– Канон . Циклическая форма из песнопений ветхозаветных и новозаветных. Сложилась окончательно в VIII–IX вв. Название этой формы свидетельствует о ее строгой упорядоченности, организации (Слово канон означает – правило, норма, мера). Первым стал писать каноны свт. Андрей Критский (ок. 660–740). Им были написаны Великий покаянный канон, каноны на двунадесятые праздники. Творцами канонов были также прп. Иоанн Дамаскин , св. патриарх Софроний, преп. Иосиф Песнописец, преп. Феодор Студит и др. Состав песнопений и их количество поначалу не были постоянными. Существовали однопеснецы, двупеснецы, трипеснецы, потом уже появились каноны из девяти песен. Современный канон состоит из девяти песен (од), каждая из которых в свою очередь, состоит из ирмоса, тропарей в качестве припева к которым служат библейские песни 32 , катавасии 33 . Установление осмогласной системы . Второй этап развития христианского богослужебного пения характеризуется не только созданием большого числа новых песнопений, но и поиском путей их организации, приведением их в единую стройную систему, а для этого необходимо найти некий новый принцип формообразования мелодической структуры. Таким принципом стало осмогласие (пение на 8 гласов). Первые упоминания о пении на гласы восходят к IV веку. О существовании гласов в богослужебном пении в данный период свидетельствуют жития преп. Аввы Памвы и Павла Нитрийского, Св. Амвросий Медиоланский , известный как основоположник пения Западной церкви организовал в своей Церкви пение на гласы по образцу восточной церкви и ввел в употребление четыре гласа. Образцами гласового пения также являлись кондаки и икосы, составленные преп. Романом Сладкопевцем, творения других песнотворцев. Итак к концу VII века пение на гласы активно практиковалось в Восточной церкви однако не было еще всеобщей и обязательной для всех церквей системы осмогласия. Окончательное установление принципа осмогласия и превращение в стройную и совершенную каноническую систему было осуществлено преп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Красота поэмы и её смысл становятся видны, лишь когда текст освоен читателем полностью от начала до конца, во фрагментах же произведения Романа большого впечатления не производят. Что же касается   текста церковных песнопений, то, поскольку они воспринимаются на слух, слушатели не в силах освоить их текст полностью, он выхватывает из текста отдельные его элементы, отдельные фразы и выражения, а у Романа таких фраз, которые бы запоминались как нечто законченное вне контекста, в сущности, нет. Всё, что есть у Романа, воспринимается лишь в контексте. Это первое. Но есть и второй момент. В молитве главное место занимают краткие обращения вроде тех, что так часто встречаются в псалмах, например в 69–м: «Боже, в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщится». Такого рода обращений, составляющих обычно основу для диалога человека с Богом, в текстах Романа почти нет. Правда, диалогов в его поэмах немало, драматический элемент в них очень силён, но всё это диалоги, которые ведут между собою представленные в поэме фигуры: Мария и волхвы, Мария и Иисус, неразумные и разумные девы с Иисусом и т. д. Молящийся является здесь не участником диалога, а всего лишь его свидетелем. Вот почему поэмы Романа, несмотря на их несомненную красоту и «иконопис–ность», мало что дают для молитвы. Вероятно, именно по этой причине они и ушли из богослужения. Кондаки Романа вытесняются канонами Андрея Критского (ок. 660—740), Иоанна Дамаскина (ок. 650 - 754), его современника Косьмы Майюмского и многочисленных их подражателей. В отличие от кондаков Романа, не удержавшихся в богослужебной практике и столетия, каноны Дамаскина и гимнографов его круга вот уже много более тысячи лет звучат в храмах христианского Востока как по–гречески, так и в славянском переводе. Само слово «канон» по–гречески означает «правило». Составляются эти песнопения по чрезвычайно строгим правилам. В каждом каноне формально девять, а фактически восемь од или песней: дело в том, «что вторая песнь во всех канонах, кроме одного (Покаянного канона Андрея Критского), пропускается. Каждая ода состоит из четырех или пяти строф. Первая строфа оды называется словом «ирмос» (от греческого слова «айро», а в византийском произношении «иро» — низать, нанизывать).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Святоотеческое наследие Помочь сайту Андрей Критский, святитель Век: VII — VIII Дата Рождения: ок. 660 Дата Смерти: 4.07.740 Страна: Христианский поэт, монах, епископ, проповедник, родом из Дамаска. Первый составитель канонов. Ему принадлежит одно из гениальнейших произведений Церкви — «Покаянный канон» — грандиозная поэма сокрушенной души, наполненная библейским духом. Христианский поэт, монах, епископ, проповедник, родом из Дамаска. Первый составитель канонов. Ему принадлежит одно из гениальнейших произведений Церкви — «Покаянный канон» — грандиозная поэма сокрушенной души, наполненная библейским духом. Великий канон в аудиоархиве Очерк Игнатии (Петровской) «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту < читать далее > Покаянный канон прп. Андрея Критского, VII в. (Не путать с Великим каноном 1-й седмицы Великого поста, также написанным свт. Андреем!) Канон получил известность в мире благодаря эстонскому композитору Арво Пярту, который написал музыку для канона. < читать далее > Читать Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паремии Страстной Субботы. < читать далее > Читать Покаяние является началом и главным условием христианской жизни. В Православной Церкви покаянный период Великого поста — это время, когда всякой верующей душе Божественным милосердием дается особенная возможность воспрянуть от греховного сна. < читать далее > Смотреть Великий покаянный канон Андрея Критского в аудиоисполнении. Сначала идет церковнославянский текст, затем — русский перевод. Многочисленные библейские отсылки канона сопровождены чтением соответствующих библейских фрагментов. < читать далее > Слушать Покаянный канон, для хора (1997). Эстонский филармонический камерный хор. Дирижер — Тыну Кальюсте. В творчестве композитора эта музыка занимает особое место и, по собственному его признанию, очень много для него значит. < читать далее >

http://predanie.ru/andrey-kritskiy-svyat...

В VI-VII веках кондаки преподобного Романа пользовались большой популярностью, однако начиная с VIII века их стали постепенно вытеснять из богослужения новые жанры литургического творчества, в частности каноны: от прежних кондаков в богослужении остались, как правило, только вступительные строфы. После вытеснения кондаков из литургического обихода термином «кондак» стали называть те вступительные строфы кондаков, которые сохранились в богослужебных книгах. Развитием жанра кондака (в том понимании, в каком этот термин использовался в эпоху Романа Сладкопевца ) стал знаменитый «Акафист Пресвятой Богородице»: его автором некоторые ученые считают преподобного Романа. По образцу этого акафиста впоследствии были созданы другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю, многим святым. Развитие жанра канона связывают с именем преподобного Андрея Критского (ок. 660-ок. 740). Его перу принадлежит «Великий покаянный канон», читаемый в Православной Церкви дважды в год: один раз по частям – в первые четыре дня Великого поста, другой раз целиком – в среду пятой седмицы поста. Этот канон, написанный в стихотворной форме, представляет собой развернутую поэтическую композицию на тему покаяния, где иллюстративный материал основан на библейских сюжетах. В каноне девять «песней», каждая из которых по содержанию перекликается с одной из библейских песен, исполнявшихся на утрени. Стихи Великого покаянного канона вставлялись в стихи библейских песен, так что каждый стих по количеству слогов соответствовал определенному стиху из песни, а по содержанию перекликался с ним. Столь сложная форма литургического творчества оказалась наиболее востребованной среди византийских гимнографов, и у Андрея Критского нашлось много подражателей. Автором богослужебных канонов, посвященных церковным праздникам, были младшие современники Андрея, преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский (ок. 685-ок. 750). Они, в частности, составили каноны, посвященные церковным праздникам. Наиболее известным из поэтических творений Дамаскина является пасхальный канон, исполняемый на утрени в ночь святой Пасхи. Богослужение в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АНДРЕЙ Иванович Аргунов (1904 – 1938), мч. (пам. 23 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Матвеевич Трофимов (1882 – 1938), мч. (пам. 29 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Иванович Ясенев (1868 – 1938), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), прот. АНДРЕЙ Георгиевич Беднов (1885 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869 – 1937), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ Николаевич Бенедиктов (1885-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Петрович Быстров (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Владимирович Воскресенский (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНДРЕЙ Иосифович Дальников († 1920 или 1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Добрынин (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Косовский (1878-1920), прот., сщмч. (пам. 3 дек. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_11.html

Так, в первом своем гимне пр. Симеон Новый Богослов говорит об огне, нисходящем на сердце человека, взыскующего Господа, и называет его «несозданным». В другом своем гимне он говорит о стремлении его ума «быть совершенно вне тварей, чтобы достичь несозданного и неуловимого сияния». Далее он пишет, как это сияние «отделило меня от видимых и невидимых и даровало мне видение несозданного и радость отлучения от всего тварного... и я соединился с несозданным, нетленным и безначальным и всеми невидимым». Но, помимо этих неоспоримых свидетельств о несозданности Божественного озарения вообще, в древней патристической письменности можно найти не менее определенные указания на Божественность и несозданность Света Христова Преображения, то есть как раз на то, что в представлении многих является специфическим новшеством и даже главным содержанием учения св. Григория Паламы. Так, уже св. Григорий Богослов (329–390) учит в своем «Слове на св. Крещение» о Фаворском Свете как о видимом явлении Божества: «Свет, – пишет он, – явленное ученикам на горе Божество». Еще больший интерес в этом отношении представляют принадлежащие св. Андрею Критскому (660–740) и пр. Иоанну Дамаскину (†750) замечательные «Слова» на праздник Преображения Господня. Развиваемое в них (особенно у пр. Иоанна Дамаскина ) учение о Фаворском Свете настолько сходно, не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке, с учением св. Григория Паламы, что нам представляется нецелесообразным подробно на нем останавливаться, дабы не быть вынужденными повторять то же самое, когда мы будем излагать учение самого св. Григория Паламы о том же предмете. Скажем только, что мы встречаем у пр. Иоанна Дамаскина (хотя и в несколько менее развитом и систематическом виде, чем у св. Григория Паламы) представление о Свете Преображения как о «Свете Божества», «неприступном», «неописуемом», «вечном и безвременном», «Славе Божией», «Царстве Божием» и как о «несозданном». Последнее со всей возможной определенностью утверждается пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

поезия»//Литературна мисъл. София. 1976. 7. С. 35-54; Краева Б. Рилският книжовник мон. Спиридон//Старобългарска лит-ра. 1978. Кн. 3. С. 119; Мавродинова Л. Земенската църква. София, 1980. С. 14; Грозданов Ц. Портрети на светителите од Makeдohuja од IX-XVIII в. Ckonje, 1983. С. 161-163; Райков Б., Кодов Х., Христова Б. Славянски ръкописи в рилския ман-р. София, 1986; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989. С. 22-24; Поп-Атанасов Г. Непознат препис од службата на Joakuм Осоговски со Климентовиот канон за Eфmuмuj Велики//Спектар. Ckonje, 1990. Бр. 16. С. 5-31; Jakuмobcka М. Одразот на култот на св. Joakuм Осоговски во писмената и културна mpaдuцuja во Makeдohuja//Спектар. 1993. Бр. 21/22. С. 38; она же. Св. Joakuм Осоговски. Ckonje, 1997; Поповска-Коробар В. Претстава на северномакедонски пустиножители//Културен живот. Ckonje, 1994. 1. С. 36; она же. Лесновски ман-р св. Архангел Михаил и св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 37, 79; Б. Старо Нагоричино. Београд, 1993. С. 25-27; Гергова Е. Пространното житие на св. Йоаким Осоговски - структурно-типологични наблюдения//Старобългарска лит-ра. 1994. Кн. 28/29. С. 78-85; она же. Химнографските произведения за западнобълг. анахорети като белег за култа към тях//Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 31-37; Узунова Е. Историята на един новонамерен ръкопис: Хилендарският препис на житието на Йоаким Осоговски-Сарандапорски от 1789 г.//Старобългаристика. 1996. 2. С. 3-42; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 148, 189, 385, 405; Muxajлobcku J. Десет века св. Joakuм Осоговски. Куманово, 2005; Ucmopuja на бълг. средновек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008 (по указ.). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/468939.html

Иоанна Предтечи и нек-рое время хранившейся в Иверском мон-ре на Афоне. В той же рукописи (Л. 28) находится самогласная стихира Г. св. Симеону Богоприимцу (2 февр.) Σμερον τν Χριστν (Днесь Христа) 2-го плагального (6-го) гласа. Каноны Г. для Недели ваий и Недели св. праотцов (оба 4-го гласа) известны в к-польской и афонской рукописных традициях с XIII в. (Paris. gr. 13 (olim Colbert. 121); Vatop. gr. 1178; AHG. 1976. T. 4. Р. 418-426). Канон Г. в честь иконы Божией Матери Портаитиссы 4-го плагального (8-го) гласа содержится только в 2 рукописях XVII-XVIII вв., что дало основание Пасхосу считать его сочинением более позднего гимнографа с тем же именем. На полях рукописи XIII в. (Palat. gr. 138. Fol. 292v - 294v) именем Г. надписан канон 4-го гласа свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.), нач.: Δοθτω μοι νωθεν (Даждь ми свыше), иногда приписываемый Феофану (AHG. 1976. T. 4. Р. 129-142). Во всех перечисленных канонах есть акростихи (имя Г. содержится только в акростихе канона Портаитиссе), отсутствует 2-я песнь, в каждой песни содержится от 2 до 5 тропарей. Лит.: Pitra J. B. Hymnographie de l " Église greque. R., 1867. P. 11, 13-16; idem. Analecta sacra. T. 1. P. 330-331; Krumbacher K. Die Akrostichis in der griechischen Kirchenpoesie//SBA. 1903. Hf. 4. S. 603, 609-617; Παπαδπυλος-Κεραμυς Α. Ο μνογρφος Γαβριλ//BZ. 1903. T. 12. P. 171-172; Pétridès S. David et Gabriel hymnographes//EO. 1905. Vol. 8. P. 298-301; Émereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 422-424; Τωμαδκης Κ. Μ. Ρωμανο το Μελδο μνοι. Αθναι, 1955. Τ. 2. Σ. 132, 166, 175, 183, 219, 233, 242, 357, 365; Νικολπουλος Π. Γ. Γαβριλ μελωδς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127; Paschos P. B. Gabriel l " Hymnogrape: Kontakia et canons: Thèse de doctorate. P., 1970. 2 t.; idem. Gabriel l " Hymnographe: Kontakia et canons (avec Introd., texte crit., trad. et not.). P.; Athènes, 1978-1979; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. Τ. 1. Σ. 206, 207, 253, 510, 512; Sz ö verffy. Hymnography. Pt. 2. P. 52-53 [Библиогр.]. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/161267.html

В виду приближающегося конца жизни песнописец естественно начинает оплакивать деяния своего окаянного жития (1,1). Но может возраст — это не единственная причина?! Может Андрея Критского уже в почтенном возрасте попросили написать канон специально для Поста, зная его творческие возможности? Это вряд ли, ибо если его попросили составить канон для храмого богослужения, тогда почему почти 50 лет после его кончины (которая последовала в 740 году), этот канон нигде не употреблялся?… Да потому, что он не для этого писался! Это был личный (келейный) покаянный плач человека, желающего успеть покаяться. А был ли у св. Андрея повод так глубоко каятся? - Оказывается, был! Дело в том, что по свидетельству Синаксария Андрей Критский активно участвовал на VI Вселенском Соборе, «доблестно выступая против ереси монофелитов». Но данное свидетельство мы вынуждены признать весьма сомнительным, учитывая, что Собор состоялся в 680 году и Андрею (родившемуся ок. 660 года) на тот момент было не более 20 лет, что не позволяло ему авторитетно разбираться в обсуждаемых тогда на Соборе вопросах. И в действительности тогда он способен был разве что (в качестве курьера) доставить акты собора в Константинополь. Это предположение доказывается еще и тем, что когда (спустя 30 лет после состоявшегося осуждения) имп. Филиппик в 712м году созвал иной Собор, желая восстановить осужденную ересь, то, как об этом рассказывает св. Феофан Сигрианский (Исповедник), Андрей (которому на тот момент было чуть более 50 лет), уже будучи епископом Критским вместе с епископом Кизическим Германом (впоследствии патриархом Константинопольским и ревностным защитником иконопочитания) подписали акт об анафематствовании VI Вселенского Собора. А через год после этого (когда и император был свергнут, и православие восстановлено по всей империи) Андрей Критский в стихотворном послании архидиакону Великой церкви Агафону признался, что прочитав его книгу, он отверг заблуждение, которое ранее разделял. Т.е. подписывая анафематствования он не просто и безвольно подчинялся воле императора, но на самом деле заблуждался!!

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010