Рождество Христово в Великом акафисте Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января, 2012 Великий акафист нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником. Однако содержание гимна не исчерпывается лишь этой темой: в исторической части Акафиста отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. 8 января — Собор Пресвятой Богородицы Великий акафист (акафист Пресвятой Богородице, акафист «Взбранной Воеводе…» или просто Акафист) – произведение византийской гимнографии, созданное неизвестным автором не поздне 626 года (возможно, существенно ранее). Этот гимн нередко называют акафистом на Благовещение – и в самом деле, Акафист тесно связан с этим праздником: достаточно сказать, что первый кондак и первый икос Акафиста одновременно представляют собой кондак и икос благовещенского канона. Однако содержание гимна не исчерпывается одним лишь благовестием архангела Гавриила: в исторической части Акафиста (1-й икос – 7-й кондак) отражены и рождественские сюжеты, и встреча с Симеоном, и бегство в Египет. Акафист Пресвятой Богородице Скачать Скачать Акафист Пресвятой Богородице (текст) Первое из событий рождественского цикла, нашедшее отражение в Акафисте, – «смущение Иосифа». Вот как говорит об этом Евангелие: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1: 18–19). Византийский же гимнограф, в соответствии с общей стилистикой своего произведения, отходит от простоты евангельского текста, и расцвечивает строфу метафорами и эпитетами: «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя…» (4-й кондак).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

   Ночь мысленную, говорю, незнание Бога, ослепившее едва ли не весь мир, кто отогнал, дабы воссиял день познания? Пречистая Дева, Которой Церковь читает: «Радуйся, заре таинственнаго дне!» (Акафист, икос 5). И еще: «Тобою Сына Божия познахом». Умеет Она и невежд к познанию истины наставлять. Она святого Григория Нисского научила Православию: когда распространилась ересь Павла Самосатского, был в недоумении святой Григорий и молился Богородице. Она явилась ему, научила и утвердила его в истинной православной кафолической вере.    Привела некогда звезда волхвов ко Христу, родившемуся в Вифлееме. « Видели, — говорили они, — звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).    Почему не Ангел, не иное какое творение привело их, но звезда? Еще и восточная, не западная? Думаю, то было о Госпоже моей предсказание, Она воистину Звезда лучезарная. Восточная же, ибо не знает запада, всегда живет во свете неприступном. «Утро светлейшее, радуйся, едина!» (Акафист, 3-я песнь канона).    Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1).    Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6—7).    «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение    Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:40—41). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» (Пс. 31:10), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1). Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис. 42, 6–7 ). «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9, 40–41 ). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» ( Пс. 31, 10 ), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12, 47 ). Видим – и слепы, ибо в разуме, по собственной воле согрешаем, а грех – это слепота души, как говорит пророк Софония: « Будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» ( Соф. 1, 17 ). Объяла Египет в древности тьма великая на три дня, так что никто не вставал с одра своего и никто брата своего не мог увидеть ( Исх. 10, 23 ). Так и нераскаянного грешника, как бы в три дня, в три времени слепота и потемнение души объемлют: во время его временной жизни, когда он не может видеть света заповедей Господних от умножившихся беззаконий: «Постигли меня, – говорит, – беззакония мои, так что я не мог смотреть» ( Пс. 39, 13 ); во время смерти, когда темные духи его обступят и не обрести ему помощи, по сбывающемуся слову псалма: «Смерть грешников люта» ( Пс.33, 22 ); и во время вечности бесконечной, когда даже до века не увидит он света Христова: «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе Боже» (Октоих, гл. 4, ирмос 5-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

116 «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9:3 ). Вот как комментирует эти слова преподобный Исидор Пелусиот : «Апостолы как ученики премудрости и любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит на слепого… предлагаю Ему два общеизвестных учения, над исследованием которых трудились люди. Поскольку эллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело, а иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков по написанному: за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода ( Втор. 5:9 ), то ученики, как Ведающему все прежде рождения, говорили Господу: кто согрешил, он, как говорят эллины, или родители его, как говорят иудеи, что родился слепым? Истина же не темный, не уклончивый, не загадочный дала ответ, но прямой, превосходящую всякую ясность, потому что отринула то и другое, сказав: не согрешил не он (ибо мог ли согрешить до рождения?), ни родители его, очевидно в том, что родился слепым… Хотя вероятно, что они согрешили и действительно были грешны, но и при сем не они виноваты в несчастии. Для чего же родился слепым? Чтобы на нем явились дела Божии, то есть природа допустила недостаток, чтобы проповедован был Художник» (178. См. листок от 13 мая). 118 Под происходящим по «естественным» причинам мы будем понимать все происходящее в соответствии со свойствами (закономерностями, законами), которыми Бог наделил сотворенные Им объекты. «Весь он (вещественный мир – П. Д.) состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти очевидно – дело Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Духа, Дух этот есть Бог» (41: 537, 538). «Слава Тебе, явившему непостижимую мудрость в законах вселенной; слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия» (акафист благодарственный «Слава Богу за все», икос 7). «По окончании творения Бог предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по “законам природы”» (108: 95).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Малоярославец. 2006. С. 245 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 352—353 184; разрядка наша. — иг. Ф).    Там же. С. 230 129).    Там же. С. 181 106).    Там же. С. 180—181 106).    Там же. С. 181 106). О том же говорил и преосвященный Платон (Левшин): «Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих так почитаемых добрых дел: Дух истины научил, что все и добрыя наши дела недостаточны и с страстьми смешаны: что оныя только тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать». См.: Платон (Левшин), митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...». С. 220.    Страбон. География. X, IV, 4, 7—14. С. 282—287.    Гомер. Илиада, II, 646.    Страбон. География. X, IV, 11. С. 285 (стадий — около 185—195 м. — Ред.).    Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 125.    Председатель (пред сидеть) — тот, кто сидит на первенствующем, возглавительном месте, пред всеми другими.    Ирмос на 9-й песни, глас 2.    Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 80, 1/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 2. С. 329—330.    Там же. С. 331.    То есть — не сложная.    В субботу акафиста на утрени в акафисте икос 2.    Ефрем Сирин, преподобный. Псалтирь. 9-е изд. М., 1913. Пс. 147. С. 299—300.    Этот кондак русское церковное благочестие навыкло слушать коленопреклоненно, склонив голову к земле. Я еще застал времена, когда на коленях стояла вся церковь, без изъятия, без скидок на возраст, сан и болезни.    На полунощнице вседневной тропарь по Отче наш, глас 8.    Ефрем Сирин, преподобный. Пс. 12. С. 32.     «И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Священное Писание учит и наставляет нас: «Какую пользу принесет нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная! ( Прем. 5:8,9 ); «…всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава и цвет ее опал…» ( 1Петр. 1:24 ); «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» ( Мф. 6:19–21 ). В Каноне покаянном ко Господу Иисусу Христу говорится: «Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного. Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильные и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного» (песнь 7). Таким образом только любовь к Богу, включающая исполнение Его заповедей и соединяющая с Ним человека, делает нас истинно свободными 60 и истинно счастливыми. «Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего! Благодарим Тебя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости поющим: Слава Тебе, Боже во веки. Слабым, беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер свои светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славлю щедрые дары Твоего промысла, явленные мне с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к жизни. Слава Тебе, явившему красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мной небо и землю как великую книгу премудрости. Слава Твоей вечности среди мира временного. Слава Тебе за тайные и явные милости Твои. Слава Тебе за каждый вздох груди моей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости. Слава Тебе, Боже, во веки» (Акафист благодарственный «Слава Богу за все». Кондак 1, икос 1). Список цитируемой литературы

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf Вступление И создал Господь Бог человека из праха земного, И вдунул в лице его дыхание жизни, И стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ) О духовной жизни написано и сказано немало, поэтому невольно возникает вопрос: стоит ли говорить о ней вообще и в каком смысле, в частности? Речь у нас пойдёт о духовной жизни христианина, в том числе и монаха. Сама духовная жизнь рассматривается нами, как противостояние царству тьмы (зла) в аспекте аскетическом. Апология монашества и его история в нашу задачу не входят. Сам человек (пол, возраст), его земная жизнь, условия, здоровье, питание и прочее будут рассматриваться постольку, поскольку это имеет прямое отношение к нашей теме. Под «духовной жизнью» люди светские прежде всего понимают занятия наукой, исусством и литературой, культурой в широком смысле этого слова, однако этого далеко недостаточно. По учению Церкви Христовой, духовная жизнь – это всё то, что способствует стяжанию Духа Святого. Не хлебом единым будет жить человек, – говорит Иисус Христос , – но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ). Следовательно, подлинная духовная пища для плодоносной жизни человека – это слово Божее и всё, что основано на нём, включает в себя гораздо больше понятий. Таким образом, духовная жизнь есть такой образ земной жизни человека-христианина, когда дух человека, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной, то есть Царствия Божия. Как свидетельствует слово Божие, человеческая природа состоит из трёх частей: духа, души и тела. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). – говорит апостол Павел. Эта идея прекрасно выражена архиепископом Иннокентием Херсонским в Акафисте Святой Троице «Свят еси Господи Боже Наш, в духе, душе и теле нашем Трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый и всеконечне грехом разрушится ей в нас не попустивый» (Икос 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

В подтверждение «непадежности» вокативов следует сказать об их принципиальной нерегулярности, несистемности в старославянском, церковнославянском, древнерусском языках. Итак, существительные изменяются по падежам, а значит, имеют в рамках конкретного деклинационного типа шесть различных окончаний. Звательная форма также теоретически может быть у всех субстантивов – во всех четырех церковнославянских склонениях с подразделением в двух первых на твердую, мягкую и смешанную разновидности: радуйся, мосте (1 скл., твердая разновидность), преводяй сущих от земли на небо (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю (1 скл., мягкая разновидность; Акафист Серафиму Саровскому, икос 5); радуйся, глубино (2 скл., твердая разновидность) неудобозримая и ангельскима очима (Акафист Пресвятой Богородице, икос 1); радуйся, заре (2 скл., мягкая разновидность) таинственнаго дне (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5); радуйся, лествице (2 скл., смешанная разновидность) небесная, еюже сниде бог (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте (3 скл.; Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). Однако в 4 формоизменительном типе форма обращения совпадает с номинативом: радуйся, агнца и пастыря мати (Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). В этом месте нужно сделать небольшое отступление и рассказать о так называемых палатализованных вокативов, от которых веет истинным церковнославянским духом. Еще в праславянском языке у существительных 1 склонения твердые заднеязычные согласные [г], [к], [х] в звательных формах чередовались (в рамках первой праславянской палатализации заднеязычных) с мягкими – палатализованными – шипящими [ж , ], [ч , ], [ш , ], которые впоследствии отвердели (кроме [ч , ]): Тебе желаю, Боже отцев и Господи милости, на Тя взираю, объемлющаго вся Словом Своим (Акафист Сретению Господню, икос 5); Гряди, Светоносный облаче, Еюже Богомладенец Христос во спасение всем принесеся (Акафист Сретению Господню, икос 6); Гряди, Желаемый Женише, яко желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Акафист Сретению Господню, икос 7).

http://pravoslavie.ru/5878.html

Радуйся, желаемых благ пришедшим к тебе подателю Икос 5 Темже вопием ему сицевая: Радуйся, узрев в Нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезное исходатайствуеши Радуйся, молитвою твоею Российскому царствию победы на противныя подаваяй Икос 5 Темже вопием ему : Радуйся, яко созерцая в Нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезное ходатайствуеши Радуйся, молитвою твоею Российстей стране победы на противныя подаваяй Кондак 6 Проповедует царство Российской, богомудре Сергие, труды твоя и болезни Кондак 6 Проповедует держава Российская, богомудре Сергие, труды твоя и болезни Икос 6 Возсия царству православнороссийскому просвещение совершенных твоих добродетелей Радуйся, заповедей Христовых известный исполнителю Икос 6 Возсия стране нашей Российской просвещение совершенных твоих добродетелей Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых Кондак 7 … путем, ведущим в Жизнь Вечную, течение свое взем на рама си Крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно в творении заповедей Господних совершив, достигл еси уготованное тебе во небесном всевеселом пребывании воздаяния Кондак 7 … путем, ведущим в Жизнь Вечную, взем на рамо свое Крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно в творениих заповедей Господних совершив, достигл еси уготованнаго тебе в небесном всевеселом пребывании воздаяния Икос 7 душею в вышнем селении всегда жив сущ Икос 7 душею в вышнем селении всегда жив сый Кондак 8 …ибо оным с верою просящим данною тебе Божиею благодатию немедленно от всяких … скорбе исцеляеши, … и от напастей сохраняеши Кондак 8 …ибо данною тебе с верою просящим Божиею благодатию немедленно от всяких … скорбе исцеляеши… и от напастей охраняеши Икос 8 Весь еси, преподобне отче Сергие, в вышних сущий, и нижних не оставляеши Возлетевшый, остребивший, совершивший почивающий Икос 8 Весь еси, преподобне отче Сергие, в вышних, но и нижних не оставляеши Возлетевый, остребивый, совершивый почиваяй Кондак 9 В плоти, аки безплотный, явился еси. За еже многих чудес творение от Господа прием, …к Небесным причтен еси силам…

http://bogoslov.ru/article/6176423

Но благодатное обращение ко Христу Спасителю этим не ограничивается: оно предполагает совершенное изменение мыслей, чувствований и действий человека в жизнь о Христе. Нужно, чтобы здесь же, при самом этом покаянном обращении своем ко Господу, человек положил начало духовному своему возрастанию в жизни Божией, и для этого первее всего обнаружил в себе крепкое стремление – паче и паче приближаться любовию ко Иисусу Христу как началосовершителю нашего спасения, соделать более и более действенным для себя духовное свое прикосновение к силе Его и прилепиться к Нему «всем сердцем своим, и всею душею своею, и всем размением своим, и всею крепостию своею, – вот первая заповедь!» ( Мк.12:30 ). И опять лучшим выражением сего послужит для нас это пламенное единобеседование души со Христом Спасителем, излагаемое в акафисте. Все его хвалебные воззвания, в коих благочестивая душа изливается здесь пред Господом и Спасителем своим, действительно, в точности соответствуют имени Иисуса Сладчайшего, обозначающему чинопоследование этой службы в ряду других чинопоследований церковных. Тут видим, как христианин всем существом своим погружается в беспредельную глубину любви Иисусовой, упоевается потоком сладости ее, и при всем том не находит как бы слов, чтобы вполне выразить свою ненасытную и вместе блаженную жажду общения с высочайшим предметом своих стремлений. «Иисусе, сила непобедимая, милость бесконечная, красота пресветлая, любовь неизреченная (икос 3-й); Иисусе, вышних Создатель, нижних Искупитель, преисподних Потребитель, всея твари Украситель, души моей Утешитель, Просветитель ума моего, веселие сердца, тела здравие (икос 4-й); Хранитель мой во младости, – Кормитель в юности, похвала в старости, надежда в смерти, утешение на суде (икос 5-й)». И опять: «Иисусе, сладость сердечная, крепость телесная, светлость душевная, быстрота ума, радость совести, похвала высокая; Иисусе, слава моя превознесенная (икос 8-й), Слово необнимаемое, несоглядаемое, сила непостижимая, мудрость недомыслимая, царство непобедимое, владычество бесконечное, крепосте высочайшая, власть вечная (икос 7-й); Царь мой прекрепкий, Бог мой пресильный, Создатель мой преславный, Наставник мой предобрый, Спас мой премилосердый (икос 11-й); вдов заступление, сирых защитник, помощь труждающихся, странных путеводитель, кормчий плавающих, тишина обуреваемых; пища крепкая, питие неисчерпаемое, сокровище нетленное, богатство неистощимое (икос 10-й)». «Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси (икос 1-й)».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010