Я хотел бы в этом видео ответить на вопрос, для некоторых вполне практический, может ли православная христианка выходить замуж за неверующего либо за иноверца, либо за еретика, сектанта, ну и, в целом, неправославного; или же, соответственно, может ли православный жениться на женщине, которая не является православной. Если мы обратимся к святым канонам православной церкви, то мы увидим, что ответ на этот вопрос в них есть, и этот ответ отрицательный нет, нельзя, нет, не может. Хотя можно найти священников, которые скажут, что можно, но правила церкви говорят иначе. Чтобы не быть голословным, я покажу вам эти правила. Начнем с 14-го правила IV Bceлehckoro собора, хотя он говорит не о всех христианах, а о чтецах и певчих, и вот говорится, что определил Святой Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе жену иноверную, и дети их не сочетались «браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру». А 30-е правило Карфагенского собора предписывает, чтобы «дети состоящих в клире не совокуплялися браком с язычниками или с еретиками» . Но вот 31-е правило Лаодикийского собора говорит уже про всех христиан: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти» . Но и, наконец, 72-е правило VI-ro Вселенского Собора (или Трулльского), которое гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но  аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и  аще при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа ( 1 Кор. 7:14 ).»

http://azbyka.ru/semya/pochemu-zapreshhe...

Настоящее правило запретило благословлять вместе со Св. Дарами мед и молоко; впосл. Трулльский Собор 57-м прав. навсегда запретил приносить к алтарю мед и молоко (хотя уже 3-м Апостольским правилом запрещалось приносить их именно к алтарю, а не в церковь вообще). С самого начала жизни Церкви к принятию св. причастия верующие приходили до принятия пищи. К. С. 419 г., подтверждая это правило, вместе с тем делает исключение для одного дня - допускает причащение Св. Таин после принятия пищи в Великий четверг (правила 41(50), 47(58)). Еп. Никодим (Милаш) поясняет такое допущение тем, что, по-видимому, это связано с обычаем малоазийских Церквей, которые прерывали пост, когда совершалось воспоминание Вечери Господней: устраивалась вечеря, после нее причащались Св. Таин; этот обычай существовал до VII в., когда его запретил 26-м прав. Трулльский Собор ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 190). 18(26)-е прав. устанавливает, что не должно давать св. причастия умершим, ибо Христос сказал: «Приимите, ядите» (Мф 26. 26), но тела умерших ни принять, ни есть не могут; и «не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже». Брак и безбрачие Согласно 102(115)-му прав., нельзя расторгнуть законно заключенный брак: даже если один из супругов покидает другого, брак все равно остается в силе и никто из них не может вступить в новый брак. Собор издал правило, запрещающее детям клириков вступать в брак с язычниками и еретиками (прав. 21(30)). 72-е прав. Трулльского Собора воспретило православным вступать в брак с еретиками. Однако смешанные браки православная Церковь все же допускает для тех, кто был «еще в неверии», ибо, по словам ап. Павла, «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7. 14). Правом посвящать дев Богу Собор наделяет только епископа (прав. 6(6)), а препоручать их «честнейшим женам» (вдовам) может в отсутствие епископа и пресвитер (прав. 44(53)). Прав. 44(53) дает предписание, как должны жить посвященные Богу девы. Храм Ни одна церковь не может быть воздвигнута без разрешения епископа и полагания мощей св. мучеников в основание алтаря (прав. 83(94)). В храме читаются канонические книги Свящ. Писания (прав. 24(33)); совершаются только те молитвы, которые утверждены Собором, «как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения, или возложения рук» (прав. 103(116)); в дни памяти св. мучеников Собор разрешает читать их Мученичества, т. е. описание их страданий (прав. 46(56)).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Но в то же время и в суждениях о. Павла не можем не отметить той же неустойчивости и неточности в употреблении терминов брак, супружество, которые мы отметили в речи г. Кони, равно как не можем не указать и на не совсем уместную ссылку и того и другого на заповедь Апост. Павла, слово св. Златоуста и 72 правило Трулльского Собора. К нашим раскольникам слова этих авторитетов не применимы. А именно: и Апостол Павел, и св. Златоуст и Трулльский собор имеют в виду языческий – законный в гражданском смысле брак: но подобобрачные сожития раскольников до 1874 г. не были признаваемы законными браками, не признаются таковыми они и теперь, если не узаконены чрез запись в полицейскую метрическую книгу. Ни истовое поповщинское венчание, ни безсвященнословный обряд беспоповщинский не суть средства – сами по себе узаконяющие подобобрачные сожития раскольников ни с точки зрения гражданского, ни с точки зрения церковного закона. Принимая во внимание все доселе нами высказанное, мы почитаем себя вправе настаивать на следующих положениях, на коих можно построить ответ на вопрос: что такое раскольничий брак? 1) Раскольничий брак, засвидетельствованный в полицейской метрической книге есть законный брак в гражданском смысле и супруги в нем состоящие – муж и жена в точном смысле. При обращении их к православной церкви этот граждански признанный законным брак их должен, по нашему мнению, тем или иным способом получить освящение и со стороны церкви. Каким именно, – к решению этого вопроса могут быть приняты в соображение следующие обстоятельства: 2) В суждениях о всех священнодействиях раскола можно держаться двух точек зрения: или строгой точности права, канонические, или же снисхождения к увлеченным в раскол по их личным, благоприятствовавшим увлечению обстоятельствам. С точки зрения строгости канонической каждое раскольническое священнодействие есть ни что иное, как хищение и святотатство и никакой силы и значения не имеет. Ибо ясно Апостольское правило (31-е): «аще который пресвитер презрев собственного епископа отдельно собрания творити будет и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде «да будет извержен яко любоначальный: ибо есть похититель власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

De bapt.18. 168 Orat. 40,28. Об этом см. J.Jeremias, Hat die Urkirche die Kinder–geubt? 2 Auf., Gottingen, 1949, S.34–35. 169 См. этюд O.Cullmann, Le bapteme des enfants. Paris–Neuchatel,1948. 170 Fiunt non nascuntur christiani. — Тертуллиан, Apol., XVIII.4. 171 Ср. Деян.21,21: А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев [то есть христиан из иудеев]…учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих… 172 Это следует из того, что Павел говорил о детях, рожденных от смешанных браков, возникающих из обращения в христианство одной из брачной сторон, что они ваши [ta tekna ymon]. Следовательно, они были рождены после обращения одной из сторон в браке в христианство. 173 Этого мнения придерживается O.Cullmann и J.Jeremias в цитированных выше работах. 174 Митрополит Макарий, Православно–догматическое богословие. T.II, СПб, 1895, с.344–345. Здесь же имеются ссылки на Православное исповедание и на Пространный Христианский Катихизис. 175 По всей вероятности, вступление в Церковь имеет отношение не только к потомкам вступающего, но и, в какой–то степени, к его предкам подобно тому, как верующим мужем освящается жена неверующая, а неверующий муж освящается женою верующею. 176 14–ое правило Халкидонского собора по Книге правил. Ср. 72–е правило Трулльского собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым и незаконное жительство расторгати.» В России в синодальный период гражданский закон требовал крещения детей, не достигших 7–летнего возраста, одного пола с принявшим православие родителем. Этот закон относился только к родителям, ранее не бывшим христианами. В случае присоединения к православию из других вероисповеданий дети присоединялись к Православной Церкви только по согласию обеих сторон в браке. До 14–летнего возраста дети отдельно от родителей могли быть крещены или присоединены только с согласия родителей или опекунов, а после этого возраста их согласие не было обязательным. 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии. Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

http://bogoslov.ru/article/3480916

В пример неправильности перевода укажем на 72-е правило 6-го вселенского (трулльского) собора и толкование на него. Правило изложено так: «Не тверд с еретики брак; совокупльшииже ся прежде сего правила, аще хотят, да пребывают» (т. е. в браке). А в толковании сказано: «Аще неции, неверни суще, законным браком совокупишася, и потом муж убо неверный приступит к вере, жена же и еще лестию одержима есть, и аще волит верен муж жити с неверною женою, или верная жена с мужем неверным, да не разлучатся по божественному Апостолу». Изложение правила слишком кратко и не обнимает всего смысла соборного канона в полном его тексте; а толкование – прямо ошибочно. По смыслу этого толкования, продолжение смешанного брака, сделавшегося таковым уже после его заключения, вследствие обращения одного из супругов в христианство, поставляется в зависимость от воли христианской стороны. Между тем «божественный Апостол», на которого ссылается толкование и полный текст правила, утверждает прямо противоположное, именно говорит, что такой брак должен оставаться нерасторжимым, если нехристианский супруг желает продолжать свое сожитие с христианским ( 1Кор. 7: 12–14 ). Есть в печатной Кормчей не мало и других подобных недостатков 26 , которые, конечно, должны были озабочивать духовное правительство и наводить его на мысль об издании канонического кодекса восточной церкви в новом и полном славянском переводе. Этим делом в особенности озабочен был последний всероссийский патриарх Адриан. Лично знакомый с одним из образованнейших иерархов греческой церкви, иерусалимским патриархом Досифеем, он просил последнего прислать в Москву как рукописные, так и печатные книги канонического содержания для перевода их на русский язык, Досифей щедро высылал те и другие (между прочим, он прислал уже известные нам издания: Jus graeco-romanum Леунклавия и  Συνοδικν Бевериджа), и в 1693 г. наш патриарх уведомлял его, что книги эти переведены и «в печатное дело скоро даны будут». Перевод, о котором здесь упоминалось, сделан был, по распоряжению патриарха, справщиком (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Экуменические семьи платят высокую цену за наши разделения. Мы можем жить, не замечая этого, но они переживают раскол Церквей каждое воскресенье. Евхаристия, таинство высшего единства, в их глазах – пример разделения. Это оксюморон. Как нам это преодолеть? Практикуя икономию, пастырское сострадание и разрешая неправославному супругу приступать к Святому Причастию? Сегодня, в уникальном контексте православия в диаспоре, мы можем рассматривать проблему причастия, основываясь на том факте, что мы разрешаем экуменическим парам вступать в брак. Так было не всегда. Известно, что хотя ранняя Церковь не одобряла экзогамию по религиозному признаку, она толерантно относилась к браку христианина с язычником. Раннехристианская литература свидетельствует, что браки христиан с нехристианами были не так уж редки, хотя они и представляли собой проблему. Подобные браки были запрещены Церковь только после того, как христианство стало официальной религией Римской империи. Например, Лаодикийский собор 343 года в правилах 10 и 31 запрещает членам Церкви позволять браки своих детей с еретиками. Как мы видим, в те времена обращение в христианство было необходимым условием для вступления в брак. Самое строгое каноническое положение, регулирующее данный вопрос, –  72-е правило Пято-Шестого вселенского (Трулльского) собора (692). Этот канон не только запрещает смешанные браки, но и предусматривает прещения для тех, кто нарушает это правило. Сегодня экуменические браки между православными и неправославными разрешены со следующими прямыми и косвенными условиями: 1) венчание должен совершать православный священник, 2) дети такой пары должны быть крещены и воспитываться в православии, 3) в случае конфликта такая пара должна обращаться в православный церковный суд. Интересно будет отметить, что православные патриархаты Александрии и Антиохии, живущие в близком соседстве с коптами и сиро-яковитами, по чисто пастырским причинам подписали двусторонние соглашения со своими древневосточными Церквами-сестрами по поводу экуменических браков. В настоящее время мы в США работаем над подобным соглашением между Ассамблеей канонических православных епископов и Постоянной конференцией древневосточных Церквей. Перед всеми деноминациями стоят очень похожие вызовы.

http://bogoslov.ru/event/6167793

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14). На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.   В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

Д) Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака; Е) Важное условие для признания действительности брака — единство религии: «В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение: а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается ( 72-е правило Трулльского Собора ). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии» 30 . Так же христиане вступают в брак и через церковное благословение, и через принятую в государстве регистрацию брака. Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре. Может ли священник отказать в соборовании? Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14-15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

Синод Грузинской Церкви предложил поправки к трем проектам документов Всеправославного Собора Тбилиси, Грузия, 10 июня 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви 25 мая 2016 г. в Патриархии Грузии состоялось очередное заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Святейшего и Блаженнейшего Ильи II. Католикос-Патриарх обратил особое внимание на важность готовящегося к проведению Святого и Великого Православного Собора 16 июня сего года и поблагодарил всех духовных лиц и мирян, принявших участие в Всеправославных предсоборных подготовительных совещаниях. Представитель Грузинской Православной Церкви в секретариате Святого и Великого Собора митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава) сделал краткий обзор документов Всеправославного Собора. О документах – «Таинство Брака и препятствия к нему» и «Миссия Православной Церкви в современном мире» – высказался митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе). Священный Синод постановил, что в тексте документа «Таинство Брака и препятствия к нему» следует изменить два пункта: 1) 10-й пункт 1 части документа «Таинство Брака и препятствия к нему» гласит: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного покаяния и любви, благословенной Церковью». Он должен быть изменен следующим образом: «Церковь не приемлет сексуальный союз между лицами одного пола, а также любую иную форму сожительства, отличимую от христианского брака, и осуждает этот грех. Церковь печалится о вечной участи бессмертных душ людей, живущих в этом грехе и направляет все свое пастырское усилие на то, чтобы они осознали всю крайность тяжести этого греха и удалились от него путем истинного покаяния». 2) Во второй части 5-го пункта, в подпункте «А» документа «Таинство Брака и препятствия к нему» сказано: «Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/94148.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010