Иез. 37 :26. И установлю с ними завет мира, и завет вечный будет с ними. И укореню 959 их и умножу 960 . Иез. 37 :27. И поставлю 961 святилище Мое среди их на веки, и будет у них жилище Мое, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Иез. 37 :28. И узнают народы, что Я-Господь, освящающий их, когда будет святилище Мое среди их на веки 962 . Глава 38 Иез. 38 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 38 :2. Сын человеческий! обрати лице свое на Гога и на землю Магога, князя Рос, Мосоха и Фовела 963 , и изреки на него пророчество, Иез. 38 :3. И скажи ему: так говорит Господь Бог: вот Я-на тебя, Гог, и на князя Рос, Мосоха и Фовела. Иез. 38 :4. И окружу 964 тебя, и вложу удила в челюсти твои, и соберу тебя и все войско твое, коней и всадников, одетых во все вооружения, большое полчище, они все имеют шлемы, и мечи, и щиты; Иез. 38 :5. Персы, и Ефиопы, и Лидяне, и Ливияне, все со щитами и в шлемах, Иез. 38 :6. Гомер и все, кто вокруг его, дом Форгама с пределов севера и все, кто вокруг его, и многие народы с тобою. Иез. 38 :7. Приготовься, приготовься сам ты и все полчище твое, собранное 965 тобою, и будешь у Меня передовым отрядом 966 . Иез. 38 :8. Много дней будешь готовиться и в последние годы придешь, и войдешь 967 в землю, освобожденную 968 от меча, (в землю жителей) собранных из многих народов, в землю Израилеву, которая была сильно опустошена. И они 969 вышли из народов 970 и все будут жить мирно. Иез. 38 :9. И поднимешься, как дождь, и пойдешь, как туча, покрыть землю, и падешь ты и все, кто вокруг тебя, и многие народы с тобою. Иез. 38 :10. Так говорит Господь Бог 971 : и будет в тот день: придут тебе на сердце мысли 972 , Иез. 38 :11. И задумаешь злую думу, и скажешь: взойду на землю отверженную 973 , приду на безмолвно пребывающих, живущих в мире, на всех жителей земли 974 , в которой нет ни ограды, ни дверей, ни запоров, Иез. 38 :12. Чтобы произвести грабеж и набрать добычи у них, обратить руку свою 975 на страну опустошенную, которая заселилась, и на народ, собранный из народов многих, (людей) приобретших 976 имущество; живущих на вершине 977 земли.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

(37:7–10). А так как после снятии осады выход из Иерусалима сделался свободным, то Иеремия вместе с другими решил уйти оттуда на родину в удел Вениаминова колена. Но в самых воротах был схвачен, бит и как изменник заключен в мрачный ров или подземную темницу, где содержались государственные преступники (37:11–16 538 ). Отсюда после возвращении Вавилонян и возобновлении осады призывал его Седекия тайно и спрашивал: нет ли слова от Господа? Пророк отвечал ему: есть; ты будешь предан в руки царя Вавилонского (37:17). При этом напомнив о лживости пророков, обнадеживавших безопасностью, пророк просил царя не посылать его в прежнюю подземную темницу, в которой предстоит ему неизбежная смерть. Поэтому царь повелел переместить Иеремию в храмину темничную или во двор стражи под надзор и отпускать ему по хлебцу на день (37:18–21 539 ). Зато здесь Иеремия получил возможность говорить с народом и возвещал сему последнему, что остающийся в городе умрет или от голода, или от меча, или от моровой язвы, а добровольно предающийся Вавилонянам останется жив; ибо Иерусалим непременно будет взят Навуходоносором. Начальники народа, будучи недовольны такими предсказаниями Иеремии, выпросили у Седекии приказание и бросили пророка в безводный колодезь… и погрузился Иеремия в тину и грязь (38:1–6). Эта беззаконная и безчеловечная казнь поразила ужасом даже Ефиоплянина, евнуха, по имени Авдемелеха… и он, испросив дозволение у царя, с помощью тридцати человек извлек Иеремию из колодца и по прежнему поместил в темничном дворе (38:7–13 540 ). Презревший же отеческие предания Седекия растерялся среди обложивших бедствий, снова тайно призвал Иеремию и спрашивал у него наставления – как лучше поступить?! Пророк отвечал от имени Божия: «если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем… а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их» (38:14–18). Тогда царь, предварительно с клятвой обещавший полную покорность воле Божией, какую услышит из уст Иеремии, объявил пророку: никто не должен знать этих слов сих, и тогда ты не умрешь (38:19–24), и указал Иеремии способ скрыть правду от начальников народа (38:25–28 541 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Псалом 38 Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием Пс.37 , можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, Пс.37 , т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов. Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14). Пс.38:2 .  Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Пс.38:3 .  Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Давид, пораженный болезнью (см. Пс. 37 ), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. Пс. 37:13 ) «доколе нечестивый предо мною», пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том «добром», что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное. Пс.38:4 .  Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: «Воспламенилось сердце», «в мыслях моих возгорелся огонь» – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни. Пс.38:5 .  скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Пс.38:6 .  Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33:7–8, 18, 20 и др. ср. 35:4,... 8); а главы 36–39 заключают уже историю осады Иерусалима и рассказывают о самом удалении Сеннахерима вместе с другими близкими по времени событиями (38–39 гл.); отдел 40–66 гл. написан по удалении Сеннахерима из страны (ср. 40:2). И судя по внутреннему характеру отдела вероятнее всего думать, что он написан вскоре же по удалении Сеннахерима: такая живая речь, как в 37:21–35, могла быть написана разве лишь под непосредственным впечатлением переживаемых событий. Необыкновенно возвышенный тон речи свидетельствует в пользу подобного же предположения. Но в отделе есть ясные признаки, что он написан не вообще каким-либо современником, а именно пророком Исаией. В самом деле, отдел проникнут основною мыслью Исаии о «спасении Божием», которая полагает своеобразный отпечаток и на саму речь, – все повествование в отделе имеет как бы главною целью показать, какую силу имеет «упование на Бога»; по-видимому, эта же цель побуждает писателя избрать именно такие, а не иные предметы повествования. Так, Рабсак говорил именно о том, что тщетно «упование на Господа Бога» (36:7), так как «для войны нужны совет и сила» (5), что Египет – ненадежная опора для всех уповающих на него (6) 191 ; что не «спасет Господь» от царя Ассирийского, как «боги народов не спасли» их от него (15–20). – Та же мысль в словах самого Сеннахерима (37:10–13) и в молитве Езекии (38:16–20). Речь пророка Исаии в 37:21–35 говорит сама за себя. Ср. особенно 32 ст.: «из Иерусалима произойдет остаток, и спасенные от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это»; или 33–35: посему говорит Господь: «Я буду охранять город, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (ср. 38:5–6). Царь Езекия представляется, как пример живого «упования на Господа Бога своего» (36:7 ср. 37:4, 17, где Езекия говорит о Господе «как Боге живом»). Езекия и народу внушал: «не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского... с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам» ( 2Пар.32:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

17-18; Лк 22. 7), претерпел страдания и смерть (Мф 26. 37-38, 50, 59-67; 27. 11-50; Мк 14. 33-46, 55-65; 15. 1-37; Лк 22. 41-54, 63-71; 23. 1-37, 46; Ин 18. 3-12, 19-24, 28-40; 19. 1-18, 28-30). И. Х. Сам называл Себя «Человеком» (Ин 8. 40) и «Сыном Человеческим» (Мф 24. 27, 30, 37; 25. 31; Мк 9. 12; Лк 6. 22; 9. 56; 11. 30; Ин 1. 51; 3. 13-14 и др.). Сопоставляя И. Х. и Адама, ап. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47). Говоря о Посреднике «между Богом и человеками», он указывает, что таким Посредником является «человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). В проповеди, с к-рой ап. Павел выступил в афинском ареопаге, он называет И. Х. «Мужем», Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 17. 31). Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Как истинный человек И. Х. имел духовно-телесную природу. Его тело пред смертью было помазано драгоценным маслом (Мк 14. 3-9); после смерти оно погребается в пещере (Мф 27. 58-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-55; Ин 19. 38-42). Воскресает И. Х. также с телом, хотя для Его учеников это чудо оказалось столь необычным, что они долго не верили в него, а при встрече с Воскресшим думали, что «видят духа» (Лк 24. 37). Он укорял их за это: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24. 38-40; ср.: Ин 20. 27). Как истинный человек И. Х. имел и душу, о чем свидетельствуют Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26. 38); и: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). По словам ап. Павла, «первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам (т. е. И. Х.- Авт.) есть дух животворящий» (1 Кор 15. 45). Употребляемые в данных случаях понятия «дух» и «душа» обозначают духовную составляющую человеческой природы. Как человек И. Х.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Иер. 32:36–37 36. И нын так реч Гдь Бгъ ко град, немже ты глаголеши: преданъ бдетъ в рц цр Вавлнска мечемъ и гладомъ и моромъ. 36. И однако же ныне так говорит Господь, Бог Израилев, об этом городе, о котором вы говорите: «он предается в руки царя Вавилонскаго мечем и голодом, и моровою язвою»: 37. Се азъ собер все земл идже разсхъ во гнв моемъ, и рости моей, и в и бращ на мсто, и посажд во 37. Вот, Я соберу их из всех стран, в которыя изгнал их во гневе Моем, и в ярости Моей, и в великом негодовании, и возвращу их на место сие, и дам им безопасное житие. 36, 37. От близкого будущего пророк переходит к будущему дальнейшему, от печального к радостному. Город скоро перейдет во власть халдеев: так сказал Господь (ср. Иер. 32:28, 29 ); так объявлял народу пророк Иеремия (по переводу слав.-греч. ты глаголеши ср. Иер. 32:3, 34:2 ); так повторяли за пророком и те, которые верили в истину слов его (евр.-русск. вы говорите). Пророк не повторяет здесь, но очевидно подразумевает то, что сказал он еще в начале царствования Седекии, именно – что царь и другие жители Иерусалима и всей Иудеи будут уведены в плен. Он уверяет здесь только, что плен в чужой стране не будет безконечен. Се азъ собер … и бращ на мсто… ср. Иер. 3:18, 30:3 . Во Иер. 23:6   в надежди. Ко град... В Комплют. изд. перевода 70-ти и в тексте блаж. Феодорита, согласно с евр. текстом, прибавлено: «сему». Иер. 32:38 38. И бдтъ ми в люди, и азъ бд имъ в Бга. 38. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. 39. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. 39 . По русскому с еврейского переводу, Господь обещает дать Своему, имеющему возвратиться в отечество, народу одно сердце и один путь, – сердце, проникнутое любовию к ближнему, – путь, образ жизни, запечатленный одним неизменным страхом Божиим. Единодушное исполнение закона Божия, сущность которого заключается в словах: люби ближняго твоего, как самаго себя ( Гал. 5:14 ), водворит в человечестве согласие, мир. Слав. перевод, следующий переводу 70 толковников и согласный по смыслу с сирским пешито (см. примеч.), заключает в себе мысль, сходную со смыслом Иез. 36:26  и разъясненную в толков. Иер. 31:33, 34 , отчасти также в толков. Иер. 24:7 . Эта мысль представляется еще более подходящею к связи речи, чем смысл русского перевода. Между тем как доселе израильтяне «делали только зло пред очами» Божиими ( Иер. 32:30 ), «не хотели принять наставления» ( Иер. 32:33 ), «жили по упорству сердца своего злаго» ( Иер. 7:24 ), – в будущем Господь обновит их сердце, из упорного сделает мягким, покорным закону Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

11.  …из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7. 38–39). 12.  …лист которого не вянет (Пс. 1. 3). 13.  …и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 3). 14.  Не так — нечестивые, [ не так] : но они — как прах, возмещаемый ветром [ с лица земли] (Пс. 1. 4). 15.  Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 16. Откр. 20. 17. Святой Исаак Сирин. Слово 38. 18. Рим. 8. 4. 19. Мф. 5. 8. 20.  Знает Господь путь праведных (Пс. 1. 6). 21.  Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1. 6). 22. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава на утрени во вторник Страстной недели. 23. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся — и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Делание благодарения объяснено с особенною удовлетворительностию в ответах преподобного Варсонофия Великого. 24. Быт. 32. 25.  Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32. 10). 26. Быт. 33. 4. 27. Быт. 34–35. 28. Быт. 37. 29. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 30. Пс. 50. 19. 31.  И сели они есть хлеб (Быт. 37. 25). 32.  Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26. 15). 33. Быт. 39. 34. Быт. 40. 35. Быт. 41. 36. Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 37. Ин. 6. 51. 38. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред.]. 39. Быт. 42. 40. Быт. 43. 41.  …приготовил… трапезу (Пс. 22. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Fol. 192v) Царь Седекия послал к Иеремии вопросить о воле Божией, когда, увидев приближение к Иерусалиму егип. войска, вавилоняне поспешили временно снять осаду и отступить от города (Иер 37. 1-5). Иеремия призвал царя и всех жителей не обманываться временным военным успехом египтян и не заключать с ними союза против Навуходоносора, т. к. победа вавилонян предопределена Богом и потому неизбежна. Следствием этих пророчеств был арест Иеремии, которого заподозрили в желании «перебежать к Халдеям» (Иер 37. 14). Враги пророка, испросив позволение у царя Седекии, бросили Иеремию в яму (Иер 38. 6); он был спасен от смерти только благодаря заступничеству Авдемелеха, он же вытащил пророка из ямы с помощью веревок (Иер 38. 12-13). Придя к царю, Иеремия открыл ему единственный способ, как сохранить царю жизнь себе и своим подданным: «...если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой» (Иер 38. 17). Седекия не внял совету пророка, и в 11-й год его правления город был взят (Иер 39. 2). Вавилонские воины схватили Седекию, пытавшегося скрыться в окрестностях Иерихона; его сыновья были заколоты по приказу Навуходоносора, а ему выкололи глаза (Иер 39. 4-7). Пророчества Иеремии исполнились: Седекия стал униженным слепым пленником Навуходоносора, к-рого в оковах повели в Вавилон (Иер 39. 7). Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, получил приказ не делать Иеремии «ничего худого» и не препятствовать его желаниям; Иеремия «остался жить среди народа», т. е. среди тех бедных жителей Иудеи, к-рые после падения Иерусалима не были уведены в плен и продолжали жить на своей земле (Иер 39. 10, 12, 14). По предложению Навузардана Иеремия поселился в доме Годолии, назначенного новым правителем Иудеи. Годолия призывал народ жить в мире с завоевателями, что позволило бы им спокойно существовать на своей земле. Несмотря на многочисленные предупреждения, Годолия не поверил в заговор Исмаила, сына Нафании, хотевшего убить его и захватить власть.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.7:35 .  Сего Мо­исея, которого они отвергли, ска­за­в: кто тебя по­ставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явив­шегося ему в терновом кусте, по­слал начальником и избавителем. Деян.7:36 .  Сей вывел их, сотворив чудеса и знаме­ния в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в про­долже­ние сорока лет. Исх.7:11, 14 .: Деян.7:37 .  Это тот Мо­исей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воз­двигнет вам Го­с­по­дь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. «Сего Моисея». Лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея ( Деян.6:11 ). Устраняя совершенно это обвинение, Стефан начинает далее в сильных чертах изображать величие сего Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают частые повторения выражений: сего Моисея, сей Моисей... (ст. 35, 36, 37, 38). «Которого они отвергли» – именно, как начальника и судию, бывшего таковым для всего народа в силу последующего Божественного избрания. Этот факт грубого отвержения одним евреем вмешавшегося в его дело Моисея Стефан обобщает, относя к целому народу, в том смысле, что слова одного были как бы выражением неблагодарного и жестоковыйного настроения духа целого народа. «Чрез Ангела», εν χειρ αγγλου рукою Ангела, т.е. силою Ангела, укрепляющего, охраняющего, помогающего, силою Сына Божия, прообразованного Моисеем (см. к Деян.7:30 ). Деян.7:38 .  Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорив­шим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который при­нял живые слова, чтобы перед­ать нам, Моисей представляется здесь «в собрании» – среди собрания народа – «в пустыне», у подошвы горы Синая, для принятия Закона Божия обращающимся с одной стороны «с Ангелом» и принимающим от него слова жизни, с другой стороны – «с отцами», т.е. всем тогдашним народом еврейским, которому он и передает те живые слова. «С Ангелом» – изречение Закона Моисею в кн. Исход приписывается самому Иегове; Стефан же, вместе с LXX, приписывает его Ангелу, т.е., что Бог изрек и даровал Моисею Закон при посредстве Ангела или Ангелов (см. прим. к Деян.7:53 ). Так же точно представляется дело, по-видимому, у Ап. Павла ( Гал.3:19 ; Евр.2:2 ), а из светских толкователей древности – у Флавия (Арх. XV, 5, 3). Возможно, что Стефан называет здесь Ангелом Самого Бога, как выше при призвании Моисея ( Деян.7:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010