В Сольвычегодске сохранились оклады со складня (или с неск. складней?) письма П. (1-я четв. XVII в., СИХМ). Вероятно, из-за продажи створок складня, хранящихся ныне в Музее-квартире П. Д. Корина (ГТГ), эти оклады были перенесены на иконы-копии XIX в. «Св. Иоанн Богослов» и «Богоматерь» (обе - в СИХМ; см.: Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009. С. 308. Ил. 302; Пивоварова. 2017. С. 544 (кат. 1. 80-81)). Хотя количество дошедших до нас авторских работ П. слишком мало, чтобы представить подробную картину его творчества или авторского стиля, сопоставление их с произведениями др. строгановских мастеров или иконописцев-современников дает возможность сделать некоторые заключения. П. был мастером мелочного и узорочного письма, убежденным последователем мастера Прокопия Чирина, чей стиль можно считать эталонным для позднего грозненского периода, эпохи царя Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Вероятнее всего, живописный и иконографический опыт П. приобрел в столице; его иконы - это композиции на исторические сюжеты о главных реликвиях вост. христианства - принесению 16 авг. 944 г. в К-поль из Эдессы Нерукотворного образа Спасителя на Убрусе (т. н. Мандилион) или Положению пояса Пресв. Богородицы (празд. 31 авг.) или посвящены редким памятям, как, напр., преподобных Раифского мон-ря в окрестностях Синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины, погибших при нападении арабов в IV-V вв. (упоминания об этом есть в «Хождении купца Василия Позднякова по св. местам», ок. 1558). Его композиции - многофигурные, со сложным сочетанием архитектуры и ландшафта, полные тонких декоративных элементов, со светлым колоритом, с сочетанием изысканных, драгоценных по цвету, обильных по тональным оттенкам красок - напоминают лучшие образцы мировой миниатюрной живописи. В них достигают своего предела стиль и приемы мастеров, работавших над Лицевым летописным сводом (70-е гг. XVI в.) и Лицевыми житиями вселенских и рус. святых (80-90-е гг. XVI в.). Графическая основа стиля П. в сочетании с великолепной технико-технологической подготовкой доски и с живописной работой не позволяет его произведениям утратить эстетическое и живописное совершенство. Среди строгановских мастеров стиль работ П. ближе всего к стилю произведений иконописцев Никифора Савина, Семена Бороздина.

http://pravenc.ru/text/2579966.html

Исполненный в стиле украинского барокко, 1-главый Введенский храм датируется 70-80-ми гг. XVIII в. (в разных источниках: 1770, 1778, 1780, 1788). Прежний одноименный храм, построенный Анной Бриславской, был деревянным и сгорел в 1756 г. Северо-западнее Введенской церкви, у северного звена ограды, в 1814 г. возведена 3-ярусная колокольня. Севернее Введенского храма расположен 2-этажный корпус, устроенный в 1998-2000 гг. на руинах трапезной церкви св. прор. Илии, которая была создана в нач. XIX в. и расширена в 1846-1850 гг. с добавлением придела свв. жен-мироносиц. 2 более ранних деревянных храма св. прор. Илии стояли восточнее Введенской церкви, при этом один был поставлен при Анне Бриславской, другой – в 1757 г. Юго-западнее Введенской церкви в 2006-2008 гг. построен 2-этажный Игуменский корпус. На светском участке, южнее Введенского храма, вдоль ул. Богуна протянулся большой 3-этажный корпус, нижний и средний этажи которого построены в 1857 г. (верхний – надстроен в советское время, когда здание было отдано под гражданские квартиры, существующие поныне, кроме нескольких комнат, выделенных монастырю в кон. 1990-х гг.). Святыни [ править править код ] В числе святынь обители – датируемый XVI в. список Толгской иконы Божией Матери (подарен в 2000 г. игуменией Толгского монастыря Варварой, уроженкой Черниговщины) и написанный в 1885 г. на Святой Горе Афон список иконы Божией Матери «Достойно есть» (подарен в 2002 г.). Престольные праздники [ править править код ] Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Празднование в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы — 8 (21) августа Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — 11 (24) июня Местонахождение [ править править код ] Монастырь расположен восточнее территории Старого города, в бывшем предместье Авдеевке (которое заселялось с XVII в. и носит имя своего 1-го жителя). Историческая территория монастыря – городской квартал, протянувшийся с запада на восток и ограниченный с севера ул. Авдеевской, с запада – безымянным переулком и сквером, с востока – пер. Школьным, с юга – ул. Ивана Богуна.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

В 40-50-х гг. В. работали над созданием деталей церковных интерьеров и утвари: киотов, престолов, жертвенников, аналоев, архиерейских кресел, канунов, дарохранительниц, паникадил, клиросов и т. д. Михаилом, Сергеем и Василием было создано более 20 изделий для оформления интерьера ц. во имя свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве, предметы для Успенского собора в г. Дмитрове; Михаил работал для церквей свт. Николая в Кузнецах в Москве и Спаса Всемилостивого в г. Солнечногорске. В 1956-1957 гг. Михаил и Василий сделали ряд предметов для убранства малого собора Донского мон-ря, в т. ч. большой киот над гробницей св. Тихона , Патриарха Московского и всея Руси. Их изделия, выполненные в традиц. для московских храмов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. манере, искусно сочетали позолоченную резьбу с полированными поверхностями фона белого цвета. В послевоенные годы В. реставрировали предметы интерьеров храмов Москвы и Московской епархии. В 1946 г. Михаил, Сергей и Василий были приглашены для реставрации иконостасов и киотов ц. в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. Позднее Михаил и Петр работали в церквах в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище и Всех святых во Всехсвятском (близ станции метро «Сокол»). Михаил участвовал в реставрации деревянной резьбы в церквах: Успения Пресв. Богородицы Новодевичьего мон-ря, Покрова Пресв. Богородицы в МДА, Ризположения на Донской ул., Крестовоздвижения в с. Татаринцеве Московской обл. и Троицком соборе в Подольске; Петр - в московских храмах апостолов Петра и Павла на Солдатской ул., Воскресения Христова в Сокольниках, храмов в Коломне. С 1966 г. Михаил стал трудиться реставратором во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате Мин-ва культуры СССР; принимал участие в восстановлении пространственной позолоченной резьбы иконостасов работы мастеров XVII в. церквей Св. Троицы в Троице-Лыкове и Покрова Пресв. Богородицы в Филях. Он также был привлечен к реставрации мебели в санатории «Узкое» (бывш. усадьба П. Н. Трубецкого) и в музее В. М. Васнецова в Москве, участвовал в восстановлении резного декора интерьеров зданий Московского Кремля. Последней крупной реставрационной работой Михаила на рубеже 70-80-х гг. было восстановление резного позолоченного декора т. н. Золотых комнат дома Демидова в Гороховском пер. в Москве (ныне здание Московского гос. университета геодезии и картографии). Во мн. работах ему помогали дочь Раиса (род. 17.05.1947) и сын Николай (род. 6.08.1957).

http://pravenc.ru/text/155244.html

Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака - сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа - история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева - ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» - см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа - ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты - Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева - РНБ. Собр. Олсуфьева. 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.

http://pravenc.ru/text/182739.html

В марте 1671 г. в результате усилий со стороны П., к-рый в то время жил на о-ве Тенедос, Мефодий III был вынужден оставить патриаршее служение. П. занял К-польскую кафедру в 3-й раз, однако уже через полгода был заменен Дионисием IV Серогланисом . В янв. 1672 г. П. принял участие в К-польском Соборе под председательством нового патриарха. Причиной созыва Собора стали споры франц. католиков и протестантов о Евхаристии , в ходе к-рых каждая из сторон в подтверждение своей т. зр. ссылалась на позицию Восточной Церкви. П. совместно с др. участниками заседаний подписал соборный Томос, в к-ром было подтверждено учение о реальном присутствии (греч. πραγματικ παρουσα) Христа в евхаристических Дарах. Согласно Томосу, хлеб и вино реально, истинно и действительно претворяются (μεταποιεται... πραγματικς κα ληθς κα κυρως) в Тело и Кровь Христовы. Впосл. П. еще дважды занимал Патриарший престол. В 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. русское правительство по-прежнему принимало активные меры, направленные на улучшение положения православных, проживавших на территории Речи Посполитой; основным способом достижения указанной цели стали переговоры русских и польско-литовских дипломатов. Однако летом 1681 г. гетман Левобережной Украины Иван Самойлович счел необходимым несколько изменить тактику и начал добиваться присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, к чему начало склоняться и правительство Российского гос-ва. Кандидатом Самойловича на митрополичью кафедру был Гедеон (Святополк-Четвертинский) , еп. Луцкий, однако рус. власти настаивали на др. претенденте - архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентии (Гизеле) . В архивах Малороссийского приказа сохранился перевод на «белорусское письмо» грамоты П. от 7 февр. 1685 г. Греч. оригинал документа, по всей видимости, утерян. В июне 1685 г. перевод был вручен царскому представителю воеводе Севского полка Л. Р. Неплюеву. По словам последнего, он видел, как посланцы гетмана повезли греч. текст в Киев для того, чтобы показать его участникам Собора, который должен был избрать митрополита (Воссоединение Киевской митрополии с РПЦ. 2019. 122. С. 429-430). В грамоте, скрепленной подписями 12 митрополитов К-польского Патриархата, было одобрено предложение о посвящении нового митрополита Киевского в Москве патриархом всея Руси и его архиереями (Там же. 118. С. 416-418).

http://pravenc.ru/text/2579103.html

Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время. Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1881 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1881 г. 17 авг. 1500 г. в Москве произошел большой пожар, в к-ром пострадала и обитель: «...на осьмом часу дня, загореся на Москве у Бобра на Большом посаде и погоре от Москвы реки до Ниглимны и пушечные избы и Рожественный монастырь» (Там же. Т. 8. С. 240). После пожара, в 1501-1505 гг., был возведен в традициях раннемосковского зодчества одноглавый каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1547 г. мон-рь горел, в восстановленном после пожара соборе был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. Обитель пострадала в Смутное время, но первые цари из династии Романовых Михаил Феодорович и Алексей Михайлович подтвердили прежние владения мон-ря и дали новые грамоты. В ладанных книгах 1613, 1617 и 1619 гг. зафиксирована выдача ладана для монастырского собора и его Никольского придела с указанием ряда священно- и церковнослужителей ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: (Опыт справ.-указателя)//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. (Изв. Ин-та христ. культуры средневековья; Т. 1). С. 166). В XVII в. финансовую поддержку М. Р. м. оказывали князья Лобановы-Ростовские, на средства к-рых в 70-х гг. XVII в. были построены усыпальница при соборе, каменная ограда с 4 башнями и теплый трапезный храм во имя свт. Иоанна Златоуста. В XVII в. близ собора была сооружена и шатровая колокольня. В 80-х гг. XVIII в. была перестроена старая каменная ограда. Записные книги приказа Тайных дел содержат предписание от 22 февр. 1674 г. о выдаче «в Рожественской [монастырь] 71 человеку 7 осетров, пуд 31 г(ривенка) меду, масла тож, (проса) 2 чети с полуосминою» (РИБ. 1907. Т. 21. Стб. 1714), позволяющее предположительно судить о численности сестер. Известен также ряд монастырских документов XVII в., хранившихся в Музее П. И. Щукина (Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. М., 1897. Ч. 2. С. 3-5). Сохранилась небольшая книга записи вкладов в обитель в кон. XVII в. (ГИМ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 14). И. А. Булыгин обратил внимание на опись монастыря 1701 г. из фонда Монастырского приказа (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 38а. Л. 1 - 83 об.; Булыгин. 1977. С. 317). Некоторые монастырские документы, относящиеся к 40-80-м гг. XVIII в., гл. обр. по личному составу, хранятся в фонде Московской духовной консистории (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 245, 221 ед. хр.).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

С 50-х гг. XVII в. Е. м. ежегодно продавал до 2 тыс. пудов «монастырской ржи». В качестве продавцов выступали вкладчики мон-ря, к-рые вели торговлю в Туруханске, Енисейске, Нерчинске, Якутске и др. Кроме того, обитель активно занималась солеваренным промыслом, в Усольской вотчине действовала варница. В 70-х гг. продавали до 1,5 тыс. пудов соли в год, в 80-х гг.- до 3-4 тыс. пудов. К 1680 г. обитель владела 34 крестьянами, из которых 29 жили по «отцовской вечной записи», 5 - по срочной записи на 10 лет. В 1686 г. владения Е. м. составили ок. 3 тыс. дес. земли, «пригодной для земледелия и скотоводства», не считая болотистой и таежной. В 1696 г. насельник Е. м. мон. Иоаким (Путилов) подал прошение о разрешении строительства часовни на правом берегу Ангары у Кашиной шиверы (порога), в 600 км от Енисейска, и о пожаловании пашни. Вскоре мон. Иоаким построил скит, преобразованный затем в Спасскую пуст., удачно располагавшуюся на промысловых путях. Здесь останавливались торговые и промысловые экспедиции, направлявшиеся к тунгусам. Е. м. вел успешную торговлю с тунгусами, зачастую оказывая им продовольственную помощь. К сер. XVIII в. 400 дес. монастырской пашни обрабатывали 396 крестьян: сеяли рожь, овес, ячмень. В 1762 г. в монастырских амбарах хранилось свыше 9 тыс. пудов зерна, из них ок. 3 тыс. предназначалось для внутреннего потребления. В 1764 г. Е. м. отнесен к штатным обителям 3-го класса с 13 насельниками (настоятель, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника), все владения переданы казне. В 1796 г. мон-рю были отведены 39 дес. сенокосной земли, из к-рых 9 находилось в «неудобных местах и болотах», рыбная ловля на р. Енисее, мельница на р. Песчанке. В 70-х гг. XIX в. каждому насельнику отпускалось из казны от 167 до 191 р. Спасский собор (1735-1756) и колокольня (между 1765 и 1772) Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (ГПИБ) Спасский собор (1735-1756) и колокольня (между 1765 и 1772) Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (ГПИБ)

http://pravenc.ru/text/189971.html

При блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча». Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество ), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей. Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу . Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники. В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.

http://pravenc.ru/text/154967.html

Причастен «Благословлю Господа» с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 32 об.) Причастен «Благословлю Господа» с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 32 об.) В работах дореволюционных исследователей помещено несколько фотографий 2- и 3-голосных записей песнопений, в т. ч. снимок с рукописи сер. XVII в. РНБ. Солов. 690/752, опубликованный Смоленским в качестве образца кокизника К. н. ( Смоленский. 1911. С. 100). Т. о., в ранний период изучения древнерус. певч. наследия была поставлена проблема бытования К. н., определена ее связь с многоголосными записями, выявлены отдельные памятники К. н. и дана их первоначальная оценка. Высказанные положения не всегда представляются верными, а те, к-рые не вызывают возражений, не аргументированы. В исследованиях этого периода только намечаются принципы работы с рукописными источниками, многое постигается скорее интуитивно, нежели в результате тщательного анализа. Дальнейшую разработку проблема многоголосия и фиксирующей его нотации получила в работах 2-й пол. XX - нач. XXI в. Исследователями существенно расширена источниковедческая база, заложены основы углубленного изучения различных стилей многоголосия. Однако термин «казанская» применительно к нотации, фиксирующей подголосочно-полифоническое многоголосие, почти не употреблялся. М. В. Бражников , Н. Д. Успенский , И. А. Гарднер , Е. Е. Шавохина, Г. А. Пожидаева (в ранних работах) нотацию многоголосия с резко диссонантной вертикалью определяли как демественную ( Бражников. 1979. С. 20; Успенский. 1971. С. 265; Gardner. 1967. S. 518; Шавохина. 1987. С. 86; Пожидаева. 1986. С. 64; Она же. 1993 С. 458). И. Е. Ефимова называет нотацию раннего многоголосия демественно-путевой ( Шиндин, Ефимова. 1991. С. 141), а позднего многоголосия - демественной (Там же. С. 131). Похожее название нотации многоголосия - «путно-демественная» - присутствует в работах А. В. Конотопа и Н. Б. Захарьиной ( Конотоп. 2005. С. 92, 97; Захарьина. 1999. С. 42, 43).

http://pravenc.ru/text/1319806.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010