В Православной Церкви, однако, отвергается католическая практика признавать на основании учения об " ex opera operatum " действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое самокрещение. Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула. Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребенок умирает вне Церкви (ст. 68 " Номоканона при Большом Требнике " ). Согласно 84 правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: " Последуя каноническим постановлениям Отец (83, 72 Карф.), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякаго недоумения крестити их; да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею " . Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: " Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен " . С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему его благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48 правило Лаодикийского Собора, " подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками Царствия Божия " . 59 канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: " Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   В Православной Церкви, однако, отвергается католическая практика признавать на основании учения об «ex opera operatum» действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое самокрещение.    Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула.    Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребенок умирает вне Церкви (ст. 68 «Номоканона при Большом Требнике»).    Согласно 84 правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям Отец (83, 72 Карф.), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякаго недоумения крестити их; да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».    Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: «Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен».    С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему его благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48 правило Лаодикийского Собора, «подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками Царствия Божия».    59 канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Примечания: 45. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,359.  Правило 20(29). Аще пресвитеры, или диаконы обвиняемы будут: то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые вопросят, то есть, при обвинении на пресвитера шести, а для диакона трех, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и изследования, и лиц обвиняющего и обвеняемаго. Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит. (Ап. 14; IV всел. 9; антиох. 4; карф. 12, 15). Как 19 правило содержит постановление относительно обвиняемых епископов, так и настоящее (20) правило содержит подобное же постановление относительно пресвитеров, диаконов и прочих клириков. Чтобы понять постановление этого правила о том, что пресвитера судят 6 епископов, а диакона-3, нужно обратиться к тому, что сказано об этом в толкованиях 12 и 14 правил этого собора. Примечания: 46. Правило 8 иппон. собора 393 г.  Правило 21(30). Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками (IV всел. 4; трул. 72; лаод. 10, 31). Нам уже известно постановление 72 правила трулльского собора, воспрещающее вообще брак православных с еретиками. Если такой брак был заключен раньше, то его надлежало расторгнуть, и он считался недействительным. Основанием такого постановления данное правило указывает то, что разрешение подобного брака было бы равносущно желанию соединить овцу с волком и удел грешника с делом Христовым. Итак, если такой брак воспрещен вообще всякому мирянину, исповедующему православную веру, то тем более он должен быть воспрещен детям духовенства. В этом и состоит постановление этого правила карфагенского (иначе иппонского) собора. Примечания: 47. Прав. 12 иппон. собора 393 г.  Правило 22(31). Епископы и состоящие в клире да не усвоивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники: ничего из своих вещай, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

На мой взгляд, Вам стоит решать этот вопрос путем договоренностей с супругой. Хоть я и не священник, но выскажусь. Как православный, Вы уже совершили ошибку, женившись на иноверке. Ведь это канонически запрещено Церковью. Теперь, даже если Вы разведетесь, ребенок все равно останется с матерью. А давить и скандалить тем более бесполезно, и более того - вредно для психики ребенка, который растет у вас в семье. Вам остается надеяться на Бога. А ведь это наша главная надежда. Молитесь, чтобы все разрешилось таким образом, чтобы Ваша дочь стала христианкой. Бог всесилен, и Он слышит наши молитвы. Сами ведите упорядоченный христианский образ жизни и на своем примере показывайте дочери, что христиане умнее, добрее, честнее, мужественнее, энергичнее и вообще лучше иноверцев. Не говорите об этом, а именно демонстрируйте на деле. Тогда она сама захочет креститься, когда вырастет, и никто ей уже не помешает. Теперь это Ваш долг перед Богом - стать образцовым христианином. С уважением, «Вы уже совершили ошибку, женившись на иноверке» Вы ошибаетесь. Я давно разговаривал со священником на эту тему и он сказал, что в начале веков, при развитии христианства, очень часто один супруг был христианином а другой язычником. И никакой ошибки здесь нет Иван, Вам же привели ниже 72-е Правило одного из Вселенских соборов! Христианину следует основывать свои действия на Церковном законодательстве, а не на мнениях. Вы же живёте не тот период, когда ещё не было этого Правила. Поэтому факты ранней церковной истории Вас не оправдывают. Сергей, если Вы вступили в брак с мусульманкой, уже будучи православным христианином не только по факту крещения, но и по убеждениям, то Ваш союз не является законным перед Богом (см. 72 правило Трулльского собора ). Если же Вы сначала женились, а потом пришли к вере, то здесь действует библейский принцип: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор. 7:12,14-16 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-byt-esli-zhe...

Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками (IV всел. 4; трул. 72; лаод. 10, 31). Нам уже известно постановление 72 правила трулльского собора, воспрещающее вообще брак православных с еретиками. Если такой брак был заключен раньше, то его надлежало расторгнуть, и он считался недействительным. Основанием такого постановления данное правило указывает то, что разрешение подобного брака было бы равносущно желанию соединить овцу с волком и удел грешника с делом Христовым. Итак, если такой брак воспрещен вообще всякому мирянину, исповедующему православную веру, то тем более он должен быть воспрещен детям духовенства. В этом и состоит постановление этого правила карфагенского (иначе иппонского) собора. Примечания: 47. Прав. 12 иппон. собора 393 г. Правило 22(31). Епископы и состоящие в клире да не усвоивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники: ничего из своих вещай, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире (Ап. 38, 40; IV всел. 22; трул. 35; антиох. 24; карф. 81). Данное правило воспрещает всем членам клира, без различия их иерархических степеней, уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или каким бы то ни было иным способом, хотя бы они были и их родственники. Своим частным имуществом, приобретенным независимо от церконной службы, через наследство, по дарственной, или другим каким-либо частным образом, члены клира могут располагать свободно, по своему усмотрению, но всегда и исключительно могут отдавать его только лицам, будь на то физические или юридические причины, исповедующим православную веру. Такая норма установлена 40 Апостольским правилом и 24 правилом антиохийского собора. Неразрешение членам клира уступать свое частное имущество неправославным христианам, хотя бы последние были их родственниками, предписанное данным карфагенским (иппонским) правилом, предписывалось также и греко-римским законодательством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Точно также правило подвергает его отлучению в том случае, если он возьмет жену, не свободную от брака, но только отпущенную ее мужем; а отпущенницей, по словам Вальсамона в толкованнии этого правила, называется жена, разведенная со своим мужем, но не по закону. Так как христианство провозгласило, что брачная связь нерасторжима ( Мф. 19,6 ). Расторгнуть эту связь двоих, законно повенчанных, может или только смерть, или причина, превосходящая, если можно так выразиться, церковную идею о нерасторжимости брака, разрушающая его нравственную и религиозную основу и являющаяся также смертью, только в другом роде. Следовательно, только смерть физическая, нравственная или религиозная может расторгнуть брачную связь, но ничто другое ( Мф. 5, 32; 19,3, 9 ; Рим.7, 2 ; 1Кор.7, 15,39 ). В IV веке и позднее законом было определено, вследствие каких особенных причин может быть расторгнут законно заключенный брак и каков должен быть при этом судебный процесс, о чем, между прочим, идет речь в толковании 87 и 93 правил Трулльского собора. Правило 49 Аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен. (Ап.46, 47, 50, 68; II всел.7; трул.78, 84, 95, 96; неокес.12; лаод.47, 48; карф. 45, 48, 72, 110; Василия Вел. I, 91). Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелел им крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ). Так крестили Апостолы и так должны были крестить все, желавшие, чтобы крещение было правильным и соответствовало евангельскому ученью. Каждое крещение, совершенное без этих слов или с произнесением каких-либо других слов, не было православным и действительным. Правило упоминает епископов и пресвитеров как совершителей Таинства Крещения, что отвечает данной Христом заповеди ( Мф. 28, 19 ; Мк.16, 16 ). В Апостольских постановлениях (111,11) сказано подобно этой заповеди: «Мы не даем власти крестить другим клирикам, как чтецам, певцам и привратникам, но только епископам и пресвитерам с помощью диакона».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вальсамон . Некоторая жена, овдовев, желала вступить в брак с другим мужем, но не получала дозволения; а вступив (без дозволения), подверглась епитимии. Святый был спрошен об этом и отвечал, что вдова имеет власть сочетаться с другим мужем, если она полновластна; но это должно иметь силу только по отношению к второбрачию, ибо 3-го брака святый не дозволяет. Таким образом, овдовевшая жена правильно может вступить во 2-й брак, и, если вступит во 2-й брак, не должна быть подвергаема епитимии, если только она не подвластна; ибо если она подвластна, то  поскольку тот, кто имеет ее под своею властию, может расторгнуть брак, должна быть подвергнута епитимии и она, как учинившая блуд. Впрочем и жены, вступающие во 2-й брак, подлежат епитимии второбрачных, как мы много раз сказали. А слыша, что святый говорит, что вдова имеет право выходить замуж за кого хочет, не скажи, что она может совокупляться с нечестивым или с кем либо другим, недостойным ея рода, но скажи, что она обязана выходить за 2-го мужа согласно с правилами и законами. Ибо 1-я глава 4-го титула 28-й книги ( Василик ) говорит: « брак есть союз мужа и жены и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого (права) ». Равным образом 31-е правило Лаодикийского собора и  72-е правило Трулльского собора запрещают православным сочетаться с еретиками. И 2-е положение 7-й главы 5-го титула 28-й книги ( Василик ) говорит: « недействителен брак дочери, или внучки сановного лица с отпущенником, или актером, или сыном актера, или актрисы ». А наш державный и святый император расторгнул сожительство разных благородных жен, сочетавшихся с неблагородными мужьями, и тех, которые сочетались с ними, наказал строго; подобным образом он поступил и с царским грамматиком господином Феодором Мессаритом, взявшим в жену, без ведома царя, дочь достопочтенного Вриенния. А прибавка к правилу, гласящая: точию о Господе сделана ввиду неверных, ибо о Господе вступает в брак только та, которая сочетавается с православным, а не с еретиком.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Представляется целесообразным, особенно в связи с участившимися браками с мусульманами и проблемами, возникающими потом в таких семьях, напомнить православным христианам один очень важный момент и внести это, по возможности, в текст документа: «Однако православным христианам, только еще желающим вступить в брак, следует помнить, что, по церковным канонам (31-е правило Лаодикийского собора, 72-е правило Трулльского собора и др.), православным предписывается вступать в брак с людьми православной веры, и вступление в брак с инославными и иноверными возможно только по принятии ими Православия». В пункте 4 совершенно справедливо говорится о «недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в “невенчанном браке” и отождествления такого брака с блудом», однако очень хорошо было бы внести дополнение, которое касается лиц, живущих в незаконном, незарегистрированном сожительстве, которые при этом считают свой союз браком. В документе «О подготовке к Святому Причащению» прямо сказано, что «в отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием к Причащению, такой союз (т.е. невенчанный брак) в глазах Церкви представляет собой законный брак». Этот же пункт можно внести и в документ «Упорядочение практики совершения браков». Например, после того, как было сказано, что живущих в невенчанном браке нельзя лишать причастия, дополнить: «Однако проживание в незарегистрированном блудном сожительстве является каноническим препятствием к Причащению». Почему внесение такого дополнения является весьма важным? За последние 20 лет мода на блудное сожительство, или, как его часто лукаво называют поборники подобных свободных отношений, «пробный», «гражданский брак» , приобрела характер настоящей эпидемии. По моему мнению, ничто так не разрушает институт семьи и брака, как вольность в половых отношениях до брака и увлечение такой формой связи, как незарегистрированное сожительство. И я это могу доказать. В начале 1980-х годов в нашей стране на 100 браков приходилось 8–10 разводов. В современной России на каждые 100 регистрируемых браков – 70 разводов. 70% молодых людей брачного возраста являются холостыми, не спешат создавать семьи. Более 30% детей рождаются вне брака. Почему? Подавляющее большинство людей, даже из тех 30%, которые захотели создать семью, имели печальный опыт блудных связей и сожительств. Другие нашли для себя альтернативу браку в сожительстве и не хотят создавать семью.

http://pravoslavie.ru/65204.html

Далее, патриарх Григорий прилагал весьма много забот об упорядочении брачных отношений и семейной жизни. В январе 1836 года он утвердил постановления относительно брачного приданого, сделанные населением Митилины с целью возвысить брак в представлении молодежи, не причинять материального разорения родителям невест, уравнять детей в наследственным, правах и предотвратить споры и суды на почве имущественных интересов родителей, детей и родственников, вступающих в брак 39 . В октябре 1838 г. патриарх резко осудил добрачное сожительство женихов и невест, часто практиковавшееся в константинопольской архиепископии. Патриарх предписал родителям тщательно наблюдать, чтобы их дети вели себя до брака целомудренно, грозил молодым людям церковным наказанием за порочную жизнь, а девицам указывал на то, что позорно ценою чести приобретать мужа. Сватовство должно тянуться шесть месяцев и, в крайнем случае, не более года; в течение этого времени брачующиеся должны видеться в присутствии родителей и жених не должен ночевать в доме невесты. О всяком сватовстве доводится до сведения приходского духовенства и мухтаров, которые и следят за нравственностью молодежи. После двух замечаний, они сообщают о виновных церковной власти. Священники и мухтары наблюдают и за тем, чтобы не было браков иностранцев с христианками турецкого подданства 40 . Подобная грамота была отправлена в октябре 1838 г. и в Смирну 41 . В виду нередкого нарушения церковно-правовых постановлений о браке, Григорий 31 декабря 1835 года издал послание о необходимых условиях законного и канонического брака. Для этого требуются: одинаковое вероисповедание жениха и невесты (72 правило трулльского собора и 31 лаодикийского), совершение священником чина венчания и разрешение архиерея (39 апостольское правило) 42 . О степенях родства в отношении к браку Григорий издал (10 февраля 1839 г.) обширный синодальный том, подписанный и патриархами: Константием I, Константием II и Афанасием иерусалимским. Крайними пределами беспрепятственного совершения законных браков в этом томе признаны: восьмая степень кровного родства, шестая – свойства (от двух родов), четвертая степень трехродного свойства и восьмая – духовного родства 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

г) Священнослужительский и монашеский сан. Еще известные нам Апостольские Постановления запрещали клирикам высших степеней (начиная с диакона) вступать в брак после рукоположения, если они приняли рукоположение холостыми (Ап. Пост. кн. 6, гл. 17). 26-е Апостольское правило дозволяет брак только клирикам низших степеней – чтецам и певцам. Пресвитер, вступивший в брак в этом сане, по 1-му правилу неокесарийского собора, извергается из своего сана. На основании этих канонических запрещений, император Юстиниан признал браки пресвитеров, диаконов и даже иподиаконов недействительными, а детей от них родившихся – незаконными. Закон Юстиниана получил каноническую силу, как через принятие его в Номоканон Фотия (tit. 9, с. 39), так и через формальное подтверждение в 3-м правиле трулльского собора. Таким образом, священнослужительский сан навсегда признан абсолютным препятствием к браку. В этом смысле, на основании Кормчей, и наш гражданский закон говорит: «законными и действительными не признаются брачные сопряжения посвященных уже в иерейский или диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане» (ст. 37 п. 6, ср. ст. 2). Четвертое условие действительности брака – единство религии будущих супругов. Уже в римском праве брак определяется, между прочим, как juris divini communicatio между супругами, и это определение принято в церковный (Фотиев) Номоканон, как наилучшим образом указывающее природу брачного союза; таким образом, требование единства религии супругов, по воззрению церкви, относится к самому существу последнего. На этом основании древние церковные правила, если и дозволяли брак православных с не православными, то всегда под тем условием, чтобы не православное лицо при заключении брака дало обязательство перейти в православие (халк. 14, трул. 72, лаод. 10 и 31, карф. 30). Вообще церковные каноны запрещают брак православных с еретиками, т. е. с христианами же, но отделившимися от церковного единства. Что же касается браков христиан с не христианами, то они всегда безусловно запрещались и церковными правилами и законами византийских императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010