Так и было: когда Авраам, по причине голода, пришел в Египет, то «Египтяне увидели, что жена его Сара женщина прекрасная, увидели ее и вельможи фараона и похвалили ее фараону, и взята она была в дом фараонов... Но Господь поразил тяжкими ударами и дом его за Сару, жену Авраамову»... ( Быт.12:14–17 и сл.). Подобным же образом, когда Авимелех, царь Герарский, взял Сару, то «пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот ты умрешь за женщину, которую Ты взял, ибо она имеет мужа... И Я знаю, что Ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною... Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив» ( Быт.20:1–4,6–7 и сл.). 16–19. И призва глад на землю: всяко утверждение, хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Дóндеже прииде слово его: слово Господне разжже его. Бог, промышляя о своих избранных, дивно устроял судьбу их. – Он призвал голод на землю или послал голод на землю Ханаанскую и всякое утверждение хлебное сотры, – всякий стебель – пшеницы и ячменя – истребил: посему голод был такой, что обитатели той земли вынуждены были оставить ее или покупать хлеб в соседней стране. Так именно должны были переселиться из Ханаана в Египет и дети патриарха Иакова. – Но Бог послал пред ними человека, – предварительно, из Ханаана был переселен в Египет избранный Богом особый человек, именно Иосиф. – В рабы продан был Иосиф: еще прежде, чем настал голод в Ханаане, братья продали Иосифа купцам Мадиамским как раба – за двадцать сребреников. Мадианитяне же, придя в Египет, продали его там Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей, в качестве раба, как он там и назывался ( Быт.37:27–28,36 , ср.39:17; 41:12). – Смириша во оковах нозе его, – когда он, Иосиф, был в Египте, то Египтяне стеснили его ноги оковами или заковали их. Железо пройде душа его, – Иосифа заковали так, что даже и душа его прошла сквозь железо, т. е. и дыхание его было стеснено оковами... По обычаю древности, оковы налагались не только на ноги, но и на руки и даже на шею, чем стеснилось даже и дыхание. – Дондеже прииде слово его, – Иосиф был в оковах и – в темнице – дотоле, доколе пришло его слово, т. е. осуществилось его предсказание. Слово Господне разжже его, – откровение Господне, как бы воспламенило Иосифа; он озарит своим словом будущее; а вместе с тем с него спали и оковы, они как бы расплавились и распались от его пламенного слова... Разумеется – истолкование Иосифом вещих сновидений как виночерпия и хлебодара, так и самого фараона. Так это назвал Иосиф и даже сам фараон. – По истолковании сновидений Фараона Иосиф сказал: «сие истинно Слово Божие, и вскоре; Бог исполнит сие» – Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал царь слугам своим: «найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» ( Быт.41:32,37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ибо печальные события, как острия, вонзаются в сердце живущим в мире среди благодушия и радости, чтобы омрачить чистоту псалмопения. Рыдание и плач обиженных единоплеменными раздаются для того, чтоб видно было терпение бедных. Какая же для меня польза, кроме явного вреда душе? Посему как птица переселяюсь в горы. Ибо избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс. 123, 7). И я, о злая мысль! Живу в той же пустыне, в которой пребывал Господь. Здесь дуб мамврийский, здесь лествица, возводящая на небо, и полки Ангелов, виденные Иаковом. Здесь пустыня, в которой народ, очистившись, получил закон и, таким образом вошедши в землю обетования, увидел Бога. Здесь гора Кармил, на которой водворяясь, Илия благоугодил Богу. Здесь равнина, на которую удалившись, Ездра, по Божию повелению, отрыгнул все богодухновенные книги. Здесь пустыня, в которой блаженный Иоанн, питаясь акридами, проповедал людям покаяние. Здесь гора Масличная, на которую восходя, Христос молился, поучая нас молиться. Здесь Христос — любитель пустыни. Ибо говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Здесь тесный и узкий путь, ведущий в жизнь. Здесь учители и пророки, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 38). Здесь апостолы и евангелисты и житие монахов, не имеющее для себя града. Сие-то добровольно принял я, чтобы получить обещанное Христовым мученикам и всем прочим святым, чтобы не лживо сказать мне: в делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя (Пс. 16, 4). Ибо знаю боголюбца Авраама, внявшего гласу Божию и переселившегося в пустыню (Быт. 12, 1–4), и Исаака притесняемого (22, 1–13), и патриарха Иакова странствующего (гл. 28 и 29; 37, 1), целомудренного Иосифа проданного (37, 17–28), трех отроков, изобретателей воздержания, борющихся с огнем, Даниила, вверженного в ров львиный, небоязненно вещающего Иеремию, осужденного в ров тинный, зрителя тайн Исаию, претренного пилою , Израиля, отводимого в плен, обличителя прелюбодеяния Иоанна, посекаемого мечом (См.: Мф.

http://pravoslavie.ru/2173.html

«Кто любит отца или мать больше Меня, – говорит Спаситель, – тот Меня не достоин» ( Мф.10:37 ). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 , Мк.8:34 , Лк.9:23 ). Любя Бога, как Отца, ближнего своего человек должен любить, как самого себя. Поэтому Спаситель заменяет формальное чувство законной справедливости в отношениях к жизни ближнего ( Мф.5:21–27 ), его чести ( Мф.5:27–33 ), здоровью ( Мф.5:38–39 ), доброму имени ( Мф.7:1–6 ) – отношениями любви и всепрощения; расширяет границы ветхозаветного проявления любви до любви к врагам и иноплеменникам ( Мф.5:43–48 , Лк.6:27–37 ) и указывает высшую степень любви в самопожертвовании ради ближнего. «Дети, – завещал Спаситель, – любите друг друга. По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:33–36 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Спаситель для выяснения характера жизни членов царства Божия пользуется самым простым и удобопонятным образом – образом семьи. Бог есть Отец этой великой семьи, – Отец любящий, Который с нежной заботливостью, как отец блудного сына, добрый пастырь пропавшей овцы, печется о спасении всех Своих детей. Дети этой великой семьи – люди должны отвечать любовию на любовь Своему Отцу и по Его высокому примеру жить в любви друг с другом. И как в семье, при условии сердечного единения её членов и их дружной совместной работы на пользу общую, достигается семейное благосостояние, так и в этой великой общечеловеческой семье, при условии охотного подчинения греховной воли человеческой святой воле Божией и усердного исполнения заповедей Божиих, могло бы быть достигнуто и совершенствование духовной жизни человечества, и благополучие, и счастье земное; так как Всемогущий Творец и Промыслитель – Любящий Отец Бог, Питающий птиц небесных и Одевающий в роскошные одежды полевые лилии ( Мф.6:25–30 ), тем скорее подает все нужное и просимое Своим любимым детям – людям ( Мф.6:32 ). «Ищите, – говорит Спаситель, – прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Слова молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое», таким образом, должны быть не только постоянным молением, но и целью стремлений всей жизни и деятельности человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

быстро смертных Радость проходит и гибнет! 28. Биант: Биант сказал некоему призывавшему смерть после гибели детей: «Что ты ее зовешь, как будто если не позовешь, то она не придет?» 29. Он, увидев выброшенный меч, сказал: «Кто тебя погубил или кого – ты?» 30. Он же, спрошенный: «Какая из смертей худшая?», ответил: «Которая приходит от преступления законов». 31. Сократ: Сократ, осужденный афинянами на смерть, когда его жена стенала и говорила: «О Сократ, как несправедливо умираешь!», ответил ей: «А ты хотела бы, чтобы я умер справедливо?» 32. Он же сказавшему ему, что афиняне осудили его на смерть, ответил: «Прежде них – уже природа». 33. Он же, спрошенный: «Что в аду?», ответил: «Я туда не ходил и с теми, кто там, не встречался». 34. Филистион: Не [физическая] гибель, но порочная жизнь души есть смерть для души. 35. Если бы никто не умирал, то порок остался бы ненаказанным. 36. Секст: О домашних заботься, пока они живы, а ушедшим должно быть смешанным с землей, ибо это и благочестно, так как душа вместе с телом не погребается. Итак, поэтому напрасно не заботься много о гробницах. 37. Анаксагор: Полагаю, что есть два училища смерти: время до рождения и сон. 38. Из гном Филистиона: Кавсиане о тех, кто рождался, плакали, а тех, кто умер, ублажали. Слово 37-е. О мире и войне 1. Лк. 10, 5 : В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. 2. 2Кор. 13, 11 : Братия… будьте мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. 3. Притч. 17, 1 : Лучше укрух хлеба со сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих… со бранию. 4. Сир. 25, 1–2 : Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями, и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. 5. Свт. Василий Великий : Каково есть благо мира, надо ли говорить мужам – сынам мира? Ибо ничто так не свойственно христианам, как миротворчество. За это и Господь нам величайшую награду обещает. 6. Свт. Григорий Богослов : Лучше похвальная война, чем мир, отделяющий от Бога. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Кто приумножал мир для всех, а войну вел со страстями, тот готовил тихую гавань для своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Пр. Иеремия, обличая лжепророков в том, что они не умеют или не желают отличать истинные откровения Божии от собственных измышлений и простых сновидений, при этом указал на то, что они не обнаруживают и попытки к тому, чтобы узнать истинную волю Божию, и если обращаются к нему с вопросом: «какое откровение (бремя) от Господа?» то с этим вопросом они соединяют совсем другой смысл, разумея под словом бремя не вообще волю Божию, но понимая это слово в смысле тяжкого бедствия, угрожающего от Бога (см. выше 33 ст.). Имея в виду такое отношение к откровениям Божиим со стороны лжепророков, пр. Иеремия: а) убеждает их к тому, чтобы они старались узнать, что есть воля Божия (35 ст.) и б) угрожает им наказанием Божиим за то, если они будут спрашивать лишь о том, какое бедствие им угрожает (34 и 36 ст.). 37–40 ст. В этих заключительных словах пр. Иеремия, повторяя высказанное выше (35 ст.) увещание «спрашивать истинного пророка (не о том, какое бедствие угрожает от Бога, а) какое вышло откровение от Бога» (37 ст.), присовокупляет при этом, что «если они и после этого будут спрашивать о бремени в смысле бедствия, а не в смысле откровения (ср. 33 ст.), то за это они будут тяжко наказаны: «если-же вы еще будете говорить: бремя Господне (т. е. станете спрашивать истинного пророка о том, какое бедствие угрожает от Бога), то посему (сего ради) так говорит Господь: так как вы говорите это слово – бремя Господне, не смотря на то, что Я послан к вам сказать, не говорите: бремя Господне (38 ст. ср. 36 ст.); то за это (сего ради) Я возьму и удалю (повергу) от лица Моего вас и город ваш, который я дал вам и предкам вашим (39 ст.), и отдам вас на вечное поношение и на вечный срам, который никогда не забудется» (40 ст.). Выражение: Аз возму и повергу вас от лииа Моего – значит то же, что изгоню вас из земли вашей. Это видно из снесения настоящих слов с другими подобными: отвергу вас (иудеев) от лица Моею, якоже отвергох всю братию вашу, все семя Ефремово (7:15), где пророк угрожает царству иудейскому участью подобною той, какая уже постигла царство израильское (семя Ефремово); а это последнее было тогда уже рассеяно в плену ассирийском. Следовательно в таком же смысле нужно понимать и угрозу пророка в отношении иудейского царства (ср. 4Цар. 24:20 ). Удаление же иудеев в плен называется удалением от лица Божия в том смысле, что в земле обетованной на избранном месте, именно в Иерусалиме ( 3Цар. 8:16 ), Господь благоволил принимать иудеев с молитвами и дарами в храме пред лицом Своим ( Втор. 16:16 ); с удалением же в плен они лишились возможности являться в храм иерусалимский пред лицом Господа (ср. об этом толк. на Ис. 1:12 ). 10. Утешительные пророчества пред открытием суда Божия над иудеями и предсказания о временах нового завета. Глава 30

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13–18; 38, 1–3). Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5–11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10–22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов» (29, 10–14) (ср. 30, 2, 8–10; 31, 4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33, 6–13). Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор – документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Пророчества Иезекииля ( VI â. äî Ð. Õ.), ñâÿçàííûå ñ íàèáолее тяжелым периодом пленения, дают остатку народа Израиля великое обетование спасения: “И возьму вас из народов и окроплю вас чистою водою и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам Вложу внутрь вас дух Мой и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом” (Иез 36:24–28). В окроплении чистой водой для очищения и оставления грехов ясно виден прообраз крещения народа, некогда рассеянного среди других народов и мертвого по грехам своим, но теперь имеющего обетование быть собранным в Новый Иерусалим и получить новую жизнь силою Духа Святого. Образ этого оживления приводится в Иез 37:1–14: когда народа не стало, когда он разложился подобно костям в поле, Господь вводит дух в них, и они обрастают плотью, покрываются кожей и оживают. Действуя согласно со Словом Божиим, Дух Божий обновляет дух народа 36 . Однако во времена Иезекииля дарование Духа для обновления народа было не более, чем обетование, и еще не было на них Духа Святаго (Ин 7:39). Можно отметить особенности перевода слова ruach как ‘дух’, ‘дыхание’ или ‘ветер’ в Иез 1:4,12,20. В Иез 13:3, где лжепророками названы те, “которые водятся своим духом и ничего не видели”, в переводе LXX слову ruach соответствует греческое kard…a ‘сердце’, что больше подчеркивает плотскую устремленность лжепророков. Но истинное видение вдохновляет ruach-Yahweh , позволяющий слышать слово Господне не только пророкам, но и всему народу, и дающий возможность слышащим пророчество интерпретировать его в соответствии с Божественной волей. Пророк, которого мы называем Второисайя (главы 40–55 книги пророка Исайи), также жил около середины VI века, в тяжелое время вавилонского плена. Его пророчество выявляет содержание Божественного обетования народу Израиля и средство, с помощью которого это обетование исполняется. В Ис 44:3 ruach является одновременно и источником, и посредником, и содержанием обещанного благословения 37 . Смысл Ис 40:13 не вполне открыт, хотя свойства “советника”, уразумевшего дух 38 Господа, приписываются Божественной Премудрости. Поэтому Дух дает возможность Отроку Господа ( Ebed-Yahweh ), представляющему Израиль 39 , возвестить суд народам (см. Ис 42:1). Образ Отрока, исполненного Духом эсхатологического Пророка, Который ведет народы к истинному познанию Бога, был образующим элементом в иоанновском представлении об Иисусе как страдающем и искупляющем Пророке, Которому должно придти в мир (Ин 6:14) 40 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

   Литургийное евангельское чтение Недели 4-й Великого поста заканчивалось словами Спасителя: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31).    Евангельское чтение Недели 5-й говорит о том же, но подробнее (Мк. 10:32-34). Апостолы и на этот раз (Лк. 18:34) не могли понять, как это может случиться с их Учителем. А апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему с просьбой о первых местах для себя в славе Его (Мк. 10:37).    Желая привести апостолов к правильному пониманию предстоящих Ему страданий, смерти и воскресения, а также и ожидающего их самих жребия, Христос говорит им «о чаше и крещении», которые и им предстоит принять вслед за Ним. «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:39, 40).    О какой чаше и каком крещении говорит Спаситель? Под чашей Он разумел Свою крестную смерть (Мф. 26:38-44), а под крещением – не только гефсиманские борения и голгофские муки, но и то томление духа, которое Христос испытывал еще задолго до Голгофы (Лк. 12:50). Апостолам Христос предсказывал, что по любви своей к Нему они примут страдания и даже смерть за имя Его.    Но было и есть особое крещение, которое принимали несметные сонмы подвижников веры и благочестия и к которому призывает нас Святая Церковь в преддверии Страстной седмицы евангельским чтением Недели 5-й. Святой Григорий Богослов († 389) говорит о нем: «Зная еще слезное, труднейшее крещение, им крестится «измывающий на всяку нощь ложе и постелю слезами» (Пс. 6:7), кому «воссмердеша раны» греховные (Пс. 37:6), кто «плача и сетуя», ходит (Пс. 34:14), кто произносит в храме слова мытаревы, кто припадает с хананеянкой (ко Христу), прося крошек милосердия».    Слезное крещение – это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. «Ты не принимаешь покаяния, – продолжает святой отец, – не даешь места слезам? Не плачешь слезно?.. Неужели не трогает тебя человеколюбие Иисуса, Который «недуги наша прият и болезни понесе» (Мф. 8:17), Который не к праведникам пришел, но к грешникам, прощая им грехи «до седмьдесят крат седмерицею» (Мф. 18:22)?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

(Ср. Мк.8:5 ). Матфей добавляет «и немного рыбок». Слово «рыбок» ( χθδια) здесь уменьшительное, вместо прежнего «рыбы» ( χθες) у синоптиков и ψρια у Иоанна ( Ин. 6:9 ). Мф.15:35 .  Тогда велел народу возлечь на землю. (Ср. Мк.8:6 ). «Во всем прочем поступает подобно прежнему: рассаживает народ на земле и делает так, что в руках учеников не убывают хлебы» (свт. Иоанн Златоуст ). Внешне событие отличается теперь от прежнего только числами. Мф.15:36 .  И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. Мф.15:37 .  И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, (Ср. Мк.8:7–8 ). Добавление к рассказу «благословив, Он велел раздать и их» (т.е. хлебы) встречается только у Марка. Параллель 37-го стиха – Мк.8:8 , с некоторой разницей в выражениях. У Матфея добавлено: ( «семь корзин») полных, чего нет у Марка. Вместо «коробов», в которые собраны были куски после насыщения пяти тысяч, теперь говорится о «корзинах» ( σπυρδες). Слово это, кроме Евангелий, употреблено еще только один раз в Новом Завете ( Деян.9:25 ), где говорится, что апостол Павел спущен был в корзине по стене в Дамаске. На этом основании предполагают, что это были большие корзины. Откуда они были взяты, совершенно неизвестно. Может быть, они были принесены людьми, ходившими за Христом, и первоначально наполнены провиантом. Число корзин, наполненных кусками от оставшихся хлебов, теперь соответствует числу преломленных и розданных народу хлебов. Мф.15:38 .  а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. (Ср. Мк.8:9 ). Матфей и здесь добавляет «кроме женщин и детей», чего нет у Марка (см. комментарии к Мф.14:21 ). Мф.15:39 .  И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские. (Ср. Мк.8:9–10 ). Вместо «в пределы ( τ μρη) Магдалинские» (согласно русскому переводу) у Марка «в пределы ( τ μρη) Далмануфские». Августин не сомневается, что это одно и то же место, только имеющее другое название. Потому что в многочисленных кодексах и у Марка также пишется «Магедан».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

96 . Здесь не так уж важно, что он упомянул о том, что хлебы были ячменные, о чем другие не сказали; также не суть важно и то, что он не привел количества народа: что там было пять тысяч человек, кроме женщин и детей, о чем сказал Матфей. Понятно: один упомянул одно, другой – другое. Важно вот что: каким образом все сказанное ими истинно. В самом деле, если Господь, по Иоанну, посмотрев на толпы, спросил для испытания Филиппа, где они могли бы достать им пищи, то при этом может закрасться сомнение, как может быть истинным то, что Господу предложили ученики, а именно: отпустить толпы, чтобы они могли купить себе пищи в соседних местах, как о том сообщают другие евангелисты, равно как и то, что Господь, по словам Матфея, сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» ( Мф. 14:16 ). С Матфеем согласны Марк и Лука ( Мк. 6:37 ; Лк. 9:13 ), пропуская только его слова: «Не нужно им идти». Таким образом, становится ясным, что после этих слов Господь посмотрел на толпы и сказал Филиппу то, о чем упоминает Иоанн, а эти пропускают. Затем, приведенный у Иоанна ответ Филиппа Господу Марк приписывает всем ученикам; впрочем, он мог, как это часто бывает, употребить множественное число вместо единственного. Таким образом, слова Филиппа: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба» ( Ин. 6:7 ) значат то же, что, по словам Марка, спросили ученики: «Разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» ( Мк. 6:37 ) А слова Господа, приведенные Марком: «Сколько у вас хлебов?» ( Мк. 6:38 ) прочие пропустили. А то, что, по Иоанну, подсказал Андрей о пяти хлебах и двух рыбках, другие евангелисты, заменив множественным числом единственное, сообщили как сказанное всеми учениками. Лука также соединил в одну мысль ответ и Андрея, и Филиппа. В самом деле, слова Луки: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб» напоминают слова Андрея; а дальнейшие слова: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» ( Лк. 9:13 ) относятся, по-видимому, к ответу Филиппа, если бы он не умолчал о двухстах динариях. Впрочем, то же можно иметь в виду и относительно слов Андрея. Ведь, когда он говорит: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки», то тут же прибавляет: «Но что это для такого множества?» ( Ин. 6:9 ) А это и значит сказать: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010