677. Слово 5. 678. Слово 5. 679. Слово 5. 680. Слово 5. 681. Слово 5. 682. Слово 5. 683. Слово 5. 684. Слово 5. 685. Слово 5. 686. Слово 5. 687. Слово 5. 688. Слово 5. 689. Слово 5. 690. Слово 5. 691. Слово 5. 692. Слово 5. 693. Слово 5. 694. Слово 5. 695. Слово 5. 696. Слово 5. 697. Слово 5. 698. Слово 5. 699. Слово 5. 700. Слово 5. 701. Слово 5. 702. Слово 5. 703. Слово 5. 704. Слово 5. 705. Слово 5. 706. Слово 5. 707. Мф. 6. 14, 18. 708. Слово 5. 709. Слово 5. 710. Слово 5. 711. Слово 5. 712. Слово 5. 713. Слово 5. 714. Слово 6. 715. Слово 6. 716. Слово 6. 717. Слово 6. 718. Слово 6. 719. Слово 6. 721. Слово 6. 722. Слово 6. 723. Слово 6. 724. Слово 6. 725. Слово 6. 726. Слово 6. 727. Слово 6. 728. Слово 6. 729. Слово 6. 730. Слово 6. 731. Слово 6. 732. Слово 7. 733. Слово 7. 734. Слово 7. 735. Слово 7. 736. Слово 7. 737. Слово 7. 738. Слово 7. 739. Слово 7. 740. Слово 7. 741. Слово 9. 742. Слово 9. 743. Слово 9. 744. Слово 9. 745. Слово 9. 746. Слово 9. 747. Слово 9. 748. Слово 9. 749. Слово 9. 750. Слово 9. 751. Слово 9. 752. Слово 9. 753. Слово 9. 754. Слово 9. 755. Слово 9. 756. Слово 9. 757. Слово 9. 758. Слово 9. 759. Слово 9. 760. Слово 9. 761. Слово 10. 762. Слово 12. 763. Слово 12. 764. Слово 12. 765. Слово12. 766. Слово 12. 767. Слово 12. 768. Слово 12. 769. Слово 12. 770. Слово 12. 771. Слово 12. 772. Слово 13. 773. Слово 13. 774. Слово 13. 775. Слово 13. 776. Слово 13. 777. Слово 13. 778. Слово 13. 779. Слово 13. 780. Слово 13. 781. Слово 13. 782. Слово 13. 783.  …познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3. 10, 11). Слово 13. 784. Слово 13. 785. Слово 13. 786. Слово 13. 787. Слово 13. 788. Слово 13. 789.  …расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10. 34). 790. Слово 13. 791. Слово 13. 792. Слово 13. 793. Слово 13. 794. Слово 13. 795. Слово 15. 796. Слово 15. 797. Слово 15. 798. Слово 15. 799. Слово 15.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Dumitru Stniloae. P. 30. 711 Станилоэ Д., прот. О безначальной любви Отца, Сына, Святого Духа друг к Другу. 712 Berger K. M. Towards a Theological Gnoseology: The Synthesis of Fr. Dumitru Stniloae. Pp. 26–27. 715 «Различие между «Богом как Личностью» и «Богом как Сущностью» не существует» ни в толкованиях Паламы, ни Григория Назианзина , ни Ареопагитиках. Понимание данного Библейского пассажа сводится к «тривиальной христианской доктрине, что творение происходит от Бога», Demetracopulos J. Is Gregory Palamas an Existentialist? The Restoration of the True Meaning of his Comment on Exodus 3, 14: γ εμι ν. Pp. 32–33. 716 «Станилоэ сохраняет баланс неразделимого существования личности и природы, не приписывая приоритета ни одному из понятий», Berger K. M. Towards a Theological Gnoseology: The Synthesis of Fr. Dumitru Staniloae. P. 58–59. 717 «Личностные особенности кого-либо невозможно отделить от его существования», Станилоаэ Д., прот. Происхождение Святого Духа от Отца и Его отношение к Сыну как основание нашего обожения и усыновления Богу. http://www.portal-slovo.ru/theology/44780.php 718 Demetracopulos J. Is Gregory Palamas an Existentialist? The Restoration of the True Meaning of his Comment on Exodus 3, 14: γ εμι ν. P. 19. 719 Berger K. M. Towards a Theological Gnoseology: The Synthesis of Fr. Dumitru Stniloae. P. 78–79. 726 Например: «οσαν, κατ τ, γ εμι ν· τν ατο σοφαν, κα οχ πλς λογιτητα λλ’ ατο λογιτητα μνοσαι» PG 3. 156 A; «προτλειος ατο τελεταρχα» (пребывающее Само -совершенно-началие) PG 3. 165 С; «τν κρατον ατο υργαν το Πατρς» («неразбавленное» (чистое) само действие Отца) PG 75. 252 D; «το Θεο ατο υργας… κα ατο χειρας» (само-действие Божие и само -руко-творение), PG 75. 1132 В. 731 Staniloae D. Orthodox Dogmatic Theology. V. 1. P. 143. Подчеркнем здесь, что прот. Станилоэ вовсе не подразумевает, что Личность онтологически превосходит Сущность, т. к. у Личности нет иной Сущности, кроме своей собственной. Но «первичность» Личности состоит в том, что она, превосходя все отдельно взятые свойства и действия Божественности, в том числе бесконечность, включает их в Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

695. Вв. 407. 696. ВК. 103, 716; др.-слав. «неприкосновенному». 697. ВК. 91, 624. 698. δοιπορω, путешествовать, идти. 699. γεννω, а в начале кондака τκτω – РБ. 54, 126. 700. Прим. 513. 701. Прим. 647. 702. 66, 8. 703. ν κρυφ – скрытно, тайно; обычно без предлога:­ κρφα, κρβδην. Для всего тогдашнего мира, кроме св. семейства, пастухов и волхвов, рождество Христово было тайной. 704. Вв. 522; ср. «Едем» – по евр. нега, роскошь; в др.-слав. нет. 705. Вв. 695. 706. τ το – составляющее принадлежность рая; др. – слав. «рай». 707. φανω ВК. 77, 451. 708. Ис. 11, 1; имеется в виду рай с его деревьями. 709. πτιστος (ποτζω-поить) – неорошенный, поздн. сл. (с Григория Чудотв. III в.). М. б. указание на бессеменность рождения. 710. греха, получившего начало именно в раю. 711. νρυκτος (ν – отриц. частица и отгл. прил. от ορττω – рыть, копать) – не выкопанный, не вырытый; неологизм (у класс. νορττω – выкапывать); ср. прим. 709. 712. πριν – прежде. 713. πιθυμω – желать (сильно, страстно). 714. 2Цар. 23, 15 – 17. 715. РБ. 60, 168. 716. ευθς – тотчас (о месте – прямо). 717. Ожидание Адамом и Давидом Мессии представляется настолько сильным, как жажда. 718. прим 660 документа, 718)οαντρφω – кормить, воспитывать вместе с кем – л. или с чем – л. (как здесь), отс. – приучать к чему-л., заставить сжиться с ч.-л.: «с детства сжившиеся с благочестием»; др. – слав, «во блазей вере воспитани»; но возможен и смысл: «вместе (трое) воспитанные в благочестии» (дат. орудия). 719. εσβεια – благочестие, набожность, благоговение к Богу, родителям, отечеству; др. слав. см. предыд. прим.; дат. п. от предл. σν или дат. орудия. 720. πτοταψρονω – презирать, пренебрегать. 721. ВК. 80, 480. 722. ВК. 80, 485. 723. πτοω – пугать; поэт, сл.; общ. и стр. зал.: бежать – от испуга, сильно волноваться, увлекаться. 724. Вв. 598. 725. пр. сов. 726. Вв. 364. 727. Дан. 3, 52. ВК. 81, 500. 728. Прим. 304. 729. ВК. 56, 269. 730. κπλαγς – устрашенный, пораженный; поздн. сл. 731. φωτοφν(ε)α – световое явление, (пр)освещение; оч. поздн. сл.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

715 В греческом тексте указание на прямую речь отсутствует, но в латинском переводе книге дан подзаголовок: «Продолжение диспута с Кавасилой». И действительно, ниже Григора несколько раз обращается к своим оппонентам, употребляя второе лицо. Однако затем, не обозначив конец прямой речи, он пишет: «в других местах настоящей книги читатели найдут то-то и то-то». А после опять как будто бы обращается к оппонентам. Мы решили разграничить пунктуационно эти части. 716 Икар (греч. καρος) – в древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью в результате повреждения крыльев, сделанных ему отцом, чтобы перелететь с острова Крит в Элладу. 717 Pseudo-Dionysius Areopagita, Epistulae, 9 (Ad Titum episcopum), 1.56–61, по изд.: Corpus Dionysiacum, ed. Heil and Ritter (TLG 2798 006). 721 Joannes Chrysostomus, De sacerdotio, 4, 3.21–29, no изд.: Jean Chrysostome, Sur le sacerdoce, ed. A.M. Malingrey (Paris, 1980) (Sources chretiennes, 272) (TLG 2062 085). 728 Слово τρπεζαν в греческом тексте не согласовано ни с какими другими, так что, вероятно, мы здесь имеем испорченный пассаж. 729 В контексте философии Плотина γαθν следовало бы переводить как Благо, но Григора «христианизирует» мысль философа. 731 Plotinus, Enneades, 6, 8, 13.33–40, no изд.: Plotini Opera, 3 vols., ed. P. Henry and H. R. Schwyzer (Leiden, 1973), vol. 3, p. 2–328 (TLG 2000 001). 738 «Первой сущностью» (греч. πρτη οσα) Аристотель называет то, что «не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь» (Категории, 2а), в отличие от «вторых сущностей», т. е. универсалий. 750 [Псевдо-] Maximus Confessor, Scholia in Dionysii Areopagitae: De coelesti hierarchia, 5, 6, b: PG, vol. 4, col. 320B. B наше время учеными исследователями установлено, что подлинным автором Схолий к Ареопагитикам является Иоанн Скифопольский. 756 Перевод этой фразы представляет собой определенную проблему. У Григоры она приведена так: πν τ γινμενον ν μεθξει το νς γνεται ν. Однако в оригинале на месте предлога ν стоит числительное ν, что придает другое значение и глаголу γγνομαι, делая его переходным. Соответственно, перевод оригинальной прокловской фразы должен быть таким: «Все становящееся единым становится единым в силу причастности Единому». Трудно сказать, имеем ли мы здесь дело с опечаткой издателей, или же сам Григора читал по рукописи с таким разночтением. Латинский перевод Вольфа следует оригинальному тексту и читается так: «Quidquid unum fit, unius participatione fit unum» (PG, vol. 148, col. 1375B). Ван Дитен же вообще не переводит цитаты из отцов церкви и философов, составляющие львиную долю последних глав, a лишь указывает на них, хотя для понимания собственной мысли Григоры важно, как нам представляется, читать цитаты так, как он их приводит: с лакунами, вставками отдельных слов, а иногда и целых предложений, ошибками прежних переписчиков и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виленский-Духов, I, 182. Винницкий-Благовещ., I, 33. Виноградский-Успенский, Киев. г., II, 713. Витебский-Марков-Троиц., I, 290. на Витке Богослов.-Радоговиц.-Новгородский, II, 660. Вишерский-Николаев.-Островский, Новг. г., II, 995. Вишерский-Саввин, Новгородск., г., I, 416. Владимир.-Богород.-Кочатков., Харьк. г., II, 714. Владимир. – Богород. – Сретен. – Нерехтский, II, 649. Владимир.-Богород.-Тотемский, II, 648. Владимир.-Въясская, Пенз. г., I, 146. Владимир.-Геронтиева, Каз. г., I, 459. Владим.-Заоникиева, Волог. г., II, 715. Владимир.-Рожд.-Богород., II, 1120. Владимир.-Сырков, Новг. г., II, 1213. Владимир.-Феодоровский, II, 1333. Владычин-Введен.-Серпухов., I, 115. Владычин-Троиц., Олон. г., II, 1215. с Водской дороги Богоявл. на Сокове, Новг. г., I, 75. Вожеозерский, Новг. г., II, 1188. Воздвиж.-Вожеозер., Новг. г., II, 1188. Воздвиж.-Воломская, Волог. г., II, 735. Воздвиж.-Крестиморовская или Крестомаровская, Нижег. г., II, 890. Воздвиж.-Маровская, Нижег. г., II, 890. Воздвиж.-Ржевский, II, 893. Воздвиж.-Симонова, Волог. г., II, 735. Воздвиж.-Чаронд., Новг. г., II, 1188. Возминский, Возмицкий или Вотьмицкий-Николаев., Моск. г., II, 1002. Вознесен.-Борколабовский или Ворколабовский, Могил. г., II, 677. Вознесен.-Брянский, II, 732. Вознесен.-Варсонофиевский на Рву-Московский, II, 729. Вознесен.-Великолуцкий, II, 730. Вознесен.-Верхошеремская, Архан. г., II, 711. Вознесен.-Высокогор., Нижег. г., I, 150. Вознесен.-Давидова, Моск. г., II, 775. Вознесен.-Зарайский, II, 724. Вознесен.-Иркутский, I, 123. Вознесен.-Кинешемский, I, 118. Вознееен.-Кинешемский, II, 720. Вознесен.-Козельский, II, 719. Вознесен.-Коротоякский, I, 119. Вознесен.-Кременский-Донской, I, 124. Вознесен.-Лаврентиев, Калуж. г., I, 274. Вознесен.-Мценский, II, 723. Вознесен.-Московский, II, 722. Вознесен.-Мошногор., Киев. г., II, 937. Вознесен.-Новый-Псковский, II, 1016. Вознесен.-Оршин или Воршин, Твер. г., II, 731. Вознесен.-Осташковский, II, 811. Вознесен.-Переяславский, II, 716. Вознесен.-Переяслав., Полт. г., I, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2010. P. 205). По-видимому, автор творчески использовал более ранние агиографические сказания. Так, в 1-й части Жития он ориентировался на легенду об Увенчанных мучениках (см. ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций ), в к-рой также фигурируют каменщики и скульпторы, к-рых имп. Диоклетиан созвал на общественные работы ( Lanzoni. Diocesi. P. 708). В сказании об Увенчанных мучениках действие происходит в Паннонии, хотя в основу легенды могли быть положены воспоминания о строительстве дворца Диоклетиана в Сплите, на территории пров. Далмация. Т. о., представление о М. и Льве как о каменщиках и строителях, происходивших из Далмации, скорее всего было связано с творческим переосмыслением более раннего предания об Увенчанных мучениках. Повествование об искушениях М., в т. ч. о его т. н. жене, скорее всего вдохновлено вост. монашескими сказаниями о св. подвижниках (ср. историю мон. Апеллеса, к-рый раскаленным железом изуродовал демона, явившегося в облике женщины - Hist. mon. Aeg. XIII 1-2). Некоторые эпизоды могли восходить к Житию св. Северина (CPL, N 678), в к-ром описано исцеление немого от мощей св. Северина , находившихся в то время «в крепости, именуемой гора Фелетр» (Монтефельтро), а также переселение монашеской общины Северина во главе с пресв. Марцианом в Неаполь, к-рое организовала знатная матрона Барбария ( Eugipp. Vita Severini. 44. 7-46. 2; см.: Donati. 2010. P. 25, 206). Тем не менее речь идет не о прямых заимствованиях или «плагиате», а об использовании мотивов, к-рые агиограф самостоятельно развил, следуя известным ему лит. образцам. Почитание Согласно цитате из регистра папы Григория II (715-731), приведенной в «Собрании канонов» кард. Деусдедита, в Монтефельтро существовали мон-ри св. Льва, «исповедника и епископа» (confessoris et pontificis), и св. Северина, к-рые понтифик пожаловал пресв. Лупицину ( Deusdedit. Collectio canonum III 217//Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1. S. 365; Le Liber Censuum de l " Йglise romaine/Йd.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

100 лет до этого отражал попытки вторжения ассир. царя Салманасара III. Ассир. источники того периода отрывочны, но нек-рые историки полагают, что Тиглатпаласару удалось разбить союзную армию. Судя по 2 Пар 26. 16-20, царь Озия попытался узурпировать некоторые священнические функции, что вызвало оппозицию со стороны священников. Во дни Озии произошло сильнейшее землетрясение, о к-ром помнили века спустя (Ам 1. 1; Зах 14. 5). В 1931 г. в коллекции Русского археологического музея, расположенного на Елеонской (Масличной) горе в Иерусалиме, была обнаружена квадратная каменная плита, содержащая надпись на арам. языке: «Сюда были принесены кости Уззийи [Озии], царя иудейского - не открывать!» Палеографически надпись может быть датирована I в. до Р. X.-I в. по Р. Х.; вероятно, она была выполнена в то время, когда останки царя переместили по неизвестной причине на новое место покоя. Библия отмечает активность сына Озии, царя Иоафама (ок. 750-731), в строительстве, а также его успешную кампанию против аммонитян. По 4 Цар 15. 37, при этом царе начинаются столкновения Иудеи с арам. царствами и Израилем. Видимо, израильтяне и сирийцы хотели заставить Иоафама, отошедшего (возможно, еще при жизни своего отца) от антиассир. союза, вновь присоединиться к нему. В списке ассир. данников этого периода, содержащем имена Рецина II, царя Дамаска, и «Менахема из Самарии», т. е. израильского царя Менаима (  ), Иудея не упоминается. Царь Иоафам оставил попытки своего отца Озии выполнять нек-рые священнические функции: о нем говорится, что в отличие от Озии «он не входил в храм Господень» (2 Пар 27. 2). Согласно 4 Цар 16. 2-4; 2 Пар 28. 1-4, сын Иоафама Ахаз (ок. 735-715) впал в идолопоклонство, в частности в ваализм. Арам. царь Рецин II и израильский царь Факей (  ) организовали поход против Иерусалима, чтобы не только заставить Иудею вновь вступить в антиассир. коалицию, но даже попытаться свергнуть династию Давида (ср.: Ис 7. 6); этот конфликт получил в лит-ре название сиро-ефремовой войны.

http://pravenc.ru/text/293912.html

В частности, такая форма развитой литургической жизни как водосвятие в Херсоне была налицо, судя по наличию крещальных купелей, стационарных, передвижных фиалов и описанию таинства освящения воды перенесенными в город мощами св. Климента, какое было совершено 31 января (по юлианскому календарю) 861 г. в большом епископальном кафоликоне перед праздничной Божественной литургией 538 . Папа Григорий II (715–731) в письме Льву III Исавру (717–741) тоже отмечал, что стекавшиеся к пригородному храму Богоматери многочисленные паломники, приезжавшие издалека – с Боспора и с Севера (о. Borras), получали исцеление, дословно – «лечение», – tas iaseis lambanontes 539 . О том же самом со слов очевидца сообщал в 1598 г. видный церковный писатель, издатель средневековых источников кардинал Сесар (Цезарь) Баронио (ум. 1607 г.), подчеркивавший возможность обрести здесь благодать излечения 540 . Подобная загородная агиасма, где собирались больные, существовала возле Силиврийских ворот Константинополя, в Евдоме, предместье столицы, где находился храм Богоматери-целительницы, Богоматери «Живоносного источника», и можно было приобрести стеклянный сосуд-евлогий с «живоносной водой» 541 . Рис. 251. Шахта со входом в агиасму. Раскопки 1902 г. Следует также принять во внимание, что монастыри, находившиеся за городскими стенами, как правило служили одновременно передовыми сторожевыми крепостями-фрурами и иногда имели небольшие странноприимницы – ксенодохионы или птохионы, чего можно ожидать и от херсонского Влахернского «дома» Богоматери Девы Марии 542 . Рис. 252. Ступени, ведущие из шахты в галерею агиасмы. Раскопки 1902 г. Во всяком случае, такую роль могли играть жилые помещения с северной стороны большого храма и молельня с сиденьями в стенах. Недаром здесь особо почитали св. Фоку Кипура, прославленного своей благотворительной деятельностью. Часть мраморных менс могла иметь отношение именно к столовой этой гостиницы. Последняя была необходима уже потому, что на ночь паломники, как правило, должны были покидать храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

714. О происхождении и содержании монтанизма см. фундаментальное произведение: Labriolle de P. La crishe montaniste. Paris, 1913, pp. 112—143- 715. Epiph. Haer, 48, 14. 716. Ibid, 49, 1. 717. Евсевий. Церковная история, V, 18,4, ср.: 11. 718. Labriolle deP. La crishe montaniste, pp. 207—293- 719. Евсевий. Церковная история, V, 17,4 720. Tertullien. De monogamia, 16. 721. Origene. Contra Celsum, VII, 9- 722. Ириней. Против ересей, I, 13, 3. См. возражения против этого-. NautinP. Lettres et ecrivains Chretiens. Paris, p. 42. 723. Cw..: RenanE. Marc Aurele, p. 293- 724. Tertullien. De anima, 9- 725. De virg. veland, 17. 726. Tertullien. De bapt, 17; De praesc, 41; Firm. Ep. 75 (среди писем Киприана). 727. Epiph. Haer, 49, 2; Евсевий. Церковная история, V, 16,4. 728. Origdne. Contra Celsum, VII, 9, 11. 729. Евсевий. Церковная история, V, 16,4—5. 730. Tertullien. In Prax., 1; Hippolyte. Philosophoumena, IX, 7. 731. Hippotyte. In Dan, III, 18. 732. Ibid. 733. Justin. Dial, 80, 1; Ириней. Против ересей, V, 31 —32; Евсевий. Церковная история, III, 28; VII, 25. 734. Евсевий. Церковная история, V, 18, 5,6, 9; 16, 20. 735. Евсевий. Церковная история, V, 16,22; Act. de Pionios, 21,5. 736. Евсевий. Церковная история, V, 3, 1—3. 737. Epiphan. Haer, 30, 15; Cyprien. Ер. 63. 738. См.: Enkrateia//RAC, V, pp. 343–349. 739. 1 Кор. 7, 25–38.97 740. 1 Clem, 28, 1—2; 48, 5. 741. VoobusA Celibacy, a requirement for admission to baptism in the early Sirian Church. Stockholm, 1951, pp. 15—20. 742. Этот вопрос хорошо освещен в работе: Nautin P. Lettres et ecrivains Chretiens, pp. 33—43. 743. См.: Евсевий. Церковная история, IV, 23. 744. Ириней. Против ересей, I, 28. 745. О Маркионе классическим трудом по–прежнему остается: Harnack A Marcion. Leipzig, 1924. 746. KungH. L " Eglise, p. 256. 747. Евсевий. Церковная история, V, 1,49 748. Origdne. Scol. in Luc, 1,1. 749. Ириней. Против ересей, IV, 26, 2. 750. Clement d " Alexandrie. Stromates, IV, 4. 751. Campenhausen vonH. Op. cit, p. 95. 752. Smyrn, 8, 2.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

447 В 9 в. Кодекс Испанской Церкви (т.н. capitula Angilramni) послужил основой для сборника Псевдо–Исидоровых декреталий ( Collectio сапонит Isidori Mercatori), включающего 50 Апостольских правил и 60 декреталий тридцати пап от Климента (1 в.) до Мелхиада (311–314) (ч. 1); четыре статьи, среди которых знаменитый исторический фальсификат – т.н. дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру (314–315), или «Константинов дар» ( Donatio Constantini); каноны восточных Вселенских и Поместных соборов и некоторых западных – Африканских, Испанских, Галльских (ч. 2); несколько статей и декреталии пап от Сильвестра до Григория II (715–731) (ч. 3). Помимо «Константинова дара», подложны все декреталии пап трех первых веков из первой части сборника, а также 35 декреталий из третьей части. Сборник в течение многих веков признавался подлинным и составил на Западе основу церковноправового строя. Из него заимствовал материалы Грациан, составивший систематический кодекс западного церковного права – «Декрет». Ныне нет сомнений в том, что компиляция Лжеисидора переполнена фальсификатами; общепринятым названием ее стало «Сборник лжедекреталий Псевдо–Исидора» ( Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori). Около середины 9 в. некто Бенедикт Левит (сам себя называющий диаконом Майнцской церкви, что вызывает возражения историков), возможный составитель Лжеисидоровых декреталий, составил, – якобы по поручению архиепископа Майнца Аутгара (825–847), якобы на основе архива Майнцского диоцеза, – три дополнительные книги капитуляриев, якобы пропущенных Ансегизом. В действительности это – на три четверти лжекапитулярии, которые содержат в себе, с многочисленными повторами, разнородный материал, почерпнутый из римского и германского обычного права, Св. Писания и творений отцов Церкви, а также из разных канонических и легистских сборников ( leges Visigothorum и Baiuwariorum, Libri Penitentiales и др.), с фальсифицированными дополнениями и изменениями. Первые два издания этого сборника ( Тилиуса: Paris, 1548, и Питеуса: Paris, 1588) неполны; целиком сборник издали Балюз в т. 1 Capitularia regum Francorum (Paris, 1677), Пертц (Monumenta Germaniae Historica: Leges. T. 2. Hanover, 1837), позже – Минь (PL 97) и Э. Зекель (Monum. Germ. Hist.: Capitularia. T.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010