О преемственности иноческой жизни в Далматовом мон-ре по отношению к Центр. России свидетельствует приход на Белое Городище из Н. Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова мон-ря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в мон-ре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ Д. написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в мон-ре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 304-318а). После 1651 г. в мон-ре принял постриг с именем Исаак сын Д., в 1666 г. ставший первым игуменом мон-ря, в 1702 г.- архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на кн. свт. Иоанна Златоуста «О священстве» (М., 1664), благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игум. Исааку в 1682 г., последний назван учеником Д. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.). Также учеником Д. считал себя первый Холмогорский и Важский архиеп. Афанасий (Любимов) , поселившийся в Исетской пуст. в нач. 50-х гг. XVII в. и проживший там более 10 лет. Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Кольчуга и шлем прп. Далмата. Сер.— 2-я пол. XVII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматов мон-рь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона . По-видимому, за связь со старообрядцами ок. 1668/69 г. был отстранен от настоятельства в монастыре игум. Исаак, в 1677 г. вместе с игум. Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский мон-рь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игум. Исаака были сняты в 1685 г. при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу Д. и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далматовой обители бывш. игум. невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов) (РГИА. Ф. 796. Оп. 7. 40. Л. 91 об.- 92). Существует гипотеза, что к мнению Д. апеллировали идеологи зауральского старообрядчества в полемике о сущности антихриста . А. Т. Шашков считает, что Д. принадлежит адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его» ( Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.)//Изв. Уральского ун-та. 2005. 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47).

http://pravenc.ru/text/168654.html

Иллюстрация к притче о краже репы из «Великого зерцала». Настенный лист. Худож. С. Каликина. 1905 г. (ГИМ) Иллюстрация к притче о краже репы из «Великого зерцала». Настенный лист. Худож. С. Каликина. 1905 г. (ГИМ) О популярности 2-го перевода «В. з.» свидетельствует также тот факт, что уже в кон. XVII в. он начинает редактироваться в соответствии со вкусами читателей, в первую очередь в сторону включения в сборник новых текстов. Вальчак-Срочиньская выделяет в составе 2-го перевода «В. з.» 9 «примеров», отсутствующих во всех польск. изданиях; все они посвящены 2 темам - царской власти и необходимости почитания книг. В кон. XVII в. в «В. з.» вошли переработанные иером. Никифором рассказы из др. переводного сборника - «Римских деяний», а также «Повесть о некоем юноши, иже сложи иноческий образ». Нек-рые статьи в «В. з.» являются рус. сочинениями, напр. ст. «Церковь восточная» и апокрифическая повесть «Како претерпе Христос Господь нашего ради спасения волею страсти на кресте» (помещена в «Учительном Евангелии» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) ). Позднее на рус. почве «В. з.» включило в себя такие широко распространенные памятники, как Житие Евстафия Плакиды ( Гладкова О. В. Византийская агиография в древнерусской литературе X-XVII вв. (на примере Жития Евстафия Плакиды)//Славянские лит-ры: Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации/XII Междунар. съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998. С. 51-53), повести об Иверской иконе Божией Матери, о Флорентийском Соборе, о Тимофее пресвитере, рассказы из синодика и др. Создавались новые редакции новелл из «В. з.» (напр., в рукописях: РНБ. Погод. 1384; ГПНТБ. Тихомир. 316). Одним из авторов пересказов был усть-цилемский крестьянин-книжник И. С. Мяндин ( Шварц Е. М. Повесть о Григории Чудотворце и идольском жреце в усть-цилемских рукоп. сб-ках//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 341-350). «Зерцало грешнаго». Гравюра В. Андреева. XVIII в. (БАН. Плюшк. 254) «Зерцало грешнаго». Гравюра В. Андреева. XVIII в. (БАН. Плюшк. 254) Повести из «В. з.» включались в повествовательные разделы синодиков , в Цветники, в лицевые сборники, через них и в устную народную словесность (духовные стихи, сказки и легенды). Ряд сюжетов из «В. з.», связанных с чудесами Богородицы, отразился в сб. «Зерцало Богородицы», составленном ок. 1828 г. в Мефодиевом Пешношском мон-ре (напр., списки: Афон, Пантелеимонов мон-рь. Slav. N 72, 74). Выборки из «В. з.» встречаются в сборниках начиная с рубежа 70-80-х гг. XVII в. вплоть до кон. XIX в., в т. ч. в старообрядческой среде. «В. з.» имели в своих б-ках Патриарх Адриан, Великоустюжский архиеп. Александр, Псковский митр. Иларион (Смирнаго), кн. А. М. Голицын, Ростовский митр. св. Арсений (Мацеевич) , Тверской архиеп. Феофилакт (Лопатинский) . Сборник хранился в монастырских книжных собраниях Николаевского Перервинского мон-ря, московского Симонова Нового мон-ря, Анзерского скита, в б-ках кафедральных соборов, напр. в Тобольске.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) И. приняла монашеский постриг в кон. 50-х гг. XIV в., возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в 1-й пол. 50-х гг. Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в., по всей видимости по благословению митр. Алексия, И. ввела общежительный устав в Алексиевском мон-ре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей ок. 1358 г. или, возможно, вскоре после основания московского Чудова мон-ря (1365). Эта ответственная миссия И. дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при И. 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского мон-ря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство мон-рю со стороны предстоятеля Церкви. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) Е. упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни И., ни Е. не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» (отразилась в синодике иером. Троице-Сергиева монастыря Мартиниана (ОР РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19, 1645-1649 гг.) и в синодике московского Новинского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря (ОР РГБ. Ф. 173/IV. 96. Л. 40, список 1716 г. с рукописи 1646 г.). В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря , появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» (ГМЗРК. Р-221. Л. 55 об., сер. XVII в.). В синодиках переяславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVII в., нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря кон. XVII в., коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря 1708 г. и др. имя И. опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» (ГИМ. Увар. 880. Л. 105; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 7-2 об.; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 407; Макарий (Веретенников). 1998. С. 81 и др.). Возможно, имя И. было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В нек-рых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» (ГИМ. Щук. 716. Л. 30; Макарий (Веретенников). 1998. С. 80).

http://pravenc.ru/text/1237863.html

Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. На вост. окраине Бухареста находится мон-рь Мэркуца с церковью, восстановленной во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. при Константине Брынковяну дочкой судьи Марка (или Мэркуцэ) Вишаной. Храм старейшего в городе мон-ря Михай-Водэ, основанного в XV в., построен Михаем Храбрым в 1589-1591 гг. по образцу церквей Раду Великого (нач. XVI в.). Он имеет 3 купола и двухуровневый декор, как в Дялу (ок. Тырговиште). Портал был создан в 1711 г., церковь перестраивалась в 1827-1838 гг., реставрировалась в 1928-1935 гг. В 1985 г. этот храм и вост. колокольня перенесены на др. место, холм Михай-Водэ был срыт. Активное церковное строительство пришлось на время правления Матея Басараба (1632-1654). В Бухаресте было реконструировано более 50 церквей в соответствии с новыми архитектурными принципами, расположением звонницы над пронаосом и строительством открытого колонного притвора. Были воздвигнуты церкви в Бэтешти (перестроена в 1764), во имя св. апостолов (звонница и живопись 1715), св. Параскевы в предместье Олтени (разрушена в 1987), св. Спиридона на антиохийском подворье (пронаос расширен в 1747), во имя свт. Николая (1646, 1827); монастырский комплекс Плумбуйта (основан ок. 1540, в 1647 сооружены княжеская резиденция и звонница над воротами). Ок. 1656 г. господарь Константин Шербан Басараб и его супруга Бэлаша заложили новый митрополичий собор во имя св. Димитрия (местонахождение мощей св. Димитрия Басарбовского, Болгарского) по типу церкви в Куртя-де-Арджеш с колонным портиком и звонницей; возведен в 1698 г. Сохранились фрагменты фресок 60-х гг. XVII в. и архиепископский трон (1730). Рядом, на месте игуменских покоев, был возведен патриарший дворец с часовней (60-70-е гг. XVII в.), в к-рой сохранились фрагменты декорации и резной иконостас 1723 г. (реставрирована в 1932-1935). Конструктивно-планировочное решение Димитровского собора повторено в церкви мон-ря Котрочени (1679, не сохр., граненые колонны со стилизованными сталактитами заимствованы из декора церкви в Куртя-де-Арджеш). Барочные формы портика собора были использованы мастером Григоре Корнеску в часовне Доамней (Княгинина), воздвигнутой по указанию кнг. Марии в 1683 г. (сохр. росписи греч. мастеров Константина и Иоанна).

http://pravenc.ru/text/153713.html

Поводом к основанию мон-ря в 1653 г. послужило поселение черкасских казаков под предводительством И. Дзиньковского, обосновавшихся в 1652 г. вблизи Дивногорья во вновь построенном г. Острогожске. Они пришли на рус. службу и получили разрешение на жительство в городской крепости в целях охраны и колонизации края. С казацким полком покинули Приднепровье и монахи, преследовавшиеся католиками и униатами. Впосл. иноки-малороссы стали первыми насельниками мон-ря. В 1651 г. монахи Густынского и Мгарского в честь Преображения Господня мон-рей Киевской митрополии бежали в пределы Русского гос-ва, вероятно, нек-рые иноки поселились в Острогожске. О том, что иноки Д. м. пришли с Украины, свидетельствовал и антиминс, выданный в 1640 г. на постройку монастырской Никольской ц. «митрополитом Киевским и Галицким Петром Могилой, экзархом Трона Константинопольского, при владении короля Польского Владислава Четвертого». Он хранился в Д. м. и часто служил неверным основанием для определения даты создания обители. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259) Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259) Во время крестьянской войны 1670 г. и до 80-х гг. XVII в. Д. м., находившийся на донских окраинах Русского гос-ва, подвергался набегам татар и «воровских людей». В случае опасности монахи укрывались в пещерах с неск. выходами. На колокольне рядом с колоколами стояли пушки. Летом и осенью 1670 г. Д. м. оказался на рубеже, разделявшем районы, контролируемые правительством, и восставший Дон, где действовали отряды под предводительством брата Степана Разина - Фрола. 26 сент. того же года у Д. м. состоялось сражение между основными силами разинцев на Дону и правительственными войсками. В 1671 г., при игум. Тихоне, 5 насельников, не выдержав беспокойной жизни, бежали из монастыря. Беглецы основали Никольский мон-рь на Девичьем городище у р. Псёл близ г. Суджа. В 1673 и 1677 гг. Д. м. подвергался нападениям татар. В 1686 г. Д. м. получил для охраны 2 пушки и 15 мушкетов. Во время Азовских походов царя Петра I рус. армия проходила мимо устья Тихой Сосны, и мн. участники походов оставили описания Д. м. Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра I служили в мон-ре литургию вместе с дивногорскими монахами.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) К нач. 70-х гг. XVI в. священники-кальвинисты нового поколения призывали к полному искоренению остатков католицизма в Церкви Англии во всем, что касалось обрядности, а также к упразднению епископата. В 1570 г. Т. Картрайт в Кембридже прочитал курс лекций о «Деяниях апостолов» и организации Древней Церкви, заявив, что структура Церкви Англии противоречит Свящ. Писанию; схожие идеи были высказаны в «Предостережении парламенту» 1572 г. Эти выступления положили начало пресвитерианскому направлению в англ. пуританизме, из которого в 80-90-х гг. XVI в. выделились более радикальные индепенденты (конгрегационалисты), которые де-факто вышли из Церкви Англии; нек-рые из них испытали влияние анабаптистов и меннонитов, известных в Англии с 1-й пол. XVI в. Значительные группы сепаратистов образовались в Вост. Англии (браунисты, последователи Брауна) и в Лондоне (барроуисты, последователи Генри Барроу). При восшествии на престол кор. Яков I Стюарт (1603-1625) попытался достичь компромисса с различными группами англ. протестантов, если они признавали его власть как монарха и главы Церкви, для чего в 1604 г. в Хамптон-Корте была созвана конференция, в к-рой участвовали пуритане и представители офиц. Церкви. Несмотря на определенные договоренности (король обещал провести реформу канонического права, поддержать создание нового перевода Библии и т. д.), к-рые были выполнены, нек-рые священники-пуритане отказались признать королевскую супрематию и были лишены приходов. Деятельность пуританской оппозиции и ее недовольство арминианскими симпатиями кор. Карла I Стюарта (1625-1649) и архиеп. Кентерберийского У. Лода стали причиной конфликтов монарха с парламентом. В 1-й пол. XVII в. и в период Английской революции среди индепендентов возникали многочисленные радикальные группы диссентеров - баптисты , квакеры , люди пятой монархии и др. В годы революции и протектората О. Кромвеля отменен Акт о единообразии и была предпринята попытка реформировать Церковь Англии по пресвитерианскому образцу и инкорпорировать в нее радикалов, влияние которых в отдельных регионах страны было весьма значительным. В 1654 г. создана пресвитерианская гос. Церковь, священники к-рой не должны были подписывать доктринальных документов, при этом отношение к не признавшим ее диссентерам оставалось терпимым.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Если Д. А. и Михаил Ярославич собирали силы для борьбы с Андреем и его ордынскими покровителями, то союзник московского и тверского князей - сидевший в Переяславле сын Димитрия Александровича Иван - отправился за помощью в орду Ногая. Еще до его возвращения Андрей Александрович привел из Сарая войско во главе с Неврюем и хотел идти походом на Переяславль. Д. А. и Михаил Тверской, собрав войска, стали у Юрьева-Польского и закрыли Андрею Александровичу дорогу. Стороны не решились на войну. На съезде во Владимире был заключен мир, участники съезда «поделившеся княжением... и разъехашася коиждо в свояси» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 249). Условия заключенного соглашения нам неизвестны. Ясно только, что вел. кн. Андрею не удалось занять Переяславль, но он сумел вернуть себе новгородский стол. Исследователи предполагают, что на этом съезде Д. А. и его союзники признали сидевшего в Сарае хана Тохту своим сюзереном, а он дал им ярлыки на их княжества. Если в 80-90-х гг. XIII в. Д. А. был членом, а затем главой сильного союза князей, противостоявшего Андрею Александровичу и его союзникам - ростовским князьям, то к нач. XIV в. положение осложнилось, т. к. Михаил Тверской перешел в ряды союзников вел. кн. Андрея. В 1300 г. на новом съезде князей в Дмитрове произошел разрыв отношений между Михаилом Тверским и Иваном Переяславским. В записи о съезде в Лаврентьевской летописи, к-рая в заключительной части отражает летопись, составленную при дворе Михаила Тверского, в перечне участников Д. А. указан на 3-м месте, после вел. кн. Андрея и самого Михаила. По всей видимости, Михаил уже не признавал Д. А. «братом стареишим». Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова мон-ря. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/171280.html

До 1764 г. М. П. м. был упразднен и обращен в приход - погост Макарьева Пустыня (или Макарий на Письме). Здесь находились храмы, дома служителей и кладбище. Макариевская церковь. 1909 г. Фотография. 2011 г. Макариевская церковь. 1909 г. Фотография. 2011 г. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенская ц. сгорела. Считается, что сруб, устроенный в подклете над погребением прп. Макария, не пострадал во время пожара. В 1786 г. был возведен деревянный храм Преображения Господня с приделом прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был построен и в 1821 г. освящен каменный Преображенский храм с приделами прп. Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана. Между 1879 и 1911 гг. придел прп. Павла был посвящен еще и прп. Макарию Писемскому. В 1907 г. церковь вновь сгорела и на ее месте возвели и в 1912 г. освятили 4-ярусный деревянный холодный храм во имя прп. Макария Писемского. Особенностью погоста являлось то, что в обоих его храмах находились раки. Рака в помещении Макариевской ц. была устроена над находящимся в подклете местом погребения основателя. В Преображенской ц. захоронений не было, и рака была «заместительницей» макариевской и служила для поклонения верующих в зимнее время года. В 1886 г. на погосте была открыта одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. в ней обучались 52 мальчика и 18 девочек. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на погосте жили только члены причта с семьями. В нач. 70-х гг. XIX в. здесь стояли 4 двора и проживал 21 чел., в 1907 г.- 5 дворов и 17 чел. В состав прихода помимо самого погоста входили 11 деревень. Численность прихожан в 1914 г. составляла 1481 чел. В XIX - нач. XX в. здесь ежегодно 6 авг. устраивалась Преображенская ярмарка. Каменный крест в Преображенском соборе. XVI–XVII вв. Фотография. 2011 г. Каменный крест в Преображенском соборе. XVI–XVII вв. Фотография. 2011 г. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового упразднения сельских храмов в Буйском р-не, церкви погоста избежали закрытия. В этот период была разобрана на кирпич каменная ограда, окружавшая оба храма. С сер. 30-х гг. XX в. при Преображенском храме жила принявшая в 1924 г. тайный постриг мон. Евгения (Андреева Анна Павловна; 1898-1942). В 1932 г. в составе группы «контрреволюционного духовенства» Буйского р-на она была осуждена на 3 года лагерей и отправлена в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж. д.), в 1933 г., после досрочного освобождения, поселилась на Макариевом погосте. По обвинению в антисоветской агитации мон. Евгения вновь была арестована 20 нояб. 1941 г. и расстреляна 30 июля 1942 г.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Прп. Евфросин Тверской. Фрагмент иконы. Нач. XXI в. Прп. Евфросин Тверской. Фрагмент иконы. Нач. XXI в. Между 1447 и 1452 гг. Е. исцелил тяжело заболевшую дочь Тверского вел. кн. Бориса Александровича Марию (1442-1467), в 1447 г. обрученную с буд. вел. кн. Иоанном III Васильевичем (брак был заключен в 1452). Умиравшую девочку по повелению кн. Бориса Александровича тверские бояре и духовенство привезли в отшельническую келью Е. и просили святого помолиться о ее здоровье, говоря: «Аще сия жива будет твоих ради святых молитв, отче, то два царства смириши». Преподобный, считая себя недостойным и грешным, долго отказывался, но, умоленный, повелел перенести девочку в храм Савватиева мон-ря, куда вскоре пришел сам и долго молился Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, после чего княжна выздоровела. Возможно, Е. в конце жизни был настоятелем Савватиева мон-ря. Его имя названо среди настоятелей обители в известном в выписках синодике Савватиева мон-ря (70-е гг. XVII в.), где записано поминание «настоятелей и начальников обители сея: Савватия преподобного, Парфения, Досифея, Евфросина, Нектария преподобного» (синодик Савватиева мон-ря; см.: Егоров, Иванов. 2006. С. 187-189. Вкл. 1. Л. 7). Местное почитание Е. несомненно существовало к кон. XVII в., как об этом свидетельствует синодик расположенного неподалеку от Савватиевой обители Оршина в честь Вознесения Господня мон-ря (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. 1776, 1689 г.), в к-ром записано поминание «начальников Саватиевы пустыни преподобных отец Саватия, Парфения, Евфросина, Дорофея». С сер. XIX в. имя Е. вместе с именем прп. Савватия помещалось в общерус. месяцесловах. Имя Е. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) , но празднование Собору тогда не утвердилось. Празднование Собору Тверских святых было установлено в 1979 г., этот год может считаться годом общерусской канонизации Е. Отдельных дня памяти, тропаря и кондака Е. нет. Иконография Древняя иконография Е. неизвестна. В XIX в. существовали образы, на которых представлены прп. Савватий и Е. Одна из таких икон находилась в Знаменской ц. в Савватьеве. На ней были первоначально изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие - святые, которых церковные власти в 1-й пол. XIX в. требовали почитать вместо «неканонизированных» прп. Савватия Тверского и его учеников. Существует предание, что образы Соловецких преподобных были написаны в 40-х гг. XIX в. по живописному слою кон. XVIII в. с изображениями прп. Савватия Тверского и Е. В 80-х гг. XIX в. на иконе были сделаны новые надписи: «прп. Евфросин Тверской» и «прп. Савватий Тверской», причем прежние имена не были закрашены. Исправленную икону с «двойной» надписью видел А. А. Митропольский ( Митропольский. 1899. С. 55-56). Икону носили во время крестных ходов, в частности 15 июня 1897 г. ( Егоров, Иванов. 2006. С. 239). После 1917 г. она была утрачена.

http://pravenc.ru/text/187850.html

Временем рождения А. Р. большинство исследователей считают дату ок. 1360 г., однако эта дата условна. «Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 г. «в старости велицей». Считая, что «старость великая» наступала в 70 лет, исследователи арифметическим расчетом получают 1360 г. Существует также мнение, что А. Р. родился в 70-80-х гг. XV в., поэтому он не упоминается в источниках до 1405 г. («Житие преподобного Андрея Рублева», составленное в 1988; Г. В. Попов). В сообщении Троицкой летописи о росписи Благовещенского собора Московского Кремля А. Р. назван «чернецом», след., Андрей - это монашеское имя, мирское имя иконописца неизвестно. О родителях А. Р. известия не сохранились. Нек-рые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении А. Р. из старой ремесленной фамилии ( Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272). Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Уточнить место рождения А. Р. и начало его творческой биографии пока не представляется возможным. Сохранившиеся известия связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Все известные монументальные работы А. Р., за исключением 2 последних росписей, выполнены по заказам московских князей. На иконах начиная с XVII в. встречаются надписи: «А письмо сий образ бывшего государева мастера московского Рублева» ( Плугин. Мировоззрение. С. 24-25). Время монашеского пострига А. Р. определить трудно, вероятно, это произошло незадолго до 1405 г. Житие прп. Сергия и более поздняя агиографическая традиция свидетельствуют, что скорее всего иноческая жизнь А. Р. была связана с Андрониковым мон-рем. В «Отвещании» прп. Иосифа Волоцкого «учителем» А. Р. назван иконописец Даниил, его друг и сопостник. Возможно, прп. Иосиф говорит здесь об отношениях духовного ученичества. «Отвещание» сохранило черты духовного облика А. Р., к-рый через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, А. Р. и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13. Стб. 557-558). Духовная жизнь А. Р. была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского - преподобными Андроником Московским , Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским , Афанасием Высоцким .

http://pravenc.ru/text/115312.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010