М. Д. Муретов. Фотография. Кон. XIX в. М. окончил Скопинское ДУ (1866), Рязанскую ДС (1873) и как лучший студент 1-го разряда был направлен за казенный счет в МДА, где выбрал богословское отд-ние. В академии М. большее внимание уделял изучению философии, влияние на него оказали преподаватель метафизики В. Д. Кудрявцев-Платонов и преподаватель истории философии В. Н. Потапов ( Муретов. Из воспоминаний. 1915. С. 714-717, 729-730, 736-739). Особенный интерес у М. вызывали лекции проф. Свящ. Писания архим. Михаила (Лузина) по истории экзегезы, помогавшие студентам ознакомиться с основными идеями зап. критической библеистики. Апологетический подход архим. Михаила, содержащий правосл. оценку этих идей, оказал влияние на формирование взглядов М. В дальнейшем он отмечал «деятельную благожелательность... и необычайно деликатное отношение… к самостоятельности в работах...» архим. Михаила (Там же. С. 751-755). Выбирая тему для кандидатской работы, М. вначале попробовал себя в изучении нем. философии, но осознал свою «полную неспособность к спекулятивному мышлению» (Там же. С. 744), что в результате укрепило его желание заниматься изучением Свящ. Писания. В конце 3-го курса М. представил кандидатское сочинение на тему, связанную как с философией, так и с библеистикой: «Учение о Логосе Филона Александрийского» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 311. Ед. хр. 4). В работе было представлено сравнение учения о Логосе Филона Александрийского с учением св. ап. Иоанна Богослова о Слове Божием, определившее перспективы дальнейших исследований автора. С большим усердием М. изучал греч. язык и сохранил на всю жизнь чувство благодарности к своему учителю С. К. Смирнову, буд. протоиерею и ректору МДА ( Муретов. Из воспоминаний. 1915. С. 751). Особое влияние на формирование М. как богослова оказал ректор МДА прот. Александр Горский (Там же. С. 720-721, 723-726). В речи на 40-й день после кончины прот. Александра (19 нояб. 1875) М. отмечал его «глубокое убеждение в истине Христа», а также ревность по неусыпному охранению чистоты и неприкосновенности Православия «от вторжения в Церковь Русскую неправославных мыслей» ( Муретов. Слово в день годичного поминовения. 1875. С. 50-51). В 1877 г. М. окончил МДА 1-м по разрядному списку на богословском отд-нии, 28 июня того же года был утвержден в ученой степени канд. богословия с правом защищать магистерскую диссертацию без новых испытаний. В 10-х гг. XX в. М. составил и опубликовал воспоминания о периоде своего обучения в МДА, служащие ценным источником сведений по истории академии 70-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/Муретов.html

Отрывки и заметки 716 (О свободе и необходимости. По поводу Спинозы, Канта и других философов) 717 Декарт ошибается – у него substantia не клеится со знанием. Частное с общим не мирится. Мальбранш такожде, но он много понял правды. Частное видит и познает только в общем. Человек истину знает в Боге. Жаль, не знаю Якова Боме 718 ; впрочем, у мистиков сравнение всегда идет за довод; душа покойна, а это хуже, чем неудовольствие, оставляемое материализмом. Спиноза... Он совсем не материалист; он хуже – он ничего. Мысль, пространство, Бог, человек, природа – все равно, а необходимость у него необходима по недоразумению. Действие или свободно, или несвободно: воля или необходимость. Если я все во всем, если я substantia чистая, какая же необходимость? Я сам себе закон. Действую только я на себя, по свойству бытия безусловного, а не по определению своей натуры; ибо натура есть только бытие, определенное действием, высочайшая свобода. – Кто виноват? Душа ли Спинозы или его разум? Кажется, предшественники его сбили 719 . Кант 720 . Лучше всех, а тоже сбился: начал смиренно, а окончил попыткою на творение. Ученики его совсем не поняли, и он наконец, сам себя не понял, а памятника заслуживает. Убил скептицизм, доказал, что вера есть высшее, безусловное знание, а категории-формулы, а слова-символы, которых уже определить нельзя. Что пространство и время? – Ordo rerum coexistentium et consequentium (Лейбниц) или visionum 721 , по Канту. Что coexistere et consequi? – Время и пространство входят в свое определение. – Quid est а? – A est symbolum vocis а. – Quid est vox a? – Differt ab hoc et illo, pronunciatur sic et sic. Intellegisne? – Nihil.– Quid in mente praeclaruit? – Nihil. Сущность мысли не определилась. Это определение по отрицанию. Quid est vox а? – Vocem a nominamus еа, quae a’ nomodo pronunciatur 722 . – Это определение по положению. Хорошо и это. Что такое вещество? Мысль общая в отношении частной, чуждая, внешняя. Что необходимость? Воля общая в отношении к частной, чужая, внешняя. Проявленная, частная, тотчас делается себе внешнею, необходимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отражение иконоборчества в армянской церкви А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Как мы раньше говорили, с 707 г. армянская церковь в угоду халифату формально разорвала свое объединение с православными греками и зажила вновь жизнью национальной монофизитствующей церкви. Католикос Иоанн (Отцтнийский) (717-729 гг.) собрал даже особый собор вместе с сирскими яковитскими епископами в Маназкерте и на нем резко отверг Халкидонский собор и анафематствовал «еретиков» (т.е. православных), принимающих «тленность Христа,» т.е. утвердил чистое автартодокетство. По связи с этим вновь были запрещены остатки греческих обычаев и восстановлены свои обряды, выражавшие монофизитский взгляд на плоть Христову. Запрещен был квасный хлеб в евхаристии, для нас означающий полноту человеческой природы во Христе, и восстановлен пресный хлеб, означающий преображенность, чуждость телу Христа обычной природы. Запрещен праздник Рождества Христова 25 декабря, отдельно от Богоявления 6 января, чтобы не подчеркивать телесности Христа. Запрещено во все дни Великого Поста употребление рыбы, вина и елея в знак «нетленности» телесной природы Иисуса Христа. Отсюда был только один шаг к отмене иконы Спасителя как слишком плотского символа. И действительно, к своему собственному иконоборчеству армянская церковь вскоре пришла. Ее опередил халиф Иезид II (720-724 гг.), прославившийся и в Палестине уничтожением всех наружных христианских икон. По свидетельству армянских хронистов, «одержимый неистовством беса, Иезид дал приказание истребить и уничтожить живописные образа истинного вочеловечения Господа Нашего и Спасителя и Его учеников. Он разрушил изображения Креста Господня, водруженные во многих местах.» Это свидетельство доказывает, что иконы y армян в то время были. И хотя монофизитствующее богословие и благоприятствовало иконоборчеству, но нужны были особые усилия его, чтобы перейти к прямому гонению на иконы. Однако несомненно, что в связи с монофизитским благочестием армянской церкви употребление в ней икон всегда имело ограниченные пределы. Были в Армении древние иконы: Божией Матери, принесенная, по преданию, апостолом Варфоломеем, и чудотворная икона Спасителя, принесенная с Запада. Но поклонялись армяне обычно только крестам и мощам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435446/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V патриарх Иерусалимский (705-735). Даты Патриаршества И. приводит визант. хронист прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.), и они считаются общепринятыми. Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), в своей хронике относит поставление И. к 668 г. (7-й год халифата Муавии) и указывает, что И. занимал престол 40 лет. Исходя из этого, рус. исследователь XIX в. А. Н. Муравьёв пытался отождествить И. с Иоанном , еп. Филадельфийским, местоблюстителем Иерусалимского престола в сер. VII в. Однако неоднократные упоминания И. в трудах его современника прп. Иоанна Дамаскина подтверждают сообщения прп. Феофана о том, что И. жил в 1-й трети VIII в. Бóльшую часть своего правления (до 727) И. оставался единственным правосл. патриархом на Ближ. Востоке (Александрийская и Антиохийская кафедры вдовствовали). Палестинская церковная история этого времени известна фрагментарно. Материалы археологических раскопок в Палестине и Заиорданье свидетельствуют о сохранении значительного христ. присутствия и традиц. визант. уклада жизни в регионе. Действовала церковная иерархия, ремонтировались и перестраивались храмы. Ко времени Патриаршества И. относятся, в частности, мозаики 3 церквей в Хирбат-эс-Самра близ Герасы (нач. VIII в.), мозаики кон. 10-х гг. VIII в. церквей в Маине (под Мадабой) и Умм-эр-Расасе. Наличие в Св. земле многочисленной и относительно процветающей христ. общины, множества храмов и монастырей подтверждает зап. паломник св. Виллибальд , посетивший Палестину в 723-727 гг. Наряду с этим в нач. VIII в. отношение Омейядов к мелькитам ухудшилось по сравнению с первыми десятилетиями мусульм. владычества. В правление халифа Умара II (717-720) 1-е религ. гонение на христиан сопровождалось увольнением со службы чиновников, бытовой дискриминацией и поощрением перехода в ислам. К 724 или 725 г. агиографическая традиция относит казнь в Иерусалиме 60 визант. архонтов-паломников, не успевших покинуть Св. землю до истечения срока перемирия между Византией и Халифатом (см. ст. Иерусалимские мученики ). При халифе Язиде II в 724 г. был принят указ об уничтожении изображений живых существ в церквах; впрочем, иконоборческие гонения продолжались недолго. Археологические данные свидетельствуют о целенаправленном повреждении мозаик в нек-рых иорданских церквах, однако впосл. мозаики были тщательно восстановлены.

http://pravenc.ru/text/469638.html

С Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак – полный прибор вооружения конных воинов луком и стрелами. В росписи животам князя П. С. Прозоровского значится: «лубье саадашное кованое, по кайме змейки серебряные золочены; тохтуй, пола шита золотом и серебром, подбита дорогами; лук, двадцать стрел; цена саадаку шестьдесят рублев» 715 . У Монголов этот прибор называется сагадах и садак, по-татарски : он состоит из лука с налучием или лубьем и стрел с колчаном или тулом 716 . Украшения саадаков были чрезвычайно разнообразны и часто очень роскошны, а потому и ценились дорого; напр. в описи 1687 года один саадак оценен в 6660, другой в 2965 рублей 717 . Подробности частей и украшений саадака можно видеть в описях оружия и ратного доспеха Бориса Федоровича и Михаила Федоровича, из коих в первой упоминаются три саадака Бухарские 718 . Чехлы, которые в походах надевались на колчаны для защищения стрел от сырости, назывались тохтуями или тахтуями. Из Разрядных книг 1572, 1559 и 1563 гг. видно, что во время походов следовали за царем рынды и поддатни с шеломом, саадаками, сулицей, копьями, рогатиной, пищалями и топорами 719 . Котошихин называет исполнявших эту обязанность стряпчими: «чин их таков: … в походах возят панцырь, саблю, саадак» 720 . Сабли Сабли – изстари известны Русским; в летописях читаем: «мы ся доискахом (дани) оружьем одиноя страны, рекше саблями» говорили старейшины Казарские своему князю; под 968 годом: «и вдасть Печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы; под 1086: «прободен бысть (Ярополк Изяславич) от проклятаго Нерадьця … князю же Ярополку лежащу на санках, а он с коня саблею прободе и; тогда вздвигнувся Ярополк выторгну из себе саблю»; под 1146: «въехаша Берендици взад полку с саблями и почаша я сечи»; под 1162: «постиже и (Изяслава Давидовича) Воибор Негечевич и сече по главе саблею» 721 . В Слове о полку Игоревом: «сабли изострени. – Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьскыя. – Ту ся саблями потручяти о шеломы Половецкыя. – Гримлют сабли о шеломы. – Соколома крильца припешали поганых саблями» 722 . – Название сабли одни производят от Араб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ХАЗЗАЯ [сир.    ] (VIII в.), восточносир. писатель. Прозвище Хаззая нек-рые ученые (Й. Хофман, У. Райт) считали производным от топонима Хазза (близ Арбелы, ныне Эрбиль, Ирак); совр. исследователи интерпретируют его как сир. отглагольное имя со значением «зрящий» и связывают его с учением И. Х. о мистическом зрении. Основным источником сведений об И. Х. является «Книга целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), который, вероятно, опирался на упоминаемое им Житие И. Х., написанное современником последнего Несторием из Бет-Нухадры. И. Х. род. в семье перса-зороастрийца в «городе Нимрода» (по-видимому, речь идет о Тарсе Киликийском). В 7 лет он попал в плен к арабам, посланным в город халифом Умаром II (717-720). Сначала он был куплен арабом-мусульманином из Синджара (на северо-востоке совр. Ирака), через 3 года - христианином из Карду. Под впечатлением от жизни монахов соседнего мон-ря Иоанна Камульского И. Х. крестился; он был освобожден из рабства и принял постриг в обители Мар-Слива в обл. Бет-Нухадра (ныне Сев. Ирак). После того как И. Х. провел нек-рое время в общежительном мон-ре, он мн. годы подвизался отшельником в мест. Араба в Карду, затем был избран настоятелем обители Мар-Бассима, жил в уединении на горе Зинай в Адиабене (на северо-востоке Ирака) и, наконец, стал настоятелем местного монастыря Раббан-Бохтишо. Дожил до глубокой старости, похоронен в монастыре Мар-Аткен. В 786/7 г. (по мнению еп. Аддая Шера, в 790) на Соборе под председательством католикоса-патриарха Тимофея I И. Х. вместе с Иоанном Дальятским (см. Иоанн Саба ) и Иоанном Апамейским подвергся осуждению гл. обр. за приверженность к учению Оригена о предсуществовании душ и к мистико-аскетическому учению о созерцании Света Божества человечеством Христа, хотя Собор представил и традиц. антимессалианские обвинения ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 100). При следующем католикосе, Ишо бар Ноне (823-828), осужденные были реабилитированы.

http://pravenc.ru/text/673711.html

Беседа 16. Его же. Об «осенении». 1 . Хотя раньше мы уже говорили об этом в другом месте, когда представился подходящий случай, не будет утомительным для нас осветить эту тему дополнительно. 2 . Осенение есть имя, указывающее на помощь и заступничество, а также на получение небесного дара; например: Дух Святой сойдет и сила Всевышнего осенит Тебя. 715 Другой в  Десница Твоя, Господи, осенит меня, 716 что является просьбой о помощи; так же, как Я осеню этот город и избавлю его. 717 3 . Итак, мы понимаем, что есть два вида действия в осенении, которое приходит к людям от Бога: одно – таинственно и умственно, другое – действенно. Первое есть освящение, принимаемое посредством божественной благодати; то есть, когда, по действию Духа Святого, освящается человек телом и душой, как было с Елисаветой, Иоанном и блаженной Марией, благословенной между женами – хотя последнее не сравнимо с другими и выше чину тварных . 4 . Но обратимся к частичному , которое случается с прочими святыми, словно с членами тела. 5 . Таинственный вид осенения, который происходит с некоторыми святыми, есть действенный вид, осеняющий ум; и когда этого осенения удостаивается человек, ум бывает охвачен изумлением и расширен неким божественным откровением. Пока это действие осеняет ум, человек поднят над движением душевных помыслов благодаря причастию Духа Святого. Это то, о чем говорит Апостол Ефесянам в форме молитвы; ибо он хотел научить их этой тайне, когда говорил: Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего. 718 А для чего это? Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих. 719 6 . Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека, удостаивается он славы нового века через откровение – и это удел, выпавший на долю святых света, о которых говорил блаженный Павел; 720 его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа благодаря их святому и добродетельному образу жизни. 7 . Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие: это умственная сила, защищающая человека и носящаяся над ним 721 постоянно и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться к его телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен и обладает знанием 722 посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано: Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их, 723 и Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 724 Читать далее Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты/Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Псалом 58 1. В конец. Не погуби. Давид. В столпописание 713 . Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его 714 Избавь меня, Боже, от врагов моих и от восстающих на меня освободи меня. Избавь меня от совершающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня. Ибо вот, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконие мое и не за грех мой, Господи! Не совершая 715 беззакония, я жил право 716 ; восстань на помощь мне и воззри! И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, поспешно посети 717 все народы, да не помилуешь всех, совершающих беззаконие. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Вот они будут разглагольствовать устами своими, а в устах их меч 718 : «Кто услышит?» Но Ты, Господи, посмеешься над ними: уничижишь все народы. Крепость мою чрез Тебя я сохраню, ибо Ты, Боже, заступник мой. Бог мой милостию Своею поспешит 719 ко мне. Бог мой явит мне (ее) на врагах моих. Не убивай их, дабы не забыли закона Твоего 720 ; рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи, (За) грех уст их, (за) 721 слово языка их. И да будут уловлены в гордости своей, и за клятву и ложь будут оповещены в кончине (своей), В гневной кончине 722 , и не будут существовать. И узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Они сами разбегутся, чтобы насытиться, а если не насытятся, то будут роптать. Я же воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был защитником моим и прибежищем моим в день скорби моей. Ты – мой помощник, я Тебе воспою 723 , ибо Ты – Бог, мой защитник, Боже мой, милость моя! 720 Оставшись в живых и перенося наказания за свои грехи, они могут покаяться и других предотвратить от подобных грехов и сами познать закон Божий, а по смерти их сего уже не будет. Бл. Феодорит, свт. Афанасий, Зигабен, преосв. Ириней так понимают это место. 721 По-греч. вин. пад. μαρταν... λγον; руководствуемся толкованием свт. Афанасия и бл. Феодорита. 723 Слав. наст. вр. пою соответствует по-греч. буд. вр. ψαλ, лат. psallam и евр. буд. вр. В старинных слав. Псалтирях читалось вспою (у Амфилохия). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Письмо 116. Н.С. Фуделю 23 XI Усмань] 715 Дорогой Коленька. Каюсь, что давно не писал, а от тебя были короткие письма. В будни очень трудно выбрать время, прихожу домой часов в 8, а потом ведь нас в комнате четверо. Беспокоюсь, как будет со службой после 15 января, т к предполагается сокращение 716 , но может и не будет. Муне 717 несколько лучше после уколов, сейчас будет в них перерыв и потом опять. Раньше конца декабря нечего и думать ей ехать обратно. То, что она болеет здесь, а не в Москве, хорошо, т к мама делает для нее все, в комнате тепло, она лежит в полном покое и тишине, лекарства и врач есть. Варенька, к ужасу нашему, опять начала кашлять. Вот уж долготерпение-то нужно с этими болезнями. Жалко, нет книг здесь, чтобы им читать вслух. Я все что мог, им прочел. Пришвин Муне не понравился – «глупости все, про собак-то» – зато «Капитанская дочка» ей очень понравилась. Сегодня ее именины 718 и как раз принесли деньги от Ек В 719 . 100 р. ей и 400 маме, что, как всякие деньги, очень кстати: дрова, Варенькина шуба, бесконечные лекарства. Питаемся мы хорошо, покупаем масло и иногда мясо. Живем мирно, мама очень много работает, но веселая, меня весь день нет, но это и хорошо. Вечером, усталый, только попьешь чаю, да почитаешь вслух про какого-нибудь Бову или Руслана, а тут ухе ночь, – как хорошо. Лишь бы здоровье мамы удержалось на этом уровне. Пришли-ка ты нам что-нибудь для общего чтения, так чтобы и маме, и Варваре, и Муне было приятно. Вот как неожиданно обернулись дела: я имею в виду приезд сюда Муни и ее задержку 720 . Эти неожиданности-то и страшны: «человек предполагает»... а мы живем в своей суете и думаем, что «располагаем». Что будет завтра, через год? Говорят, «нечего загадывать» и суют голову под крыло, – там темно и не видно. Неужели мы созданы для того, чтобы «не видеть»? Беспокоимся очень за Машу, в связи с ее реконструкцией учебной 721 . Ты уж ее не суди строго, будь с ней потеплее. Силенок в ней мало, а дурочка она большая. Что-то узнала, еще больше недоузнала, осталась без отца и матери, с головой, начиненной всяким винегретом. Куда поплывет, где пристанет? От усталости люди часто тоже делают не то, что надо. В Москве, кроме тебя и Зины 722 , у нее нет теплого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Имена монахов-«зимми» не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом. Если монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсекая сначала руки, а затем голову. Такое насилие вызвало бурный протест со стороны христианского мира и, если бы не скорая смерть Сулеймана и восхождение на престол Омара II (717-720), первым делом запретившего подобные издевательства, Палестину явно бы захлестнула волна восстаний, последствия которых не мог предвидеть никто. Омар II был благочестивым мусульманином, стремившимся возродить старые нравы халифата. Он упразднил последние нововведения, но положение христиан в Палестине от этого лучше не стало. Их избивали и всячески притесняли. Халиф издал указ о разрушении всех новых христианских храмов, которые не перечислялись в договоре Омара I с патриархом Софронием. Также по повелению Омара II христианам строго – настрого запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты. В 717 и 727 г.г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Льва III (717-741), и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось. При халифе Иезите II (720-724) в Иерусалиме приняли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из Амории. В этот период в лоне христианской Церкви вспыхивает и новая ересь – иконоборчество, которая более века (726-843) невиданной жестокостью терзала православную церковь, найдя сильного покровителя в лице самого императора Льва III, решившего, что почитание икон является не чем иным, как идолопоклонством. Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство. Святоградский патриарх Иоанн V (706-735) открыто осудил иконоборчество, а епископ Вострский Стефан написал трактат «Против иудеев», в котором раскрывались заблуждения новой ереси. Главным же защитником Православия выступил святой Иоанн Дамаскин. Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном соборе 764 года тремя патриархами: Иерусалимским Феодором I (735-770), Александрийским Козьмой (727-765) и Антиохийским Феодором (751-773).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010