Воздушные мытарства. Мытарство четырнадцатое: «Не убий» Цикл «Путь всей земли». Беседа 16-я Протоиерей Олег Стеняев «Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства . Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов ». Обычно думают, что первый запрет на убийство человека человеком появился на Синае. Но впервые запрет на убийство появился не в Декалоге, а в законах Ноаха (Ноя). Читаем: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека : ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9, 6). Так как сыны Ноя, получившие вместе с отцом эту заповедь, были родоначальниками человеческих рас, то эта заповедь обязательна для всех сынов человеческих, произошедших от сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета . Здесь же содержится и норма наказания за убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека — и говорится о достоинстве человека, усугубляющем данное преступление: ибо человек создан по образу Божию . Святитель Иоанн Златоуст учит: «Подумай, как этим изречением Он (т. е. Господь — О. С.) усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия; если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, — и оставь злое намерение. Что же, скажешь, если кто совершит бесчисленные убийства и прольет множество крови, — будет ли такой человек достойно наказан, если будет пролита только кровь его одного? Не рассуждай так, любезный, но подумай о том, что этот человек, недолго спустя, получит нетленное тело, которое будет в состоянии терпеть непрестанное и вечное мучение» . — То есть не полагай его (убийцы) убийство пределом для его возможного покаяния .

http://pravoslavie.ru/102317.html

Глава 5 Нагорная проповедь . 1–12. Девять блаженств. – 13–16. Соль земли и свет мира. – 17–20. Отношение Христа к ветхозаветному закону. – 21–26. Заповедь «не убий». – 27–32. Заповедь «не прелюбодействуй». – 33–37. Клятвы. – 38–42. Закон возмездия. – 43–48. Любовь к врагам. Мф.5:1 .  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. (Ср. Мк.3:13 ; Лк.6:12 .) Ко времени между событиями, изложенными Матфеем в конце предыдущей главы (стихи 23–24), и произнесением Спасителем нагорной проповеди относят, между прочим: исцеление расслабленного в Иерусалиме, о чем говорит только Иоанн ( Ин.5:1–47 ), прохождение по засеянным полям, срывание учениками колосьев и обличения фарисеев ( Мф.12:1–8 ; Мк.2:23–27 ; Лк.6:1–5 ); исцеление сухорукого ( Мф.12:9–13 ; Мк.3:1–5 ; Лк.6:6–11 ). Затем, после событий, изложенных кратко в Мф.4:25 ; Мк.3:7–8 , Спаситель взошел на гору; по показаниям Марка и Луки, за этим непосредственно следовало избрание 12-ти ( Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–16 ), о котором Матфей рассказывает после. Уже из этого краткого перечня событий видно, что порядок, принятый Матфеем, совершенно несходен с порядком у других евангелистов, и это уже само по себе исключает вероятность каких-либо заимствований их друг у друга. «Увидев народ». По показанию Луки ( Лк.6:12–13 ), это было рано утром, после того, как Спаситель провел ночь в молитве. Артикль пред словом «народ» ( τος χλους – народы) показывает, что здесь евангелист говорит о том же народе, о котором сказал в Мф.4:25 , где слово «народ» поставлено без артикля ( χλοι πολλο). χλοι много раз употребляется во всех четырех Евангелиях, книге Деяний и Апокалипсисе (в Посланиях – нет) и, по-видимому, всегда для обозначения простонародья, народной толпы, сборища непривилегированных людей (лат. plebs в отличие от populus), что особенно ясно из Ин.7:49 , где фарисеи называют народ ( χλος) невеждой «в законе» и говорят, что он «проклят». В Откр.7:9 говорится о «людях» ( χλος πολς) «из всех племен, и колен, и народов, и языков», – т.е. о смешанном сборище всякого простонародья (ср. Откр.17:15 ). К Спасителю собрались все, кто только хотел, слышавшие о славе Его, которая теперь уже сильно распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Появившаяся с принятием христианства церковная литература, естественно, была направлена на духовное пересоздание людей. Поэтому в ней много внимания уделялось тому, как должен жить христианин, что он должен делать. Но наряду с этим отмечалось и то, что нельзя делать христианину или чем не подобает ему увлекаться. С древних пор (см., например, «Дидахи» и «Послание Варнавы» – конец I – начало II в.) представлялось православному христианину два пути: путь жизни и путь смерти, путь света и путь тьмы, или «меры оправдания» и «меры зла». То же находится и в «Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы». Путь жизни – это: «Возлюби Господа твоего от всея души твоея и ближняго твоего, яко сам себе, и всего, его же не хощеши себе, того ни другу твори... Благослови кленущие тя, моли за гневающие тя. Люби враги твоя... Останися плотских похотей... Потщися всем праведное подаяти от своих праведных трудов... И не убий... Не укради... Не обиди... Не люби оклеветати, ни клеветы приемли на ближняго. Не помни зла... Блюди, да не будет слово твое тще и всуе... Не лжи... Не буди лицемер... Не буди гордяся... Не буди гневлив, не величав... ни дерзок... Не буди сквернословец... ни пияница... Не буди любив злату... Не буди жестокосерд... Взыщи по вся дни лица святых, да почитаеши словеса их ...Бегай от всякаго зла» (4: 110, 111, 112). Путь же смерти – «в делех злых видимых, в том же есть неуведение Божие, им же бывают блуды, убийства и пр.» (4:112). Подобное выражено и в мерах оправдания или спасения и в делах «скверных». Первые – это: «Покаяние, пост, чистота, поклоны, воздержание от всякаго зла, любовь, смирение, кротость, трезвость, братолюбие, нагым одеяние, молчание, послушание словес и не осуждение, не оклеветание, не обида... не зловредность... не блуд, не прелюбодейство, не гордость, бдение, слезы, молитвы, к церквам хождение, больным посещение... к отьцю честь и к матери любовь и ина многая дела добрая» (3:63). Другие – это: «Свар, величание, гордость, немилосердие, зависть, злоба, братолюбия презорство, обида, дмение, лицемерство, непокорение, мздоимство, осуждение, хуление, пьянство, объядение, прелюбодейство, грабление, насилие, непослушание Божиих словес, преступление Божиих заповедей, убийство, разбои, душегубство, кощюны, идолослужение... и вся злая дела» (3:63). В широко распространенном в Древней и Средневековой Руси «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что в огненной реке находится много грешников, и указывается, какие грешники ввергнуты в нее: «Сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божию, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники» (6:175).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Толкование на Послание к Галатам 1147. Самоубийство Глава I . И Бог подвергает самоубийц большему наказанию, чем человекоубийц, да и все мы с ужасом отвращаемся от них, – и это вполне справедливо, потому что если преступно убивать других, то тем более самого себя. Минь. Т. X. С. 618 Творения Т. X. С. 737 1148. Малые грехи ведут к большим Потому-то и возникли более тяжкие грехи, что малые остаются без надлежащего исправления... Такой-то, говорят, погрешает против поста, и тут нет ничего важного; другой тверд в православной вере, но, лицемеря в угоду времени, не с таким дерзновением исповедует ее, – и это, говорят, не представляет очень большого зла… И бесчисленное множество подобного рода грехов, как каждый может видеть, ежедневно вторгается в Церковь . Поэтому мы и сделались достойными посмеяния в глазах иудеев и эллинов, видящих, как Церковь разделяется на многие части. Если бы те, которые покушаются отступить от божественных законов и сделать в них какое-нибудь маловажное изменение, подвергались бы соответственному порицанию, то не появилась бы настоящая зараза, и не объяла бы Церкви столь великая буря. Минь. Т. X. С. 623 Творения Т. X. С. 743 1149. Праведник и закон Глава V . Аще ли духом водими есте, несте под законом... ( Гал. 5:18 ). В самом деле, кто не гневается, разве нуждается в том, чтобы слышать – не убий? Кто не смотрит любострастными глазами, разве имеет нужду в наставлении – не прелюбодействовать? Минь. Т. X. С. 672 Творения Т. X. С. 805 1150. Тяготы друг друга носить Глава VI . Друг друга тяготы носите ( Гал. 6:2 ). Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же в таком случае его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Минь. Т. X. С. 675 Творения Т. X. С. 808 1151. Почему пастырь находится в положении нищего и должен просить Да обращается учайся словеси учащему во всех благих (ср.: Гал. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перевоспитание Севером Михаил Тарковский - о том, кому пора на Колыму 25.11.2019 489 Время на чтение 6 минут Чубайс «имел наглость заявить...» Валентина Оберемко, «АиФ»: — Михаил Александрович, «Левада-центр» недавно проводил опрос по поводу отмены моратория на смертную казнь. Большинство опрошенных высказалось за её возвращение. Почему мы стали такими кровожадными? Михаил Тарковский: — Потому что при существующей системе в стране окончательно утеряны все представления о добре и зле. О том, что считать порядочным, а что непорядочным, что можно и чего нельзя. Приложены все усилия, чтобы дискредитировать Церковь. Поэтому все справедливо хотят порядка, и вовсе не каждый ассоциирует смертную казнь с заповедью «Не убий». Притом что очень часто наказание несоразмерно проступку. Одному вменили махинацию с миллионом и дали 7 лет, а другой, будучи чиновником государственного ведомства, уличён в грандиозной афере, но не получил ни года, либо получил, но был освобождён по УДО. Так что кровожадность тут вообще ни при чём — все знают, что мы, наоборот, даже излишне терпимы, доверчивы и терпеливы. — Может, призывами вернуть смертную казнь народ выражает своё неверие в нынешнюю судебную систему? — Всё хуже. Судебная система — это уже следствие тех изменений в идеологических и духовно-нравственных установках общества, которые были внедрены в 1990-х гг. Поэтому, повторяю, народ выражает недоверие не судебной системе, не системе лесного или рыбного там хозяйства, а существующей системе ценностей как таковой. Олигархат, который по факту диктует на нашей земле свои правила, имеет сознание граждан мира, для них понятие «Родина» отсутствует. Это люди абсолютно из другого теста, у них одна нога «там». Вспомните выступление Чубайса, где он имел наглость заявить, что, оказывается, мы ещё в ножки должны поклониться ему и его подельникам по «бизнесу» за то, что они, дескать, спасли нас всех в трудную минуту. Ну-ну... Поэтому важно не то, что люди могут выразить своим желанием вернуть смертную казнь, а то, о чём это свидетельствует. А свидетельствует это о том, что мы стоим не на ногах, а на голове. На уборку Норильска от снега

http://ruskline.ru/opp/2019/11/25/perevo...

См. также: «О сопротивлении злу силой» 1 Эту весьма глубокомысленную и интересную книгу я читал с месяц тому назад и сделал тогда же немало отметок на ее полях; однако не мог раньше взяться за перо, чтобы написать просимую рецензию, будучи подавлен множеством неотложных дел. Кроме этой книги еще четыре автора ожидают моего отзыва. Предмет, трактуемый почтенным философом И. А. Ильиным , мне близок: еще в 80-х годах я читал в Петрограде публичные лекции о противлении злу против Л. Н. Толстого 2 , а затем издал книжку «О войне с христианской точки зрения» 3 , которая, впрочем, подверглась бойкоту со стороны баптистов и др. темных сил, пропагандировавших «непротивление» как раз в 1914 году. Самое печальное в этой пропаганде было то совершенно нерелигиозное и неискреннее отношение к предмету, которое у нас весьма успешно практикуется во всех вопросах, соприкасающихся с християнским учением, ибо на стороне пропагандистов было и недавнее нерасположение общества к религии вообще, а к православной в особенности, и еще более – непроходимое невежество в учении Св. Библии: публика наша даже не представляет себе объема этой книги и воображает, будто Библией именуется только Ветхий Завет . – А Новый? – «Ну, это другое дело: Новый Завет – это все равно, что Евангелие». – А деяния, послания и апокалипсис? – «Ах, в самом деле, я и забыл (чаще – забыла)». Подобное же отношение к Св. Писанию проявили и мизерные, нанятые критики книги г. Ильина по поводу его ссылки на слова Апостола Павла: «всяка душа властем предержащим да повинуется». Они требовали ссылки на «первоисточник Откровения» – слова Христовы и злорадно предупреждали, что соответствующих слов найти невозможно, ибо Христос сказал: «Не убий». Полуграмотные друзья мои! Это сказал не сам Христос, а Моисей, т. е. Бог устами Моисея, а раньше и Сам вслух всего народа ( Исх. 20 ); Христос же Спаситель говорил богатому юноше: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»; и на вопрос: «какие?» перечислил 5-ю и 6-ю, 7-ю и 8-ю и 9-ю ( Матф. 19, 16–25 , и Map. 10, 18–22). Но вам, конечно, неизвестно, что Господь Бог , дав 10 заповедей, тут же предъявляет кару за их нарушение. Кто злословит отца или мать, того должно предать смерти, и т. д. Такое же наказание в той же книге Исход и затем во Второзаконии Господь назначает хульникам, прелюбодеям, наконец всякому хозяину, который держит заведомо бодливого вола,– если вол забодает мужчину или женщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Самоубийство – тяжелейший грех , являющийся бунтом против своего Творца –  Бога , выражением полного неверия,  гордости и непокорности Его всеблагой воле. Является нарушением 6й заповеди – «Не убий». По тяжести этого греха самоубийцы лишаются церковного отпевания , погребения и  поминовения . Исключение составляют случаи самоубийства, совершенного в состоянии невменяемости. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Конец предателя Иуды Искариота ( Мф.27:3-5 ). В Православной Церкви принято относить к самоубийцам погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся. Для отпевания человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует обратиться с прошением в Епархиальное управление (см. список епархий ) и испросить письменное разрешение правящего архиерея . Самоубийство – это разновидность убийства Самоубийство – это такой же грех, как и убийство. А убийство является нарушением шестой заповеди: «Не убий» ( Исх.20:13 ). Разница лишь заключается в том, что убийца убивает другого человека, а самоубийца убивает самого себя. Об убийстве сказано так: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» ( Быт.9:6 ). Самоубийство является бунтом против Творца Апостол Павел называет самоубийство злом против самого себя Деяния 16:25-34  «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Итак, самоубийство является грехом против Бога и самого себя. Виды самоубийств

http://azbyka.ru/samoubiystvo

Памятка иноку Наставления преосвященного старца 1. Монашество есть путь покаяния и очищения души от страстей, что достигается удалением от мира и мирской суеты, так как мир лежит во зле. Очищается душа постом, молитвой, сокрушением и плачем о грехах, всяким терпением и злостраданиями, усердным несением трудов, а прежде всего и главнее всего, исполнением заповедей Божиих. Сюда входят десять заповедей из Ветхого Завета (Синайское законодательство): 1) знай и люби Господа, 2) не твори себе кумира, 3) не клянись, 4) чти праздники, 5) почитай родителей, 6) не убий, 7) не прелюбы сотвори, 8) не лжесвидетельствуй, 9) не укради, 10) не желай худого и чужого, – и заповеди Господни из Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Короче, все заповеди можно свести к двум: 1) возлюби Господа всей душой и больше всего на свете, 2) возлюби ближнего своего, как самого себя, а себя отвергнись. Ищи не покоя, а богоугодных трудов, распинай плоть свою со страстями и похотями. 2. Изучение и исполнение заповедей Божиих есть основа всей духовной жизни, так как всякая заповедь непременно врачует какую-либо страсть в человеке, и без них никак нельзя очиститься от грехов и исцелеть душой. Никакие подвиги, даже пост и молитва и участие в службе церковной, не помогут, если человек не будет стараться быть смиренным, кротким, правдолюбивым, милостивым, целомудренным, миротворцем, терпеливым, незлобивым, всех любящим, как учил Христос ( Мф.5 ). Но это начало духовной жизни, увы, многими забывается и не считается главным, и монашество многими понимается как жизнь из внешних подвигов поста и молитвы, церковной службы и труда на послушаниях без постоянного очищения души от страстей и распятия себя. Поэтому такие и гордятся, и злобствуют, и собирают сокровища, и живут по прихотям, даже нарушая чистоту, но исполняют посты и молитвенные правила, конечно внешне и рассеянно, и в этом полагают надежду спасения. Только всуе надеются: такого внешнего благочестия гнушается Господь, и если душа в страстях, то и дух бывает мертв для Бога. Так по действию вражию незаметно получается у них полное извращение монашеской жизни, и монашество у них бывает видимо только в одежде, в поклонах, во внешних делах, но не в творении заповедей Божиих, не в смирении, кротости, чистоте, милосердии, терпении, не во врачевании души. И Господь строго осудил это в той же Нагорной беседе, укоряя лицемеров ( Мф.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Глава 3 1–6. Исцеление сухорукого в субботу. – 7–12. Общее изображение деятельности Иисуса Христа. – 13–19. Избрание 12-ти учеников. – 20–30. Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны. – 31–35. Истинные родственники Иисуса Христа. Мк.3:1 .  И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. (Об исцелении сухорукого см. комментарии к Мф.12:9–14 .) Евангелист Марк отмечает, что больной имел руку иссохшую, а не сухую ( Мф.12:10 ). Он, следовательно, не родился с такой рукой, а она усохла, вероятно, от какой-нибудь раны. Мк.3:2 .  И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. По свидетельству Марка, фарисеи – конечно, о них здесь идет речь – наблюдали с особенным вниманием ( παρετρουν), не исцелит ли ( θεραπεσει) его Христос в субботу. Конечно, они после такого исцеления намеревались обвинить Христа в нарушении закона о субботнем покое. Мк.3:3 .  Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. «Стань на средину» – точнее: «Поднимись в средину!». Господь находился в средине народа – Его окружали, главным образом, фарисеи (ср. стих 5: «воззрев» или, точнее, оглядев сидевших около Него кругом). Господь таким образом переходит к открытому нападению на Своих врагов, требуя, чтобы они ясно высказали свои мысли о Нем. Мк.3:4 .  А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. «Добро делать» – делать вообще добрые похвальные дела ( γαθν ποισαι). В чем состоит «доброе дело», которое имел здесь в виду Иисус, Он сейчас же разъясняет. Если не помочь несчастному, когда можно, это значит предоставить его в жертву верной смерти. Очевидно, что сухорукий имел серьезную опасную болезнь, так называемую атрофию мускулов, которая должна была идти прогрессивно, и Господь не только исцелил ему одну руку, но уничтожил и саму болезнь в её корне. На вопрос Христа фарисеи ничего не могли ответить: согласиться с Христом они не хотели, а противоречить высказываемому Им в этом вопросе взгляду они не находили основания, так как шестая заповедь прямо говорила: «не убий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Беседы на Послание к Ефесянам 1156. Прославление Бога нужно для нас самих Беседа I . В похвалу славы ( Еф. 1:6 ). Что это значит? То ли, чтобы кто восхвалял Его? Чтобы кто прославлял? Мы, ангелы, архангелы и вся тварь? Нет! Божество ни в чем не нуждается. Для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему. Не требует Он от нас ни служения, ни прославления, ничего другого; Он желает одного – спасения нашего, и все делает для этого. Славословящий будет внимательнее к своему спасению. Минь. Т. XI. С. 13 Творения Т. XI. С. 11 1157. Грех происходит от воли нашей, а не от природы и не от необходимости Беседа II . Скажешь: природа принуждает меня ко греху; я люблю Христа, но природа поставляет меня в необходимость грешить... Рассмотрим же, что бывает причиною грехов, нужда ли и неволя, или леность и совершенная беспечность? Сказано, например, не убий. Какая необходимость, какое насилие делать это? Напротив, чтобы убить, нужно употребить над собой насилие. Кто, в самом деле, из нас без насилия над собой решится вонзить меч в гортань ближнего и обагрить кровью свою руку? Никто. Не видишь ли, что напротив, чтобы совершить этот грех, нужно много принуждения и насилия над собою. Бог вложил в нашу природу силу, побуждающую любить других. Всяко животно, сказано, любит подобное себе, и человек искренняго своего (ср.: Сир. 13:19 ). Смотри, для добродетели сама природа дала семена; пороки же противны природе, так что, если они более господствуют над нами, то это самое служит признаком большой с нашей стороны лености. А что блуд? К нему какая влечет необходимость? Конечно, скажут, тиранство похоти. Как так, скажи мне? Разве нельзя иметь собственную жену, и этим уничтожить это тиранство?... Что же? Уж и воровство не есть ли дело необходимости? Да, скажут, к нему понуждает бедность. Нет, бедность скорее заставляет трудиться, а не красть; воровство же происходит от лености... Греха собственно нет ни одного, который бы проистекал из необходимости, – все они зависят от испорченной воли. Бог не так создал природу, чтобы необходимо должно было грешить; если бы это было так, то не было бы и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010