1Ин.4:12 . Бога виде никтоже нигдеже. Параллельными местами к приведенному служат: Бога никтоже виде нигдеже; Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ); Бог живет во свете… неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим.6:16 ). В этих местах говорится о невозможности для нас видеть телесными очами самое существо Божие. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ), – тогда увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ), – тогда будем подобны ангелам, которые «на небесах всегда видят лицо Отца… Небесного» ( Мф.18:10 ). Но из этой невозможности для нас зреть телесными очами самое существо Божие не вытекает вовсе запрещение употребления св. икон, как думают сектанты. На св. иконах мы изображаем не самое невидимое существо Божие, а изображаем Бога так, как Он благоволил открываться нам, и преимущественно представляем Его в человеческом образе, ибо Сам Единородный Сын Божий принял на Себя зрак раба, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек ( Флп.2:7 ), в Нем живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). Пусть сектанты гордятся своим духовным христианством, но, настаивая на этой духовности, они не понимают истинного существа человеческой природы, которая всегда нуждается в видимом, чувственном, чтобы посредством него возвышаться к невидимому, небесному. Ап. Иоан учит: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). И в своей любви к невидимому Богу мы, следовательно, возвышаемся и укрепляемся чрез любовь к видимому нами брату своему. 1Ин.5:21 . Чадца, храните себе от идол. Сектанты ссылаются на это место, как и на предшествующее, в доказательство запрещения употреблять священные изображения. Но если под «идолами» Апостол разумеет языческие кумиры, то нет нужды долго разъяснять, что между языческими кумирами и христианскими св. иконами нет никакого сходства: в первых почитается самое видимое, или видимое обожествляется, во вторых же видимое служит только знаком невидимого и таким образом оно облегчает нашему духовному взору возноситься к невидимому. Гораздо, впрочем, вероятнее, что под «идолами» разумеются здесь не языческие кумиры, а языческие ложные божества. Такое понимание вполне оправдывается предшествующем стихом, где Апостол говорит, что «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного», – а отсюда естественный вывод, что верующие должны хранить себя от почитания ложных языческих божеств. Кто обратился к Богу живу и истинну, тот не должен уже служить ложным языческим богам ( 1Сол.1:9 ). –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она мне сказала. Я приготовила эту сумму. Но по дороге в больницу приняла решение, что эти деньги пожертвую на строительство храма. " Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. … У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " . Я так и сделала. Тихонько положила в ящик и незаметно с молитвой ушла: " Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием всемощного Врача, Христа Спаса нашего " … И вот первое обследование — УЗИ. Панкреатит не подтвердился. Ура! Подозрение на язву. Назначена гастроскопия. Муж, естественно, нервничает. Накануне вечером говорю: " Все будет хорошо. Ты мне веришь? " — " Верю " . Утром звонит и довольным голосом сообщает, что уже все. — Что значит все? — Все в порядке. У врача, делавшего обследование, очки на лоб поднялись от удивления. Он сказал, что у меня даже воспалительного процесса не наблюдается, не то что язвы! Через неделю муж похудевший, повеселевший, не только выздоровевший, но и отдохнувший от изматывающей работы вернулся домой. Я со слезами призналась, что потратила деньги " не по назначению " . И снова молилась, теперь уже благодаря и прославляя: " Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе предвечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея " …. Прошло время. Позади обучение на курсе. Столько всего узнано, и столько предстоит узнать! Но не прошла со временем моя уверенность, что избавление от неизлечимой болезни — это чудо. И оно навсегда останется со мной. Не важно, что думает об этом мой неверующий муж, не важно, как относятся окружающие… Главное, я ЗНАЮ. Я ВЕРЮ. Анна, г.Николаевск, 20 лет. ПИК 2009-2. Группа 7. Мне кажется, я всегда знала или чувствовала, что Бог есть.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

Около этого времени венгерский король, бывший в Дунайских странах, пожелал видеть святого Мефодия. Многие убеждали Мефодия, из опасения мучений, не ходить к этому королю, но святой Мефодий пошел. Венгерский князь, как и подобает королю, встретил Мефодия с честью, беседовал с ним и отпустил его с большими дарами. Прощаясь, король сказал святому: «Вспоминай меня, честный отче, всегда во святых твоих молитвах». Так заботился святой Мефодий о своем стаде, отыскивая верных последователей Христу во всех странах и заграждая многоречивые уста. Он вместе с апостолом мог сказать: «Течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим. 4:7, 8 ). Когда же приблизилось время принять святому Мефодию покой от страданий и награду за многие труды, стали спрашивать его: – Кого, честный отец и учитель, ты укажешь из своих учеников твоим преемником? Показывая на одного из своих учеников, Горазда, святитель сказал: – Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником. В цветную неделю святой Мефодий пришел в церковь и не мог служить от слабости, а только помолился за царя греческого, князей славянских, клириков и весь народ и сказал: – Посмотрите за мной, дети, до третьего дня. И действительно на рассвете третьего дня святой Мефодий со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», почил о Господе на иерейских руках. Это было 6 апреля 885 г. Отпевание совершали по латыни, гречески и славянски, и положили его в соборной церкви в Велеграде. За погребением собралось бесчисленное множество народа. Тут были и мужчины и женщины, и большие и малые, и богатые и бедные, свободные и рабы, вдовы и сироты, странники и туземцы, больные и здоровые. Все провожали со слезами такого доброго учителя и пастыря, бывшего для всех всем, «да вся приобрящет». Ты святая и честная главо! свыше в своих молитвах вспоминай и нас, тебя призывающих, и избавляй от всех напастей своих учеников, распространяющих Христово учение и обличающих ереси, чтобы, выполнив с достоинством свое звание в этой жизни, стать с тобою твоему стаду одесную сторону Христа Бога нашего, получив от него жизнь вечную. Ибо Тому подобает слава и честь во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Столб облачный был мраком и тьмою для египтян, а для израильтян – освещающим светом. Отроки еврейские в Вавилоне, верные единому Богу, не поклонились золотому истукану на поле Деире и по повелению царя Навуходоносора были брошены в печь, но остались в ней не опаленными от огня и, славя Бога, ходили в печи, как в цветнике 62 . И среди львов остался невредимый пророк Божий Даниил, который (по словам тропаря в Неделю святых отец) «львов пастырь, яко овцам, являшеся». Но эти же львы тотчас растерзали брошенных к ним обвинителей пророка из числа идолопоклонников. Будем помнить, что Господь наш есть «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). «Саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас» ( Иоил.2:25 ). Господи! «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем» ( Прем.16:16 ). 37 «В себе мы носим черты Того, родом Которого должны похваляться; будучи малым миром, мы в то же время представляем собою наместников Бога на земле, чтобы себя и мир представлять Богу и быть живою связью между миром и Богом» (Лютард X. Апология христианства. СПб., 1892. С. 94). 38 «Нравственность, по этимологическому своему значению, – определяет о. И. Янышев , – есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках... Более или менее прочное настроение воли человека есть то дерево, о котором Спаситель говорил, что о нем другие могут узнать только по плодам его: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:17–20 ). Внешние действия, в которых выражается это настроение, и постоянство которых составляет нрав людей, суть плоды добрые или худые, свидетельствующие пред всеми о качестве самого настроения; а чувствования, приятные или неприятные, соединенные с сознанием как настроения собственной воли, так и его выражения в жизни, этот внутренний критерий или признак того, нравственно или безнравственно, хорошо или худо это настроение можно разуметь под тем светильником или оком души, о котором Спаситель говорил, что «если этот светильник погаснет в человеке, или если око потеряет свою чистоту, или даже сам превратится в мрак, сделается тьмою, то какова же будет тьма в человеке?» (ср.: Мф.6:22–23 ). Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от Святого Причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души - это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве, как говорит Апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: " Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же - трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же - столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха -это не пост, но Приношение (Προσφορ) и Жертва, бываемая на каждом собрании А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: " Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5,7) " . Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. Ведь оглашенный никогда не совершает Пасху, хотя и постится каждый год, потому что Приношения (Προσφορ) он не приобщается " . То есть не причащается. И напротив: " Непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит [к Таинству], тоща и совершает Пасху - будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью " То есть наилучшая подготовка к Причащению состоит не в том, чтобы отсчитывать восемь, или пятнадцать, или сорок дней и тоща причащаться, а в том, чтобы очищать совесть. Итак, те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют, как говорит этот божественный Отец. Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Какое же чтение в греческом тексте было изначальным, и какой, исходя из этого, способ перевода этого места нам предпочесть? Судя по контексту, предпочтительным является третий вариант. Именно с образом «бани пакибытия» , который знаком всякому начитанному церковному человеку по посланиям апостола Павла, лучше всего сочетается образ «огнедохновенной росы» . Выражение «чада светообразная церковная» навеяно творениями Ареопагита. Христиане делаются светообразны по силе своего причастия к Богоначальному Свету Троицы. Дальнейшая речь идет о даровании Новому Израилю – Церкви Христовой – нового закона . Вместо Ветхого, данного Моисею на Синае, «от Сиона» приходит Новый – то есть в горнице дома на склоне горы Сион открывается апостолам благодатный закон усыновления Богу. Апостол Павел пишет об этом: «А так как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отец!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Исуса Христа» ( Гал.4:6–7 ). Как омытие и очищение от грехов, примите посылаемую в огненном дыхании росу Духа, О, световидные чада Церкви! Ибо ныне изшел от Сиона (новый) закон – благодать Духа в образе огненных языков. Тропарь 1. Якоже благоизволи самовластно, владычне исходит Дух от Отца, умудряя во языцех апостолы, печатлея живоносное слово, от Отца сообразну Силу, еже Спас рече. В тропаре подчеркивается равенство Духа Отцу и Сыну, «самовластность» Его действия. Он называется «сообразною Отчею Силою» . Апостолы, с верой принявшие Евангельское слово, возвещенное Христом, нуждаются еще в утверждении, запечатлении, подкреплении этой Силой. Почему, возносясь на небо, Христос завещает апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иеросалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк.24:49 ). «Исходит Дух от Отца». – В этом месте говорится не об ипостасном исхождении Духа от Отца, а о Его ниспослании в день Пятидесятницы, и в греческом тексте употреблено слово катимы, т. е. сходить. Точнее было бы сказать: «сходит Дух от Отца» . М. Скабалланович указывает на то, что этот вариант встречается в древних славянских рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

2 . Канон в субботу мясопустную, имеющий в троичных и богородичных тропарях акростих: «недостойного Феодора» (το ναξου Θεοδρου). Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в царстве небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 750 . 3 . Канон в неделю мясопустную 751 . Преп. отец с глубоким чувством сокрушения о своих грехах молится Господу о милосердии на страшном суде. По силе религиозного и поэтического воодушевления это одно из лучших церковных песнопений преп. Феодора. Оно построено по правилам ритмической поэзии в подражание ирмосам: «Помощник и покровитель». Каждый тропарь состоит из 7 стихов, разделённых на два параллельных периода, из которых первый звучит грустно, печально, второй же выражает сильное волнение молитвенного чувства 752 . 4 . 23 стихиры на «Господи воззвах» – по одной: в неделю сыропустную, в понедельник, среду, четверг 1-й седмицы поста, в неделю православия, во вторник, среду, четверг 2-й седмицы, в неделю 8-ю, в понедельник, вторник, среду, четверг 3-й седмицы, в неделю крестопоклонную, в четверг 4-й седмицы, в неделю 4-ю, в понедельник, вторник, четверг 5-й седмицы, в понедельник, вторник, среду и четверг 6-й седмицы. Общее содержание их – призыв верующих к подвигам поста и утешенье их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и Пасхи. 5 . 14 седальнов на утрени – по одному (по третьем стихословии): в понедельник 1-й седмицы, в понедельник, вторник, четверг и пятницу 3-й седмицы, в среду и четверг 4-й седмицы, в понедельник, вторник, среду 5-й седмицы, во вторник, среду, четверг и пятницу 6-й седмицы. По содержанию они примыкают к стихирам на «Господи воззвах». 6 . Канон в неделю крестопоклонную 753 . Здесь прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему; самое торжество изнесения креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и Пасхи. Канон написан лёгкими стихами, полон высокопоэтических образов и вообще мало уступает известному пасхальному канону «воскресенья день», по образцу которого и написан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

ОБ «ОТСТУПКЕ»    Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным — это колебание зависит от дня празднования Пасхи.    Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году — очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором — «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее».    Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея — «О хананеянке».    Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы.    Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.    Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен праотцев: «Адама восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи...», «Яко праведен еси о всех...»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак только праотцев . На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев. Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...», стих: «Призываху Господа...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.). Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 4 декабря. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и праотцев: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава). См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее». Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке». Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы 328 . 328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11–13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха – они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010