[xiv] Параграф 2.1 «Относительно препятствий к браку из-за наличия кровного родства, родства по свойству, по усыновлению и духовного родства имеют силу предписания канонов (53 и 54 правила Трулльского Собора) и согласная с ними церковная практика, которая в веках была сохранена посвященными теме брака священными канонами, соборными постановлениями достопамятных патриархов и толкованиями авторитетных канонистов, и принимается во внимание согласная с ними современная практика автокефальных Церквей». [xv] Параграф 2.2 «Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а также третий брак составляют абсолютное препятствие к заключению брака, согласно православному каноническому преданию, категорически осуждающему таковой и четвертый брак». [xvi] Параграф 2.5а. «Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Однако отдельные случаи рассматриваются, согласно с определенным священными канонами и при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви». III. К ДОКУМЕНТУ «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» [xvii] Параграф А2: «На этой основе необходимо во всех направлениях провозгласить, что защита человеческого достоинства и сохранение мира не обеспечивается без этого освящения, то есть без обоживающего человека подвига в православной вере и Церкви и без единения с Богом во Христе Иисусе, благодаря которым миротворческие усилия приобретают богоугодное направление. Православная Церковь существует в этом мире как вечное свидетельство дальним и ближним об этой в ней одной хранимой надежде. Параграф А3: «Условием сотрудничества православных представителей с другими международными, межхристианскими и межрелигиозными лицами и организациями является твердая позиция Православной Церкви, согласно которой преодоление фанатизма, укрепление дружбы между народами и торжество свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, независимо от расы и религии, не должно предполагать или влечь за собой синкретизм, то есть усвоение или принятие методов, не совместимых с догматическими или каноническими началами Православной Церкви.

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

Эти слова писались автором в самые первые времена существования христианства, когда число последователей этой религии было немногочисленным и состояло преимущественно из обращенных язычников. Конечно, апостол говорит о тех случаях, когда один из супругов обращался в христианство, а второй при этом оставался язычником. Если бы Церковь в таких случаях безусловно настаивала на расторжении супружеского союза, ее могли бы обвинить в негативном отношении к бракам и в их разрушении. Да и нехорошо было бы настаивать на расторжении супружеских союзов, особенно когда люди уже долгое время прожили вместе или имеют детей. На основании рассмотренных слов апостола Павла Древняя Церковь терпимо относилась к бракам верующих с нехристианами. Однако все же автор этих строк не имел в виду случаи, когда сознательные христиане вступают в брак с представителями иных религий. В те времена крещение было очень серьезным жизненным поступком, поэтому такие случаи вряд ли могли быть многочисленными, из-за строгой и высоконравственной жизни верующих того исторического периода. Среди канонов есть несколько правил, регулирующих вопрос совершения смешанных браков: 10-е и 31-е правила Лаодикийского Собора, 30-е правило Карфагенского Собора, 14-е правило Халкидонского Собора (Четвертого Вселенского), 72-е правило Трулльского Собора . Каноны Лаодикийского Собора говорят следующее: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10-е правило), «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти». Из анализа этих правил, между которыми есть определенная взаимосвязь, следует сделать следующий вывод: этот Собор допускал возможность смешанного брака только при условии обращения еретической стороны в истинную веру (31-е правило). Карфагенский собор в 30-м правиле постановил следующее: «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялися браком с язычниками или с еретиками». Здесь опять содержится запрет на совершение браков с еретиками, однако он распространяется только на детей клириков, про простых мирян ничего не говорится, из чего можно сделать вывод, что в некоторых случаях такие браки допускались. Кроме того, здесь говорится не только про еретиков, но и про язычников.

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

– «Волхвующие, и последующие языческим обычаем, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебства, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета мо-литв без приобщения Святых Тайн» (24 Правило Поместного Собора Анкирского); – «Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обоятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища (талисманы), которая суть узы душ их носящих же, оныя повелели мы извергати из церкви» (36 Правило Поместного Собора Лаодекийского); – «Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обоятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с велиаром?» (61 правило Пято-шестого (Трулльского) Вселенского собора); – «Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени сколько убийца» (72 правило свт. Василия Великого ); – «Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да примутся» (83 правило того же святого отца). Посему можно смело утверждать, что гарантия у оккультистов не от Бога, от лукавого, либо от собственного измышления. А если внимательно вглядеться в газетные объявления, в которых оккультисты сулят не только гарантированное избавление от всех болезней и решение многих проблем, то можно обрести там и привороты с отворотами, устранение соперниц, а также мгновенное решение финансовых проблем. Несчастные клиенты оккультистов, наверное, Священного Писания ни разу в жизни не читали. Сказал Господь – не прелюбодействуй! А тут – 100% сексуальная привязка любовника и устранение его жены. Разве это от Бога? Никак нет! А оккультисты наперебой твердят – у нас дар от Бога. Обманывают. И в этом нет ничего странного, руководит ими дьявол – отец лжи.

http://sueverie.net/anatolij-kashpirovsk...

Тоже и священник, чьим небрежением это случится, подлежит наказанию 72-м правилом Карфагенского Собора предписывается крестить ребенка всегда, когда есть сомнение в том, что он крещен. О педобаптизме мы говорили в толкованиях 14-го правила I Всел. Собора и 53-го правила Трулльского Собора. Примечания 7. См. мое " Прав. црквено право " (2 серб. изд.) 5 стр. 588; и мое " Црквено казнено право " , стр.565. Правило 38. Монахиня, узнавшая, при посредстве других лиц, о совершенном прелюбодеянии или о растлении дитяти, но не объявившая об этом настоятельнице, подвергается одинаковой епитимии, как если бы сама совершила это, согласно 71 правилу Василия Великаго. (Василия Вел. 71). Из текста настоящего правила ясно не видно, кто является субъектом прелюбодеяния и деторастления, о чем говорится в настоящем правиле. Если принять во внимание, что узнавшая об этом монахиня должна донести о случившемся игумении, тогда субъектом преступления является какая-либо другая монахиня, и в таком случае прелюбодеяние нельзя понимать в буквальном смысле слова, ибо таковое преступление могло бы совершить лишь лицо, связанное узами брака, что к монахине не может относиться; если же предположить, что монахиня совершила с кем-либо лишь блуд, в таком случае прелюбодеяние может мыслиться лишь в фигуральном смысле, т.е. что она изменила своему жениху Иисусу Христу, которому посвятила свое девство. Этим разъясняется смысл правила, ибо, имея в виду, кто и кому должен донести о совершившемся преступлении, трудно предположить, чтобы субъектом преступления было лицо не монашеского, а мирского состояния. Вина монахини, знавшей о преступлении, в том, что она прикрывала преступление, а это уже относится к наказуемому участию в преступлении, и, как знаем, укрыватели (ο υοοε) преступлений подлежат такому же наказанию, как и сами преступники (υουο). С этой точки зрения может быть оправдана, в некотором отношении, ссылка Иоанна Постника на 71-е правило Василия Великого, хотя означенное правило св. Василия не говорит специально об укрывателях, но о соучастии () в преступлении, а о непосредственном участии настоящее (38) правило Иоанна Постника не говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

«7. Только в свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви должны участвовать в межхристианских диалогах, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12)». [vii] «9-15. Вопросы, касающиеся методологии межхристианских связей, будут заново рассмотрены после принятия решений Святого и Великого Собора». [viii] «16-19. Имевшиеся до сих пор связи Православных Церквей с ВСЦ прекращаются, поскольку экклезиологические рамки межхристианского сотрудничества в нём не ставят целью единство христиан в православной вере и Церкви, но сосуществование, взаимную терпимость и сотрудничество христианских церквей и исповеданий». [ix] «20. Принятие приходящих в лоно Православной Церкви из других христианских церквей и исповеданий всегда исходит из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-ro и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)». [x] «21. Православная Церковь с особым интересом следит за богословским творчеством межхристианских богословских органов-комиссий, но наблюдает осторожность относительно их важнейших богословских выводов». [xi] «23. Православная Церковь развивает межхристианский богословский диалог с любовью Христовой в истине, то есть приглашает вне её находящихся в единство православной веры и подлинного опыта богообщения, показывая современному миру идеальный пример нового во Христе человека». [xii] «Мы молимся, чтобы Господь исполнил нашу надежду о возвращении всех в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, нашу Православную Церковь, да «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16)».   II. К ДОКУМЕНТУ «ТАИНСТВО БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К НЕМУ» [xiii] Параграф 1.4 «…Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословленной Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией. Сохранению этой перспективы брака во Христе способствовало и богатое каноническое предание о браке (10 и 31 правило Лаодикийского Собора, 7 правило Неокесарийского Собора, 14 правило IV Вселенского Собора, 4 правило Василия Великого и особенно 72 правило Трулльского Собора, а также истолковывающие их комментарии авторитетных канонистов)».

http://bogoslov.ru/article/4918713

[xiv] Параграф 2.1 «Относительно препятствий к браку из-за наличия кровного родства, родства по свойству, по усыновлению и духовного родства имеют силу предписания канонов (53 и 54 правила Трулльского Собора) и согласная с ними церковная практика, которая в веках была сохранена посвященными теме брака священными канонами, соборными постановлениями достопамятных патриархов и толкованиями авторитетных канонистов, и принимается во внимание согласная с ними современная практика Автокефальных Церквей». [xv] Параграф 2.2 «Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а также третий брак составляют абсолютное препятствие к заключению брака, согласно православному каноническому преданию, категорически осуждающему таковой и четвертый брак». [xvi] Параграф 2.5а. «Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Однако отдельные случаи рассматриваются, согласно с определенными священными канонами и при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви».     III.  К ДОКУМЕНТУ «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» [xvii] Параграф А 2 : «На этой основе необходимо во всех направлениях провозгласить, что защита человеческого достоинства и сохранение мира не обеспечивается без этого освящения, то есть без обоживающего человека подвига в православной вере и Церкви и без единения с Богом во Христе Иисусе, благодаря которым миротворческие усилия приобретают богоугодное направление. Православная Церковь существует в этом мире как вечное свидетельство дальним и ближним об этой в ней одной хранимой надежде. Параграф А 3 : «Условием сотрудничества православных представителей с другими международными, межхристианскими и межрелигиозными лицами и организациями является твердая позиция Православной Церкви, согласно которой преодоление фанатизма, укрепление дружбы между народами и торжество свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, независимо от расы и религии, не должно предполагать или влечь за собой синкретизм, то есть усвоение или принятие методов, несовместимых с догматическими или каноническими началами Православной Церкви».

http://bogoslov.ru/article/4918713

       «7. Только в свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церквидолжны участвовать в межхристианских диалогах, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12)». [vi]    «8. … понимает, какие препятствия лежат на пути к пониманию предания Церкви». [vii]    «9-15. Вопросы, касающееся методологии межхристианских связей, будут заново рассмотрены после принятия решений Святого и Великого Собора». [viii] «16-19. Имевшиеся до сих пор связи Православных Церквей с ВСЦ прекращаются, поскольку экклезиологические рамки межхристианского сотрудничества в нём не ставят целью единство христиан в православной вере и Церкви, но сосуществование, взаимную терпимость и сотрудничество христианских церквей и исповеданий». [ix]    «20. Принятие приходящих в лоно Православной Церкви из других христианских церквей и исповеданий всегда исходит из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-ro и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)». [x]      «21. Православная Церковь с особым интересом следит за богословским творчеством межхристианских богословских органов-комиссий, но наблюдает осторожность относительно их важнейших богословских выводов». [xi]    «23. Православная Церковь развивает межхристианский богословский диалог с любовью Христовой в истине, то есть приглашает вне её находящихся в единство православной веры и подлинного опыта богообщения, показывая современному миру идеальный пример нового во Христе человека». [xii]      «Мы молимся, чтобы Господь исполнил нашу надежду о возвращении всех в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, нашу Православную Церковь, да «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16)». II.        К ДОКУМЕНТУ «ТАИНСТВО БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К НЕМУ» [xiii] Параграф 1.4 «… Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословленной Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией. Сохранению этой перспективы брака во Христе способствовало и богатое каноническое предание о браке (10 и 31 правило Лаодикийского Собора, 7 правило Неокесарийского Собора, 14 правило IV Вселенского Собора, 4 правило Василия Великого и особенно 72 правило Трулльского Собора, а также истолковывающие их комментарии авторитетных канонистов)».

http://pravoslavie.ru/94123.html

(Трул. 61; анкир. 24; Василия Вел. 7, 65, 72, 81, 88; Григория нисск. 8). Нам известно постановление 61 правила трулльского собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило говорит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежат к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждает это самым категорическим образом под угрозой отлучения от церкви. Никита, канонист начала XII века, на вопрос об этом предмете, ссылается на 24 анкирское правило и на данное (36) лаодикийское, причем занятие гаданиями называет языческим делом ( ε υεε), недостойным христианского мира, а еще менее православной церкви (οε οοου ε) Это правило осуждает, кроме того, особо делание " предохранилищ " (υ), называя эти предохранилища или талисманы оковами души (ε υ, animarum vincula) и предписывая каждого, носящего их, исключить из церкви. В Св. Писании упоминается об этих предохранилищах, употреблявшихся иудеями во время молитвы (Мф.23:5), а именно они имели две повязки, причем на каждой из них было написано имя Божие и 4 стиха из Св. Писания. Одной из них они повязывали голову, а другой - левую руку, веруя, что каждый, носящий их, тем самым отклоняет от себя зло и получает все доброе. Само собою понятно, что последнее является явным суеверием, противным учению о том, что в своей жизни человек должен всего себя предать Божьему Промыслу и, творя добрые дела, ожидать благ только от Промыслителя. Как таковой, обычай носить предохранилища, имел значение гадания, и естественно поэтому, что он обозначен на ряду с гаданьями по числам, звездем и т. п. От иудеев обычай носить предохранилища перешел и к некоторым христианам, которые носили их всегда на шее или во время болезни перевязывали ими больное место на теле. При том значении, которое имели в то время (в IV веке) предохранилища, вполне понятна та суровость наказания, которая налагается правилом на всех, делающих или носящих их Примечания: 52. Аф. Синт., V,384. 53. См. Suicerus, Thesaurus, II,1465, и Du Cange, Glossar, II,1709, а также Kraus, Real-Encykl. I,49-51, под словом Amulete. Правило 37. Не должно принимали праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

— «Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обоятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища (талисманы), которая суть узы душ их носящих же, оныя повелели мы извергати из церкви» (36 Правило Поместного Собора Лаодекийского); — «Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с велиаром?» (61 правило Пято-шестого (Трулльского) Вселенского собора); — «Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени сколько убийца» (72 правило свт. Василия Великого ); — «Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да примутся» (83 правило того же святого отца). Думаю, что перечисленных цитат вполне достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы об отношении Церкви к оккультизму в любом его проявлении. Околоцерковные суеверия «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» ( 1Фес.19:22) В случае с оккультным происхождением суеверий и иных «дивных учений» можно с уверенностью сказать, что попытки привнести их в церковную среду осуществляются непосредственно оккультистами и людьми, посещающими их.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Со своей стороны, и христианская Церковь осуждала и не считала истинными браки, заключённые православными не только с неверными 75 , но даже и с неправославными, делая, однако при этом различие между браками православных с еретиками и раскольниками. В церковных правилах мы находим следующие постановления относительно смешанных браков: 10-е правило Лаодикийского собора гласит: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками». В 31-м правиле того же собора читаем: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавали таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются Христианами быти». 30-е (по Книге правил) правило Карфагенского собора постановляет: «За благо рассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками». 14-е правило Халкидонского собора даёт более подробное постановление: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брати себе жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившее их у еретиков, приводили их к общению с Кафолической Церковью: а не крестившее не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или Иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетавающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого Собора: тот да подлежит епитимии по правилам». Наконец, 72-е правило Трулльского собора определяет: «Недостоит мужу православному с женой еретической браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи ещё в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался в узах заблуждения, не желая воззрити на Божественные лучи, и аще при том неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже» ( 1Кор.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010