Апостол Павел говорит вполне уверенно: Ветхий Завет можно понять и истолковать исключительно через призму Евангелия (ср.: 2 Кор 3:14–16). Только глядя на Христа, мы можем понять, каков Бог: как говорит апостол Иоанн в самом начале своего Евангелия, Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил [Бога. — Прим. ред. ] (Ин 1:18). Какого же Бога являет Христос? Во-первых, Он сама милость: на протяжении всего евангельского повествования Христос исцеляет больных, изгоняет из людей злых духов, кормит голодных и даже воскрешает умерших. Причем делает это не от случая к случаю, а непрерывно и до полного изнеможения: много было приходящих и отходящих, так что и есть им (с учениками. — Прим. ред .) было некогда (Мк 6:31). Даже посреди бурных волн Он мог заснуть прямо на корме лодки — так уставал за день (см., напр. Мк 4:36–41). Во-вторых, Он непрестанно проповедует и наставляет народ, часто переходя на язык притч, чтобы люди поняли Его как можно лучше и точнее. Квинтэссенция учения Господа Иисуса Христа — так называемая Нагорная проповедь (главы 5–7 Евангелия от Матфея и параллельные места в рассказах трех других евангелистов), в которой Он говорит о Царствии Небесном как главной драгоценности, к которой пристало стремиться прежде всего и которая наследуется только людьми, нелицемерно любящими Бога и ближних. В этой беседе Христос разъясняет истинный смысл вроде бы хорошо знакомых Его слушателям заповедей, убедительно показывая, что каждая из них требует от человека полной самоотдачи и предельной честности перед Богом и самим собой. «Не убий» значит даже и не гневайся (ведь именно гнев — первый шаг к убийству). «Не прелюбодействуй» значит не разрешай себе даже мимолетных заинтересованных взглядов на женщин. А заповедь о любви к ближнему есть призыв по-человечески, без неприязни относиться даже к своим врагам. В-третьих, Христос сама щедрость: по крайней мере, с момента выхода на проповедь Он непрестанно раздавал Себя людям, очень мало заботясь о том, как и чем отвечали Ему люди взамен. Юношу, пожелавшего следовать за Ним, Он заранее предупредил: даже лисицы имеют норы и птицы небесныегнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Много раз Его благодеяния людям приводили к тому, что «ревнители благочестия» изгоняли Его из синагоги и даже пытались убить. А в ночь перед распятием Христос отдает Себя апостолам уже не образно, а совершенно реально: взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28). Так совершилась первая Евхаристия — таинство преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Иисуса Христа, которое с тех пор совершается в Церкви руками епископов и священников, преемников апостолов, непрерывно, как это заповедовал Сам Господь.

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

Милосердый Господь и дал людям на горе Синайской десять заповедей, написанных на двух скрижалях или каменных досках. Десять заповедей Закона Божия В. Как должно читать их? Ο. 1. «Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. He сотвори себе кумира, и всякого подобия елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. He приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориший в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголтен будеши на земли. 6. He убий. 7. He прелюбы сотвори. 8. He укради. 9. He послушествуй на друга твоего свидтельства ложна. 10. He пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого света его, ни всего, елика суть ближнего твоего». В. Для чего десять заповедей написаны на двух скрижалях? О. Для того, чтобы люди твердо помнили, что в десяти заповедях две главных заповеди: 1) Первая заповедь – любить Бога. 2) Вторая заповедь – любить ближнего. В. Должны ли мы христиане исполнять 10 заповедей, данных в ветхом завете? О. Непремнно. Когда Иисус Христос пришел на землю и стал проповедывать Свое Божественное учение, говорил: «Я пришел не разорить законъ, но исполнить его» ( Мф. 5:17 ) и научил вас глубже понимать и исполнять, чем как понимали заповеди до пришествия Его на землю. Обязанности к Богу Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разушением твоим ( Мф. 22:37 ). Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене. Я Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других богов кроме Меня. В. Что повелвает Господь этой заповедью? О. Познавать и почитать только одного истинного Бога, а других ложных богов не выдумывать себе. В. Что должно делать для приобретения познания о Боге? О. Для этого должно внимательно слушать наставления своих родителей дома, и в школе на уроках Закона Божия, слушать, что читается и поется в храме Божием и самому читать евангелие и другие душеспасительные книги. Так должны делать не только когда учимся в школе, но всю жизнь, стараясь узнавать о Боге и о наших обязанностях к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вот что удивительно: как это воздержался от таких упреков, например, св. И. Креститель, проповедник, располагавший добрым лексиконом самых горьких названий? Почему столь неумолимый к другим, Предтеча сравнительно менее строг к «воинам» и не потребовал от них удаления из военной службы, если только она несовместима с исполнением рассматриваемой заповеди? ( Лк.3:14 ). Хорошо известно также, что Креститель бывал у тетрарха Ирода, который боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал слушаясь его, и с удовольствием слушал его ( Мк.6:20 ).Трудно допустить, что, обличая сравнительно меньшее (незаконное сожитие), Предтеча ни одного раза не догадался обличить большее (тогдашние «жестокие нравы»), но вернее думать, что в военной службе, как таковой, по существу не представлялось пророку ничего греховного. Также и Спаситель не увещевал капернаумского сотника оставить свою службу, хотя тот своими рассуждениями о «подчиненных воинах» прямо-таки напрашивался на сильное вразумление ( Мф.8:9 ). Наоборот, военное звание сотника оставлено втуне; мало того, Своими словами: и в Израиле не нашел Я такой веры (ст. 10) Спаситель удостоверяет совместимость высоко-религиозной жизни с военным званием. Призванный к сотнику Корнилию, ап. Петр также ни слова не говорит ему об отречении от военной службы, невзирая на следующую речь Корнилия: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога ( Деян.19:33 ). Неужели во «всем» не нашлось места только для одного и, при том, главнейшего – для вопроса о совместимости военной службы с христианством? «Если центурион Корнилий, ставши вполне христианином, остался воином, и однако не мог разделиться на два чуждых друг другу и несвязных между собой лица, то ясно, что он сделался христианским воином. Собрание таких воинов образует хр. Войско. Но войско есть и крайнее выражение и первая реальная основа государственности» 3 . Еще пример. На вопрос (вспомним, при каких трагических обстоятельствах!) стражника в Филиппах: что мне делать, чтобы спастись? Павел и Сила ответили: веруй в Господа Иисуса Христа ( Деян.16:31 ), – об оставлении службы в темнице ни одного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Эгидиус Саделер II. Резня невинных. 1600. С какого времени насилие совершается человеком? Первое убийство было совершено еще Каином ( Быт.4:8 ). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», – гласит закон Моисеев ( Исх.20:13 ). «Кровь оскверняет землю», – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» ( Чис.35:33 ). Всегда ли будет насилие? Не всегда. У ветхозаветных пророков мир будущего царства Мессии изображается как состояние, завершающее историю: « Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа , как воды наполняют море » ( Ис.11:6-9 ). Война и насилие исчезнут с Земли: « И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать » ( Ис.2:4 ). Впрочем, мир – это не только дар Господа, но и задача человечества. Почему люди совершают насилие? Главная причина применения насилия одними людьми по отношению к другим связана с греховностью человека . Если говорить более конкретно, то проявлению насилия могут способствовать такие греховные пороки как гордость, эгоизм, зависть, нелюбовь к ближним и многие другие. Совершает ли Бог насилие в отношении человека, ограничивая волю его в каких-либо случаях? Бог наделил человека даром свободы . Свобода воли – одна из черт образа Божия в человеке. Кроме того, человек наделен по природе нравственным чувством. Благодаря разуму, свободе и нравственному чувству он способен делать самостоятельный выбор между добром и злом.

http://azbyka.ru/nasilie

Я позволю себе назвать здесь и некоторые темы, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди: Не убий ( Исх. 20, 13 ); тема: «Алкоголь — яд, коим многие убивают и тело, и душу». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1 Пет.5, 8 ); тема: «Алкоголь есть яд — самый опасный и губительный враг человека». «Вино и музыка веселят сердце, но лучше и того и другого — любовь к мудрости» ( Сир. 40, 20 ); тема: «Умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство — грех, губящий и душу и тело». «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится» ( Лк.1, 15 ); тема: «Детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков». «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» ( Еф.5, 18 ); тема: «Неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли». «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» ( Лк.21, 34 ), то есть пагуба; тема: «Возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением». «Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трез- виться» ( 1 Фес.5, 6 ); тема: «Обязанность всех — принимать участие в борьбе с пьянством». «Все подвижники воздерживаются от всего» ( 1 Кор.9, 25 ); тема: «Алкоголь в борьбе за существование». «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» ( Притч.14, 1 ); тема: «Женщина — мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, заботится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности. Последнее особенно важно в настоящее время. Многие из жен, жалующихся на пьянство мужей своих, сами бывают виноваты в этом, так как надолго оставляют своих мужей дома одних, проводя время со своими жалобами у соседок и не стараясь приводить в порядок своего дома и хозяйства.

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 4 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь... зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый и освяти его. В течении шести дней необходимо трудиться и заботиться обо всём, что нужно для земной жизни. Но седьмой день, день отдыха, является Божиим установлением со времени сотворения мира . До Воскресения Христова этот день отмечался в субботу, после - в воскресенье. Дни Божиих праздников нужно посвящать Богу в память о Его делах. 5 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 5 Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе. В почтении к родителям заключены покорность и послушание им, уважение и нежность к ним, забота о них и помощь им в преклонные годы. То же отношение распространяется и на прочих родственников, старших, благодетелей, наставников и начальников. За верность заповеди почтения родителей Бог дарует награду. 6 Не убивай. 6 Не убий. Бог есть единственный источник жизни , которая есть великое благо. Он же определяет пределы жизни сообразно Своему Промыслу . Убить, т.е. отнять жизнь у себя или у ближнего - значит вмешаться в план Божий, попытаться встать на место Бога. Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства, а также заведомо нездоровый образ жизни — являются также родом убийства. 7 Не прелюбодействуй. 7 Не прелюбы сотвори. Брачный союз — изначальное установление Творца в котором обе половины навсегда отдают друг другу всего себя. Через такое целомудренное сочетание род людской обретает счастье, возвышается и размножается. Отступление от такого образа жизни ввергает в необузданность и излишество, разрушает связи скрепляющие как каждого человека в частности так и всё человеческое общество в целом.

http://drevo-info.ru/articles/19131.html

Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая её. Это есть Царство Божие. Ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор.6:10 ). Всякий похититель чужого потому беззаконен, что не может сделать это чужое своим… Лишь через любовь подчиняются вещи человеку. Потому в мире надо просить – Просите, и дано будет вам… ( Мф.7:7 ); потому в мире надо давать – Давайте, и дастся вам… ( Лк.6:38 ). Похищают всегда чужое, ибо своего похитить нельзя. Своё только можно дарить и своё только можно брать. Это — закон Нового мира. Не укради — продолжение не убий — закон Воссозидания, закон Любви. Крадущий убивает жизнь, и свою, и того, у кого крадёт… Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им ( Прит.1:19 ). Если нет единящей любви, чужое всегда остаётся чужим, и поистине «отнимает жизнь». И будет свидетельствовать (жечь!) на Страшном Суде. Мир, данный человеку от Бога и передаваемый человеком человеку, есть озарение и великое тепло жизни… Мир, похищенный человеком и похищаемый у человека, есть огонь гееннский. Похищение малого или большого, вещественного или духовного, делом или желанием, есть грех к смерти — ибо против Любви, Жизни. Лишь любовь, не похищая, делает всё своим. А своё похитить уже нельзя. Всякий похищающий похищает огонь с неба… Всякий любящий имеет этот огонь. Ибо его свести на землю пришёл Господь. Богатство в нас Всем людям даны таланты, способности, возможности… «Каждому по силе его». В Евангелии сказано о том, что люди делают со своими талантами. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; также и получивший два таланта, приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю ( Мф.25:16, 17 )… «Талантом» считалась большая денежная единица, наивысшая весовая единица в таблице греческих мер. Что видно из евангельского слова? То, что некоторые люди проявляют, что называется, «творческое отношение к жизни», умножая свои дары и способности, которые получили от Бога; а другие оказываются менее трудолюбивыми, третьи — даже совсем ленивыми, нерадивыми, практически неверующими в Того, Кто есть источник всех ценностей и хочет умножения их в жизни.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Мы уже знаем, что в Ветхом Завете учение о подвиге, необходимом для благоугождения Богу, кратко предложено было в десяти заповедях Закона Божия. Но для достижения блаженства и утверждения в совершенной надежде на спасение, этого подвига было еще недостаточно. Чтобы исполнить, например, заповеди: не убий, не укради и т.д., для этого особого труда не требовалось. Трудно при этом не самое дело, запрещенное этими заповедями, а приобретение такого внутреннего настроения к деланию добра, при котором и на мысль не приходило бы причинять ближнему вред. Учения о нравственном подвиге, ведущем к такому настроению, заповеди Закона Божия не содержали. Это учение преподал нам только Господь наш Иисус Христос, и оно именно и есть то руководство, следуя которому христианин может приобресть совершенную надежду на спасение и вечное блаженство. В кратком виде учение это предложено в следующих девяти изречениях: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Изречения эти называются иначе заповедями блаженства: ибо в них Господь заповедал нам разнообразные подвиги для достижения блаженства, каковы: нищета духовная, плач о грехах, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миролюбие, перенесение гонений за правду, а также – поношений и всяких преследований за имя Христово. Но, будучи кроток и смирен сердцем, Господь предложил это учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, которые примут и будут исполнять его. Посему в каждом изречении должно рассматривать: во-первых, учение или заповедь, во-вторых, ублажение или обещание награды. Мы рассмотрим здесь каждое изречение по порядку. Начнем с первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Оказывается, когда Господь Иисус Христос пришел, Он пришел не только для того, чтобы исполнить закон, но для того, чтобы возвеличить и прославить закон. В древнем Законе сказано: «Не убий», – Господь говорит: «Даже не гневайся». В древнем законе сказано: «Не прелюбодействуй», – Господь говорит: «Даже не смотри с вожделением». В древнем законе люди соблюдали субботний день, а шесть дней они делали свои обычные дела. Господь Иисус Христос учит нас через апостола Павла все, что бы мы ни делали, делать во имя Господа. И сказано, что «посему для народа Божия еще остается субботство» ( Евр.4:9 ). Что такое «субботство»? Как сказано в Послании Павла к евреям, субботство – это пребывание в постоянном покое, покое Божием. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр.4:10 ). То есть мы празднуем не ту субботу, когда один день – Богу, а в остальные шесть я делаю свои дела, и они не обязательно угодны Богу. Но каждый день, что бы мы ни делали, всё должны делать во славу Божию. Вот в каком смысле Господь возвеличил и прославил Свой Закон. Закон Божий – это истина. В Притчах Соломона сказано: «Ибо заповедь есть светильник» ( Притч.6:23 ). У Апостола Иакова мы находим такое сравнение: «Закон Божий – это зеркало, которое показывает нам, в каком состоянии мы находимся» (См.: Иак.1:23–25 ). Так и праведность Аврама заключается в исполнении им Закона Божия. И для того чтобы видеть, насколько мы сами соответствуем путям праведным, нам надо чаще смотреть на себя и свои поступки в свете Святой Заповеди. Сила веры Во время встречи Авраама с Господом у дубравы Мамре, Господь сказал Аврааму, что через год у него будет сын от Сарры. Сарра, которая была пожилой женщиной, услышав это, внутренне усмехнулась. Но для Господа нет невозможного. И через год девяностолетняя Сарра родила сына Исаака. Аврааму было тогда сто лет. Мы можем только предполагать, какая это была радость для Авраама, столько лет страдавшего от «поношения безчадства», как любил он своего сына, как заботился о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010