Тебе же, честнейшая сестра, да даст Бог сохранить их и по ним ходить с светлым умом, чистою душою и просвещенными очами сердца, да приимешь неувядаемый венец, который уготовал Бог любящим Его в Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе, Которому слава во веки веков. Аминь. Весьма полезные и душеспасительные главы Леонтия-иерея... 1. Прежде всего бойся Бога и всегда памятуй о Нем. 2. Люби Господа Бога всею душою твоею и всею мыслию твоею, а ближнего своего, яко сам себя. 3. Чего не желаешь себе, того и другому не делай. 4. Благословляй клянущих тебя и молись за творящих напасть. 5. Люби врагов своих, ибо какая нам благодать, если будем любить только любящих нас. 6. Не злопамятствуй на подобострастного тебе человека и не ненавидь никого. 7. Никого не поноси и не огорчай тем Бога Творца своего. 8. Не будь гневлив и не бранись никогда, ни право, ни неправо. 9. Да не будет слово твое гнило: не празднословь никогда и не смейся попусту. 10. Удерживайся от плотских похотей и сластей мирских. 11. Если кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему и левую. 12. Если кто попросит тебя пройти одно поприще, пройди с ним два. 13. Если кто хочет судиться с тобою и взять твою верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. 14. Просящему у тебя дай и хотящему занять у тебя не откажи. 15. Всякому должен ты уделить от своих трудов, ибо говорится: почти Господа от праведных трудов (ср.: Притч. 3:9). 16. Не убий, не прелюбы сотвори и не будь близок с отроками. 17. Не взирай на женщину, воеже вожделе-ти ея (ср.: Мф. 5:28). 18. Не смотри на жену ближнего с любопытством и не прилепляй к ней взора своего. 19. Не касайся чужой части, но пей воду из своих колодцев. 20. Не кради, ибо Ахар, за кражу в Иерихоне, был побит камнями. 21. Никогда не лги, ибо Гиезий за ложь наследовал проказу Неемана. 22. Не будь сребролюбив, как Иуда, который по сребролюбию продал Господа. 23. Не волхвуй и не составляй отрав. 24. Не желай ничего из того, что есть у ближнего твоего, от велика до мала. 25. Не божись никогда ни по какому делу и никого не заставляй божиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Мк.10:18 . Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Это значит: для чего ты величаешь Меня таким титлом, которое приличествует одному Богу, когда не признаешь Меня Богочеловеком, а – просто человеком, учителем? Господь по Своему всеведению знал это неверие юноши, потому так и сказал ему. Никто не благ, как только один Бог, т. е. благ в высшей степени; так как есть благие, добрые и из людей. „Никто не благ из людей сам по себе, замечает Блаж. Феофилакт, потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта в сравнении с благостью Божией есть худость“. По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Это значит, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. „Не сказал Господь: исполни заповеди, замечает митр. Филарет, поскольку ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: соблюди заповеди, т. е. не теряй их из вида, имей всегда их пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь“. Мк.10:19 . Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать ( Исх.20:12–17 ). Мк.10:20 . Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Заповеди (т. е. десять заповедей Закона Божия) веси (знаешь). Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устраивал свою жизнь и возводил себя к большому и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон, тот жив будет им ( Гал.3:12 ). Не прелюбы сотвориши (не прелюбодействуй) – 7-ая из 10-ти заповедей; не убий, не укради – 6-ая и 8-ая; не лжесвидетельствуй – 9-ая; не обижай, т. е. не причиняй неприятности и притеснения ближнему каким бы то ни было образом; – заповедь эта заключается в 6-ой, отдельно же она выражена в книге закона Моисеева Левит ( Лев.19:13 ), и имеет большое приложение к богатым и знатным людям: так как у таких людей более и способов, и поводов так или иначе причинять обиды другим; чти отца своего и матерь – 5-ая заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(5) И ныне, аще послушаете гласа Моего, будете Ми возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен. (6) Будете Ми царство и священники, и язык свят. Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы, то есть, чисты от всякой скверны языческих народов. Глава 20 На горе дает Бог заповеди, и говорит: (5) Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. (6) И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. (13) Не убий, чтобы другой тебя не убил. (14) Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. (5) Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. (16) Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. (17) Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40), то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. (24) Олтарь из земли сотвориши. (25) Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: (22) видесте яко с небесе глаголах к вам. (23) Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. (26) Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом. Глава 21 В сей-то день постановил Бог законы судебные об обязанностях человека к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/887/...

С пришествием Господа Спасителя, они также потеряли свою силу, потому что Евангелие возвещено не одному еврейскому народу, а всем народам, – и по характеру своему царство Божие не есть видимое, земное, а духовное. Можно быть истинным христианином, при всяком роде правления и при самых разнообразных условиях общественного быта.– Нравственные заповеди Закона Моисеева не только оставлены во всей силе, но еще распространены и возвышены в учении Евангельском. Богатому юноше, на вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил: « соблюди заповеди», и при этом указал на некоторые заповеди закона Моисеева: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй ( Мф. 19 гл.). А в нагорной беседе Господь объяснил, что, например, шестую заповедь нарушает не только тот, кто убивает своего ближнего, но и тот, кто гневается на ближнего и говорит ему обидные слова; третья заповедь не только воспрещает напрасную клятву, но требует от христиан такой честности и взаимного доверия, чтобы совсем не прибегать к клятве, а довольствоваться словами: «ей, ей; ни, ни». Какие главные и всеобщие заповеди Закона Божия? Следующие десять, которые написаны были на двух скрижалях или досках каменных: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искреннего твоего, е пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближнего твоего ( Исх. 20:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

6. Не убий. Не отнимай жизни у ближнего орудием, ядом и другим каким бы то ни было образом. 7. Не прелюбы сотвори. Не имей любви большей, чем должно, к лицам, с коими не состоишь в супружестве. 8. Не укради. Не присвояй себе незаконным образом того, что принадлежит другим: не обманывай, не воруй, и добросовестно исполняй то дело, за которое получаешь плату. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Не послушествуй – не произноси. Не клевещи. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Не желай незаконным образом завладеть тем, что принадлежит ближнему твоему: не завидуй его счастью. Священная история Ветхого Завета § 1. Сотворение мира Всякий дом кем-либо да строится; все же существующее устроил Бог. Бог есть высочайший и всесовершеннейший Дух, Который ни от кого иного не получал Своего бытия, но Сам от Себя всегда был, есть и будет. Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была сперва безвидна и пуста; тьма покрывала ее, и Дух Божий носился над водою. – И сказал Бог: «да будет свет!» и стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер и было утро: день один. Во второй день Бог создал твердь или видимое небо (т. е. воздушное пространство); в третий день – отделил, воду от земли и велел земле произвести растения; в четвертый – создал солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой– животных земных и человека. Бог есть Творец мира и первого человека; а следовательно, все, что мы имеем и чем пользуемся, и самая жизнь наша суть дары Божии, за которые мы должны быть благодарны нашему Создателю. Поэтому, мы должны благодарить Его и утром за сон, укрепивший наши силы в прошедшую ночь, и, по вкушении пищи, за насыщение наше земными благами, и, по окончании уроков, за данный нам разум и способность к учению, и вечером за прожитый нами день. (Смотри молитвы после обеда и ужина, по окончании учения, утреннюю и вечернюю, стран. 8, 9, 10, 11, 12, 15:16).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. VI. Не убий. 6. Не убей. Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. VII. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью. VIII. Не укради. 8. Не воруй. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно. X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.   Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.    VI. Не убий. 6. Не убей.   Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными.    VII. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй.   Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.    VIII. Не укради. 8. Не воруй.   Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.    IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства.   Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.    X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.   Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний — и все недобрые злые дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В день же седмый суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши в онь всякаго дела, ты и сын твой, и дщерь твоя, раб твой и раба твоя, вол твой и осел твой, и всяк скот твой, и пришлец обитаяй у тебе, да почиет раб твой, и раба твоя, и осел твой, якоже и ты ( Втор.5:6–14 ). Но кто из нас вместо того, чтобы отправив все житейские попечения в шесть дней, седьмой день, день субботний, день покоя, день воскресный или праздничный посвятить на служение Господу Богу и на познание Его святой Воли, вместо, говорю, того и самые праздничные дни на суеты мирские употребляет; утром вместо храма на торжище стоит или ласкательные посещения высшим делает, вместо молитвы или обман в торгу творит, или льстит языком ближнему своему; днем вместо упражнения в чтении Слова Божия и в познании Божественных истин занимается обьядением и пьянством, и не другое что произносит устами своими, как слова срамные, осквернить и слух, и душу, и его, и других могущие; вечером вместо благоговейного размышления о Боге, о делах рук Его, о мире и о себе вдается в рассеяние, предметом своим увеселения, зрелища и игры имеющее; кто из нас не только раба или скота, не только чувственную плоть свою от суетных работ, от греховных отягощений не освобождает, и в Боге покоиться чувствам своим не дает, но и себя самого, бессмертного духа своего, существенного сына и дщерь свою лишает сего внутреннего удовольствия, покойного и сладостного погружения в Бога, в Его Отеческую любовь, лишает, обременяя и духовное свое существо грехами и беззакониями: тот что другое делает, как не таковой дерзновенный ответ дает: не вем Господа, и не повинуюся Ему? Слово Божие Именем Господним тако всякому из нас говорит: сия глаголет тебе Господь Бог Израилев: чти отца твоего и матерь твою, якоже заповеда тебе Господь Бог твой, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли, юже Господь Бог твой дает тебе. Но кто из нас в противность сему повелению Господню отца своего не чтит, матери своей досаждает, родственников не любит, старшим и слабым в жизни не помогает, высшего начальства не уважает, господству не повинуется, против правления восстает и во всех поступках своих с почтенными ближними нагл, дерзок, насмешлив, ругателен: тот что другое делает, как не таковой дерзновенный ответ дает: кто есть Бог, Его же послушаю гласа? Слово Божие Именем Господним тако всякому из нас говорит: Сия глаголет тебе Господь Бог Израилев: не убий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Еф.3:16); христиане — не под законом, а под благодатью (Рим.6:14); их наставляет Дух Божий (Рим.8:14, 9—10), ибо кто не имеет Духа Христова — тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом (Гал.5:18).    Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! (Исх.20— Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21—22). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! (Исх.20— Примеч. ред.), ведь целомудрие — это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27—32).    Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти — это творение плотских дел. А дела плоти (τα ργα της σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». — Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал.5:19—21). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего — суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Еф.3:16 ); христиане – не под законом, а под благодатью ( Рим.6:14 ); их наставляет Дух Божий ( Рим.8:14, 9–10 ), ибо кто не имеет Духа Христова – тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом ( Гал.5:18 ). Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21–22 ). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ведь целомудрие – это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27–32 ). Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти – это творение плотских дел. А дела плоти (τ ργα τς σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». – Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего – суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010