духа Святого названы и в церковных песнях в неделю Пятидесятницы: " Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения; Бог и боготворяй, Огнь от Огня происходяй; глаголяй, деяй, разделяяй дарования " (Третья Стихира на " хвалитех " ).Дух Господень не может не благодетельствовать не только достойным, но и недостойным, как " Сокровище благих: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф. 5, 45). Потому и каждый человек, делающий добро ближним, имеет на себе Духа Господня: " праведник милует и дает " (Пс. 36, 21). Святитель Димитрий Ростовский (103, 720-721). Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, это объясняет Он Сам Своими огненными языками. Он есть невещественный огонь, который действует двумя силами: светом и теплом - светом веры, теплом любви. Этот небесный свет, по выражению Соломона, " более и более светлеет до полного дня " (Притч. 4, 18); разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков, которые погрязший в чувственности разум нередко принимает за истину; дает человеку видеть себя самого в наготе тленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога, как источника света; сообщает " осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр. 11, 1). По той мере, как свет от солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Божественная любовь изгоняет из него самолюбие; попаляет в нем терние плотских пожеланий; очищает, освобождает его и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние этих исходных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце (Пс. З6, 31) человека, изображающий в нем Христа (Гал. 4, 19), совершающий возрождение в жизнь духовную (113, 404).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма семнадцатая Аллилуия, 118. 711 1 712 Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень. 2 713 Блаженны познающие откровения Его, всем сердцем ищут они Его. 3 714 Ибо те, кто не творит беззаконий, путями Его ходят. 4 715 Ты заповедал крепко хранить заповеди Твои; 5 716 Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои! 6 717 Тогда не постыжусь я, взирая на заповеди Твои. 7 718 Прославлю Тебя в правде сердца моего, когда постигну праведные суды Твои. 8 Повеления Твои сохраню; не оставляй меня. 9 719 Как исправит юноша путь свой? Когда сохранит он слова Твои. 10 720 Всем сердцем моим искал я Тебя; не отстрани меня от заповедей Твоих! 11 721 В сердце моем сберег я слова Твои, да не согрешу пред Тобой. 12 722 Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим! 13 Устами моими возвещал я изреченное устами Твоими. 14 На пути откровений Твоих услаждался я, словно великим богатством. 15 О заповедях Твоих размышлять буду, и уразумею пути Твои. 16 Повелениям Твоим научусь; не забуду слов Твоих. 17 723 Воздай должное мне, рабу Твоему; даруй мне жизнь, и сохраню слова Твои! 18 724 Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим. 19 725 Пришлец я на земле; не скрой от меня заповедей Твоих! 20 Отрадно душе моей внимать судам Твоим во всякое время. 21 726 Наказал Ты гордых. Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих! 22 Сними с меня позор и унижение, ибо искал я откровений Твоих. 23 Ибо собрались князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял о повелениях Твоих; 24 Ибо откровения Твои – в поучение мне, и советниками моими стали повеления Твои. 25 727 Поникла душа моя; возврати мне жизнь словом Твоим! 26 728 Пути мои возвестил я Тебе, и услышал Ты меня; научи меня повелениям Твоим! 27 Дай уразуметь мне путь повелений Твоих, размышлять буду о чудесах Твоих. 28 729 Впала в дремоту душа моя от уныния; утверди меня в словах Твоих! 29 730 Удали от меня пути неправды и по закону Твоему помилуй меня! 30 731 Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо как вера жизнью и делами любви у человека закрепляется и растет 719 , так жизнью же, усовершением во лжи и злобе, растет и неверие, а в нем – и способность к самообману. Начало же, подготовительная стадия всего этого существует уже давно, с первого периода истории Церкви. Ибо, по учению апостолов, «тайна беззакония и ныне уже деется» 720 . почему и об антихристе другим апостолом сказано: «… что он приидет и ныне уже в мире есть » 721 . И тот же Иоанн Богослов в послании своем, указывая, что только «… исполняющий волю Божию, во веки пребывает, мир же со своею всею похотью его проходит», писал: «… дети! – последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» 722 . Так те эсхатологические, конечные времена будут в погибающих их только полным раскрытием, завершением того, что и теперь есть: во дни апостола, как бы распустились в ересях и нечестии его дней цветки, – тогда созреют, до завершительного падения с ветвей, ягоды. А антихристы-лжеучители, антихристы в широком смысле 723 , точнее – предшественники его, все время подготовляют ему путь, сглаживают дорогу, дают посильные залоги его успеха. Для того же, чтобы было это сознательным самообманом, произвольным упорством самообольщения, а не грехом неведения и ослепления, Бог «не не свидетельствованным» оставит и антихриста в его дни и ложь его деятельности. В XI главе Откровения описываются два свидетеля от Бога, которые будут пророчествовать З 1 / 2 года (1 260 дней), как грозные свидетели Божии, огнем поражать будут обидчиков их, затворять могут небо, чтобы не давало оно дождя, и воду превращать в кровь. И только «… когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними (не в этом ли сражении и рану свою получит он?) и победит их, и убьет их. И трупы их бросит на стогнах великого града, и 3 1 / 2 дня будут лежать там они без погребения, на радость живущих на земле, ибо «мучили» их те свидетели, но затем, при грозных знамениях, к ужасу всех, взойдут они на облаке на небо 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Ибо можно ли верить, чтобы кто когда–либо, даже самый лучший из всех праведников и святых, связанный узами этого тела, мог обрести это высочайшее благо, так чтобы, никогда не отступая от Божественного созерцания, даже и на короткое время не отвлекался земными помыслами от Того, Кто один есть благ; кто бы никогда не имел 720//никакого попечения ни о пище, ни об одежде, ни о других плотских потребностях; заботясь о принятии братьев, о перемене места, о построении кельи, никогда не желал бы какой–либо человеческой помощи, или, удручаемый крайней нищетою, не подвергался прощению Господа, Который говорил: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф 6, 25). Наконец, мы смело утверждаем, что и сам апостол Павел, который многочисленностью скорбей превосходил труды всех святых, никак не мог исполнить это, как сам свидетельствует ученикам в Деяниях Апостольских: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян 20, 34); или как пишет фессалоникийцам: мы занимались трудом и работою ночь и день (2 Сол 3, 8). Этим, конечно, приготовлялась ему большая награда за заслуги; но дух его, хотя бы святой, возвышенный, при внимании к земному делу не мог иногда не отвлекаться от небесного созерцания. Наконец, когда видел, что он обогащается такими и столькими плодами, а с другой стороны сердцем ощущал благосозерцание, как бы на одной весовой чаше взвешивал успех стольких трудов, а на другой — услаждение божественным созерцанием, то после долгого испытания своего сердца, когда с одной стороны утешала его безмерная награда за труды, а с другой желание единения и неразлучного общения с Христом побуждало к разрешению от плоти, он в недоумении наконец восклицает: не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а остаться во плоти нужнее для вас (Флп 1, 22—24). глава 6 Насколько апостол желал спасения братьев Итак, чтобы можно было совершенно достигнуть этого высочайшего блага (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010