Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(ст. 19–21) почти буквально сходными выражениями воспроизводит изложенное в 4 гл. повествования о величии Навуходоносора и воспоследовавшем за сим величием унижении его; наконец повествование 6 гл. по своему началу находится в самой тесной внутренней связи с концом повествования 5 гл., предвозвещающим переход владычества от вавилонян к мидо-персам. По своей основной мысли, по строго хронологически-последовательному расположению и тесному взаимному соотношению своих составных отделов указывая на единство автора сих отделов, историческая часть книги указывает на то же самое и отличительными особенностями изложения, какие одни и те же встречаются в разных отделах её. К таким особенностям относится, прежде всего, характерное, введением в речь частных подробностей, иногда даже в буквальных выражениях (например, 3:4, 5:7), оживляемое изображение вводимых в повествование лиц. Эта особенность проявляется, например, во 2:12: «рассвирепел царь и сильно разгневался», 3:19: «тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился», 5:6: «тогда царь изменился в лице своём, мысли ею смутили его, связи чресл его ослабели и колена его стали биться одно о другое», 6:18–20: «Царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него, по утру же, царь встал на рассвете, и поспешно пошёл ко рву львиному. И подошедши ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» См. так же 2:25, 3:4, 13, 5:7, 9 и др. С этой особенностью имеет тесное соотношение другая, указывающая на единство писателя, особенность, проявляющаяся в том, что мысль выражается нередко обильно, чтобы читатель почувствовал её силу, – так, вместо обозначения рода, исчисляются виды, заключающиеся под ним, при изложении предмета употребляются подобозначающие выражения и т. п. Эта особенность обнаруживается например, в указании качеств юношей из сынов израилевых, которых Навуходоносор начальнику евнухов своих приказал выбрать для воспитания при царском дворце, – «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышлённых и годных о служить в чертогах царских» (1:4); в перечислении разных классов мудрецов, призываемых Навуходоносором (2:2, 27, 4:4) и Валтасаром (5:7); в перечислении разных классов должностных лиц, призванных на поклонение золотому истукану (3:2:4); в исчислении музыкальных инструментов, употребляемых при торжестве поклонения статуе (3:5, 7, 10:15), в перечислении истуканов, которых славили пиршествовавшие на вечери валтасаровой (5:4); в изображении величия Навуходоносора (2:37–38) и его могущества (5:18–19); в описании символического дерева, виденного во сне Навуходоносором (4:8, 9, 11, 17, 18 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Новобрачному давался дружко, который исполнял приказания его и занимался угощением гостей ( Ин.3:29 ). При новобрачной находились ее подруги. Собрание гостей было оживляемо музыкою, пением, остроумными беседами ( Ис.5:12 ; Ам.6:5 ; Пс.68:13 ; Сир.32:7 ). Во время пира молодые люди загадывали загадки, а новобрачный давал подарки тем, кто отгадывал их. Иногда новобрачный сам загадывал их ( Суд.14:12 ). Войти на пиршество не в брачной одежде значило показать неуважение к торжеству. Таких гостей выгоняли: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?... Возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» ( Мф.22:12–13 ). (р) Евреи хоронили умерших иногда в стенах города, но такие случаи были только исключениями; они допускали только для лиц важных: «И умер Самуил... и погребли его в Раме, в городе его» ( 1Цар.28:3 ); «И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду, при доме его» ( 4Цар.21:18 ). Обыкновенно же Евреи хоронили умерших за городом: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего» ( Лк.7:12 ). Для погребения умерших Евреи пользовались или естественными пещерами, которых в Палестине много, или хоронили в пещерах, нарочито иссеченных в горе. Вход в пещеру заваливался камнем, или, во втором случае, закрывался каменной плитою: «То была пещера, и камень лежал на ней» ( Ин.11:38 ); «Во гробе моем, который я выкопал в земле Ханаанской, там похорони меня» ( Быт.50:5 ). При погребении умерших, Евреи употребляли в большом количестве ароматические вещества: «Пришел также Никодим…, и принес состав из смирны и алоя, литр (фунтов) около ста» ( Ин.19:39 ); «И почил Аса... и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (Пар.16:13–14). Этим обыкновением объясняется смысл выражений Св. Писания: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» ( Еккл.7:1 ). При оплакивании умершего, которое продолжалось 8, а иногда 30 дней, родственники приглашали особых плакальщиц ( Иер.9:17–18 ). К причитаньям, в которых плакальщицы восхваляли добродетели умершего, присоединялась игра на музыкальных инструментах: «И когда пришел Иисус в дом начальника, и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон: ибо не умерла девица, но спит» ( Мф.9:23 ). Вероятно, родственники умершего не готовили себе пищи во все дни плача, потому что в Св. Писании говорится, что им другие посылали хлеб и «чашу утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ; Иез.24:17 ). Этим, кажется, можно объяснить выражение: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Для выражения печали, родственники умершего раздирали свои одежды, одевались во вретище ( Быт.37:34 ), посыпали голову пеплом ( 2Цар.1:2 ) и остригали волосы ( Иов.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Хр. Этой традиции новозаветные писатели и следуют, за исключением, может быть, Матфея, Евангелие которого предназначалось для обитателей Палестины и согласуется с палестинским преданием, подтверждаемым «Древностями» Иосифа Флавия. Какому же из этих двух преданий должно отдать предпочтение? Если следовать обычной практике христианской Церкви в подобных случаях, то, несомненно, необходимо склониться к авторитету LXX-mu и большинства писателей новозаветных и читать шестую заповедь: не прелюбы сотвори, а седьмую – не убий. Не дает ли какой опоры при этом Ветхий Завет (помимо масоретского текста Исхода и Второзакония)? У пр. Иеремии в 7-й главе есть примечательный стих ( Иер.7:9 ): как! восклицает пророк, вы крадете, убиваете, прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу и ходите во след иных богов... и потом приходите и становитесь пред лицем Моим ( Иер.7:10 ). Слова пророка представляют так называемый κλμαξ, лестницу, – т. е. сила речи постепенно возрастает от начала к концу: преступления Иудеев перечисляются в восходящем порядке, по степени их сравнительной важности. Если расположить их наоборот, то перечисления грехов будет соответствовать порядку десятословия. Именно: ходите во след иных богов – 1-я заповедь, кадите Ваалу – 2-я, клянетесь во лжи – 3-я – это из первой скрижали; прелюбодействуете (6-я), убиваете (7-я), крадете (8-я) – из второй скрижали. Таким образом, значит, пророк восходил назад по той лестнице, которую представляет десятословие и из каждой скрижали взял по три первые заповеди, причем первое место во второй скрижали занимает у него также: не прелюбы сотвори. Некоторое подтверждение указанной градации преступлений по степени их важности можно находить и у пр. Иезекииля: обличая мерзости Израильского народа под образом жен любодейных, Бог говорит пророку ( Иез.23:36–37 ): хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их; далее ( Иез.23:45 ) мужи праведные будут судить их;... судом прелюбодейц и судом проливающих кровь; по 16-й главе Бог через пророка говорит: Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь ( Иез.16:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

6:4–6). Он не поступил бы так, если бы эта чистота была дарованием. И почему он упрекает тех, которые не имеют ее, называя их невоздержными? Почему (по словам его) « не выдающий поступает лучше » (1 Кор. 7:38)? Почему « блаженнее » вдова, « если останется так » (1 Кор. 7:40)? Потому что, как я выше сказал, ублажаются не за чудеса, а за дела, равно как и наказываются. И почему он неоднократно повторяет увещание к одному и тому же, если это дело не зависит от нас, и после благодати Божьей не требует нашего усердия? Сказав: « желаю, чтобы все люди были, как и я », т. е. в воздержании, он говорит еще: « безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я » (1 Кор. 7:7, 8), Опять приводит (в пример) самого себя по той же причине, чтобы, имея пример вблизи и у себя, (коринфяне) скорее решились на подвиги девства. А что он и выше при словах: « желаю, чтобы все люди были, как и я », и здесь: « хорошо им оставаться, как я », нигде не приводит причины, не удивляйся этому; он поступает так не по тщеславию, но считая достаточною причиною свое мнение, оправданное им на деле. 37. Если же кто хочет слышать суждения и об этом (браке овдовевших), то пусть сначала примет во внимание мнение о том всех людей, и потом все, что бывает сопряжено с этим делом. Хотя законодатели не наказывают за такие браки, даже дозволяют и извиняют их, но многие и в домах, и на площади много говорят о брачных делах с насмешками, укоризнами и отвращением. Все уклоняются от таких людей не менее, как от клятвопреступников, так сказать, не смея ни вступать с ними в дружбу, ни заключать с ними договоров, ни доверять им в чем–нибудь другом. Кто увидит, что они так легко изгладили из своей души такую привычку и дружбу, и сожительство, и общение, у того делается от этих мыслей некоторое оцепенение и он уже не может со всей искренностью приближаться к ним, как к людям легкомысленным и переменчивым. И не по этому только отвращаются от них, но и по самой неприятности того, что происходит у них. Что может быть, скажи мне, несноснее того, как после великого плача, воплей и слез, растрепанных волос и черной одежды вдруг видеть рукоплескания и брачные чертоги и смятение, все в противоположность предшествовавшему, как будто бы актеры на сцене разыгрывали то одну роль, то другую? Как там ты можешь видеть одного и того же то царем, то последним бедняком, так и здесь тот, кто недавно простирался подле могилы, вдруг делается женихом, кто растрепывал свои волосы, снова носит на той же голове венец, кто с поникшим и печальным взором, а часто и со слезами высказывал утешавшим его много похвал отошедшей (жене), и говорил: что ему жизнь не жизнь, и негодовал на удерживавших его от сетования, тот и часто перед теми же самыми лицами снова украшается и наряжается, и, как прежде, со слезами на глазах, так теперь с улыбкой смотрит на тех же самых людей и дружелюбно приветствует всех теми же устами, которыми прежде проклинал все подобные радости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

16–18. Льстец иное говорит, а иное мыслит; от уст его каплет мед, но в сердце готовит он глубокий ров. Кто имеет от Бога мудрость, тот спасется от сетей его ( Притч.20:5 ). 21. Бога бойтесь, царя почитайте, и отдавайте всякому начальнику, правоверному и неправоверному ( Иер.29:7 ), что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх (покорность), страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ). 32. Душа наша из данного ей Богом бытия не приходит в небытие и не уничтожается, но и по разлучении с телом живет вечно. Ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Лк.20:38 ). 37–39. По закону Божию мы должны любить Бога и ближнего: но любовь к ближнему должна заимствовать свет свой от любви к Богу; ибо можно любить ближнего и не по воле Божией ( Гал.1:10 ). Бога должны мы любить для Него Самого, как всесовершеннейшего, как Создателя и Промыслителя, а ближнего для Бога. Посему и сказано: Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Гл.23. Ст. 2–3. От кого ни услышишь Слово Божие, наблюдай и делай: но кто сам не исполняет, чему учит; того не бери в пример для жизни ( Мк.3:14 и 19 сл). 4. Бесполезен тот наставник, который, совершенное имея в законе познание, и знал истину, других поучает, а себя самого не учит, и примером своим не руководит ( Рим.2:20–21 ). Поучение закону Божию без руководства к оному собственным примером служит только соблазном, и есть тяжелое и неудобоносимое бремя. 8–10. Поучающие закону Божию берегитесь названий от людей ( Мф.23:7 ), обольщающих сердце, – названий учителя, отца, наставника; один у нас и отец, и учитель, и наставник – Христос: не называйте также сами себя учителями; ибо говорящий сам от себя, ищет славы себе, а не Пославшему его ( Ин.7:18 ). Аще кто глаголет (словеса Божия), яко словеса Божия (глаголи). 1Пет.4:11 . 12. Кто сам себя возвышает, тем пренебрегают; а кто сердечно пред всеми унижает себя, того любят. Смирение есть первая добродетель, а гордость первый порок; добродетельный возвысится, а порочный унижен будет (Богом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1Кор.7:37 .  Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. «А иже стоит твердо сердцем, не имый нужды, власть же имать о своей воли, и се разсудил есть в сердцы своем блюсти деву свою, добре творит». Сказано: «не имый нужды», то есть будучи свободен, не состоя под властию господина. 1Кор.7:38 .  Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. «Темже и вдаяй браку добре творит: и не вдаяй лучше творит». Апостол показал, что одно хорошо, а другое прекрасно, и тем наложил узы на язык еретикам, осуждающим брак. Но признал он необходимым дать полезный совет и вдовам. 1Кор.7:39 .  Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. «Жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе», то есть идти замуж за верного, благочестивого, целомудренно, законно. 1Кор.7:40 .  Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. «Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету». Апостол опять не закон постановил, но предложил совет. А чтобы соделать оный достойным вероятия, присовокупил: «Мнюся бо и аз Духа Божия имети». «Это не мои, говорит он, – слова, но благодати Всесвятого Духа, потому что я орудие сей благодати». При сем надобно заметить, что воздерживающуюся от супружества не просто надлежит называть блаженною, напротив того, Апостол назвал ее блаженнейшею, научая сим, что не вступившая во второй брак не несчастна; но блаженна сочетавшаяся по апостольскому закону, потому что сравнительно и она оказывается блаженною. А и этого достаточно к обличению последователей Новата, которые осуждают второй брак как блудодеяние, прямо вопреки апостольским законам. Апостол, написав это после первого обвинения и предложив приличный совет касательно брака и безбрачной жизни, также вдовства и девства, касается другого еще обвинения, содержание которого необходимо изложить предварительно в кратких чертах. Некоторые из уверовавших, может быть, в Коринфе, между близкими знакомыми имея одержимых еще заблуждением, вместе с ними принимали пищу в идольских храмах, конечно, вкушая предлагаемое не как идоложертвенное, но в том убеждении, что все есть Божие создание. Но не имевшим еще сего познания весьма вредило делаемое ими. Ибо видя, что совершеннейшие из них небоязненно вкушают идоложертвенное, находили для себя в этом побуждение делать то же самое, и для них обращалось сие в тяжкое прегрешение, потому что вкушали с тою же мыслию, с какою первые, но, не имея их познания, ели прямо как идоложертвенное. Узнав о сем, божественный Апостол осуждает дело сие и против недуга сего предлагает многие и различные врачевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Эта притча говорит что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 7:24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 7:25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 7:26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 7:27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. 3 - Самая большая заповедь.   (Матфея 22:35-40; Марка 12:28-34; Луки 10:25-28). Однажды когда Иисус Христос проповедовал, один законник спросил Его, какая же самая большая заповедь. Иисус ответил: Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 22:37 «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: 22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 22:39 Вторая же подобная ей: «возлюби ближняго твоего, как самого себя»; 22:40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Это значит что первая и самая большая заповедь это любить Господа Бога, Его учение (Закон Божий) и исполнять Его волю, и вторая вроде первой, это что нужно любить всех людей и помогать им. Подготовлено на основе материалов электронных страниц " Дорога домой " Бог свободы и проблема зла 16 сентября 2010, 07:54 Александр Шмеман. Протопресвитер Александр Шмеман (1921 - 1983) - клирик Православной церкви в Америке, декан Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк), выдающийся православный историк и богослов. Автор более 50 книг на тему истории Церкви и литургического богословия. Не только неверующие, но и верующие — те из них, кто серьезно задумываются над вопросами веры, — часто высказывают следующее сомнение: «Если бы Бог существовал, разве допустил бы Он такое господство зла в мире на протяжении тысячелетий?» Это сомнение высказывается из столетия в столетие, и отмахнуться от него нельзя, потому что повседневный опыт как будто подтверждает его законность: действительно, зло слишком часто торжествует в мире и своим успехом как бы оправдывает себя. «Если бы Бог существовал, Он этого бы не допустил!» — часто говорит человек в отчаянии. Что же на это ответить? Преимущество неверия

http://zavet.ru/a/page_all_81.html

От Твоего прощения бегут они, гласа грома Твоего ужасаются (Пс. 103:1—7). Но и в большей части этого псалма содержится прославление Отца. Этих прославлений каждый и сам может собрать более и увидеть, как составная часть молитвы, прославление, рассеяна во многих местах [Писания]. Примером благодарения может служить восклицание Давида во второй книге Царств после обетовании (2 Цар. 7:8— 17), данных ему через Нафана, когда царь этот, объятый изумлением перед доказательствами милости к нему Божией, выразил свою благодарность за то в следующих словах: Кто я. Господи, мой Господи, и что такое дом мой, что Ты меня в такой степени возлюбил? И я был слишком мал пред Тобой, Господи мой! О доме раба твоего и в далеком будущем Ты говорил. Это уже по–человечески, Господи, мой Господи! Что еще может сказать тебе Давид (т. е. как мог бы я благодарность свою в словах выразить)? Ты знаешь ведь раба твоего, о Господи! Ради раба Твоего Ты сделал это, и по сердцу Твоему делаешь Ты все это великое; чтобы открыть это рабу Твоему, дабы он превозносил Тебя, Господи, мой Господи (2 Цар. 7:18 22). Пример исповедания грехов: От всех моих беззаконий избавь меня (Пс. 38:9). И в другом месте: Смердят, гноятся раны мои от беззакония моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:6—7). Пример прошений в 27–м псалме: Не погуби меня вместе с нечестивыми и вместе со злодеями не изгладь меня (Пс. 27:3) — и т. п. Справедливо, наконец, чтобы начатая прославлением молитва прославлением же и оканчивалась бы и заключалась, а именно возвеличиванием и прославлением Отца Вселенной через Иисуса Христа во Святом Духе, Которому слава во веки. Увещание к мученичеству (1)  От молока отвыкшие, от матерней груди отнятые! Печали на печаль ожидай; ожидай надежды на надежду. Только еще короткое время; только малое время еще — из–за издевательства уст, из–за чуждого языка (Ис. 28:9—11). А так как вы, богоугоднейший Амвросий и богобоязливейший Протоктет, уже мыслите не по–плотски и не дети во Христе, но достигли духовного вашего возраста и более не нуждаетесь в молоке, а в пище твердой (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Ст. 34. ...храни путь Его – призыв соблюдать Закон Божий (ср.: Исх. 18:20; 32:8 ).   Псалом 37 Третий покаянный псалом. Ст. 1. ...в воспоминание о субботе – речь идет об обряде бескровного жертвоприношения, который описан в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике» ( Лев. 2:1–2 ). Надписание указывает, что псалом пелся в субботу во время этого обряда. Давид просит Бога даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий, которого призывает достигнуть покаянием (свт. Афанасий Великий ). Ст. 3. Ср.: Иов 6:4 . Ст. 6–13. Болезненное стенание Псалмопевца перекликается со страдальческим воплем Книги Иова. В отличие от праведного Иова Псалмопевец признает себя виновным.   Псалом 38 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Идифум (Иди-фун) – священный певец, один из руководителей коллегии музыкантов, которые пели под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах во время богослужений. Идифум был современником Давида и Соломона (см.: 1Пар. 16:41; 25:1 ; 2Пар. 5:12 ). Надписание указывает, что Идифуму или его хору поручено исполнение псалма. Ст. 6. Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Псалмопевец сетует на краткость своей жизни. Ст. 7, 12. Эти стихи перекликаются с Книгой Екклезиаста, в которой мотив суетности и тщетности человеческих трудов звучит с особой силой (см.: Еккл. 2:1–23 ).   Псалом 39 Псалом посвящен добродетели терпения и необходимости в скорбях уповать на Божию помощь. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7–9. В Послании к Евреям эти слова отнесены к Господу нашему Иисусу Христу (см.: Евр. 10:5–7 ). Господь приходит, чтобы отдать Свое тело в Жертву, чтобы сотворить волю Божию и осуществить пророчества. Ст. 7. Псалмопевец говорит, что внешние обряды угодны Богу только тогда, когда к Нему устремлено сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010