III. Почитание в Риме. Самые ранние свидетельства относятся к рубежу V и VI вв. Согласно Liber Pontificalis , папа Симмах (498-514) построил при базилике Пресв. Девы Марии (см. Санта-Мария-Маджоре ) ораторий во имя мучеников (LP. T. 1. P. 262). Папа Римский Григорий II (715-731) учредил при этом оратории герокомий (приют для стариков); согласно др. версии жизнеописания, понтифик преобразовал уже существовавший герокомий в мон-рь (Ibid. P. 397-398). По мнению Л. Дюшена , 2-е свидетельство более достоверно, но В. Саксер полагал, что Григорий II учредил приют, на основе которого его преемник Григорий III (731-741) создал монашескую общину. Впосл. при ц. Санта-Мария-Маджоре возникли еще 3 мон-ря; их насельники совершали службы суточного круга в базилике. В XII в. на основе этих мон-рей был создан капитул каноников. Церковь бывшего мон-ря К. и Д., с XIV в. именовавшаяся в честь св. Луки, находилась за алтарем базилики. Храм был разобран по указанию папы Сикста V (1585-1590) при расчистке места, где находится совр. пл. Эсквилино (см.: H ü lsen. 1927. P. 239-240; Duchesne. 1973; Saxer. 2001). Ап. Петр и св. бессребреник Дамиан (?). Мозаика апсиды базилики Санти-Козма-э-Дамиано в Риме. V–VI вв. Ап. Петр и св. бессребреник Дамиан (?). Мозаика апсиды базилики Санти-Козма-э-Дамиано в Риме. V–VI вв. Базилика К. и Д. (Санти-Козма-э-Дамиано) была основана в 20-х гг. VI в. папой Римским Феликсом IV (III) (LP. T. 1. P. 279; ср.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 138). Для устройства церкви приспособили более раннее здание, предназначение и датировка к-рого вызывают дискуссии. Это прямоугольный зал с апсидой, находившийся в юж. углу Форума Мира (templum Pacis), который был построен при имп. Веспасиане (69-79). Здание было сооружено скорее всего в кон. II в., а в 1-й пол. IV в. к нему пристроили октагональный вестибюль (возможно, основное здание служило приемным залом префекта Рима или б-кой, а октагональная пристройка была храмом Юпитера Статора, основанным в III в. до Р. Х., или храмом Валерия Ромула, умершего в младенчестве сына имп.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Как только по распоряжению Льва III (начиная с 726 г.) иконы Христа, Богородицы и святых начали удалять из публичных мест и церквей, патриарх Герман (715-730) и папа Григорий II (715-731) встали на защиту почитания икон, а живший в завоеванной мусульманами области богослов Иоанн Дамаскин написал трактаты, направленные против иконоборчества. Аргументация защитников иконопочитания заключалась в том, что хотя Бог невидим по природе, Его можно и нужно изображать в Его человеческом естестве — как Иисуса Христа. С точки зрения православных, иконоборчество было равносильно отрицанию Боговоплощения. Иконоборческий собор, созванный императором Константином V в 754 г., ответил на это, что изображение Христа в Его человеческой природе означает или отрицание Его Божества, которое неотделимо от Его человечества, или несторианское рассечение Его единого Лица на два существа. Споры продолжались — главным образом на этих христологических основаниях — более столетия. Иконоборческие гонения были жестокими, и православные числят много мучеников той поры. Кроме Иоанна Дамаскина, почитание икон защищали два крупных византийских богослова — Феодор Студит (759-826) и патриарх Никифор (806-815). Народная поддержка иконопочитания направлялась влиятельными и многочисленными монашескими общинами, которые мужественно встретили гнев императора. Наконец, в 787 г. императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский собор (известный также как Второй Никейский), который осудил иконоборчество и подтвердил почитание (προσκνησις) икон, четко отличая его от поклонения (λατρ€α), которое подобает одному Богу. После вторичного подъема иконоборчества последовало окончательное «Торжество Православия» в 843 г. Последствия этого кризиса носили как богословский, так и культурный характер. На православном Востоке образы были навсегда признаны главными средствами богообщения, так что искусство, богословие и духовность оказались неразрывно связаны друг с другом. В то же время борьба за иконы укрепила авторитет монашества, получившего большее, чем в предшествующие столетия, признание в качестве действенного противовеса в византийском обществе произволу императорской власти. Но в то же время иконоборческий кризис способствовал отчуждению между восточной и западной половинами христианского мира. Поглощенные борьбой с исламом, императоры-иконоборцы небрегли своей властью и влиянием в Италии. Более того, в отместку за противодействие пап их религиозной политике они передали Иллирик, Сицилию и южную Италию из папской юрисдикции в константинопольскую. Униженный и брошенный своими традиционными покровителями, в страхе перед лангобардским вторжением, папа Стефан II встретил короля франков Пепина Короткого в Понтионе (754 г.), признал его покровительство и добился его помощи в создании папского государства в Италии, составленного из прежних византийских территорий. 5. Миссионерство: обращение славян

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ [лат. Sacramentarium Gelasianum], один из 2 основных типов древнего рим. Сакраментария (аналог визант. Евхология), важный источник по истории литургической жизни неразделенной Церкви. Название связано с ошибочной атрибуцией оригинального текста папе Геласию I (492-496) эрудитами XVII-XVIII вв., основанной на свидетельстве Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Известны 2 редакции Г. С.- древняя (Vetus) и смешанная (Mixta), к-рые различаются как по составу, так и по организации материала; 1-ю датируют примерно 2-й пол.-кон. VII в., 2-ю - VIII в. Gelasianum Vetus Рукопись Заставка из Сакраментария Геласия (Vat. Reg. lat. 326. Fol. 3v). Ок. 750 г. Заставка из Сакраментария Геласия (Vat. Reg. lat. 326. Fol. 3v). Ок. 750 г. Древняя редакция Г. С. сохранилась в единственной полной рукописи - Vat. Reg. lat. 316 (Reginensis), к-рая была написана ок. 750 г. недалеко от Парижа, вероятно в жен. мон-ре Шель. Ее оригинал был привезен во франк. земли из Рима (на это указывают особенности календаря). Один из формуляров мессы в 3-й кн. (Deus cuius arbitrio) Г. С. в этой рукописи, озаглавленный «Orationes in natali presbyteri qualiter debeat celebrare», написан др. почерком в IX в. и не является частью Г. С. (Fol. 195v). Окончание рукописи Reginensis, к-рое, по крайней мере с 1651 г., хранится отдельно (Parisin. Lat. 7193, VIII в. Fol. 41-56), содержит экзорцизм, Парижский Пенитенциалий (т. н. Simplex) и список апостолов (BHL, N 652). Впервые рукопись была опубликована кард. Джузеппе Томмази в 1680 г. (см.: PL. 74. Col. 1055-1243). Существует также неск. рукописей, в к-рых, как считается, сохранились фрагменты Gelasianum Vetus (CPL, N 1900). Тем не менее нек-рые исследователи сомневаются в возможности отнести эти памятники к Gelasianum Vetus, считая их восходящими к редакции Г. С. VIII в. ( Vogel. 1986. P. 65). Датировка Возникновение оригинала древней редакции Г. С. датируется временем между 628 (после установления праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Exaltatio Crucis) 14 сент. (LP. Vol. 1. P. 374)) и 715 гг. (до понтификата Григория II (715-731), к-рый ввел мессы для четвергов Великого поста). Хотя в Г. С. нет свидетельств о пении Agnus Dei , установленном папой Сергием I (687-701), набор Богородичных праздников может указывать на время его понтификата (LP. Vol. 1. P. 376, 381). Состав

http://pravenc.ru/text/161960.html

   Как только по распоряжению Льва III (начиная с 726 г.) иконы Христа, Богородицы и святых начали удалять из публичных мест и церквей, патриарх Герман (715—730) и папа Григорий II (715—731) встали на защиту почитания икон, а живший в завоеванной мусульманами области богослов Иоанн Дамаскин написал трактаты, направленные против иконоборчества. Аргументация защитников иконопочитания заключалась в том, что хотя Бог невидим по природе, Его можно и нужно изображать в Его человеческом естестве — как Иисуса Христа. С точки зрения православных, иконоборчество было равносильно отрицанию Боговоплощения. Иконоборческий собор, созванный императором Константином V в 754 г., ответил на это, что изображение Христа в Его человеческой природе означает или отрицание Его Божества, которое неотделимо от Его человечества, или несторианское рассечение Его единого Лица на два существа. Споры продолжались — главным образом на этих христологических основаниях — более столетия. Иконоборческие гонения были жестокими, и православные числят много мучеников той поры. Кроме Иоанна Дамаскина, почитание икон защищали два крупных византийских богослова — Феодор Студит (759—826) и патриарх Никифор (806—815). Народная поддержка иконопочитания направлялась влиятельными и многочисленными монашескими общинами, которые мужественно встретили гнев императора. Наконец, в 787 г. императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский собор (известный также как Второй Никейский), который осудил иконоборчество и подтвердил почитание (προσκνησις) икон, четко отличая его от поклонения (λατρ€α), которое подобает одному Богу. После вторичного подъема иконоборчества последовало окончательное «Торжество Православия» в 843 г.    Последствия этого кризиса носили как богословский, так и культурный характер. На православном Востоке образы были навсегда признаны главными средствами богообщения, так что искусство, богословие и духовность оказались неразрывно связаны друг с другом. В то же время борьба за иконы укрепила авторитет монашества, получившего большее, чем в предшествующие столетия, признание в качестве действенного противовеса в византийском обществе произволу императорской власти. Но в то же время иконоборческий кризис способствовал отчуждению между восточной и западной половинами христианского мира. Поглощенные борьбой с исламом, императоры-иконоборцы небрегли своей властью и влиянием в Италии. Более того, в отместку за противодействие пап их религиозной политике они передали Иллирик, Сицилию и южную Италию из папской юрисдикции в константинопольскую. Униженный и брошенный своими традиционными покровителями, в страхе перед лангобардским вторжением, папа Стефан II встретил короля франков Пепина Короткого в Понтионе (754 г.), признал его покровительство и добился его помощи в создании папского государства в Италии, составленного из прежних византийских территорий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ II РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий II (+ 731 ), папа Римский , святитель Память 11 февраля - преставление (Фин. , Зап. ), 13 февраля  (Итал. , Зап. ) Родился в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному римскому роду Савеллиев. С раннего возраста воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской библиотеке. В 710-711 годы в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору византийского императора  Юстиниана II . Григорий лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на некоторые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора , ряд канонов которого противоречили практике Римской Церкви. Так, 36-й канон предоставлял Константинопольской кафедре, при сохранении за нею установленного еще II Вселенским Собором второго места в диптихе после Римской, равные с той преимущества, что вызвало протест папы Сергия I. Визит папы Константина I на Восток имел целью преодолеть эти разногласия. Однако по его возвращении произошел новый разрыв Рима с Константинополем. Пришедший к власти путем военного переворота император  Филиппик Вардан созвал Собор в Константинополе  (712), который осудил решения VI Вселенского Собора и восстановил монофелитство , низложив патриарха Кира и заменив его Иоанном VI . 19 мая 715  года Григорий II был поставлен  папой Римским . Вскоре патриарх Иоанн VI , желая восстановить общение с Римской Церковью, прислал ему послание, однако папа Григорий II отказался признать его законным патриархом. При новом имп. Анастасии II папа отправил в качестве легата пресв. Михаила на Собор в Константинополе  (нач. августа 715 ), Собор низложил патриарха Иоанна и избрал на его место митр. Кизика Германа I .

http://drevo-info.ru/articles/13680135.h...

Разворачивается богословская полемика. Против иконопочитания, наряду с императором, выступают митрополиты Фома Клавдиопольский (из Гонориады) и Константин Наколийский (из Фригии), в защиту – константинопольский патриарх Гёрман I (715–730) и римский папа Григорий II (715–731), а также знаменитый энциклопедист и богослов Иоанн Дамаскин (точные годы его жизни неизвестны), живший за пределами Византийской империи, в Дамасском халифате Омейядов. Обосновывая свою позицию, Лев Исавр приводил пример ветхозаветных царей, которые стремились вернуть благоволение Бога через искоренение идолопоклонства. Император сравнивал себя с ветхозаветным царем-первосвященником, которого Господь после долгих веков «идолопоклонства» призвал к очищению веры «нового Израиля» – Церкви Христовой. Таким образом, за возвышенной богословской проблематикой стояла вполне земная практическая задача: вернуть Империи божественную помощь в военных и гражданских делах. Иоанн Дамаскин по праву считается главным противником иконоборцев. Он создал классификацию образов, в которых раскрывает себя «естественная икона», т.е. Сам Христос: от архетипических прообразов вещей и понятий (логосы) до «живописной и словесной иконы». Но главной заслугой Дамаскина стало четкое различение между двумя видами поклонения – служением (λατρεα), требующим жертвенной самоотдачи, и почитанием (προσκνησες), являющимся принципом поддержания иерархического порядка. Первое подобает воздавать лишь Богу, тогда как второе является общепринятой формой уважения и вполне допустимо в отношении икон. Патриарх Герман стремился избежать категорических обвинений в адрес императора и строил свою полемику на демонстрации губительности отказа от икон. Как и Иоанн Дамаскин , он делал различие между поклонением Богу и уважаемому авторитету и настаивал на допустимости изображения Христа как свидетельства истинности божественного воплощения. Указывая на примеры недопустимого поклонения «тварным святыням», иконоборцы сформулировали учение об «истинном поклонении в духе и истине» (ср.: Ин. 4:23–24 ), которое они противопоставляли почитанию икон, мощей и других материальных предметов. В основе этой концепции лежало неприятие формально-обрядового отношения к вере и требование возвращения к истинному и духовному почитанию Божества. В этом русле иконоборцы осуждали почитание изображений Христа и Богородицы, икон, мощей святых (подчеркивая при этом свое уважительное отношение к самим изображаемым). Единственным приемлемым образом Христа иконоборцы считали евхаристические Святые Дары – хлеб и вино, а единственным допустимым украшением храмов – Честной Крест (наряду с орнаментами).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако VI Вселенский Собор, созванный в 680–681 годах, при императоре Константине Погонате ( 654–685 ), осудил монофелитство, издав следующее вероопределение: «Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики, – да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению». Когда император поставил подпись под этим определением, епископы воскликнули: «Многие лета императору! Ты разъяснил совершенства двух природ Христа Бога! Ты разогнал всех еретиков!» Торжество Православия было вновь скреплено подписью императора. Иконоборческий спор Последний великий спор эпохи Вселенских Соборов относится к VIII–IX векам, когда Византия из могущественной империи превратилась в небольшое государство, теснимое с разных сторон арабами и варварами. Предметом спора было почитание икон, против которого выступил император Лев Исавр (716–741). В 726 и 730 годах им были изданы эдикты, запрещающие иконопочитание. Папа Римский Григорий II (715–731) и патриарх Константинопольский Герман (715–730) отказались подчиниться императорской воле. В 727 году папа созвал в Риме Собор, подтвердивший иконопочитание. Патриарх же за отказ подписаться под эдиктом был смещен, низложен и сослан. На его место избран патриарх-иконоборец Анастасий (730–753). Наиболее агрессивная фаза иконоборчества приходится на время правления Константина Копронима (741–770), который вошел в историю как жестокий гонитель иконопочитателей. В 754 году император созвал в Константинополе Собор, на котором 338 епископов подписались под иконоборческим вероопределением. После Собора гонения с особой силой обрушились на монашество, которое, в отличие от епископата, твердо стояло за иконопочитание: многие монахи стали исповедниками и мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В том же году Юстиниан II был свергнут и убит в ходе мятежа армянина Вардана, правившего под именем Филиппик (711–713). Новый император приказал отменить решения VI Вселенского собора и восстановить монофелитство, отправив в Рим указ о вере вместе с головой Юстиниана. Император-еретик не был признан папой Константином, который распорядился поместить на стенах базилики св. Петра картины с изображением всех шести Вселенских соборов. Вскоре Филиппик был свергнут, и отношения Рима с Константинополем нормализовались. 3. Иконоборческий кризис и сближение пап с франками Коренной перелом произошел на десятом году правления императора Льва III Исавра, когда тот в 726 г. инициировал гонение на иконы. Эта политика была решительно осуждена папами Григорием II (715–731) и Григорием III (731–741). Воспользовавшись разрывом между Римом и Империей, лангобардский король Лиутпранд начал планомерное наступление на византийские владения, в ходе которого пали Болонья, Римини, Анкона и, наконец, Равенна (751 г.). Следующей целью лангобардов был Рим, брошенный византийцами на произвол судьбы. В этой обстановке папы, фактически возглавившие гражданскую власть в Римском дукате, обратились за защитой к могущественным франкским королям. Папа Захария (741–752) установил контакты с Пипином Коротким, благословив избрание его королем франков после низложения последнего из «ленивых» Меровингов, а его преемник Стефан II (III) 65 (752–757) 28 июля 754 г. в церкви Сен Дени лично совершил королевское миропомазание Пипина и присвоил ему титул «патриция и протектора римлян». § 2. Рим и Франкская держава 1. Папский Рим под франкским протекторатом Отделившись от Византийской империи, Рим попал под опеку франкских королей. Сын и наследник Пипина, Карл Великий (768–814), ликвидировал Лангобардское королевство (774 г.) и фактически присоединил Рим к своей огромной державе, объединившей все христианские земли Западной Европы (за исключением Британских островов). Церковные вопросы занимали видное место в политике франкского короля, считавшего насаждение христианского образа жизни как среди своих подданных, так и у окрестных язычников одной из своих главных задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Лотарь, будучи энергичнее отца, приняв участие в делах империи, захотел воспользоваться и правами своими; он наложил на Рим следующую присягу: «Я клянусь не признавать никакого папы, избрание которого будет несогласно с канонами и посвящению которого не будет предшествовать со стороны избранного присяга императору, такая, какую только что написал Евгений I 243 » (824–27). Три года после избрания Евгения II был избран Григорий IV (827–44) и должен был подчиниться государственной власт 244 ; но отмщение готовилось разразиться вооруженною революцией. Все было приведено в действие Григорием против общественного закона (loi publique) в лице Людовика Благочестивого, представителя этого последнего: клерикальное войско, – монахи, священники, аббаты, с епископами во главе, – революция с оружием в руках под предводительством родных сыновей императора; а среди этих отцеубийц, среди их собственного стана, сам папа Григорий IV лично. Покинутого солдатами, побежденного без сражения, оскорбленного своими детьми Людовика, «короля Лира», хотел я сказать, замечает автор, влекут в церковь св. Медара, где епископы срывают с него императорские знаки отличия и одевают в рубище кающегос 245 . «Остановимся на этом деянии и подведем итоги, говорить автор: И так, во имя религиозного права с 715 до 731 г. в лице Григория II, с 731 до 741, в лице Григория III, с 816 до 844, в лице Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV папство в виду христианских народов, на высочайших ступенях христианской иерархии, разбивало скрижали ветхого и нового завета и всенародно попирало ногами четвертую, пятую, седьмую и восьмую заповеди Божии» (т.е. по нашему счислению 5, 6, 8 и 9-ую). «Таким образом, будучи далеко от того, чтобы в чем бы то ни было осуществить принцип и цели феократии, оно разрушало социальный и религиозный авторитет в Церкви, в государстве, в семействе, тот самый авторитет, который оно смешало с политическою властью, благодаря своему областному духу, «сатане семи холмов», римскому и цезарскому демону властолюбия. И все это совершилось по невежеству, по недостатку феократической мкдрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Сколько лет было папе когда он умер и от чего он умер? Святитель Григорий папой был в 590–604 годы, но ни кто не знает в каком году он родился. Приблизительно известно, что монашество он принял в 30 лет. Но от принятия монашества, до Папства, он как мы знаем служил диаконом, был послом в Константинополе и т.д., а это ещ1 более 10 лет. Точный возраст не известен. Известно, что папа сильно болел и последние 4 года он управлял Римской Церковью тяжело больным и не вставал с постели. А кто был папой до Григория и хороший ли тот был папа и ещё... после смерти Григория, новый папа продолжил церковные дела  Григория? До Григория папу звали  Пелагий Второй . Он был папой 11 лет Сын «варвара». Именно он и заметил Григория, рукоположил его в дьякона, отправил его послом в Константинополь. Так что папа Григорий многим обязан своему предшественнику. Но папство Пелагия было не столь успешное как Григория. И вот все те дикие народы, которые привёл в христианство папа Григорий, пытался, но не смог их привести в христианство папа Пелагий. Папа Григорий сделал многое из того, что хотел, но не смог сделать папа Пелагий. После папы Григория папой стал папа  Сабиниан . Он был доверенным лицом и первым помощником папы Григория, а потому выбор его в папы не был случайным. Но он управлял церковью уже не так хорошо как папа Григорий и народ был им очень не доволен. Да и во главе Римской Церкви он стоял менее двух лет. Хотя и он для Церкви оставил свои труды, ему приписывается авторство руководств по колокольному звону и совершению евхаристии. В истории Рима были ещё папы с именем Григорий? Папа Григорий Двоеслов , это был первый папа, кто взял себе имя Григорий. Потом после него папы брали имя Григорий ещё 15 пап: 2)  Григорий II , св., папа 715–731, при помощи св. Бонифация подчинил себе германскую церковь . 3)  Григорий III , папа 731–741, сириец, 4)  Григорий IV , папа 827–844; римлянин. был хороший администратор, 5)  Григорий V.  996–999, первый немец на папском престоле;  6)  Григорий VI , 1022, изгнан Бонифацием VIII. 

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010