При И. (и, вероятно, под его руководством) в Уэссексе были проведены первые местные церковные Соборы, решения к-рых цитируются в Житии св. Вилфрида, составленном Эдди Стефаном. В 704 г. участники Собора угрожали отлучением от Церкви тем клирикам, к-рые противились инициативе архиеп. Берхтвальда по разделу Уэссекского еп-ства. На Соборе 705 г. по предложению аббата Альдхельма было решено направить послание правителю бриттов Корнуолла Герейнту относительно времени празднования Пасхи. И. управлял королевством 37 лет, т. е. по 725 г. Однако в Англосаксонской хронике отречение И., прибытие в Рим и кончина указаны под 729 г. Беда Достопочтенный, окончивший составление «Церковной истории» ок. 731 г., знал только о путешествии И. в Рим, но не о его кончине. Тем не менее вполне вероятно, что И., находившийся уже в преклонном возрасте, умер вскоре после прибытия в Рим (ок. 730). По предположению Беды, И. решил последовать примеру Кедваллы, поскольку считал, что если он проведет остаток жизни возле гробниц святых, то будет принят на небеса. Уильям из Малмсбери передает др. легенду: кор. Этельбурга, желая отвлечь короля от мирских услад, привела его в помещение, где накануне происходило пиршество. И. увидел там грязь и мусор, а также свинью, нагадившую на его ложе. По совету жены И. решил оставить престол и отправился в Рим, где жил скромно, смиренно и даже остриг длинные волосы - знак королевского достоинства. Матфей Парижский (XIII в.) связывал с именем И. учреждение в Риме при папе Григории II (715-731) т. н. Школы англов (древнеангл. Angelcynnes Scolu; лат. Schola Saxonum) - странноприимного дома для англосаксон. паломников, находившегося близ ц. Св. Духа (Санто-Спирито ин Сассиа). Для содержания школы в Англии якобы была введена особая подать, т. н. денарий св. Петра (или грошик св. Петра). Эти сведения восходят к более ранней «Книжице о первом приходе саксов, или нормандцев, и об их королях» (Libellus de primo Saxonum vel Normannorum adventu, sive de eorundem regibus), составленной в Дареме в 1-й трети XII в., однако они остались неизвестны Уильяму из Малмсбери. Первое упоминание об основании Школы англов в Англосаксонской хронике относится к 816 г., так же как и введение в том или ином виде ежегодных дарений в Рим. В качестве обязательной выплаты «грошик св. Петра» (древнеангл. Romfeoh) впервые упоминается в законах Эдмунда (941-946).

http://pravenc.ru/text/389595.html

Преемник Ираклия император Констанс (641–668) активно поддерживал монофелитов. В период его правления главными оппонентами монофелитства были папа Римский Мартин на Западе и константинопольский монах Максим на Востоке. Папа Мартин осудил монофелитство на Латеранском Соборе 649 года. Максим Исповедник в своих сочинениях развивал учение о том, что во Христе сосуществовали две воли – Божественная и человеческая, так же как и два действия. Однако в отличие от прочих людей, у которых наличие воли означает наличие выбора между добром и злом, человеческая воля Христа была всегда направлена только к добру и потому находилась в гармонии с Божественной волей. В 680 году в городе Константинополе состоялся Шестой Вселенский Собор , созванный императором Константином Погонатом, осудивший ересь монофелитства и определивший признавать в Господе Иисусе две воли – Божескую и человеческую – в соответствии с двумя природами. Иконоборческий спор Последний великий спор эпохи Вселенских Соборов относится к VIII-IX векам, когда Византия из могущественной империи превратилась в небольшое государство, теснимое с разных сторон арабами и варварами. Предметом спора было почитание икон, против которого выступил император Лев Исавр (716–741) . В 726 и 730 годах им были изданы эдикты, запрещающие иконопочитание. Папа Римский Григорий II (715–731) и патриарх Константинопольский Герман (715–730) отказались подчиниться императорской воле. В 727 году папа созвал в Риме Собор, подтвердивший иконопочитание. Патриарх же за отказ подписаться под эдиктом был смещен, низложен и сослан. На его место избран патриархиконоборец Анастасий (730–753). Наиболее агрессивная фаза иконоборчества приходится на время правления Константина Копронима (74–770), который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. В 754 году император созвал в Константинополе Собор, на котором 338 епископов подписались под иконоборческим вероопределением. После Собора гонения с особой силой обрушились на монашество, которое, в отличие от епископата, твердо стояло за иконопочитание: многие монахи стали исповедниками и мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Хветберт как новый аббат передал К. рекомендательное письмо папе Римскому Григорию II (715-731). В сер. авг. 716 г. К. в сопровождении 80 чел. прибыл ко двору кор. Нейстрии Хильперика II (715-721), к-рый вручил им многочисленные дары и рекомендательные письма для облегчения дальнейшего пути по землям франков и лангобардов. Вероятно, за гостеприимство, проявленное кор. Хильпериком II к К. и его спутникам, его имя было внесено в Даремскую «Книгу жизни» ( Story J. E. Carolingian Connections: Anglo-Saxon England and Carolingian Francia, c. 750-870. Aldershot, 2003. P. 45-46). В пути К. сильно ослаб - порой его несли на носилках. Тем не менее он продолжал ежедневно совершать богослужения. По прибытии в г. Лингоны К. скоропостижно скончался в возрасте 74 лет. На следующий день его похоронили в пригородной базилике мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа (в совр. сел. Сен-Жом, близ Лангра). Часть спутников К. отправилась на родину с известием о его смерти, часть осталась в Лингонах, прочие продолжили путешествие в Рим с дарами, в т. ч. с библейским кодексом-пандектом (рукопись попала в Италию, с IX в. хранилась в мон-ре Монте-Амиата в Тоскане). Согласно анонимному Житию, на могиле К. в Лингонах начали происходить чудеса и исцеления, среди местных жителей возникло его почитание. О перенесении нетленных мощей К. из Лингон на родину (patriamque exinde reductum) упоминает Алкуин в написанной в кон. VIII в. поэме «Об отцах, правителях и святых церкви Эборака» ( Alcuin. The Bishops, Kings, and Saints of York/Ed. P. Godman. Oxf., 1982. P. 102). Др. сведений об этом событии не сохранилось. Начиная с 794 г. монастырь Вермут-Ярроу неск. раз подвергался нападениям викингов и во 2-й пол. IX в., по-видимому, пришел в запустение. Согласно преданию, впервые представленному в литургическом календаре в составе т. н. Миссала Леофрика (кон. Х в.; Bodl. Bodley. 579), мощи К. позднее находились в аббатстве Гластонбери (графство Сомерсет). В англосакс. источниках не упоминается о времени и об обстоятельствах их перенесения.

http://pravenc.ru/text/1684205.html

[Далее римские папы превозносятся как оплот мира между Востоком и Западом и подчеркивается их нежелание вступать β открытое сражение с василевсом.] (Деяния Вселенских соборов, изданные β русском переводе при Казанской Духовной академии. – Казань, 1873. – Т. 7. – С. 36–37). 481 Патриарх Константинопольский Герман (715–730) категорически отказался признать иконоборческий курс правительства и был заменен другим иереем, иконоборцем Анастасием. 482 Речь идет о папе Григории II (715–731), изворотливом политике, выступившем против церковных нововведений Льва III Исавра (717–741)и обменивавшемся с ним язвительными посланиями (см.: Успенский Ф. И. История Византийской империи. – Л» 1927. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 33). По словам Феофана, Григорий II «отложил от империи всю Италию» (Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 409). 484 Ведущий чиновный, военный сан второго класса, предшествовавший спафарию – сану третьего класса. 485 Медные ворота вели в здание так называемой Халки, своеобразной передней, которая открывала ход в комплекс построек Большого императорского дворца. Над воротами находилась особо чтимая константинопольцами икона Христа. 488 Иконоборство, принявшее в правление Исавров характер государственной политики, неминуемо должно было привлечь внимание широких масс горожан, прежде всего столицы Империи, откуда оно стало официально проводиться центральной властью в лице правящего василевса. Между тем значительная часть населения Константинополя и европейских областей Византии поначалу не приняла нового курса императора и оказалась на стороне иконопочитателей, то есть в одном ряду не только с ортодоксальным духовенством, представителями константинопольской патриархии, монашеством, городскими собственниками-ктиторами, но и чиновной знатью. Так, против приказа Льва Исавра о снятии и сожжении иконы Христа с Медных ворот, открывшего в 726 г. преследование иконодулов, самым решительным образом выступила группа христиан-подвижников, о которых рассказывает мученичество Юлиана (см.: Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. – Пг., 1914. – С. 47–53). Возглавляли их благородная патрикия Мария, происходившая из императорского рода (basilikatatou genous katagomene), протоспафарий Георгий и другие представители знати. Однако показательно, что вызвав к себе Марию с ее сторонниками, Лев заметил, что им, знатным, не следовало смешиваться с толпой необразованных и поднимать бунт в городе (Лопарев Хр. М. Указ. соч. – С. 52). На враждебность, с которой поначалу встретили простые константинопольцы меры василевса, косвенно также указывает приказ Льва воинам перебить народ, собравшийся у Медных ворот (Там же. – С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI патриарх К-польский (кон. 711 (нач. 712) - июль 715). До Патриаршества был диаконом и хартофилаксом в ведомстве Великой ц. в К-поле. В дек. 711 г. Собором епископов в К-поле под давлением имп. Филиппика Вардана был низложен К-польский патриарх Кир (конкретные обвинения в его адрес неизвестны) и возведен на Патриарший престол И., человек, зависимый от императора, который пытался реставрировать монофелитство в Византии. К-польский Собор осудил постановления VI Вселенского Собора (680-681) и восстановил монофелитство. Документы К-польского Собора были получены в Риме, но папа Константин I отверг постановления и признал интронизацию И. незаконной, о чем можно судить из жизнеописания преемника Константина I - папы Григория II (715-731) в «Liber Pontificalis» . Отношение И. к монофелитству в период правления имп. Филиппика (до июня 713) остается неясным. В позднейшем апологетическом послании к папе Константину (713) И. доказывал, что никогда не принадлежал к еретикам-монофелитам, но только уступал давлению императора-тирана. Возможно, И. медлил нек-рое время с отправкой окружного послания в Рим, поскольку имп. Филиппик не разрешал писать в Рим по поводу проблем, связанных с вероисповеданием. И. не хотел компрометировать себя промонофелитскими выступлениями и пытался дистанцироваться от политики имп. Филиппика. 3 июня 713 г. в результате мятежа армии имп. Филиппик Вардан был свергнут. Уже на следующий день И. короновал нового императора - патрикия Артемия (Филартемия), к-рый принял тронное имя Анастасий II . Возможно, И. участвовал в заговоре против Филиппика. Анастасий II аннулировал распоряжения Филиппика о монофелитстве и поспешил издать сакру о восстановлении вероучения VI Вселенского Собора; И. и клир К-польской Церкви с одобрением встретили это решение. Во 2-й пол. 713 г., вскоре после переворота, И. направил папе Константину I синодику и апологетическое послание, в к-ром писал, что поддерживал монофелитов в угоду императору.

http://pravenc.ru/text/469588.html

711 . Феофан Затворник (Говоров), еп. Богоугодная жизнь вообще (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 108. 2 М. 1900. 127. изд. 1893: Л. 1991. 111. 712 . Феофан (Говоров), еп. Кто имеет благодать Святого Духа//ДС 1893. 5. 135–140. 713 . Феофан (Говоров), еп. О православии с предостережениями от погрешностей против него (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 202. 714 . Феофан (Говоров), еп. Внутренняя жизнь (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 138. 2 М. 1899. 138. 1 изд.: М. 1994. 715 . Феофан (Говоров), еп. Одуховлена ли ваша душа//ДЧ 1894. 2. 309–312, 513–524; 3. 48–61, 185–208. 716 . Феофан Затворник , св. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов 1894. 72. же://Символ. 1985. 13. 119–176. 717 . Феофан (Говоров), еп. Путь к славе Преображения//ДЧ 1894. 2. 525–530. 718 . Феофан (Говоров), еп. Начертания христианского нравоучения. 2 М. 1895. 519. ведомости. 1891. 22. 731–732; Богословский библиографический листок. 1891. 10–11. 385–386. же: Феофан Затворник , св. Творения: Начертания христианского нравоучения. Псково-Печерский монастырь 1–2 (1994). 330, 318. 2 изд.: М. 1998. 519. 719 . Феофан (Говоров), еп. Слово на Богоявление//ДЧ 1895. 1. 44–49. 720 . Феофан (Говоров), еп. Краткое учение о Богопочитании (написано в 1845 году, в бытность помощником инспектора С.-Петербургской духовной академии, в сане иеромонаха). М. 1896. 68. 2 М. 1908. 71. 721 . Феофан Затворник , св. Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М. 1896. 30. 2 М. 1903. 32. 3 М. 1911. 32. 722 . Феофан Затворник , св. О послании апостола Павла к Евреям. М. 1896. 37. 723 . [Феофан (Говоров), еп.] Письма епископа Феофана. Тамбов 1897. [Письма, не вошедшие в осн. собр.]. 724 . Феофан Затворник , св. Собрание писем. М. 1–3 (1898). 260, 240, 256; 4–6 (1899). 256, 232, 216. 1900. 7. 256. 1901. 8. 228. Указатель к письмам в Бозе почившего святителя Феофана, изданным русским Афонским Пантелеймоновым монастырем в 8-ми выпусках, заключающих душеполезные наставления для шествующих по пути к спасению. М. 1904. 64. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 1–4 (1994). Творения: Собр. писем. Псково-Печерский монастырь; М. 1994. 5–6. 216; 7–8. 228. же: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 2000. 1:1. 260; 1:2. 240; 1:3. 256; 1:4. 256; 2:5. 234; 2:6. 217; 2256; 2:8. 266. письма, не вошедшие в «Собр. писем», разысканы иером. Георгием (Тертышниковым) и помещены в Приложении к его канд. соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника », МДА 1973 (ркп)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

И паки глаголет: любяй неправду ненавидит свою душу; одождит на грещники сети, огнь, жупел, и дух бурен, часть чаши их: яко праведен Господь и правду возлюби, правая 715 виде лице его 716 . О казни Божии новым отступником и защитником нечестия и догматов Никонианских, сонмища лукавнующих, на них же возвратишася клятвы их 717 Слыши, како казни Бог свышо новых отступников, кои сперва наложиша на нас беззаконную свою клятву. Питирим митрополит Новгородский остриг нас сперва, иже по Асафе и патриархом бысть на Москве. Аще он и не гонитель бе на веру, но потаковник 718 прочим лукавым врагом бысть, Павлу и Лариону: у живого 719 у него прогнило горло и вскоре умре 720 от тоя лютые болезни 721 . А в мире поп же бе. Иоасаф патриарх палим 722 бе внутренним огнем вельми, и беспрестани пия и ходя 723 , и не може утолити жажды тоя, и огня в себе загасити 724 , раздувся зело, и тако умре. Казанский митрополит Лаврентий по смерти воссмерде зело, – глаголют, яко и по всему граду носитися зловонию его смрадному, и носы затыкаху людие 725 . Рязанской архиепископ Иларион, отступник и льстец царев, и лютой враг святые церкви, и новинам всем любитель паче прочих властей: и у того окаянного прежде смерти ноги отсохли по афедрон, яко не право стоявша 726 в вере, и ношаху его на носилках 727 многое время, потом же и весь сух бысть, яко трава прежде восторжения 728 изсше. И сбыстся на нем пророческо слово реченное: да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона, да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше 729 . И Дамаскин Иоанн в степенных глаголет выну о ненавидящих Сиона: посрамятся от Господа, яко трава бо огневи будут изсохшая 730 . Паки: ненавидящии Сиона да будут убо преже восторжения яко трава: ссечет бо Христос выя их усечением мук, Возненавидели они, окаяннии, святые сионокие восточные церкви матере нашея правыя догматы, и поругали, и попрали, а возлюбили и поцеловали римскую блядь блудницу во афедрон и приемлют с честию, и слушают с любовию проклятых и льстивых ее 731 дидаскалов, и от тех нечистых духов напиваются мутного пития, яко свиния 732 кабацкия барды. Тойже отступник Иларион 733 волк, а не пастырь, святых отец клятву недейственну помышлял, и осмеял и проклятою нарек в новом своем соборном деянии 734 , иже в Стоглаве царя Иоанна 735 написаша богоизбранны 736 онии святители древнии о крестном знамении в сложении перстов: аще кто не крестится и не благословляет двема персты, якоже и Христос, таковый да будет проклят. И сия клятва праведная святых уранила его в сердце, от неяже изсше, яко проклятая от Христа оная смоковница, и умре зле на показание многим, да не подражают новоразвращенной вере их. А кои святии быта на том соборе. Филипп митрополит, Гурий и Варсонофий Казанские чудотворцы, тех Бог уже прославил давно в животе и по смерти, и исцеления подают всем, и миром благоухают; а новые толстобрюхие власти, яко псы 737 воняют, и с нуждею их погребают 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет 307 Последование мертвенное мирских тел 327 Указ о провождении усопших на Святую Пасху, и во всю Светлую Неделю бываемый 407 Чин погребения младенческаго 427 Чин благословения и освящения надгробного Креста 462 Последование Панихиды 467 Последование общаго молебна 492 Последование малого освящения воды 517 Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии 551 Молебное пение о призывании Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела 576 Воследование молебнаго пения к Господу нашему Иисусу Христу, певаемаго за творящих милостыню 592 Молебное пение о недужных многих или о едином 630 Последование молебна болному пред хирургическим действием 648 Последование молебна жене пред порождением 650 Молитва седми святых отроков на немощнаго и неспящаго 654 Егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием 658 Молитва на освящение всякия вещи 660 Чин благословения в путь 662 Молитва хотящему отити в путь 682 Чин благословения в воздушное путешествие 683 Служба о умножении любве, и искорении ненависти и всякия злобы 703 Молебное пение при начатии учения отроков 715 Последование о неудобь учащихся 731 Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе 735 Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальные Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа 743 Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих 751 Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих 751 Чин благословения иконы святаго, единаго или многих 773 Благословение Креста к ношению на персех 782 Чин освящения колесницы 788 Чин освящения самолета 792 Молитва во еже устроити корабль 797 Чин благословения новаго корабля или лодии 799 Молитва на основание дому 807 Молитва, егда кто имать внити в дом нов 809 Чин благословения новаго дому, в немже хочет кто первее вселитися 811 Молитва на благословение чертога 825

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Папа Пелагий II (579–590) хлопочет перед императором Византии, последним заступником Вечного города, о скорейшем содействии против «безбожного народа» лангобардов, ибо, как писал он в Константинополь своему апокрисиарию Григорию, «республика находится в таком безвыходном положении, что мы обречены на гибель». А позже и сам ставший папой Григорий I, «заботы и корреспонденция которого обнимали собой все страны, где только существовало христианство», часто (особенно поначалу) более заботился о том, чтобы противостоять лангобардам, добыть для Рима хлеб на Сицилии и в церковных патримониях или укротить мятежный гарнизон, долго не получавший платы и от того всегда готовый к возмущению, чем о богословских вопросах. В 728 г. в замке Сутри к северу от Рима между папой Григорием II (715–731) и лангобардским королем Лиутпрандом (712–744) был заключен договор о «даровании» Рима и нескольких городов в Лации «свв. апостолам Петру и Павлу». Этот договор становится основой формирования папского светского государства. Позже, в 753/4 г. папа Стефан II (III) перешел через Альпы и, облачившись во власяницу и посыпав голову пеплом, прибег к помощи узурпировавшего королевскую власть у франков Пипина Короткого (751–768) против тех же ариан-лангобардов. За обещанную поддержку папа и совершил миропомазание над Пипином и его сыновьями Карлом и Карломаном, под страхом отлучения заповедав знати и народу впредь избирать себе королей только из дома Каролингов. Фактически так была реализована идея, высказанная папой Захарией – последним греком на папском престоле, – который установил, что источник всякой власти, в том числе и королевской, – народ, но это его право подлежит папскому утверждению: папе Божьей милостью дана верховная власть раздавать короны и отнимать их. При этом папа Стефан объявил короля франков защитником церкви и ее светского имущества и даровал ему титул римского патриция, сделав его тем самым гражданином Рима. Ответом Пипина Короткого папе стал Пипинов дар – обещания, данные в Кьерси в 754 г.: Пипин обещал папе освободить его от лангобардов и вернуть Римской церкви отнятые у нее патримонии, а также уступить ей принадлежавшие Византии итальянские области Равеннский экзархат, Эмилию и Пентаполис (в который входили Римини, Пезаро, Фано, Синигалия и Анкона, позднее ставшие Анконской маркой), как скоро король франков ими завладеет. Таким образом, те обширные землевладения, которыми обладал Римский престол – «самая богатая христианская церковь » тогдашнего мира – уже к времени папы Илария (461–468), были существенно расширены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакция Манси кратче, яснее и дает новую подробность: «Positus est autem in tumulis sanctorum extra muros Chersonitarum civitatis, quasi stadio uno in pretiosissimo et reverendissimo templo sanctissimae et immaculatae... Dei Genitricis semper Virginis Mariae, quae cognominatur Blachernas» 269 . Из указанных двух приведенных редакций явствует, что за стенами города Херсонеса, на расстоянии как бы одного стадия, находились «tumuli sanctorum» [«святые могилы»], с драгоценным, богато украшенным храмом (magnifico decore ornato) Богородицы Влахернской. Из первой редакции следует, что этот храм представлял собою монастырь и находился на кладбище (in tumulis sanctorum), причем обе редакции помещают это кладбище как бы в расстоянии одного стадия от города. Обе редакции согласно показывают, что св. Мартин был погребен в монастыре или в храме Богородицы. В монастыре находился его мавзолей, не упомянутый в редакции Манси. Мощи св. Мартина обладали целебной силой и привлекали болящих к его гробнице. Послесловие редакции Сурия передает дело так, что гробница св. Мартина была широко известна среди населения. Это данное подтверждается Авденом, автором жизнеописания св. Елигия, его современника. Св. Елигий скончался в 659 году, и этот год хорошо датирует постройки крестообразного храма, служа для них в качестве terminus ante quem. Авден уже употребляет слово «memoria» для обозначения того сооружения, которое автор редакции Сурия называет мавзолеем: «ut tarn eximi viri memoria, qui utique collegis meis in urbe Romana impendit bona, quamvis in Oriente frequentatur, non usquequoque in Occidente obliviam traditur» 270 . Из этих слов следует, что «memoria» св. папы Мартина пользовалась известностью на востоке и на западе. 06 этом же свидетельствует и папа Григорий II (715–731) в письме ко Льву Исавру: «Ton de makarion Martinon kai Bosporos, kai olos o Borras, kai oi oiketores tou Borra eis to mnema autou katatrechontes kai tas iaseis lambanontes» 271 . Григорий II называет гробницу св. Мартина «mnema», тο есть памятником, а это указывает, что и ему известно существование мавзолея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010